В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок русского языка "Средства выразительности в языке. Виды тропов" (10 класс)

Наталья Агафонова Наталья Агафонова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12  голосов:4    просмотров: 20097
Краткое описание
Данный урок направлен на совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики в текстах художественного стиля, что позволяет проводить качественную подготовку к ЕГЭ.

Описание
Средства выразительности в языке.
Виды тропов.
Подготовка к ЕГЭ. Задание В8.
(Урок русского языка в 10-м классе)

Цели урока:

Образовательные:


повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;
совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы в текстах художественного стиля;
совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы в текстах художественного стиля;
совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы в текстах художественного стиля;
подготовка к сдаче ЕГЭ.
подготовка к сдаче ЕГЭ.
подготовка к сдаче ЕГЭ.
Развивающие:


продолжение работы по совершенствованию культуры речи;
продолжение работы по совершенствованию культуры речи;
продолжение работы по совершенствованию культуры речи;
дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;
дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;
дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;
развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
Воспитательные:


формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.
формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.
формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.

Тип урока:обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.
обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Оборудование:мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.
мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и целей урока.

3. Актуализация опорных знаний.
4. Отработка умений и навыков.
5. Проверка знаний.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.


Ход урока:
I. Организационный момент.
Организационный момент.
Организационный момент.
Организационный момент.
Организационный момент.
Организационный момент.
Организационный момент.
Организационный момент.
Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.

Сообщение темы и целей урока.
Сообщение темы и целей урока.
Сообщение темы и целей урока.

Сообщение темы и целей урока.
Сообщение темы и целей урока.
Сообщение темы и целей урока.
Сообщение темы и целей урока.
Сообщение темы и целей урока.

— Один очень мудрый человек сказал, что очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других. Вот на уроке, как и всегда, мы с вами будем учиться друг у друга, будем шлифовать своё мастерство. Но в чём, как вы думаете? Если тема нашего разговора звучит так: «Средства выразительности в языке. Виды тропов».

— Правильно, цель нашего урока – повторить основные виды тропов, совершенствовать навыки анализа художественного текста.
совершенствовать навыки анализа художественного текста.
— Запишите число, классная работа и тему урока, и в то же время подумайте, где пригодятся вам полученные знания?
(при написании задания В8 и части С единого государственного экзамена)
III. Актуализация опорных знаний.
Актуализация опорных знаний.
Актуализация опорных знаний.
Актуализация опорных знаний.
Актуализация опорных знаний.
Актуализация опорных знаний.
Актуализация опорных знаний.
Актуализация опорных знаний.
Актуализация опорных знаний.
— Чтобы достигнуть цели урока, необходимо знать теоретический материал, изученный ранее.— Но вначале мне хочется вспомнить слова С. Есенина из его статьи «Отчее слово» (слайд), где поэт проникновенно говорит о том, что слово подлинных писателей протянуто «от тверди к вселенной»: «Истинный художник не отобразитель и не проповедник каких-либо определённых в нас чувств, он есть тот ловец, о котором так хорошо сказал Н. А. Клюев: «В затонах тишины созвучьям ставит сеть». Слово изначально было тем ковшом, которым из ничего черпают живую воду».
(слайд) По образному выражению другого самобытного поэта серебряного века, Велимира Хлебникова, «слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…».
— Как вы думаете, в чём смысл этих слов?
(одним из способов «оживления» слова является использование разного рода тропов и стилистических фигур, которые помогают добиваться особого эффекта выразительности)
— Подтвердите примерами из текста А. П. Чехова, что (слайд) «каждое слово, помимо своего основного значения, многочисленнейшими нитями связано с целым рядом образов и эмоций, которые легко всплывают при оценке слова с точки зрения его выразительности. Многие авторы называют этот эмоционально-образный клубок, опутывающий слова «обертоном слова».

О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

— Итак, арсенал изобразительно-выразительных средств русского языка исключительно богат и разнообразен. Тропы и стилистические фигуры призваны украшать речь, делать её точной, ясной, выразительной, такой, от ласки которой может закружиться голова.


IV. Отработка умений и навыков.
Отработка умений и навыков.
Отработка умений и навыков.
Отработка умений и навыков.
Отработка умений и навыков.
Отработка умений и навыков.
Отработка умений и навыков.
Отработка умений и навыков.
Отработка умений и навыков.
— Теперь обратимся к справочному материалу и вспомним, что наряду с лексическими и стилистическими синонимами и антонимами есть контекстные. (слайд)

Сообщение учащегося 1.
Контекстуальные синонимы и антонимы (индивидуальные, авторские). Они сближаются своими значениями только в условиях контекста. Сравните:

-лексические антонимы: Ложь бывает доброй или злой, сердобольной или беспощадной.

— контекстные антонимы: Ложь бывает ловкой и нескладной. Осмотрительной и безоглядной.Упоительной и безотрадной.


Упражнение 1 (распечатка): Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
Найдите в предлагаемых отрывках синонимы и антонимы. Выпишите их.
1) И ненавидим мы, и любим мы случайно,
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)

2) …всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)
…всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)
…всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)

(слайд)
Проверьте себя:
1) Антонимы:
Антонимы:
Антонимы:
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М. Ю. Лермонтов)
2) Синонимы:
Синонимы:
Синонимы:
…всё акустическое богатство, вся сила русского языка явились в нём (Пушкине) в удивительной полноте; он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовонен, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря. (В. Г. Белинский)

— Выставите себе оценку:
«5» — 0 ошибок
«4» — 1 ошибка
«3» — 2 ошибки
— Какое средство художественной выразительности используется наряду с синонимами во втором тексте? (сравнение) (слайд)

Сообщение учащегося 2.
Одним из самых распространённых изобразительно-выразительных средств языка является сравнение – образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов. Изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, при этом, как правило, используются сравнительные конструкции. За примерами обратимся к творчеству Н. В. Гоголя, мастера неожиданных сравнений. Вот как описана в начале «Мёртвых душ» гостиница, в которой остановился Чичиков: «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, то есть именно такая, как бывают в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов…».

Упражнение 2 (устно): Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
Подумайте, с чем можно сравнить небо (слайд),
звёзды(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
солнце(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
жизнь(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
любовь(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
(слайд),
радость(слайд).
(слайд).
(слайд).
(слайд).
(слайд).
(слайд).
(слайд).
(слайд).
Возможные ответы:
Небо как голубое покрывало Вселенной, хрустальный купол
Звёзды как горошины, бриллианты, плевочки
Солнце как огненный шар
Жизнь как необъятный океан, непрочитанная книга
Любовь как сон, цветущая яблоня
Радость как летящие по воздуху звуки музыки, разноцветные воздушные шары

(слайд) Сообщение учащегося 3.
Сравнение лежит в основе других видов тропов. Скрытым сравнением является метафора (от греческого – перенесение), когда свойства одного предмета переносятся на другой. Таким образом, предмет или явление получают чужое имя на основании сходства, ассоциации. Не случайно, размышляя о метафоре, Аристотель заметил: «Слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство». (слайд) Большой мастер создания метафор был С. Есенин. Одна из самых запоминающихся его метафор – это «В саду горит костёр рябины красной,/Но никого не может он согреть…».
Но никого не может он согреть…».
«В саду горит костёр рябины красной,/Но никого не может он согреть…».

Упражнение 3(слайд): Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Создайте небольшой текст, основанный на метафорическом переносе «Город – огромное чудовище»:
Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными ____. Он ______ в небо тучами дыма и ____, как обжора, страдающий ожирением.
Войдя в него, чувствуешь, что попал в ___ из камня и железа, который проглотил несколько миллионов людей и растирает, ____ их.
Улица – скользкое, алчное _____, по нему куда-то вглубь плывут темные _____ пищи города – живые люди.

Возможный вариант ответа:
Город – огромное чудовище.
Издали город кажется огромной челюстью, с неровными, черными зубьями тёмных крыш домов. Он плюёт в небо тучами дыма и отдыхивается, как обжора, страдающий ожирением.
Войдя в него, чувствуешь, что попал в желудок огромного чудовища, который проглотилнесколько миллионов людей и растирает, пережёвывает их.
Улица – скользкое, алчное течение, по нему куда-то вглубь плывут темные куски пищи города – живые люди.

(слайд) Сообщение учащегося 4.
Возможны и другого рода переносы смысла. Художник может заменить одно слово другим, имеющим с ним причинную связь, т. е. использоватьметонимию (от греческого переименование). Так, в «Евгении Онегине», описывая читательские предпочтения героя, Пушкин заметит: «Однако ж несколько творений/ Он из опалы исключил:/ Певца Гяура и Жуана/ Да с ним ещё два — три романа». Имя Байрона легко восстанавливается по упоминанию героев его произведений.(слайд) Если для метафоры обязательно сходство предметов, то при метонимии никакого сходства нет. Могут переноситься:
(слайд) Если для метафоры обязательно сходство предметов, то при метонимии никакого сходства нет. Могут переноситься:
Название помещения, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра.
, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра.
, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра.
Название сосуда, емкости на его содержимое: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку.
: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку.
, емкости на его содержимое: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку.
Название вещества на изделиеиз него: выставка старинного фарфора; полотна Левитана; дама вся в мехах.
из него: выставка старинного фарфора; полотна Левитана; дама вся в мехах.
Имя автора на его творения:люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина.
люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина.
Название географического пунктана то, что там производится: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми
: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми
на то, что там производится: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми
Действие на орудие этого действия: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.
: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

Упражнение 4 (распечатка): Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:

Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих выражениях:
а) его ожидали скипетр и золотая мантия(действие на орудие этого действия);
;
б) он снял с полки Бунина (имя автора на его творения);



;
в) лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно(название вещества на изделиеиз него);
из него);
г) весь зал оглушительно захлопал(название помещения на людей, находящихся там);
;
;
;
, находящихся там);
ия на людей, находящихся там);
д) перо кипело страстью (действие на орудие этого действия);



;
е) вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка (действие на орудие этого действия.
.
.
.
.
.
.

(слайд) Сообщение учащегося 5.
Возможна замена слова или словосочетания описательным оборотом, как это делает А. С. Пушкин в знаменитых строках: «Улыбкой ясною природа/ Сквозь сон встречает утро года…» В этом случае мы говорим о перифразе, что буквально обозначает пересказ, замену предмета или явления описанием существенных его черт и признаков, создающих в нашем представлении яркую жизненную картину.

Упражнение 5 (распечатка(слайд):Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным. Укажите при помощи стрелок:
Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным. Укажите при помощи стрелок:
Муза
Зима
Прометей
Швед
Сабля
Гусь
Пушкин
Гомер
Микроскоп
юность
Спаситель Капитолия
Блистающая сталь
Солнце русской поэзии
Весна человеческой жизни
Седая чародейка
Пермесская богиня
Потомок викингов отважных
Волшебный прибор Левенгука
Прикованный к скале Титан
Бессмертный творец «Илиады»


Ответ ( проверяем устно (слайд):
Муза
Зима
Прометей
Швед
Сабля
Гусь
Пушкин
Гомер
Микроскоп
юность
Пермесская богиня
Седая чародейка
Прикованный к скале Титан
Потомок викингов отважных
Блистающая сталь
Спаситель Капитолия
Солнце русской поэзии
Бессмертный творец «Илиады»
Волшебный прибор Левенгука
Весна человеческой жизни

(слайд) Сообщение учащегося 6.
Разновидностью метонимии является синекдоха (от греческого соотнесение).Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; други­ми словами: часть творчески дополняется до целого, це­лое как бы «додумывается», воспринимается на фоне ка­кой-нибудь характерной детали: «И думал он:/ Отсель грозить мы будем шведу.// Здесь будет город заложен/ Назло надменному соседу.// Природой здесь нам суждено/ В Европу прорубить окно,/ Ногою твердой стать при море.//Сюда по новым им волнам/ Все флаги в гости будут к нам,/ И запируем на просторе». (А.С. Пушкин)
лое как бы «додумывается», воспринимается на фоне ка­кой-нибудь характерной детали: «И думал он:/ Отсель грозить мы будем шведу.// Здесь будет город заложен/ Назло надменному соседу.// Природой здесь нам суждено/ В Европу прорубить окно,/ Ногою твердой стать при море.//Сюда по новым им волнам/ Все флаги в гости будут к нам,/ И запируем на просторе». (А.С. Пушкин)
ми словами: часть творчески дополняется до целого, це­лое как бы «додумывается», воспринимается на фоне ка­кой-нибудь характерной детали: «И думал он:/ Отсель грозить мы будем шведу.// Здесь будет город заложен/ Назло надменному соседу.// Природой здесь нам суждено/ В Европу прорубить окно,/ Ногою твердой стать при море.//Сюда по новым им волнам/ Все флаги в гости будут к нам,/ И запируем на просторе». (А.С. Пушкин)
Обозначается лишь часть предмета, а целое — подразумевается; други­ми словами: часть творчески дополняется до целого, це­лое как бы «додумывается», воспринимается на фоне ка­кой-нибудь характерной детали: «И думал он:/ Отсель грозить мы будем шведу.// Здесь будет город заложен/ Назло надменному соседу.// Природой здесь нам суждено/ В Европу прорубить окно,/ Ногою твердой стать при море.//Сюда по новым им волнам/ Все флаги в гости будут к нам,/ И запируем на просторе». (А.С. Пушкин)

Упражнение 6 (распечатка(слайд): Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:
Найдите синекдоху в предложениях и отметьте крестиком:

o Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
o Люблю Подмосковье.
Люблю Подмосковье.
Люблю Подмосковье.
o Нам нужна крыша над головой.
Нам нужна крыша над головой.
Нам нужна крыша над головой.
o Сто лет не виделись.
Сто лет не виделись.
Сто лет не виделись.
o Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
o Белеет парус одинокий…
Белеет парус одинокий…
Белеет парус одинокий…
o И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
o Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
o Мы все глядим в Наполеоны.
Мы все глядим в Наполеоны.
Мы все глядим в Наполеоны.
o Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
o Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
французу отдана?
o Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.
Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.
Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.

Ответ (проверяем устно слайд):
o Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит.
o Люблю Подмосковье.
Люблю Подмосковье.
Люблю Подмосковье.
x Нам нужна крыша над головой.
Нам нужна крыша над головой.
Нам нужна крыша над головой.
o Сто лет не виделись.
Сто лет не виделись.
Сто лет не виделись.
o Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат.
o Белеет парус одинокий…
Белеет парус одинокий…
Белеет парус одинокий…
x И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
И было слышно до рассвета, как ликовал француз.
x Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
o Мы все глядим в Наполеоны.
Мы все глядим в Наполеоны.
Мы все глядим в Наполеоны.
x Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, о передо мной вот этот белый берет.
x Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
французу отдана?
x Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.
Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.
Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко.

— Ещё раз просмотрите справочный материал (памятки), вспомните все тропы и стилистические фигуры, о которых говорилось не только на прошлых уроках, но и в течение всех лет вашего обучения в школе и выполните задание В8. (слайд)

V. Проверка знаний.

Проверка знаний.
Проверка знаний.
Проверка знаний.

Проверка знаний.
Проверка знаний.
Проверка знаний.
Проверка знаний.
Проверка знаний.
Проверочная работа с последующей проверкой.
— Для этой работы я предлагаю вам отрывок из рассказа Ивана Бунина «Ночь», где автор вновь обращается к мирозданию, к философским вопросам бытия.
— Текст читает учитель.

(1)На даче темно, — час поздний, — и все окрест струится непрерывным журчанием. (2)Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе. (3)Я думаю — и слушаю, слушаю: хрустальное: журчание, наваждение!
(4)Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. (5)Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. (6)С бал­кона открывается ночное море. (7)Бледное, млечно-зеркальное, оно летаргически-недвижно, молчит. (8)Будто молчат и звезды. (9)И однообразный, ни на секунду не прерывающий­ся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ноч­ном мире, подобно какому-то звенящему сну.
(10)Слабое движение воздуха, запаха цветов из цветника и морской свежести неожиданно доходит до балкона. (11)И через минуту слышится шорох, тихий вздох полусон­ной волны, медленно накатившейся где-то внизу на бе­рег. (12)Счастливая, дремотная, бездумная, покорная, уми­рающая, не ведая того! (13)Накатилась, плеснула, озарила пески бледно-голубым сиянием, — сиянием несметных жизней, — и так же медленно потянулась назад, возвращаясь в колыбель и могилу свою.
Слабое движение воздуха, запаха цветов из цветника и морской свежести неожиданно доходит до балкона. (11)И через минуту слышится шорох, тихий вздох полусон­ной волны, медленно накатившейся где-то внизу на бе­рег. (12)Счастливая, дремотная, бездумная, покорная, уми­рающая, не ведая того! (13)Накатилась, плеснула, озарила пески бледно-голубым сиянием, — сиянием несметных жизней, — и так же медленно потянулась назад, возвращаясь в колыбель и могилу свою.
(14)Покой, особый, предрассветный, царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. (15)Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями, столь как будто разными и столь одинаково преданными сну, бессознанию, беспомощности. (16)И вдруг опять испытал я то непередаваемое чувство, ко­торое испытываю всю жизнь, когда мне случается про­снуться на ранней заре, — испытал чувство великого сча­стья, детски доверчивой, душу умиляющей сладости жизни, чувство начала чего-то совсем нового, доброго, прекрасного — и близости, братства, единства со всеми живущими на земле вместе со мною.
Покой, особый, предрассветный, царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. (15)Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями, столь как будто разными и столь одинаково преданными сну, бессознанию, беспомощности. (16)И вдруг опять испытал я то непередаваемое чувство, ко­торое испытываю всю жизнь, когда мне случается про­снуться на ранней заре, — испытал чувство великого сча­стья, детски доверчивой, душу умиляющей сладости жизни, чувство начала чего-то совсем нового, доброго, прекрасного — и близости, братства, единства со всеми живущими на земле вместе со мною.
(И. Бунин)д


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основетекста.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
В рецензии после пропусков в скобках даны пояснения, позволяющие вам найти правильный термин.

В 8. «Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
«Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
«Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
«Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
«Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
«Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
«Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
«Очарование бунинской прозы ощущается даже в этом небольшом отрывке. Красоту и особую выразительность ему придают такие средства выразительности, как_________(«хрустальное журчание», «хрустальный звон»), соседствующие с _________(«человеческое гнездо», «покой царил», «сладость жизни»). Специфику текста формируют_____(предложения 12, 13,16), создающие определённый ритм и структуру. Характерной чертой авторского стиля является и обилие _______(предложения 4, 11, 5), особенно одиночных (предложения 7, 12,14). Все эти средства позволили Бунину не только нарисовать замечательную словесную картину летней ночи и ночного моря, но и затронуть в тексте философские вопросы космического масштаба».
Список терминов:
1) эпитеты
эпитеты
эпитеты
2) синонимы
синонимы
синонимы
3) антонимы
антонимы
антонимы
4) метафора
метафора
метафора
5) инверсия
инверсия
инверсия
6) неполные предложения
неполные предложения
неполные предложения
7) обособленные члены
обособленные члены
обособленные члены
8) синтаксический параллелизм
синтаксический параллелизм
синтаксический параллелизм
9) ряды однородных членов
ряды однородных членов
ряды однородных членов

Ответы: 1, 4, 9, 7
— Взаимопроверка. Здесь может быть только «5».

VI. Рефлексия.
Рефлексия.
Рефлексия.
Рефлексия.
Рефлексия.
Рефлексия.
Рефлексия.
Рефлексия.
Рефлексия.
Обратимся к цели нашего урока (повторить основные виды тропов, совершенствовать навыки анализа художественного текста).совершенствовать навыки анализа художественного текста).Обратимся к цели нашего урока (повторить основные виды тропов, совершенствовать навыки анализа художественного текста).— Справились ли вы, ребята, с заданиями, предложенными на уроке, чтобы достигнуть цели урока? — Какое задание у вас вызвало затруднение?— Над чем нам необходимо с вами поработать на следующих уроках?
— Оцените, пожалуйста, урок при помощи цветных кружочков?
— За работу оценки получают…

VII. Домашнее задание.Домашнее задание.Домашнее задание.Домашнее задание.Домашнее задание.Домашнее задание.Домашнее задание.Домашнее задание.Домашнее задание.Запишите в тетради домашнее задание. Оно будет одинаковым для всех учащихся. Подберите текст художественного стиля речи (15-20 предложений) и проанализируйте его с точки зрения использования в нём изобразительно-выразительных средств языка.

Пожаловаться 04 августа 2012
Файлы
урок в 10 классе.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
N.Agafonova_Russkiy_yazyk.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru