В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

«Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушением зрения»

Марина Галкина Марина Галкина
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12  голосов:3    просмотров: 1664    комментариев: 2
Краткое описание
закрепление  зрительных образов пройденных букв на полисенсорной основе;
Пожаловаться 01 августа 2012
Файлы
дизграфия.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ

В ФИЗИЧЕСКОМ И ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

ДЕТСКИЙ САД №6 МОСКОВСКОГО РАЙОНА









ОПЫТ РАБОТЫ:


«Профилактика оптической дисграфии
у детей с нарушением зрения»


(система работы по профилактике оптической

дисграфии у детей дошкольного возраста

с нарушением зрения)










Учитель-логопед высшей
квалификационной категории
Галкина Марина Дмитриевна






Санкт-Петербург



2007 год

  • АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

  • Профилактика оптической дисграфии – важное направление в работе логопеда с детьми дошкольного возраста.

  • Дети с нарушением зрения испытывают ряд трудностей:

    • нарушение зрительного восприятия;

    • нарушение операций анализа и синтеза;

    • нарушение моторных координаций;

    • неточность представлений о форме, цвете и величине предметов;

    • трудности оптико-пространственного анализа;

    • несформированность оптического образа буквы.

  • На медико-психолого-педагогических совещаниях отмечается низкий уровень зрительно-пространственных представлений у детей с амблиопией и косоглазием.

  • Общая картина осложняется наличием у ребенка зрительной патологии, что проявляется в:

    • заменах графически сходных по написанию букв;

    • зеркальном написании букв;

    • пропусках элементов букв;

    • написании лишних элементов;

    • неправильно расположенных элементах.

  • Оптические нарушения у детей с нарушением зрения связаны с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственных представлений.

  • Профилактическая работа по предупреждению оптической дисграфии у детей с косоглазием и амблиопией – это сложный процесс, требующий целенаправленного, систематического коррекционно-логопедического воздействия.

  • Возможность органичного включения упражнений по профилактике оптической дисграфии в работу логопеда.

Высокий уровень развития зрительно-пространственных представлений и сформированность зрительного образа буквы, являющихся основой письма, должны быть обеспечены профилактической работой логопеда в дошкольном возрасте.

Система работы по профилактике возникновения оптической дисграфии.


Одним из направлений профилактической и коррекционной работы при устранении дисграфии является развитие зрительного гнозиса (предметного и буквенного), а также формирование зрительно-пространственных представлений.

После комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных упражнений (как часть занятия), а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям и рабочим листам.

ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИКИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ:

- уточнение и расширение объема зрительной памяти;

- формирование, развитие и совершенствование зрительного восприятия и предметных представлений;

- развитие зрительного анализа и синтеза;

- развитие зрительно-моторной координации;

- формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения;

- дифференциация смешиваемых по оптическим и кинетическим признакам букв.

Коррекционная работа по профилактике оптической дисграфии проводится в 3 этапа:


1-й этап – организационный(сентябрь)

1 - обследование логопеда;

2 - оформление документации и планирование работы;

3 - медико-психологическое совещание, анализ результатов диагностики;

4 - беседа с родителями.


2-й этап – основной (октябрь –апрель)

Работа проводится во взаимосвязи с учителем-дефектологом.


Цель:

1 – развитие зрительного восприятия



Задачи:


1 - развитие буквенного гнозиса ( формы, величины букв, дифференциация расположения элементов букв);

2– развитие зрительного анализа и синтеза;

3 – расширение и уточнение объема зрительной памяти (зрительный мнезис: запоминание формы, цвета, последовательности и количества букв и предметов);

4 – формирование пространственного восприятия и представлений (ориентировка в схеме собственного тела, дифференциация правых и левых частей предмета, ориентировка в пространстве;

5 – формирование и активизация речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения;

6 –развитие зрительно-моторной координации.

7 - закрепление связи между произнесением звука и его графическим изображением на письме;


3-й этап –заключительный ( май - июнь)

Цель:

1 – закрепление полученных навыков;


Задачи:


1 – перенос полученных знаний на другие виды деятельности;

2 – анализ результатов работы.





ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ:


а) постепенное уменьшение числа информативных признаков о предмете:

- реальный предмет, изображенный на картинке;

- изображенный контур предмета;

- изображенный силуэт предмета;

- пунктирное изображение;

- недостающие детали;


б) узнавание предметов, сходных по контуру (в художественном, контурном и силуэтном изображении);


в) использование обеих групп приемов, затрудняющих восприятие.


г) «зашумление» изображений:

- штриховка;

- перечеркивание;

- наложение друг на друга;

- «Волшебный экран» (узнавание предметов в вертикальной плоскости в затрудненном зрительном восприятии).



ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ:
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГЛАСНЫХ»



I. Организационный момент (шуточные стихи о пройденных буквах с опорой на картинку-букву).


II. Основная часть.

1. «Знакомство с буквой».


- Название буквы;

- Определение количества частей (элементов) в букве;

- «На что похожа буква?»;

- Разучивание стихотворения о букве;

- Обводка пальцем руки по крупной печатной букве;

- Прописывание буквы в воздухе, на спине товарища;

2. Игры с буквами.


Вариант А - «Почини букву» - обводка, штриховка, закрашивание буквы; дописывание недостающих элементов, самостоятельное письмо буквы;

Вариант Б - «Вырежи букву»;

Вариант Г – « Вылепи букву» (из пластилина);

Вариант Д – «Выложи букву» (крупа, палочки, веревочки - на столе, на ковролине).


Динамическая пауза.

(речь с движением: «Мы по городу гуляли»)


- «Найди и покажи» - поиск буквы на ковролине в условиях затрудненного зрительного восприятия по выбранному образцу;

- Вариант А – «Найди домик буквы» - по выбранному образцу с визуальным контролем;

- Вариант Б - «Назови букву в домике» - по выбранному образцу с тактильным контролем;

- Вариант Г – «Найди и закрась букву» - дидактическое пособие «Ералаш»;

- Вариант Д - «Помоги девочкам найти буквы» - игра на ковролине в вертикальной плоскости.


III. Итоги занятия.



ЦЕЛИ ЗАНЯТИЙ:


- закрепление зрительных образов пройденных букв на полисенсорной основе;

- формирование умения читать слова из пройденных букв;

- развитие звуко-буквенного анализа;

- совершенствование зрительно-моторной координации;

- развитие зрительно-пространственных представлений;

- развитие мышления, памяти и речи;

- тренировка процессов аккомодации и конвергенции;

- развитие самоконтроля и самооценки.





РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЯМ:


1. Демонстрационный материал (буквы); раздаточный материал (буквы, рабочие листы).

2. Картотека шуточных стихов о буквах.

3. Дидактическая игра: «Найди домик буквы».

4. Дидактическая игра: «Ералаш».

5. Дидактическая игра: «Помоги девочкам найти буквы».

6. Коррекционное пособие: «Волшебный экран».

7. Пазлы: «Собери букву».

8. Конструктор В.Воскобовича: «Собери букву».


Примечание:

- вариативность предложенных заданий зависит от уровня зрительного восприятия и уровня познавательных способностей подгруппы;

- в развивающую среду группы вносятся игры с буквами на закрепление пройденного материала:

1) Пазлы: «Собери букву»;

2) Конструктор В.Воскобовича «Собери букву»;

3) Реконструирование букв «Преврати одну букву в другую»;

4) Повторение шуточных стихов о буквах.




Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru