В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Умножение десятичных дробей

Маргарита  Заикина Маргарита Заикина
Тип материала: Урок
просмотров: 2642
Краткое описание
Научить обучающихся умножать десятичные дроби

Описание


Тема:
«Умножение десятичных дробей»
Цель урока:
Научить учащихся умножать десятичные дроби.
Обучающие задачи:
-
Проверить усвоение материала по темам: «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение дроби на натуральное число», «Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.


— Ввести правило умножения десятичных дробей.

— Ознакомить с историей возникновения правил работы с десятичными дробями.

— Решить задачи на закрепление изученного материала.

— Проконтролировать
усвоение
материал по теме
урока.
Развивающие задачи:
— Продолжить работу над развитием внимания, памяти, логического мышления.

— Способствовать привитию интереса к предмету

-
Развивать познавательную активность учащихся.

-
Вырабатывать умение оценивать свою работу.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

-
Прививать чувство коллективизма, умение выслушивать друг друга.


Ход урока:

I.
Организационный момент.


Ребята, для того, чтобы повторить ранее изученный материал и
научиться умножать десятичные дроби вы должны будете сегодня на славу потрудиться. На уроке у нас будет много встреч с героями ваших любимых сказок, вам нужно будет проявить смекалку, ум, сообразительность.
Я желаю вам интересно, с пользой провести время. Успехов и удачи вам!

II.
Актуализация знаний учащихся.

1)
Устный счёт
(Учащиеся
показывают ответ сигнальной карточкой – красной, желтой или зеленой)
Письмо 1.

<shapetype id="_x0000_t75" coordsize=«21600,21600» o:spt=«75» o:preferrelative=«t» path=«m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe» filled=«f» stroked=«f»>
<path o:extrusionok=«f» gradientshapeok=«t» o:connecttype=«rect»>
<imagedata src=«file:///C:%5CUsers%5CATHLON~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image001.jpg» o:title=«Рисунок 1»>
Ребята, отправился я за тридевять земель в тридесятое царство выручать Елену Премудрую. Обнесено царство Кощея стенами высокими, а ворота заперты на замок мудреный. Если вы успешно справитесь с заданиями
для устного счета, то замок сразу откроется.
Иван-царевич Задания для устного счёта.

1) Выполните сложение:
3,7 + 0,24


37,24
3,94

0,61


2) Выполните умножение:
2,04 х 8

1,632
163,2
16,32


3) Выполните умножение:
1,6 х 3

48

4,8

3,2


4) Выразите
<metricconverter productid=«5 см» w:st=«on»>5 см

в

дм
:
0,5 дм
0,05 дм
50 дм



5) Выразите
27 дм2
в
м2 :

<metricconverter productid=«0,0027 м2» w:st=«on»>0,0027 м2

<metricconverter productid=«2,7 м2» w:st=«on»>2,7 м2

<metricconverter productid=«0,27 м2» w:st=«on»>0,27 м2


2) Историческая справка.

Молодцы! Работали хорошо, дружно. Не справился бы без вашей помощи
Иван-царевич.
Вот срочное письмо. Так от кого же оно?
От Елены Премудрой.
Письмо 2.

<imagedata src=«file:///C:%5CUsers%5CATHLON~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image003.jpg» o:title=«Рисунок 2»>

Дорогие ребята! Спасибо, что помогли Ивану-царевичу. За это поведаю я вам историю о дробях десятичных………………………………………………………………………...

Ой,
что-то и слов в письме больше никаких нет. Ну что ж, всё понятно! Ведь в сказках есть и добрые, и злые герои. Видать не хочет нечисть всякая, чтобы мы узнали ещё что-нибудь интересное о десятичных дробях. Но пусть злые силы не радуются. Есть в нашем классе дети, которые нам
сумеют рассказать то, что подготовили о десятичных дробях.

(Заслушивается выступление ученика, заранее подготовившего материал
об истории возникновения правил работы с десятичными дробями.)

Историческая справка.


В науке, в промышленности десятичные дроби используются значительно чаще обыкновенных. Это связано с простотой правил вычисления, похожестью на правила действий с натуральными числами. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Ал-Коши в ХV веке. Записывал Ал-Каши десятичные дроби так же как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял чертой. В Европе дроби были заново изобретены только через 100 лет Симоном Стевином. В России учение о дробях изложил Л.Ф.Магницкий.

III.
Изучение нового материала.


Прочитаем следующее письмо.
Письмо 3.

<imagedata src=«file:///C:%5CUsers%5CATHLON~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image005.jpg» o:title=«Рисунок 3»>

Ребята! Мяу! Помогите! Это я, Кот в сапогах, т.е. без сапог. Злая колдунья похитила мои сапоги и не вернет их, если я не решу задачу: «Найдите площадь прямоугольника со сторонами
а=1,5 дм,
b=0,3 дм.
Кот в сапогах

Да, очень расстроен кот. Давайте ему скорее помогать.

а
=1,5 дм,
b=0,3 дм
S=?

Как найти площадь прямоугольника?
[S=a
х b]
Получается, что нужно умножить 1,5 х 0,3

А мы умеем умножать десятичные дроби?
[Нет]
Так как же быть? Как помочь коту, попавшему в беду? [1,5 дм=15 см,
0,3 дм=3см,
1,5 х3= 45 см2=0,45 дм2]
Правильно! Молодцы!
1,5 х 0,3=0,45

Посмотрите внимательно на наше решение. Ведь мы, по сути, умножили десятичную дробь на десятичную дробь.

Ребята, а вот, посмотрите,
какой плакат нам прислали из страны сказок:

3,2 х 1,08 = 3,456

0,49 х 0,79 = 0,3871

1,259 х 0,06 = 0,0755


Внимательно проанализируйте все эти примеры. Вспомните о коварстве запятой в десятичной дроби.
Может быть, появились у кого-то идеи о том, как нужно умножать десятичные дроби?........

Хорошо! Молодцы! Давайте теперь прочитаем правило в учебнике (стр.244). Его к следующему уроку нужно будет выучить.

[Оформить решение примера на доске и в тетрадях,
раздать карточки для работы в парах].

IV.
Закрепление изученного материала.


Читаем следующее письмо.
Письмо 4.

<imagedata src=«file:///C:%5CUsers%5CATHLON~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image007.jpg» o:title=«Рисунок 4»>

Ребята, здравствуйте. У меня что-то произошло с пропеллером, а мне необходимо слетать к малышу. Я без него очень скучаю, к тому же так хочется варенья, плюшек, ватрушек. Все неполадки с пропеллером сразу исчезнут как только вы найдете пропавшую запятую.

Карслон Работа в парах 4,2 ∙ 3,8 = 1596 4,2
3,8
336 126
1596
0,24 5∙ 0,08=001960 0,245 0,08 001960
0,79 ∙ 4,9=3871 0,79 4,9 711 316_ 3871

[На «крылышке» доски с обратной стороны данные примеры заранее заготовлены. После окончания работы в парах учитель открывает доску и приглашает к доске троих ребят поставить на место «пропавшую» запятую]

Давайте ещё разок повторим правило умножения десятичных дробей.
[Учащиеся отвечают правило]
V.
Домашнее задание.


Хорошо! Молодцы! Думаю, что и дома вы с подобными примерами справитесь без проблем.
Запишите в дневники домашнее задание:
п.36
№1405, дополнительно №1312 (по желанию).

VI.
Физкультминутка.


Ребята, вы хорошо работали. Наверное, немножко устали, а наше путешествие по стране сказок ещё не закончилось, поэтому давайте немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста, вытяните перед собой руки. Теперь отвечайте на мои вопросы так: если хотите ответить «да», поднимите руки вверх, если хотите ответить «нет», опустите руки вниз.
1) У козы было 5 козлят.
(-)
2) Старик поймал в море одну золотую рыбку
(+)
3) У сестрицы Алёнушки был братец Иванушка.
(+)
4) Старик Хоттабыч летал на вертолете.
(-)
5) Золушка была добрая и трудолюбивая
(+)
6) У Змея Горыныча одна голова и три хвоста.
(-)
7) Емеля-дурачок лежал на диване.
(-)

VII.
Cамостоятельная работа.


Читаем последнее письмо.
Письмо 5.

<imagedata src=«file:///C:%5CUsers%5CATHLON~1%5CAppData%5CLocal%5CTemp%5Cmsohtmlclip1%5C01%5Cclip_image010.jpg» o:title=«Рисунок 5»>

Ребята, пишет вам Незнайка. Я был на Луне, теперь хочу слетать на Марс. Знайка сказал, что жители нашего города помогут мне осуществить мечту, если я возьмусь за ум. Честно вам скажу, что я не очень-то и знаю, как надо за него браться, но на умножение десятичных дробей я решил примеров много. Даже за самостоятельную работу, которую вы будете сейчас писать, Знайка мне поставил «5». Скорее выполните задания и сверьте свои ответы с моими.
Незнайка
Самостоятельная работа
1 вариант
Выполните умножение:

1) 3,5 х 1,2
а) 4,2
б) 42
в) 0,42
г) 420
д) 0,042

2) 14 х 2,3
а) 3,22
б) 322
в) 32,2
г)23,3
д) 0,322

3) 7,4 х 0,3
а) 21,2
б) 222

в) 0,222
г) 22,2
д) 2,22

4) 0,31 х 0,2
а) 0,62
б) 0,062
в) 6,2
г) 0,061
д) 0,0062

5)
0,85 х 0,24
а) 0,24
б) 0,0204
в) 2,04
г) 0,204
д) 20,4

2 вариант Выполните умножение:
1)
2,8 х 1,5
а) 42
б) 4,2
в) 0,0042
г) 4,1
д) 0,42

2)
32 х 1,6
а) 5,12
б) 0,512
в) 512
г) 51,2
д) 41,2


3)
3,7 х 0,2
а) 0,74
б) 0,0074
в) 7,4
г) 0,074
д) 74

4)
0,42 х 0,3
а) 1,26
б) 12,6
в) 0,126
г) 0,0126
д) 0,226


5)
0,76 х 0,35
а) 0,0266
б) 26,6
в) 0,276
г) 2,66
д) 0,266
(Учащиеся выполняют самостоятельную работу, меняются тетрадями, сверяют свои ответы с ответами на доске, ставят оценки: «5» за 5 правильно выполненных задания, «4»
за 4 правильно выполненных задания, «3» за 3 правильно выполненных задания )

Ответы
самостоятельной работы


1 вариант

а б в г д
1 +



2

+

3



+
4
+


5


+


2 вариант

а б в г д
1
+


2


+
3 +



4

+

5



+

VIII.
Итоги урока.


Ребята, вот и закончилось наше путешествие в страну сказок. Я вами довольна и благодарю за урок. А теперь ответьте, пожалуйста, на следующие
вопросы.

Что на уроке вы сегодня узнали?

Что больше всего вам на уроке понравилось? Запомнилось?

Я хочу вас похвалить за то, что вы помогли сегодня многим сказочным героям. Хорошие дела всегда пользу приносят. Доброта, ум, желание помочь – качества благородных людей. Желаю вам всегда быть щедрыми на добрые поступки.

Литература 1)
Виленкин Н.Я. и др.
Учебник математики для 5 класса средней школы. – М., Просвещение, 2009.
2)
Глейзер
Г.И.
История математики в школе: 4-6 классы. – М., Просвещение, 2001
Тезисы Все дети очень любят сказки и игры. Урок построен в форме общения со сказочными героями с помощью писем. Каждое письмо вложено в конверт (формат А-4), на лицевой стороне которого помещен рисунок, сделанный заранее кем-то из учащихся. Доставка писем осуществляется почтальоном – подготовленным учеником. Таким образом, учащиеся изучают и закрепляют новый материал, выполняя предложенные задания и помогая любимым героям
выйти из затруднительного положения.

Пожаловаться 26 июля 2012
Файлы
Урок математики 5 класс.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
ZaikinaM.I. matematika.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru