В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Умножение десятичных дробей

Умножение десятичных дробей

Маргарита Заикина
Тип материала: Урок
просмотров: 4959
Краткое описание
Научить обучающихся умножать десятичные дроби
Описание


Тема:
«Умножение десятичных дробей»
Цель урока:
Научить учащихся умножать десятичные дроби.
Обучающие задачи:
-
Проверить усвоение материала по темам: «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение дроби на натуральное число», «Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.


— Ввести правило умножения десятичных дробей.

— Ознакомить с историей возникновения правил работы с десятичными дробями.

— Решить задачи на закрепление изученного материала.

— Проконтролировать
усвоение
материал по теме
урока.
Развивающие задачи:
— Продолжить работу над развитием внимания, памяти, логического мышления.

— Способствовать привитию интереса к предмету

-
Развивать познавательную активность учащихся.

-
Вырабатывать умение оценивать свою работу.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

-
Прививать чувство коллективизма, умение выслушивать друг друга.


Ход урока:

I.
Организационный момент.


Ребята, для того, чтобы повторить ранее изученный материал и
научиться умножать десятичные дроби вы должны будете сегодня на славу потрудиться. На уроке у нас будет много встреч с героями ваших любимых сказок, вам нужно будет проявить смекалку, ум, сообразительность.
Я желаю вам интересно, с пользой провести время. Успехов и удачи вам!

II.
Актуализация знаний учащихся.

1)
Устный счёт
(Учащиеся
показывают ответ сигнальной карточкой – красной, желтой или зеленой)
Письмо 1.


Ребята, отправился я за тридевять земель в тридесятое царство выручать Елену Премудрую. Обнесено царство Кощея стенами высокими, а ворота заперты на замок мудреный. Если вы успешно справитесь с заданиями
для устного счета, то замок сразу откроется.
Иван-царевич Задания для устного счёта.

1) Выполните сложение:
3,7 + 0,24


37,24
3,94

0,61


2) Выполните умножение:
2,04 х 8

1,632
163,2
16,32


3) Выполните умножение:
1,6 х 3

48

4,8

3,2


4) Выразите
5 см

в

дм
:
0,5 дм
0,05 дм
50 дм



5) Выразите
27 дм2
в
м2 :

0,0027 м2

2,7 м2

0,27 м2


2) Историческая справка.

Молодцы! Работали хорошо, дружно. Не справился бы без вашей помощи
Иван-царевич.
Вот срочное письмо. Так от кого же оно?
От Елены Премудрой.
Письмо 2.


Дорогие ребята! Спасибо, что помогли Ивану-царевичу. За это поведаю я вам историю о дробях десятичных………………………………………………………………………...

Ой,
что-то и слов в письме больше никаких нет. Ну что ж, всё понятно! Ведь в сказках есть и добрые, и злые герои. Видать не хочет нечисть всякая, чтобы мы узнали ещё что-нибудь интересное о десятичных дробях. Но пусть злые силы не радуются. Есть в нашем классе дети, которые нам
сумеют рассказать то, что подготовили о десятичных дробях.

(Заслушивается выступление ученика, заранее подготовившего материал
об истории возникновения правил работы с десятичными дробями.)

Историческая справка.


В науке, в промышленности десятичные дроби используются значительно чаще обыкновенных. Это связано с простотой правил вычисления, похожестью на правила действий с натуральными числами. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Ал-Коши в ХV веке. Записывал Ал-Каши десятичные дроби так же как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял чертой. В Европе дроби были заново изобретены только через 100 лет Симоном Стевином. В России учение о дробях изложил Л.Ф.Магницкий.

III.
Изучение нового материала.


Прочитаем следующее письмо.
Письмо 3.


Ребята! Мяу! Помогите! Это я, Кот в сапогах, т.е. без сапог. Злая колдунья похитила мои сапоги и не вернет их, если я не решу задачу: «Найдите площадь прямоугольника со сторонами
а=1,5 дм,
b=0,3 дм.
Кот в сапогах

Да, очень расстроен кот. Давайте ему скорее помогать.

а
=1,5 дм,
b=0,3 дм
S=?

Как найти площадь прямоугольника?
[S=a
х b]
Получается, что нужно умножить 1,5 х 0,3

А мы умеем умножать десятичные дроби?
[Нет]
Так как же быть? Как помочь коту, попавшему в беду? [1,5 дм=15 см,
0,3 дм=3см,
1,5 х3= 45 см2=0,45 дм2]
Правильно! Молодцы!
1,5 х 0,3=0,45

Посмотрите внимательно на наше решение. Ведь мы, по сути, умножили десятичную дробь на десятичную дробь.

Ребята, а вот, посмотрите,
какой плакат нам прислали из страны сказок:

3,2 х 1,08 = 3,456

0,49 х 0,79 = 0,3871

1,259 х 0,06 = 0,0755


Внимательно проанализируйте все эти примеры. Вспомните о коварстве запятой в десятичной дроби.
Может быть, появились у кого-то идеи о том, как нужно умножать десятичные дроби?........

Хорошо! Молодцы! Давайте теперь прочитаем правило в учебнике (стр.244). Его к следующему уроку нужно будет выучить.

[Оформить решение примера на доске и в тетрадях,
раздать карточки для работы в парах].

IV.
Закрепление изученного материала.


Читаем следующее письмо.
Письмо 4.


Ребята, здравствуйте. У меня что-то произошло с пропеллером, а мне необходимо слетать к малышу. Я без него очень скучаю, к тому же так хочется варенья, плюшек, ватрушек. Все неполадки с пропеллером сразу исчезнут как только вы найдете пропавшую запятую.

Карслон Работа в парах 4,2 ∙ 3,8 = 1596 4,2
3,8
336 126
1596
0,24 5∙ 0,08=001960 0,245 0,08 001960
0,79 ∙ 4,9=3871 0,79 4,9 711 316_ 3871

[На «крылышке» доски с обратной стороны данные примеры заранее заготовлены. После окончания работы в парах учитель открывает доску и приглашает к доске троих ребят поставить на место «пропавшую» запятую]

Давайте ещё разок повторим правило умножения десятичных дробей.
[Учащиеся отвечают правило]
V.
Домашнее задание.


Хорошо! Молодцы! Думаю, что и дома вы с подобными примерами справитесь без проблем.
Запишите в дневники домашнее задание:
п.36
№1405, дополнительно №1312 (по желанию).

VI.
Физкультминутка.


Ребята, вы хорошо работали. Наверное, немножко устали, а наше путешествие по стране сказок ещё не закончилось, поэтому давайте немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста, вытяните перед собой руки. Теперь отвечайте на мои вопросы так: если хотите ответить «да», поднимите руки вверх, если хотите ответить «нет», опустите руки вниз.
1) У козы было 5 козлят.
(-)
2) Старик поймал в море одну золотую рыбку
(+)
3) У сестрицы Алёнушки был братец Иванушка.
(+)
4) Старик Хоттабыч летал на вертолете.
(-)
5) Золушка была добрая и трудолюбивая
(+)
6) У Змея Горыныча одна голова и три хвоста.
(-)
7) Емеля-дурачок лежал на диване.
(-)

VII.
Cамостоятельная работа.


Читаем последнее письмо.
Письмо 5.


Ребята, пишет вам Незнайка. Я был на Луне, теперь хочу слетать на Марс. Знайка сказал, что жители нашего города помогут мне осуществить мечту, если я возьмусь за ум. Честно вам скажу, что я не очень-то и знаю, как надо за него браться, но на умножение десятичных дробей я решил примеров много. Даже за самостоятельную работу, которую вы будете сейчас писать, Знайка мне поставил «5». Скорее выполните задания и сверьте свои ответы с моими.
Незнайка
Самостоятельная работа
1 вариант
Выполните умножение:

1) 3,5 х 1,2
а) 4,2
б) 42
в) 0,42
г) 420
д) 0,042

2) 14 х 2,3
а) 3,22
б) 322
в) 32,2
г)23,3
д) 0,322

3) 7,4 х 0,3
а) 21,2
б) 222

в) 0,222
г) 22,2
д) 2,22

4) 0,31 х 0,2
а) 0,62
б) 0,062
в) 6,2
г) 0,061
д) 0,0062

5)
0,85 х 0,24
а) 0,24
б) 0,0204
в) 2,04
г) 0,204
д) 20,4

2 вариант Выполните умножение:
1)
2,8 х 1,5
а) 42
б) 4,2
в) 0,0042
г) 4,1
д) 0,42

2)
32 х 1,6
а) 5,12
б) 0,512
в) 512
г) 51,2
д) 41,2


3)
3,7 х 0,2
а) 0,74
б) 0,0074
в) 7,4
г) 0,074
д) 74

4)
0,42 х 0,3
а) 1,26
б) 12,6
в) 0,126
г) 0,0126
д) 0,226


5)
0,76 х 0,35
а) 0,0266
б) 26,6
в) 0,276
г) 2,66
д) 0,266
(Учащиеся выполняют самостоятельную работу, меняются тетрадями, сверяют свои ответы с ответами на доске, ставят оценки: «5» за 5 правильно выполненных задания, «4»
за 4 правильно выполненных задания, «3» за 3 правильно выполненных задания )

Ответы
самостоятельной работы


1 вариант

а б в г д
1 +



2

+

3



+
4
+


5


+


2 вариант

а б в г д
1
+


2


+
3 +



4

+

5



+

VIII.
Итоги урока.


Ребята, вот и закончилось наше путешествие в страну сказок. Я вами довольна и благодарю за урок. А теперь ответьте, пожалуйста, на следующие
вопросы.

Что на уроке вы сегодня узнали?

Что больше всего вам на уроке понравилось? Запомнилось?

Я хочу вас похвалить за то, что вы помогли сегодня многим сказочным героям. Хорошие дела всегда пользу приносят. Доброта, ум, желание помочь – качества благородных людей. Желаю вам всегда быть щедрыми на добрые поступки.

Литература 1)
Виленкин Н.Я. и др.
Учебник математики для 5 класса средней школы. – М., Просвещение, 2009.
2)
Глейзер
Г.И.
История математики в школе: 4-6 классы. – М., Просвещение, 2001
Тезисы Все дети очень любят сказки и игры. Урок построен в форме общения со сказочными героями с помощью писем. Каждое письмо вложено в конверт (формат А-4), на лицевой стороне которого помещен рисунок, сделанный заранее кем-то из учащихся. Доставка писем осуществляется почтальоном – подготовленным учеником. Таким образом, учащиеся изучают и закрепляют новый материал, выполняя предложенные задания и помогая любимым героям
выйти из затруднительного положения.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок математики 5 класс.doc Скачать

фамилия, имя, отчество автора – Заикина Маргарита Ивановна

квалификационная категория - высшая

место проживания - г. Рыбинск Ярославская область

название учебного заведения – МОУ СОШ № 20

дисциплина - математика

учебник, по которому ведется обучение - Виленкин Н.Я.

тема – Умножение десятичных дробей

класс - 5

продолжительность урока – 45 минут




































Тема: «Умножение десятичных дробей»

Цель урока: Научить учащихся умножать десятичные дроби.

Обучающие задачи:

-Проверить усвоение материала по темам: «Сложение и вычитание десятичных дробей», «Умножение дроби на натуральное число», «Умножение и деление десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.

- Ввести правило умножения десятичных дробей.

- Ознакомить с историей возникновения правил работы с десятичными дробями.

- Решить задачи на закрепление изученного материала.

- Проконтролировать усвоение материал по теме урока.

Развивающие задачи:

- Продолжить работу над развитием внимания, памяти, логического мышления.

- Способствовать привитию интереса к предмету

- Развивать познавательную активность учащихся.

- Вырабатывать умение оценивать свою работу.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать усидчивость, трудолюбие.

- Прививать чувство коллективизма, умение выслушивать друг друга.


Ход урока:


  1. Организационный момент.


Ребята, для того, чтобы повторить ранее изученный материал и научиться умножать десятичные дроби вы должны будете сегодня на славу потрудиться. На уроке у нас будет много встреч с героями ваших любимых сказок, вам нужно будет проявить смекалку, ум, сообразительность. Я желаю вам интересно, с пользой провести время. Успехов и удачи вам!


  1. Актуализация знаний учащихся.


  1. Устный счёт (Учащиеся показывают ответ сигнальной карточкой – красной, желтой или зеленой)

Письмо 1.

Ребята, отправился я за тридевять земель в тридесятое царство выручать Елену Премудрую. Обнесено царство Кощея стенами высокими, а ворота заперты на замок мудреный. Если вы успешно справитесь с заданиями для устного счета, то замок сразу откроется.

Иван-царевич

Задания для устного счёта.


1) Выполните сложение: 3,7 + 0,24

37,24 3,94 0,61

2) Выполните умножение: 2,04 х 8

1,632 163,2 16,32


3) Выполните умножение: 1,6 х 3

48 4,8 3,2

4) Выразите 5 см в дм :

0,5 дм 0,05 дм 50 дм


5) Выразите 27 дм2 в м2 :

0,0027 м2 2,7 м2 0,27 м2


2) Историческая справка.

Молодцы! Работали хорошо, дружно. Не справился бы без вашей помощи Иван-царевич. Вот срочное письмо. Так от кого же оно? От Елены Премудрой.

Письмо 2.


Дорогие ребята! Спасибо, что помогли Ивану-царевичу. За это поведаю я вам историю о дробях десятичных………………………………………………………………………...


Ой, что-то и слов в письме больше никаких нет. Ну что ж, всё понятно! Ведь в сказках есть и добрые, и злые герои. Видать не хочет нечисть всякая, чтобы мы узнали ещё что-нибудь интересное о десятичных дробях. Но пусть злые силы не радуются. Есть в нашем классе дети, которые нам сумеют рассказать то, что подготовили о десятичных дробях.

(Заслушивается выступление ученика, заранее подготовившего материал об истории возникновения правил работы с десятичными дробями.)

Историческая справка. В науке, в промышленности десятичные дроби используются значительно чаще обыкновенных. Это связано с простотой правил вычисления, похожестью на правила действий с натуральными числами. Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Ал-Коши в ХV веке. Записывал Ал-Каши десятичные дроби так же как принято сейчас, но он не пользовался запятой: дробную часть он записывал красными чернилами или отделял чертой. В Европе дроби были заново изобретены только через 100 лет Симоном Стевином. В России учение о дробях изложил Л.Ф.Магницкий.


  1. Изучение нового материала.


Прочитаем следующее письмо.

Письмо 3.

Ребята! Мяу! Помогите! Это я, Кот в сапогах, т.е. без сапог. Злая колдунья похитила мои сапоги и не вернет их, если я не решу задачу: «Найдите площадь прямоугольника со сторонами а=1,5 дм, b=0,3 дм.

Кот в сапогах


Да, очень расстроен кот. Давайте ему скорее помогать.

а=1,5 дм, b=0,3 дм S=?

Как найти площадь прямоугольника? [S=a х b]

Получается, что нужно умножить 1,5 х 0,3

А мы умеем умножать десятичные дроби? [Нет]

Так как же быть? Как помочь коту, попавшему в беду?

[1,5 дм=15 см, 0,3 дм=3см, 1,5 х3= 45 см2=0,45 дм2]

Правильно! Молодцы! 1,5 х 0,3=0,45

Посмотрите внимательно на наше решение. Ведь мы, по сути, умножили десятичную дробь на десятичную дробь.

Ребята, а вот, посмотрите, какой плакат нам прислали из страны сказок:

3,2 х 1,08 = 3,456

0,49 х 0,79 = 0,3871

1,259 х 0,06 = 0,0755

Внимательно проанализируйте все эти примеры. Вспомните о коварстве запятой в десятичной дроби. Может быть, появились у кого-то идеи о том, как нужно умножать десятичные дроби?........

Хорошо! Молодцы! Давайте теперь прочитаем правило в учебнике (стр.244). Его к следующему уроку нужно будет выучить.

[Оформить решение примера на доске и в тетрадях, раздать карточки для работы в парах].


  1. Закрепление изученного материала.


Читаем следующее письмо.

Письмо 4.

Ребята, здравствуйте. У меня что-то произошло с пропеллером, а мне необходимо слетать к малышу. Я без него очень скучаю, к тому же так хочется варенья, плюшек, ватрушек. Все неполадки с пропеллером сразу исчезнут как только вы найдете пропавшую запятую. Карслон

Работа в парах


4,2 0,245 0,79

3,8 0,08 4,9

336 001960 711

126 316_

1596 3871


[На «крылышке» доски с обратной стороны данные примеры заранее заготовлены. После окончания работы в парах учитель открывает доску и приглашает к доске троих ребят поставить на место «пропавшую» запятую]

Давайте ещё разок повторим правило умножения десятичных дробей.

[Учащиеся отвечают правило]

  1. Домашнее задание.


Хорошо! Молодцы! Думаю, что и дома вы с подобными примерами справитесь без проблем.

Запишите в дневники домашнее задание: п.36 №1405, дополнительно №1312 (по желанию).


  1. Физкультминутка.


Ребята, вы хорошо работали. Наверное, немножко устали, а наше путешествие по стране сказок ещё не закончилось, поэтому давайте немножко отдохнем. Встаньте, пожалуйста, вытяните перед собой руки. Теперь отвечайте на мои вопросы так: если хотите ответить «да», поднимите руки вверх, если хотите ответить «нет», опустите руки вниз.

1) У козы было 5 козлят. (-)

2) Старик поймал в море одну золотую рыбку (+)

3) У сестрицы Алёнушки был братец Иванушка. (+)

4) Старик Хоттабыч летал на вертолете. (-)

5) Золушка была добрая и трудолюбивая (+)

6) У Змея Горыныча одна голова и три хвоста. (-)

7) Емеля-дурачок лежал на диване. (-)


VII. Cамостоятельная работа.


Читаем последнее письмо.

Письмо 5.


Ребята, пишет вам Незнайка. Я был на Луне, теперь хочу слетать на Марс. Знайка сказал, что жители нашего города помогут мне осуществить мечту, если я возьмусь за ум. Честно вам скажу, что я не очень-то и знаю, как надо за него браться, но на умножение десятичных дробей я решил примеров много. Даже за самостоятельную работу, которую вы будете сейчас писать, Знайка мне поставил «5». Скорее выполните задания и сверьте свои ответы с моими.

Незнайка


Самостоятельная работа


1 вариант

Выполните умножение:

1) 3,5 х 1,2

а) 4,2 б) 42 в) 0,42 г) 420 д) 0,042

2) 14 х 2,3

а) 3,22 б) 322 в) 32,2 г)23,3 д) 0,322

3) 7,4 х 0,3

а) 21,2 б) 222 в) 0,222 г) 22,2 д) 2,22

4) 0,31 х 0,2

а) 0,62 б) 0,062 в) 6,2 г) 0,061 д) 0,0062

5) 0,85 х 0,24

а) 0,24 б) 0,0204 в) 2,04 г) 0,204 д) 20,4


2 вариант

Выполните умножение:

1) 2,8 х 1,5

а) 42 б) 4,2 в) 0,0042 г) 4,1 д) 0,42

2) 32 х 1,6

а) 5,12 б) 0,512 в) 512 г) 51,2 д) 41,2

3) 3,7 х 0,2

а) 0,74 б) 0,0074 в) 7,4 г) 0,074 д) 74

4) 0,42 х 0,3

а) 1,26 б) 12,6 в) 0,126 г) 0,0126 д) 0,226

5) 0,76 х 0,35

а) 0,0266 б) 26,6 в) 0,276 г) 2,66 д) 0,266

(Учащиеся выполняют самостоятельную работу, меняются тетрадями, сверяют свои ответы с ответами на доске, ставят оценки: «5» за 5 правильно выполненных задания, «4» за 4 правильно выполненных задания, «3» за 3 правильно выполненных задания )


Ответы самостоятельной работы


1 вариант


а

б

в

г

д

1

+





2



+



3





+

4


+




5




+


2 вариант


а

б

в

г

д

1


+




2




+


3

+





4



+



5





+


VIII. Итоги урока.


Ребята, вот и закончилось наше путешествие в страну сказок. Я вами довольна и благодарю за урок. А теперь ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

Что на уроке вы сегодня узнали?

Что больше всего вам на уроке понравилось? Запомнилось?

Я хочу вас похвалить за то, что вы помогли сегодня многим сказочным героям. Хорошие дела всегда пользу приносят. Доброта, ум, желание помочь – качества благородных людей. Желаю вам всегда быть щедрыми на добрые поступки.


Литература

  1. Виленкин Н.Я. и др. Учебник математики для 5 класса средней школы. – М., Просвещение, 2009.

  2. Глейзер Г.И. История математики в школе: 4-6 классы. – М., Просвещение, 2001



Тезисы

Все дети очень любят сказки и игры.

Урок построен в форме общения со сказочными героями с помощью писем. Каждое письмо вложено в конверт (формат А-4), на лицевой стороне которого помещен рисунок, сделанный заранее кем-то из учащихся. Доставка писем осуществляется почтальоном – подготовленным учеником. Таким образом, учащиеся изучают и закрепляют новый материал, выполняя предложенные задания и помогая любимым героям выйти из затруднительного положения.


ZaikinaM.I. matematika.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос