В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок-размышление "Тема памяти,в произведениях о войне Бориса Васильева"

Елена Литвинова Елена Литвинова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 9337    комментариев: 1
Краткое описание
Цели урока:
1.     познакомить учащихся с творчеством Бориса Васильева;
2.     создание проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, позволяющий каждому выразить свою точку зрения;
3.     развитие умения анализировать  литературное произведение на основе навыков, полученных на уроках, составлять собственное мнение о нём, видеть авторскую позицию.
4.     воспитывать патриотические чувства, нравственность, доброе отношение к людям через память о погибших

Описание
УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ
Тема памяти в произведениях о войне.
( по рассказу Бориса Васильева " Экспонат №…") Цели урока:

1.
познакомить учащихся с творчеством Бориса Васильева;
2.
создание проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, позволяющий каждому выразить свою точку зрения;
3.
развитие умения анализировать литературное произведение на основе навыков, полученных на уроках, составлять собственное мнение о нём, видеть авторскую позицию.
4.
воспитывать патриотические чувства, нравственность, доброе отношение к людям через память о погибших
ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. 1 слайд презентации.

История человечества – это, к сожалению, история войн, больших и малых. Русская земля, полита кровью русских людей. Русский человек испокон веков исполнял свой долг по защите родной земли. И в 20-м веке доля сия не миновала нашу страну. Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества пришла на нашу землю 22 июня 1941 года.
Война – это событие, которое надо было не только пережить, но и осмыслить. И потому вновь и вновь берутся за перо писатели и поэты и рассказывают об уроках Великой Отечественной войны. С творчеством одного из таких писателей Б Васильевым мы познакомимся сегодня на уроке. Нам предстоит развивать умения анализировать литературное произведение, составлять собственное мнение о нём, видеть в произведении авторскую позицию.Я приглашаю вас сегодня к разговору о памяти.
Что значит помнить? Как надо помнить? Надо ли нам, живущим через 67 лет после Великой Победы, помнить о тех далёких годах?
Поможет ответить на эти вопросы анализ рассказа Бориса Васильева «Экспонат №». Но сначала давайте кратко познакомимся с биографией Писателя – фронтовика Бориса Васильева.
Презентация№1… ВЫВОДСудя по произведениям Б. Васильева о войне, мы уверены, что писатель благоговейно относится к памяти о войне. Он хочет, чтобы мы, читатели, знали о подвиге людей во время войны, чтили их память.
----------------Учитель: Именно с этой целью создаются и существуют Музеи боевой воинской славы. Понятно, чтобы создать новую или обновить старую экспозицию, надо обращаться к ветеранам, к их родственникам с просьбой передать какие-то документы или вещи в музей. Хорошее вроде бы дело…
  • Почему же восстаёт против этого писатель Б.Васильев в рассказе «Экспонат №…» Чем он возмущён?Давайте вспомним, какое событие лежит в основе рассказа?
Одна из обычных московских «коммуналок» провожает на фронт своих сыновей.
Дошел черед и до Игорька, единственного сына вдовы Анны Федотовны, и она «потерянно стояла в дверях, отчаянно прижимая кулаки к безмолвно перекошенному рту, а из-за ее судорожно сведенных плеч страшными провальными глазами глядели соседки: по два лица за каждым плечом…»
Игорь оглянулся и сказал, что все они тогда говорили: «Я вернусь, мама».
И тут же за словами прощания — авторская фраза, короткая и пронзительная: «Не вернулся».

  • Чтение эпизода «Письмо от сына» Ваня конверт, военная форма.


  • Учитель: Пришёл ли праздник в этот дом? Почему?


  • Праздник был не скоро. Скоро пришло второе письмо от сержанта В. Переплётчикова: «Уважаемая Анна Федотовна! Дорогая мама моего незабвенного друга. Ваш сын был….»

Учитель: Как переживает это страшное горе Анна Федотовна?
Свой ответ подтвердите цитатой из текста 195стр

Учитель:Я предлагаю Вам прослушать лирическую арию «Ариозо матери». Прослушать внимательно и сопоставить с сюжетом рассказа «Экспонат». Что объединяет эти произведения разных жанров? Дети ответили. События. Сюжет.
Учитель:Что стало болезненной потребностью Анны Федотовны? Зачем она перечитывала письмо сына? Стр 197 -198 (перечитывание писем сына) Зачитайте…
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ
УЧИТЕЛЬ: И так продолжалось из года в год: каждый вечер перед сном она читала письмо Игорька, и в ее сиротской комнате начинал звучать голос 41 года…
"… Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник… "
В 1965 году, к юбилею Победы, по телевидению начали передавать множество фильмов о войне — художественных и документальных, смонтированных из военной хроники тех лет.
Обычно Анна Федотовна никогда их не смотрела: не могла она заставить свое насквозь изъеденное сердце обжигаться гибелью мальчиков, ровесников ее сына.
Но однажды…

Чтение эпизода «Мать узнала сына…»204 стр
Учитель: Для того, чтобы Вы смогли лучше прочувствовать горе матери, страдания души материнской я предлагаю вам прослушать песню.
Песня “Алешенька” на стихи А. Дементьева “Баллада о матери”
УЧИТЕЛЬ: Тема памяти о войне актульна не только в прозаических произведениях, но и в музыкальных. ПОЧЕМУ? МУЗЫКА ЯРЧЕ ПОМОГАЕТ ПРОЧУВСТВОВАТЬ страдания матери, СОБЫТИЯ, БЕРЕДИТ, ТРОГАЕТ ДУШУ, МУЗЫКА БОЛЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО, более мощно ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА _ В ЭТОМ ЕЁ ОСОБЕННОСТЬ.
Именно поэтому большое количество стихотворений о войне, превратились в песни.



 Вернёмся к нашему произведению….
УЧИТЕЛЬ:И теперь целыми днями с небывалым напряжением Анна Федотовна вглядывается в экран телевизора и также по-прежнему перечитывает перед сном заветные письма и думает, А вдруг и её Игорёк жив? И вдруг как-то впервые за много лет запнулась на письме друга. Почему?
— Пересказ эпизода (с. 465) Она ослепла…

УЧИТЕЛЬ:
Свою слепоту Анна Федотовна восприняла с горечью неизбежности.
— Кто помог ей в трудную минуту, когда она уже сама не могла читать письмо?

----------------------Валечка…… Как вы думаете от чего ослепла А.Ф.?
Учитель:Да, Она ослепла от горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого, но все равно каждый вечер перед сном брала письма, неторопливо вглядывалась в них, слушая голоса или вспоминая навечно врубившиеся в память строки “…ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал смертью храбрых.” И только письма были той тонюсенькой ниточкой, связывавшей мать и сына на протяжении долгих лет.
Учитель: Так в привычных дневных делах, вечернем чтении писем, в предрассветных воспоминаниях и вечной, непроглядной тьме и проходила ее жизнь ".
Проходила и дошла до сорокалетия Победы.
Как раз в канун праздника явились к Анне Федотовне гости — «две очень серьезные девочки и один еще более серьезный мальчик». Они случайно узнали, что у старой женщины сохранились фронтовые письма.


1.ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ЭПИЗОДА «Детская жестокость».
Охарактеризуйте поступок детей, пришедших к Анне Федотовне.
Учитель:Индивидуальные домашние задания: Исследовательская работа. При помощи каких худ. средств Б.Васильеву удаётся передать чувства и переживания Анны Федотовны и грубость школьников.?
Как изменилась жизнь Анны Федотовны после кражи писем?
Вечером к Анне Федотовне приезжала «неотложка» — врачи вытащили Анну Федотовну из «безвременья», но душа ее замолчала. Сын для нее «угас, умер, погиб вторично и теперь уже погиб навсегда».
— Как вы понимаете смысл этих слов?
— Выразительное чтение эпизода.
“Душа Анны Федотовны ослепла и оглохла” (с. 477).

УЧИТЕЛЬ:
Умирает старая женщина, пережившая войну, смерть сына и не пережившая жестокость нашего времени — непонимание, недоброту, равнодушие.
Чтение наизусть последнего эпизода рассказа “Послесловие” (с.478
То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для кого-то «вторичным экспонатом».
БЕСЕДА:
Что это за понятие " вторичные экспонаты "?
«Вторичны» ли они в этом рассказе?
(А для Анны Федотовны — эти письма, воспоминания о сыне были смыслом всей ее жизни).
ВТОРИЧНЫЙ — 1. Представляющий собой вторую ступень в развитии чего- либо, а также происходящий, совершаемый второй раз.
2. Второстепенный, являющийся следствием чего-либо. Синоним – повторный.
— А может, место писем и должно быть в музее?
— Можно ли было по-другому попросить письма у Анны Федотовны?
— Как бы вы поступили на месте этих ребят?
— Как хорошее дело, организация музея, превратилось в плохое?
— Почему сердце Анны Федотовны оказалось беззащитным перед детской жестокостью?


ВЫВОД: Анна Федотовна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств.
Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И когда в ее жизнь ворвались жестокость и обман, она не выдержала.


Учитель. Я чувствую, что рассказ Бориса Васильева «Экспонат № …» не оставил вас равнодушными.
Давайте вернёмся к? начала урока. Что значит помнить? хранить в своих душах. Надо ли нам, живущим через 67 лет после Великой Победы, помнить о тех далёких годах?

ВЫВОД учителя: Память не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память — это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти.
Именно память будит нашу совесть, не даёт нам покоя.
Слайд последний первой презентации
«Беспамятный»это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, в какой — то мере неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Бойтесь быть беспамятными в этой жизни, бойтесь быть равнодушными к чужому горю. Чужая память должна стать вашей личной памятью, потому что от этого зависит, сколько человечности и добра будет в мире.

I. Подведение итогов урока.

Итак, давайте подведём итог нашему разговору, ответим на вопрос, который мы обозначили в начале урока: зачем нам нужна память о войне? Как надо помнить? (заслушиваются ответы учащихся).
Так давайте же помнить, «какою ценой завоёвано счастье», будем бережно относиться к живущим рядом с нами пожилым людям, будем вспоминать об участниках войны не только в дни юбилейных торжеств… И в светлый и горький («со слезами на глазах») праздник Победы поклонимся их светлой памяти!
(звучит грамзапись песни А. Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам»)
Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Что значит помнить?»
Пожаловаться 25 июля 2012
Файлы
Ход урока.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ

Тема памяти в произведениях о войне.

( по рассказу Бориса Васильева " Экспонат №…")

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с творчеством Бориса Васильева;

  2. создание проблемной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, дискуссионный спор, позволяющий каждому выразить свою точку зрения;

  3. развитие умения анализировать литературное произведение на основе навыков, полученных на уроках, составлять собственное мнение о нём, видеть авторскую позицию.

  4. воспитывать патриотические чувства, нравственность, доброе отношение к людям через память о погибши



ХОД УРОКА:





1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. 1 слайд презентации.

История человечества – это, к сожалению, история войн, больших и малых. Русская земля, полита кровью русских людей. Русский человек испокон веков исполнял свой долг по защите родной земли. И в 20-м веке доля сия не миновала нашу страну. Самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества пришла на нашу землю 22 июня 1941 года.

Война – это событие, которое надо было не только пережить, но и осмыслить. И потому вновь и вновь берутся за перо писатели и поэты и рассказывают об уроках Великой Отечественной войны. С творчеством одного из таких писателей Б Васильевым мы познакомимся сегодня на уроке. Нам предстоит развивать умения анализировать литературное произведение , составлять собственное мнение о нём, видеть в произведении авторскую позицию. Я приглашаю вас сегодня к разговору о памяти.

Что значит помнить? Как надо помнить? Надо ли нам, живущим через 67 лет после Великой Победы, помнить о тех далёких годах?



Поможет ответить на эти вопросы анализ рассказа Бориса Васильева «Экспонат №». Но сначала давайте кратко познакомимся с биографией Писателя – фронтовика Бориса Васильева.


Презентация№1… ВЫВОД Судя по произведениям Б. Васильева о войне, мы уверены, что писатель благоговейно относится к памяти о войне. Он хочет, чтобы мы, читатели, знали о подвиге людей во время войны, чтили их память.

----------------Учитель: Именно с этой целью создаются и существуют Музеи боевой воинской славы. Понятно, чтобы создать новую или обновить старую экспозицию, надо обращаться к ветеранам, к их родственникам с просьбой передать какие-то документы или вещи в музей. Хорошее вроде бы дело…

  • Почему же восстаёт против этого писатель Б.Васильев в рассказе «Экспонат №…» Чем он возмущён? Давайте вспомним, какое событие лежит в основе рассказа?

Одна из обычных московских "коммуналок" провожает на фронт своих сыновей.
Дошел черед и до Игорька, единственного сына вдовы Анны Федотовны, и она "потерянно стояла в дверях, отчаянно прижимая кулаки к безмолвно перекошенному рту, а из-за ее судорожно сведенных плеч страшными провальными глазами глядели соседки: по два лица за каждым плечом…"
Игорь оглянулся и сказал, что все они тогда говорили: "Я вернусь, мама".
    И тут же за словами прощания - авторская фраза, короткая и пронзительная: "Не вернулся".



  • Чтение эпизода "Письмо от сына" Ваня конверт, военная форма.



  • Учитель : Пришёл ли праздник в этот дом? Почему?



  • Праздник был не скоро. Скоро пришло второе письмо от сержанта В. Переплётчикова: «Уважаемая Анна Федотовна! Дорогая мама моего незабвенного друга. Ваш сын был….»



- Учитель: Как переживает это страшное горе Анна Федотовна?
Свой ответ подтвердите цитатой из текста 195стр



Учитель: Я предлагаю Вам прослушать лирическую арию «Ариозо матери». Прослушать внимательно и сопоставить с сюжетом рассказа «Экспонат». Что объединяет эти произведения разных жанров? Дети ответили. События. Сюжет.

Учитель: Что стало болезненной потребностью Анны Федотовны? Зачем она перечитывала письмо сына? Стр 197 -198 (перечитывание писем сына) Зачитайте…

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ



УЧИТЕЛЬ: И так продолжалось из года в год: каждый вечер перед сном она читала письмо Игорька, и в ее сиротской комнате начинал звучать голос 41 года...
" ... Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник… "
    В 1965 году, к юбилею Победы, по телевидению начали передавать множество фильмов о войне - художественных и документальных, смонтированных из военной хроники тех лет.
    Обычно Анна Федотовна никогда их не смотрела: не могла она заставить свое насквозь изъеденное сердце обжигаться гибелью мальчиков, ровесников ее сына.
    Но однажды…

Чтение эпизода "Мать узнала сына…" 204 стр



Учитель: Для того, чтобы Вы смогли лучше прочувствовать горе матери, страдания души материнской я предлагаю вам прослушать песню.

Песня “Алешенька” на стихи А. Дементьева “Баллада о матери”

УЧИТЕЛЬ: Тема памяти о войне актульна не только в прозаических произведениях, но и в музыкальных. ПОЧЕМУ? МУЗЫКА ЯРЧЕ ПОМОГАЕТ ПРОЧУВСТВОВАТЬ страдания матери, СОБЫТИЯ, БЕРЕДИТ, ТРОГАЕТ ДУШУ, МУЗЫКА БОЛЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО, более мощно ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА _ В ЭТОМ ЕЁ ОСОБЕННОСТЬ.

Именно поэтому большое количество стихотворений о войне, превратились в песни.


 Вернёмся к нашему произведению….

УЧИТЕЛЬ:  И теперь целыми днями с небывалым напряжением Анна Федотовна вглядывается в экран телевизора и также по-прежнему перечитывает перед сном заветные письма и думает, А вдруг и её Игорёк жив? И вдруг как-то впервые за много лет запнулась на письме друга. Почему?



- Пересказ эпизода (с. 465) Она ослепла…

УЧИТЕЛЬ:
   Свою слепоту Анна Федотовна восприняла с горечью неизбежности.
- Кто помог ей в трудную минуту, когда она уже сама не могла читать письмо?

----------------------Валечка…..Как вы думаете от чего ослепла А.Ф.?



Учитель:     Да, Она ослепла от горя и слез, нервного переутомления и тяжести пережитого, но все равно каждый вечер перед сном брала письма, неторопливо вглядывалась в них, слушая голоса или вспоминая навечно врубившиеся в память строки “…ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал смертью храбрых.” И только письма были той тонюсенькой ниточкой, связывавшей мать и сына на протяжении долгих лет.



Учитель: Так в привычных дневных делах, вечернем чтении писем, в предрассветных воспоминаниях и вечной, непроглядной тьме и проходила ее жизнь ".
    Проходила и дошла до сорокалетия Победы.
    Как раз в канун праздника явились к Анне Федотовне гости - "две очень серьезные девочки и один еще более серьезный мальчик". Они случайно узнали, что у старой женщины сохранились фронтовые письма.

1.ИНСЦЕНИРОВАНИЕ ЭПИЗОДА "Детская жестокость".

Охарактеризуйте поступок детей, пришедших к Анне Федотовне.



Учитель: Индивидуальные домашние задания : Исследовательская работа. При помощи каких худ. средств Б.Васильеву удаётся передать чувства и переживания Анны Федотовны и грубость школьников.?

Как изменилась жизнь Анны Федотовны после кражи писем?

Вечером к Анне Федотовне приезжала "неотложка" - врачи вытащили Анну Федотовну из "безвременья", но душа ее замолчала. Сын для нее "угас, умер, погиб вторично и теперь уже погиб навсегда".

- Как вы понимаете смысл этих слов?
- Выразительное чтение эпизода.
“Душа Анны Федотовны ослепла и оглохла” (с. 477).

УЧИТЕЛЬ: Умирает старая женщина, пережившая войну, смерть сына и не пережившая жестокость нашего времени - непонимание, недоброту, равнодушие.

- Чтение наизусть последнего эпизода рассказа “Послесловие” (с.478

То, что было смыслом и содержанием жизни старой женщины, оказалось для кого-то "вторичным экспонатом".

БЕСЕДА:

- Что это за понятие " вторичные экспонаты "?
"Вторичны" ли они в этом рассказе?
(А для Анны Федотовны - эти письма, воспоминания о сыне были смыслом всей ее жизни).

ВТОРИЧНЫЙ - 1. Представляющий собой вторую ступень в развитии чего- либо, а также происходящий, совершаемый второй раз.
2. Второстепенный, являющийся следствием чего-либо. Синоним – повторный.


- А может, место писем и должно быть в музее?
- Можно ли было по-другому попросить письма у Анны Федотовны?
- Как бы вы поступили на месте этих ребят?
- Как хорошее дело, организация музея, превратилось в плохое?
- Почему сердце Анны Федотовны оказалось беззащитным перед детской жестокостью?

ВЫВОД: Анна Федотовна, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств.
Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И когда в ее жизнь ворвались жестокость и обман, она не выдержала.

- Учитель. Я чувствую, что рассказ Бориса Васильева "Экспонат № …" не оставил вас равнодушными.

Давайте вернёмся к ? начала урока. Что значит помнить? хранить в своих душах. Надо ли нам, живущим через 67 лет после Великой Победы, помнить о тех далёких годах?


- ВЫВОД учителя: Память не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. Память - это преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. Именно память будит нашу совесть, не даёт нам покоя.



Слайд последний первой презентации

"Беспамятный" - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а, следовательно, в какой - то мере неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Бойтесь быть беспамятными в этой жизни, бойтесь быть равнодушными к чужому горю. Чужая память должна стать вашей личной памятью, потому что от этого зависит, сколько человечности и добра будет в мире.



I. Подведение итогов урока.

Итак, давайте подведём итог нашему разговору, ответим на вопрос, который мы обозначили в начале урока: зачем нам нужна память о войне? Как надо помнить? (заслушиваются ответы учащихся).

Так давайте же помнить, «какою ценой завоёвано счастье», будем бережно относиться к живущим рядом с нами пожилым людям, будем вспоминать об участниках войны не только в дни юбилейных торжеств… И в светлый и горький («со слезами на глазах») праздник Победы поклонимся их светлой памяти!

(звучит грамзапись песни А. Пахмутовой «Поклонимся великим тем годам»)

Домашнее задание: написать сочинение-эссе «Что значит помнить?»


Ход урока.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    4 августа 201214:12
    Сергей Колодин

    Уважаемая Елена Анатольевна!

    Предложенный Вами конспект урока необходимо привести в соответствие с критериями Требований к публикации материалов в библиотеке Портала. Также прошу Вас обратить внимание на наличие орфографических, пунктуационных ошибок, а также опечаток и ошибок форматирования текста (лишние пробелы между словами и знаками препинания, необоснованные междустрочные интервалы). В списке использованной литературы необходимо указать все источники, которыми Вы пользовались при подготовке занятия, а также ссылки на все Интернет-ресурсы, в том числе и на те, на которых Вы разместили этот конспект.

    С уважением, С.А. Колодин.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru