В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном

Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном

Елена Матыкина
Тип материала: Урок
просмотров: 3248
Краткое описание
Данный конспект представляет собой вариант организации обобщения и систематизации изучения частей речи в 4 классе.
Описание

Матыкина Елена Викторовна
Квалификационная категория высшая
Волгоградская обл., город Жирновск
МОУ «СОШ №3 г. Жирновска»
русский язык
А. В. Полякова «Русский язык» 4 класс
Тема «Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном»
4 класс
Продолжительность урока 45 минут



Дополнительные сведения:
·
Интеграционные связи
·
Русский язык- литературное чтение
·
Связь с современностью

·
Урок способствует развитию
познавательных, личностных,

·
регулятивных, регулятивных
УУД

·

Методическое оснащение урока



На уроке используются различные методы и приёмы работы


(фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа по группам


и в парах, работа по опорной схеме, работа со словарями)


Техническое оснащение урока



Использование ИКТ на данном уроке не предусмотрено.

Тема:

« Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном»
Цели: 1. Способствовать формированию

-системы знаний об имени прилагательном как части речи;

.
— умения использовать имеющиеся знания на практике;


— формированию орфографической зоркости.


2. Способствовать развитию



— мыслительных операций ( систематизации,



классификации, сравнения).



— коммуникативных навыков



— самостоятельности



— самооценки ( рефлексии).


3. Способствовать воспитанию



— устойчивого интереса к предмету


— культуры диалога и полилога



— аккуратности

Организация урока:1. Фронтальная работа.

2.
Работа по группам, в парах.


3.
Индивидуальная работа.


4.
Самостоятельная работа.

Оборудование урока: 1.
Набор карточек для составления схемы.


2.
2 листа ватмана, клей.


Ход урока.

1 Организация класса.
_ Прозвенел звонок. Начинается урок русского языка. Чего вы ждёте от сегодняшнего урока?
+ Узнаю что-то новое о русском языке.
+ Узнаю новое правило.
+ Может быть, будет какое- то открытие.
+ Надеюсь, мне удастся красиво написать в тетради.
+ Я постараюсь быть внимательной.
+ Я постараюсь быть активней, чем вчера.
2 Проверка домашнего задания.


— Чем вам не терпится поделиться?
С чего хотите начать наш урок?


+ Дома мы сочиняли загадки.


-Какое важное условие надо было выполнить?


+ В наших загадках должны быть только имена прилагательные.


— Вижу, что вам очень хочется выступить. Будьте осторожны, не попадитесь в ловушки!


(Дети загадывают друг другу загадки)


— Почему в большинстве случаев нам было легко отгадать, о каком предмете шла речь?


+ Нам помогали догадаться, о каких предметах идёт речь, имена прилагательные.


3 Самоопределение к деятельности.


— А теперь прочитайте запись на доске.


+ Обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном.


— Что думаете?


+ Мы не случайно начали наш урок с имён прилагательных. Сегодня будем с ними работать.
+ Перед нами стоит учебная задача привести в порядок знания об имени прилагательном.


— Для чего нам нужны такие уроки, на которых мы обобщаем и систематизируем наши знания?


+ Чтобы выяснить, что мы знаем уже хорошо, а над чем ещё надо поработать.


— Давайте вспомним, что нам помогает в таких случаях.


+ Схема.
+ План.
+ Таблица.


4 Актуализация знаний об имени прилагательном.

( Работа в группах)



— Сегодня я предлагаю вам поработать в группах.
Перед вами разрезные карточки с терминами и понятиями. Выберите только те, которые имеют отношение к нашей теме. Попробуйте их систематизировать.
( Детям выдаётся набор карточек со словами. Имя прилагательное. Категория числа. Категория рода. Категория падежа. Категория лица. Склонение. Категория падежа. Разбор по составу. Морфологический разбор. Фонетический разбор. Синтаксическая роль в предложении. Орфограммы в корне.Синонимы. Антонимы. Орфограммы в корне. Правописание безударных окончаний. Роль в речи. Категория времени.)


( Дети делятся на 2 группы, подходят к демонстрационным столам, где работают с разрезными карточками. С помощью клея и выбранных карточек с терминами составляют на листах ватмана схемы).


— Проанализируем схемы, которые у вас получились.


( Дети по очереди подходят к каждому из двух столов и объясняют, какие понятия и термины должны быть в схеме, а какие нет.)


— Как эта схема может помочь нам в работе?


+ Ответы детей.



5 Закрепление знаний об имени прилагательном.
А) Словарная работа.
— Рассмотрите запись на доске. Прочитайте. Что можете сказать?


+ Безопас…ный, извес…ный, кре…кий, ч…рноморский, разв…сёлый, ни…клрослый.
+ Это имена прилагательные.
+ Эти прилагательные стоят в начальной форме.
+ В этих прилагательных пропущены орфограммы в корне.
+ Здесь есть прилагательные с приставками и без приставок.
+ Здесь есть сложное прилагательное.


— Подумайте, какие пункты из нашей схемы мы можем сейчас проработать, используя данные прилагательные?


+ Мы можем вставить пропущенные орфограммы.
+ Разобрать эти слова по составу.
+ Подобрать к данным словам синонимы и антонимы.
+ Можно распределить слова на группы.


— На какие группы вы можете разбить эти прилагательные?


+ 1 группа- по орфограммам в корне.
+ 2 группа- по наличию приставки.
+ 3 группа- по принципу сложное- несложное.
— Какая классификация будет проще?
+ По орфограмме в корне.
— Выберите из предложенных детьми задание, которое будет вам по силам.
— Какие знания пригодятся абсолютно всем, независимо от выбранного вида классификации?

+ Надо знать 3 правила корня.
— Проверим выполнение заданий.
— Что можете сказать о работе детей у доски?

( Дети высказываются)
Какие вопросы возникли?
+ Как ты проверял?
+ Докажи.
— А теперь я показываю слово, а вы пробуете подобрать антоним, синоним.
— В чём убедились, выполняя это задание?

+ Не ко всем прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы.


— Разберите слова по составу.
— Оцените свою работу
условными знаками + — ? около соответствующих пунктов в схеме.



Б) Работа с текстом (в парах)
— Рассмотрите запись. Прочитайте. Что можете сказать?


+ Наступила……….пора. На берёзках уже появились ……… листочки. Птицы в садах и парках поют нам …….песни. Тебя охватывает ………чувство.
+ Это текст.
+ В нём нет ни одного прилагательного.
+ Текст невыразительный.
+ Информация неточная.
+ Не понятно, о каком времени года идёт речь.
— Как исправить ситуацию?
+ Вставить подходящие по смыслу прилагательные.
— Попробуйте выполнить эту работу в парах. Решите, о чём будет ваш текст- об осени или о весне.
(Дети работают в парах)
— Прочитайте то, что у вас получилось.
( Дети читают новые тексты)
— Как изменился текст?


— В чём мы убедились, выполняя это задание?
+ Имена прилагательные делают нашу речь точной и выразительной.
— Какую ещё работу мы можем выполнить с именами прилагательными, используя данный текст?
+ Выяснить, какими членами предложения являются эти прилагательные.
— Что можете сказать о синтаксической роли прилагательных в данных предложениях?
+ Выяснить, какими членами предложения являются эти прилагательные.
— Оцените свою работу
условными знаками + — ? около соответствующих пунктов в схеме.

+ Данные прилагательные являются определениями.






7 Подведение итогов.
-Что вы скажете о нашей схеме?
+ Остались пункты, которые мы не разобрали.
— Почему так произошло? Вы плохо работали?
+ Нет. Просто материал очень объёмный.
-Ваши предложения.
— Оставшиеся пункты мы можем проработать дома. Выполнить фонетический разбор, морфологический, поработать с безударными окончаниями.
8 Рефлексия.
— Какие виды работ было выполнять легко? А какие трудно? Почему?
+ Дети высказываются.
Кто обнаружил у себя «пробелы» в знаниях по теме «Имя прилагательное»?


— Кого из ребят вам бы хотелось отметить за активное участие в уроке? За находчивость? За смекалку?


9 Домашнее задание.
— Вы можете выбрать для себя один из вариантов домашнего задания.
1 вариант- выбрать фонетический и морфологический разборы любых прилагательных из текста классной работы.
2 вариант- Продумать продолжение текста, использовать в предложениях имена прилагательные.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос