В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Развитие ключевых компетентностей через организацию исследовательской работы учащихся



Муниципальное быджетное образовательное учреждение

«Лесная средняя общеобразовательная школа»

Бийского района Алтайского края








Обобщение опыта


Реализация компетентностного подхода в образовании через организацию исследовательской работы учащихся









Автор: учитель биологии

высшей квалификационной категории

МБОУ «Лесная СОШ» Бийского района Алтайского каря

Николаева Славяна Борисовна






Лесное 2012









1. Введение


1.1. Наименование опыта


Развитие ключевых компетентностей через организацию исследовательской работы учащихся.


1.2. Адрес опыта


Николаева Славяна Борисовна, учитель биологии МОУ «Лесная средняя общеобразовательная школа» Бийского района Алтайского края. Стаж педагогической работы 4 года, квалификационная категория - I.


1.3. Ведущая педагогическая идея


Включение учащихся в исследовательскую работу является одним из эффективных механизмов формирования ключевых образовательных компетенций.


1.4. Основная задача


Создание педагогически целесообразных условий для осуществления учащимися исследовательской деятельности в области биологии и экологии.


1.5. Актуальность опыта


В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» было зафиксировано положение о том, что «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» [1, с. 10]. Таким образом, Правительственная Стратегия модернизации образования предусматривает в качестве одного из путей обновления содержания общего образования внедрение компетентностного подхода. Данная линия продолжена в модели «Российское образование – 2020», которая определяет дальнейшее направление модернизации российской образовательной системы. Здесь обязательными ставятся разработка и внедрение новых образовательных технологий, реализующих компетентностный подход в общем образовании. При этом акцент делается на творческие компетенции. Если ранее образовательная система была нацелена на успешно освоение стандарта основной группой учащихся, то теперь добавляется новая (равнозначная) задача: раннее выявление и поддержка талантов, формирование для них особых траекторий, позволяющих полностью реализовать свой творческий потенциал.

В своем Послании к Федеральному Собранию Д.А.Медведевым были озвучены основные направления стратегии развития образования. Среди озвученных президентом 5 векторов развития системы ведущимися являются возможность для учащихся уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире и разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Все эти направления модернизации российского образования успешно реализуются через организацию исследовательской работы учащихся по экологической, биологической и валеологической тематике. Исследовательская деятельность - это суть есть деятельность ребенка, направленная на интересующий его предмет. Деятельность, связанная с поиском ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Включаясь в эту деятельность, учащийся осваивает основные компетенции, учится действовать в разнообразных поисковых ситуациях.





2. Теоретическая интерпретация опыта


«Великая ценность образования — это не знания, а действия».

Г. Спенсер


Тема компетентностного подхода в образовании является принципиально важной. Актуализация компетентностного подхода в последние десятилетия обусловлена целым рядом факторов: переход от индустриального к постиндустриальному обществу, сопровождающееся многократным увеличением информационного потока, активизация работы рыночных механизмов, рост ролевой мобильности в обществе, появление новых профессий. Эти изменения диктуют необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности.

В России с начала нового столетия проблемами компетентностного подхода в образовании занимаются многие компетентные специалисты — А.В. Баранников, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, В.В. Сериков, М.А. Холодная, А.В. Хуторской, Т.И. Шамова и др. Они представляют различные точки зрения, создают разные терминологические аппараты и пока не выработали единой теоретической концепции компетентностного подхода в образовании, что затрудняет педагогическую практику. Исследователи предлагают многообразные трактовки терминов «компетенция», «компетентность», их мнения значительно варьируют при определении видов компетентностей и их классификации.

Например, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, г. Москва, Хуторской Андрей Викторович определяет термин компетенция, как отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – это готовность субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Под внутренними ресурсами понимаются знания, умения, навыки, надпредметные умения, компетентности (способы деятельности), психологические особенности, ценности и т.д.

Но среди всего разнообразия точек зрения общим, и потому существенным, представляются следующие характеристики компетентностного подхода в образовании. Обучение рассматривается как “создание знаний” на основе исследовательского подхода, вместо обучения на основе информации; обучение на основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения; совместная деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жестко направляемого учителем; своевременное и актуальное обучение вместо обучения “на всякий случай, вдруг понадобится в будущем”; применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения; обучения по инициативе с учетом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию; организация непрерывного обучения вместо определения конца обучения определенным возрастным этапом. Все эти характеристики в полной мере относятся к исследовательской работе учащихся.

Понятия "компетенция" - это сложная многоплановая структура, состоящая из следующих элементов:

  • знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.

  • навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне; от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.

  • способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.

  • стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Наше поведение проявляет наши ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, или проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.

  •  усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

 

Компетентности как результата образования, выражаются в овладении учащимся определенным набором (меню) способов деятельности, по отношению к определенному предмету воздействия. Его значение состоит в том, что, овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности, формируется персональный «ресурсный пакет», набор осваиваемых способов деятельности является социально востребованным и позволяет оказываться адекватным типичным ситуациям. Именно такой набор осваиваемых способов деятельности и является предметом запроса рынка труда и социальных практик, он может быть актуален на протяжении определенного времени, а затем должен корректироваться в соответствии с изменением социально-экономической ситуации.

Особенность компетентности как результата образования состоит в том, что в сравнении с другими результатами образования она:

  • является интегрированным результатом;

  • позволяет решать целый класс задач (в отличие от элемента функциональной грамотности);

  • существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания);

  • переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями - через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения);

  • проявляется осознанно (в отличие от навыка).


По видам компетенции можно классифицировать следующим образом: ключевые, базовые и функциональные. Под ключевыми понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе. Под базовыми компетенциями понимаются компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности. Функциональные компетенции п.с. совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места.

Т.о., ключевыми компетенциями можно назвать такие, которыми должен обладать каждый член общества и которые можно было бы применять в самых различных ситуациях. Ключевые компетентности становятся универсальными и применимыми в разных ситуациях. Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.

Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей. Можно привести следующий пример. Ученик в школе осваивает компетенцию гражданина, но в полной мере использует ее компоненты уже после окончания школы, поэтому во время его учебы эта компетенция фигурирует в качестве образовательной.

На современном этапе развития образовательной системы в России в качестве ключевых компетенций, т.е. относящихся к общему содержанию образования рассматриваются следующие:

  • ценностно-смысловые компетенции

  • социокультурные компетенции

  • учебно-познавательные компетенции

  • информационные компетенции

  • коммуникативные компетенции

  • природоведческие и здоровьесберегающие компетенции

Ключевые компетентности как результат образования становятся основой для формирования компетенции человека, которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Таким образом, компетенция проявляется в субъективно новой деятельности, когда необходимо выполнять неалгоритмизированные действия. Овладевая деятельностью, ученик начинает управлять ею, и, следовательно, в основе компетенции лежит самоуправление (самоменеджмент). Говоря о внутренних ресурсах ученика, как субъекта образовательной деятельности, следует упомянуть его знания, умения, навыки, элементы функциональной грамотности и его ценности, психологические свойства личности. К внешним ресурсам можно отнести информацию, материальные объекты (другими словами, технологии их использования), социальное окружение (люди, организации).

В рамках образовательных ключевых компетенций выделяются общепредметные компетенции, которые относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей и предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

При осуществлении исследовательской работы учащихся успешно происходит формирование большинства ключевых образовательных компетенций учащихся, всех общепредметных компетенций («умение учится») и предметных компетенций в области биологии.


3. Личная концепция автора и новизна опыта


На современном этапе развития образования формирование исследовательских умений учащихся блокируется преобладанием репродуктивных методов обучения, установкой на получение и передачу готовых знаний, отсутствием целенаправленного создания системы общеучебных умений и навыков («умение учиться»). Основным видом исследовательской работы чаще всего выступают рефераты, доклады, которые не становятся по-настоящему творческими, в силу шаблонности тематики, постановки и решения минимальных творческих задач, недостаточного представления учащихся о том, что представляет собой данный вид работы.

Из сложившегося противоречия между имеющимися подходами к организации деятельности учащихся в общеобразовательных учреждениях и потребности их модернизации, вытекает необходимость изменения подходов к организации образовательного процесса. Одним из путей таких изменений является создание целенаправленной многоуровневой системы исследовательской деятельности школьников.

Исследовательская работа существенно отличается от перечисленных выше «псевдоисследовательских» работ. Под исследованием мы подразумеваем специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе исследования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Под исследовательским методом работы мы понимаем технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности. В ней содержатся обязательные элементы научного исследования – постановка цели, формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала. Результатом исследования являются ответы на сформулированные в задачах вопросы.

Отдельно следует упомянуть учебно-исследовательскую работу учащихся, которая часто представляется учителями-практиками как собственно исследовательская. Эти виды работы имеют ряд существенных отличий. Учебно-исследовательские работы выполняются учащимися под постоянным контролем со стороны преподавателей, с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных или по некоторому набору последовательных заданий, разработанных с учетом возраста и опыта начинающего исследователя. Т.е. этот вид работ направлен на ознакомление учащихся с различными методиками выполнения работ, способами сбора и обработки полученного материала, выработку учения обобщать данные и формулировать выводы. Результат, полученный в процессе выполнения таких работ, часто известен руководителю заранее, т.е. работа лишена элемента новизны, который является обязательным для исследовательской деятельности, в ходе которой приобретается новое знание, не только для учащегося, но и для определенной научной или практической области. Учебно-исследовательские работы – необходимый этап при подготовке к проведению самостоятельных исследований.

Эффективность реализации исследовательской работы напрямую зависит от заинтересованности учащихся и методически правильного руководства со стороны учителя. Подготовка исследовательской работы должна включать ряд обязательных этапов, перечень и названия которых варьируют в методической литературе.

Начальным этапом любого исследования является определение проблемной области, в которой будет проводиться исследование. На этом этапе важно учесть интересы школьников, методическую и информационную обеспеченность тематики, материально-технические условия школы. В рамках выбранной проблематики осуществляется анализ соответствующих литературных источников по теме исследования или непосредственное наблюдение за природными явлениями и процессами. Далее производится уточнение темы исследовательской работы, формулировка цели, постановка необходимых задач, формулирование гипотезы (при необходимости), выбор методов исследования. Собственно работа учащегося должна начинаться с изучения литературы. На этом этапе автору необходимо описать источники, которыми он пользовался, проверить понимание всех терминов, ссылок и упоминаний в тексте, сформировать литературный обзор. После этого ученик может приступать к практической части работы, направленной на получение конкретных результатов определенными ранее методами (цифры и факты, результаты наблюдений, проб, экспериментов). Следует отметить, что полученные цифры, результаты измерений, наблюдений, опросов не должны быть одиночными, они должны представлять собой некоторый набор данных, которые можно анализировать, сравнивать, обобщать. Полученные данные наглядно и экономично позволяют представить таблица, графики, диаграммы, их составление – это этап первичной обработки данных. На следующем этапе проводится обобщение, сравнение, установление закономерностей, выяснение и объяснение причин исследуемых явлений. После обобщения и осмысления материалов и результатов, полученных в ходе исследования, необходимо оценить, как они соотносятся с поставленными задачами, что позволяет сформулировать выводы по проведенному исследованию. Заключительным этапом исследовательской работы должно быть определение направлений дальнейших действий учащегося в этой же или смежной области исследования.

Важным этапом организации исследовательской работы учащихся является апробация результатов. Апробация – это проверка результатов на прочность. В рамках школьного исследования самый действенный способ апробации – это выступление на научных конференциях. В инициативе «Наша новая школа» подчеркивается целесообразность создания и поддержания творческой среды, которая призвана обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров. Подготовка учащегося к представлению своего исследования должна включать следующие направления: формирование композиции выступления на научно-практической конференции, культура выступления перед аудиторией, умение отвечать на вопросы аудитории, адекватно реагировать на замечания, использование средств наглядности в ходе выступления, знакомство с требованиями к научным публикациям (статьи, тезисы).

Все этапы исследования учитель осуществляет совместно с учениками. При этом необходимо стремиться к проявлению учащимися максимально возможной самостоятельности. Преподаватель должен лишь помогать более четко сформулировать ту или иную задачу, совместно с учениками обсуждать достоинства и недостатки выдвигаемых предложений, оказывать направляющее и корректирующее действие на всех этапах исследования.

Биология – наука, в которой многие области доступны для работы школьников. На современном этапе приоритетным направлением, имеющим принципиальное теоретическое и практическое значение, является экологическое, раскрывающее роль биологии в сохранении биосферы, биологического разнообразия, в предотвращении экологических бедствий. Потому это направление принято автором за основу организации системы научно-исследовательской работы со школьниками в условиях МОУ «Лесная СОШ». Еще одной причиной является широкий спектр методик и доступность исследований для учащихся.

Второе приоритетное направление исследовательской деятельности школьников - валеологическое. Проблема ухудшения здоровья школьников не нова, и продолжает волновать широкую общественность. Навязать здоровый образ жизни человеку невозможно, он должен осознанно подойти к организации своей жизнедеятельности, и только такой подход обеспечит эффективное сохранение здоровья сначала ребенка, а потом и взрослого. Выполнение исследовательских проектов в области валеологии помогает сформировать осознанную необходимость сохранения своего здоровья.

При грамотно организованной планомерной работе над исследовательскими проектами у учащихся осуществляется формирование ключевых образовательных компетенций. Описание деятельности учителя и учащихся, в процессе которой происходит формирование и развитие компетенций, основанное на опыте автора, представлено в приложении №1.


4. Технология организации исследовательской работы учащихся


4.1. Организация исследовательской деятельности учащихся в области биологии в рамках работы экологического клуба «Зелёная планета»


Исследовательская работа учащихся организуется в рамках деятельности школьного экологического клуба «Зеленая планета» (см. Приложение №2).

Целью создания клуба является содействие развитию интересов учащихся в области экологии и охраны окружающей среды. Работа клуба осуществляется по двум основным направлениям:

  • индивидуальные исследования учащихся

  • массовая эколого-просветительская работа среди учащихся и населения села.

В рамках данной работы рассматривается только первое направление работы клуба. Занятия клуба проводятся по 2 академических часа еженедельно в соответствии с календарно-тематическим планированием (см. Приложение №3). Занятия проводятся в форме индивидуальных консультаций, групповых и коллективных занятий, тренингов, практических работ по различной тематике.

Занятия проводятся по следующей схеме: на первом занятии месяца коллективно разбираются теоретические вопросы организации исследовательской работы, на следующих двух занятиях в рамках индивидуальных консультаций осуществляется разработка теоретического вопроса применительно к конкретной исследовательской теме, на последнем занятии месяца организуется отчет каждого исследователя о проделанной работе по теме исследования в виде защиты, дискуссии.

Тематика теоретических занятий призвана раскрыть перед учащимися содержание основных этапов исследовательской работы (например, «Формулирование целей и задач исследования», «Понятие о методах и приемах сбора информации», «Организация наблюдения», «Структура исследовательской работы», «Правила оформления исследовательской работы», и т.п.). Пример разработки занятия клуба по теме «Апробация результатов исследовательской работы» представлен в приложении №4.

На индивидуальных занятиях организуется проведение экспериментов, наблюдений, консультации по работе с литературой, работа с Интернет-ресурсами. Индивидуальная форма работы позволяет учителю уделить максимум внимания учащимся, корректировать направление их поисков, что требует иногда значительных затрат времени, и избежать руководства посредством простых указаний по выполнению работ, что значительно сокращает временные затраты со стороны учителя, но также значительно снижает эффективность самостоятельной работы школьника. Кроме того, не происходит снижения интереса учащихся к работе экологического клуба, т.к. им не приходится параллельно со своей работой отвлекаться на другие проекты. В рамках организации исследований по определенной теме организуются индивидуальные и групповые экскурсии с учащимися для изучения какого-либо природного объекта или явления. При организации индивидуальных консультаций и занятий учителю важно не забывать, что он является лишь консультантом, направляющим и корректирующим деятельность юного исследователя.

Последнее занятие месяца развивает у учащихся умения и навыки апробации собственных исследований. Представляя результаты отдельных этапов своего исследования перед знакомой аудиторией, юный исследователь в психологически комфортной обстановке учится планировать и представлять свой доклад, выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, выслушивать критические замечания, отстаивать свою точку зрения, доказывать правильность сделанных выводов. Таким образом, у учеников воспитывается культура представления своих работ, что очень важно при представлении своих работ на конкурсах и конференциях. Для успешного выступления (что является важным аспектом внешней мотивации для самого учащегося и положительным примером для других ребят) на подобных мероприятиях выступление учащегося должно быть очень качественно подготовлено. Культура выступления на конференции включает в себя много параметров: умение мобилизовать себя в психологически дискомфортной обстановке, внешний вид и манера поведения докладчика, содержание, структура доклада, оформление визуального ряда доклада (презентация, стендовый доклад), соблюдение регламента, умение отвечать на вопросы, реагировать на критику членов жюри, экспертов. На все эти моменты нужно обращать внимание руководителю, и направлять подготовку юного исследователя, проводить репетиции выступлений. Пример доклада и сопровождающей его презентации представлен в приложении №5 (в приложениях представлены разные этапы выполнения исследовательских работ разных учащихся). Всегда следует помнить, что каждое выступление - это лишь репетиция следующего, еще более успешного. Это занятие также является этапом первичной экспертизы, где сами дети учатся оценивать свои работы и своих коллег, выступают в роли жюри, что в дальнейшем позволяет им более адекватно воспринимать оценки реального жюри конкурса. Здесь же осуществляется корректировка дальнейшего развития исследовательской работы.

Начальным этапом реализации любой исследовательской работой является выбор темы исследования, которая определяет все дальнейшее направление деятельности. Исходя из опыта своей практической деятельности, считаю важным соблюдать ряд условий при выборе темы исследования:

  1. Тема должна быть интересна учащемуся.

Если у ученика не будет интереса к рассматриваемой проблеме, не будет собственного желания ее решить, т.е. внутренней мотивации, то эффективность выполнения работы для развития личности учащегося будет очень мала, даже если проект будет доведен до конца. Хотя чаще всего в такой ситуации, работа дальше выбора темы и не продвигается.

  1. Учитель должен в достаточно полной мере владеть теоретическим материалом, сведениями о современных научных достижениях и методиках в области исследования, практическими методиками работы в данной теме.

Направлять деятельность ученика в полной неизвестности невозможно. При отсутствии теоретической подготовки учителя невозможно оценить актуальность и новизну исследования (подробно см. ниже), практическую значимость исследования, соответствие способностей ребенка поставленной цели, достаточность материально-технической базы исследования. Не является выходом в этом случае освоение теоретического материала и методик исследования на шаг впереди ребенка или вместе с ним. Это снижает у учащихся доверие к руководителю, интерес к работе, т.к. руководитель не может дать указания по решению сложных вопросов, которые неизбежно возникают в ходе работы. Кроме того, результаты, полученные с помощью устаревших методик, не являются ценными с научной точки зрения и сводят проделанную работу к нулю. Удачным выходом в случае недостаточной информированности учителя по теме исследования является привлечение внешних консультантов: сотрудников НИИ, вузов, практикующих специалистов.

  1. Новизна и актуальность

Любая действительно исследовательская работа должна быть направлена на решение актуальной проблемы для учебного заведения, своего населенного пункта, быть вкладом в решение глобальных проблем. Повысить актуальность исследования позволяет перенос решения глобальной проблемы на локальный уровень, конкретизации темы (например, тема не просто «Рациональное питание школьников» над такой темой трудятся целые НИИ, а «Оценка рациональности питания школьников МОУ «Лесная СОШ») При этом она не должна быть повторением того, что уже было, сообщением уже известных сведений без новой интерпретации.

  1. Практическая значимость темы

Нельзя проводить исследование ради исследования. Перед началом работы нужно ответить на вопросы: зачем это нужно? Где будут использованы результаты этого исследования? Какую пользу (себе, школе, селу или городу) я принесу своим исследованием? Если внятного ответа на эти вопросы нет, то нужно корректировать постановку проблемы или выбирать другую тему.

  1. Доступность материально-технической базы, методик исследования, литературных источников

Самая актуальная, полная новизны и практической значимости тема не может быть реализована в отсутствие необходимого для ее разработки инструментария, состоящего из собственно материалов, приборов, инструментов и современных, корректных и доступных методик проведения исследования.

Важным моментом в организации исследовательской работы учащихся является четкое планирование и контроль выполнения этапов научно-исследовательской работы. Каждый учащийся имеет календарный план выполнения исследования, в котором отмечаются выполнение этапа (вовремя или нет) и возникшие при этом затруднения (см. Приложение №6). Это позволяет четче организовать контроль и самоконтроль выполнения работы, учителю – проанализировать возникающие затруднения, продумать на будущее пути их устранения. Также повышает самостоятельность выполнения учащимся работы.

Начальным этапом освоения учащимися исследовательской работы являются учебно-исследовательские проекты, которые позволяют сформировать умения и навыки необходимые для проведения самостоятельных исследований. Выбор тематики учебно-исследовательского проекта осуществляется с учетом планируемой темы собственно исследовательской работы. Например, планируемая тема исследовательской работы «Оценка загрязнения атмосферы с. Лесное», в качестве стартового учебно-исследовательского проекта в этом случае был выполнен проект «Оценка загрязненности снегового покрова на территории МОУ «Лесная СОШ». Выполнение этой работы позволило учащемуся овладеть основными общими навыками необходимыми для создания исследовательской работы (работа с разнообразными источниками информации, сбор и первичная обработка данных, оформление результатов исследования и т.п.), а также конкретной методикой исследования (оценка загрязненности атмосферы за зимний период), которая потом была успешно использована как один из способов оценки загрязненности атмосферы села.

При подготовке работы важнейшую роль играет изучение различных источников информации. Ввиду малой обеспеченности школьной библиотеки необходимыми справочными, методическими изданиями, отдаленности крупных библиотек, основным источником информации при выполнении исследовательских работ является Интернет. С точки зрения культуры проведения научного исследования, не все ресурсы сети могут быть корректно использованы в исследовательской деятельности. Поэтому дети с самого начала ориентированы на использование ресурсов крупных образовательных и научно-исследовательских учреждений, электронные издания книг, сборники статей, т.е. такие источники информации которые могут быть процитированы в работе, имеют научную ценность.

При организации исследовательской работы школьников значительную роль играет сотрудничество с кафедрой биологии и химии естественно-географического факультета ГОУ ВПО «Бийский педагогический университет им.В.М.Шукшина» в рамках договора о сотрудничестве (см. Приложение №7). Сотрудники кафедры осуществляют консультирование учащихся по вопросам методик проведения исследований, проводят экспертную оценку работ учащихся. Важным для качественного проведения исследовательских работ является возможность использование материально-технической базы кафедры (приборы, лабораторное оборудование, химические реактивы). Также через сотрудничество с кафедрой биологии и экологии существует возможность использования вузовской библиотеки учащимися.

Завершающим этапом выполнения исследовательского проекта является выполнение учащимся самоанализа проделанной работы. Это помогает им лучше понять причины своих успехов или неудач, наметить пути устранения выявленных пробелов, и, т.о. сделать выполнение следующего проекта или этапа исследовательской работы более успешным и качественным. Образец такого самоанализа представлен в приложении №8.

Клуб существует в школе с 2006 года, в нем постоянно занимается 10 – 12 учеников 6 – 11 классов (10 - 12% учащихся среднего и старшего звена школы), за это время учащимися выполнено 12 учебно-исследовательских проектов и 9 исследовательских работ различной тематики (см. Приложение №9): «Исследование загрязненности атмосферы с.Лесное», «Оценка визуальной среды МОУ «Лесная СОШ», «Исследование влияние веса ранца на здоровье школьника», «Экологическое состояние школы и пришкольного участка на примере МОУ «Лесная СОШ», «Рациональное питание школьников», «Экологическая оценка состояния помещений МОУ «Лесная СОШ», и т.д. Апробация исследовательских работ учащихся осуществлялась на конференциях школьного, окружного, районного («Путь в науку», фестиваль-конкурс «Живи, сверяя каждый шаг с природой!», «Будущее наукограда»), краевого («Дети Алтая исследуют окружающую среду», «Будущее Алтая»), всероссийского уровня (всероссийский конкурс детских исследовательских проектов «Человек на Земле», конкурс «Юность. Наука. Культура - XXV», «Первые шаги в науку»), где наши работы 13 раз становились победителями и лауреатами. (см. Приложение №10, 11) Результаты исследований используются при организации воспитательной работы в школе (классные часы, информационные бюллетени, стенгазеты, выступления на родительских собраниях).

В целом систему организации исследовательских работ школьников по биологии в МОУ «Лесная СОШ» нельзя считать окончательно сформированной, т.к. недостаточно развито материально-техническое обеспечение исследований (методическая и справочная литература, лабораторное оборудование, оргтехника), недостаточно высок интерес учащихся к участию в научно-исследовательской работе, т.к. этот вид деятельности не престижен среди учеников. Устранение этих недостатков, расширение и углубление тематики исследования, вовлечение новых учащихся в исследовательскую работу эколого-биологического направления – это основные пути совершенствования организации учебных исследований в МОУ «Лесная СОШ».

Т.о., вовлекая учащихся в активное познание мира через исследовательскую деятельность, мы обеспечиваем формирование у них ключевых компетентностей (компетентность самоуправления, разрешения проблем, информационная, коммуникативная компетентность), которые как результат образования становятся основой для формирования компетенции человека, состоящей в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Накопленный опыт по организации исследовательской деятельности учащихся был представлен автором на заседании методического объединения учителей биологии и химии Бийского района. Помимо выступления для учителей были составлены методические рекомендации по подготовке исследовательских работ учащихся (см. Приложение №12)


4.2. Организация районного фестиваля-конкурса исследовательских работ учащихся в области биологии, валеологии и экологии «Живи, сверяя каждый шаг с природой!» как площадки для представления исследовательских работ учащихся


На начальном этапе организации системы исследовательской работы учащихся в МОУ «Лесная СОШ» возникло затруднение с представлением результатов исследовательских работ, т.к. подготовленные на том момент работы превосходили школьный уровень, а опыта для представления работ на конкурсах более высокого уровня (например, уровня края) не было ни у руководители, ни у учащихся. Конкурсы краевого и, тем более всероссийского, уровня предполагают высокий уровень сложности исследовательской работы, ее грамотное оформление, структуру и проч. Проведение таких работ, как правило, занимает не один год. Отсюда возникла идея проведения районного фестиваля-конкурса исследовательских работ учащихся в области биологии, валеологии и экологии «Живи, сверяя каждый шаг с природой!». В связи с этими целью фестиваля-конкурса районного уровня является предоставление пробной площадки, на которой можно приобрести навыки защиты исследовательских работ, их оформления и представления. Т.е. наш конкурс – это как бы стартовая ступенька для конкурсов более высокого ранга, реализующая на практике одно из направлений президентской инициативы «Наша новая школа» - создание разветвленной системы выявления и поддержки одаренных детей.

Фестиваль-конкурс проводится с целью повышения уровня подготовки проектных работ учащихся Бийского района, развития интереса учащихся к исследовательской работе в области экологии, биологии, валеологии, развития у учащихся навыков защиты проектных работ, популяризации имеющегося опыта выполнения проектных работ.

Организаторами фестиваля-конкурса являются МОУ «Лесная СОШ» в лице администрации и учителя биологии, кафедра биологии и химии естественно-географического факультета ГОУ ВПО «Бийский педагогический государственный университет им. В.М.Шукшина» в лице профессорско-преподавательского состава и МУ «Комитет по образованию администрации Бийского района» в лице ведущего специалиста по учебной работе Щербаковой Л.В. Деятельность фестиваля конкурса регламентируется положением, утверждаемым организаторами (см. Приложение №13). Положение конкурса корректируется в соответствии с выявленными при проведении фестиваля-конкурса недостатками, пожеланиями организаторов и предложениями конкурсантов.

Фестиваль-конкурс состоит из заочного и очного этапов. В ходе заочного этапа работы оцениваются и рецензируются экспертами из числа преподавателей кафедры биологии и химии ЕГФ ГОУ ВПО «БПГУ им. В,М.Шукшина», отбираются работы для участия в очном этапе конкурса. Рецензирование работ позволяет участникам увидеть недостатки своих исследований и устранить их. В очном туре авторы отобранных работ защищают свое исследование перед жюри и своими коллегами-исследователями. По сумме баллов, набранной в очном и заочном турах определяются победители конкурса, дипломанты второй и третьей степени. Итоги конкурса подводятся в 2 возрастных категориях: среди учащихся 6 - 8 классов и 9 - 11 классов. Все конкурсанты получают сертификаты участника очного или заочного тура.

К настоящему моменту проведено 2 фестиваля конкурса, состав их участников представлен в таблице №2.


Таблица №2


Участники и победители районного фестиваля конкурса «Живи, сверяя каждый шаг с природой!»



I фестиваль-конкурс

(апрель 2008 г.)

II фестиваль-конкурс

(май 2008 г.)

Количество участников, учащихся 6 - 8 классов

11

11

Количество участников, учащихся 9 - 11 классов

10

7

Количество представленных исследовательских работ

21

15

Допущено до очного тура

21

13

Количество школ Бийского района, ученики которых участвовали в конкурсе

10

8

Рецензенты (экспертная группа)

Д.б.н., профессор Комарова Л.А., д.б.н., профессор Гайнанова Н.К., д.б.н., профессор Псарев А.М., к.х-т. н. Копылова Р.Т., к.п.н., профессор Петрищева Г.С., к.б.н., доцент Беликова Р.М., к.б.н., доцент Демидко Н.Н., ассистент Козликина Н.Б.

Д.б.н., профессор Комарова Л.А., д.б.н., профессор Гайнанова Н.К., д.б.н., профессор Псарев А.М. к.п.н., профессор Петрищева Г.С., к.х-т. н. Копылова Р.Т., к.б.н., доцент Беликова Р.М., к.б.н., доцент Демидко Н.Н., ассистент Козликина Н.Б., ассистент Чураев Е.И.

Состав жюри очного тура

Председатель жюри д.б.н., профессор Комарова Л.А.,

д.б.н., профессор Гайнанова Н.К., к.п.н., профессор Петрищева Г.С., ведущий специалист МУ «Комитет по образованию администрации Бийского района» Щербакова Л.В.


Председатель жюри кандидат сельскохозяйственных наук, доцент Пятуниниа Е.А., ведущий специалист МУ «Комитет по образованию администрации Бийского района» Щербакова Л.В., председатель районного МО учителей биологии Платонова В.М., ассистент кафедры биологии и химии Козликина Н.Б.


Победители в возрастной группе 6 - 8 классов

Диплом I степени Курцева К. , (8 кл., МОУ «Лесная СОШ»),

диплом II степени Симахина О.

(7 кл., МОУ «Лесная СОШ»),

Диянова А. (8 кл., МОУ «Стан-Бехтемирская СОШ»), диплом III степени Ларионова А. (8 кл., МОУ «Усть-Катунская ООШ»), Косинова Ю. (8 кл., МОУ «Лесная СОШ»).


Диплом I степени Рыбакова А. (6 кл., МОУ «Лесная СОШ».), диплом II степени Симонова А. (5 кл., МОУ «Усть-Катунская ООШ»), диплом III степени Мамутова К. (8 кл., МОУ «Стан-Бехтемирская СОШ»)


Победители в возрастной группе 9 - 11 классов

Диплом I степени Рец Ю., (10 кл., МОУ «Лесная СОШ»)

диплом II степени Симонова Дарья, 9 кл., (МОУ «Усть-Катунская ООШ»)

диплом III степени Яцкеева А. (10 кл., МОУ «Большеугреневская СОШ»)


Диплом I степени Косинова Ю. (9 кл., МОУ «Лесная СОШ»), диплом II степени Киреева О. и Николенко Д. (9 кл., «Первомайская СОШ №2»), диплом III степени Ларионова А. (9 кл., МОУ «Усть-Катунская ООШ»)



По итогам проведенного фестиваля-конкурса на уровне администрации МОУ «Лесная СОШ» и МУ «Комитет по образованию администрации Бийского района» было принято решение сделать проведение конкурса ежегодным.



5. Заключение


5.1. Результативность

Организация научно-исследовательской работы учащихся является действенным и эффективным способом внедрения современных направлений модернизации системы образования, наиболее полно отвечающим задачам компетентностного подхода к обучению. В результате включенности учащегося в процесс исследовательской деятельности осуществляется формирование и развитие ключевых образовательных компетенций, компетенций предметной области (биология, валеология и экология). В ходе исследовательской деятельности ребенок приобретает не просто знания, умения и навыки, опыт самостоятельного приобретения знаний, решения проблемных ситуаций, планирования собственной деятельности. Этот комплекс способов деятельности в конечном счете приведет к формированию у ребенка на выходе из основной школы обобщенных способов деятельности, применимых в любой деятельности независимо от предметной области.


5.2. Трудоемкость


Трудоемкость опыта заключается в осмыслении и анализе теоретических аспектов организации исследовательской работы учащихся в области естественнонаучных дисциплин, в анализе интересов учащихся и возможностей материально-технической и методической базы образовательного учреждения для реализации этих интересов, освоении учителем алгоритмов и методик исследовательской работы, мотивировании учащихся к работе и поддержании интереса к ней на протяжении всего периода реализации исследовательского проекта, создания поля для апробации результатов исследовательской работы (участие в конкурсах, конференциях, семинарах и проч.). В целом организация исследовательской работы учащихся требует больших затрат времени руководителя.


5.3. Адресная направленность опыта


Опыт может быть использован учителями биологии общеобразовательных школ, педагогами дополнительного образования, общественными методистами, студентами педагогических сузов и вузов.


6. Литература


  1. Вагина Т.Б., Лукина А.К, Науменко Е.Н. Изучаем природные объекты //Биология в школе. - 2003. - №3 - С.51-53

  2. Веселовская, Н.С. Компетентностный подход в образовании – основа подготовки высококвалифицированного специалиста/ Н.С. Веселовская // Интернет-конференция «Повышение квалификации специалистов в условиях модернизации образования», – 2006. – (http//www.auditorium.ru).

  3. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД "Первое сентября". Сайт фестиваля 2003-2004

  4. Голуб Г.Б., Коган Е.Я., Прудникова В.А. Парадигма актуального образования //Вопросы образования. – 2007. – № 2. – С. 20 - 42

  5. Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности. Практика административной работы в школе. – 2006. - №7. – С. 49 – 53

  6. Зачесова Е. Ручка от сундука. Компетентностный подход в образовании. //Учительская газета. – 2007. – № 17. – С. 15 – 20

  7. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня.-2003.-№5.-С.34-42.

  8. Колюбовский Е.Ю. Изучаем природу в городе. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 256 с. – (Экскурсии в природу)

  9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года: Приказ Министерства образования РФ от 11.02.2002 № 393//Учительская газета 2002 №31.

  10. Каверина И. И. Реализация компетентностного подхода на уроках в средней общеобразовательной школе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-5.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос",

  11. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии.-2004.-№5 с.3-12

  12. Новолодская Е.Г. Эколого-валеологический мониторинг. //Биология в школе. - 2006. - №6 - С.60-69

  13. Организация экологических исследований учащихся / Сост. Г.С.Петрищева. – Бийск: НИЦ БиГПИ, 1999.

  14. Проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

  15. Саловаров В.О., Кузнецова Д.В. Птицы города. Исследовательская работа школьников. //Биология в школе. - 2006. - №6 - С.51-56

  16. Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся. – Школьные технологии. – 2007. - №1. – С. 103 – 118

  17. Харитонов Н.П. Учебные исследования школьников в курсе биологии. //Школьные технологии – 2007. - №3. - С.116 - 127

  18. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. – 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос"

  19. Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. Изд. 3-е, испр. и доп./Под ред. Т.Я.Ашихминой М.: Академический проект, 2006. - 416 с.






















7. Приложения


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос