В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок "Война, тебя нигде не ждут..."

Урок "Война, тебя нигде не ждут..."

Наталья Манерко
Тип материала: Урок
просмотров: 2121
Краткое описание
рассмотреть во взаимосвязи исторические события, равные по нравственному итогу, показать бессмысленность и нелепость любой войны
Описание

Киселева Людмила Даниловна, Манерко Наталья Петровна Г. Ейск, Краснодарский край МОУ СОШ № 2 имени Героя Советского Союза А.В. Ляпидевского Литература и история России Война, тебя нигде не ждут… 8-9 класс 2 часа Использование презентаций
Тема: «Война, тебя нигде не ждут…» (Степан Кадашников) Цель: рассмотреть во взаимосвязи исторические события, равные по нравственному итогу, показать бессмысленность и нелепость любой войны Задачи: Образовательные: на основе идейно-художественного анализа литературных
текстов и исторического анализа документов дать объективную оценку происходящим событиям;
Развивающие: ·
продолжить формировать умения выделять, анализировать и обобщать факты, делать выводы.
Воспитательные: ·
воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами

Тип урока:
комбинированный, интегрированный (литература и история)

Оборудование: ·
персональный компьютер;
·
мультимедийный проектор;
·
экран;
·
учебная доска;
·
выставка книг о войне


Формы работы на уроке: ·
фронтальная
·
индивидуальная

Ход урока: I.
Организационный момент.
Ребята! Сегодня на уроке мы поговорим с вами о войне: кто её развязывает, с какой целью и каковы её последствия. Крымская война 1853-1856 гг., Великая Отечественная война 1941-1945гг., война в Афганистане 1979-1989 гг.
– все эти войны, к которым
имеет прямое отношение наша страна.
Сегодня
необычный по форме урок – урок-суд над теми, кто повинен
в развязывании
этих войн.
У нас есть свидетели – учащиеся, которые изучили документы, воспоминания тех, кто был участником тех событий и
обвиняемые – чиновники, взявшие на себя право лишать людей жизни.
II.
На фоне музыки И. Талькова «Я вернусь»
Слово учителя литературы. Война – когда страны ссорятся и дерутся.
«Война – это когда люди погибают, а мамы плачут»
Война – это страшно, когда умирают твои близкие. Война – это ужасная вещь, о которой лучше не думать. Таково представление о войне учащихся 5 классов, которые далеки от этих событий. Ребята 9 классов считают, что: На войне есть заложники и боевики. Там друг друга убивают. Война – это зло, голод, страдания, смерть. Самым страшным, по-моему, произведением о войне является «А зори здесь тихие»
А вот какое определение
дает толковый словарь:
Война – вооруженная борьба между государствами или народами. Обвинители, исследуя
«Севастопольские рассказы»,
наши очень ёмкое определение войны, данное художником слова, писателем Л.Н. Толстым: «… противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Слово учителя истории. Обратите внимание на эпиграф
к нашему уроку:

«…увидите войну в настоящем её выражении –

в крови, в страданиях, в смерти»
Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы» Мы поговорим с вами о трех исторических событиях, между которыми десятилетия, столетия, но они равны по нравственному итогу. Итог это – смерть, кровь, слезы матерей. Войны преследуют человечество на протяжении всей истории. Они уносят жизни людей, несут разрушения, беды и горе. В 19 веке на европейском континенте погибло почти 6 млн. человек. А дальше… первая мировая, Великая Отечественная, Афганистан, Чечня… Кто ведет статистику XX века? Учитель литературы: Год 1855. Россия. Осада Севастополя. Этому историческому событию Л.Н. Толстой, очевидец и участник Крымской войны, посвятил свое произведение «Севастопольские рассказы», которое поразило современников
строгой правдой и простотой изображения тяжелого, будничного и в то же время героического труда солдат, матросов, жителей осажденного города.
Известно, что цензура сильно изуродовала рассказ «Севастополь в мае», выбросив из него самые яркие сцены. По этому поводу Толстой записал в своем дневнике: «Я, кажется, сильно на примете за свои статьи. Желаю, впрочем, чтобы всегда Россия имела таких нравственных писателей». Ход беседы Учитель литературы: «Севастопольские рассказы» написаны в форме путешествия по осажденному городу. Перед нами разворачиваются одна за другой картины города-фронта. — Каково первое впечатление от увиденного? — Каким изображает Толстой Севастополь? — Какая атмосфера царит в осажденном городе? — Что подмечает автор в лицах людей? Ответ учащихся: нет следов суетливости, каждый занимается своим делом, видим проявление неброского героизма
(Учащиеся зачитывают фрагменты из «Севастопольских рассказов»: похороны офицера, сцена в госпитале, сцена перемирия враждующих сторон;
фрагмент «вглядитесь в лица, в осанки…». Вывод:
солдаты лишены страха, трезво мыслят,
умирают за Отечество, лишены тщеславия, настоящие герои;
война – это нелепость)
Учитель истории: Это война глазами писателя, который имеет право на художественный вымысел.
А вот что узнаем мы из истории.
В июле 1853 года Россия разорвала дипломатические отношения с Турцией и оккупировала Дунайские княжества.
В ответ Турция 4 октября 1853 года объявила войну.
— Каковы же были причины этой войны? Вот о чем говорят документы того времени. Слово предоставляется свидетелям. (Примерные ответы учащихся) ·
Основной причиной этой страшной войны было обострение
политических и экономических противоречий на Ближнем Востоке и Балканах между двумя союзами: Россией и Англией, Францией, Австрией, Турцией.
·
Николай I говорил, что Турция — больной человек и его наследство можно и нужно делить. В предстоящем конфликте российский император рассчитывал на нейтралитет Великобритании, которой он пообещал после разгрома Турции новые территориальные приобретения Крит и Египет, а также на поддержку Австрии, в качестве благодарности за участие России в подавлении венгерской революции. Однако расчеты Николая оказались неверны: Англия сама подталкивала Турцию к войне, стремясь таким образом ослабить позиции России. Австрия так же не желала укрепления России на Балканах.
·
Саратовский журналист
И.Горизонтов, вспоминая о Крымской войне писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития».
Учитель истории: — Что послужило поводом к войне? Ответы учащихся: Поводом к войне послужил спор между католическим и православным духовенством в Палестине о том, кто будет блюстителем храма гроба Господня в Иерусалиме и храма в Вифлееме. При этом речь не шла о доступе к святым местам, т. к. ими пользовались на равных правах все паломники. Спор о Святых местах нельзя назвать надуманным поводом к развязыванию войны. Историки иногда называют этот спор одной из причин войны, учитывая «глубокий религиозный менталитет людей того времени <...>. Защита привилегий православной общины Палестины составляла часть общей задачи покровительства России всему христианскому населению в Турции». {История России XIX — начат XX в.: Учебник для исторических факультетов университетов. М., 1998. С. 172. Учитель истории: Несмотря на трудности, защитники Севастополя наносили противнику ощутимые удары, осуществляя вылазки в расположение вражеских войск. Они выводили из строя живую силу и технику, разрушали траншеи, захватывали пленных. — Кто эти люди, ставшие героями? Свидетели отвечают:

1.Накануне Крымской войны 1853-1856 годов Корнилов Владимир Алексеевич организовал быструю переброску морем на Кавказ пехотной дивизии, которая сыграла решающую роль в отражении турецкого наступления, а также крейсерские рейды русских судов на коммуникации противника. Во главе отряда пароходо-фрегатов Корнилов участвовал в первом в истории бою паровых кораблей.

В сентябре 1854 года Корнилов был назначен начальником обороны Северной стороны Севастополя. После сражения на реке Альме Корнилов возглавил оборону Севастополя. Под его руководством за короткий срок была создана линия сухопутной обороны, усиленная артиллерийскими расчетами с кораблей.

Во время первой бомбардировки Севастополя 5 октября 1854года Корнилов был смертельно ранен.

2.Во время Крымской войны 1853-1856 годов, командуя эскадрой кораблей Черноморского флота, Нахимов Павел Степанович обнаружил и заблокировал в Синопе главные силы турецкого флота, а 18 ноября 1853 года разгромил их. Официально занимая должность командующего эскадрой, а с февраля 1855 года – командующего Севастопольского порта и военного губернатора, Нахимов фактически с самого начала обороны Севастополя возглавлял гарнизон защитников крепости, проявив выдающиеся способности в организации обороны базы флота с моря и суши.

Организатор и руководитель обороны Нахимов пользовался огромным авторитетом и любовью у защитников Севастополя. 28 июня 1855 года, во время объезда передовых укреплений на Малаховом кургане, он был смертельно ранен и вскоре скончался. Нахимов похоронен в Севастополе во Владимирском соборе.

3.Тотлебен Эдуард Иванович, военный инженер-фортификатор, генерал-адъютант.

(1818-1884)

во время крымской войны (1853-1856 годы) Тотлебен возглавлял инженерные работы в Севастополе. В 70-е годы XIX века под его руководством была возведена новая оборонительная система на западной границе России: крепости Новогеоргиевск, Ивангород, Варшава, Брест.

4.Истомин Владимир Иванович (1809, Эстляндская губ. — 1855, Севастополь) – герой Крымской войны. В 1850 Истомину, уже капитану первого ранга, поручили командовать новейшим 120-пушечным линейным кораблем «Париж», на к-ром он отличился в Синопском сражении (1853). Истомин, по рапорту Нахимова, «проявил примерную неустрашимость и твердость духа, благоразумные, искусные и быстрые распоряжения во время боя» и был произведен в контр-адмиралы. Высадка союзнической армии и осада Севастополя заставили Истомин драться на суше. Командовал обороной Малахова кургана. «Дистанция велика, стоит 105 пушек, — писал Истомин брату, — и мне пришлось быть и артиллеристом, и инженером, и начальником войск». С первой бомбардировки Севастополя 5 окт. 1854 и до дня смерти Истомина ни на день не покинул бастион. 7 марта был убит.

5.Пирогов Николай Иванович разработал четкую систему организации хирургической помощи раненым на войне («Начала общей военно-полевой хирургии...», на немецком языке, 1864 г., на русском языке, 1865-1866 гг.); впервые в полевых условиях применил эфир для наркоза, предложил и ввел в практику неподвижную гипсовую повязку, привлек помощь медсестер.

6.Петр Маркович Кошка, матрос 1-й статьи, герой Крымской войны.

Во время Севастопольской обороны 1854 — 1855 Петр Маркович находился в числе команды так называемых «охотников», разрушавших ночами неприятельские траншеи и захватывавших пленных. Выдающейся храбростью, военной сметкой на вылазках, при разведке во вражеском тылу, захвате языков, разрушении неприятельских траншей. В исторической литературе имя Кошки олицетворяет подвиги тысяч безвестных героев — русских солдат и матросов, участников обороны Севастополя.

на памятнике адмиралу В.А. Корнилову в Севастополе Кошка изображен выбрасывающим из окопа попавшую туда бомбу.
— Какое чувство руководило героями? (героизм, патриотизм, мужество) — А какое же чувство руководило теми, кто развязал войну? (мелочность, тщеславие) Вывод:
Война показала необходимость немедленного и решительного реформирования всех сторон жизни российского общества, без чего страна могла терпеть всё новые и новые поражения от ушедшей вперёд Европы.
Учитель литературы: Война!
Великое орудие, разрушение и трагедии. Нет ничего ужаснее, бесчеловечнее, чем война. Она порождает зло и смерть, ломает жизнь, губит нравственные ценности, но в то же время на войне могут проявляться такие чувства, как патриотизм, мужество и смелость.
Человек и война…. Это вечная тема, которая до сих пор волнует людей. 9 мая наша страна праздновала
67-летие победы советского народа над фашистским врагом. Прошло столько лет, но не может стереться из памяти этот великий день. День Победы -
праздник со слезами на глазах. В Великой Отечественной войне погибло более
26 миллионов человек, около половины – это гражданское население, ставшее объектом бомбежек, массовых убийств и депортаций.
В ходе ее были уничтожены колоссальные материальные ценности, разрушены памятники культуры. Пожалуй, трудно назвать писателя или поэта советской эпохи, который бы в своём творчестве не обращался к военной
теме ( Учитель обращает внимание на выставку книг о войне).
Ребята, а какие книги о том страшном испытании, выпавшем на долю советского народа, прочитали вы? ( Называют произведения
К.Воробьёва, А. Твардовского, В. Быкова, Б. Васильева, М. Алигер, О. Берггольц и др.).
Учитель литературы: Жизнь-это самое дорогое, что есть у человека. Именно здесь, на войне и в тылу, вступая в схватку с фашистами, люди жертвуют своей жизнью. Кто они и какие – эти герои войны — расскажите о них. ( Ребята читают наизусть стихотворения из « Ленинградского дневника» О.Берггольц,
М. Алигер,
К. Симонова, всего
3-5 стихотворений, посвящённых великому мужественному народу. Рассказывают о блокадном Ленинграде, о великом подвиге солдата-защитника Брестской крепости ( Б. Васильев « В списках не значился»), о девушках-зенитчицах, отдавших свои жизни во имя мира, ставших укором любому военному действию. ( Б. Васильев « А зори здесь тихие»).
Учитель литературы: события, о которых рассказали ребята, правдивы и реальны. Война показана как невероятно трудное и смертельное испытание, потому что Бой идёт святой и правый, Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле
Учитель истории:
существуют документы, подтверждающие, что фашистская Германия не имела права нападать
на Советский Союз. Уважаемые свидетели, кто может ознакомить нас
с ними?
(
Договор о ненападении между СССР и Германией был подписан 23 августа 1939 года…)

— Каковы причины нападения на Советский Союз?
Слово предоставляется свидетелям. ВОВ
длилась 1418 дней и ночей. Причинами были стремление Германии к мировому господству, борьба империалистических блоков за рынки сбыта, источники сырья, сферы приложения капитала.
— А как оценивал создавшуюся ситуацию Сталин?
(Вариант ответа: Свои намерения
относительно Второй мировой войны
Сталин изложил
в отчетном докладе на XVIII съезде партии 10 марта 1939 года: «Дать всем участникам войны увязнуть глубоко в тину войны, поощрять их в этом втихомолку, дать им ослабить и истощить друг друга. А потом, когда они достаточно ослабнут, — выступить на сцену со свежими силами, выступить, конечно, «в интересах мира» и продиктовать ослабевшим участникам войны свои условия. И дешево, и мило» (Сценографический отчет XVIII съезда. Москва, 1939).
— Каковы были планы Гитлера? Примерные ответы учащихся: ·
Германский Генеральный штаб разработал план «Барбаросса» — молниеносный разгром нашей страны в течение 6 – 8 недель. Немецкая армия была сведена в мощные наступательные группы:
·
Группа армий «Север» — наступала из Восточной Пруссии на Даугаву, Ленинград, Псков с целью уничтожения советских войск в Прибалтике, захвата портов на Балтийском море;
·
Группа армий «Центр», самая мощная, — наносила удар в районе Белостока, далее Минск, Смоленск и наступление на Москву;
·
Группа армий «Юг» — должна была уничтожить войска Советской Армии на Западной Украине, захватить Киев, далее развивать наступление на Харьков, Донбасс, Крым.
·
По плану «Барбаросса» армия вторжения должна была до наступления зимы достичь линии Архангельск – Волга – Астрахань, полностью уничтожить Советскую
Армию и промышленный комплекс до Урала.
·
Победа
досталась советскому народу неимоверно тяжелой ценой. Но, несмотря ни на что,
наш народ выстоял.
Мы порой задаем себе вопрос: откуда у них, этих седых сегодня и мучимых ранами и болезнями людей с орденами Отечества на груди, брались богатырские силы, чтобы выстоять и победить? Разве может человек быть прочнее камня и металла? Но десятикратно возрастают силы, если на карту поставлена судьба родной земли, отчего дома. Они победили, прошагав с боями тысячи грозных верст, они пришли в Берлин и устало присели на ступеньки поверженного рейхстага, над которым водрузили свое родное Красное Знамя, Их подвиг трудно оценить словами – где взять такие высокие и прекрасные слова, чтобы были они равны подвигу защитников родины? Вернувшись к родным очагам, на просторы истерзанной врагом земли, свой воинский подвиг они увенчали трудовым, подняв из руин города и села, воскресив к жизни хлебные нивы, начиненные смертоносной сталью. Солдаты Великой Отечественной… живые и павшие, они и в наше время являют нам пример того, как надо любить Родину, отстоять ее честь, достоинство и свободу. Зарубежные политологи говорили о том, что СССР понадобится более 25 лет на восстановление, а произошло это менее чем за 5 лет. Каждого, кто прошел войну, выстоял, не сломался можно смело назвать героем. Эта война была освободительной для советского народа.
(Презентация ВОВ)
Учитель литературы: Афганистан… боль в душах миллионов и разочарование в той «миссии», которая предназначалась советскому солдату. Слово предоставляется свидетелям. Уже идет которая весна Без свиста пуль в афганской
круговерти.
Но горы вновь ко мне приходят
в снах,
Те горы, на которых море смерти. Пустыня огрызнулась горячо, В песках скрывая признак каравана, Все было, все осталось за плечом, Но век мне
не забыть Афганистана.
Я вспоминаю снежный перевал, Где выше нас бывали только Боги, Там редко автомат мой остывал, И часто в кровь разбиты были ноги.
А память, как в замедленном кино, Прокручивает фильм воспоминаний: Друзей, которых нет уже давно, Ко мне приводит в дом из дальних далей. Война свои подарки раздала: Кому звезда на грудь, кому на холмик, Кого- то развенчала догола, А кто-то вписан в жизни многотомник. Пусть десять или двадцать лет пройдет, И время врачевать умеет раны, Давайте помнить тех, кто не придет, Нельзя нам забывать Афганистана. Учитель истории: Закончилась и ушла в историю Афганская война. Никем и никому не объявленная, героическая и трагическая, она оказалась в 2 раза длиннее, чем Великая Отечественная война.
Многие
люди считают Афганскую
войну ошибкой нашего правительства.
— Нужна ли она была? — Какие же события предшествовали вводу наших войск в Афганистан?
Слово свидетелям:
  1. Когда наши войска отправлялись в Афганистан, эти молодые ребята были абсолютно уверены в том, что их поход- благо для страны, он освящен долгом, этикой, традициями прежних походов и приказом
    Родины. Изначальный смысл ввода войск в Афганистан состоял в том, чтобы оказать помощь братскому народу. Не воевать, а именно оказать помощь. Был даже
    приказ первыми огня не открывать. И они уходили туда добровольно, так как шли действительно защищать революцию, спасать бедняков, бороться с внешним врагом. Незадолго до отправки в Афганистан Виктор Химич (с. Ключи Ключевского
    р-на) написал: « Живем сейчас в палатках, здесь формируется дорожный батальон, как сформируется, так поедем в Афганистан. Все почти едут по собственному желанию, я тоже».
  2. В их письмах звучит гордость от
    того, что они участвуют в этом историческом процессе, они вершат историю. Так, барнаулец
    Павел
    Максимов (погиб 5.07.1980г. в Кабуле) написал домой, что они выполняют «почетную и священную интернациональную обязанность.
  3. Однако наши восемнадцати-двадцатилетние мальчишки оказались в Афганистане в очень сложной ситуации. Ко всем обычным тяготам войны ( частые боевые выходы, колоссальные физические нагрузки, необустроенность военных городков, сложные климатические условия, ночные обстрелы, засады, ранения и смерть друзей) добавлялись психологические: они находились на территории чужой страны в условиях гражданской войны, когда разделить население на своих и врагов было просто невозможно. Люди, которые встречали их хлебом-солью и цветами, которые с радостными улыбками пожимали руки и
    благодарили за оказанную помощь, эти же люди убивали выстрелом из-за угла или ножом в спину, минировали дороги устраивали засады, зверски издевались над пленными и убитыми.
Учитель литературы: Эти строки были написаны Анной Ахматовой очень давно. Но как они актуальны и сегодня: Я не знаю, зачем, И кому это нужно.

Кто послал их на смерть,
Недрожавшей рукой Только так беспощадно, Так зло и ненужно Отпустили их в Вечный Покой! (Презентация «Зажгите свечи»)
Учитель истории: Сколько раз так бывало: войны замышляют отмеченные сединой политики, а в окопах оказываются те, кому по 20-30 лет. У этих войн еще нет истории. Она не написана. Но есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть нужными правде и памяти. Современники скажут, что эта война
была самой нелепой, неоправданной и необъяснимой.

Учитель истории: Уважаемые свидетели, во имя чего и кого были развязаны войны?» Свой ответ ребята выразили в своеобразной форме – синквейне. (зачитываются ответы) Учитель литературы: В любой
войне мирный народ – это жертва, которой приходится брать на себя всю тяжесть ответственности за порой нелепые действия «сильных мира сего». Наш урок хотелось бы завершить словами великого гуманиста Ф. М. Достоевского: «Даже счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке невинного ребёнка»

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
igor_talkov_-_ya_vernus_(zaycev.net).mp3 Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров