В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Применение дидактических игр на уроках обучения грамоте.

Файлы
Применение дидактических игр на уроках обучения грамоте.docx
HTML Войдите для скачивания файлов












Применение дидактических игр на уроках обучения грамоте.



Мастер – класс

Вайс В.К.

МБОУ СОШ № 1

07.04.2012.

























г. Кизел

Пермский край

Главная забота учителей, обучающих первоклассников, – помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой – решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С. Макаренко о том, что “хорошая игра похожа на хорошую работу”, каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.

Применение игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.

Каждый новый тип игр необходимо вводить только тогда, когда на уроке ведётся обучение соответствующим видам деятельности.

Планируя игру на уроке, надо точно знать, какие именно операции и на каком этапе деятельности закрепляются в игре.

Для того чтобы игра при обучении грамоте стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта.

Особое внимание организации и проведению дидактических игр уделено в УМК «Школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Обучение грамоте помимо знаний о языке формирует у школьников умение учиться. Эти игры целесообразно проводить в курсе «Обучение грамоте», пользуясь любым УМК.

Приведу примеры использования дидактических игр на уроках обучения грамоте.

  1. «Живые модели». Каждый ребёнок становится «словом» в предложении. «Слова» должны встать друг за другом так, чтобы получилось предложение. Это предложение читается, в нём переставляются слова, читается новое предложение, добавляются новые слова, опять читается предложение, заменяются слова, и снова предложение прочитывается. Эта игра помогает понять, как важен порядок слов в предложении, увидеть, что предложение может стать более интересным, если добавить какое-либо слово, а может предложение вообще исчезнуть. Моделями могут стать не только слова, но и слоги, звуки, буквы. Тогда игры так и будут называться «Живые слоги», «Живые звуки», «Живые буквы». Проведём игру «Живые звуки». Составим слово «Апрель».

1в.: играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках – какой первый звук в слове? Третий? Четвёртый? Второй? Пятый?

2в.: учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку. Эта игра позволяет ориентироваться на реальные знания детей, постоянно подводя класс к общему высокому уровню знаний. Постепенно часть заданий в этой игре учитель передаёт классу. Сажать детей на место можно предложить ученикам. «Пусть сядет на место звук «п», но сначала назовёт слово с мягкой парой своего звука», «Пусть звук «ль» сядет на место, но сначала назовёт в классе 3 предмета, которые начинаются с него или с его твёрдой пары» и т.д.

  1. «Назови слово с нужным звуком». Лучше проводить в конце урока, когда изучен новый звук. Главное – интонационно выделить звук. Например, «лллуна», «колллобок», «столлл». Когда словарный запас истощается, называются слова с мягкой парой звука. Если ученик не может придумать слово, нужно помочь ему. Например, спросить, как называется зверь, у которого вместо носа длинный хобот? Или постучать по полу и спросить: «Что у меня под ногами?». Такого ребёнка обязательно надо похвалить, что он сам догадался.

  2. «Как тебя зовут?». Эта игра проводится для закрепления гласных и согласных звуков. Предложить выйти всех детей, имена которых начинаются с гласных звуков. Имя каждого ребёнка громко называется и определяется, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный. На следующем уроке пригласить детей, имена которых начинаются с согласного звука. Дети с удовольствием вслушиваются в свои имена, сравнивают их.

  3. «Назови похожее». Эта игра вводится для отработки учебной операции – различение твёрдых и мягких звуков. Всего 8 вариантов этой игры, которые постепенно усложняются. Условие игры оговаривается заранее: учитель называет слово, ученик называет другое слово с этим же согласным звуком или с любым твёрдым согласным.

1в.: учитель – сыр, ученик – сок

2в.: учитель – сыр, ученик – молоток

3в.: учитель – кит, ученик – кино

4в: учитель – кит, ученик – лента

Затем игра усложняется. Учитель называет слово с твёрдого согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука.

5в.: учитель – рука, ученик – река

6в: учитель – рука, ученик – мясо

7в.: учитель – вилка, ученик – вода

8в.: учитель – вилка, ученик – молоко.

  1. «Придумай слово по модели». Игра проводится в конце курса «Обучение грамоте». Даётся модель, дети придумывают к ней слова. Сначала даётся трёхзвуковая модель. Например, синяя, красная, синяя. ( Дом, сом, дым, сок…).

  2. «Кто внимательный». Ставятся две фишки одна под другой: синяя и зелёная. Рядом с ними выставляются все гласные буквы, которые пишутся после твёрдых и мягких согласных. Ученики закрывают глаза, а учитель переставляет буквы, меняет их местами, например, на место буквы «а» ставит букву «я» и т.д. Дети, открыв глаза, должны узнать, что изменилось. Менять буквы можно только парами. Фиксируется внимание на том, какие гласные пишутся после твёрдых согласных, а какие – после мягких. Если менять произвольно, то нарушится учебная задача.

  3. «Найди свой домик». 2 ученика (ведущие) берут один синюю, а другой зелёную фишку. Детям раздаются буквы. По сигналу учителя они должны занять своё место в синем или зелёном домике. Ведущие пропускают только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Если ведущий ошибся, учитель просит проверить, не попала ли в его домик какая-нибудь лишняя буква.

  4. «Загадки о звуках». Например, при дифференциации звуков «с» и «з». Слушайте внимательно, я вам расскажу о звуке, а вы покажете мне букву, которой этот звук записывается: это согласный звук. Преграда создаётся языком и зубами, при произнесении этого звука горлышко работает, это звонкий согласный звук, имеет твёрдую пару. Можно изменить задание: Слушайте внимательно, поднимайте нужную букву, «з» или «с»: слон, змея, весы, косы, спокойно. Закон, заноза, бусы, месяц, гроза, лисята, осина, злой, Трезор. Варианты разные: хлопать, топать, встать, сесть и т.д.

  5. «Дополни до целого слова». Эту игру можно использовать при изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно читать слоги с новой буквой. В гости прилетает Каркуша и приносит детям слоги: ка-, ки-, ко-, ку-. Дети учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги. Например, Каркуша, карандаш, картина, яблоко, яблоки, кошка, курица, кукушка и др., а Каркуша проверяет, чему научились дети. Игра «Дополни до целого слова» способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление.

  6. «Слово в слове». Эта игра развивает наблюдательность и мышление. Таких игр много в «Букваре». Например, товарищи (товар, вари, щи, товарищ), пожар (жар), овощи (овощ, щи), хлопушка (хлоп, пушка), лопух (пух), смех (мех), шутка (утка), шарф (шар).

  7. «Составь новое слово». Цель игры: повышение познавательной активности учащихся, наблюдательности, развитие внимания. Например, в тетради «Я учусь читать и писать» на с. 38 даны примеры этих игр.

Горн рог гром ром

играла играл Олег гол

гулял Гуля горел Олег

молнии лимон горели грели

норма нора лилия Лиля


  1. «Собери слово». Цель: развитие внимания и мышления.

В тетради «Я учусь писать и читать» на с. 49 представленыэти задания – асыч (часы), чдуо (чудо) , на с. 51 – ущак (щука), чщаа (чаща), на с 37 – саоипг (сапоги), ппаак (папка), пргиои (пироги), кптае (пакет).

  1. «Словоизменение» Варианты: «Измени порядок букв», «Составь по порядку», «Поменяй слоги». Дидактическая задача этих игр – соотнести букву и цифру. Цель: развитие наблюдательности и мышления. Например, в тетради «Я учусь читать и писать» на с. 39.

3 1 2 4 3 4 5 1 4 1 2 3 5 4

а) огни – комар – камни –


б) весна – навес, кабан – банка, дыра – рады.

  1. «Слова – перевёртыши» или «Вперёд – назад»: топот, потоп, довод, шалаш. Сев – вес, сор – рос, сел – лес, нос – сон.

  2. «Словообразование». Цель этой игры: развитие познавательных процессов, обогащение словарного запаса детей, развитие орфографической зоркости. Например, в тетради «Я учусь читать и писать» на с. 45.


с

о

к



р


ы




н


о


т





к

н

о

т

ы



а

р






с


к






р


н




р

о

т



К


А


Л




Ю



У


с













  1. «Фразеологический зверинец». Цель: расширение словарного запаса учащихся. Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык).

Ещё раз напомню. Дидактические игры созданы специально для отработки каких-либо учебных задач. Это не отдых и не развлечение. Это серьёзная учебная работа. Необходимо включать игры в каждый урок. Если каждый этап урока завершать соответствующей игрой, то у детей сформируется желание и умение учиться.

5


Применение дидактических игр на уроках обучения грамоте.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru