Муниципальное образовательное учреждение
ДИВЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ /ПОЛНАЯ/ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Дивеевского района Нижегородской области
«Рассмотрено» «Согласовано»
Руководитель РМО Заместитель директора по УВР
______________ /Коршунова М.С../ _______________ /Косарева И.А../
Протокол №___ от «___» ____________ 2011г.
«___» ____________ 2011 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»
Пояснительная записка
Класс – 5
Количество часов в неделю – 2, в год – 68
Учебник – А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего мира» – Просвещение-2008
План составлен в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. - Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. Издательство «Просвещение».
Задачи курса: формировать историческое мышление, терпимость, широту мировоззрения, гуманизма.
Цели курса:
-
Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;
-
Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
-
Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);
-
Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Основные умения:
-
связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
-
анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
-
сравнивать исторические явления и события в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
-
давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
-
спорить и отстаивать свои взгляды;
-
самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так вещественные и изобразительные;
-
работать с исторической картой;
-
оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.
Учебно-методическое обеспечение:
-
Учебник «История Древнего мира», 5 класс, авторы А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, Москва «Просвещение», 2011год.
-
Поурочные разработки по истории древнего мира к вышеназванному учебнику, автор О.В Арасланова, К.А. Соловьёв, Москва, издательство «ВАКО», 2007 г.
-
Поурочные планы к вышеназванному учебнику 1 часть, автор О.А. Северина, Волгоград, 2003г., издательство «Учитель-АСТ».
-
Тесты по истории древнего мира из поурочных планов, автор О.А. Северина, Волгоград, 2003г., издательство «Учитель-АСТ».
-
Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, выпуск в 2-х частях, автор Г.И. Годер, Москва, 2007г., «Просвещение».
-
Олимпиады по истории древнего мира, автор А.В. Дричак, Волгоград, 2005г., издательство «Учитель-АСТ».
-
Учебные карты по истории древнего мира, иллюстративные картины.
-
Учебное электронное издание по истории древнего мира «Всеобщая история» -5,6 класс, ООО «Кордис & Медиа», 2004г.
Система контроля:
-
Тестирование по темам;
-
Проверочные работы по темам, тестовая итоговая работа, словарные и хронологические диктанты.
-
Игровые викторины по большим темам;
-
Самостоятельный ответ по заготовленным карточкам.
Примечание: в связи с тем, что учащиеся 5-х классов изучали летоисчисление в 4-м классе, а эта тема есть так же в программе 5-го класса, то целесообразнее было поставить её в начале года.
Учебно-тематическиий план
В рабочей программе предусматривается следующая система распределения учебного материала:
№ |
Учебная тема |
Количество часов |
||
всего |
теоретические |
Повторительно- обобщающие уроки |
||
|
История древнего мира |
68 |
|
|
1 |
Введение в историю древнего мира. |
2 |
2 |
- |
2 |
Жизнь первобытных людей. |
6 |
5 |
1 |
3 |
Древний Восток |
20 |
18 |
2 |
4 |
Древняя Греция |
21 |
20 |
1 |
5 |
Древний Рим |
19 |
16 |
3 |
|
Всего |
68 |
61 |
7 |
№ |
Дата проведения |
Тема урока |
Кол-во часов |
Цели и задачи урока |
Основные факты, понятия, проблемы |
Домашнее задание |
Введение (2 ч) |
||||||
|
|
Источники знаний по истории Древнего мира |
1 |
Заинтересовать учащихся учебным предметом. |
История, вещественные источники, археология, этнография. |
Введение, привести примеры письменных и вещественных источников |
|
|
Счёт лет в истории |
1 |
Подготовить учащихся к пониманию счёта лет до нашей эры, без которого невозможно изучение древней истории. |
Наша эра, до нашей эры. |
Решить задачи о счёте лет. |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч) Тема 1. Первобытные охотники и собиратели (3 ч.) |
||||||
|
|
Древнейшие люди |
1 |
Сформировать представление о древнейшем человеке, образе его жизни, причинах выделения его из животного мира. |
Человеческое стадо, собирательство |
§1, вопросы устно. |
|
|
Первобытные охотники и собиратели |
1 |
Определить причины, по которым людям удалось выжить в ледниковое время. |
Родовая община |
§2, нарисовать основные орудия труда древних людей. |
|
|
Возникновение искусства и религии |
1 |
Дать понятие о том, что появление религиозных верований и искусства является ярким свидетельством развития первобытных людей. |
Религия, духи, душа, молитвы. |
§3 |
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы(3 ч) |
||||||
|
|
Первобытные земледельцы и скотоводы |
1 |
Сформировать у учащихся представление о том, что скотоводство и земледелие – величайшее открытие человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания. |
Ремесло, род, племя, скотоводство, земледелие. |
§4, определения |
|
|
Возникновение неравенства между людьми |
1 |
Формирование у учащихся представления о процессе возникновения неравенства. |
Знать, вождь, неравенство, соседская община. |
§5; вопросы |
|
|
Повторение |
1 |
Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения главы. |
|
|
Раздел 2. Древний Восток (20 ч) Тема 1 Древний Египет (8 ч) |
||||||
|
|
Местоположение и природные условия Древнего Египта |
1 |
Формирование представления об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий. |
Дельта, дамбы, каналы. |
§6 |
|
|
Быт земледельцев и ремесленников |
1 |
Формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников |
Фараон, крестьяне, ремесленники |
§7 |
|
|
Жизнь египетского вельможи |
1 |
Подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих: от вельмож до низших чиновников и надсмотрщиков. |
Вельможи |
§8, составить и записать рассказ от имени вельможи, которого пригласили во дворец фараона |
|
|
Военные походы фараонов |
1 |
Определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население. |
Колесница, пехотинцы |
§9, вопросы, выводы к таблице |
|
|
Религия древних египтян |
1 |
Показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии; дать представление о жречестве как о важнейшей опоре фараонов. |
Храмы, жрецы |
§10, заполнить до конца таблицу, подготовить пересказ одного из мифов и рисунок на тему мифа. |
|
|
Искусство Древнего Египта |
1 |
Раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта |
Пирамиды, архитектура, скульптура |
§11 |
|
|
В Древнеегипетской школе |
1 |
Сформировать представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовке писцов-чиновников, что знание грамоты открывало путь к государственной службе и обеспеченной жизни, но образование стоило дорого и было доступно только детям из знатных семей. |
Иероглифы, папирус |
§12 |
|
|
Повторение |
1 |
Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы. |
|
|
Тема 2. Западная Азия в древности (7 ч) |
||||||
|
|
Древнее Двуречье |
1 |
Познакомить учащихся с историей Месопотамии, где возникла столь же древняя и развитая, как в Египте, земледельческая цивилизация |
Клинопись |
§13 |
|
|
Вавилонский царь Хаммурапи и его законы |
1 |
Показать значимость появления законов для усиления Вавилонского царства; подвести учащихся к пониманию того, что Хаммурапи, защищая в этих законах интересы широких слоёв населения, отстаивал, прежде всего, интересы рабовладельцев. |
Аренда, ростовщик. |
§14; вопрос для устного ответа: «Что в законах Хаммурапи кажется вам справедливым и что несправедливым?». |
|
|
Финикийские мореплаватели |
1 |
Познакомить учащихся с финикийцами, как народом, создавшим древнейший алфавит, добившимся успехов в мореплавании и торговле, основавшим Карфаген и оказавшим сопротивление войскам Александра Македонского. |
Колонии |
§15 |
|
|
Древние евреи |
1 |
Познакомит ребят с историей древнего народа, который стал родоначальником религии, основанной на единобожии; развивать умения работы с исторической картой |
Древние евреи, Библия, Ветхий завет, Новый завет. |
§16, вопросы к тексту, выписать в тетрадь библейские заповеди, подготовить для пересказа миф и сделать к нему рисунок. |
|
|
Древнееврейское царство и его правители |
1 |
Сформировать целостное представление о причинах появления государственности у древних евреев и о вкладе в его укрепление и становление первых правителей. |
Иерихон, храм Соломона |
§19, вопросы |
|
|
Ассирийская держава |
1 |
Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, и установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы – Ассирии. |
Железо, держава. |
§18, вопросы |
|
|
Образование Персидской державы |
1 |
Сформировать обобщённое представление об этапах формирование Персидской державы и причинах столь долгого существования довольно непрочного государственного объединения. |
Сатрапии |
§19, разобрать схему. |
Тема 3. Индия и Китай в древности (5 ч) |
||||||
|
|
Местоположение и природа Древней Индии |
1 |
Закрепить знания учащихся об общих закономерностях складывания государственности у различных народов, в том числе и в Индии, характеризуя индийскую цивилизацию как одну из великих цивилизаций древности, сложившуюся отчасти под культурным влиянием Передней Азии. |
Индия, Ганг, Инд, Гималаи |
§21, прочесть легенды о Раме и Будде. |
|
|
Индийские касты |
1 |
Сформировать представление о сословном делении, существовавшим во всех обществах древнего мира. |
Касты, брахманы, буддизм |
§21, повторить термины из словаря |
|
|
Местоположение и природа Древнего Китая |
1 |
Сформировать представление о предпосылках складывания государственности в Китае и о влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая, включая правителей. |
конфуцианство, Хуанхэ, Янцзы. |
§22, вопросы |
|
|
Объединение Китая |
1 |
Сформировать представление о причинах объединения Китая, о причинах самого крупного в истории Древнего Востока народного движения и его последствиях. |
Гунны, Великая Китайская стена. |
§23, вопросы |
|
|
Повторение |
1 |
Осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира. |
|
|
Раздел 3. Древняя Греция (21 ч) Тема 1. Древнейшая Греция (5 ч) |
||||||
|
|
Природа и население Древней Греции |
1 |
Сформировать представление о совсем ином, сравнительно со странами древнего Востока, характере природных условий и их влиянии на жизнь и занятия населения. |
Греция |
§24, миф о Тесе и Минотавре, рисунок к мифу. |
|
|
Микены и Троя |
1 |
Познакомит учащихся с древнегреческими мифами, посвящёнными событиям Троянской войны, подвести к пониманию того, что мифы являются важнейшим источником по истории Греции и необходимы для понимания истории и мировой культуры. |
Ахейцы, дорийцы, Троя. |
§25, прочитать миф о причинах Троянской войны и сравнить действительную причину войны с той, которую описали в греческих мифах. В чём различия между ними? |
|
|
Поэма Гомера «Илиада» |
1 |
Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов. |
|
§26, выучить наизусть сцену прощания Гектора с Андромахой. |
|
|
Поэма Гомера «Одиссея» |
1 |
Изложение содержания гомеровского эпоса с акцентом на красоту поэтических и звучных стихов Гомера, и определение воспитательного значения образов. |
|
§27, рисунок на один из мифов о возвращении Одиссея в Итаку. |
|
|
Религия древних греков |
1 |
Обобщить представления учащихся о религии древних греков, сосредоточить внимание на общих закономерностях возникновения религиозных верований. |
Пантеон |
§28, пересказ одного из мифов о богах. |
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. (7 ч.) |
||||||
|
|
Земледельцы Аттики теряют землю и свободу |
1 |
Продолжить знакомство с процессом возникновения общественного и имущественного неравенства в различных областях Греции, показать, как в Аттике сплочённая борьба демоса ослабила господство знати и привела к отмене долгового рабства. |
Полис, демос, аристократ |
§29, термины учить. |
|
|
Зарождение демократии в Афинах |
1 |
Объяснить, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске. |
Реформы |
§30, письменный ответ на вопрос: почему Солон своими реформами вызвал недовольство демоса и знати? Мог ли он удовлетворить интересы и тех и других? |
|
|
Древняя Спарта |
1 |
Подвести учащихся к пониманию того, что Греция в Древности не была объединена одной властью |
Илоты |
§31 |
|
|
Основание греческих колоний |
1 |
Знакомство с важнейшим явлением в истории Греции – колонизацией 8-6 вв. до н.э. и её причинами. |
Колонии |
§32, подготовить пересказ о царе Скиле |
|
|
Олимпийские игры |
1 |
Сформировать представление о том, как стремление греков в воспитании сильных и мужественных защитников родины повлияло на массовое развитие гимнастики, увлечение Олимпийскими играми, которые носили общеэллинский характер, способствующий сближению свободного населения городов-государств Греции. |
Олимпия, «Священный мир», олимпионик |
§33 |
|
|
Греко-персидские войны |
1 |
Дать знания о завоевательном характере войн для персов и справедливом характере войн для греков, которые защищали свою родину и свободу. |
Марафон, экспансия, стратег. |
§34, нарисовать план Марафонского сражения. |
|
|
Нашествие персидских войск на Элладу |
1 |
Раскрывая причины побед греков, указать на общеэллинский патриотический подъём, который привёл к объединению сил греческих государств, на техническое превосходство и более высокое военное искусство греков. |
триера |
§35 |
Тема 3. Возвышение Афин в 5 в. до н.э. и расцвет демократии. (5 ч.) |
||||||
|
|
В гаванях афинского порта Пирей |
1 |
Раскрыть противоречивый и ограниченный характер афинской демократии: с одной стороны, в управлении участвовали тысячи людей независимо от их имущественного положения, другой – демос, стоящий у власти, представлял собой привилегированное меньшинство по отношению к рабам, переселенцам и союзникам. |
Граждане, метеки, пошлина |
§36 |
|
|
В городе богини Афины |
1 |
Сформировать представление о том, что 5-6 вв. до н.э. время не только рабовладения, но и победы демократии в большинстве греческих государств, что привело к подъёму и расцвету эллинской культуры, что всё свободное население Греции активно участвовало в создании культурных ценностей, в формировании эстетических взглядов, что определяет гуманистическое содержание древнегреческой культуры. |
|
§37 |
|
|
В афинских школах и гимнасиях |
1 |
Дать понятие о том, что греческие школы ставили целью воспитать гражданина, для которого интересы гражданского коллектива были бы выше личных |
Стиль, палестра, педагог |
§38. |
|
|
В театре Диониса |
1 |
Сформировать представление о том, что театр зародился в Греции и стал наиболее массовым и любимым видом искусства. Раскрыть одну из задач театрального искусства – быть школой воспитания высоких гражданских чувств. |
Орхестра, скене, трагедия, комедия. |
§39, подготовить пересказ трагедии Софокла «Антигона»и комедии Аристофана «Птицы» |
|
|
Афинская демократия при Перикле |
1 |
Доказать, что время деятельности Перикла было самой блистательной эпохой в истории Афин. |
Демократия |
§40 |
Тема 4. Македонские завоевания в 4 в. до н.э. (4 ч) |
||||||
|
|
Города Эллады подчиняются Македонии |
1 |
Объяснить причины упадка Греции, которые, в свою очередь стали причиной подчинения её Македонией. |
Македония, монархия, Филиппики, сариссы. |
§42, самостоятельно прочитать о приходе к власти Александра и подготовить для пересказа легенду, связанную с Александром Македонским |
|
|
Поход Александра Македонского на Восток |
1 |
Сформировать представление у учащихся о том, что македонские завоевания имели целью создать «мировую державу» и привели к созданию новых греко-македонских государств, которые вплоть до средних веков имели единый путь развития. |
|
§42, контурная карта. |
|
|
В Древней Александрии Египетской |
1 |
Охарактеризовать достижения эллинистической культуры, которая была создана благодаря объединению научных знаний, практических навыков, художественных приёмов греков и восточных народов. |
Обсерватория, музы |
§43, сопоставить муз с видами искусств. |
|
|
Повторение |
1 |
Проверить, как усвоен материал по истории Древней Греции |
|
Таблица |
Раздел 4. Древний Рим (19 ч) Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) |
||||||
|
|
Древнейший Рим |
1 |
Познакомить учащихся с легендой об основании Рима, с общественным строем, выделить природные факторы, оказавшие влияние на экономическое и социально-политическое развитие Древней Италии. |
Патриции, плебеи. |
§44 |
|
|
Завоевание Римом Италии |
1 |
Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики; доказать, что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер. |
Республика |
§45 |
|
|
Устройство Римской республики |
1 |
Охарактеризовать общественно-политическое устройство Римской республики, доказав что Римское государство рано приобрело резко выраженный военный характер |
Консулы, легионы |
§46, сделать рисунок римского легионера |
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) |
||||||
|
|
Вторая война Рима с Карфагеном |
1 |
Познакомить с причинами, основными событиями и итогами Пунических войн, объяснив, что оба государства вели несправедливые войны. |
Пентеры «ворон» |
§47, план «Битва при Каннах» |
|
|
Установление господства Рима во всём Средиземноморье во 2 в до н.э. |
1 |
Рассмотреть дальнейшее развитие римской агрессии и превращение Рима в Хозяина всего Средиземноморья. |
Триумф, империя |
§48, «Разделяй и властвуй» объяснить высказывание. |
|
|
Рабство в Древнем Риме |
1 |
Выяснить причины, почему в Риме появилось огромное количество рабов и использовалась их жестокая эксплуатация. |
Гладиаторы |
§49, рисунок гладиатора. |
Тема 3. Гражданские войны в Риме. (4 ч.) |
||||||
|
|
Земельный закон братьев Гракхов |
1 |
Рассмотреть причины разорения крестьян во 2 в до.н.э. и его последствия. |
Аграрный закон |
§50 |
|
|
Восстание Спартака |
1 |
Сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем мире, которое, несмотря на поражение, имело огромное значение. |
|
§51 |
|
|
Единовластие Цезаря в Риме |
1 |
Дать знания о том, что победа цезаря за власть объяснялась его личными качествами и поддержкой низов свободного населения Италии, власть же Цезаря в Риме представляла собой военную диктатуру и носила антинародный характер. |
Военная диктатура |
§52 |
|
|
Установление империи в Риме |
1 |
Познакомить учащихся со сменой государственных форм в Риме, с прочным установлением военной монархии при сохранении видимости участия граждан Рима в Управлении государством. |
|
§53 |
Тема 4. Римская империя в первые века нашей эры (5 ч) |
||||||
|
|
В Риме при императоре Нероне |
1 |
На примере правления императора Нерона доказать постулат, что неограниченная власть портит и развращает правителя государства. |
Диктатор |
§54 |
|
|
Первые христиане и их учения |
1 |
Познакомить учащихся с процессом зарождения и развития новой религии, проследить зависимость религиозных идей от конкретно-исторических условий. |
|
§55 |
|
|
Расцвет Римской империи во 2 веке |
1 |
Сформировать представление у учащихся о правлении императора Траяна как о «годах редкого счастья», временах последних завоеваний Рима. |
Колоны, рабы с хижинами |
§56 |
|
|
«Вечный город» во времена империи и его жители |
1 |
Познакомить учащихся с бытом римлян и его особенностями. |
Термы, Колизей, Пантеон |
§57, вопрос 4 письменно |
|
|
Повторение |
1 |
Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы. |
|
|
Тема 5. Падение Западной Римской империи. (2 ч.) |
||||||
|
|
Римская империя при Константине |
1 |
Познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в правление императора Константина в Римской империи |
Варвары, епископ. |
§58 |
|
|
Взятие Рима готами |
1 |
Познакомить учащихся с событием в мировой истории, которое называют Падение Западной Римской империи и, которое было вызвано как внутренними, так и внешними причинами |
|
§59, подготовка к проверочной работе |
Итоговое повторение (2 ч.) |
||||||
|
|
Особенности цивилизации Греции и Рима. |
1 |
Проверка и закрепление изученного материала. |
|
Работа над ошибками. |
|
|
Вклад народов в мировую культуру |
1 |
Систематизировать и закрепить информацию, полученную в ходе изучения курса «История Древнего мира» |
|
|
- Вебинар «Игры-эксперименты с дошкольниками: воспитываем потребность в познавательном общении со взрослыми, стремление наблюдать, сравнивать, исследовать, устанавливать причинно-следственные связи (ФОП ДО)»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Цифровые образовательные ресурсы, дистанционные образовательные технологии, электронное обучение в работе с обучающимися с нарушениями зрения»
- Международный вебинар «Приоритетные ориентиры в системе “государство – отдых – ребёнок”, принципиальные подходы к сфере отдыха и оздоровления детей, современные формы, методы и технологии организации отдыха и оздоровления детей»
- Международный вебинар «Создание безопасной образовательной среды в образовательной организации в рамках реализации федерального проекта “Цифровая образовательная среда”»