В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Внимание! Суперакция! 23 и 24 апреля Скидки 72% на ВСЁ! Подробнее

Из личного опыта работы с одаренными детьми

Из личного опыта работы с одаренными детьми

Ирина Чвалун
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 6419 комментариев: 2
Краткое описание
Цель :
Выявление одарённых детей и создание условий, стимулирующих развитие их креативного мышления, творческих способностей.
Описание
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного
образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального района Ставропольского края

Из личного опыта работы с одаренными детьми

Чвалун Ирина Ивановна

педагог дополнительного

образования

1
квалификационной категории

с. Старомарьевка Год разработки программы 2011г. Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить!

Яркие детские таланты встречаются довольно редко, но
при благоприятных условиях обучения и воспитания они
способны достичь хороших результатов в тех видах деятельности, которые соответствуют их склонностям и интересам.

В учреждения дополнительного образования
приходят разные дети, с разными установками на образование в нашей системе. Это будущие гении, музыканты, танцоры, творцы, художники, техники. Наш опыт доказывает, что кроме системных знаний по освоению дополнительной общеобразовательной программы, важно стимулировать одаренного ребенка к непрерывному саморазвитию, создавать условия для самореализации в различных видах социальной и личностно-значимой деятельности, что способствует обретению индивидуального жизненного опыта. Бесспорно, нужны особые педагогические технологии, особые условия развития ребенка, особая социальная и педагогическая среда, в которой одаренные дети осваивают опыт организации своей жизни, учатся творчески жить, ответственно работать, реализовать свои интересы.
Для нас, педагогов дополнительного образования, эта проблема стоит очень остро. Нет чётко отработанной, стройной модели обучения одарённых детей в учреждениях нашего профиля. Сегодня качество обучения и воспитания детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом педагогов. Стараясь выходить на инновационный режим деятельности, разрабатываем и внедряем программы, вводим новые формы и методы работы для одарённых детей. Такой вид деятельности требует от нас специальных теоретических знаний и определенных умений, понимания реальных закономерностей и психологии детского развития, видения целостности учебно-воспитательного процесса и умения его проектировать. Признание коллективом педагогов и руководством нашего учреждения того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, меня побудило
разработать программу «Развития одаренных детей «ТВОЙ УСПЕХ» для работы с одарёнными детьми в детском объединении «Конструирование
из
бумаги «Оригами».
Цель данной программы:
Выявление одарённых детей и
создание условий, стимулирующих развитие их креативного мышления, творческих способностей.
Задачи:
— выявление творчески одарённых детей с использованием различных методик и диагностик; — использование на занятии дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; — отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских
навыков, творчества;
— организация разнообразной деятельности; — разработка модели личностного «Портфолио» учащегося; Сроки реализации программы: 2011-2015 гг.
Программа рассчитана на 3 года обучения и воспитания согласно общеобразовательной программе «Конструирование из бумаги «Оригами».
По мнению психологов одаренным детям очень трудно проявлять себя в современном обществе, исследования показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Часто одаренные дети оказываются вне современного общества. Учитывая это, я выбрала:
Приоритетные направления образовательного процесса в работе с одарёнными детьми: ·
Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.
·
Развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).
·
Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
·
Формирование духовного потенциала
личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию.
На первом этапе реализации данной программы передо мной стояла важная задача — выявлении одаренных детей, первичная диагностика на основе наблюдений, анкетирования детей и их родителей. Большое значение имеет выявление личностных особенностей детей. Личностные характеристики, такие как структура и устойчивость интересов, эмоциональное самочувствие, особенности самооценки и саморегуляции очень важны для определения, подходят ли те или иные условия обучения данному ребенку и как помочь ему преодолеть нежелательные отклонения, а также привлекают внимание к возможным личностным проблемам обучающихся.
Детям и родителям
были предложены:
-Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч(Приложение 1); -Методика «Карта одаренности» Хаана и Каффа (Приложение 2). Первичная диагностика дает важную информацию, которая является основой для выявления одаренности ребенка. По результатам анкетирования определились дети с признаками той или иной одаренности.
Способности к лидерству наблюдались у 11% учащихся; интеллектуальные способности у 6%; артистичные — у 15%; способности к научной работе выявились у 5%; художественные способности у 40%; музыкальный талант у 5%; литературный талант у 3%; технические способности выявились у 10%; спортивный талант у 5% учащихся. Предоставив возможность учащимся осуществить пробу сил, выбрать свою нишу социальной реальности, внести коррективы в свои планы, это способствовало
жизненному становлению и успешной адаптации личности в социуме. Основу педагогической деятельности кроме образования, на занятиях
составляли общение, деятельность, отношения, которые определяют позитивные изменения в детском коллективе и создают комфортную среду для творческой деятельности.
Особую значимость приобрела
работа над «Маршрутами развития личности» (Приложение 3.), в процессе которой учащиеся сами анализировали свой индивидуальный маршрут, выводили формулу «УСПЕХА», строили планы, поднимались по «Лестнице УСПЕХА» (Приложение 4).
Важным критерием одаренности
является анализ результатов деятельности обучающегося, в том числе общественное признание достижений ребенка: победы на конкурсах, соревнованиях, выставках. С начала 2011г.-2012г. учебного года наблюдалась положительная динамика участия детей во Всероссийских, Региональных конкурсах различной направленности. Всего учащиеся приняли участие в 14 мероприятиях (Приложение 5, 6.). Так, на Всероссийские мероприятия была выполнена 31 работа (рисунки, декоративно-прикладное творчество, литературное творчество, проект). На Региональные мероприятия было подготовлено 9 работ (олимпиады, рисунки, плакаты).
Важным условием социально — педагогического сопровождения одаренных детей является формирование образовательной среды, где царит атмосфера взаимопонимания, сотрудничества, искренности. Важно создать комфортную
психологическую обстановку, позволяющую каждому ребенку реализовать свой потенциал. Сплочение коллектива как команды, приобретение навыков работы в группе, формирование ответственности за порученное дело — готовит учащихся стать активными созидательными членами общества. Опыт адаптации, сотрудничества, взаимопомощи в коллективе происходил при организации дел творческого характера: конкурсы, интеллектуальные турниры, огоньки, аукционы, презентации и др. Применение активных методов обучения (деловых, ситуационно-ролевых игр, анализа конкретных ситуаций и т.д.) способствовало
эмоциональному принятию процесса образовательной деятельности и заинтересованному участию в нем.
Заинтересованность и желание ребенка продолжать обучение в творческом объединении – важный показатель для педагога. Приобретая определенные знания, умения и навыки дети второго и третьего года обучения уже могут принимать участие в научно-исследовательских работах, проектах, олимпиадах.
Проделанная работа по программе «Развития одаренных детей «ТВОЙ УСПЕХ» с начала учебного года, дала положительные результаты, а впереди еще 2 года апробации и успехи моих учеников. Таким образом, включая одаренного ребенка в активную позицию в образовательной деятельности мы создаем условия для его жизненного и профессионального самоопределения.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Анкета Приложение 1.doc Скачать

Приложение 1.

Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч


Диагностика одаренности

Цель анкеты "Как распознать одаренность": выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант,

Если…

  • он энергичен и все время хочет двигаться

  • он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

  • не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

  • лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

  • предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

  • кажется, что он всерьез никогда не устает;

  • неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности,

Если…

  • ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

  • любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

  • сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

  • может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

  • любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

  • интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование,

Если…

  • рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

  • любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

  • выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

  • изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

  • любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант,

Если…

  • ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

  • очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

  • если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

  • сочиняет свои собственные мелодии;

  • научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,

Если ребенок…

  • не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

  • в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

  • серьезно относиться к произведениям искусства;

  • когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

  • стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;

  • не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе,

Если ребенок…

  • обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

  • умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

  • любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;

  • часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

  • с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции

  • не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант,

Если ребенок…

  • часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

  • стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,

  • меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

  • с большим желанием выступает пере аудиторией;

  • с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

  • пластичен и открыт всему;

  • любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект,

Если ребенок…

  • хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

  • обладает хорошей памятью;

  • легко и быстро схватывает новый школьный материал;

  • задает очень много продуманных вопросов;

  • любит читать книги, причем по своей собственной программе;

  • обгоняет сверстников по учебе,

  • гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;

  • обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

  • очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов:


За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте график выраженности тех или иных способностей.















Диагностика Приложение 2.doc Скачать

Приложение 2.

Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа


Диагностика одаренности

Общая характеристика

Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было "выброшено" несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.
Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

  3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".

  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

  7. Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.

  8. Интересуется механизмами и машинами.

  9. Инициативен в общении со сверстниками.

  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.

  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.

  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо конфликта.

  17. Интересуется актерской игрой.

  18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.

  25. Хорошо поет.

  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

  29. Легко общается с детьми и взрослыми.

  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

  32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.

  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.

  34. Любит использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

  42. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.

  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.

  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с увлечением рассказывает.

  58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

  63. Умеет делать выводы и обобщения.

  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).

  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

  72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

  73. В свободное время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)

  74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

  75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

  77. Любит игры драматизации.

  78. Быстро и легко осваивает компьютер.

  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

  80. Физически выносливее сверстников.

Методика рассчитана на выполнение основных функций:
Первая и основная функция — диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его дарований.
Вторая функция — развивающая.
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
творческая (2-й столбец листа ответов);
академическая (3-й столбец листа ответов);
художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);
музыкальная (5-й столбец листа ответов);
литературная (6-й столбец листа ответов);
артистическая (7-й столбец листа ответов);
техническая (8-й столбец листа ответов);
лидерская (9-й столбец листа ответов);
спортивная (10-й столбец листа ответов).

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80




Из личного опыта работы с одаренными детьми.docx Скачать

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Районная станция юных техников» Грачевского муниципального района Ставропольского края
















Из личного опыта работы с одаренными детьми







Чвалун Ирина Ивановна

педагог дополнительного

образования

1 квалификационной категории










с. Старомарьевка

Год разработки программы 2011г.

Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить!


Яркие детские таланты встречаются довольно редко, но при  благоприятных условиях обучения и воспитания они способны достичь хороших результатов в тех видах деятельности, которые соответствуют их склонностям и интересам.

В учреждения дополнительного образования приходят разные дети, с разными установками на образование в нашей системе. Это будущие гении, музыканты, танцоры, творцы, художники, техники. Наш опыт доказывает, что кроме системных знаний по освоению дополнительной общеобразовательной программы, важно стимулировать одаренного ребенка к непрерывному саморазвитию, создавать условия для самореализации в различных видах социальной и личностно-значимой деятельности, что способствует обретению индивидуального жизненного опыта. Бесспорно, нужны особые педагогические технологии, особые условия развития ребенка, особая социальная и педагогическая среда, в которой одаренные дети осваивают опыт организации своей жизни, учатся творчески жить, ответственно работать, реализовать свои интересы.

Для нас, педагогов дополнительного образования, эта проблема стоит очень остро. Нет чётко отработанной, стройной модели обучения одарённых детей в учреждениях нашего профиля. Сегодня качество обучения и воспитания детей этой категории обеспечивается лишь интуицией и опытом педагогов. Стараясь выходить на инновационный режим деятельности, разрабатываем и внедряем программы, вводим новые формы и методы работы для одарённых детей. Такой вид деятельности требует от нас специальных теоретических знаний и определенных умений, понимания реальных закономерностей и психологии детского развития, видения целостности учебно-воспитательного процесса и умения его проектировать.

Признание коллективом педагогов и руководством нашего учреждения того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения, меня побудило разработать программу «Развития одаренных детей «ТВОЙ УСПЕХ» для работы с одарёнными детьми в детском объединении «Конструирование из бумаги «Оригами».

Цель данной программы:

Выявление одарённых детей и создание условий, стимулирующих развитие их креативного мышления, творческих способностей.

Задачи:

- выявление творчески одарённых детей с использованием различных методик и диагностик;

- использование на занятии дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

- отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества;

- организация разнообразной деятельности;

- разработка модели личностного «Портфолио» учащегося;

Сроки реализации программы: 2011-2015 гг. Программа рассчитана на 3 года обучения и воспитания согласно общеобразовательной программе «Конструирование из бумаги «Оригами».

По мнению психологов одаренным детям очень трудно проявлять себя в современном обществе, исследования показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям, что приводит к особым трудностям. Часто одаренные дети оказываются вне современного общества. Учитывая это, я выбрала:

Приоритетные направления образовательного процесса в работе с одарёнными детьми:

  • Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

  • Развитие индивидуальности одаренного ребенка (выявление и раскрытие самобытности и индивидуального своеобразия его возможностей).

  • Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;

  • Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию.

На первом этапе реализации данной программы передо мной стояла важная задача - выявлении одаренных детей, первичная диагностика на основе наблюдений, анкетирования детей и их родителей. Большое значение имеет выявление личностных особенностей детей. Личностные характеристики, такие как структура и устойчивость интересов, эмоциональное самочувствие, особенности самооценки и саморегуляции очень важны для определения, подходят ли те или иные условия обучения данному ребенку и как помочь ему преодолеть нежелательные отклонения, а также привлекают внимание к возможным личностным проблемам обучающихся.

Детям и родителям были предложены:

-Анкета "Как распознать одаренность" Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч (Приложение 1);

-Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (Приложение 2). Первичная диагностика дает важную информацию, которая является основой для выявления одаренности ребенка. По результатам анкетирования определились дети с признаками той или иной одаренности.


Способности к лидерству наблюдались у 11% учащихся; интеллектуальные способности у 6%; артистичные - у 15%; способности к научной работе выявились у 5%; художественные способности у 40%; музыкальный талант у 5%; литературный талант у 3%; технические способности выявились у 10%; спортивный талант у 5% учащихся.

Предоставив возможность учащимся осуществить пробу сил, выбрать свою нишу социальной реальности, внести коррективы в свои планы, это способствовало жизненному становлению и успешной адаптации личности в социуме. Основу педагогической деятельности кроме образования, на занятиях составляли общение, деятельность, отношения, которые определяют позитивные изменения в детском коллективе и создают комфортную среду для творческой деятельности.

Особую значимость приобрела работа над «Маршрутами развития личности» (Приложение 3.), в процессе которой учащиеся сами анализировали свой индивидуальный маршрут, выводили формулу «УСПЕХА», строили планы, поднимались по «Лестнице УСПЕХА» (Приложение 4).

Важным критерием одаренности является анализ результатов деятельности обучающегося, в том числе общественное признание достижений ребенка: победы на конкурсах, соревнованиях, выставках. С начала 2011г.-2012г. учебного года наблюдалась положительная динамика участия детей во Всероссийских, Региональных конкурсах различной направленности. Всего учащиеся приняли участие в 14 мероприятиях (Приложение 5, 6.). Так, на Всероссийские мероприятия была выполнена 31 работа (рисунки, декоративно-прикладное творчество, литературное творчество, проект). На Региональные мероприятия было подготовлено 9 работ (олимпиады, рисунки, плакаты).

Важным условием социально - педагогического сопровождения одаренных детей является формирование образовательной среды, где царит атмосфера взаимопонимания, сотрудничества, искренности. Важно создать комфортную психологическую обстановку, позволяющую каждому ребенку реализовать свой потенциал. Сплочение коллектива как команды, приобретение навыков работы в группе, формирование ответственности за порученное дело - готовит учащихся стать активными созидательными членами общества. Опыт адаптации, сотрудничества, взаимопомощи в коллективе происходил при организации дел творческого характера: конкурсы, интеллектуальные турниры, огоньки, аукционы, презентации и др. Применение активных методов обучения (деловых, ситуационно-ролевых игр, анализа конкретных ситуаций и т.д.) способствовало эмоциональному принятию процесса образовательной деятельности и заинтересованному участию в нем.

Заинтересованность и желание ребенка продолжать обучение в творческом объединении – важный показатель для педагога. Приобретая определенные знания, умения и навыки дети второго и третьего года обучения уже могут принимать участие в научно-исследовательских работах, проектах, олимпиадах.

Проделанная работа по программе «Развития одаренных детей «ТВОЙ УСПЕХ» с начала учебного года, дала положительные результаты, а впереди еще 2 года апробации и успехи моих учеников.

Таким образом, включая одаренного ребенка в активную позицию в образовательной деятельности мы создаем условия для его жизненного и профессионального самоопределения.



7


Обсуждение материала
Ивлева Юлия
1.08.2012 16:28
Уважаемый автор, пожалуйста добавьте используемую литературу и ссылки на используемые материалы сайтов, в противном случае работа будет отклонена.
С ув. модератор.
Любовь Бочкарева
9.08.2012 18:38
:D
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос