В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок - конференция: «Многообразие и значение ракообразных в биоценозах»

Ирина Осмалова Ирина Осмалова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 6735
Краткое описание
Цель урока:
Познакомиться с многообразием ракообразных; разнообразием их сред обитания; выяснить значение ракообразных в природе и в жизни человека.

Описание
Урок — конференция: «Многообразие и значение рако­образных в биоценозах»
Цели урока:
Образовательные: Познакомиться с многообразием ракообразных; разнообразием их сред обитания; выяснить значение ракообразных в природе и в жизни человека.
Развивающие: Развивать умения учащихся работать с дополнительной литературой, публично выступать и слушать товарища, анализировать полученную информацию, делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать активную гражданскую позицию, бережное отношение к природе, чувство ответственности за результаты своего труда, культуру общения, коммуникативные качества.
Оборудование: презентация «Многообразие ракообразных» (с использованием фото- и видеоматериалов), рисунки учебника, дополнительная литература по выбору учащихся.

Ход урока:
1.Организационный момент.
В школе шумной и веселой прозвенел звонок.
И сейчас я приглашаю всех вас на урок.
Приготовили, что нужно для урока вам?
Значит, в путь, смелее, вместе, к новым берегам!

2. Актуализация знания учащихся.
Фронтальная беседа по вопросам:
1.
К какому типу относятся Ракообразные?
2.
Какой покров имеют членистоногие?
3.
Почему тип Членистоногие так назван?
4.
Какая симметрия характерна для членистоногих?
5.
От каких животных произошли первые членистоногие?
6.
Какие две группы объединяет класс Ракообразные?
7.
Сколько пар усиков у ракообразных?
8.
Какие отделы тела есть у речного рака?
9.
Сколько у него ходильных ног?
10.
Какие у него глаза?
11.
Замкнутая или незамкнутая кровеносная система у речного рака?
12.
Какие у него органы дыхания?
13.
Какие два отдела имеет желудок?
14.
Какие имеются органы выделения?
15.
Что такое половой диморфизм?

3. Изучение нового материала.
Сообщение темы и целей урока

Тема урока: «Многообразие и значение ракообразных в биоценозах»
Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием ракообразных; значением ракообразных в природе и жизни человека и ответим на вопрос: «Необходима ли охрана ракообразных»?
Пресс-конференция.
Я приглашаю вас в живой природы мир.
Ракообразные сегодня – главный наш ориентир.
Узнаем мы о крабах и омарах.
Получим информацию об их разнообразных нравах.
Вопрос возник, иль снова сомневаемся –
Тогда к специалистам обращаемся.
Понять под силу нашему уму
Кто? Где? Какой? Откуда? Почему?
На нашей пресс-конференции присутствуют корреспонденты различных газет, которые знакомят читателей с обитателями рек, морей и океанов и следующие специалисты.
Выступления учащихся.
Вопрос: Какова среда обитания ракообразных? – корреспондент газеты «Тайны морей»

Океанолог: Почти три четверти нашей планеты занято океанами и морями, образующими один огромный дом для жизни на Земле. Жить в море во многих отношениях легче, чем на суше, поэтому неудивительно, что громадное множество разнообразных животных и растений обитает в океане повсюду, от ярко освещенной солнечными лучами поверхности до глубочайших, погруженных в постоянный мрак впадин. Водная стихия – это и царство ракообразных. На суше приспособились жить очень немногие из них (мокрицы, сухопутные крабы). Ряд ракообразных (карпоеды) ведут паразитический образ жизни, поселяясь на коже рыб, циклопы являются промежуточными хозяевами личинок паразитических червей.
Щитни на передней части тела имеют щит, обитают в мелких пересыхающих водоемах; малочисленны. Некоторые из них — пища рыб, другие — вредны (обгладывают побеги риса). А всего ракообразных, по последним подсчетам, около 35 тыс. видов.

Вопрос: Что такое планктон? Какие организмы его образуют? Его роль в водном биоценозе? – корреспондент газеты «Девятый вал»

Гидробиолог: Планктон (от греч. планктос – блуждающий) – совокупность организмов, населяющих толщу воды континентальных и морских водоемов и не способных противостоять переносу течениями. Мелкие ракообразные – дафнии и циклопы, входят в состав планктона. Они составляют пищу для мальков рыб, являются основой сухого корма для аквариумных рыбок, а для некоторых рыб служат добычей в течение всей их жизни. Морской планктон содержит большое количество морских ракообразных, в том числе бокоплавов. Их длина 0,5-<metricconverter productid=«28 см» w:st=«on»>28 см. Плавают на боку. Служат пищей многим промысловым рыбам, тюленям, китам и некоторым птицам. Входят в состав криля.
Таким образом, планктонные рачки составляют очень важное и необходимое звено в цепях питания водного биоценоза. Также благодаря обитающим в воде планктонным организмам происходит процесс естественного самоочищения водоемов.

Зоолог: Среди планктонных ракообразных есть интересные, так называемые ракушковые рачки. Они ночью светятся, причем светиться могут не только живые, но и высушенные, а потом размоченные рачки. Во время Второй мировой войны японские офицеры брали в ладонь левой руки щепотку сухих ракушковых рачков, увлажняли их и при таком незаметном врагу свете читали какое-либо донесение, рассматривали карту и писали документы. Высушенные рачки светятся при увлажнении даже через 30 лет.

Вопрос: А есть ли среди ракообразных еще необычные диковинные животные? – корреспондент газеты «Морские диковинки»

Зоолог: А как же? Убедитесь сами. Очень трудно поверить, что это тоже ракообразные. Долго ученые считали этих животных моллюсками. Это представители низших усоногих раков – морской желудь и морская уточка. Они теряют характерную внешность ракообразного, потому что во взрослом состоянии ведут совершенно неподвижный образ жизни. Живут в морях. Прирастают к береговым скалам, камням и другим подводным предметам, например, к раковинам моллюсков, к днищу кораблей. Морские прилипалы так цепки, что даже смерть не отрывает их от корабля, на котором они поселились. Когда корабль входит в реку, многие из них гибнут от пресной воды, но и мертвые они не отцепляются от днища.

Вопрос: Что такое симбиоз и можно ли его наблюдать у ракообразных? – корреспондент газеты «Волны над нами»

Зоолог: Симбиоз — (от греч. symbiosis — совместная жизнь), форма совместного существования двух организмов разных видов. Часто симбиоз взаимовыгоден для обоих симбионтов: например, симбиоз между раком-отшельником и актинией. Поселяясь на раковине рака, актиния своими жгучими щупальцами защищает себя и рака-отшельника от хищников и в то же время питается остатками его пищи.

Вопрос: Как представитель единственной сухопутной газеты, я хотел бы больше узнать из жизни сухопутного краба – корреспондент газеты «У самого синего моря»

Зоолог: Из крабов, живущих на суше, наиболее интересны пальмовые воры. Их личинки живут в море, а взрослые особи совсем с ним расстались. Они даже могут в нем захлебнуться. Невероятные истории рассказывают про пальмового вора. Будто бы он вскрывает своими крепкими клешнями кокосовые орехи и лакомится их содержимым, влезая на пальмы двадцатиметровой высоты, чтобы состричь оттуда орехи. Сила клешней пальмового вора огромна – он вполне может клешней отрезать палец у человека.

Вопрос: А можно ли ракообразных употреблять в пищу? – корреспондент газеты «Дары моря»

Диетолог: Многие виды высших раков употребляются в пищу. Крабов, омаров, лангустов, креветок промышляют ради мяса практически во всех странах мира. Мясо ракообразных вкусное, малокалорийное, содержит много микроэлементов. Самый знаменитый из промысловых крабов – камчатский краб. Мясо его считается деликатесом, и хозяйки гордятся, если они могут предложить гостям салат из крабов.

Вопрос: Расскажите о способах лова ракообразных – корреспондент газеты «Море шумит»

Промысловик: Каждый год в море уходят большие пароходы, с борта которых добывают крабов, а потом там же консервируют мясо крабов. Ловят крабов в сети на глубине 40-<metricconverter productid=«60 м» w:st=«on»>60 м. Сети с запутавшимися в них крабами катера доставляют на свой плавучий завод, и крабов там немедленно обрабатывают. Для консервов используют мясо из клешней и ножек крабов, правда, ножки эти длиной 30-<metricconverter productid=«50 см» w:st=«on»>50 см.

Вопрос: Опасно ли загрязнение океанов для ракообразных? – корреспондент газеты «Жизнь океана»

Эколог: Сегодня обитатели морей страдают от губительных загрязнений, вызванных деятельностью человека. И ракообразные – не исключение. Один из наиболее опасных загрязнителей – нефть, попадающая в воду при аварии танкеров или при добыче ее из морских глубин. «Черный прибой» приносит гибель и опустошение обитателям моря. Если нефть свежая, то она действует как яд. Нефтяная пленка не дает проникнуть в глубь моря кислороду. Задыхаются водоросли, рачки. Рыбе становится нечем питаться – она погибает от голода. Необходим контроль за транспортировкой и разгрузкой нефти.

«Зеленые»: Ракообразные, обитающие в воде, очень чувствительны к ее качеству и, особенно, к содержанию кислорода. Поэтому для сохранения этих животных необходима охрана мест их обитания. Любое вмешательство человека, приводящее к нарушению гидрологического режима рек, отрицательно сказывается на популяциях ракообразных. Существенный урон численности ракообразных наносит и неумеренный вылов. А ведь речные раки имеют кроме промыслового значения еще и санитарное, так как очищают водоемы от погибших растений и животных. Крупные ракообразные – прекрасная пища для человека, поэтому желательно наладить их разведение с целью дальнейшего практического использования. Во многих странах Европы неоднократно предпринимались попытки такого рода. Многие опыты оказались успешными. В настоящее время раков успешно разводят в США, Австралии и некоторых других странах. Попытки наладить воспроизводство редких ракообразных не предпринимались, однако сделать это вполне реально. Введение этих видов в культуру не только позволит сохранить генофонд, но и даст возможность восстановить их былую численность, ареал и, быть может, использовать их для нужд пищевой промышленности.

Подведение итогов конференции:

Наша пресс-конференция подошла к концу. Давайте подведем итоги, используя полученные в ходе конференции сведения и материал учебника и ответим на вопросы:
— Какое значение имеют ракообразные в природе и жизни человека?
— Нуждаются ли ракообразные в охране?

4. Закрепление изученного материала.
А сейчас я хочу предложить вам кроссворд-калейдоскоп «Кто он?»
Если вы правильно разгадаете названия ракообразных по фотографиям и описаниям, то из букв в выделенных клеточках должно получиться имя древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста, первым описавшего около 20 видов десятиногих раков.
Б
О
К
О
П
Л
А В
К
Р А
Б
М
О
К
Р
И Ц
А
Б
А
Л
Я
Н
У
С
К
Р
Е
В
Е
Т К
А
О М
А
Р
А
Н
Т Е
Н
Н
У
Л
А
А
Н
Т
Е Н
Н
А
Ц
И
К
Л О
П
Щ
И
Т
Е
Н
Ь

Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Воспитатель Александра Македонского.
5.Подведение итогов урока, выставление оценок.
6. Задание на дом.
Изучить текст на стр. 148-149; творческое задание: составить альбом рисунков.
7. Рефлексия.
Пожаловаться 28 июня 2012
Файлы
урок по теме Ракообразные.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Урок - конференция: «Многообразие и значение ракообразных в биоценозах»

Цели урока:

Образовательные: Познакомиться с многообразием ракообразных; разнообразием их сред обитания; выяснить значение ракообразных в природе и в жизни человека.

Развивающие: Развивать умения учащихся работать с дополнительной литературой, публично выступать и слушать товарища, анализировать полученную информацию, делать выводы.

Воспитательные: Воспитывать активную гражданскую позицию, бережное отношение к природе, чувство ответственности за результаты своего труда, культуру общения, коммуникативные качества.

Оборудование: презентация «Многообразие ракообразных» (с использованием фото- и видеоматериалов), рисунки учебника, дополнительная литература по выбору учащихся.



Ход урока:



1.Организационный момент.

В школе шумной и веселой прозвенел звонок.

И сейчас я приглашаю всех вас на урок.

Приготовили, что нужно для урока вам?

Значит, в путь, смелее, вместе, к новым берегам!



2. Актуализация знания учащихся.

Фронтальная беседа по вопросам:

  1. К какому типу относятся Ракообразные?

  2. Какой покров имеют членистоногие?

  3. Почему тип Членистоногие так назван?

  4. Какая симметрия характерна для членистоногих?

  5. От каких животных произошли первые членистоногие?

  6. Какие две группы объединяет класс Ракообразные?

  7. Сколько пар усиков у ракообразных?

  8. Какие отделы тела есть у речного рака?

  9. Сколько у него ходильных ног?

  10. Какие у него глаза?

  11. Замкнутая или незамкнутая кровеносная система у речного рака?

  12. Какие у него органы дыхания?

  13. Какие два отдела имеет желудок?

  14. Какие имеются органы выделения?

  15. Что такое половой диморфизм?



3. Изучение нового материала.

Сообщение темы и целей урока

Тема урока: «Многообразие и значение ракообразных в биоценозах»

Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием ракообразных; значением ракообразных в природе и жизни человека и ответим на вопрос: «Необходима ли охрана ракообразных»?

Пресс-конференция.

Я приглашаю вас в живой природы мир.

Ракообразные сегодня – главный наш ориентир.

Узнаем мы о крабах и омарах.

Получим информацию об их разнообразных нравах.

Вопрос возник, иль снова сомневаемся –

Тогда к специалистам обращаемся.

Понять под силу нашему уму

Кто? Где? Какой? Откуда? Почему?

На нашей пресс-конференции присутствуют корреспонденты различных газет, которые знакомят читателей с обитателями рек, морей и океанов и следующие специалисты.

Выступления учащихся.





Вопрос: Какова среда обитания ракообразных? – корреспондент газеты «Тайны морей»



Океанолог: Почти три четверти нашей планеты занято океанами и морями, образующими один огромный дом для жизни на Земле. Жить в море во многих отношениях легче, чем на суше, поэтому неудивительно, что громадное множество разнообразных животных и растений обитает в океане повсюду, от ярко освещенной солнечными лучами поверхности до глубочайших, погруженных в постоянный мрак впадин. Водная стихия – это и царство ракообразных. На суше приспособились жить очень немногие из них (мокрицы, сухопутные крабы). Ряд ракообразных (карпоеды) ведут паразитический образ жизни, поселяясь на коже рыб, циклопы являются промежуточными хозяевами личинок паразитических червей. Щитни на передней части тела имеют щит, обитают в мелких пересыхающих водоемах; малочисленны. Некоторые из них — пища рыб, другие — вредны (обгладывают побеги риса). А всего ракообразных, по последним подсчетам, около 35 тыс. видов.



Вопрос: Что такое планктон? Какие организмы его образуют? Его роль в водном биоценозе? – корреспондент газеты «Девятый вал»



Гидробиолог: Планктон (от греч. планктос – блуждающий) – совокупность организмов, населяющих толщу воды континентальных и морских водоемов и не способных противостоять переносу течениями. Мелкие ракообразные – дафнии и циклопы, входят в состав планктона. Они составляют пищу для мальков рыб, являются основой сухого корма для аквариумных рыбок, а для некоторых рыб служат добычей в течение всей их жизни. Морской планктон содержит большое количество морских ракообразных, в том числе бокоплавов. Их длина 0,5-28 см. Плавают на боку. Служат пищей многим промысловым рыбам, тюленям, китам и некоторым птицам. Входят в состав криля.

Таким образом, планктонные рачки составляют очень важное и необходимое звено в цепях питания водного биоценоза. Также благодаря обитающим в воде планктонным организмам происходит процесс естественного самоочищения водоемов.



Зоолог: Среди планктонных ракообразных есть интересные, так называемые ракушковые рачки. Они ночью светятся, причем светиться могут не только живые, но и высушенные, а потом размоченные рачки. Во время Второй мировой войны японские офицеры брали в ладонь левой руки щепотку сухих ракушковых рачков, увлажняли их и при таком незаметном врагу свете читали какое-либо донесение, рассматривали карту и писали документы. Высушенные рачки светятся при увлажнении даже через 30 лет.



Вопрос: А есть ли среди ракообразных еще необычные диковинные животные? – корреспондент газеты «Морские диковинки»



Зоолог: А как же? Убедитесь сами. Очень трудно поверить, что это тоже ракообразные. Долго ученые считали этих животных моллюсками. Это представители низших усоногих раков – морской желудь и морская уточка. Они теряют характерную внешность ракообразного, потому что во взрослом состоянии ведут совершенно неподвижный образ жизни. Живут в морях. Прирастают к береговым скалам, камням и другим подводным предметам, например, к раковинам моллюсков, к днищу кораблей. Морские прилипалы так цепки, что даже смерть не отрывает их от корабля, на котором они поселились. Когда корабль входит в реку, многие из них гибнут от пресной воды, но и мертвые они не отцепляются от днища.



Вопрос: Что такое симбиоз и можно ли его наблюдать у ракообразных? – корреспондент газеты «Волны над нами»

Зоолог: Симбиоз - (от греч. symbiosis — совместная жизнь), форма совместного существования двух организмов разных видов. Часто симбиоз взаимовыгоден для обоих симбионтов: например, симбиоз между раком-отшельником и актинией. Поселяясь на раковине рака, актиния своими жгучими щупальцами защищает себя и рака-отшельника от хищников и в то же время питается остатками его пищи.



Вопрос: Как представитель единственной сухопутной газеты, я хотел бы больше узнать из жизни сухопутного краба – корреспондент газеты «У самого синего моря»



Зоолог: Из крабов, живущих на суше, наиболее интересны пальмовые воры. Их личинки живут в море, а взрослые особи совсем с ним расстались. Они даже могут в нем захлебнуться. Невероятные истории рассказывают про пальмового вора. Будто бы он вскрывает своими крепкими клешнями кокосовые орехи и лакомится их содержимым, влезая на пальмы двадцатиметровой высоты, чтобы состричь оттуда орехи. Сила клешней пальмового вора огромна – он вполне может клешней отрезать палец у человека.



Вопрос: А можно ли ракообразных употреблять в пищу? – корреспондент газеты «Дары моря»



Диетолог: Многие виды высших раков употребляются в пищу. Крабов, омаров, лангустов, креветок промышляют ради мяса практически во всех странах мира. Мясо ракообразных вкусное, малокалорийное, содержит много микроэлементов. Самый знаменитый из промысловых крабов – камчатский краб. Мясо его считается деликатесом, и хозяйки гордятся, если они могут предложить гостям салат из крабов.



Вопрос: Расскажите о способах лова ракообразных – корреспондент газеты «Море шумит»



Промысловик: Каждый год в море уходят большие пароходы, с борта которых добывают крабов, а потом там же консервируют мясо крабов. Ловят крабов в сети на глубине 40-60 м. Сети с запутавшимися в них крабами катера доставляют на свой плавучий завод, и крабов там немедленно обрабатывают. Для консервов используют мясо из клешней и ножек крабов, правда, ножки эти длиной 30-50 см.

Вопрос: Опасно ли загрязнение океанов для ракообразных? – корреспондент газеты «Жизнь океана»



Эколог: Сегодня обитатели морей страдают от губительных загрязнений, вызванных деятельностью человека. И ракообразные – не исключение. Один из наиболее опасных загрязнителей – нефть, попадающая в воду при аварии танкеров или при добыче ее из морских глубин. «Черный прибой» приносит гибель и опустошение обитателям моря. Если нефть свежая, то она действует как яд. Нефтяная пленка не дает проникнуть в глубь моря кислороду. Задыхаются водоросли, рачки. Рыбе становится нечем питаться – она погибает от голода. Необходим контроль за транспортировкой и разгрузкой нефти.



«Зеленые»: Ракообразные, обитающие в воде, очень чувствительны к ее качеству и, особенно, к содержанию кислорода. Поэтому для сохранения этих животных необходима охрана мест их обитания. Любое вмешательство человека, приводящее к нарушению гидрологического режима рек, отрицательно сказывается на популяциях ракообразных. Существенный урон численности ракообразных наносит и неумеренный вылов. А ведь речные раки имеют кроме промыслового значения еще и санитарное, так как очищают водоемы от погибших растений и животных. Крупные ракообразные – прекрасная пища для человека, поэтому желательно наладить их разведение с целью дальнейшего практического использования. Во многих странах Европы неоднократно предпринимались попытки такого рода. Многие опыты оказались успешными. В настоящее время раков успешно разводят в США, Австралии и некоторых других странах. Попытки наладить воспроизводство редких ракообразных не предпринимались, однако сделать это вполне реально. Введение этих видов в культуру не только позволит сохранить генофонд, но и даст возможность восстановить их былую численность, ареал и, быть может, использовать их для нужд пищевой промышленности.



Подведение итогов конференции:



Наша пресс-конференция подошла к концу. Давайте подведем итоги, используя полученные в ходе конференции сведения и материал учебника и ответим на вопросы:

- Какое значение имеют ракообразные в природе и жизни человека?

- Нуждаются ли ракообразные в охране?



4. Закрепление изученного материала.

А сейчас я хочу предложить вам кроссворд-калейдоскоп «Кто он?»

Если вы правильно разгадаете названия ракообразных по фотографиям и описаниям, то из букв в выделенных клеточках должно получиться имя древнегреческого философа и ученого-энциклопедиста, первым описавшего около 20 видов десятиногих раков.

Б

О

К

О

П

Л

А

В











К

Р

А

Б







М

О

К

Р

И

Ц

А





Б

А

Л

Я

Н

У

С








К

Р

Е

В

Е

Т

К

А











О

М

А

Р








А

Н

Т

Е

Н

Н

У

Л

А




А

Н

Т

Е

Н

Н

А







Ц

И

К

Л

О

П






Щ

И

Т

Е

Н

Ь









Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Воспитатель Александра Македонского.









5.Подведение итогов урока, выставление оценок.

6. Задание на дом.

Изучить текст на стр. 148-149; творческое задание: составить альбом рисунков.

7. Рефлексия.











урок по теме Ракообразные.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru