В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Прошлое и настоящее глазами эколога

Ирина Полозова Ирина Полозова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 6620
Краткое описание
Урок по окружающему миру в 4 классе по программе "Школа России".
Цель: Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу.

Описание
Комбинированный урок с применением ИКТ по окружающему миру в 4-ом классе по программе «Школа России». Тема:Прошлое и настоящее глазами эколога. Цель: Познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу.
Задачи: 1. Ознакомить с экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.
2. Помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
3. На основе экологических связей развивать логическое мышление, память, воображение, речь. Оборудование: рисунки и фотографии, иллюстрирующие жизнь первобытного человека и последствия деятельности современного человека, компьютер, экран, мультимедиапроектор, запись «Песня Красной Шапочки» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина), эмблемы «Мне сегодня повезло. Структура урока:
I.
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
II.
Проверка домашнего задания.
III.
Проверка ранее усвоенных знаний.
IV.
Восприятие и осмысливание знаний.
Динамическая пауза. V.
Обобщение и систематизация знаний.
VI.
Итог урока.
VII.
Домашнее задание.

Ход урока. I.
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Слайд 1. Идём мы с вами по тропинке лесной, Вопросы нас обгоняют гурьбой. Дана нам возможность экологами стать, Чтобы экологические проблемы решать. — Сегодня на уроке мы посмотрим на окружающий мир глазами эколога.
II. Проверка домашнего задания.
Вспомните, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Какая наука рассказала нам о жизни первобытных людей? (История – наука, изучающая прошлое человеческого общества.) Слайд 2. — Приведи известные тебе примеры исторических памятников. (Первый музей в России – Кунсткамеру – открыл царь Пётр I
 в Санкт-Петербурге в 1714 году.)
— Что такое исторический источник? (Всё то, что может рассказать нам о прошлом людей.) — Какие исторические источники тебе известны? (О минувших временах поведают старинные оружия, древняя рукопись, монета и печать, сказания и легенды, названия деревень и городов, рек и лесов, слова, пословицы и поговорки, сохранившиеся в нашей речи и многое другое.) — Как работают археологи? (Удивительные находки они выкапывают из земли.) — Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Эта наука – одна из главных помощниц истории.
III. Проверка ранее усвоенных знаний.
— Чтобы открыть 2-ую страничку нашего урока, вы должны решить кроссворд и прочитать спрятанное слово. Слайд 3.
Вопросы к кроссворду:
1.
Столетие. (Век.)
2.
Наука о прошлом человеческого общества. (История.)
3.
10 веков. (Тысячелетие.)
4.
Предмет, выставленный в музее, на выставке. (Экспонат.)
5.
Наука, изучающая прошлое человечества по данным, необходимым при раскопках. (Археология.)
6.
Учреждение, где хранятся старые документы. (Архив.)

IV. Восприятие и осмысливание знаний.
— Прочитайте ключевое слово. Что обозначает «Экология»? (Это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны в нём жить.) Слайд 4. — Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит дом, и «лотос » – наука. — Очень давно жизнь первобытных людей зависела от капризов окружающей природы. Люди жили в пещерах. Чтобы жить, человеку нужна пища. Наши далёкие предки охотились, собирали съедобные ягоды, плоды, орехи. — Если случалась засуха или лесной пожар, то человеку грозил голод. Поэтому первобытные люди преклонялись перед силами природы и брали у природы только самое необходимое. Но время не стоит на месте, оно неумолимо движется вперёд… У людей появились поля, заводы. Человек создал машины, построил дома. Он решил покорить природу. Но время показало, что покорение природы привело к загрязнению воды и воздуха, гибели лесов, исчезновению видов растений и животных. Такое господство человека над природой может погубить всё живое. — Человек, словно сказочный великан-великанище, всё может. Захочет – не станет моря, захочет – новое разольётся. Так? Так-то оно так. Но всегда ли надо делать то, что хочется, — вот, в чём вопрос. Слайд 5. — Прочитайте. (Сын или покоритель?) — Кем человек должен стать для природы? — Прочитайте статью учебника. (с.47) (Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы.) — Правильно. Нельзя быть покорителем, если мы сами – часть огромного и прекрасного мира Природы. И сегодня мы, учёные-экологи, должны обсудить три экологические проблемы. Слайд 6. — Первая проблема – «Как защитить океан от загрязнения?» Сказка о «нефтяной» рыбке. (инсценировка) — Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не с «одною тиною морскою», а ещё и с ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором. Закинул бы невод во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную «лысую» шину. В третий раз, как и полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а, известное дело, золотая. И, конечно, заговорила бы она человеческим голосом. Но вот чудо: не стала бы золотая рыбка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. А, наоборот, стала бы молить: только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою! Слайд 7. — Грустная сказка! Но, к несчастью, и быль не радостней. Ежегодно в океан попадает огромное количество нефти и нефтепродуктов с заводов, отходов различных промышленных предприятий, сточные воды с полей и ферм, бытовые отходы, содержащие ядовитые вещества, твёрдый мусор. От этой отравы гибнут рыбы, дельфины; болеют и даже гибнут чайки и другие морские птицы. На многие мили вокруг вода покрывается жирной плёнкой, которая, словно крышка, не даёт проникнуть вглубь моря кислороду. От этого задыхаются водоросли, мельчайшие рачки. Значит, и неотравленной рыбе погибать – от голода. Слайд 8. — Рассмотрите схему. — 80% загрязнения океана – результат деятельности человека на суше. А какие принимаются меры по охране океанов? — «Суда-губки» всасывают вместе с водой нефтяные пятна, собирают твёрдый мусор, пластмассовые отходы. Созданы «Красная книга Международного союза охраны природы» и «Красная книга России». — А что же самое главное должно быть в людях, чтобы спасти Мировой океан от экологической катастрофы? (Уважать природу, быть ей благодарными, не причинять природе боль.) — Вторая проблема – «Как спасти тропические леса?» — Чтобы ответить на этот вопрос, отправимся в тропики! Физминутка.(Запись «Песня Красной Шапочки».) Слайд 9.
— Вот мы и оказались в тропических лесах Африки! Тропические леса – это «лёгкие» нашей планеты. В связи с вырубкой, выжиганием, выкорчёвыванием леса для сельскохозяйственных плантаций, для получения древесины нарушаются цепи питания. Это отрицательно сказывается на всех видах растений и животных, в том числе и на человеке. Слайд 10. Это приведёт к уменьшению кислорода в атмосфере, снижению плодородия почвы, вымиранию растений и животных. Вырубка тропических лесов может привести к изменению климата, опустыниванию, нехватке продовольствия. Гимнастика для глаз. — На нашей планете уже уничтожено более 50% тропических лесов. — Что, по вашему мнению, нужно сделать для спасения тропических лесов? — Надеюсь, что в будущем благодаря вам мы избежим экологических катастроф. — Переходим к решению третьей проблемы – «Как избавиться от мусора?» — Откуда появляется мусор? (Люди выбрасывают ненужный мусор, пустые бутылки, пищевые отходы.) — Как же можно избавиться от мусора? (Мусор можно сортировать. Некоторые предметы можно использовать вторично, например, стеклянные бутылки.) — В Прибалтике уже существуют такие заводы. Вы сегодня прекрасно выполнили трудную работу, разрешая экологические проблемы Земли. V. Обобщение и систематизация знаний. — Как вы думаете, ребята, может ли планета заболеть? (Может, если человек будет покорять природу, а не охранять и оберегать её.) — А может ли человек один вылечить планету? (Нет. Все люди должны относиться к Природе по-сыновьи, т.к. они являются её частью.) — Верно. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Как эту проблему решают люди, вы узнаете, прочитав статью учебника «Лечить планету сообща» на с. 50-52. VI. Итог урока. Выставление отметок. Комментирование ответов учащихся. — Что такое экология? — Кто такие историки и археологи? — Назовите причины загрязнения океана? — Как спасти тропические леса? — Как избавиться от мусора? Учащиеся делают вывод, что человек – это часть природы, поэтому он должен уважать её, заботиться о ней, а не покорять. Вручение эмблем «Мне сегодня повезло». VII.
Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему «Планета заболела» и нарисовать рисунок.
Пожаловаться 22 июня 2012
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru