В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Журнал взаимосвязи учителя - логопеда и воспитателей в подготовительной группе компенсирующего обучения для детей с тяжёлыми нарушениями речи


Картотека упражнений для развития фонематического восприятия (Т.А. Ткаченко)




Упражнение № 9

Взрослый показывает, а затем просит ребёнка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А – плачет ребёнок О – удивилась мама

А – показывает горло врачу О – стонет бабушка

А – поёт певица О – поёт певица

А – качаем малыша О – потягивается папа

А – девочка укололась иголкой О – кричит охотник в лесу

У – гудит пароход

У – звучит дудочка

У – плачет мальчик



Упражнение № 12

Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:



Мак – бак - так Моток – каток - поток

Ток – тук - так Батон – бутон - бетон

Бык – бак - бок Будка – дудка - утка

Дам – дом – дым Нитка – ватка - ветка

Ком – дом – гном Клетка – плётка – плёнка

Тыква – будка - буква



Упражнение № 10

Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребёнку сказать:

МЯУ – громко (кот рядом и просит есть), тихо (кот за дверью), высоким голосом (маленький котёнок), низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.д.



Упражнение № 13

Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных:



Канава – канава – какао – канава Билет – балет – балет - балет

Ком – ком – кот – ком Дудка – будка – будка - будка

Утёнок – утёнок – утёнок – котёнок Буфет – букет – буфет - буфет

Будка – буква – будка - будка Винт – винт – бинт – винт

Минута – монета – минута – минута



Упражнение № 11



Взрослый даёт ребёнку 2 кружка – красный и зелёный - и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный.

БАМАН ВАВАН АЛЬБОМ АЛЬПОМ ВИТАМИН

ПАМАН ДАВАН АЙБОМ АЛЬМОМ МИТАНИН

БАНАН БАВАН АНЬБОМ АЛЬНОМ ФИТАВИН

БАНАМ ВАНАН АВЬБОМ АБЛЁМ ВИТАЛИМ



Упражнение № 14

Из каждых четырёх названий слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

Мак – бак – так – банан пятка – ватка – лимон - кадка

Сом – ком – индюк – дом ветка – диван – клетка - сетка

Лимон – вагон – кот – бутон каток – дом – моток - поток

Мак – бак – веник – рак

Совок – гном – венок – каток




Упражнение № 15



Взрослый, не торопясь, внятно произносит 3 слова, а затем просит ребёнка определить, на какое из названных трёх слов похоже 4-е:

Мак – дом – ветка (слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)



Совок – вагон – гном (дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)

Калитка – дом – каток (улитка, гном, платок, лист, ком)










Упражнение № 19



Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога:



та – та – ТА па – па – ПА ка – ка – КА

та - ТА – та па – ПА – па ка – КА – ка

ТА – та – та ПА – па – па КА – ка – ка



фа – фа – фа на – на - на

ва – ва – ва ба – ба - ба

ма – ма – ма га – га - га



Упражнение №16



Взрослый читает стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребёнок должен выбрать одно слово из трёх предложенных, добиваясь рифмы в стихе.



Шепчет ночью мне на ушко сказки разные … (перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь – от меня сбежала … (кошка, дверь, стенка)

Сказала дверь: «Мой дорогой! Не открывай меня …» (плечом, коленом, ногой)

Две лисички, две сестрички отыскали где-то …(спичку, щётку, ножик)

Опустела мостовая, и уехали … (автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка мышке: «До чего люблю я …» (сыр, мясо, книжки)

Сел в машину верный пёс, у него в чернилах …(лапа, шея, нос)

В выходной пошли куда-то мама, папа и …(детишки, ребята, малыши)

Катя Лену просит дать краски, карандаш …(ручку, тетрадь, книгу)

От грязнули даже стол поздним вечером … (сбежал, ушёл, ускакал)







Упражнение № 18



Я тебе задам задачу всё расставить по местам:

Что скатали мы зимой?

Что построили с тобой?

На крючок в реке попал?

Может всё, хоть ростом мал? (ДОМ, КОМ, ГНОМ, СОМ).

Вот печать на простыне –

Зеленеет на окне ….

Волейбольная висит….

Канарейка в ней сидит - …. (СЕТКА, КЛЕТКА, МЕТКА, ВЕТКА)

Что стащил игривый кот?

Детям мамочка плетёт?

С гор спускается, течёт?

Что за скользкий, ровный лёд? (КАТОК, ПОТОК, ВЕНОК, МОТОК)




Упражнение № 17



Взрослый просит ребёнка подобрать слово в рифму:



Портфель я выронил из рук, такой большой на ветке … (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка, на него свалилась … (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери, запирайте на ночь … (двери)

Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке … (мяч)

Как-то вечером две мышки унесли у Пети … (книжки)

Не полезет Влад на ель, у него в руке … (портфель)

«Я трудиться не привык!» - отвечает … (грузовик)

Мы собирали васильки, на головах у нас … (венки)

Пёс козе принёс букет, сытный будет ей … (обед)

Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи … (туч)

То назад, то вперёд, может плыть … (пароход)









Упражнение № 23

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, сначала 2 слога:



Па – ба та - да

По – бо ка - га

Пу – бу фа – ва То же с гласными О,У, Ы

са – за

ша – жа



па – ба – па та – да – та ва – фа - ва

по – бо – по да – та – да фа – ва - фа

пу – бу – пу ка – га – ка са – за - са

пы – бы – пы га – ка - га



Упражнение № 20

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.

та – то – ту ну – ны – на бо – ба - бы

ты – та – то но – на – ну бу – бо - ба

му – мы – ма да – ды – до па – пу - по

мо – ма – мы ду – ды – да ку – ко - ка

ва – ву – во


Упражнение № 23

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по мягкости/твёрдости:

па – пя по – пё пу- пю пы - пи

ма – мя мо – мё му – мю мы - ми

ва – вя во – вё ву – вю вы - ви

та – тя то – тё ту – тю ты - ти

ба – бя бо – бё бу – бю бы - би

да – дя до – дё ду – дю ды - ди

фа – фя фо – фё фу – фю фы - фи



Упражнение № 21

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками:

та – ка – па па – ка - та

ка – на – па га – ба - да

фа – ха – ка ка – фа - ха

ба – да – га ва – ма - на

ма – на - ва

То же с гласными О, У, Ы



Упражнение № 25



Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

пта – пто – пту – пты тма – тмо – тму - тмы

кта – кто – кту – кты кна – кно – кну - кны

фта – фто – фту – фты пна – пно – пну - пны

тпа – тпо – тпу – тпы фка – фко – фку – фкы








Упражнение № 24

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

па – тпа на - пна

та – пта ка - фка

фа – тфа ка - тка

та – фта ка - пка

ма – кма та - кта

на – фна на - кна



Упражнение 28



Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке.

Звуковой ряд:

А – К – Т – Р – С – П – И – О – У – Ы – А – Ж – Ш – С – Ц – В – О - Э



Упражнение № 26



Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении:

пта – тпа кта – тка фта - тфа

пка – кпа кфа – кфа хта - тха

фпа – пфа гда – гда вба - бва










Упражнение № 29

Назвать первый звук в словах.

Уха, утка, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уголок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, утренник, учебник, учёный, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, уксус, укус, уплыл, урожай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.



Вспомнить 5 предметов, начинающихся со звука У.

Вспомнить 5 действий, названия которых начинаются со звука У.






Упражнение № 27



Выделение в звуковом потоке гласного звука (А,О,У, И,Ы,Э) – хлопнуть в ладоши, присесть, поднять зрительный стимвол.

Взрослый медленно, чётко, с паузами произносит звуковой ряд:

А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А










Упражнение 30



Назвать первый звук в словах.

Аня, аист, август, автомат, Алла, Алик, арбуз, Африка, армия, ангина, абрикос, Алёша, Антон, антенна, акула, астра, альбом, аквариум, абажур, апрель, аптека, адрес, афиша, антилопа, Айболит, Андрей, Анюта, атака.



Назвать 5-8 слов с первым звуком А.








Упражнение № 31



Назвать первый звук в словах.

Иван, Игорь, Инна, иголка, ива, иволга, игра, икра, игрушка, ириска, индюк, иней, Инга, Илья, ишак, играют, искры, изюм, избушка, история, институт, индеец, индюшка, инструменты, исправлять, искать, изгородь, Италия, ищейка, изба, имя, ирис.



Назвать 5-6 слов с первым звуком И.



Упражнение 34



Назвать первый и последний звуки в словах.

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики.



Упражнение № 32

Назвать первый звук в словах (А,О,И,У).

Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.






Упражнение № 35



Назвать звуки в сочетаниях.

АУ УАИ

УА АИУ

АИ АУИ

ИА ИУА

ИУ УИА

УИ ИАУ

Пример. АУИ: 1-й звук – А, 2-й звук – У, 3-й звук – И.




Упражнение № 33



Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носы, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.










Упражнение № 36



Назвать первый звук в словах (выделит его голосом, «нажать» на него).

Малина, мама, мыть, мох, маленький, монета, магнит, магазин, макать, муха, моток, мотыга, маска, маки, море, музыка, мыло.



Определить, есть в слове звук М или нет.

Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, цыплёнок, коза.



Определить, где слышится звук М – в начале, в середине или в конце.

Монета, маска, дом, шлём, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк, мыло, крем, лом, лямка, сумка, мука, море.



Определить, в каком слове из двух слышится звук М.

Калина – малина, море – горе, мох – пух, мухи – сухо, раки – маки,

монета – ракета, мука – рука, магазин – бензин, зайка – майка,

мыло – шило.



Упражнение № 37



Определить первый звук в словах.

Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки.



Определить, в каком из двух слов есть звук В.

Волосы – полосы, ворона – корона, вышка – пышка, вагон – загон, вата – хата, волк – полк, корова – корона, волны – полный, сова – сама.



Выделить голосом, «нажать» на звук В.

Грива, сова, голова, корова, диван, давать, кивать, правый, левый, новая, новый, слива, ванна, вафли, слева, справа, забава.














Упражнение № 39



«Нажать» на звук Ф, выделить его в словах.

Фамилия, фантик, форма, футбол, фабрика, фартук, флакон, фокус, фокусник, фуражка, фасоль, кофта, фрукты, лифт, кафтан, фанера, фары, фарш, шарф, фонтан, форточка, флаг, фыркать.



Определить, есть в слове звук Ф или нет.

Море, факел, форма, монеты, дом, фонтан, форточка, жаба, батон.



Определить, в каком из двух слов есть звук Ф.

Кошка – кофта, фантик – бантик, фонтан – тахта, фрукты – продукты,

враг – флаг, косточка – форточка, косой – фасоль, пары – фары, нота – фото.



Упражнение № 38



Определить первый звук в словах. Выделить звук голосом, «нажать» на него.

Надя, Наташа, ноги, найдём, новый, ноль, нота, норка, номер, ныть, наши, нож, ножницы, Настя, налить. Налететь, надеяться.



Определить, есть в слове звук Н или нет.

Нота, лето, корова, дрова, голова, ванна, страна, одна, стол, краны. Лампа, шалуны, диваны, розы, канава, фонтаны, конфета, шапка.



Определить, в каком из двух слов есть звук Н.

Наша – Саша, корона – корова, струна – трава, конфеты – приветы, норка – корка, найдём – пойдём, наши – уши, шалуны – шумы слова – слоны, зелёный – золотой, канава – забава, заноза – угроза.













Упражнение № 41



Подобрать в рифму названия овощей со звуком К.



Поздним летом в огороде собирается народ.

Зрел всё лето урожай. Что собрали – отгадай!



Где весною было пусто, летом выросла … (капуста)

Собираем м в лукошко очень крупную … (картошку)

От дождя земля намокла, вылезай, толстушка … (свёкла)

Из земли за чуб плутовку тянем, сочную … (морковку)

Надо поклониться низко, чтобы вытащить … (редиску)

Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук)

Просит дедушка Андрюшку: «Собери ещё …» (петрушку)

Вот зелёный толстячок, крупный, гладкий … (кабачок)

Он красавец-великан, тёмно-синий … (баклажан)










Упражнение № 40



Выделить в слове звук К, «нажать» на него.

Домик, танк, тюбик, ролик, огонёк, бантик, платок, замок, колобок, индюк, лук, бублик, гамак, паук, совок, венок, зонтик, ток, валик, синяк, напильник, утёнок, валенок, хомяк, парк, веник, маяк, рак, канава, камень, косы, кофе, колено, комната, клюв, куры, капуста, кобра, камин, банка, буква, тыква, блокнот, бутылка, ватка, утка, шутка, букварь, секрет, знакомый, комар, капкан, капля, комок, кулёк, кустик, кулак, кофейник, мельник, человек, щенок, кран.



Определить, есть в слове звук К или нет.

Кубик, рама, мама, нора, венок, человек, щенок, чулок, узелок, заноза, хомяк, стук, бублик, платок, парк, шар, шуба, баран, гамак.













Упражнение № 43

Выделить в словах звук Т, «нажать» на него.

Винт, куст, зонт, лист, бант, порт, мост, салат, привет, букет, пакет, халат, хвост, автомат, томат, буфет, билет, кот, кит, лифт, полёт, пилот, канат, самолёт, март, бегемот, салют, тыква, томат, Толя, Таня, туман, табуретка, топот, тополь, такси, труженик, туфли, тапки, утка, батон, охота, куртка, нитка, паста, плита, ворота, минута, монета, клетка.

Определить, в каком слове из двух есть звук Т.

Тыква – буква, батон – диван, ворота – ворона, плита – слова,

томат – гамак, халат – халва, билеты – бананы, бритва – брови,

ноты – ночи, шутка – шапка, ракета – рубашка, забот а – заноза, густой – кривой, злой – твой, нитка – миска.

АТ – АТ – АТ – у Толи самокат.

УТ – УТ – УТ – дети побегут

ТО – ТО – ТО – новое пальто.

ТЫ – ТЫ – ТЫ – в комнате коты.

ОТ – ОТ – ОТ – это бегемот.

ТА – ТА – ТА – новая плита.

ТУ – ТУ – ТУ – конфету дам коту.




Упражнение № 42

Взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты маленький, чтобы в слове обязательно появился звук К».

Рама – рамка пена - монета -

Яма – панама - солома -

Репа – лопата - нора -

Вата – картина - репа -

Лапа - корзина - липа -



Чётко, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком К.

АК – АК – АК – вот какой гамак.

ОК – ОК – ОК – вот какой каток.

УК – УК – УК – вот такой индюк.

КА – КА – КА – у Кати мука.

КО – КО – КО – в школе нелегко.

КУ – КУ – КУ – я куплю муку.




Упражнение № 44



Выделить в словах звук П, «нажать» на него.

Сироп, тулуп, укроп, грипп, храп, сноп, стоп, Филипп, пальма, пальто, попугай, пыль, палка, пони, паста, паук, почка, поле, парк, помада, победа, покупка, пароход, парикмахер, трап, телескоп, суп, кнопка, кепка, тропа, копать, липкий, крепкий, лампа, шапка, купальник, лопата.



Определить, в каком из двух слов есть звук П.

Панама – канава, суп – сук, шапка – шутка, кнопка – нотка, кошка – кепка, кивать – копать, урожай – попугай, ласты – паста, жук – паук,

дочка – почка, кони – пони, жалко – палка, крот – укроп, ракета – победа, корыто – лопата.




Упражнение № 45



Определить последний звук в слове (К, Т, П, Р).



Утёнок, валенок, котёнок, веник, каток, урок, бык, совок, зонтик, кубик, балет, билет, букет, мост, пилот, самолёт, бегемот, брат, куст, канат, укроп, сироп, телескоп, суп, подкоп, храп, грипп, трап, сноп, комар, помидор, актёр, повар, шар, танк, торт, брат, свист, грохот, шрам.








Упражнение № 48



Определить первый звук в словах.

Оля, острый, отдых, орден, обувь, отпуск, осы, окунь, овцы, окна, озеро, обруч, ослик, окрик, озимь, очень, около, овощи.



Выбрать из рассказа слова со звуком О.

Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.



Выбрать из рассказа слова, начинающиеся со звука О.

Наступила осень. Созревают овощи и фрукты. В полях сеют озимь. По озеру плывут жёлтые листья. В окнах рано зажигают свет.




Упражнение № 46



Определить первый звук, второй звук в звукосочетаниях.



АК, ОК, УК, ИК, АТ, ОТ, УТ, ИТ, АМ, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, ИН, АП, ИП, АР, ОР, ИР, УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, УШ, АЛ, ОЛ.




Упражнение № 49



Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, У, О).



Бак, рак, сок, суп, пар, газ нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук.



Упражнение № 47



«Нажать» в слове на звук Х, выделить его.

Халат, хобот, хлеб, хата, худеть, горох, страх, хвост, холодильник, хозяйка, пастух, петух, запах, шорох, смех, хулиган, ходьба, хвоя, хоровод, художник, охота, махать, поход, орех, уха, ухо, тахта.



Выбрать из рассказа слова со звуком Х.

Школьники ходили в поход. В походе они видели хаты, охотников с ружьями, маленького хомяка. Вечером ребята развели костёр и сварили уху.

Выбрать слова со звуком Х.

канат – халат – парад сор – хор - вор

голод – холод – молод муха – мука - рука

год – ход – пот хата – вата – мята



Упражнение № 50



Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова.

Сады – садики, зонты – зонтики, кусты – кустики, мосты – мостики,

носы – носики, банты – бантики, ходы – ходики, плоты – плотики,

усы – усики, рыбы – рыбки, горы – горки, липы – липки, лапы – лапки, норы – норки.


















Упражнение № 51



Определить, какой звук (Ы или И) в середине слова.

Был, бил, мыл, мил, лист, лыс, выл, вил, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь.



Я в походе БЫЛ, в барабан я БИЛ.

Я верёвки ВИЛ, волк в долине ВЫЛ.



Малыш БЫЛ очень МИЛ, он руки с мылом МЫЛ.



Вить, бить, лить, рыть, быть, плыть, брить, ныть, лить, крыть, свить, гнить.








Упражнение № 53



Определить первый звук в словах.



Собака, солнце, сыр, самолёт, санки, скамейка, сухари, скала, свечка, спорт, сапоги, салат, сын, сом, сучок, супница, свёкла, сон.



В каких словах после С слышится А? О? У? Ы? Выделить в словах звук С, «нажать» на него.

Садик, самокат, самолёт, сокол, судно, сало, скамейка, сабля, лиса, коса, оса, листок, свисток, куст, колесо, песок, носок, сынок, лес, автобус, овёс, крыса, глобус, солдат, лесник, сосны, пылесос, судья.



Самостоятельно назвать 5 слов со звуком С.




Упражнение № 52



Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, О, У, И, Ы).



Бак, мак, зал, пар, дар, гам, так, шар, дом, нос, сон, бор, хор, ток, лось, мост, зов, гол, сок, соль, суп, жук, шум, лук, дуб, гул, мир, лист, низ, бил, пил, пир, гриб, кит, дым, сын, бык, пыль, выть, ныть, пух, ком.
















Упражнение № 54



Назвать все звуки по порядку.



Бак, зал, вар, шар, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, так, тук, хор, шут, шар.



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров