В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Тема: Любовь и уважение к человеку. Осознания необходимости сострадания, сопереживания

Ирина Чернозуб Ирина Чернозуб
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 2251    комментариев: 1
Краткое описание
Проанализировать рассказ «Юшка», помочь учащимся понять основную мысль произведения, воспитывать любовь к человеку, чувства сострадания, сопереживания. Скажи, какой ты след оставишь?

Описание
Урок литературы в 7 классе Тема: Любовь и уважение к человеку. Осознания необходимости сострадания, сопереживания (по рассказу А. Платонова «Юшка»)
Подготовила: Чернозуб И. В.
Цели и задачи:
Проанализировать рассказ «Юшка», помочь учащимся понять основную мысль произведения, воспитывать любовь к человеку, чувства сострадания, сопереживания.

Наглядность:
1)портрет писателя; 2)иллюстрации к произведению; 3)схемы – опоры.
ТСО: Запись музыки И. Крутого.
Эпиграф:

1. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. О. Волов. 2. Побеждай зло добром. (Библия)


I.Ход урока.

Скажи, какой ты след оставишь? След, чтобы вытерли паркет и косо посмотрели вслед? Или незримый, прочный след В чужой душе на много лет.
Л. Мартынов.
След, который оставил после себя Андрей Платонович Платонов на земле – след добра и человечности, честности и справедливости. Вот он перед вами ( портрет ) человек с удивительно грустными глазами, обыкновенной внешности, но такой необыкновенной души. Сегодня мы продолжаем изучать творчество Андрея Платонова и попробуем проанализировать рассказ «Юшка», отметить ключевые моменты, помогающие понять основную мысль произведения.

II.Сообщение темы и цели урока.

Скажите, бывали ли в вашей жизни моменты, когда вам хотелось поделиться с кем – нибудь? (душа переполнена чувствами) Наверное, и писатель поэт берется за перо, когда его душа переполнена чувствами. И от того, какими чувствами именно радостными или грустными, зависит и настроение, которым проникнуто произведение. Хотя немаловажно Ито, что интересует писателя, чем он живет. — А чем живет (жил) Платонов?
Работаем со схемой №1

Человек, живущий по такой формуле, нравственный Человек
Словарная работа №1 — нравственность.
У Платонова сочетание нравственный человек чаще подменяется словом ЧЕЛОВЕК. « Я просто хочу быть Человеком. Человек для меня – редкость и праздник» Почему так? Потому что далеко не все живут по законам нравственности, далеко не все, но только не герои Платонова. Они живут по формуле жизни А. Платонова.
Работаем со схемой №2 (иллюстрации)
Какого цвета доброта?
Не сразу скажешь и не спешно
Наверное, светлая она И очень теплая, конечно.
Быть добрым – это труд большой, Не разума, а труд души. Быть добрым в жизни – очень важно. Быть добрым – значит мир спасти.
Так это или нет, мы решим, проанализировав рассказ «Юшка». Определение жанра, особенности композиции. — Давайте вспомним, что такое рассказ и как он строится? (определим тему рассказа о Юшке, его отношении с людьми) С чего начинается рассказ?
Что узнаем о герое и какое первое впечатление о герое? а) занятие героя; б) портрет Юшки; в) характеристика взрослых, данная Юшке.
Развитие действия (взаимоотношения Юшки и людей)
Работаем со схемой №3
И могло бы сердце Юшке ожесточиться, закостенеть и выбрал бы он дорогу ЗЛА, мести, ненависти, но он очень любит людей и прощает их неумение любить человека. — Бывали ли в жизни Юшки счастливые минуты? (один раз в году в июне или августе)
Звучит музыка И. Крутого, на ее фоне ученица читает эпизод «Юшка на природе».
Так почему же Юшке так легко и просто? (Здесь его никто не обижает, здесь он дома, среди добра и красоты. Юшка поэт в душе, умеющий видеть и ценить красоту)
Читаю: Цветы, как люди на добро щедры И щедро людям нежность отдавая, Они цветут их души согревая, Как маленькие яркие костры.
Что же происходит, когда Юшка возвращается в город? Любому терпению, а терпение у Юшки было «адское», приходит конец. Так произошло и с Юшкой. Он больше не выдержал людской ненависти, людской злобы.
Ученики читают диалог ( в лицах ).
Кульминация : смерть Юшки.
— Как отреагировали люди на смерть Юшки? ( на похороны пришли все ) «Прощай, Юшка, и прости нас всех … Развязка:
— Когда люди снова вспомнили Юшку?
Ученица зачитывает эпизод «Приезд сироты»
— Что мы узнали о Юшке?  Каким человеком он оказался? — Почему Юшка, отказывая себе во всем, помогает сироте? (сострадание, сопереживание)
Словарная работа №2: Милосердие.
— Скажите, если бы люди знали это решение, изменили бы они свое отношение к нему? — Почему он этого не сделал? (добро не нуждается в обратном адресе) Но добро Юшки дало ростки, и сирота щедро дарит его людям. — Какого человека мы называем красивым? — Можно ли Юшку назвать красивым человеком?
(обращаюсь к эпиграфу №1)
— Бывало ли Юшке стыдно перед самим собой за его жизнь?
(Нет, он действительно самый чистый, добрый)
А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто – нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь ему рано или поздно покажет свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Определяем основную мысль произведения.
Спешите делать добрые дела, пока не стало поздно.

III.Домашнее задание

Можно ли Юшку считать Красивым человеком и почему? (рассуждение письменно)
Пожаловаться 17 июня 2012
Файлы
Урок литературы 7.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Локотская средняя общеобразовательная школа №2



Урок литературы

в 7 классе


Тема: Любовь и уважение к человеку. Осознания необходимости сострадания, сопереживания

(по рассказу А. Платонова «Юшка»)










Подготовила : Чернозуб И. В.



Цели и задачи:




Проанализировать рассказ «Юшка», помочь учащимся понять основную мысль произведения, воспитывать любовь к человеку, чувства сострадания, сопереживания.



Наглядность:


  1. портрет писателя;

  2. иллюстрации к произведению;

  3. схемы – опоры.


ТСО:

Запись музыки И. Крутого.


Эпиграф :



1. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. О. Волов.

2. Побеждай зло добром.

(Библия)





  1. Ход урока.


Скажи, какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

и косо посмотрели вслед?

Или незримый, прочный след

В чужой душе на много лет.

Л. Мартынов.


След, который оставил после себя Андрей Платонович Платонов на земле – след добра и человечности, честности и справедливости.

Вот он перед вами ( портрет ) человек с удивительно грустными глазами, обыкновенной внешности, но такой необыкновенной души.

Сегодня мы продолжаем изучать творчество Андрея Платонова и попробуем проанализировать рассказ «Юшка», отметить ключевые моменты, помогающие понять основную мысль произведения.


  1. Сообщение темы и цели урока.


Скажите, бывали ли в вашей жизни моменты, когда вам хотелось поделиться с кем – нибудь?

(душа переполнена чувствами)

Наверное, и писатель поэт берется за перо, когда его душа переполнена чувствами.

И от того, какими чувствами именно радостными или грустными, зависит и настроение, которым проникнуто произведение.

Хотя немаловажно Ито, что интересует писателя, чем он живет.

- А чем живет (жил) Платонов ?


Работаем со схемой №1

Я больше всего люблю …


формула

жизни

Андрея

Платонова Мать Поле Церковный Потную

деревню колокол работу


доброта любовь к согласие трудолюбие

душевность Родине с богом



Человек, живущий по такой формуле, нравственный Человек


Словарная работа №1 - нравственность.


У Платонова сочетание нравственный человек чаще подменяется словом ЧЕЛОВЕК .

« Я просто хочу быть Человеком. Человек для меня – редкость и праздник»

Почему так? Потому что далеко не все живут по законам нравственности, далеко не все, но только не герои Платонова. Они живут по формуле жизни А. Платонова.


Работаем со схемой №2 (иллюстрации)


Вася Рубцов


Неизвестный Идея добра, Цветок

цветок человечности на земле

трудолюбия


Юшка



Какого цвета доброта?

Не сразу скажешь и не спешно

Наверное, светлая она

И очень теплая, конечно.


Быть добрым – это труд большой,

Не разума, а труд души.

Быть добрым в жизни – очень важно.

Быть добрым – значит мир спасти.


Так это или нет, мы решим, проанализировав рассказ «Юшка».

Определение жанра, особенности композиции.

- Давайте вспомним, что такое рассказ и как он строится? (определим тему рассказа о Юшке, его отношении с людьми)


Завязка



С чего начинается рассказ?


Что узнаем о герое и какое первое впечатление о герое?

а) занятие героя;

б) портрет Юшки;

в) характеристика взрослых , данная Юшке.


Развитие действия

(взаимоотношения Юшки и людей)


Работаем со схемой №3




Ласка

Доброта

Нежность

Смех

Радость


Так должно быть:

-человечность,

-справедливость.



Взрослые



Но:

-равнодушие,

жестокость,

черствость.



На природе




Дети

ассоциации

Зло

жестокость








Дети и взрослые несут Юшке ЗЛО

И могло бы сердце Юшке ожесточиться, закостенеть и выбрал бы он дорогу ЗЛА, мести, ненависти, но он очень любит людей и прощает их неумение любить человека.

- Бывали ли в жизни Юшки счастливые минуты?

(один раз в году в июне или августе)


Звучит музыка И. Крутого, на ее фоне ученица читает эпизод «Юшка на природе».


Так почему же Юшке так легко и просто?

(Здесь его никто не обижает, здесь он дома, среди добра и красоты. Юшка поэт в душе, умеющий видеть и ценить красоту)


Читаю:

Цветы, как люди на добро щедры

И щедро людям нежность отдавая,

Они цветут их души согревая,

Как маленькие яркие костры.


Что же происходит, когда Юшка возвращается в город?

Любому терпению, а терпение у Юшки было «адское», приходит конец. Так произошло и с Юшкой. Он больше не выдержал людской ненависти, людской злобы.


Ученики читают диалог ( в лицах ) .


Кульминация : смерть Юшки.


- Как отреагировали люди на смерть Юшки?

( на похороны пришли все )

«Прощай, Юшка, и прости нас всех …

Развязка :


- Когда люди снова вспомнили Юшку?


Ученица зачитывает эпизод «Приезд сироты»


- Что мы узнали о Юшке?

Каким человеком он оказался?

- Почему Юшка, отказывая себе во всем, помогает сироте?

(сострадание, сопереживание)


Словарная работа №2: Милосердие.


- Скажите, если бы люди знали это решение, изменили бы они свое отношение к нему?

- Почему он этого не сделал ?

(добро не нуждается в обратном адресе)

Но добро Юшки дало ростки, и сирота щедро дарит его людям.

- Какого человека мы называем красивым?

- Можно ли Юшку назвать красивым человеком?


(обращаюсь к эпиграфу №1)


- Бывало ли Юшке стыдно перед самим собой за его жизнь?


(Нет, он действительно самый чистый, добрый)





А. П. Чехов писал:

«Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто – нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь ему рано или поздно покажет свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» .



Определяем основную мысль произведения.


Спешите делать добрые дела, пока не стало поздно.


  1. Домашнее задание


Можно ли Юшку считать Красивым человеком и почему?

(рассуждение письменно)



ChernozubI_Literatura.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru