В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Тема: Любовь и уважение к человеку. Осознания необходимости сострадания, сопереживания

Ирина Чернозуб Ирина Чернозуб
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 2130    комментариев: 1
Краткое описание
Проанализировать рассказ «Юшка», помочь учащимся понять основную мысль произведения, воспитывать любовь к человеку, чувства сострадания, сопереживания. Скажи, какой ты след оставишь?

Описание
Урок литературы в 7 классе Тема: Любовь и уважение к человеку. Осознания необходимости сострадания, сопереживания (по рассказу А. Платонова «Юшка»)
Подготовила: Чернозуб И. В.
Цели и задачи:
Проанализировать рассказ «Юшка», помочь учащимся понять основную мысль произведения, воспитывать любовь к человеку, чувства сострадания, сопереживания.

Наглядность:
1)портрет писателя; 2)иллюстрации к произведению; 3)схемы – опоры.
ТСО: Запись музыки И. Крутого.
Эпиграф:

1. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. О. Волов. 2. Побеждай зло добром. (Библия)


I.Ход урока.

Скажи, какой ты след оставишь? След, чтобы вытерли паркет и косо посмотрели вслед? Или незримый, прочный след В чужой душе на много лет.
Л. Мартынов.
След, который оставил после себя Андрей Платонович Платонов на земле – след добра и человечности, честности и справедливости. Вот он перед вами ( портрет ) человек с удивительно грустными глазами, обыкновенной внешности, но такой необыкновенной души. Сегодня мы продолжаем изучать творчество Андрея Платонова и попробуем проанализировать рассказ «Юшка», отметить ключевые моменты, помогающие понять основную мысль произведения.

II.Сообщение темы и цели урока.

Скажите, бывали ли в вашей жизни моменты, когда вам хотелось поделиться с кем – нибудь? (душа переполнена чувствами) Наверное, и писатель поэт берется за перо, когда его душа переполнена чувствами. И от того, какими чувствами именно радостными или грустными, зависит и настроение, которым проникнуто произведение. Хотя немаловажно Ито, что интересует писателя, чем он живет. — А чем живет (жил) Платонов?
Работаем со схемой №1

Человек, живущий по такой формуле, нравственный Человек
Словарная работа №1 — нравственность.
У Платонова сочетание нравственный человек чаще подменяется словом ЧЕЛОВЕК. « Я просто хочу быть Человеком. Человек для меня – редкость и праздник» Почему так? Потому что далеко не все живут по законам нравственности, далеко не все, но только не герои Платонова. Они живут по формуле жизни А. Платонова.
Работаем со схемой №2 (иллюстрации)
Какого цвета доброта?
Не сразу скажешь и не спешно
Наверное, светлая она И очень теплая, конечно.
Быть добрым – это труд большой, Не разума, а труд души. Быть добрым в жизни – очень важно. Быть добрым – значит мир спасти.
Так это или нет, мы решим, проанализировав рассказ «Юшка». Определение жанра, особенности композиции. — Давайте вспомним, что такое рассказ и как он строится? (определим тему рассказа о Юшке, его отношении с людьми) С чего начинается рассказ?
Что узнаем о герое и какое первое впечатление о герое? а) занятие героя; б) портрет Юшки; в) характеристика взрослых, данная Юшке.
Развитие действия (взаимоотношения Юшки и людей)
Работаем со схемой №3
И могло бы сердце Юшке ожесточиться, закостенеть и выбрал бы он дорогу ЗЛА, мести, ненависти, но он очень любит людей и прощает их неумение любить человека. — Бывали ли в жизни Юшки счастливые минуты? (один раз в году в июне или августе)
Звучит музыка И. Крутого, на ее фоне ученица читает эпизод «Юшка на природе».
Так почему же Юшке так легко и просто? (Здесь его никто не обижает, здесь он дома, среди добра и красоты. Юшка поэт в душе, умеющий видеть и ценить красоту)
Читаю: Цветы, как люди на добро щедры И щедро людям нежность отдавая, Они цветут их души согревая, Как маленькие яркие костры.
Что же происходит, когда Юшка возвращается в город? Любому терпению, а терпение у Юшки было «адское», приходит конец. Так произошло и с Юшкой. Он больше не выдержал людской ненависти, людской злобы.
Ученики читают диалог ( в лицах ).
Кульминация : смерть Юшки.
— Как отреагировали люди на смерть Юшки? ( на похороны пришли все ) «Прощай, Юшка, и прости нас всех … Развязка:
— Когда люди снова вспомнили Юшку?
Ученица зачитывает эпизод «Приезд сироты»
— Что мы узнали о Юшке?  Каким человеком он оказался? — Почему Юшка, отказывая себе во всем, помогает сироте? (сострадание, сопереживание)
Словарная работа №2: Милосердие.
— Скажите, если бы люди знали это решение, изменили бы они свое отношение к нему? — Почему он этого не сделал? (добро не нуждается в обратном адресе) Но добро Юшки дало ростки, и сирота щедро дарит его людям. — Какого человека мы называем красивым? — Можно ли Юшку назвать красивым человеком?
(обращаюсь к эпиграфу №1)
— Бывало ли Юшке стыдно перед самим собой за его жизнь?
(Нет, он действительно самый чистый, добрый)
А. П. Чехов писал: «Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто – нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь ему рано или поздно покажет свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

Определяем основную мысль произведения.
Спешите делать добрые дела, пока не стало поздно.

III.Домашнее задание

Можно ли Юшку считать Красивым человеком и почему? (рассуждение письменно)
Пожаловаться 17 июня 2012
Файлы
Урок литературы 7.doc
HTML Войдите для скачивания файлов


Локотская средняя общеобразовательная школа №2



Урок литературы

в 7 классе


Тема: Любовь и уважение к человеку. Осознания необходимости сострадания, сопереживания

(по рассказу А. Платонова «Юшка»)










Подготовила : Чернозуб И. В.



Цели и задачи:




Проанализировать рассказ «Юшка», помочь учащимся понять основную мысль произведения, воспитывать любовь к человеку, чувства сострадания, сопереживания.



Наглядность:


  1. портрет писателя;

  2. иллюстрации к произведению;

  3. схемы – опоры.


ТСО:

Запись музыки И. Крутого.


Эпиграф :



1. Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью. О. Волов.

2. Побеждай зло добром.

(Библия)





  1. Ход урока.


Скажи, какой ты след оставишь?

След, чтобы вытерли паркет

и косо посмотрели вслед?

Или незримый, прочный след

В чужой душе на много лет.

Л. Мартынов.


След, который оставил после себя Андрей Платонович Платонов на земле – след добра и человечности, честности и справедливости.

Вот он перед вами ( портрет ) человек с удивительно грустными глазами, обыкновенной внешности, но такой необыкновенной души.

Сегодня мы продолжаем изучать творчество Андрея Платонова и попробуем проанализировать рассказ «Юшка», отметить ключевые моменты, помогающие понять основную мысль произведения.


  1. Сообщение темы и цели урока.


Скажите, бывали ли в вашей жизни моменты, когда вам хотелось поделиться с кем – нибудь?

(душа переполнена чувствами)

Наверное, и писатель поэт берется за перо, когда его душа переполнена чувствами.

И от того, какими чувствами именно радостными или грустными, зависит и настроение, которым проникнуто произведение.

Хотя немаловажно Ито, что интересует писателя, чем он живет.

- А чем живет (жил) Платонов ?


Работаем со схемой №1

Я больше всего люблю …


формула

жизни

Андрея

Платонова Мать Поле Церковный Потную

деревню колокол работу


доброта любовь к согласие трудолюбие

душевность Родине с богом



Человек, живущий по такой формуле, нравственный Человек


Словарная работа №1 - нравственность.


У Платонова сочетание нравственный человек чаще подменяется словом ЧЕЛОВЕК .

« Я просто хочу быть Человеком. Человек для меня – редкость и праздник»

Почему так? Потому что далеко не все живут по законам нравственности, далеко не все, но только не герои Платонова. Они живут по формуле жизни А. Платонова.


Работаем со схемой №2 (иллюстрации)


Вася Рубцов


Неизвестный Идея добра, Цветок

цветок человечности на земле

трудолюбия


Юшка



Какого цвета доброта?

Не сразу скажешь и не спешно

Наверное, светлая она

И очень теплая, конечно.


Быть добрым – это труд большой,

Не разума, а труд души.

Быть добрым в жизни – очень важно.

Быть добрым – значит мир спасти.


Так это или нет, мы решим, проанализировав рассказ «Юшка».

Определение жанра, особенности композиции.

- Давайте вспомним, что такое рассказ и как он строится? (определим тему рассказа о Юшке, его отношении с людьми)


Завязка



С чего начинается рассказ?


Что узнаем о герое и какое первое впечатление о герое?

а) занятие героя;

б) портрет Юшки;

в) характеристика взрослых , данная Юшке.


Развитие действия

(взаимоотношения Юшки и людей)


Работаем со схемой №3




Ласка

Доброта

Нежность

Смех

Радость


Так должно быть:

-человечность,

-справедливость.



Взрослые



Но:

-равнодушие,

жестокость,

черствость.



На природе




Дети

ассоциации

Зло

жестокость








Дети и взрослые несут Юшке ЗЛО

И могло бы сердце Юшке ожесточиться, закостенеть и выбрал бы он дорогу ЗЛА, мести, ненависти, но он очень любит людей и прощает их неумение любить человека.

- Бывали ли в жизни Юшки счастливые минуты?

(один раз в году в июне или августе)


Звучит музыка И. Крутого, на ее фоне ученица читает эпизод «Юшка на природе».


Так почему же Юшке так легко и просто?

(Здесь его никто не обижает, здесь он дома, среди добра и красоты. Юшка поэт в душе, умеющий видеть и ценить красоту)


Читаю:

Цветы, как люди на добро щедры

И щедро людям нежность отдавая,

Они цветут их души согревая,

Как маленькие яркие костры.


Что же происходит, когда Юшка возвращается в город?

Любому терпению, а терпение у Юшки было «адское», приходит конец. Так произошло и с Юшкой. Он больше не выдержал людской ненависти, людской злобы.


Ученики читают диалог ( в лицах ) .


Кульминация : смерть Юшки.


- Как отреагировали люди на смерть Юшки?

( на похороны пришли все )

«Прощай, Юшка, и прости нас всех …

Развязка :


- Когда люди снова вспомнили Юшку?


Ученица зачитывает эпизод «Приезд сироты»


- Что мы узнали о Юшке?

Каким человеком он оказался?

- Почему Юшка, отказывая себе во всем, помогает сироте?

(сострадание, сопереживание)


Словарная работа №2: Милосердие.


- Скажите, если бы люди знали это решение, изменили бы они свое отношение к нему?

- Почему он этого не сделал ?

(добро не нуждается в обратном адресе)

Но добро Юшки дало ростки, и сирота щедро дарит его людям.

- Какого человека мы называем красивым?

- Можно ли Юшку назвать красивым человеком?


(обращаюсь к эпиграфу №1)


- Бывало ли Юшке стыдно перед самим собой за его жизнь?


(Нет, он действительно самый чистый, добрый)





А. П. Чехов писал:

«Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто – нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь ему рано или поздно покажет свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других» .



Определяем основную мысль произведения.


Спешите делать добрые дела, пока не стало поздно.


  1. Домашнее задание


Можно ли Юшку считать Красивым человеком и почему?

(рассуждение письменно)



ChernozubI_Literatura.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru