В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок развития речи - 7 класс. Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Урок развития речи - 7 класс. Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода»

Ирина Чернозуб
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 10326
Краткое описание
Совершенствовать умение описывать картину; способствовать умению логично, последовательно излагать мысли; составлять план сочинения; воспитывать эстетический вкус учащихся.
Описание
Урок развития речив 6 классе
Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана « Весна. Большая вода» 

Подготовила: Чернозуб И. В.
Цели и задачи: 

Совершенствовать умение описывать картину; способствовать умению логично, последовательно излагать мысли; составлять план сочинения; воспитывать эстетический вкус учащихся.
Наглядность:
1)репродукции картин русских художников о весне; 2)эпиграфы к сочинению, уроку.
Ход урока:

I.Вступительное слово учителя

Не привыкайте к чудесам – Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прислушивайтесь к родникам. Ничто не повторится!
Так уж сложилось, что в суете будней мы часто не замечаем того, что нас окружает и забываем о том, что чудеса находятся возле нас – достаточно только приглядеться, достаточно только прислушаться. Живут на обыкновенной земле необыкновенные люди, живут и жили люди, которые оставляют для людей красоту, потому что, как отмечал М. Горький «Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе, стремиться вносить в свою жизнь красоту». Словом ли, кистью ли, звуком ли он способен воздействовать на наши чувства, заставлять нас увидеть, услышать, прочувствовать то, что прочувствовал он сам. И сегодня на уроке мы с вами попробуем в этом убедиться. Тема нашего урока – сочинение-описание по картине И. Левитана «Весна. Большая вода». Как вы уже поняли, разговор пойдет о живописи, о творчестве художника, об его умении видеть необычное в обычном. — Скажите, в какой момент рождается произведение искусства? Художник, смотрите, художник! Пришел и сидит на пеньке. При нем голенастый треножник И кисточка в правой руке.
За ним – гаражи и помойки, А прямо – огромный закат, Два стройных жирафа на стройке, Как черные тени стоят.
Художник, смотрите, художник! Сидит посреди пустыря… Зачем – то сорвал подорожник, Задумался – видно, не зря!
И кто – то в квартире 200 – сотой Соседу в окно помахал: «У нас тут такие красоты – Художники ходят, слыхал». ( М. Богородицкая ) — О чем это стихотворение? (Об умении видеть необычное, прекрасное в обыденном)
— Что привлекло внимание художника?  (Огромный закат)
— Закат – это явление, картина природы, не так ли? — Что мы еще относим к картинам природы?
Если видишь: на картине Нарисована река, Или ель и белый иней. Или сад и облака. Или снежная равнина, Или поле и шалаш. Обязательно картина Называется пейзаж.
II.Словарная работа

1) Пейзаж – изображение природы (франц.) Человек начал изображать природу, еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили фоном для чего – либо. И только в XVII веке появились пейзажи – картины, в них природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы. Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи точно передающие те или иные уголки природы (живо писанные), а есть такие, которые создали фантазия художника.

— Если картина природы – пейзаж, как можно назвать художника, который рисует картины природы?
2)Пейзажист – художник в обл. пейзажи (франц.) Есть картины природы, в которых художники очень тонко смогли передать состояние природы. Посмотрите на картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». Как точно художник изобразил приход ранней весны: рыхлый снег, прозрачные дали, суета грачей. Вряд ли кто – нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. И. Левитана, блестящего мастера пейзажиста. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой воде, мостик через реку, овражки, на которых еще не стаял снег.

III.Работа с картиной

— Вот перед вами картина И. Левитана «Весна. Большая вода». Рассмотрите внимательно картину. — как называется картина? Какое еще название можно дать картине? Определяем тему – изображение весны. — Какое настроение вызывает картина?
(весеннее настроение, радостное, вызывает любовь к скромной родной природе) — А можно было бы так сказать о картине? Люблю весну в ее разгаре, Когда уже сошли снега, Когда природа оживает И реки скрыли берега. Когда все ярче светит солнце, Когда синеет небосвод, Когда вокруг все словно дышит И свежестью все отдает. — Почему? (т. к. тема этого стихотворения и того, что изображено на картине совпадают) — А теперь давайте повнимательнее рассмотрим картину и расположение предметов на ней, т. е. композицию. — Что изображено на картине? — Что сразу бросается в глаза? На переднем плане картины: 1)березовая роща, затопленная талой водой; 2)небо, занимающее большое пространство; 3)лодка у песчаного берега; 4)простор света и воздуха.
роща → вода → небо → воздух

— Что еще нам помогает распознать в этой картине весну? (сочетание цветов) Колорит – цвет, от лат. color.
Палитра – каждый художник видит подбор цветов, мир по – своему и по – своему изображает его. У многих есть излюбленные краски и их сочетания. Иногда про художника говорят: «У него богатая палитра – богатство цвета», а про другого «У него сдержанная палитра» (такой художник вводит небольшое количество цветов)
— Какие краски использует Левитан? (более нежные и теплые тона, мягкий колорит, картина полна света, солнца, воздуха) Весна вступает в свои права, но природа еще только оживает от сна. Нет еще шума первый листвы, да и птицы еще не поют свои звонкие песни. Давайте прислушаемся к этой картине. Что можно услышать в такой весенний день? (легкий шорох ветвей берез, покачивание ветром, весенняя песнь ручейка) — А как вы думаете, какая бы должна быть музыка, рассказывающая о «Весне. Большой воде» ? -Давайте послушаем мастера пейзажа в музыке П. И. Чайковского, его музыкальную пьесу «Времена года». — Что же общего в картине Левитана и в музыке Чайковского? (Чайковский передал в звуках то же, что Левитан передал красками – наступление весны, пробуждение природы) Душа поет – рождение музыки!

IV.Составление плана

1. И. И. Левитан – замечательный художник – пейзажист XIX века.2. Весна кругом живет и дышит».3. Описание картины «Весна. Большая вода»: а) затопленная роща; б) необъятное пространство света и воздуха; в) незримое присутствие человека. 4. Колорит картины.5. Чем мне нравится этот пейзаж.
V.Подбор эпиграфа к сочинению
а) Гонимы вешними лучами С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями, На потопленные луга ( А. Пушкин ) б) Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает Утро года… (А. Пушкин ) в) Весна! Весна кругом Живет и дышит. Весна, весна шумит Со всех сторон. ( М. Исаковский)
VI Работа над сочинением (самостоятельная)

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Урок литературы 5.doc Скачать


Локотская средняя общеобразовательная школа №2



Урок развития речи

в 6 классе


Тема: Сочинение по картине И. И. Левитана « Весна. Большая вода»










Подготовила: Чернозуб И. В.





Цели и задачи:




Совершенствовать умение описывать картину; способствовать умению логично, последовательно излагать мысли; составлять план сочинения; воспитывать эстетический вкус учащихся.





Наглядность :




  1. репродукции картин русских художников о весне;

  2. эпиграфы к сочинению, уроку.










Ход урока :


  1. Вступительное слово учителя


Не привыкайте к чудесам –

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь.


Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прислушивайтесь к родникам.

Ничто не повторится!


Так уж сложилось, что в суете будней мы часто не замечаем того, что нас окружает и забываем о том, что чудеса находятся возле нас – достаточно только приглядеться, достаточно только прислушаться.

Живут на обыкновенной земле необыкновенные люди, живут и жили люди, которые оставляют для людей красоту, потому что, как отмечал М. Горький «Человек по натуре художник. Он всюду, так или иначе, стремиться вносить в свою жизнь красоту».

Словом ли, кистью ли, звуком ли он способен воздействовать на наши чувства, заставлять нас увидеть, услышать, прочувствовать то, что прочувствовал он сам.

И сегодня на уроке мы с вами попробуем в этом убедиться.

Тема нашего урока – сочинение-описание по картине И. Левитана «Весна. Большая вода».

Как вы уже поняли, разговор пойдет о живописи, о творчестве художника, об его умении видеть необычное в обычном.

- Скажите, в какой момент рождается произведение искусства?

Художник, смотрите, художник!

Пришел и сидит на пеньке.

При нем голенастый треножник

И кисточка в правой руке.


За ним – гаражи и помойки,

А прямо – огромный закат,

Два стройных жирафа на стройке,

Как черные тени стоят.


Художник , смотрите, художник!

Сидит посреди пустыря…

Зачем – то сорвал подорожник ,

Задумался – видно, не зря!


И кто – то в квартире 200 – сотой

Соседу в окно помахал:

«У нас тут такие красоты –

Художники ходят, слыхал».

( М. Богородицкая )

- О чем это стихотворение?

(Об умении видеть необычное, прекрасное в обыденном)


- Что привлекло внимание художника?

(Огромный закат)


- Закат – это явление, картина природы, не так ли?

- Что мы еще относим к картинам природы?


Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней.

Или сад и облака.

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш.

Обязательно картина

Называется пейзаж.

  1. Словарная работа


1) Пейзаж – изображение природы (франц.)

Человек начал изображать природу, еще в далекие времена. Но почти всегда эти изображения служили фоном для чего – либо. И только в XVII веке появились пейзажи – картины, в них природа стала их главным содержанием. Создали этот жанр голландские живописцы.

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи точно передающие те или иные уголки природы (живо писанные) , а есть такие, которые создали фантазия художника.


- Если картина природы – пейзаж, как можно назвать художника, который рисует картины природы?

2)Пейзажист – художник в обл. пейзажи (франц.)

Есть картины природы, в которых художники очень тонко смогли передать состояние природы. Посмотрите на картину пейзажиста А. Саврасова «Грачи прилетели». Как точно художник изобразил приход ранней весны: рыхлый снег, прозрачные дали, суета грачей.

Вряд ли кто – нибудь в нашей стране не слыхал имени художника И. И. Левитана, блестящего мастера пейзажиста. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой воде, мостик через реку, овражки, на которых еще не стаял снег.


  1. Работа с картиной


- Вот перед вами картина И. Левитана «Весна. Большая вода». Рассмотрите внимательно картину.

- как называется картина? Какое еще название можно дать картине?

Определяем тему – изображение весны.

- Какое настроение вызывает картина?

(весеннее настроение, радостное, вызывает любовь к скромной родной природе)

- А можно было бы так сказать о картине?

Люблю весну в ее разгаре,

Когда уже сошли снега,

Когда природа оживает

И реки скрыли берега.

Когда все ярче светит солнце,

Когда синеет небосвод,

Когда вокруг все словно дышит

И свежестью все отдает.

- Почему?

(т. к. тема этого стихотворения и того, что изображено на картине совпадают)

- А теперь давайте повнимательнее рассмотрим картину и расположение предметов на ней, т. е. композицию.

- Что изображено на картине?

- Что сразу бросается в глаза?

На переднем плане картины:

  1. березовая роща, затопленная талой водой;

  2. небо, занимающее большое пространство;

  3. лодка у песчаного берега;

  4. простор света и воздуха.


роща → вода → небо → воздух



Березовая

Молодая

Еще оголенные стволы деревьев

Тонкий рисунок березовых ветвей

Прозрачная

Зеркальная

Талая


Лодка

Незримое присутствие человека

Светлое

Голубое

Голубой небосклон


Чистый

Свежий

Прозрачный

Наполненный солнцем и теплом

Проникнут первым дыханием весны

- Что еще нам помогает распознать в этой картине весну?

(сочетание цветов)

Колорит – цвет, от лат. color.

Палитра – каждый художник видит подбор цветов, мир по – своему и по – своему изображает его. У многих есть излюбленные краски и их сочетания. Иногда про художника говорят: «У него богатая палитра – богатство цвета» , а про другого «У него сдержанная палитра» (такой художник вводит небольшое количество цветов)


Цвет


Теплый Холодный


Желтый Синий

Оранжевый Фиолетовый

Красный Голубой


- Какие краски использует Левитан?

(более нежные и теплые тона, мягкий колорит, картина полна света, солнца, воздуха)

Весна вступает в свои права, но природа еще только оживает от сна. Нет еще шума первый листвы, да и птицы еще не поют свои звонкие песни.

Давайте прислушаемся к этой картине. Что можно услышать в такой весенний день?

(легкий шорох ветвей берез, покачивание ветром, весенняя песнь ручейка)

- А как вы думаете, какая бы должна быть музыка, рассказывающая о «Весне. Большой воде» ?

-Давайте послушаем мастера пейзажа в музыке П. И. Чайковского, его музыкальную пьесу «Времена года».

- Что же общего в картине Левитана и в музыке Чайковского?

(Чайковский передал в звуках то же, что Левитан передал красками – наступление весны, пробуждение природы)

Душа поет – рождение музыки!


  1. Составление плана


  1. И. И. Левитан – замечательный художник – пейзажист XIX века.

  2. «Весна кругом живет и дышит».

  3. Описание картины «Весна. Большая вода»:

а) затопленная роща;

б) необъятное пространство света и воздуха;

в) незримое присутствие человека.

  1. Колорит картины.

  2. Чем мне нравится этот пейзаж .


  1. Подбор эпиграфа к сочинению


а) Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями,

На потопленные луга

( А. Пушкин )

б) Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает

Утро года…

(А. Пушкин )

в) Весна! Весна кругом

Живет и дышит.

Весна, весна шумит

Со всех сторон.

( М. Исаковский)


  1. Работа над сочинением (самостоятельная)


ChernozubI_Literatura.rar Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос