В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Образовательная программа дополнительного образования детей «ЛЕГО-математика»




Образовательная программа

дополнительного образования детей

«ЛЕГО-математика»

(развитие математических способностей детей)

Педагог дополнительного образования

ГБОУ ЦДОД «Калейдоскоп»

Грачева Марина Александровна


Возраст обучающихся – 5-10 лет

Срок реализации программы – 2 года

Количество часов в год – 72


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основное предназначение настоящей программы – формирование математических понятий, представлений и развитие способностей у дошкольников и младших школьников при помощи игровых методик, основанных на конвергенции различных предметно-игровых сред: конструкторов «ЛЕГО», «Крикоко», «МАГгеом», «Деревянный город», «Геометрический узор» и др.

Программа имеет социально-педагогическую направленность. Она построена таким образом, что на протяжении двух лет дети развивают коммуникационные навыки, навыки саморегуляции, осваивают этические нормы, позитивные формы речи и поведения. Большое внимание уделяется социальной адаптации ребёнка, интеграции в общество: дошкольники постепенно готовятся к социальной роли школьников; младшие школьники – к переходу в среднюю школу. Пропедевтика геометрических и алгебраических представлений в игровой форме способствует более лёгкому усвоению материала в школе, формированию уверенности в своих силах, успешности и высокой самооценке.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы

Актуальность данной программы дополнительного образования определяется тем, что в последние годы у дошкольников и младших школьников при формировании и усвоении базовых геометрических и арифметических понятий, составляющих фундамент всех математических знаний, возникают психологические, дидактические и коммуникативные проблемы.

В возрасте 5-7 лет эти проблемы только обозначаются и легко поддаются коррекции, например, при помощи таких игровых методик, как «Игровые конструкторы», которая в доступной и естественной для детей предметно-игровой среде формирует осознанное восприятие и понимание математических понятий, опирается на жизненный опыт ребёнка, соответствует интересам и возрасту детей.

Отличительные особенности программы

Отличительные особенности данной программы состоят в том, что в её основе лежит интегративный подход, позволяющий отбирать всё самое ценное и практически полезное из успешно действующих теорий и методов развития и обучения детей.

Программа носит многоаспектный характер: её реализация развивает у обучающихся тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений пальцев, зрительно-пространственную ориентировку, концентрацию внимания, оперативную и долговременную память, цветоощущение, воссоздающее воображение, логическое мышление; формирует навыки анализа плоских и объёмных геометрических фигур, навыки классификации по форме, размеру и цвету, навыки устного счёта, навыки устной речи и звукового анализа, навыки проектирования, планирования и анализа своей деятельности, коммуникативные навыки парных и групповых взаимодействий; способствует мягкой социализации; творчеству, артистичности, гибкости и самостоятельности мышления.


Цель и задачи программы

Цель программы: формирование и коррекция базовых математических представлений у старших дошкольников и младших школьников на основе игрового конструирования.

Задачи программы

Обучающие:

  • формирование базовых арифметических понятий;

  • формирование базовых геометрических понятий;

  • пропедевтика алгебраических и геометрических представлений.

Развивающие:

  • формирование и развитие креативности, гибкости и самостоятельности мышления на основе игровых образовательных и воспитательных технологий;

  • формирование и развитие навыков проектирования и конструирования;

  • создание оптимального мотивационного пространства для детского творчества на основе конвергенции различных игровых сред;

  • формирование и развитие когнитивной готовности к обучению старших дошкольников и младших школьников;

  • формирование и развитие и интерпретационных навыков;

  • способствование мягкой социализации старших дошкольников и младших школьников.


Воспитательные:

  • формирование и развитие коммуникативных навыков;

  • нравственное воспитание;

  • формирование толерантного мышления.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на два года обучения. Общая продолжительность обучения составляет 144 часов, количество часов в каждом учебном году – 72.

Программа рассчитана на детей 5-10 лет. В учебную группу принимаются все желающие, без специального отбора.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 8 до 10 человек.

Формы и режим занятий

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа с постоянным индивидуальным консультированием обучающихся, игра, конкурс, викторина, выставка и др.

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.

Групповые занятия, с одной стороны, позволяют в игровой форме (при соблюдении различных игровых правил) подавать самый разнообразный материал, а, с другой стороны, готовят ребёнка к восприятию традиционных школьных форм подачи информации в системе «учитель – ученики».

Парное взаимодействие способствует, с одной стороны, развитию коммуникативных навыков (умению договариваться, уступать, выслушивать другого, понятно и убедительно излагать свои пожелания и требования, совместно решать проблемы, радоваться достижениям другого ребёнка и т.п.) а, с другой стороны, закреплению знаний, умений и навыков, полученных при групповой форме обучения.

Индивидуальные занятия предусмотрены как для детей, имеющих проблемы в обучении и развитии, так и для детей, опережающих своих сверстников.

Программа первого года обучения предусматривает в основном групповые и парные занятия, цель которых помочь ребёнку уверенно чувствовать себя в различных видах деятельности. Предполагается, что в течение двух лет обучения у детей формируется достаточный уровень умений и навыков игрового конструирования. На этом фоне уже выделяются более компетентные, высоко мотивированные и даже, можно сказать, профессионально ориентированные дети.

На втором году обучения это даёт основание для проведения индивидуальных занятий, цель которых развитие уникального сочетания способностей, умений и навыков и даже начальных профессиональных (конструкторских) предпочтений.

При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей1. Занятия проводятся: в первый год обучения – 2 раза в неделю, по 1 часу с перерывом 15-20 мин; во второй год – также 2 раза в неделю, по 1 часу с перерывом 10-15 мин (продолжительность учебного часа равна 45 мин). Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Предполагается, что у ребёнка, прошедшего обучение по настоящей программе, будут сформированы:

На первом году обучения:

а) правильные начальные математические представления о:

  • линейных фигурах;

  • плоскостных фигурах;

  • о цифрах;

начальные навыки классификации и анализа математических объектов:

  • навыки классификации по форме, размеру, цвету, положению;

  • навыки анализа плоских фигур;

  • навыки пространственного ориентирования;

б) достаточный для успешного усвоения учебных программ уровень развития таких когнитивных процессов, как:

  • восприятие;

  • внимание;

  • память;

  • воображение;

  • мышление;

  • речь;

в) необходимые для этого возраста коммуникативные, интерпретационные и социальные навыки:

  • навыки группового и парного взаимодействия в детском коллективе;

  • навыки интерпретации собственного и чужого поведения;

  • навыки проектирования элементарных социальных отношений;

  • навыки позитивного отношения к окружающим;

г) умения и навыки проективной и конструкторской деятельности:

  • умения и навыки чтения чертежей, схем, графиков, технологических карт;

  • умения и навыки изготовления конструкций по образцу;

  • начальные навыки осуществления задуманного в собственной конструкции;

д) умения и навыки игровой деятельности:

  • умения и навыки играть в различные виды игр;

  • умения и навыки формулирования правил игры.

На втором году обучения:

а) правильные начальные математические представления о:

  • пространственных телах;

  • цифрах и числах;

  • начальных математических отношениях;

  • простейших арифметических действиях;

  • единицах длины, площади, объёма;

  • пропорции и масштабе;

начальные навыки классификации и анализа математических объектов:

  • навыки анализа объёмных фигур;

  • навыки числового анализа;

б) достаточный для успешного усвоения учебных программ уровень развития таких когнитивных процессов, как:

  • восприятие;

  • внимание;

  • память;

  • воображение;

  • мышление;

  • речь;

в) необходимые для этого возраста коммуникативные, интерпретационные и социальные навыки:

  • навыки взаимодействия «учитель-ученик», «ребёнок-взрослый»;

  • навыки интерпретации социальных ситуаций;

  • навыки социального взаимодействия в условиях начальной школы;

  • навыки поведенческого и речевого этикета;

г) умения и навыки проективной и конструкторской деятельности:

  • графические умения и навыки самостоятельного построения простейших чертежей, схем, графиков, технологических карт;

  • умения и навыки создания собственных конструкций на основе пройденного материала;

д) умения и навыки игровой деятельности:

  • умения и навыки изготовления простейшего игрового инвентаря;

  • навыки создания игр по аналогии.



Отслеживание результатов обучения проводится в рамках индивидуальной программы развития каждого ребёнка.

Для её разработки проводится комплексная диагностика, включающая диагностику базовых математических представлений, когнитивных процессов, коммуникативных способностей, мотивов и потребностей, учебных, конструктивных и игровых навыков в начале, середине и конце учебного года.

Это позволяет выявить особенности каждого ребёнка, проследить динамику его развития и адаптировать в соответствии с этими показателями применяемые методики.



Комплексная диагностика проводится в различных формах:

  • диагностика математических представлений проводится в форме тестов, устных опросов, дидактических заданий;

  • диагностика когнитивных процессов (восприятия, внимания, памяти, речи, воображения, общих интеллектуальных способностей), мотивов и потребностей, коммуникативных способностей осуществляется в форме игрового тестирования;

  • диагностика графических навыков – в форме графических диктантов, рисунков, чтения и составления чертежей, схем, планов помещений и местности;

  • диагностика конструктивных навыков в форме дидактических и свободных самостоятельных построений в различных предметно-игровых средах;

  • диагностика игровых умений и навыков – в форме непосредственного участия в различных видах игр.

Полученные данные фиксируются в сводных таблицах при помощи простых и понятных символов.

Контроль усвоения темы проводится в формах:

  • самостоятельного комментария ребёнком своих действий в ходе изготовления той или иной конструкции;

  • презентаций индивидуальных проектов с подробным анализом;

  • самостоятельно подготовленного обучающимся сообщения по теме в виде занимательных научных фактов;

  • самостоятельно выполненных работ, выставляемых после каждого занятия в шкафах-витринах класса.











УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Первый год обучения


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практических

Всего

Групп.

Парных

1

Введение в программу

1

1

-

2

1.1

Вводное занятие

0,5

0,5

-

1

1.2

Введение

в игровое конструирование

0,5

0,5

-

1

2

Оригами

3

5

2

10

2.1

История оригами

1

-

-

1

2.2

Основные приёмы складывания бумаги

1

1

1

3

2.3

Базовые фигуры оригами

1

4

1

6

3

Конструктор ЛЕГО

2

5

3

10

3.1

История создания конструктора ЛЕГО

1

-

-

1

3.2

Основные элементы, основные приёмы соединения и конструирования. Наборы «DUPLO», «DACTA», «CREATOR»

1

5

3

9

4

Трубчатые и деревянные конструкторы

-

2

2

4

4.1

Конструкторы «МАГгеом», «КРИКОКО»

-

1

1

2

4.2

Конструкторы «Деревянный город», «Геометрический узор»

-

1

1

2

5

Геометрические и пространственные представления о форме

1

2

1

4

5.1

Предметная деятельность

0,5

1

0,5

2

5.2

Графические навыки

0,5

1

0,5

2

6

Плоские фигуры

1

3

2

6

6.1

Четырёхугольники

0,5

1

0,5

2

6.2

Треугольники

0,5

1

0,5

2

6.3

Многоугольники

-

0,5

0,5

1

6.4

Окружность, овал

-

0,5

0,5

1

7

Объёмные фигуры

1

3

2

6

7.1

Куб. Параллелепипед

0,5

1

0,5

2

7.2

Призма. Пирамида

0,5

1

0,5

2

7.3

Цилиндр

-

0,5

0,5

1

7.4

Шар. Сфера

-

0,5

0,5

1

8

Анализ, сравнение и классификация предметов

-

4

2

6

8.1

Анализ, сравнение и классификация предметов по размеру

-

0,5

0,5

1

8.2

Анализ, сравнение и классификация предметов по форме

-

0,5

0,5

1

8.3

Анализ, сравнение и классификация предметов по цвету

-

0,5

0,5

1

8.4

Анализ, сравнение и классификация предметов по разным основаниям

-

2.5

0,5

3

9

Начальные математические отношения

1

2

1

4

9.1

Отношения «больше», «меньше»

0,5

1

0,5

2

9.2

Отношение «столько же»

0,5

1

0,5

2

10

Ориентирование на плоскости

1

1

2

4

10.1

Ориентирование

на плоскости

по расположению предметов

0,5

0,5

1

2

10.2

Ориентирование на плоскости

по направлению движения

0,5

0,5

1

2

11

Счёт предметов

-

1

1

2

11.1

Прямой счёт

-

0,5

0,5

1

11.2

Обратный счёт

-

0,5

0,5

1

12

Сопоставление количества предметов с цифрой, обозначающей это количество

-

1

1

2

12.1

Цифра. Число. Количество

-

0,5

0,5

1

12.2

Игровые арифметические задачи

-

0,5

0,5

1

13

Число «десять»

0,5

1

0,5

2

13.1

Состав числа «десять»

0,5

0,5

-

1

13.2

Моделирование числа «десять»

-

0,5

0,5

1

14

Игры

-

4

-

4

14.1

Игры дидактические

-

1

-

1

14.2

Игры сюжетно-ролевые

-

1

-

1

14.3

Игры режиссёрские

-

0,5

-

0,5

14.4

Игры подвижные

-

0,5

-

0,5

14.5

Игры народные

-

0,5

-

0,5

14.6

Игры самодеятельные

-

0,5

-

0,5

15

Празднично-игровая деятельность

-

4

-

4

15.1

Государственные праздники

-

1

-

1

15.2

Народные праздники

-

1

-

1

15.3

Международные праздники

-

1

-

1

15.4

Праздники студии

-

1

-

1

16

Итоговое занятие

1

1

-

2


Итого

12,5

40

19,5

72







Второй год обучения



п/п


Наименование разделов и тем

Количество часов

Теорет.

Практических

Всего

Групп.

Парных

1

Вводный раздел

2

1

-

3

1.1

Вводное занятие

1

-

-

1

1.2

Повторение

1

1

-

2

2

Начальные

арифметические понятия и отношения

1

1

1

3

2.1

Цифра. Число

1

-

1

2

2.2

Равенство. Неравенство

-

1

-

1

3

Счёт предметов

-

1

1

2

3.1

Прямой счёт предметов до 20

-

1

-

1

3.2

Обратный счёт предметов до 20

-

-

1

1

4

Сотня

-

0,5

0,5

1

4.1

Разрядные единицы

-

0,5

-

0,5

4.2

Счёт десятками до 100

-

-

0,5

0,5

5

Арифметические действия

1

1,5

0,5

3

5.1

Сложение

0,5

1

-

1,5

5.2

Вычитание

0,5

0,5

0,5

1,5

6

Начальные геометрические понятия

1

2

1

4

6.1

Точка. Прямая

0,5

1

0,5

2

6.2

Луч. Отрезок

0,5

1

0,5

2

7

Ломаная

1

3

1

5

7.1

Незамкнутая ломаная

0,5

2

0,5

3

7.2

Замкнутая ломаная

0,5

1

0,5

2

8

Величины

0,5

3,5

1

5

8.1

Измерение величин

-

1,5

0,5

2

8.2

Единицы измерения

0,5

2

0.5

3

9

Масштаб

1

3

1

5

9.1

План комнаты

0,5

1

0,5

2

9.2

План дома

0,5

1

0,5

2

9.3

План местности

-

1

-

1

10

Четырёхугольники

0,5

1,5

1

3

10.1

Прямоугольник. Квадрат

-

0,5

0,5

1

10.2

Свойства диагоналей квадрата, прямоугольника

0,5

0,5

-

1

10.3

Ромб. Трапеция

-

0,5

0,5

1

11

Треугольники

0,5

1,5

-

2

11.1

Виды треугольников по углам

0,5

0,5

-

1

11.2

Виды треугольников по сторонам

-

1

-

1

12

Периметр

1

2

1

4

12.1

Периметр треугольника, четырёхугольника

0,5

1

0,5

2

12.2

Периметр многоугольников

0,5

1

0,5

2

13

Окружность

1

2

1

4

13.1

Радиус, диаметр окружности

0,5

1

0,5

2

13.2

Сравнение окружностей

0,5

1

0,5

2

14

Объёмные фигуры

0,5

2

0,5

3

14.1

Прямоугольный параллелепипед

0,5

1

0,5

2

14.2

Куб

-

1

-

1

15

Площадь, объём

1

2

-

3

15.1

Площадь квадрата

0,5

0,5

-

1

15.2

Площадь поверхности

0,5

0,5

-

1

15.3

Начальные представления

об объёме

-

1

-

1

16

Проектная деятельность

0,5

1,5

-

2

16.1

Индивидуальные проекты

0,5

0,5

-

1

16.2

Коллективные проекты

-

1

-

1

17

Развитие способностей

-

4

4

8

17.1

Развитие общих способностей

-

2

2

4

17.2

Развитие специальных

способностей

-

2

2

4

18

Игры

-

7

-

7

18.1

Игры дидактические

-

2

-

2

18.2

Игры сюжетно-ролевые

-

1

-

1

18.3

Игры режиссёрские

-

1

-

1

18.4

Игры подвижные

-

1

-

1

18.5

Игры народные

-

1

-

1

18.6

Игры самодеятельные

-

1

-

1

19

Празднично-игровая деятельность

-

3

-

3

19.1

Государственные праздники

-

1

-

1

19.2

Народные праздники

-

1

-

1

19.3

Международные праздники

-

0,5

-

0,5

19.4

Праздники студии

-

0,5

-

0,5

20

Итоговое занятие

1

1

-

2


Итого

13,5

44

14,5

72













СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Первый год обучения


Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Вводное занятие.

Знакомство с целью и задачами образовательной программы. Техника безопасности.

Практические занятия. Совместная игровая деятельность детей и родителей. Пробные конструкции.

Тема 1.2. Введение в игровое конструирование.

Начальные понятия об игровом конструировании. Понятие об игровой среде.

Практические занятия. Игровая форма освоения различных игровых сред. Формирование начальных навыков игрового конструирования.

Раздел 2. Оригами.

Тема 2.1. История оригами.

История возникновения оригами. Ассоциативный ряд понятий. Различные школы оригами. Современные тенденции применения оригами.

Практические занятия. Изготовление простейших моделей. Обыгрывание моделей оригами в сюжетно-ролевых играх.

Тема 2.2. Основные приёмы.

Знакомство с основными приёмами складывания листа. Квадратный лист. Прямоугольный лист.

Практические занятия. Формирование навыков складывания листа бумаги с проговариванием.

Тема 2.3. Базовые фигуры.

Знакомство в игровой форме с базовыми фигурами оригами. Косынка. Конверт. Дверь. Двойной треугольник. Двойной квадрат.

Практические занятия. Формирование навыков складывания базовых фигур с проговариванием и по памяти. Изготовление на основе базовых фигур простейших моделей оригами. Использование самостоятельно изготовленных моделей в дидактических, сюжетно-ролевых, режиссерских, самодеятельных играх.

Раздел 3. Конструктор ЛЕГО.

Тема 3.1. История создания конструктора ЛЕГО.

Знакомство в игровой форме с историей изобретения ЛЕГО. Ассоциативный ряд понятий. Использование принципа ЛЕГО в технике.

Практические занятия. Изготовление конструкций на заданные и свободные темы. Использование самостоятельно изготовленных конструкций в игре.

Тема 3.2. Основные элементы конструктора ЛЕГО.

Знакомство в игровой форме с основными элементами конструктора ЛЕГО.

Практические занятия. Игра-соревнование. Классификация по форме, размеру, цвету.

Тема 3.3. Основные приемы соединения и конструирования. Наборы «DUPLO», «DACTA», «CREATOR».

Начальные представления об основных приёмах соединения и конструирования на основе наборов LEGO: «DUPLO», «DACTA», «CREATOR».

Практические занятия. Формирование навыков правильного соединения. Освоение начальных навыков конструирования в различных игровых средах.

Раздел 4. Трубчатые и деревянные конструкторы.

Тема 4.1. «МАГгеом», «КРИКОКО».

Понятие о трубчатых конструкторах. История создания.

Практические занятия. Освоение основных приёмов соединения и конструирования на основе конструкторов «МАГгеом», «КРИКОКО».

Тема 4.2. «Деревянный город», «Геометрический узор».

Понятие о деревянных конструкторах. Различные виды деревянных конструкторов.

Практические занятия. Освоение основных приёмов соединения и конструирования на основе конструкторов «Деревянный город», «Геометрический узор».

Раздел 5. Геометрические и пространственные представления о форме.

Тема 5.1. Предметная деятельность.

Понятие о форме. Геометрические формы в природе. Выделение геометрических форм в окружающей обстановке.

Практические занятия. Игровая диагностика сложившихся геометрических и пространственных представлений о форме.

Тема 5.2. Графические навыки.

Базовые правила адекватного отображения основных геометрических форм.

Практические занятия. Графическое и конструктивное изображение различных форм, опирающееся на личный опыт ребёнка.

Раздел 6. Плоские фигуры.

Тема 6.1. Четырёхугольники.

Понятие о четырёхугольнике. Основные признаки четырёхугольников. Квадрат. Прямоугольник.

Практические занятия. Графическое изображение и моделирование квадрата и прямоугольника из ЛЕГО.

Тема 6.2. Треугольники.

Понятие о треугольнике. Основные признаки треугольников. Виды треугольников.

Практические занятия. Графическое изображение и моделирование различных треугольников из ЛЕГО.

Тема 6.3. Многоугольники.

Понятие о многоугольнике. Основные признаки многоугольников. Пятиугольник. Шестиугольник. N-угольник.

Практические занятия. Графическое изображение и моделирование многоугольников из МАГгеома.


Тема 6.4. Окружность, овал.

Понятие об окружности. Основные признаки окружности. Понятие об овале. Основные признаки овала.

Практические занятия. Графическое изображение и моделирование окружности и овала из МАГгеома.

Раздел 7. Объёмные фигуры.

Тема 7.1. Куб, параллелепипед.

Понятие о кубе. Основные признаки куба. Понятие о параллелепипеде. Основные признаки параллелепипеда. Начальные представления об объёме. Аналогии из опыта ребёнка. Сравнительный анализ куба с квадратом и параллелепипеда с прямоугольником.

Практические занятия. Графическое изображение и моделирование куба и параллелепипеда из ЛЕГО.

Тема 7.2. Призма, пирамида.

Понятие о призме и пирамиде. Основные признаки призмы и пирамиды. Аналогии из опыта ребёнка.

Практические занятия. Графическое изображение и моделирование пирамиды из ЛЕГО и призмы из МАГгеома.

Тема 7.3. Цилиндр.

Понятие о цилиндре. Основные признаки цилиндра. Аналогии из опыта ребёнка.

Практические занятия. Графическое изображение и моделирование цилиндра из Better blocks.

Тема 7.4. Шар, сфера.

Понятие о шаре и сфере. Основные признаки шара и сферы. Аналогии из опыта ребёнка.

Практические занятия. Графическое изображение и моделирование шара и сферы из МАГгеома.

Раздел 8. Анализ, сравнение и классификация предметов.

Тема 8.1. Анализ, сравнение, классификация по размеру.

Представления о размере. Определение размера предметов.

Практические занятия. Анализ, сравнение, классификация элементов конструктора ЛЕГО по размеру.

Тема 8.2. Анализ, сравнение, классификация по форме.

Представления о форме. Определение форм различных предметов.

Практические занятия. Анализ, сравнение, классификация элементов конструктора ЛЕГО по форме.

Тема 8.3. Анализ, сравнение, классификация по цвету.

Представление о цвете. Основные цвета. Семь цветов радуги. Оттенки.

Практические занятия. Анализ, сравнение, классификация элементов конструктора ЛЕГО по цвету.


Тема 8.4. Классификация по нескольким основаниям.

Выделение двух, трёх оснований для классификации.

Практические занятия. Анализ, сравнение, классификация элементов конструктора ЛЕГО по двум, трём основаниям.

Раздел 9. Базовые математические отношения «больше», «меньше», «столько же» между предметами и группами предметов.

Тема 9.1. «Больше»-«меньше».

Начальные представления о математических отношениях. Отношение «больше»-«меньше».

Практические занятия. Моделирование на основе конструктора соотношений «больше», «меньше». Графическое изображение в виде символов данных отношений.

Тема 9.2. «Столько же».

Начальные представления об отношении «столько же».

Практические занятия. Моделирование на основе конструктора соотношения «столько же». Графическое изображение в виде символов данных отношений.

Раздел 10. Ориентирование на плоскости по расположению предметов и направлению движения.

Тема 10.1. Ориентирование на плоскости по расположению предметов.

Представления о пространственном расположении предметов: «справа», «слева», «верх», «низ», «между», «над», «под» и т.д.

Практические занятия. Игровая диагностика пространственных представлений: «справа», «слева», «верх», «низ», «между», «над», «под» и т.д. Формирование правильных пространственных представлений на основе игровых сред, рисунков и графических диктантов.

Тема 10.2. Ориентирование на плоскости по направлению движения.

Базовые представления о направлении движения.

Практические занятия. Формирование навыков пространственного ориентирования при помощи различных подвижных игр.

Раздел 11. Счёт предметов.

Тема 11.1. Прямой счёт.

Понятие о прямом счёте. Аналогии из опыта ребёнка.

Практические занятия. Формирование навыков прямого счёта до десяти на основе дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Тема 11.2. Обратный счёт.

Понятие об обратном счёте. Аналогии из опыта ребёнка.

Практические занятия. Формирование навыков обратного счёта до десяти на основе дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Раздел 12. Сопоставление количества предметов с числом, обозначающим это количество.

Тема 12.1. Цифра. Число. Количество.

Начальные представления о цифре. Цифры: 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9. Начальные представления о числе. Примеры чисел. Начальные представления о количестве.

Практические занятия. Формирование навыков сопоставления реальных предметов с числом на основе ЛЕГО.

Тема 12.2. Игровые арифметические задачи.

Начальные представления о структуре арифметической задачи. Условие. Решение. Ответ.

Практические занятия. Формирование и развитие умений и навыков решения и самостоятельного составления арифметических задач при помощи ЛЕГО.

Раздел 13. Число «десять».

Тема 13.1. Состав числа «десять».

Состав числа «десять». Два. Три. Четыре. Пять. Шесть. Семь. Восемь. Девять. Десять.

Практические занятия. Моделирование состава числа на основе конструктора ЛЕГО.

Тема 13.2. Моделирование «десятка».

Составление арифметических задач в пределах десятка.

Практические занятия. Формирование умений и навыков моделирования состава числа «десять» в плоскости и в объёме при помощи конструктора ЛЕГО.

Раздел 14. Игры.

Тема 14.1. Игры дидактические.

Формирование умений играть в различные виды игр.

Тема 14.2. Игры сюжетно-ролевые.

Формирование умений и навыков самостоятельного формулирования правил игры.

Тема 14.3. Игры режиссёрские.

Формирование умений и навыков самостоятельного формулирования правил игры.

Тема 14.4. Игры подвижные.

Формирование умений играть в различные виды игр.

Тема 14.5. Игры народные.

Формирование умений играть в различные виды игр.

Тема 14.6. Игры самодеятельные.

Формирование умений и навыков самостоятельного формулирования правил игры.

Раздел 15. Празднично-игровая деятельность.

Формирование и развитие празднично-игровой культуры.

Тема 15.1. Государственные праздники.

Новый год. День защитника отечества. День Победы. День космонавтики.

Тема 15.2. Народные праздники.

Рождество. Масленица.

Тема 15.3. Международные праздники.

Международный женский день 8 Марта. Международный день защиты детей.

Тема 15.4. Праздники Дворца.

Неделя игры и игрушки. Неделя детской книги.

Раздел 16. Итоговое занятие.

Выставка лучших работ, выполненных на основе конструктора и в технике оригами. Коллективная работа. Задание на лето.


Второй год обучения


Раздел 1. Вводный раздел.

Тема 1.1 Вводное занятие.

Знакомство с содержанием образовательной программы второго года обучения. Повторение техники безопасности.

Практические занятия. Обсуждение и презентация работ, выполненных летом.

Тема 1.2. Повторение (ЛЕГО, оригами, КРИКОКО).

Повторение основных тем прошлого года.

Практические занятия. Конструирование моделей на основе различных игровых сред.

Раздел 2. Начальные арифметические понятия и отношения.

Тема 2.1. Цифра. Число (ЛЕГО).

Уточнение понятий о цифре и числе. Сравнительный анализ цифры и числа. Аналогия с буквами и словами.

Практические занятия. Закрепление осознанного понимания понятий «цифра» и «число» на основе конструктора ЛЕГО. Дидактические игры. Занимательная числовая информация. Анализ числовой информации в игровой форме.

Тема 2.2. Равенство. Неравенство (ЛЕГО).

Начальные представления о равенстве и неравенстве. Примеры из опыта детей.

Практические занятия. Моделирование отношений «равенство», «неравенство» при помощи конструктора ЛЕГО. Составление смысловых задач.

Раздел 3. Счёт предметов (ЛЕГО).

Тема 3.1. Прямой счёт предметов до 20.

Начальные представления о прямом счёте.

Практические занятия. Закрепление навыков счёта предметов до 20 и более на основе конструктора ЛЕГО, дидактических, настольных и сюжетно-ролевых игр.

Тема 3.2. Обратный счёт предметов.

Начальные представления об обратном счёте.

Практические занятия. Закрепление навыков обратного счёта предметов на основе конструктора ЛЕГО и дидактических игр.

Раздел 4. Сотня (ЛЕГО).

Тема 4.1. Разрядные единицы.

Начальные представления о разрядных единицах. Представление о единице. Представление о десятке. Представление о сотне. Состав числа.

Практические занятия. Освоение и моделирование понятий «единица», «десяток», «сотня» на основе конструктора ЛЕГО. Моделирование состава числа.

Тема 4.2. Счет десятками до 100.

Понятие о сотне. Состав сотни.

Практические занятия. Формирование навыков счёта десятками до ста на основе дидактических игр.

Раздел 5. Арифметические действия.

Тема 5.1. Сложение (ЛЕГО).

Базовые представления о сложении.

Практические занятия. Моделирование задач на сложение при помощи конструктора ЛЕГО. Смысловые задачи на основе опыта ребёнка.

Тема 5.2. Вычитание (ЛЕГО).

Базовые представления о вычитании.

Практические занятия. Моделирование задач на вычитание при помощи конструктора ЛЕГО. Смысловые задачи на основе опыта ребёнка.

Раздел 6. Начальные геометрические понятия.

Тема 6.1. Точка. Прямая (КРИКОКО, МАГгеом).

Базовые представления о точке. Базовые представления о прямой.

Практические занятия. Освоение и закрепление в игровой форме понятий «точка», «прямая». Моделирование геометрических понятий при помощи конструкторов КРИКОКО, МАГгеом. Геометрическая сказка про точку и прямую.

Тема 6.2. Луч. Отрезок (КРИКОКО, МАГгеом).

Базовые представления о луче. Базовые представления об отрезке. Сравнение луча и отрезка.

Практические занятия. Освоение и закрепление в игровой форме понятий «луч», «отрезок», и их моделирование при помощи конструкторов КРИКОКО, МАГгеом. Геометрическая сказка про луч и отрезок.

Раздел 7. Ломаная.

Тема 7.1. Незамкнутая ломаная (МАГгеом).

Базовые представления о ломаной. Базовые представления о незамкнутой ломаной.

Практические занятия. Игровое моделирование незамкнутой ломаной.

Тема 7.2. Замкнутая ломаная (МАГгеом).

Базовые представления о незамкнутой ломаной.

Практические занятия. Игровое моделирование. Рисованная сказка про замкнутую ломаную.

Раздел 8. Величины.

Тема 8.1. Единицы измерения (ЛЕГО, МАГгеом).

Знакомство с единицами измерения: сантиметр, миллиметр, метр.

Практические занятия. Сочинение сказок про миллиметр, сантиметр и метр.

Тема 8.2. Измерение величин.

Базовые представления об измерении.

Практические занятия. Формирование навыков измерения различных предметов в игровой форме. Осмысленное чтение и пересказ текстов, содержащих числовую информацию.

Раздел 9. Масштаб.

Тема 9.1. План комнаты.

Базовые представления о масштабе. Масштаб карт. Масштаб чертежей. Масштаб моделей.

Практические занятия. Графическое изображение и моделирование при помощи конструктора ЛЕГО плана комнаты. Режиссёрская игра.

Тема 9.2. План дома.

Представления о схематическом изображении плана дома.

Практические занятия. Графическое изображение и моделирование при помощи конструктора ЛЕГО плана дома. Разыгрывание сюжетно-ролевых и режиссёрских игр.

Тема 9.3. План местности (ЛЕГО).

Представления о схематическом изображении плана местности.

Практические занятия. Графическое изображение и моделирование при помощи конструктора ЛЕГО плана местности. Разыгрывание сюжетно-ролевых и режиссёрских игр.

Раздел 10. Четырёхугольники.

Тема 10.1. Прямоугольник. Квадрат (Оригами, ЛЕГО, КРИКОКО).

Закрепление понятий «прямоугольник», «квадрат».

Практические занятия. Игровое конструирование на основе различных конструкторов и оригами.

Тема 10.2. Свойства диагоналей квадрата, прямоугольника (Оригами).

Представления о свойстве диагоналей квадрата. Представления о свойстве диагоналей прямоугольника.

Практические занятия. Закрепление представлений о свойствах диагоналей квадрата и прямоугольника при помощи моделей оригами. Сочинение сказок про диагонали квадрата и прямоугольника.

Тема 10.3. Ромб, трапеция.

Представления о ромбе. Представления о трапеции. Сравнение ромба с квадратом и прямоугольником. Сравнение трапеции с квадратом и прямоугольником.

Практические занятия. Закрепление понятий «ромб», «трапеция» при помощи игрового конструирования на основе различных конструкторов и оригами.

Раздел 11. Треугольники.

Тема 11.1. Виды треугольников по углам (МАГгеом).

Представление о прямоугольном треугольнике. Представление об остроугольном треугольнике. Представление о тупоугольном треугольнике.

Практические занятия. Закрепление понятия «треугольник» при помощи конструктора МАГгеом. Моделирование различных видов треугольников (остроугольный, тупоугольный, прямоугольный) при помощи конструктора МАГгеом.

Тема 11.2. Виды треугольников по сторонам (МАГгеом).

Представления о равнобедренном треугольнике. Представление о равностороннем треугольнике. Представление о разностороннем треугольнике.

Практические занятия. Моделирование различных видов треугольников при помощи конструктора МАГгеом. Дидактическая игра.

Раздел 12. Периметр многоугольников.

Тема 12.1. Периметр треугольника, четырёхугольника (Оригами, МАГгеом, ЛЕГО).

Понятие о периметре. Периметр треугольника. Периметр квадрата. Периметр прямоугольника.

Практические занятия. Игровое моделирование. Дидактическая игра. Графический диктант.


Тема 12.2. Периметр многоугольников.

Закрепление понятия «периметр» на примере сложных многоугольников.

Практические занятия. Предметная деятельность. Периметр сложных многоугольников. Моделирование смысловых задач на периметр при помощи различных конструкторов и моделей оригами (кленовый лист, журавлик, щенок, лягушка, цветок). Ассоциативные ряды.



Раздел 13. Окружность (ОРИГАМИ, КРИКОКО, МАГгеом).

Тема 13.1. Радиус, диаметр окружности.

Окружность. Представления о радиусе. Представления о диаметре.

Практические занятия. Закрепление понятия «окружность» при помощи конструкторов и моделей оригами. Дидактические игры.

Тема 13.2. Сравнение окружностей.

Сравнение радиусов. Сравнение диаметров. Сравнение окружностей. Окружности в природе. Окружности в технике.

Практические занятия. Моделирование окружностей с разным радиусом.

Раздел 14. Объёмные фигуры.

Тема 14.1. Прямоугольный параллелепипед.

Базовые представления о прямоугольном параллелепипеде.

Практические занятия. Формирование правильных представлений о прямоугольном параллелепипеде при помощи игрового конструирования моделей на основе конструктора ЛЕГО и оригами.

Тема 14.2. Куб (ЛЕГО. Оригами).

Базовые представления о кубе.

Практические занятия. Формирование правильных представлений о кубе при помощи игрового конструирования моделей на основе конструктора ЛЕГО и оригами. Дидактические игры.

Раздел 15. Площадь, площадь поверхности, объём (ЛЕГО, оригами).

Тема 15.1. Площадь квадрата.

Начальные представления о площади.

Практические занятия. Моделирование понятие «площадь» при помощи конструктора ЛЕГО.

Тема 15.2. Площадь поверхности.

Начальные представления о площади поверхности.

Практические занятия. Моделирование понятие «площадь поверхности» при помощи конструктора ЛЕГО.

Тема 15.3. Начальные представления об объёме.

Начальные представления об объёме.

Практические занятия. Моделирование понятие «объём» при помощи конструкций ЛЕГО и надувных фигур оригами.

Раздел 16. Проектная деятельность.

Тема 16.1. Индивидуальные проекты.

Цель и задачи проекта. Этапы проекта. Теоретическая подготовка. Подбор информационного материала.

Практические занятия. Изготовление модели. Презентация проекта.



Тема 16.2. Коллективные проекты.

Цель и задачи проекта. Этапы проекта. Теоретическая подготовка. Подбор информационного материала.

Практические занятия. Коллективное изготовление модели. Презентация проекта. На основе полученных знаний, умений и навыков дети разрабатывают, осуществляют и представляют индивидуальные и коллективные проекты.

Раздел 17. Развитие способностей.

Тема 17.1. Развитие общих способностей.

Занимательная информация о возможностях человеческой памяти, внимания, восприятия.

Практические занятия. Игровая диагностика. Игровые тренинги.

Тема 17.2. Развитие специальных способностей.

Занимательная информация о математических способностях выдающихся людей.

Практические занятия. Игровая диагностика. Игровые тренинги.

Раздел 18. Игры.

Тема 18.1. Игры дидактические.

Обучение играм. Формирование умений и навыков изготовления простейшего игрового инвентаря. Формирование навыков создания игр по аналогии.

Тема 18.2. Игры сюжетно-ролевые.

Обучение играм. Формирование умений и навыков изготовления простейшего игрового инвентаря. Формирование навыков создания игр по аналогии.

Тема 18.3. Игры режиссёрские.

Обучение играм. Формирование умений и навыков изготовления простейшего игрового инвентаря. Формирование навыков создания игр по аналогии.

Тема 18.4. Игры подвижные.

Обучение играм. Формирование умений и навыков изготовления простейшего игрового инвентаря. Формирование навыков создания игр по аналогии.

Тема 18.5. Игры народные.

Обучение играм. Формирование умений и навыков изготовления простейшего игрового инвентаря. Формирование навыков создания игр по аналогии.

Тема 18.6. Игры самодеятельные.

Обучение играм. Формирование умений и навыков изготовления простейшего игрового инвентаря. Формирование навыков создания игр по аналогии.



Раздел 19. Празднично-игровая деятельность.

Формирование навыков подготовки и проведения различных праздников.

Тема 19.1. Государственные праздники.

Новый год. День защитника отечества. День Победы. День космонавтики.

Тема 19.2. Народные праздники.

Рождество. Масленица.

Тема 19.3. Международные праздники

Международный женский день 8 Марта. Международный день защиты детей.

Тема 19.4. Праздники в группе.

Неделя игры и игрушки. Праздник Новогодней ёлки. Неделя детской книги.

Раздел 20. Итоговое занятие.

Обсуждение лучших индивидуальных и коллективных проектов.

Практические занятия. Коллективное построение фантазийного замка. Задание на лето.


















МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Приёмы и методы

Методика «Игровые конструкторы» построена на игровых образовательных и воспитательных технологиях. В её основе лежат:

  • интегративный подход, позволяющий отбирать всё самое ценное из успешно действующих теорий и методов развития и обучения детей, и

  • конвергенция различных предметно-игровых сред, создающая оптимальное мотивационное пространство для развития творческого, гибкого и самостоятельного мышления детей.

Интегративный подход опирается на теорию поэтапного формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина, А.А. Люблинская), теорию развивающего обучения (Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова), понятие «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский, И.А. Корепанова), теорию игровой деятельности.

В данной методике осуществляется конвергенция таких предметно-игровых сред, как оригами, конструкторы «LEGO» («DUPLO», «DACTA», «CREATOR»), «МАГгеом», «КриКоКо», «Деревянный город», «Геометрический узор», «Пифагор», «Better blocks» и др.

Обучающий эффект методики усиливается тем, что вся информация подаётся в виде различных игр:

  • обучающих (дидактических, сюжетно-дидактических, подвижных);

  • самодеятельных (сюжетно-отобразительных, сюжетно-ролевых, режиссёрских, играх-экспериментированиях);

  • традиционных, народных играх.

Структура каждого занятия зависит от темы и поставленных задач. Например, вариант одной из возможных структур занятия (на примере сказки «Теремок»):

  • объявление темы. Рисунок «Теремка» простым карандашом на листе А4 (первичная диагностика) – 5 мин.;

  • дидактическая игра: обыгрываются «кирпичики теремка» (LEGO материал) для формирования таких арифметических понятий, как «состав числа », «больше», «меньше», «столько же», «числовой ряд», «прямой и обратный счёт» – индивидуальная деятельность, сидя за столом – 10 мин.;

  • игровая пауза: подвижная дидактическая игра «Весёлая пятерочка», в которой закрепляются арифметические понятия – 5 мин.;

  • сюжетно-дидактическая игра «Строительство теремка»: на основе «LEGO» формируются и корригируются представления об объёмных фигурах. Конструирование куба и пирамиды – работа в парах на одном игровом поле, стоя за столом – 20 мин.;

  • игровая пауза: подвижная игра «Испекли мы каравай» к сюжету «Новоселье в теремке», акцентируется внимание на понятиях «высота», «ширина» – 5 мин.;

  • дидактическая игра: на основе оригами закрепляются геометрические понятия «квадрат», «треугольник», «прямоугольник». Конструирование из бумаги мордочек животных (на основе одной модели, но из бумаги разных цветов с частичным изменением формы ушей и носа, с подрисовыванием глаз соответствующей формы) для сказки «Теремок» – работа в группе по пять человек: каждый ребёнок делает мордочку своего персонажа (мышки-норушки, лягушки-квакушки, зайки-побегайки, лисички-сестрички и косолапого мишки), сидя за столом – 15 мин.;

  • игровая пауза: расслабление позвоночника в игре «Тень теремка», акцентируется внимание на плоских фигурах («квадрат», «прямоугольник», «треугольник») – лёжа на ковриках – 5 мин.;

  • режиссёрская игра по сказке «Теремок»: две команды по пять человек из ранее изготовленных пяти кубов и пяти пирамид самостоятельно выстраивают теремок, опять перераспределяют роли, по желанию выбирая бумажные мордочки персонажей, и представляют свою версию сказки – сидя, лёжа, передвигаясь на ковре – 20 мин.;

  • участники каждой команды зарисовывают свой теремок (итоговая диагностика) – 5 мин.

Такое игровое обучение развивает не только индивидуальный, но и групповой мотивационный компонент. Искреннее стремление детей, в свою очередь, активно вовлекает в образовательно-игровой процесс и родителей. Гармоничное взаимодействие и взаимопонимание между преподавателем, ребёнком и родителями обеспечивает успешную реализацию методики.

Дидактические материалы

Раздаточный материал:

  1. Наборы плоских геометрических фигур.

  2. Наборы цифр.

  3. Наборы чисел.

  4. Набор карточек с занимательной числовой информацией «Человек».

  5. Набор карточек с занимательной числовой информацией «Растительный мир».

  6. Набор карточек с занимательной числовой информацией «Животный мир».

  7. Набор карточек с занимательной числовой информацией «Самые, самые, самые…».

  8. Набор фигурок оригами с подборкой трехстиший хайку по теме «Периметр».

  9. Набор схем базовых фигур оригами.

  10. Набор инструкций ЛЕГО «Инженерная механика».

  11. Набор схем ЛЕГО «Энергия. Работа. Мощность».

Демонстрационный материал:

  1. Базовые фигуры оригами.

  2. Образцы бумаги для оригами.

  3. Фигурки оригами.

  4. Модели ЛЕГО.

  5. Фотографии моделей, выполненных детьми.

Формы подведения итогов реализации программы

Итогом каждого года служит коллективная работа группы, которая выставляется в витринах игротеки; а также индивидуальные проекты обучающихся, в которых они демонстрируют знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения.


Техническое оснащение программы


Наименование

Количество

1

Конструктор «LEGO»

Наборы «DACTA»:

«Инженерная механика»;

«Энергия. Работа. Мощность»;

«Возобновляемые источники энергии»;

«Геометрическая мозаика»;

«Цифры»;

«Числа и операции»;

«Измерения».

Наборы «DUPLO»:

«Гигантский набор» (550 деталей);

«Дикие животные»;

«Домашние животные»;

«Люди разных профессий»;

«Люди мира»;

«Три поколения».

Наборы «CREATOR»:

«Строительный материал»;

«Набор техники (машины, самолёты, вертолёты)»



8

8

8

2

2

2

2


2

1

1

1

1

1


5

5

2

Большие пластины:

38х38 см;

25х25 см.

Средние пластины (двусторонние):

18х9 см (прямоугольные);

15х15 см (квадратные).

Малые пластины:

12х5 см;

7х7 см


10

40


40

40


40

40

3

LEGO-ключи

40

4

Большие контейнеры 43х43х19 см

20

5

Настольные контейнеры (лотки)

40

6

Конструктор «МАГгеом»

10

7

Конструктор «КРИКОКО»

10

8

Конструктор «Деревянный город»

5

9

Конструктор «Геометрический узор»

5

10

Набор цветной двусторонней бумаги для оригами

40

11

Ножницы с тупыми концами

40

12

Клей-карандаш

40

13

Тетради в крупную клетку

40

14

Тетради в мелкую клетку

40

15

Пачка офисной бумага А4 (500 листов)

2

16

Наборы цветных карандашей (24 цвета)

40

17

Простые карандаши (м, мм)

40

18

Ластики

40

19

Линейки (40 см)

40

20

Круглый стол для занятий

1

21

Стеллаж полочный для хранения наборов и расходных материалов

1

22

Шкаф-витрина

4

23

Ковер 3х4 м

1

24

Коврики 1х0,5 м

10

25

Магнитофон

1

26

Видеомагнитофон

1

27

Компьютер

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Литература для обучающихся


Аллан Р., Вильямс М. Математика на 5: Пособие для начальной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

Афонькин С., Афонькина Е. Оригами: Волшебный квадрат. – СПб.: Литера, 2002.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: Бумажный зоопарк. – СПб.: Литера, 2002.

Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. – М.: ЭКСМО, 2005.

Учимся ориентироваться. Серия «Готовлюсь к школе». – М., 2003.

Учимся считать. Серия «Готовлюсь к школе». – М.: Эгмонт-Россия Лтд., 2003.


Литература для родителей


Аллан Р., Вильямс М. Математика на 5: Пособие для начальной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

Афонькин С., Афонькина Е. Оригами: Волшебный квадрат. – СПб.: Литера, 2002.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: Бумажный зоопарк. –СПб.: Литера, 2002.

Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. – М.: ЭКСМО, 2005.

Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 2 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2005.

Волкова С.И. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 3 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2005.

Волкова С.И. Математика и конструирование: Пособие для учащихся 4 класса начальной школы. – М.: Просвещение, 2005.

Ильин И.С., Ильин С.Д. 100 лучших моделей оригами. – М., 2005.

Кол М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Минск: ООО «Попурри», 2005.

Комарова Л.Г. Строим из Лего. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

Комарова Т.С. Знакомимся с формой: учебник для детей дошкольного возраста. – М.: Эгмонт-Россия, 2001.

Коротеева М.С. Оригами для малышей. – М., 2001.

Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для детей и их родителей в 2-х частях. – М.: Баласс, 2005.

Соколова С.В. Азбука оригами. – СПб., 2005.

Игрушки-оригамушки / Сост. С.В. Соколова. – М.,1994.

Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть: Рус. дет. игровой фольклор: Книга для учителей и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.

Учимся ориентироваться. Серия «Готовлюсь к школе». – М., 2003.

Учимся считать. Серия «Готовлюсь к школе». – М.: Эгмонт-Россия Лтд., 2003.

Руководство по пользованию конструктором LEGO DACTA «Возобновляемые источники энергии».

Руководство по пользованию конструктором LEGO DACTA «Инженерная механика».

Руководство по пользованию конструктором LEGO DACTA «Работа. Энергия. Мощность».

Руководство по пользованию конструктором LEGO DACTA eLAB.


Литература для педагога


Алан Р., Вильямс М. Математика на 5: Пособие для начальной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

Алексеева А.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. – М.,1997.

Алексеева А.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. – М.,1998.

Афонькин С., Афонькина Е. Оригами: Волшебный квадрат. – СПб.: Литера, 2002.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами: Бумажный зоопарк. – СПб.: Литера, 2002.

Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. – М.: ЭКСМО, 2005.

Глушкова О.Б. Тесты по математике: Учебное пособие для начальной школы. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

Григорян Н.В. Математика: готовимся к школе. – СПб.: Изд. дом «Нева», 2001.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1978.

Залкинд Э.И. Методическое руководство: образование представлений и понятий о природе. – М., 1980.

Игрушки-оригамушки / Сост. С.В. Соколова. – М., 1994.

Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1991.

Игры, обучение, досуг / Сост. Е.Г. Розанова / Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1994.

Ильин И.С., Ильин С.Д. 100 лучших моделей оригами. – М., 2005.

Как мы видим то, что мы видим / Сост. В. Демидов. – М.: Знание, 1987.

Комарова И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста. – М., 1998.

Комарова И.А. Строим из Лего. – М., 2001.

Комарова Т.С. Знакомимся с формой: учебник для детей дошкольного возраста. – М.: Эгмонт-Россия, 2001.

Коротеева М.С. Оригами для малышей. – М., 2001.

Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.,1996.

Кунин В.Н. Учимся рисовать. Серия «Готовлюсь к школе». – М.: Эгмонт-Россия Лтд., 2000.

Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. – М., 1974.

Макарова М.С. Секрет бумажного листа. Рабочая тетрадь по художественному труду. – М., 2003.

Мир вокруг нас. Серия «Готовимся к школе». – М., 2002.

Мищик Н.М. Формирование обобщенных представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста. – М., 1986.

Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. – М.: Лист, 2000.

Панфилов В.В. По старому русскому обычаю: сборник обрядовых представлений и праздников. – М.: РИГ, 1997.

Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька. Два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Баласс, 2004.

Программа, методы педагогических исследований: примерная программа для педагогов / Под ред. Л. Пискунова. – М.: Прометей, 1998.

Раз, два. Три, четыре. Пять: Кроссворды, комиксы, игры, загадки / Сост. В. Розанцев. – М.: Панорама, 1990.

Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Рус. дет. игровой фольклор: Книга для учителей и учащихся / Сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. – М.: Просвещение, 1995.

Руководство по пользованию конструктором LEGO DACTA «Возобновляемые источники энергии».

Руководство по пользованию конструктором LEGO DACTA «Инженерная механика».

Руководство по пользованию конструктором LEGO DACTA «Работа. Энергия. Мощность».

Руководство по пользованию конструктором «LEGO DACTA eLAB».

Руководство по пользованию конструкторами «КРИКОКО», «МАГГЕОМ».

Соколова С.В. Азбука оригами. – СПб., 2005.

Соколова С.В. Школа оригами. – М., 2002.

Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 1980.

Тумакова Г.А., Максакова А.И. Учите, играя. – М., 1989.

Учимся ориентироваться. Серия «Готовлюсь к школе». – М., 2003.

Учимся считать. Серия «Готовлюсь к школе». – М.: Эгмонт-Россия Лтд., 2003.

Ушакова О.С. Придумай слово (методика игр и занятий по развитию речи). – М., 1996.

Чему мы научились: Тесты. – М., 2003.

Федотова А.М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей дошкольного возраста. – М., 1986.

Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания для детей дошкольного возраста. – М., 1976.

Япония сегодня. 2001-2003 гг.







1

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос