В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнений воздуха и от загрязненной воды ?" (10 класс)

оксана василенко оксана василенко
Тип материала: Урок
просмотров: 3741
Краткое описание
Цель урока:
- образовательная – сформировать у учащихся знания о предмете экологии, об основных объектах экологического изучения и его основных целях; о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека; ввести понятие «здоровье человека», показать вредное влияние неблагоприятных факторов на организм человека;

Описание
Тема урока: «Экологическая безопасность. Как защититься от загрязнений воздуха и от загрязненной воды».
Тип урока: изучение нового материала с элементами опережающего обучения

Цель урока:
образовательная – сформировать у учащихся знания о предмете экологии, об основных объектах экологического изучения и его основных целях; о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека; ввести понятие «здоровье человека», показать вредное влияние неблагоприятных факторов на организм человека;
развивающая – развивать экологическую этику учащихся, этику ответственности в их отношениях с природой; формировать личную ответственность за все происходящее вокруг;
воспитывающая – прививать интерес к науке – экологии и желание изучать ее закономерности на последующих уроках данной темы, воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.
Методическая цель: совершенствование пед.мастерства.
Средства обучения:
— материальные: макет домика, кормушки, скворечник, глобус.
— технические: телевизор, ДVД, муз.центр.
— художественно-изобразительные: таблицы:
«Этапы воздействия человека на природу»;
«Воздействие человека на природу»;
«Экология – комплексная наука»;
«Направления экологии»;
«Прогноз изменений в биосфере»
2 фотографии; выставка книг;
«Показатели здоровья людей»;
«Основные загрязнители окружающей среды»;
«Экологический светофор Гулькевичского района»;
В/фильмы: «Аномальные люди»;
«Хабаровский край сегодня»;

Региональный компонент: экологический светофор Гулькевичского района, демографические показатели Гулькевичского района

Ход урока
I. Организационная часть:
Проверка отсутствующих, запись в журнал.
II. Изложение нового материала
Метод: информационный с элементами ролевых сцен.
Тема записана на доске.
Эпиграф.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они-
На планете мы останемся одни. В.Берестов

(Под звуки пения птиц дети заходят в кабинет и рассаживаются)

Уч-ль.:Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на нашем необычном уроке. Урок – путешествие по очень важной для всех нас знакомой и незнакомой одновременно, теме. А вот кажется и наш первый гость.

Из избушки под звуки птиц появляется старик – боровик
Стар.Если долго-долго, если долго по тропинке, если долго по дорожке, топать, ехать и бежать, то возможно можно, можно, то наверно верно можно в экологию попасть.
Уч-ль.: Стоп, стоп, стоп. Остановитесь хоть на мгновение задержитесь. Слова в этой песне не такие, мы это точно знаем, да и про науку вы упомянули как раз по нашему уроку.
Стар.А чего тут непонятного? ЭКО – ЛО – ГИЯ. Я как услыхал про путешествие, так и решил вам о первой экологической тропинке рассказать. На ней вы познакомитесь с самой экологией, ее задачами, узнаете о воздействии экологии на здоровье человека.
Уч-ль.:А что ребята. С этого и начнем. Запишите тему нашего путешествия.
Стар.Вот- вот, запишите, запишите. А то сил моих больше нет смотреть на окружающее меня безобразие.
Уч-ль:Дедушка, а куда же дальше поведет ваша тропинка?
вывешивает
плакат
«Этапы..»
Стар. Нет, пешком дальше нельзя, тут и самолет не поможет, даже реактивный не справится.
Уч-ль: Понятно, надо вызывать машину времени.
(звучит музыка)
Мы переносимся вглубь веков.

На доске таблица. Этапы воздействия человека на природу.
(Выступают подготовленные учащиеся)
I. Мы экологи – историки. Вот что удалось нам выяснить, путешествуя по геохронологической таблице.
II. С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находится в тесной зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с особенностями распределения и образа жизни зверей, птиц, рыб.
I.
Ученые доказали, что австралопитеки – представители древнейших людей, полностью зависели от природы – они занимались собирательством и никакого вреда природе не наносили.
II. Более поздние из них – питекантропы, делали из камня примитивные скребки, сверла, первые орудия труда, но вред природе все еще оставался минимальным.
I. Использование огня, первое кострище привело к первым неблагоприятным последствиям для живого.
(вывешивает таблицу уч-ль)
Уч-ль: Спасибо, ребята, я думаю, что это обязательно надо отметить в наших дневниках наблюдения.
Воздействие человека на природу.
1. Вид людей деятельность вред природе
Древнейшие Охота, собирательство Минимал.
люди
2. Древние люди Кол. охота, соб-во Минимал.
использование огня
3. Первые совр. Охота, приручал животных Вред возраст.
люди строил жилища
I. Мы, ученые – палеонтологи, выяснили, что древние люди – неандертальцы – жившие около 150 тыс. лет назад отличались от своих первых предшественников анатомическими особенностями.
II. Но они продолжали заниматься собирательством и охотой, которая приобрела коллективную форму.
Уч-ль: И это отметим в своих наблюдениях.
I. Мы ученые – антропологи – установили, что первые современные люди – кроманьонцы, жившие 30-40 тыс.лет назад умели шлифовать, сверлить, знали гончарное дело.
II. Человек приручал первых животных и делал первые шаги в земледелии, строил жилища. Воздействие на природу все возрастает и возрастает.
Стар. А дальше время побежало быстрыми шагами – развитие земледелия и одомашнивание животных сопровождалось вырубкой леса, выпасом скота и заготавливанием корма, что привело к изменению природных систем.
8,5 тыс. лет назад была сделана первая плавка металла.


Началось развитие ремесел, а затем и промышленности. Новым этапом воздействия стало появление городов, рост технической вооруженности человека.
Эх, да что там говорить.
Уч-ль: Деятельность человека приобрела глобальный характер и стала особым сверхмощным фактором существования живого в биосфере. И у нас есть этому доказательство.
Геогр.1 Человек сокращает территории, от 9% до 12% поверхности суши распахано, до 25% — пастбища
глобус.
II.458 экваторов – такова протяженность дорог на планете.
Биол. I. Человек извлекает около 100 млрд.т руды, горячих газов и др. сырья, что составляет 25 т на каждого жителя планеты, при этом 98% добываемого сырья идет в отходы.

II. На 1 жителя планеты приходится 1 т мусора, 6 млрд.т. твердых отходов выбрасывается в океан.
I. 70-90 млн. т. нефти попадает в биосферу, а в атмосферу поступает 20 млрд.т. СО2
Стар.Страшные, уничтожающие цифры. Брали, брали, загрязняли, рубили, выкидывали, продавали, думали, что на долгие века хватит. А – нет, видимо не хватит.
Уч-ль: Вот тут нам ребята и пора вспомнить о новой, очень молодой, защищающей природу, науке – экологии.
Вывешивает слово
Давайте обратимся в наше справочное бюро.
Уч-к извлекает свиток и читает его.
Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом, с окружающей средой. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» — дом, жилище и «логос» — наука. Дословно – наука о местообитании. Возникла в ХХ веке.
Уч-ль: Так что же такое экология? Что оно означает? В каком веке возникло?
ХХ век – это недавно. Но не думайте ребята, что призыв охранять природу прозвучали только в ХХ веке. Вот имена первых защитников природы: Аристотель, Теофраст. К.Линней, Ж.Б.Ламарк, Геккель.
Если в период своего возникновения экология изучала взаимоотношения организмов с окружающей средой и была составной частью биологии, то современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с другими науками.
Какими?
Примерные ответы уч-ся. Экология связана с такими науками, как ботаника, химия, астрономия, математика.
Вывешиваю таблицу «Экология – комплексная наука»
генетика химия физика
медицина ЭКОЛОГИЯ математика
культура агрономия география
— Так почему же экологию считают комплексной наукой?

Примерные ответы уч-ся:
экологию считают комплексной наукой, потому что она связана с множеством других наук.

— Решая свои задачи, экология приобрела очень много направлений.
Таблица «Направления экологии»

— Несмотря на все многообразие, в основе направлений экологии лежит выяснение отношений живых организмов с окружающей средой.
Таким образом:
Экология – универсальная, комплексная, бурно развивающаяся наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
— Кто запомнил, от каких слов образовано «экология»?
Примерные ответы уч-ся. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» — дом, жилище и «логос» — наука.

Эколог. Экология – наука будущего и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Вот каков прогноз изменений в биосфере ожидает наука.

Таблица «Прогноз изменений в биосфере»
__________________ __________________ _________________
1980 2000 2020

Уч-ль: Прогноз состояния окружающей среды волнует всех. Поэты и писатели, художники выражают это в своих произведениях и картинах. Вот перед вами 2 фотографии, поднимите руку, кому хотелось жить здесь, а здесь? И я вас вполне понимаю почему, но, к сожалению, живем мы вот на этом фоне.
2 фотографии (на 1 изображен город с множеством автомобилей, на 2 — природа).
Библиот. Обратите внимание на данную выставку книг, вы в них найдете ответы на многие вопросы о состоянии нашей природы. А еще я предлагаю послушать стихотворение – призыв и задуматься о том, как вы помогаете природе?
Выставка книг, читает стихотворениеМатвея Коваленко «Утром ветер сушит росы...»

Утром ветер сушит росы

В изумрудные луга.

Тихим звоном входят косы

Да душистые стога!

Кто придумал те поляны?

Я не знаю — вы смогли б?

Легковесные туманы,

По заливам всплески рыб?

Птичий гам по рощам синим,

Чистоту небес и вод.

И берёзы, и осины —

Редколесья хоровод.

Кто там хочет всё разрушить

И, обуглив, сжечь в огне?

Подобреет, птиц послушав,

В наших рощах, на зоре.
Уч-ль: Да, действительно, призыв, а вот эти слова могли бы стать эпиграфом к нашему путешествию.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они-
На планете мы останемся одни. В.Берестов

Стар. К, сожалению, отрицательно влияя на окружающую среду, человек влияет и на самого себя. Подрывается его здоровье.
Уч-ль: Ребята, а что такое здоровье?

Примерные ответы уч-ся. Здоровье — это состояние человека. Здоровье – это, когда ничего не болит. Здоровье – это когда в твоем организме все хорошо.

Давайте обратимся в справочное бюро
Уч-к достает свиток и читает
Здоровье – правильная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.
ФельдшерМало того, что катастрофически падает здоровье людей, появились ранее неизвестные заболевания, многие болезни стали излечиваться труднее, чем раньше, страдает психика людей. Ситуацию неблагополучие, стрессы, злоупотребление вредными привычками.
Вслушивайтесь в эти цифры.
Плакат «Демографические показатели здоровья людей»(по г. Гулькевичи). Причины смерти:
1. Сердечно-сосудистые заболевания
2. Инсульты
3. Онко-заболевания
Детская смертность до года:
1 Врожденная патология
2. Патология при родах.

Уч-ль:А что же вредит здоровью людей, что вызывает такие отклонения в развитии? Обратимся к этому источнику знаний.
Таблица «Основные загрязнители окружающей среды»
Ребята вспомните, мы ходили на выставку восковых фигур «Аномальные люди». Что вас больше всего поразило?
Примерные ответы уч-ся. Люди имеют множество дефектов, уродств. Видели людей с одним глазом, с тремя газами, с двумя головами и т.д.

— Еще раз посмотрите, как могут отразиться эти загрязнения.
1мин.-1,30 Показ В/фильма «Выставка восковых фигур»
Уч-ль: В ХХ веке ученые зарегистрировали новую болезнь. И что странно: болеют, преимущественно горожане. Представьте себе: вот купил человек квартиру или дом – живи и радуйся. Но вот беда: через некоторое время люди начинают болеть: быстро уставать, появилась раздражительность, сонливость, боли в спине, проблемы с пищеварением. Что за странная болезнь? А назвали ученые «синдром больного здания», и связана она с загрязнением воздуха внутри жилого помещения.
Краснодарский край, в т.ч. Гулькевичский район является благоприятным районом. Обратите внимание на экологический светофор Гулькевичского района
— Предлагаю вам проанализировать «Экологический светофор Гулькевичского района». Почему он разного цвета?
Примерные ответы уч-ся. На экологическом светофоре Гулькевичского района изображены года и поселки разными цветами: красным, желтым и зеленым. Красным цветом изображены город Гулькевичи, п.Красносельский, т.к. в этих местностях находятся заводы, очистительные сооружения, много машин, АЗС…В этих местах окружающая среда загрязнена. Желтым цветом обозначены п. Венцы, с. Новоукраинское, х.Тельман и др., так как эти поселки находятся подальше от города, здесь меньше ездит машин и загазованность, соответственно, меньше. Зеленым цветом обозначены ст. Скобелевская, х.Вербовый, с.Пушкинское и др. В этих поселках самая благополучное экологическое состояние, они расположены далеко от райцентра.

Вывешиваю плакат «Экологический светофор Гулькевичского района»
— А вот на сегодняшний день обстановка обстоит на Дальнем Востоке следующим образом.(Чрезвычайная ситуация рек Хабаровского края)
Показ в/фильма «Хабаровский край» — 2 мин.
III. Заключение
Вопросы
1. Когда начинался вред природе?
Очень давно, еще с древности, когда появился огонь.
2. Что такое экология?
Экология – универсальная, комплексная, бурно развивающаяся наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
3. Что означает?
Дословно – наука о местообитании.
4. В каком веке возникла наука?
Возникла в ХХ веке.
5. Почему экологию считают комплексной наукой?
Экология связана с такими науками, как ботаника, химия, астрономия, математика

6. Какие экологические направления вы запомнили?
Экология пустыни, экология Арктики, экология лесостепи, экология леса…
7. Что такое здоровье?
Здоровье – правильная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие
8. Какие факторы могут влиять на здоровье, вызывать мутации?
Загрязнение воздуха, загрязнение воды, загрязнение почвы отходами с заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей, повышенный радиоактивный фон…

Мастер. Мы хотим внести маленький вклад в защиту
(кормушкиприроды. Наступила зима и на территории школы решили
скворечники) повесить кормушки, а весной – скворечники для птиц.

Уч-ль: Спасибо, молодцы!
И в заключении ребята хотят исполнить песню.
(Песня «Ничего на свете лучше нету», слова авторские, музыка Ген.Гладкова)
Ничего на свете лучше нету-
Чем спасти от гибели планету.
Будет лес любимый свеж и зелен,
Эту радость мы с тобой разделим.

Береги ты все живое рядом,
И на все смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети-
Должен быть порядок на планете.

Пусть вода всегда в реке струится,
Пусть всегда поют над нами птицы.
И природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим.
IV. Выставление оценок с комментарием.
V. Домашнее задание. Найти в периодической печати материалы о защите воздуха, воды, почвы в нашем крае.
Используемая литература
1. Балабанова В.В. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни.- Волгоград: Учитель, 2006г.
2. Журнал. География в школе. 3,95
3. Касаткина Н.А. Внеклассная работа по биологии. — Волгоград: Учитель, 2004.
4. Криксунов Е.А., Пасечник В.В., Сидорин А.П. Экология. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 1995.
5. Суравегина 
 И.
Т.,
 Сенкевич 
 В.
 М.
 Как 
 учить 
 экологии:
 Кн.
 для 
 учителя. – М.:
 Просвещение, 1996.

Пожаловаться 16 мая 2012
Файлы
экологическая безопасность. 3 класс.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru