В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Добро и зло

Кожахметова Шарипа Кожахметова Шарипа
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 2056    комментариев: 2
Краткое описание
  сформировать  представление  у младших школьников о существующих в жизни добре и зле и ответственности человека за содеянное.

Описание


Курс «Основы религиозной культуры и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»




Тема   «Добро и зло»(4 класс) 
Составители:
         Кожахметова Шарипа Шамаровна
         учитель общественных дисциплин
         МБОУ « Тузуклейская ООШ» 
         Камызякского района 

         Астраханской   области
         Утепова Рамзия Жумаситовна,
        учитель общественных дисциплин
         МБОУ « Грушевская ООШ»
         Камызякского района 
         Астраханской   области

Пожаловаться 11 мая 2012
Файлы
Приложения.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Приложения:

Если бьет

дрянной драчун

слабого мальчишку,

я такого

не хочу

даже

вставить в книжку.

Этот вот кричит:

- Не трожь

тех,

кто меньше ростом! -

Этот мальчик

так хорош,

загляденье просто!

Если ты

порвал подряд

книжицу и мячик,

октябрята говорят:

плоховатый мальчик.

Если мальчик

любит труд

тычет

в книжку

пальчик,

про такого

пишут тут:

он

хороший мальчик

От вороны

карапуз

убежал, заохав.

Мальчик этот

просто трус.

Это

очень плохо.

Этот

в грязь залез

и рад,

что грязна рубаха.

Про такого

говорят:

он плохой,

неряха.



1группа: а) Подберите к иллюстрациям отрывки из стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Крошка-сын

к отцу пришел,

и спросила кроха:

- Что такое

хорошо

и что такое плохо?

У меня

секретов нет, -

слушайте детишки, -

папы этого

ответ

помещаю

в книжке. Если ветер

крыши рвет,

если

град загрохал, -

каждый знает -

это вот

для прогулок

плохо.

Дождь покапал

и прошел.

Солнце

в целом свете.

Это

очень хорошо

и большим

и детям. Если

сын

чернее ночи,

грязь лежит

на рожице, -

ясно,

это

плохо очень

для ребячьей

кожицы.Если

мальчик

любит мыло

и зубной порошок,

этот мальчик

очень милый,

поступает хорошо.



Этот

чистит валенки,

моет

сам калоши.

Он

хотя и маленький,

но вполне хороший. Помни

это

каждый сын,

знай

любой ребенок:

вырастет

из сына

свин,

если сын -

свиненок.

Мальчик

радостный пошел,

и решила кроха:

"Буду

делать хорошо

и не буду

- плохо".













































2 группа: б) работа со справочниками, учебником стр.12-13 (выбор определений добра и зла, подбор синонимов к данным словам)



С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».



С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».











3группа: в) Составьте пословицы и высказывания. Соедините линией.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,


чтобы тебя не погубило зло




Твори добро, чтобы любя


От доброго – добро,

От злого – зло родится




Худо тому,


добро нашло тебя




Зла не верши,


Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней




Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.


кто добра не делает никому

II.

1группа: а) «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

(В.О. Ключевский)

Вопросы

1. Объясните высказывание Ключевского.

2. Что хотел сказать великий историк?

2 группа: б) Прочитайте и обсудите.

Указ царя

Всем! Всем! Всем! Слушайте!

Наш пресветлейший царь приказывает немедленно перестать всем быть злыми и отныне иметь лишь доброе сердце! Тот, кто ослушается приказа, будет изгнан из нашего царства!

Вопросы для обсуждения:

1. Выполним ли этот указ?

2. Какие меры сделают людей добрыми?



3группа: в) Вспомните народные сказки.

Вопросы:

1. Почему в сказках добро всегда побеждает зло?

2. Всегда ли в жизни добро торжествует над злом?



Физминутка « Добрые слова»-2мин.

-Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют "волшебными словами"  

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Руки вперед.

Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого : /спасибо/.

Зазеленеет старый пень, когда услышит : /добрый день/.

Если больше есть не в силах, скажем маме мы : / спасибо/.

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь : /здравствуйте/

III.

Анализ притчи: «Какой волк победит»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы поняли эту причту?

- Как вы думаете, какой поступок легче совершить?

- Почему?

-Легко ли забыть обиду? Простить?



Раскрасьте человечка.



E:\data\articles\56\5693\569385\img1.gif

Памятные медали:

E:\data\articles\56\5617\561772\img1.jpg

Тема урока Добро и зло.docx
HTML Войдите для скачивания файлов



Курс «Основы религиозной культуры и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»













Тема «Добро и зло»











Составители:

Кожахметова Ш.Ш, учитель общественных дисциплин

МБОУ « Тузуклейская ООШ»

Утепова Р.Ж. ,учитель общественных дисциплин

МБОУ « Грушевская ООШ»







2011

Тема урока: Добро и Зло.

Цель:  сформировать представление у младших школьников о существующих в жизни добре и зле и ответственности человека за содеянное.

Задачи:

  • Способствовать формированию представлений, что в понятии добра выражаются самые важные интересы, надежды, а в понятие зла вкладываются представления о недобром.

  • Способствовать развитию умения анализировать собственные поступки и поступки других

  • Способствовать развитию речи, творческих способностей и познавательного интереса детей к предмету.

  • Способствовать воспитанию чувства коллективизма и умения работать в группе.

  • Способствовать закреплению коммуникативных навыков.

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Групповая


Формы представления результатов работы

  • Выставка рисунков

  • Дискуссия

  • Диалог

Материалы и оборудование

  • Выставка книг

  • Ситуационные иллюстрации

  • Карточки для групповой работы

  • Справочные материалы

  • Презентация

  • Дерево Добра

  • Корзина с «листочками»

  • Песня « Дорогою добра»

  • Фигурки человечков

  • Эмблемы « Солнышко»

  • Бумага, карандаши


Ход урока:

1.Организационный момент-1мин

Учитель: Начиная урок, улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем здоровья. У меня, как и у каждого из вас есть сердце, которое может дружить с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с вашими, маленькими сердечками. И оно мне говорит о том, что вы готовы начать работу.

2.Погружение в тему. Мотивация.-3мин.

Задание 1. Назовите, какое слово лишнее в ряду?


МИЛОСЕРДИЕ ДУШЕВНОСТЬ ЧУТКОСТЬ РАВНОДУШИЕ СЕРДЕЧНОСТЬ


Какое понятие объединяет эти слова?


Задание 2. Назовите, какое слово лишнее в ряду?


ХУДО ЛИХО ДУШЕВНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ СВИРЕПОСТЬ

Какое понятие объединяет эти слова?


(определение темы урока учащимися) -Добро и зло

3.Постановка проблемы-2мин.

Введение понятия «добро» и «зло».

- Понятны ли вам слова добро и зло?

- Каких людей вы называете добрыми, а каких - злыми?

- Какое отношение вызывают у вас злые люди? Почему?

4.Формулировка темы урока и постановка задач.-1мин.

5.Основная часть урока:

План урока:

  1. Что такое «добро» и «зло»?

  2. Кого мы называем добрым?

  3. Какой Я?



Деление на групы: Предлагается выбрать листочки деревьев, различающиеся по цвету.(зеленый, красный, желый)-1мин.

6.Проектно-исследовательская работа в группах, защита проектов в ходе дискуссии

I. Работа в группах-3 мин.

Защита-3мин.

1группа: а) Подберите к иллюстрациям отрывки из стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

2 группа: б) работа со справочниками (выбор определений добра и зла, подбор синонимов к данным словам.

3группа: в) Составьте пословицы и высказывания. Соедините линией.



Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,


чтобы тебя не погубило зло




Твори добро, чтобы любя


От доброго – добро,

От злого – зло родится




Худо тому,


добро нашло тебя




Зла не верши,


Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней




Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.


кто добра не делает никому







II. Работа в группах-5 мин.

Защита-5мин.



1группа: а) «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

(В.О. Ключевский)

Вопросы

1. Объясните высказывание Ключевского.

2. Что хотел сказать великий историк?

2 группа: б) Прочитайте и обсудите.

Указ царя

Всем! Всем! Всем! Слушайте!

Наш пресветлейший царь приказывает немедленно перестать всем быть злыми и отныне иметь лишь доброе сердце! Тот, кто ослушается приказа, будет изгнан из нашего царства!

Вопросы для обсуждения:

1. Выполним ли этот указ?

2. Какие меры сделают людей добрыми?



3группа:в) Вспомните народные сказки.

Вопросы:

1. Почему в сказках добро всегда побеждает зло?

2. Всегда ли в жизни добро торжествует над злом?



Физминутка « Добрые слова»-2мин.

III. Работа в группах-3мин.

Защита-3мин.



Анализ притчи: «Какой волк победит»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы поняли эту причту?

- Как вы думаете, какой поступок легче совершить?

- Почему?

-Легко ли забыть обиду? Простить?



Мы много говорили о том, каким должен быть добрый человек.-5мин

Задумайтесь: а какой же каждый из вас?

- Что вам нравится в себе?

- Что бы вы хотели изменить в себе?

Практическая работа:-3мин

Я раздам вам фигурки человечков. Раскрасьте вашего человечка.

Какие цвета подходят доброму человеку? Какие цвета подходят злому человеку?

(Вывешиваем на доске.)

Посмотрите, какие веселые, добрые и красивые человечки у нас получились.

7.Подведение итогов-3мин

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Вспомните, какие вы добрые поступки совершали или совершите после нашего урока. Запишите их на своих листочках и прикрепите к дереву Добра.


ПОМНИТЕ, чтообы совершать добрые дела, нужно выполнять некоторые правила:

Попробуй не наступить, а уступить. 
Не захватить, а отдать. 
Не кулак показать, а протянуть ладонь. 
Не спрятать, а поделиться. 
Не кричать, а выслушать. 
Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ. 


8.Рефлексия- 2мин

« Свободый микрофон»

Закончите фразу: «Сегодня на уроке я….» 




Учитель: В жизни по - разному можно жить -

Можно в беде, а можно - в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать,

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)



Награда ученикам за работу – памятные медали об уроке: солнышко



9.Домашнее задание: параграф 5. Предложи свой вариант «расшифровки» слов «Добро» и Зло», подобрать пословицы и поговорки по теме



Литература:

  • .А.В.Захарова, В.И.Слободчиков. Мир детства. Младший школьник. М., 1988г.

  • Лошкарева Н.А., психолог. О добре и доброте. Добрый ли ты?



урок добро и зло.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Наталья Дулатова
    14 мая 201208:54
    Наталья Дулатова

    Автором предложен урок по «Основам светской этики». Конспект урока может быть использован для проведения внеклассного мероприятия в начальной школе. Материал подобран разнообразный, интересный, дети активно включены в познавательную деятельность. Автору необходимо разместить аннотацию на страничке, и логотипа портала в прикрепленных файлах.

  • Сергей Колодин
    15 мая 201217:10
    Сергей Колодин

    Уважаемая Шарипа Шамаровна!

    Пожалуйста, включите в разработку файл аннотации с методическими указаниями на способ применения разработки. Также прошу Вас добавить логотип Портала в верхний колонтитул работы. В презентации необходимо удалить слайды с указанием цели, задач, аннотации к занятию (№№ 2-11) и добавить ссылки на использованные графические объекты.

    С уважением, С.А. Колодин.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru