В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Добро и зло

Кожахметова Шарипа Кожахметова Шарипа
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 1981    комментариев: 2
Краткое описание
  сформировать  представление  у младших школьников о существующих в жизни добре и зле и ответственности человека за содеянное.

Описание


Курс «Основы религиозной культуры и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»




Тема   «Добро и зло»(4 класс) 
Составители:
         Кожахметова Шарипа Шамаровна
         учитель общественных дисциплин
         МБОУ « Тузуклейская ООШ» 
         Камызякского района 

         Астраханской   области
         Утепова Рамзия Жумаситовна,
        учитель общественных дисциплин
         МБОУ « Грушевская ООШ»
         Камызякского района 
         Астраханской   области

Пожаловаться 11 мая 2012
Файлы
Приложения.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Приложения:

Если бьет

дрянной драчун

слабого мальчишку,

я такого

не хочу

даже

вставить в книжку.

Этот вот кричит:

- Не трожь

тех,

кто меньше ростом! -

Этот мальчик

так хорош,

загляденье просто!

Если ты

порвал подряд

книжицу и мячик,

октябрята говорят:

плоховатый мальчик.

Если мальчик

любит труд

тычет

в книжку

пальчик,

про такого

пишут тут:

он

хороший мальчик

От вороны

карапуз

убежал, заохав.

Мальчик этот

просто трус.

Это

очень плохо.

Этот

в грязь залез

и рад,

что грязна рубаха.

Про такого

говорят:

он плохой,

неряха.



1группа: а) Подберите к иллюстрациям отрывки из стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Крошка-сын

к отцу пришел,

и спросила кроха:

- Что такое

хорошо

и что такое плохо?

У меня

секретов нет, -

слушайте детишки, -

папы этого

ответ

помещаю

в книжке. Если ветер

крыши рвет,

если

град загрохал, -

каждый знает -

это вот

для прогулок

плохо.

Дождь покапал

и прошел.

Солнце

в целом свете.

Это

очень хорошо

и большим

и детям. Если

сын

чернее ночи,

грязь лежит

на рожице, -

ясно,

это

плохо очень

для ребячьей

кожицы.Если

мальчик

любит мыло

и зубной порошок,

этот мальчик

очень милый,

поступает хорошо.



Этот

чистит валенки,

моет

сам калоши.

Он

хотя и маленький,

но вполне хороший. Помни

это

каждый сын,

знай

любой ребенок:

вырастет

из сына

свин,

если сын -

свиненок.

Мальчик

радостный пошел,

и решила кроха:

"Буду

делать хорошо

и не буду

- плохо".













































2 группа: б) работа со справочниками, учебником стр.12-13 (выбор определений добра и зла, подбор синонимов к данным словам)



С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».



С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».











3группа: в) Составьте пословицы и высказывания. Соедините линией.

Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,


чтобы тебя не погубило зло




Твори добро, чтобы любя


От доброго – добро,

От злого – зло родится




Худо тому,


добро нашло тебя




Зла не верши,


Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней




Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.


кто добра не делает никому

II.

1группа: а) «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

(В.О. Ключевский)

Вопросы

1. Объясните высказывание Ключевского.

2. Что хотел сказать великий историк?

2 группа: б) Прочитайте и обсудите.

Указ царя

Всем! Всем! Всем! Слушайте!

Наш пресветлейший царь приказывает немедленно перестать всем быть злыми и отныне иметь лишь доброе сердце! Тот, кто ослушается приказа, будет изгнан из нашего царства!

Вопросы для обсуждения:

1. Выполним ли этот указ?

2. Какие меры сделают людей добрыми?



3группа: в) Вспомните народные сказки.

Вопросы:

1. Почему в сказках добро всегда побеждает зло?

2. Всегда ли в жизни добро торжествует над злом?



Физминутка « Добрые слова»-2мин.

-Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют "волшебными словами"  

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки!

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста.

Руки вперед.

Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого : /спасибо/.

Зазеленеет старый пень, когда услышит : /добрый день/.

Если больше есть не в силах, скажем маме мы : / спасибо/.

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь : /здравствуйте/

III.

Анализ притчи: «Какой волк победит»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы поняли эту причту?

- Как вы думаете, какой поступок легче совершить?

- Почему?

-Легко ли забыть обиду? Простить?



Раскрасьте человечка.



E:\data\articles\56\5693\569385\img1.gif

Памятные медали:

E:\data\articles\56\5617\561772\img1.jpg

Тема урока Добро и зло.docx
HTML Войдите для скачивания файлов



Курс «Основы религиозной культуры и светской этики»
Модуль «Основы светской этики»













Тема «Добро и зло»











Составители:

Кожахметова Ш.Ш, учитель общественных дисциплин

МБОУ « Тузуклейская ООШ»

Утепова Р.Ж. ,учитель общественных дисциплин

МБОУ « Грушевская ООШ»







2011

Тема урока: Добро и Зло.

Цель:  сформировать представление у младших школьников о существующих в жизни добре и зле и ответственности человека за содеянное.

Задачи:

  • Способствовать формированию представлений, что в понятии добра выражаются самые важные интересы, надежды, а в понятие зла вкладываются представления о недобром.

  • Способствовать развитию умения анализировать собственные поступки и поступки других

  • Способствовать развитию речи, творческих способностей и познавательного интереса детей к предмету.

  • Способствовать воспитанию чувства коллективизма и умения работать в группе.

  • Способствовать закреплению коммуникативных навыков.

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Групповая


Формы представления результатов работы

  • Выставка рисунков

  • Дискуссия

  • Диалог

Материалы и оборудование

  • Выставка книг

  • Ситуационные иллюстрации

  • Карточки для групповой работы

  • Справочные материалы

  • Презентация

  • Дерево Добра

  • Корзина с «листочками»

  • Песня « Дорогою добра»

  • Фигурки человечков

  • Эмблемы « Солнышко»

  • Бумага, карандаши


Ход урока:

1.Организационный момент-1мин

Учитель: Начиная урок, улыбнемся друг другу, нашим гостям и пожелаем здоровья. У меня, как и у каждого из вас есть сердце, которое может дружить с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с вашими, маленькими сердечками. И оно мне говорит о том, что вы готовы начать работу.

2.Погружение в тему. Мотивация.-3мин.

Задание 1. Назовите, какое слово лишнее в ряду?


МИЛОСЕРДИЕ ДУШЕВНОСТЬ ЧУТКОСТЬ РАВНОДУШИЕ СЕРДЕЧНОСТЬ


Какое понятие объединяет эти слова?


Задание 2. Назовите, какое слово лишнее в ряду?


ХУДО ЛИХО ДУШЕВНОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ СВИРЕПОСТЬ

Какое понятие объединяет эти слова?


(определение темы урока учащимися) -Добро и зло

3.Постановка проблемы-2мин.

Введение понятия «добро» и «зло».

- Понятны ли вам слова добро и зло?

- Каких людей вы называете добрыми, а каких - злыми?

- Какое отношение вызывают у вас злые люди? Почему?

4.Формулировка темы урока и постановка задач.-1мин.

5.Основная часть урока:

План урока:

  1. Что такое «добро» и «зло»?

  2. Кого мы называем добрым?

  3. Какой Я?



Деление на групы: Предлагается выбрать листочки деревьев, различающиеся по цвету.(зеленый, красный, желый)-1мин.

6.Проектно-исследовательская работа в группах, защита проектов в ходе дискуссии

I. Работа в группах-3 мин.

Защита-3мин.

1группа: а) Подберите к иллюстрациям отрывки из стихотворения В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

2 группа: б) работа со справочниками (выбор определений добра и зла, подбор синонимов к данным словам.

3группа: в) Составьте пословицы и высказывания. Соедините линией.



Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,


чтобы тебя не погубило зло




Твори добро, чтобы любя


От доброго – добро,

От злого – зло родится




Худо тому,


добро нашло тебя




Зла не верши,


Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней




Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.


кто добра не делает никому







II. Работа в группах-5 мин.

Защита-5мин.



1группа: а) «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

(В.О. Ключевский)

Вопросы

1. Объясните высказывание Ключевского.

2. Что хотел сказать великий историк?

2 группа: б) Прочитайте и обсудите.

Указ царя

Всем! Всем! Всем! Слушайте!

Наш пресветлейший царь приказывает немедленно перестать всем быть злыми и отныне иметь лишь доброе сердце! Тот, кто ослушается приказа, будет изгнан из нашего царства!

Вопросы для обсуждения:

1. Выполним ли этот указ?

2. Какие меры сделают людей добрыми?



3группа:в) Вспомните народные сказки.

Вопросы:

1. Почему в сказках добро всегда побеждает зло?

2. Всегда ли в жизни добро торжествует над злом?



Физминутка « Добрые слова»-2мин.

III. Работа в группах-3мин.

Защита-3мин.



Анализ притчи: «Какой волк победит»

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы поняли эту причту?

- Как вы думаете, какой поступок легче совершить?

- Почему?

-Легко ли забыть обиду? Простить?



Мы много говорили о том, каким должен быть добрый человек.-5мин

Задумайтесь: а какой же каждый из вас?

- Что вам нравится в себе?

- Что бы вы хотели изменить в себе?

Практическая работа:-3мин

Я раздам вам фигурки человечков. Раскрасьте вашего человечка.

Какие цвета подходят доброму человеку? Какие цвета подходят злому человеку?

(Вывешиваем на доске.)

Посмотрите, какие веселые, добрые и красивые человечки у нас получились.

7.Подведение итогов-3мин

Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Вспомните, какие вы добрые поступки совершали или совершите после нашего урока. Запишите их на своих листочках и прикрепите к дереву Добра.


ПОМНИТЕ, чтообы совершать добрые дела, нужно выполнять некоторые правила:

Попробуй не наступить, а уступить. 
Не захватить, а отдать. 
Не кулак показать, а протянуть ладонь. 
Не спрятать, а поделиться. 
Не кричать, а выслушать. 
Не разорвать, а склеить.

ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ, КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ. 


8.Рефлексия- 2мин

« Свободый микрофон»

Закончите фразу: «Сегодня на уроке я….» 




Учитель: В жизни по - разному можно жить -

Можно в беде, а можно - в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать,

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать

И подарить его людям.

(С. Островой)



Награда ученикам за работу – памятные медали об уроке: солнышко



9.Домашнее задание: параграф 5. Предложи свой вариант «расшифровки» слов «Добро» и Зло», подобрать пословицы и поговорки по теме



Литература:

  • .А.В.Захарова, В.И.Слободчиков. Мир детства. Младший школьник. М., 1988г.

  • Лошкарева Н.А., психолог. О добре и доброте. Добрый ли ты?



урок добро и зло.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Наталья Дулатова
    14 мая 201208:54
    Наталья Дулатова

    Автором предложен урок по «Основам светской этики». Конспект урока может быть использован для проведения внеклассного мероприятия в начальной школе. Материал подобран разнообразный, интересный, дети активно включены в познавательную деятельность. Автору необходимо разместить аннотацию на страничке, и логотипа портала в прикрепленных файлах.

  • Сергей Колодин
    15 мая 201217:10
    Сергей Колодин

    Уважаемая Шарипа Шамаровна!

    Пожалуйста, включите в разработку файл аннотации с методическими указаниями на способ применения разработки. Также прошу Вас добавить логотип Портала в верхний колонтитул работы. В презентации необходимо удалить слайды с указанием цели, задач, аннотации к занятию (№№ 2-11) и добавить ссылки на использованные графические объекты.

    С уважением, С.А. Колодин.

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий: