В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Конспект фольклорно-познавательного занятия «В гостях у русской печки».

Елена Коноплёва Елена Коноплёва
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234  голосов:11    просмотров: 5190    комментариев: 2
Краткое описание
закрепление сведений детей об устройстве и назначении русской печи

Описание
Пояснительная записка
С каждым годом мы больше стали  возвращаться  к национальной памяти, к русским традициям. В нашем детском доме одним из важных направлений  воспитания детей является развитие духовно-нравственных и патриотических качеств через приобщение воспитанников к историко-культурному наследию русского народа. Нами была создана русская изба,  в которой есть макет русской печи. По крупицам собрали старинные вещи, которые были в русских избах. В русской избе проводим занятия по духовно-нравственному воспитанию, стараемся в доступной форме рассказать и показать, как жили  крестьяне. Знания русских традиций помогает педагогам  воспитывать  в детях любовь к нашему Отечеству, нашей многонациональной Родине.
Конспект фольклорно-познавательного занятия
«В гостях у русской печки».
Цель:   
·
 закрепление сведений детей об устройстве и назначении русской печи;
Задачи
·
 вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора:  
   загадок,  пословиц, сказок;
·
 Развивать связную  речь, творчество, смекалку, эмоциональную отзывчивость;
   воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям   
   и  обычаям.

Оборудование: кондилябр со свечкой; карточки с пословицами; карточки с зашифрованными словами «Словечки-элементы печки»; веник; карточки с отрывками из сказок; саше с травами; предметы русской избы: посуда, ухват, кочерга, самовар, сито, ложки, ковш, рукомойник; пироги.
Ход занятия.
Организационный момент.
— Здравствуйте, гости дорогие!
— Добро пожаловать!
— Добрый гость всегда в пору.
— Для дорогого гостя и ворота настежь!
— Удобно ли вам, гости дорогие?
— Всем ли видно, всем ли слышно?
Лог.- Гостям – то места хватит!
  Не тесновато ли хозяевам?
Д. – В тесноте, да не в обиде!
Лог.- Тогда занимайте свои места в нашей «русской избе».
Слайд №1.
Введение в тему.
Лог.- Чем больше в будущее входим,
    Тем больше прошлым дорожим.
    И в старом красоту находим,
    Хоть новому принадлежим!
И мы с вами сегодня вновь окунемся в русскую старину. А о чем речь поведем, вы сейчас узнаете.
-Отгадайте ребус.
Ответ (печка). 
Слайд № 2.
Сообщение темы занятия.
Лог. Конечно, мы будем говорить о русской печке.
Слайд №3.
Краткий исторический экскурс.
Лог.- «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил»,- говорится в русской пословице. И, действительно, печь – основа русской избы, её душа. Ещё наши древние предки славяне считали огонь в печи, священным, по их верованиям он помогал сохранить родственные связи. Потому плюнуть на очаг считалось, великим грехом.
   Давайте вместе зажжем теплом своих сердец огонь в знак дружбы и доверия друг к другу, донесем его до нашей печи.
Слайд №4.
(Дети, осторожно передавая из рук в руки огонек, ставят его в печь).
Основная часть.
А) Дидактическая игра «Собери  пословицу».
Лог.- А теперь постарайтесь составить пословицы о печи.
· На печи все…(красное лето).
· Без работы и…(печь холодна).
· Хочешь, есть калачи …(не сиди на печи).
Лог.- Объясните смысл последней пословицы, выбрав  один из трех вариантов:
1. После работы нужен отдых.
2. Чтобы хорошо жить, надо хорошо   трудиться.
3. Лежа вредно есть.
Лог.- Попробуйте отгадать одну  (известную вам) пословицу по картинкам.
-Правильно. Печь – и греет, и лечит, и сушит, и кормит.
Слайд № 5,6, 7.
Б) Словесная игра «Словечки -  элементы печки».
Лог.- Давайте подумаем, почему печь греет и лечит?
Д.-  Если натопить печку, в доме будет тепло.
— Если погреться на печи, проходит простуда; перестает болеть спина.
Лог.- Возьмите карточки, на которых зашифрованы слова, обозначающие элементы печи. Разгадайте слова и объясните их значение.
(Слова на карточках: вьюшка, устье, заслонка, лежанка, загнетка).
Из разбросанных букв  или слогов; стертые буквы и т.п.
Дети  отгадывают слова, объясняют значения слов; если возможно демонстрируют на макете печи.
Лог.- Возьмите карточки, на которых зашифрованы слова, обозначающие элементы печи. Разгадайте слова и объясните их значение.
(Слова на карточках: вьюшка, устье, заслонка, лежанка, загнетка).
Из разбросанных букв  или слогов; стертые буквы и т.п.
Дети  отгадывают слова, объясняют значения слов; если возможно демонстрируют на макете печи.
Слайд № 8,9.
Физминутка.
Подвижная игра «Баба Яга».
Рисуется круг, в середину ставится один из играющих – Баба Яга. В руке у неё помело (можно веник).
Дети – дразнят Бабу Ягу:
«Бабка Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала,
А потом и говорит, «У меня нога болит!»
Баба Яга скачет на одной ноге, стараясь коснуться кого – либо. Кого «запятнала» замирает, считается заколдованным.
Продолжение работы по теме занятия.
В). Словесная игра «По страницам русских сказок».
Лог.- Чтобы расколдоваться вам  нужно отгадать задания Бабы Яги: вынуть карточку с отрывком из сказки, где речь идет о печке, и вспомнить название сказки.
Отрывки из сказок:
-«Царевна-лягушка»;
— «Колобок»;
— «Гуси – лебеди»;
— «Лиса и заяц»;
— «По щучьему велению»;
— «Финист – ясный сокол».
Слайд № 10,11.
Г). Продолжение беседы.
Лог.- Молодцы, сказки отгадали.
Все снова на своих местах.
Продолжим наш разговор. Мы уже выяснили, почему печь греет и лечит, а как вы думаете,
что она сушит?
Дети — На печке сушили грибы, ягоды, разные травы.
Лог.- Верно! В давние времена, особенно в русских деревнях, не было докторов. Люди лечили себя сами народными средствами. В основном это были высушенные травы и коренья.
Д) Дидактическая игра «Угадай траву»
Лог.- На нашей печи тоже есть сушеные травы. Я их положила вот в такие мешочки – саше.
-Возьмите саше разного цвета и вдохните аромат трав.
(Дети нюхают саше).
Лог.- Кто догадался, какая трава в розовом саше? В голубом? В зеленом? И т.д.
Лог.- Кто знает, для чего служат эти травы?
травы. Я их положила вот в такие мешочки – саше.
-Возьмите саше разного цвета и вдохните.
— (Дети нюхают саше).
Лог.- Кто догадался, какая трава в розовом саше? В голубом? В зеленом? И т.д.
Лог.- Кто знает, для чего служат эти травы?
Дети рассказывают о целебных свойствах известных им трав.
Е). Дидактическая игра «Загадки».
Лог.- Итак, мы выяснили, что сушит печь и для чего.
А теперь нам предстоит выяснить, как же она кормит, ведь ни рук, ни ног у неё нет.
-Вспомните, как называли место за печкой, где делала домашние дела хозяйка?
Д.- Бабий кут.
Лог.- Что находилось в бабьем куте?
Д.- Рукомойник, посуда, ухват, кочерга.
Лог.- Посмотрите, возле нашей печки тоже находятся предметы, необходимые хозяйке.
Вспомните и загадайте друг другу загадки о них:
-Рогат, да не бык,
Пищу берт, а не сыт. (Ухват).
— Сверху — дыра, снизу — дыра,
Посередине огонь да вода. (Самовар).
— В лесу родился, а дома хозяйничает (Веник).
-Новая посудина, а вся в дырах.  (Сито).
— Сами не едим, а людей кормим. (Ложки).
— Утка в море, хвост на воле. (Ковш).
— Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)
Слайд № 12,13.
Ж. Дидактическая игра  «Из чего – какая?»
Лог.- Посуда в крестьянской избе была сделана из глины (какая?)- глиняная,
  — из дерева  -
  — из бересты —
  — из чугуна —
  — из меди —
Блюда из русской печи.
Лог.-  У русского народа есть замечательная поговорка:
«Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи.
-Назовите основное блюдо русской кухни, которое готовили в печи?
Д.-   Каша.
Лог.- Какая бывает каша?
Д.- Из манки — манная,
 -из овса – овсяная,
 -из риса – рисовая,
— из перловки – перловая,
 - из тыквы – тыквенная,
 - из кукурузы – кукурузная.
Лог.- А что такое полба?
Д.- Полба- каша из зерен пшеницы.
Лог.- А что выпекали в печи?
Д. – Хлеб, пироги, бублики, калачи, блины.
Лог.- Верно. И пекли их чаще всего в праздничные дни. А в праздники за чаем хорошо и частушки послушать.
Слайд №14.
(Дети поют частушки)
Обратная связь.

Лог. – О чём мы с вами говорили на занятии?
Что интересного вы узнали на занятии?
Дети высказывают свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.
Итог занятия.

Лог.- Пока вы частушки пели, в нашей печи пироги подоспели.
« Что есть в печи – всё на стол мечи».
(Угощает детей).
Лог.- Вот на такой весёлой ноте подошел к концу наш разговор о русской печке.
Надеюсь, что сегодня вы не только показали свои знания, но и узнали много  нового, а заодно поиграли, повеселились!
 Спасибо всем!

Список литературы
1.Паншина, В.М. А у нас — перепляс! Фольклорные праздники для 1-4 классов.
  Ярославль: Академия развития, 2005. 117 с.
Пожаловаться 10 мая 2012
Файлы
познавательное занятие В гостях у русской печки.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Пояснительная записка

С каждым годом мы больше стали возвращаться к национальной памяти, к русским традициям. В нашем детском доме одним из важных направлений воспитания детей является развитие духовно-нравственных и патриотических качеств через приобщение воспитанников к историко-культурному наследию русского народа. Нами была создана русская изба, в которой есть макет русской печи. По крупицам собрали старинные вещи, которые были в русских избах. В русской избе проводим занятия по духовно-нравственному воспитанию, стараемся в доступной форме рассказать и показать, как жили крестьяне. Знания русских традиций помогает педагогам воспитывать в детях любовь к нашему Отечеству, нашей многонациональной Родине.


Конспект фольклорно-познавательного занятия

«В гостях у русской печки».

Цель:

  • закрепление сведений детей об устройстве и назначении русской печи;

Задачи

  • вырабатывать умения использования в речи знаний русского фольклора:

загадок, пословиц, сказок;

  • Развивать связную речь, творчество, смекалку, эмоциональную отзывчивость;

воспитывать интерес к русской бытовой культуре, национальным традициям

и обычаям.


Оборудование: кондилябр со свечкой; карточки с пословицами; карточки с зашифрованными словами «Словечки-элементы печки»; веник; карточки с отрывками из сказок; саше с травами; предметы русской избы: посуда, ухват, кочерга, самовар, сито, ложки, ковш, рукомойник; пироги.


Ход занятия.

Организационный момент.

- Здравствуйте, гости дорогие!

- Добро пожаловать!

- Добрый гость всегда в пору.

- Для дорогого гостя и ворота настежь!

- Удобно ли вам, гости дорогие?

- Всем ли видно, всем ли слышно?

Лог.- Гостям – то места хватит!

Не тесновато ли хозяевам?

Д. – В тесноте, да не в обиде!

Лог.- Тогда занимайте свои места в нашей «русской избе».

Слайд №1.

Введение в тему.

Лог.- Чем больше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим!

И мы с вами сегодня вновь окунемся в русскую старину. А о чем речь поведем, вы сейчас узнаете.

-Отгадайте ребус.

Ответ (печка).

Слайд № 2 .

Сообщение темы занятия.

Лог. Конечно, мы будем говорить о русской печке.

Слайд №3.

Краткий исторический экскурс.

Лог.- «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил»,- говорится в русской пословице. И, действительно, печь – основа русской избы, её душа. Ещё наши древние предки славяне считали огонь в печи, священным, по их верованиям он помогал сохранить родственные связи. Потому плюнуть на очаг считалось, великим грехом.

Давайте вместе зажжем теплом своих сердец огонь в знак дружбы и доверия друг к другу, донесем его до нашей печи.

Слайд №4.

(Дети, осторожно передавая из рук в руки огонек, ставят его в печь).

Основная часть.

А) Дидактическая игра «Собери пословицу».

Лог.- А теперь постарайтесь составить пословицы о печи.

  • На печи все…(красное лето).

  • Без работы и…(печь холодна).

  • Хочешь, есть калачи …(не сиди на печи).

Лог.- Объясните смысл последней пословицы, выбрав один из трех вариантов:

1. После работы нужен отдых.

2. Чтобы хорошо жить, надо хорошо трудиться.

3. Лежа вредно есть.

Лог.- Попробуйте отгадать одну (известную вам) пословицу по картинкам.

-Правильно. Печь – и греет, и лечит, и сушит, и кормит.

Слайд № 5,6, 7.

Б) Словесная игра «Словечки - элементы печки».

Лог.- Давайте подумаем, почему печь греет и лечит?

Д.- Если натопить печку, в доме будет тепло.

- Если погреться на печи, проходит простуда; перестает болеть спина.

Лог.- Возьмите карточки, на которых зашифрованы слова, обозначающие элементы печи. Разгадайте слова и объясните их значение.

(Слова на карточках: вьюшка, устье, заслонка, лежанка, загнетка).

Из разбросанных букв или слогов; стертые буквы и т.п.

Дети отгадывают слова, объясняют значения слов; если возможно демонстрируют на макете печи.

Лог.- Возьмите карточки, на которых зашифрованы слова, обозначающие элементы печи. Разгадайте слова и объясните их значение.

(Слова на карточках: вьюшка, устье, заслонка, лежанка, загнетка).

Из разбросанных букв или слогов; стертые буквы и т.п.

Дети отгадывают слова, объясняют значения слов; если возможно демонстрируют на макете печи.

Слайд № 8,9.

Физминутка.

Подвижная игра «Баба Яга».

Рисуется круг, в середину ставится один из играющих – Баба Яга. В руке у неё помело (можно веник).

Дети – дразнят Бабу Ягу:

«Бабка Ёжка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит, «У меня нога болит!»

Баба Яга скачет на одной ноге, стараясь коснуться кого – либо. Кого «запятнала» замирает, считается заколдованным.

Продолжение работы по теме занятия.

В). Словесная игра «По страницам русских сказок».

Лог.- Чтобы расколдоваться вам нужно отгадать задания Бабы Яги: вынуть карточку с отрывком из сказки, где речь идет о печке, и вспомнить название сказки.

Отрывки из сказок:

-«Царевна-лягушка»;

- «Колобок»;

- «Гуси – лебеди»;

- «Лиса и заяц»;

- «По щучьему велению»;

- «Финист – ясный сокол».

Слайд № 10,11.

Г). Продолжение беседы.

Лог.- Молодцы, сказки отгадали.

Все снова на своих местах.

Продолжим наш разговор. Мы уже выяснили, почему печь греет и лечит, а как вы думаете,

что она сушит?

Дети - На печке сушили грибы, ягоды, разные травы.

Лог.- Верно! В давние времена, особенно в русских деревнях, не было докторов. Люди лечили себя сами народными средствами. В основном это были высушенные травы и коренья.

Д) Дидактическая игра «Угадай траву»

Лог.- На нашей печи тоже есть сушеные травы. Я их положила вот в такие мешочки – саше.

-Возьмите саше разного цвета и вдохните аромат трав.

(Дети нюхают саше).

Лог.- Кто догадался, какая трава в розовом саше? В голубом? В зеленом? И т.д.

Лог.- Кто знает, для чего служат эти травы?

травы. Я их положила вот в такие мешочки – саше.

-Возьмите саше разного цвета и вдохните.

- (Дети нюхают саше).

Лог.- Кто догадался, какая трава в розовом саше? В голубом? В зеленом? И т.д.

Лог.- Кто знает, для чего служат эти травы?

Дети рассказывают о целебных свойствах известных им трав.

Е). Дидактическая игра «Загадки».

Лог.- Итак, мы выяснили, что сушит печь и для чего.

А теперь нам предстоит выяснить, как же она кормит, ведь ни рук, ни ног у неё нет.

-Вспомните, как называли место за печкой, где делала домашние дела хозяйка?

Д.- Бабий кут.

Лог.- Что находилось в бабьем куте?

Д.- Рукомойник, посуда, ухват, кочерга.

Лог.- Посмотрите, возле нашей печки тоже находятся предметы, необходимые хозяйке.

Вспомните и загадайте друг другу загадки о них:

-Рогат, да не бык,

Пищу берт, а не сыт. (Ухват).

- Сверху - дыра, снизу - дыра,

Посередине огонь да вода. (Самовар).

- В лесу родился, а дома хозяйничает (Веник).

-Новая посудина, а вся в дырах. (Сито).

- Сами не едим, а людей кормим. (Ложки).

- Утка в море, хвост на воле. (Ковш).

- Черный конь скачет в огонь. (Кочерга)

Слайд № 12,13.

Ж. Дидактическая игра «Из чего – какая?»

Лог.- Посуда в крестьянской избе была сделана из глины (какая?)- глиняная,

- из дерева -

- из бересты -

- из чугуна -

- из меди -

Блюда из русской печи.

Лог.- У русского народа есть замечательная поговорка:

«Хороши щи из русской печи». Но в печи готовили не только щи.

-Назовите основное блюдо русской кухни, которое готовили в печи?

Д.- Каша.

Лог.- Какая бывает каша?

Д.- Из манки - манная,

-из овса – овсяная,

-из риса – рисовая,

- из перловки – перловая,

- из тыквы – тыквенная,

- из кукурузы – кукурузная.

Лог.- А что такое полба?

Д.- Полба- каша из зерен пшеницы.

Лог.- А что выпекали в печи?

Д. – Хлеб, пироги, бублики, калачи, блины.

Лог.- Верно. И пекли их чаще всего в праздничные дни. А в праздники за чаем хорошо и частушки послушать.

Слайд №14.

(Дети поют частушки)

Обратная связь.

Лог. – О чём мы с вами говорили на занятии?

Что интересного вы узнали на занятии?

Дети высказывают свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.

Итог занятия.

Лог.- Пока вы частушки пели, в нашей печи пироги подоспели.

« Что есть в печи – всё на стол мечи».

(Угощает детей).

Лог.- Вот на такой весёлой ноте подошел к концу наш разговор о русской печке.

Надеюсь, что сегодня вы не только показали свои знания, но и узнали много нового, а заодно поиграли, повеселились!

Спасибо всем!


Список литературы

1.Паншина, В.М. А у нас - перепляс! Фольклорные праздники для 1-4 классов.

Ярославль: Академия развития, 2005. 117 с.




























6


титульный лист.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(законных представителей) «Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»

(МКОУ «Детский дом № 6»)






Конспект фольклорно-познавательного занятия

«В гостях у русской печки»

для учащихся 3-4 классов








Автор разработки:

учитель-логопед

Коноплева Елена Дмитриевна


город Прокопьевск, 2012

В гостях у русской печи.pptx
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru