В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Рабочая программа по истории для 10-11 классов

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

«Рассмотрено»

на заседании МО

Протокол № 1 от

13 сентября 2011 г.




«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_______/Хазиахметова Э.Ф./

13 сентября 2011 г.




«Утверждено» пр. №126

Директор школы

______ /Ягафаров Ю.Г./

15 сентября 2011 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

Класс 10—11

Учитель Ягафаров Ю.Г.

Количество часов 68 часов в 10 классе и 68 часа в 11 классе

Всего 136 часов, в неделю по 2 часа


Учебные пособия:

Л.Н.Алексашкина. «Всеобщая история», М.: Мнемозина, 2006

«Россия с древнейших времен до конца XVII в.», «Россия в конце XV1I-XIX вв.» (под ред. НИ. Павленко), М.: Дрофа, 2005

О.В.Волобуев, С.В. Кулешов. История России. 11 класс. М.: Мнемозина, 2005

Мир в ХХ веке. 11 класс. (О.С.Сороко-Цюпа)



В основу рабочей программы была положены:

Федеральный компонент Государственного стандарта по истории 2004 г.

Примерная программа по истории для общеобразовательных учебнх заведений (10—11 классы). ПИОШ 2011, № 2,3.

Авторская программа В.М.Антонова «Примерное тематическое планирование уроков истории и обществознания в основной и средней школе», Уфа. 2004



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Тематическое планирование по истории составлено с учетом программы , рекомендованной министерством образования РБ, программ и Федеральный компонент Государственного стандарта по истории 2004 г.

Главной целью современного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения истории:

  1. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций;

  2. Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности;

  3. Освоение систематизированных знаний о прошлом;

  4. Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

  5. Формирование исторического мышления.

На основании требований  Государственного образовательного стандарта  2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается  реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный  подходы, которые определяют задачи обучения:

  • Приобретение знаний о важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • Овладение способами деятельностей, элементарными методами исторического познания, умениями работы с различными источниками исторической информации, применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в многокультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других стран и народов;

  • Освоение компетенций в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной  и коммуникативной деятельности, ориентации в широком круге исторических источников.

Названные задачи решаются с опорой на историческую и обществоведческую подготовку учащихся в основной школе.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся  понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для ос­мысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.  Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию  личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражда­нина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствова­ние этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбо­ру, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышле­ния и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нес­тандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодей­ствию с людьми.
Усвоение материала на творческом уровне осуществляется за счет выделения часов на семинарские занятия, на которых анализируются первоисточники, идет работа со статистическими документами, схемами, таблицами, а также на повторительно-обобщающие уроки выносится ряд дискуссий, затрагивающих наиболее спорные вопросы отечественной и зарубежной истории, тем самым формируется свой взгляд на изучаемые события. Домашние задания альтернативны и сориентированы на различный уровень подготовки учащихся.

Основой целеполагания является  обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе исторического образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государ­ственного стандарта — переход от суммы «предметных результа­тов» к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты предс­тавляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают спе­цифику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой  деятель­ности, что предполагает повышенное внимание  к развитию межпредметных связей курса  история.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства  отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных  результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов  деятельности. Формирование целостных представлений об истории будет осущес­твляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе  личностного осмысления исторических фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нет­радиционных форм уроков, в том числе методики проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков, решения познавательных задач, реконструирования исторической действительности на основе анализа исторических источников.

Для исторического образования приоритетным можно считать раз­витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де­ятельность, использовать элемен­ты причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущно­стные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для срав­нения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания
При выполнении творчес­ких работ формируется умение опреде­лять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, ком­бинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стан­дартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятель­ности, искать оригинальные решения.

Учащиеся должны приобрести умения по фор­мированию собственного алгоритма решения познавательных задач форму­лировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы реше­ния задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными историческими знаниями. Учащиеся должны научиться представлять результаты ин­дивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии в форме  резюме, исследовательского проекта, публичной презентации.

Реализация календарно-тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста,  составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть   монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, дискуссии, приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энцик­лопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуника­тивной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные сред­ства языка и знаковые системы.

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предпо­лагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формирование простейших навыков работы с  источниками, картографическими и хронологическими материалами. В тре­бованиях к выпускникам старшей школы ключевое значение придается комплексным умениям по поиску и анализу информации, представленной в разных зна­ковых системах, использованию методов электронной обработки при поиске и систематизации информа­ции. При профильном изучении формируются и умения, связанные с основами исторического анализа. Важнейшее значение имеет овладение учащимися коммуникативной компетенцией: фор­мулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргумента­ции исторические сведения, участвовать в дискуссиях по историческим проблемам и др.

Большую значимость на этой ступени  образования сохраняет информаци­онно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, изв­лечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых систе­мах, перевода информации из одной знаковой системы в другую, выбора знаковых систем адекватно познава­тельной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной ин­формации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства, объ­яснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, вла­деть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, по­лемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполага­ется уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных тех­нологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, пре­зентации результатов познавательной и практической деятельности.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учеб­ную деятельность, оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должны быть сформированы ценностные ориентации учащихся, развито чувство патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: диск «Романовы», электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Планирование курсов всеобщей истории и истории России для 10 классов общеобразовательных учреждений рассчитано на сокращение количества учебных часов на изучение истории в объеме 68 часов (2 часа в неделю). В планировании учтены рекомендации МО РФ о соотношении учебного времени на изучение всеобщей истории и истории России (соответственно 40% и 60%).

Содержание национально-регионального компонента включено в содержание учебных тем по истории России, изучаемых исторических периодов в тематической связи с изучаемым материалом.

Уровень усвоения обучающимися образовательных программ проверяется при помощи контрольных, самостоятельных, проверочных работ, тестирования и практических работ. Оценки выставляются по завершению педагогической процедуры, включающей учебную деятельность школьников в процессе изучения раздела, главы, темы.

Данная программа может быть реализована при использовании разнообразных форм организации учебного процесса и позволяет внедрять современные педагогические технологии, в частности ИКТ 

В ходе осуществления контроля ЗУН обучающихся предусматривается проведение различных видов уроков, в том числе тестирования, семинарских занятий, уроков-диспутов, аналитических контрольных работ, исторического (терминологического) диктанта, собеседований и др. Обучающиеся уже владеют опытом составления уроков-презентаций в электронной форме, умеют составлять и защищать проекты. Задача учителя развивать данные способности старшеклассников.

         

Применение информационных технологий я рассматриваю как один из эффективных способов организации учебного процесса. Использование их на уроках истории повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов. Основные виды работы с персональным компьютером на уроке можно подразделить на 2 группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ (или их компонентов), различных приложений и электронных версий урока самим учителем с дальнейшим применением при объяснении материала или при его отработке и проверке.

         

 Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучающихся, росту их познавательной активности, что очень важно при компетентностном подходе к обучению.





ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ



Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате изучения истории на базовом уровне учащийся должен:

Знать, понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной истории;

  • периодизацию отечественной истории;

  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории;

  • историческую обусловленность современных общественных процессов;

  • особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.

Уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • соотнесения своих действий и поступков окружающих и исторически возникшими формами социального поведения;

  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса

должны знать/понимать:

  • Факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;

  • Особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;

  • Взаимосвязь и особенности истории России и мира;

  • Периодизацию отечественной и всемирной истории;

  • Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

  • Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

должны уметь:

  • Проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • Критически анализировать источник исторической информации;

  • Систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

  • Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);

  • Формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;

  • Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;

  • Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

  • Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;

  • Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной.





КОНТРОЛЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМУМА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, ТРЕБОВАНИЙ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Контроль за выполнением обязательного минимума содержания образования, требований к уровню подготовки обучающихся осуществляется в рамках методической диагностики, разработанной в процессе практической профессиональной деятельности с учётом специфики учебной дисциплины, требований к уровню её преподавания и уровню подготовки учащихся. Система методической диагностики, представленная в рабочей программе, в равной степени используется в процессе преподавания как истории, так и обществознания в школе III ступени.

Под методической диагностикой понимаются способы системного исследования предметного обучения, основанные на определённых принципах, единых параметрах и комплексном применении различных методов выявления достижений учащихся в процессе преподавания истории и обществознания.

В качестве методов диагностики исследования уровня усвоения содержания и уровня сформированности умений, формируемых в рамках курса истории взяты общие (тестирование), традиционные (анкетирование, интервью) и специфические (творческое сочинение, познавательная задача, фиксированный устный ответ) методы. Общая структурная модель содержания методической диагностики выглядит следующим образом:

  • входная диагностика;

  • промежуточная диагностика;

  • итоговая диагностика;





и представлена в технологической карте:

Вид диагнос-тики

Время проведения

Цель проведения

Методы диагностики

Методический потенциал результатов диагностики

Входная.

Сентябрь.

Определение познавательных интересов учащихся.

Выявление уровня познавательных возможностей учащихся.

Анкетирование.

Тестирование (ориентация на ЗУН по предыдущему курсу).

Выбор эффективных форм уроков и методов обучения при составлении календарно-тематического планирования.

Промежуточная.

Январь.

Фиксирование полученных за прошедший период достижений учащихся.

Тестирование.

Контроль правильности выбранных методов и форм.

Выявление недостатков преподавания.

Итоговая.

Май.

Определение динамики развития учащихся: определение качества полученных за год знаний; выявление уровня сформированности умений; фиксирование изменений в ценностных ориентациях.

Комплекс: Тестирование Фиксированный замер устной речи Выполнение познавательной задачи. Творческое сочинение

Наличие исходных данных для следующего года.



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН УЧАЩИХСЯ


Оценка устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.


Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.


Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, которые не может исправить даже по требованию учителя.



Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.






УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ:


Л.Н.Алексашкина. «Всеобщая история», М.: Мнемозина, 2006

«Россия с древнейших времен до конца XVII в.», «Россия в конце XV1I-XIX вв.» (под ред. НИ. Павленко), М.: Дрофа, 2005

О.В.Волобуев, С.В. Кулешов. История России. 11 класс. М.: Мнемозина, 2005

Мир в ХХ веке. 11 класс. (О.С.Сороко-Цюпа)



Дополнительная литература для реализации требований стандарта.

Литература для учащихся.

  1. Бурин С.Н. Новейшая история. ХХ век. M. 2000.

  2. Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев M.В. и др. Россия и мир. ХХ в. M. 2002.

  3. Загладин Н.В. История России и мира в ХХ веке. M.2002.

  4. Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т. и др. Мировое политическое развитие: век ХХ. Пособие для учащихся и учителей старших классов школ, гимназий и лицеев.

  5. Пантелеев M.М., Саватеев А.Д. Современный мир. Учебное пособие для 11 класса.

  6. Сергеев Е.Ю. Хрестоматия по курсу «Новейшая история зарубежных стран». M. 2003.

  7. Страны мира. Справочник. M. 1998.

  8. Хачатурян В.M. История мировых цивилизаций. M. 2000.

  9. Шацилло В.К. Политические деятели в новейшей истории. M. 2002.

  10. Энциклопедический словарь юного историка. M. 1993.

  11. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всеобщая история. M. 1993.

Литература для учителя.

  1. Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 2, 5. M. 1997.

  2. Васильев Л.С. История Востока. Т. 2. M. 1993.

  3. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. M. 1995.

  4. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. M. 1969.

  5. Ильина Т. Западноевропейское искусство M. 1983.

  6. Кейнс. Дж. Избранные произведения. M. 1993.

  7. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. M. 2002.

  8. Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. M. 1994.

  9. Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. M. 1996.

  10. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. Ч. 1 - 2. Под ред. А.M. Родригеса. M. 1998.

  11. Пономарев M.В., Смирнова С.Ю. Великобритания: государство, политика, право. M. 2000.

  12. Селезнев Г.К. Новейшая история России и Запад. M. 1998.

  13. Строганов Л.И. Новейшая история стран Латинской Америки. M 1995.

  14. Тоффлер Э. Третья волна. M. 1999.

  15. Черепков А. «Теория длинных волн» Н.Д. Кондратьева. http:/marketing.spb.ru/read/artcle/a45.htm

  16. Шпенглер О. Закат Европы. M. 1993.

  1. Гареев M.А. Неоднозначные страницы войны (Очерки о проблемных вопросах Великой отечественной войны). M. 1995.

  2. Геллер M.Я. Утопия у власти: история Советского Союза с 1917 года до наших дней. В 3-х книгах. M. 1995.

  3. Голубев А.В. Тоталитарный режим в СССР: теория, споры, реальность // Преподавание истории в школе. 2001. № 2.

  4. Голотик С.И., Зимина В.Д., Карпенко С.В. Российская эмиграция 1920 – 1930-х гг. http://nivestnik.rsush.ru/2001

  5. Данилов А.А. Из истории партий и общественно – политических движений в россии и СССР: Многопартийность в россии: распад и возрождение (1917 – 1992). M. 1992.

  6. Ершова Е.Б. Революция, реформы и российская творческая интеллигенция в первой половине ХХ века // Вопросы истории. 2001. № 6.

  7. Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 – 1964. M. 1993.

  8. История России. 1861- 1917. M. 1996.

  9. История России. Советское общество. 1917 – 1991. M. 1997.

  10. История России. Учебный минимум для абитуриента. Под редакцией В.В. Керова. M. 2001.

      1. История современной России. 1985 – 1994. M. 1995.

      2. Курскова Г.Ю. Тоталитарная система в СССР: истоки и пути преодоления. M. 2000.

      3. Медников В.В., Маховникова Г.А. Экономика России: путь реформ (1917 – 1995). СПб. 1997.

      4. Нежинский Л.Н. Пути и перепутья внешней политики России в ХХ столетии // Отечественная история. 1999. № 6.

      5. Поцелуев В.А. Исторические корни политики большевиков. M. 1998.

      6. Реформы и контрреформы в России: Циклы модернизационного процесса. M. 1996.

      7. Российское государство и общество. ХХ век. M. 1999.

      8. Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины ХХ века. Под редакцией В.А. Золотарева. M. 2000.

      9. Россия в ХХ веке: Проблемы национальных отношений. M. 1999.

      10. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Брянск. 1996.

      11. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. Т. 1 – 2. M. 1997.

Методическая литература для учителя.

  1. Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. Учебно - методические материалы. M. 2000.

  2. Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова И.А. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. Пособие для учителя. M. 2001.

  3. Коваль Т.В., Хромова И.С. Тематическое планирование и методические рекомендации к учебнику «Новейшая история зарубежных стран». Эксперимент. M. 2003.

  4. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. Всеобщая истории. ХХ век. M. 2003.

  5. Улунян А.А., Сергеев Е.Ю., Коваль Т.В., Хромова И.С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных стран» M. 2003.

  6. Хачатурян В.M. Методическое пособие к учебнику «История мировых цивилизаций». M. 2001.

  7. Данилов А.А. История России ХХ в. Справочные материалы. M. 1996.

  8. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 11 классе. M. 2002.

  9. История Отечества в документах. 1917 – 1993. В 4-х частях. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. Составитель Г.В. Клокова. M. 1994 – 1995.

  10. История России ХХ века. Пособие для учителя. Под редакцией А.О. Чубарьяна. M. 2003.

  11. Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. История России. ХХ век. M. 2001.

  12. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. Жукова Л.В. Поурочные разработки к учебнику «Россия в ХХ веке. 11 класс». M. 2002.

  13. Романовский В.К. Новейшая отечественная история. 1985 – 2002. M. 2002.

  14. Россия, которую мы не знали. 1939 – 1993. Хрестоматия. Под редакцией M.Е. Главацкого.

  15. Стрелова О.Ю. Тематическое планирование и методические рекомендации к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «История России. ХХ - начало ХХI века». M. 2003.

  16. Хрестоматия по отечественной истории (1914 – 1945 гг.). Под редакцией А.Ф. Киселева, Э.M. Щагина. M. 1996.

  17. Хрестоматия по отечественной истории (1946 – 1995 гг.). Под редакцией А.Ф. Киселева, Э.M. Щагина. M. 1996.

  18. Щетинов Ю.А. Дополнительные материалы к учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова «Россия в ХХ веке. 11 класс». M. 2002.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


10 класс



Тема урока

количество часов

Изучаенмые дидактические единицы стандарта

Основные факты, понятия, проблемы, идеи

Основные умения

ВКС, ВПС, МПС

Средства обучения

Тип и форма урока

Сроки

план

факт



1.












Введение (1 час)

Основы исторического знания










История в системе гуманитарных наук. Основные концепции исторического развития человечества

Источники сведений о прошлом человечест­ва. Историческое знание. Методы исторического исследования.

Концепции историче­ского развития (цивилизацнонные, формацион­ная, технократические). Периодизация исторического процесса.

Умение осмысливать материал (проблема достоверности ист.знания)

Хронологические (периодизации истории чел-ва)

Умение объяснять (понятия)




ВПС с курсом Истории древнего мира 5кл. – Древний восток



Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»

Таблица «модели исторического развития».

Меловая схема «История»




Изучение нового материала

Лекция с беседой




I, 09



2.

Древнейшая и древняя история (8 часов)

Первобытный мир и зарождение цивилизации


Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей


Теории происхождения человека. Родовая община. Семья. Неолитическая революция и ее последствия. Переход от первобытности к цивилизации. Признаки цивилизации.


Хронологические (характеристика древнейших этапов истории человечества)

Анализировать (причины и последствия неолит. революции, осн. понятия)

Картографические (читать карту)

Умение работать с учебником

ВКС с введением -- определение цивилизации, цивил. теория


Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»

Карта «Древние государства в I тысячелетии до н.э.»


Комбиниро-ванный

Практикум


II, 09



3.


Цивилизации Древнего Востока (общая характеристика)



Традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации древности.

Происхожде­ние государства. Деспотия как особая форма государственного устройства. Социальная структура древневосточного общества. Власть и право на Древнем Востоке. Мифологическое сознание. Появление религий

Объяснять понятия (деспотия, иерархия и др.)

Умение воссоздавать исторические образы (цари-боги)


ВПС с курсом Истории древнего мира 5кл. – Древний восток

Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»

Схема-апликация «Социальная структура древневосточного общества»

Вводный

Лекция


II, 09



4.


Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока

Мифологическая картина мира. Возникновение религиозной картины мира

Право обычное и право письменное.

Отражение в законах иерархичности общества.

Проблема личности на Востоке.

Картина мира древних людей. Языческие верования. Мифология Древнего Востока . Религиозные учения (буд­дизм, конфуцианство, иудаизм) Мир земной к мир небесный в религиях спасения.

Логические («Появление письменного законодательства»)

Оценочные (характер законодательства)

Объяснять понятия (Миф, тотемизм и др.)

Логические («Появление религий»)

Сравнивать мифологическое сознание и религиозное


ВПС с курсом Истории древнего мира 5кл. – Древний восток

МПС

с обществознанием 10кл.

Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»,

Извлечения из За­конов царя Хаммурапи (Вавилон, XVIII в. до н. э.)

Комбиниро-ванный

Беседа


III, 09



5.



Цивилизация Древней Греции


Античные цивилизации Средиземноморья.

Причины, способствовавшие формированию древнегреческой цивилизации,

Социально-экономические, политические и культурные особенности древнегреческой цивилизации.

Периодизация истории древнегреческой цивилизации.

Греческая община-полис

Афина и Спарта

Причины разрушения полисной цивилизации

Сравнивать общину-полис и древневосточную общину.

Выделять существенные черты (полис)

Анализировать

Картографические


ВПС с курсом Истории древнего мира 5кл. – Древний Рим


Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»

карты «Древние государства мира», «Древняя Греция»


Изучение нового материала

Лекция


III, 09



6.



Культура Древней Греции




Формирование научной формы мышления в античном обществе. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.


Полисная система ценностей.

Памятники материальной и духовной культуры.

Эпосы

Письменность. Литература. Философия.

Зодчество, скульптура

Уме­ния анализировать текст, сравнивать исторические объекты, выделяя общие черты и различия, вырабатывать критерии для сравнения, де­лать выводы, аргументировать свою точку зрения

ВПС с курсом Истории древнего мира 5кл. – Древний Рим


Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»



Комбиниро-ванный

Практикум

IV, 09



7.



Древнеримская цивилизация


Античные цивилизации Средиземноморья.


Факторы, способствующие формированию древнеримской цивилизации.

Периодизация истории римской

Утилитаризм.

Римская гражданская община

Римская империя: ее складывание, развитие, упадок.


Хронологические (этапы истории древнеримской цивилизации)

Анализировать (причины возникновения цивилизации, осн. понятия)

Картографические (читать карту)


ВПС с курсом Истории древнего мира 5кл. – Древний Рим


Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»

Карта Древней Италии

Карта «Римская империя в I в. н.э.»

Изучение нового материала

Лекция


IV, 09



8.



Достижения римской цивилизации


Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе


Достижения римской цивилизации.

Римское право.



Умение воссоздавать исторические образы

Уме­ние анализировать текст учебника


ВПС с курсом Истории древнего мира 5кл. – Древний Рим



Выдержки из документов


Комбиниро-ванный

Практикум


I, 10



9.



Повторение

по теме «Древнейшая и древняя история»








Повторительно-обобщающий


I, 10











10.


История Средних веков. Христианская Европа и исламский мир (4 часа)

Средневековая западно-европейская цивилизация


Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Православие и католицизм. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV веках.


Становление христианской цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь.

Периодизация средневековой истории Европы

Синтез

Политическое развитие Западной Европы.

Социальная структура западно-европейского общества.

Становление сословного представительства в Западной Европе Аграрное производство. Развитие городов.

Место религии и церкви в жизни средневекового общества.


Хронологические (этапы средневековой истории Европы)

Анализировать (факторы возникновения цивилизации, осн. понятия)

Картографические

Умение воссоздавать исторические образы

(Карл Великий и др.)

Умение решать постав­ленные проблемы,

Объяснять понятия (теократия, феод и др.)

Анализировать документы.



ВПС с курсом Истории Средних веков 6кл.



Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»

Карта: «Средневековая Европа»

Таблица «Сословно-представительная мо­нархия в Европе в средние века»;

Таблица «Иерархия средневеко­вого общества (до конца XIII в.)»


Комбиниро-ванный

Беседа-диалог


II, 10



11.


Византийская цивилизация





Хронологические рамки существования византийской цивилизации.

Особенности византийского пути развития по сравнению с за­падно-европейским .

Система ценностей и ее отражение в политической доктрине и
православном учении

Византия и Русь



Хронологические (период византийской цивилизации)

Анализировать (особенности),

Объяснять (осн. понятия)

Картографические

Умение работать с учебником



ВПС с курсом Истории Средних веков 6кл.

- Византийская империя

Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»

Карта «Византия и славяне»


Изучение нового материала

Практикум


II, 10



12.



Исламская цивилизация



Возникновение исламской цивилизации. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху средневековья


Возникновение к распространение ислама.

Арабские завоевания

Образование Халифата.

Арабы к христианская Европа.

Мухаммед

Столпы ислама



Умение воссоздавать исторические образы

(Мухаммед)

Объяснять понятия (ислам, халифат и др.)


ВПС с курсом Истории Средних веков 6кл.

- Арабские завоевания

Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»

Отрывком из книги В. Ф. Пановой и Ю. В. Бахтина «Жизнь Мухаммеда». -М., 1990

Карта

Изучение нового материала

Практикум



III, 10


13.

Обобщающее повторение








III, 10



14.


От Древней Руси к Московскому царству (15 часов)


Российская цивилизация


Природные и культурные предпосылки развития российской цивилизации. Христианская культура и языческие традиции. Влияние Византии.


Этапы и особенности российской истории.

Место России в мировом цивилизационном процессе.

Споры о российской цивилизации в исторической литературе
(по возможности).





Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»


Изучение нового материала

Лекция


IV, 10



15.


Ранняя история славян («Русь изначальная»)


Переход к производящему хозяйству. Великое переселение народов. Праславяне. Восточнославянские племенные союзы.


Три историко-географических ареала расселения славян.

Географическое пространство и соседи восточных славян: вражда и взаимодействие.

Занятия, общественные отношения восточных славян.

Языческая культура восточных славян: ценности, образ жизни.

Самобытность восточно-славянского мифа



Умение воссоздавать исторические образы (древний славянин)




www.school-collection.esu.ru

Комбинированный

Лекция



IV, 10



16.


Становление государства Русь («Откуда есть пошла земля Русская?»)


Происхождение государственности у восточных славян. Дань и подданство. Князья и дружина. Вечевые порядки.

Начало движения к государственности.

Научные дискуссии о становлении государственности у восточ­ных славян и призвании варягов. Норманнская проблема

Умение воссоздавать исторические образы (Рюрик, варяг)



www.school-collection.esu.ru


Комбинированный

Дискуссия

I, 11



17.


Русь от Олега до Владимира Мономаха



Принятие христианства

Право на Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Княжеские усобицы.


Основные периоды развития Древнерусского государства.
Внутренняя и внешняя политика киевских князей.

Владимир I. Принятие христианства.

Эпоха Ярослава Мудрого.

Владимир Мономах и его деятельность.

Умение воссоздавать исторические образы (Владимир I, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах)



www.school-collection.esu.ru

Комбинированный

Лекция с элементами практической работы


I, 11



18.


Общество и государство Древней Руси



Категории населения. «Русская правда». Раннефеодальное общество.


Социально-экономическое развитие

Сельская община.

Складывание крупной земельной собственности: княжеская и
боярская вотчины.

Категории свободного и зависимого населения.

Города, ремесла, торговля. Русь в системе международной торговли.



Умение воссоздавать исторические образы (образы людей составляющих различные категории свободного и зависимого населения)



www.school-collection.esu.ru


Комбинированный

Практикум

II, 11



19.



Русь удельная


Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики.

Политическая раздробленность в Европе и на Руси: общее и

особенное.

Предпосылки политической раздробленности

Крупнейшие политические центры Руси удельной.

Юго-Западная, Северо-Западная и Северо-Восточная Русь - ва­рианты российской государственности.

Политическая раздробленность в оценках современных историков





Комбинированный

Лекция


II, 11



20

Культура Древней Руси (IX-XIII вв.), ее основные достижения и творцы



Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности

Распространение славянской письменности.

Летописи и летописцы.

Древнерусская литература, отражение в ней идеалов эпохи.

Памятники архитектуры.

Роль православной церкви в развитии древнерусской




Изучение нового материала

Урок обсуждения сообщений уча­щихся

III, 11



21

-

22



Русь между Западом и Востоком в XIII веке



Монгольское нашествие. Золотая Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада.

Причины и начало завоевательных походов монголо-татар, политические, экономические и культурные последствия.

Золотая Орда: становление, государственное устройство,

Власть я общество в период ордынского владычества

(народные
восстания против Орды. Русские князья и Золотая Орда).

Борьба Северо-Западной Руси против экспансии с Запада. Александр Невский и его политический курс.

Проблема влияния монголо-татарского нашествия и ордынского владычества на русскую историю. Отношения Руси н Золотой Орды в оценках историков.

Умение воссоздавать исторические образы (Александр Невский)





Комбинированный

Лекция


III, 11 IV, 11



23.



Русь Московская: становление единого Российского государства



Восстановление экономики русских земель. Роль городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.

Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождение от ордынского владычества

Предпосылки политической централизации и объединения русских земель в национальное государство,

Возвышение Москвы и превращение ее в территориальный я
национальный центр складывающегося Русского государства.

Этапы объединительного процесса.

Создание Руси и начало открытой борьбы за национальную не­
зависимость. Военно-стратегическое и духовно-нравственное
значение победы на Куликовом поле.

Роль православной церкви в консолидации духовных сил народе,

Русь Московская и Русь Литовская - два центра консолидации русских земель.




www.school-collection.esu.ru

Комбинированный

Лекция


IV, 11



24.



Завершение политического объединения русских земель в копне XV - начале XVI вв.


Зарождение национального самосознания. «Москва-Третий Рим». Особенности образования централизованного государства в России. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения


Завершение объединения русских земель в конце XV - начале

XVI вв.

Становление российской государственности.

Социальная структура Московской Руси.

Вотчинное и условное землевладение: тенденции развития.

Конец зависимости Руси от Золотой Орды. Распад Золотой Орды.

Иван III: личность и деяния.

Власть и общество: проблемы взаимоотношения.

Характер» итоги и альтернативы социально-политического раз­вития русских земель а XV - начале XVI вв.

Умение воссоздавать исторические образы (Иван III)




Комбинированный

Лекция


I, 12



25.



Основные направления внутренней я внешней политики Ивам IV



Установление царской власти. Реформы сер. XVI века. создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI веке

Реформы Избранной Раду - путь развития русского государства
как сословно-представительной монархии.

Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии.

Последствия опричнины, ее негативное воздействие на духовную, политическую, хозяйственную жизнь страны.

Власть и общество в царствование Ивана Грозного.

Внешняя политика: задачи и основные направления.


Умение воссоздавать исторические образы (Иван Грозный, А.Курбский)



www.school-collection.esu.ru

Комбинированный

Лекция


I, 12




26

Роль Русской православной церкви в становления и укрепле­нии Российского государства в XJV-XVI вв.



Автокефалия Русской православной церкви.






II, 12




27.



Культура и духовная жизнь в XIV-XVI вв.



Особенности развития культуры. Влияние внешних факторов. Развитие культуры в XV-XVI вв.

Исторические условия и особенности духовного и культурного развития России в XIV-XVI вв.



www.school-collection.esu.ru

Комбинированный

Урок обсуждения сообщений уча­щихся

II, 12




28.


Западная Европа. Россия в эпоху Средневековья




Общее и отличия в историческом развитии России и Западной
Европы.

Российская цивилизация между Востоком и Западом, ее особен­ности,

Эволюция государственности: становление самодержавия в России.

Роль православной церкви в эпоху Средневековья.




Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»


Повторительно-обобщающий урок

Практикум

III, 12




29.



Индия и Дальний Восток в Средние века (3 часа)


Китай: конфуцианская цивилизация




Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской духовных традиций.




Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»


Комбинированный

Лекция


III, 12




30.



Цивилизация Японии






Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»


Комбинированный

Лекция


IV, 12



31.



Индийская цивилизация





Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»


Комбинированный

Лекция


IV, 12



32.


История Нового времени: Европа на пороге Нового времени. Европа в Новое время (3 часа)


Основное содержание и хронологические рамки Нового времени


Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм.


Понятие «Новое время».

Хронологические рамки и периодизация Нового времени.

Карта мира в Новое время

Запад - Восток - Россия в Новое время: общее и особенное в ис­торических судьбах.



Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»


Комбинированный

Лекция


III, 01



33



Европа на пороге Нового времени


Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества.

Великие географические открытия и их последствия.

Успехи естественных наук них влияние на духовную жизнь Запада.

Рождение капитализма.

Складывание абсолютной монархии.

Ренессанс и Реформация в Европе




Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»


Комбинированный

Лекция



III, 01


34


Страны Европы в XVI – XVIII вв.



Начало процесса модернизации.

Крупнейшие революции XVII-XVIII вв.

Пути утверждения капитализма: Западная Европа и США.

Промышленная революция.

Характерные терты эпохи Просвещения.

Просвещенный абсолютизм в Европе.

Новый тип человека.




Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»


Комбинированный

Лекция


IV, 01



35

-

36


Россия с конца XVI до конца ХVII вв. (7 часов)


Россия в конце XVI - начале ХVII вв. (особенности перехода
Россия к Новому времени)


Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Восстановление самодержавия. Первые Романовы.


Россия на рубеже XVI-XVII вв.: причины, сущность, этапы.

Земское избрание царя Бориса Годунова и политическая борьбе
претендентов за власть.

Обострение социальных противоречий, рождение общественно­го недовольства.

Кризис государственности. Выступления самозванцев и борьба
между боярскими кланами.

Интервенция, патриотический подъем народа, его освободи­тельная борьба.

Роль православной церкви, политических и духовных лидеров в
борьбе против интервентов и в преодолении Смуты.

Историки о спорных проблемах Смутного времени




Изучение нового материала

Лекция

IV, 01



37



Основные тенденции социально-экономического развития в XVII в



Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. новые явления в экономике. Начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур.


Новые явления в экономике и укрепление феодально-крепостнических отношений - определяющая тенденция соци­ально-экономического развития страны.

Новые явления в экономике в XVII в. Эволюция аграрно-
ремесленного производства, особенности появления мануфактурного производства, начало складывания всероссийского
рынка.

Торговля с европейскими странами и ранний меркантилизм.
Купеческие династии в России (по возможности),

Соборное уложение 1649 г. и дальнейшее закрепощение крестьян.

Социальные группы и сословия. Возрастание роли дворянства и
городской верхушки в жизни страны.






I, 02




38

-

39


«Бунташный век»: социальные взрывы XVII в

Социальные движения XVII в.

Причины, характер, предводители социальных движений.

Городские восстания, их итоги и последствия.

Выступление под предводительством Степана Разина: ход, итоги, значение.

Бегство крестьян, колонизация окраин. Российское казачество.

Спорные проблемы крестьянских движений.


Умение воссоздавать исторические образы


www.school-collection.esu.ru


II, 02



40



Внешняя политика России в XVII веке


Внешняя политика.

Расширение территории государства. Внутренняя и внешняя политика к. XVII в







III, 02




41



Культура России в XVII веке


Церковный раскол. Старообрядчество. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Социальный и культурный феномен раскола.




www.school-collection.esu.ru


III, 02




42



Повторитьельно-обобщающий урок









IV, 02




43



Россия в XVIII веке

( 7 часов)


Россия при Петре I.


Петровские преобразования. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Провозглашение империи. Сохранение крепостничества в условиях модернизации

Предпосылки преобразований.

Государство как инициатор европеизации.

Реформы государственного управления. Утверждение абсолю­тизма.

Церковная реформа: огосударствление церкви.

Военные реформы.

Экономические преобразования: цели, формы, методы и на­правления.

Особенности социальной политики петровского времени.

«Табель о рангах». Изменения в социальной структуре в результате петровских реформ.

Европеизация страны и изменения в культуре, науке, быте россиян. Распространение просвещения, научных знаний и расширение
культурных связей с западно-европейскими странами.




www.school-collection.esu.ru


IV, 02




44



Внешняя политика России в первой четверти XVIII в.




Решение национальных задач и имперские устремления.

Северная воина, ее итоги я значение.

Военные триумфы (Азовские походы, Полтава, Лесная. Гангут,
Гренгам) и идея патриотизма.

Отношения со странами Востока.

Итоги внешней политики Петра I. Россия - великая европейская
держава.




www.school-collection.esu.ru


I, 03




45



Россия в эпоху дворцовых переворотов: варианты политиче­ского развитии




Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Основные направления внешней политики


Причины и сущность дворцовых переворотов.

Верховный тайный совет и первые попытки ограничения самодержавия.

«Бироновщина», ее суть и последствия.

Роль дворянства и гвардии в дворцовых переворотах.




www.school-collection.esu.ru


I, 03




46



Просвещенный абсолютизм Екатерины II


Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Социальные движения. Е.Пугачев. Россия в войнах II пол. XVIII в. А.Суворов, Ф.Ушаков. присоединение новых территорий. Превращение России в мировую державу.


Европейское просвещение в России,

Основные направлении преобразований Екатерины IF, их характер, итоги и значение.

Либеральные ориентации Екатерины II и их проявления.

Власть и общество в царствование Екатерины И.

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева: современные оценки.

Оценки современниками и историкамн царствования Екатерины II



www.school-collection.esu.ru


II, 03





47




Павел I: основные направлении внутренней и внешней политики




Личность Павла I в оценках современников и историков.

Основные направления внутренней и внешней политики Павла I.

Геополитическое положение России к концу XVIII в. Россия в
системе международных отношений к концу XVIII в.





www.school-collection.esu.ru


II, 03




48



Развитие культуры и общественной мысли в XVIII в.


Русское Просвещение, наука и различные направления в культуре. Быт населения.


Представители русского просвещения об основных проблемах
российского общества,

Общественная мысль и журналистика XVIII а.

Характер и система образования.

Наука и техника.

Литература и искусство: западно-европейское влияние и национальные особенности.

Культура барокко и классицизма в России.



www.school-collection.esu.ru


III, 03




49

Россия и страны Западной Европы к концу XVIII в.



Общее и особенное в историческом развитии России и стран За­падной Европы.

Роль России в Европе и ее место в европейской цивилизации
ХVIIIв.






III, 03










50


Страны Европы и Северной Америки

(2 часа)


Рождение индустриальной цивилизации (XIX в.)


Русское Просвещение, наука и различные направления в культуре. Быт населения.

Наука, технический прогресс и его влияние на жизнь людей. Уроки-лекции

Страны «старого капитализма».

Германский и американский пути к модернизации.



Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»



IV, 03



51



Духовная культура эпохи индустриализации



Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.


Идеалы Просвещения и философы XIX в. Романтизм.

Критика А. Шопенгауэром, Ф. Ницше современного им общест­ва и его морали.

Коллективистские теории.




Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»



IV, 03



52

-

53




Цивилизация Востока в Новое время (1 час)


Традиционные общества Востока в XVII-XIX вв.


Традиционные общества востока в условиях европейской колониальной экспансии


Колониальные захваты европейских держав.

Жизнь в колониях.

Попытки модернизации в странах Востока в XIX в.




Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»



I, 04



54



Россия в XIX в.

( часов)


Россия в первой половине XIX в.: попытка модернизации по европейским образцам



М.М.Сперанский. Попытки преобразований. Николаевский режим.


Россия к началу XIX в.

Проекты реформ М.М Сперанского, Н.Н. Новосильцева, А. А.
Аракчеева (предпосылка, содержание, характер, итоги).

Александр I, Николай I глазами современников и историков.

Крестьянский вопрос

Государственный строй России в первой половине XIX в.: по­
пытки его модернизации.






II, 04



55



Социально-экономическое развитие России в 1-й половине XIX в



Особенности экономики России в XVIIII пол.XIX вв: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений.


Промышленный переворот в России.

Русская деревня: помещичьи и крестьянские хозяйства.

Разложение и кризис крепостнической системы.





www.school-collection.esu.ru


II, 04



56




Россия в системе международных отношений в 1-й половине

XIX в



Отечественная война 1812 г. имперская внешняя политика. Крымская война.



Участие России в международных союзах (антифранцузские
коалиции, континентальная блокада).

Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии.

Создание «Священного союза».

Развитие восточного вопроса. Крымская война.

Кавказская война,

Зашита национальных интересов и имперские притязания России.



www.school-collection.esu.ru


III, 04



57



Общественная мысль в России и общественное движение в

первой половине XIX в.



Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм

Движение декабристов: причины возникновения, основные ор­ганизации, проекты преобразований, значение движения. 2. Россия и Запад в общественной мысли середины 1820-1850-х

годов; западничество, славянофилы, русский социализм




www.school-collection.esu.ru



III, 04



58



Культура России в первой половине. XIX в.



Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой I пол.XIX в.


Исторические условия развития культуры России в первой по­ловине XIX в.

Развитие образования и науки.

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в художест­венной культуре.

Достижения живописи, скульптуры, зодчества. Школы русского
театрального, музыкального искусства.

Культурные достижения, взаимодействия народов Российской
империи.




www.school-collection.esu.ru


IV, 04



59

-60



Реформы, преобразования в России во второй половине XIX в


Отмена крепостного права. сохранение остатков крепостническтва. Буржуазные реформы в России.


Великие реформы I860-70-х гг.: модернизация России.

Россия перед выбором: пути развития, проекты реформ.

Причины, содержание, характер, взаимосвязь, непоследователь­ность, историческое значение реформ 1860-70-х гг.

Внутриполитический курс. «Конституция» М.'Г. Лорис-
Меликова.

Модернизация России на основе «самобытности». Контрреформы 1881-1894 гг.: причины, содержание, результаты, последствия.

Идеологи контрреформ: К Л. Победоносцев и др.




www.school-collection.esu.ru


IV, 04



61



Социально-экономическое развитие России во 2-й половине XIX в.


Развитие капиталистических отношений в промышленности и в сельском хозяйстве

Индустриализация в пореформенной России.

Свобода предпринимательства, контроль государства.

Иностранный капитал, технико-организационные заимствова­ния в России.

Помещичьи и крестьянские хозяйства в пореформенное время.

Отставание социально-политического развития: 1) усиление экономических позиций русской буржуазии, отсутствие у нее
политической власти; 2) численный рост пролетариата, неразви­тость трудового законодательства; 3) малочисленность «средне­
го класса»; 4) крепостнические пережитки в деревне.




www.school-collection.esu.ru


I, 05



62

-

63



Общественное движение в России во второй «головане XIX в


Поиски путей развитии, способов преобразования России во
второй половине XIX в.: охранителя, либералы, радикалы. Социалистические учения в России, идеологи революционного
народничества.

Революционное и либеральное народничество.

Рабочее движение, российская социал-демократия: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин. Земское движение. Правозащитники.



www.school-collection.esu.ru


II, 05



64



Внешняя политика России во второй воловине XIX в


Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи


Основные направления внешней политики.

Завоевание, добровольное вхождение территория Средней
Азии, Казахстана в состав Российской империи.

Развитие Восточного вопроса: отмена ограничительных статей
Парижского договоре, русско-турецкая война 1877-78 гг.

«Союз трех императоров», «Тройственный союз», франко-
русское сближение.



www.school-collection.esu.ru


II, 05



65




Культура России во второй половине XIX в.




Демократизация культуры, культурные различия представителей сословий в России.

Достижения образования, науки, техники в России,

Атеизм и религиозные искания русской интеллигенции.
Достижения художественной культуры: литературы, живописи, зодчества.

Музыкальное, театральное искусство.

Культурное взаимодействие народов России.

Влияние достижений российской культуры на развитие мировой
культуры.




www.school-collection.esu.ru


III, 05




66



XIX век - этап на путы интеграции России в мировую историю




Развитие государственного управления, экономики, социальной Урок-обобщение
сферы, культуры России.

Международные отношения.

Нерешенные проблемы.



Учебное пособие В.М.Хачатурян. «История мировых цивилизаций»


III, 05




67

-

68



Уроки итогового повторения и обобщения







IV, 05




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


11 класс


Наименование тем и уроков

Изучаенмые дидактические единицы стандарта

Средства обучения

Тип и форма урока

Сроки изучения

по плану

факти-чески


1





Россия и мир в нач. XX вв.




Развитие капиталистических отношений в промышленности и в сельском хозяйстве; самодержавие,

Карта

«Россия на рубеже

веков»


I, 09


2

Российское общество нач. XX вв.

Сословный строй и модернизационнные процессы. Формирование системы монополистического капитализма.

http://www.history.chat.ru


I, 09



3


Самодержавная монархия


Самодержавие. Нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война.

Карта

«Русско-японская

война», эл.учебник «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX – ХХ в.»


II, 09


4

1905 год: конфликт власти и общества

Революция 1905-1907 гг. формирование парламентской системы.


http://www.history.chat.ru


II, 09



5

Народные движения и общественная борьба накануне первой русской революции




Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков.

Карта

«Революция 1905-1907 гг.), Эл.учебник «История России.ХХ век.»


III, 09


6-7

Политические партии и их программные установки


http://www.school-collection.edu.ru


III, 09


8

Думская монархия и столыпинские реформы

Политическая программа П.А.Столыпина. аграрная реформа. Промышленный подъем 1910-х гг.

Карта «Россия 1907-1914 гг.»


IV, 09



9


10


Социокультурные традиции и новации

Духовная жизнь российского и зарубежных обществ к началу ХХ в. Развитие системы образования. Научные достижения российских и зарубежных ученых. «серебряный век» русской поэзии. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.

http://www.school-collection.edu.ru


I, 10



11


Россия в Первой Мировой войне

Международные кризисы и вступление России в Первую Мировую войну. Основные этапы военных действий на Восточном фронте. Нарастание социально-экономических и политических противоречий.


Карта «Первая Мировая война»

http://www.permonline.ru


I, 10


12

Мир в Первой мировой войне.

Система международных отношений на рубеже XIX-XX вв. империализм как идеология и политика. Борьба за передел мира. Первая Мировая война: экономические, политические, демографические, социально-психологические причины и последствия.


Карта «Первая Мировая война», карта "Европа 1918-1923 гг.»


I, 10


13

Европейские революции и образование новых государств


Карта "Европа 1918-1923 гг.»


II, 10


14

Мирное урегулирование: Версальско-Вашингтонская конференция

Версальско-Вашингтонская система и изменение политической карты мира. Начало складывания международно-правовой системы. Лига Наций.


Карта "Европа 1918-1923 гг.»


II, 10






15


Февральская революция.


Революция 1917 г. причины падения самодержавия. Тактика политических партий.





Карта «Россия в 1917-1924 гг.»


III, 10


16

Почему рухнула империя Романовых?


http://www.school-collection.edu.ru

Урок-практикум

III, 10


17


18

Послефевральская Россия: незакрепившаяся демократия

Временное правительство и Советы. Внутренняя политика временного правительства. Кризисы власти. Углубление экономических трудностей. Слабость демократических сил. Тактика большевиков. Характер событий 1917 г.



IV, 10


19



Кризис демократии и большевистская революция

Карта «Россия в 1917-1924 гг.»,

эл.учебник «Уроки Отечественной истории Кирилла и Мефодия. XIX – ХХ в.»


I, 11




20


Первые месяцы большевистского правления.


Первые Декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного Собрания. Формирование однопартийной системы.»Красногвардейская атака на капитал». Аграрная политика, начало культурной революции, Брестский мир

http://www.school-collection.edu.ru


I, 11



21


Гражданская война: Октябрь против Февраля

Гражданская война и интервенция. Политические программы участвующих сторон. Политика «военного коммунизма». Белый и красный террор


Карта

«Гражданская война»,

Эл.учебник «История России.ХХ век.»


II, 11


22

Победа красных или поражение белых?

http://www.permonline.ru


II, 11


23

Становление Советского государства




III, 11


24

Человек в условиях военно-революционной диктатуры

Политика «военного коммунизма». Белый и красный террор



III, 11


25

Почему победили большевики?


http://www.school-collection.edu.ru

Практикум

IV, 11





26

.


Страны Европы и США в 20-е гг.

Паневропейское движение и пацифизм. Восстановление и развитие экономики.

Карта "Европа 1918-1923 гг.», Эл.учебник «Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Новейшее время»


IV, 11


27

Мировой экономический кризис 1923-1933 гг. США: новый курс Ф.Рузвельта.

Структурный экономический кризис и переход к смешанной экономике. Кейнсианство.

http://www.openweb.ru/nnh/


I, 12


28

Германия: тоталитарная диктатура.

Франция в годы кризиса. Народный фронт.

Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма. Фашизм. Национал-социализм. Особенности тоталитарных режимов и их политики.

http://www.openweb.ru/nnh/


I, 12





29


Советская Федерация

Экономическое и политическое положение Советской России после Гражданской войны. Переход к НЭП. Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Дипломатическое признание СССР.

http://www.school-collection.edu.ru


II, 12



30


Новая экономическая политика

http://www.school-collection.edu.ru


II, 12


31

Задача ускоренного развития промышленности.

Политическая борьба в деревне

Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.

http://www.school-collection.edu.ru


III, 12





32


Советское общество Индустриализация в годы первых пятилеток. Коллективизация крестьянства

Командная система управления Индустриализация: ее истоки и результаты. Коллективизация: ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации.

http://www.school-collection.edu.ru


III, 12



33


Советское общество

Облик нового общества


http://www.school-collection.edu.ru


IV, 12


34

Советский человек

Командная система управления. Конституция 1936 г. культ личности. Репрессии. «Культурная революция»

http://www.school-collection.edu.ru


IV, 12



35


Другая Россия:

общественная и культурная жизнь эмиграции






http://www.school-collection.edu.ru


III, 01


36

Советская внешняя политика в 20-30-е гг

Внешнеполитическая стратегия СССР в период между двумя войнами. Проблемы коллективной безопасности. Рост военной угрозы. Мюнхенский договор и его последствия. Военные действия против Японии. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территорий.


Карта «Европа 1934-39 гг»


III, 01


37

Международные отношения между двумя мировыми войнами

Мировые войны: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия.

http://www.school-collection.edu.ru


IV, 01


38

Зарубежная культура в 20-30-е гг.

Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний; основные течения в художественной культуре I половины ХХ века

http://www.openweb.ru/nnh/


IV, 01





39

Тема 12. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА.


Начало второй мировой войны. Великая Отечественная война.

Первые этапы Второй мировой войны. Нападение Германии на СССР. Причины неудач на начальном этапе. Основные этапы военных действий. Героизм советских людей. Партизанское движение и Движение Сопротивления. Тыл в годы войны. Антигитлеровская коалиция. Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов послевоенного устройства мира.



Карта «Вторая мировая война»

Карта «Великая Отечественная война»,

в/ф «Г.К.Жуков»


I, 02


40

Боевые действия на фронтах. Борьба за линией фронта.

http://www.school-collection.edu.ru


I, 02


41

Человек и война


Карта «Вторая мировая война»

Карта «Великая Отечественная война»


II, 02


42

Великая война, побеждающий народ. Окончание и итоги войны.

http://www.school-collection.edu.ru


II, 02


43

Последствия войны. Послевоенное мирное урегулирование.



III, 02







44


Страны запада в

1945-1970 гг.

«Государство благосостояния». Изменение социальной структуры индустриального общества. Предпосылки системного кризиса индустриального общества на рубеже 1960-70-х гг. модели ускоренной модернизации. НТР, становление информационного общества.

http://www.openweb.ru/nnh/


III, 02


45

Экономические и структурные кризисы. НТР. Формирование основ информационного общества 1970- до наших дней.




IV, 02


46

Изменения в партийно-политических системах и государственном устройстве. Массовые движения.

Демократизация общественно-политической жизни. протестные формы общественных движений. Развитие правового государства.




IV, 02







47

Создание мировой социалистической системы.

Внешняя политика СССР Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в послевоенный период

Образование социалистического лагеря. Создание СЭВ. «Холодная война». Начало гонки вооружений. СССР в конфликтах начального периода «холодной войны»



I, 03




48

Пути развития стран третьего мира.


Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки.

http://www.openweb.ru/nnh/


I, 03


49

Повторительно-обобщающий урок по теме «Станы мира в послевоенный период»




II, 03




50


Восстановление и развитие народного хозяйства.

Послевоенное восстановление хозяйства

http://www.school-collection.edu.ru


II, 03


51

Общественно-политическая и культурная жизнь. СССР к концу сталинской эпохи: итоги и перспективы.

Духовная атмосфера в советском обществе после победы в ВОВ. Идеологические кампании 40-нач. 50-х гг. новая волна массовых репрессий.

http://www.school-collection.edu.ru


III, 03




52


СССР в 1953-64 гг.


Борьба за власть. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. «Оттепель». ХХ съезд КПСС. Реорганизация системы управления экономикой. Освоение целины. Экономические реформы.

http://www.school-collection.edu.ru


III, 03


53

Внешняя политика

Создание ОВД. Венгерский кризис 1956 г. Карибский кризис и его последствия.



IV, 03




54


Время Брежнева: застойное общество

Замедление темпов экономического развития. Экономические реформы. «Теневая экономика»



IV, 03



55



Андропов и Черненко: системный кризис «развитого социализма»


http://www.school-collection.edu.ru


II, 04



56


Человек страны «развитого социализма»



II, 04



57


«Перестройка» и ее итоги.

М.С.Горбачев. курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Реформа политической системы.

Обострение противоречий.

http://www.school-collection.edu.ru


III, 04


58

«Новое мышление» и конец «холодной войны»

«Эпоха разрядки» и ее окончание. «Новое политическое мышление». Политика разоружения. Завершение «холодной войны».



III, 04


59

Распад СССР: причины, процесс, последствия




IV, 04



60


Международные отношения

«Холодная война» создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Гонка вооружений. Движение неприсоединения. Становление современного международного порядка. Интеграционные процессы. Глобализация.



IV, 04


61

Зарубежная культура II половины ХХ в.


Формирование современной научной картины мира. Массовая культура. НТР. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества



I, 05





62

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Трудный переход к новому обществу


Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-93 гг. приватизация. Российское общество в условиях реформ.

http://www.school-collection.edu.ru


I, 05


63

От советской Федерации к Федерации демократической

События октября 1993 г. принятие новой Конституции. Изменения в системе государственного управления. Политические партии и движения. В.В.Путин. курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность



II, 05


64

Россия в 1994—1999 годы



http://www.historia.ru


II, 05


65

66


Начало XXI века: в поисках новых решений

Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики. Российско-американские отношения. Россия и европейский союз.



III, 05


67

Современная Россия: идеи и люди




III, 05


68

Повторительно-обобщающий урок




IV, 05



14


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос