Программа "Край,в котором я живу"

Валерия Шараг Валерия Шараг
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345  голосов:4    просмотров: 6948
Краткое описание
Работа способствует дополнительному образованию и воспитанию младших школьков посредством музейной педагогики

Описание
Утверждаю Рассмотрено Рассмотрено
Директор МОУ на методсовете на заседании МО
«Белоярская СОШ №1» Зам. директора
Руководитель МО

__________________ __________________
__________________

Т.М.Соколова И.Н.Милькова Е.В.Котельникова
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛОЯРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
Программа курса «Край, в котором я живу»
в рамках внеурочной деятельности
2011-2012 учебный год
Современное общество, рассматривая общее образование ресурсом демократии, выделяет школу особым социальным институтом, на который возлагается бремя компенсации социальных дефектов, других, более спонтанных и менее управляемых со стороны государства институтов социализации ребенка, таких как семья, СМИ, Интернет и т.д.
А.Г.Асмолов
Пояснительная записка
Актуальность.
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, граж­данина и патриота России.
Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей — по­знания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, дети начинают понимать связь времен, преемствен­ность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим со­бытиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание пат­риотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастно­сти ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.
Чтобы учащиеся стали носителями и продолжателями культурно-исторического наследия своего народа, необходимо их знакомить, убеждать в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. Проблемы возрождения, сохранения и развития культурного наследия на­рода будут в дальнейшем решаться современными детьми. И успешное их ре­шение возможно только при наличии любви, знаний и понимания истории сво­ей Родины, своего края.
Чем сознательнее ребёнок усвоит определённую систему историко-обществоведческих знаний (на данном этапе — на уровне представлений), тем быстрее он займёт необходимую каждому человеку личностно-гражданскую позицию, тем более ответственно и осознанно он будет принимать решения.
Актуальна и экологическая направленность занятий. В настоящие время особую значимость приобретает Пришвинская фраза: «… Охранять природу — значит охранять Родину...». Вопросы экологии стоят очень остро и в нашем ре­гионе, поэтому ряд занятий посвящен этой теме.
Цель программы курса:Формирование начального представления об историческом развитии народа, об особенностях формирования материальной и духовной культуры России; воспитание целостной эстетической культуры, развитие художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта.
Цель программы: ознакомление с родным краем, через различные формы занятий (игра, беседа, проектная деятельность), для установления положительного отношения к родной культуре.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
· формировать представления о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
· познакомить с историей и современной жизнью своего населенного пункта и Ханты – Мансийского автономного округа – Югра;
· осваивать многовековое культурное наследие народа через хороводы, игры, экскурсии, семейные праздники, встречи с людьми старшего поколения.
Воспитательные задачи:
· развивать гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
· формировать толерантность и толерантное поведения в условиях полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности региона;
· укреплять семейные связи: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; наличие богатых возможностей для большого количества учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, книг местных писателей, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры; совместное решение задач, стоящих перед местными жителями (все это объективно работает на укрепление отношений между представителями разных поколений в семье);
· формировать экологическую культуру, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
· позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
Развивающие задачи:
· развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, через конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
· создавать условия для творчества учащихся и их самовыражения;
· укреплять семейные отношения.
В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы, актуальные для современного школьного образования:
· принцип общего развития каждого ребёнка на основе его индивидуальных возможностей;
· принцип обучения каждого ребёнка в зоне его ближайшего развития;
· принцип непрерывного развития каждого ребёнка;
· принцип тематизма;
· принцип последовательности;
· принцип культуросообразности;
· принцип деятельностного подхода.
Новизна и теоретическаязначимость дополнительной образовательной программы заключается:
· в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к младшему школьнику;
· в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры младшего школьника;
· в создании системы формирования краеведческой культуры у младших школьников.
Теоретической базой данной образовательной программы явились:
· психологические теории общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов и др.);
· теории делового общения и культуры делового общения (Г.В.Бороздина, Л.В. Власов, Н.В.Казаринова, О.Ю. Маркова, В.Н.Лавриненко, А.Ю. Панасюк и др.);
· закономерности психического и социального развития младшего школьника (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, Д.И.Фельдштейн и др.).
Отличительная особенность данной программы
состоит в её практической значимости:
· в разработке программы по формированию краеведческой культуры младших школьников через вовлечение младших школьников в поисковую, исследовательскую деятельность;
· в формировании и апробации блока диагностических методик для педагогического управления процессом становления краеведческой культуры.
· в реализации индивидуального подхода, позволяющего решать задачи формирования коммуникативной успешности младших школьников
В реализации данной дополнительной образовательной программы участвуют младшие школьники в возрасте 7 — 10 лет.
Дополнительная образовательная программа «Край, в котором я живу» рассчитана на 4 года.
Формы и режим занятий
Этический урок как специализированный учебный предмет, построенный по методике с сюжетно-игровой основой. Продолжительность занятия 35 минут:
Общеколлективная внеклассная деятельность (специально ориентированная на включение всех учащихся в этический диалог, общение, взаимодействие).
Методы и приемы:
· диалоги; элементы дискуссий;
· игры-практикумы;
· проблемные ситуации;
· сюжетно-ролевые игры;
· конкурсы, викторины;
· беседы;
· коллективно-творческие дела.
Формы проведения:
· рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов;
· экскурсия; поездка, поход;
· практическое занятие, викторина, консультация;
· проблемная лекция, встречи с участниками исторических событий.
Место предмета в базисном учебном плане.

Программа носит образовательный, общекультурный, деятельностный характер, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-го по 4-й класс, включает четыре раздела, которые повторяются в каждом классе:
Введение:
· Я и Моя семья;
· Природа родного края;
· Мой поселок;
· Край, в котором я живу.

Программа рассчитана на 33 часа в год в 1 классах и 34 часа – во 2-4-х классах.


Занятия проводятся один раз в неделю, указано примерное количество часов на изучение каждой темы, формы проведения уроков, домашнее задание для учащихся. Творческое отношение учителя к изучаемому материалу поможет учащимся узнать природу своего края, его богатства, познакомиться с традициями и культурой не только своего народа, но и с культурой других народов, как составной частью мирового культурно – исторического процесса.


В каникулярное время педагог, как правило, может увеличивать количество и продолжительность занятий при условии организации активной оздоровительно-познавательной деятельности, занимающихся на свежем воздухе в природной среде.

Занимающиеся первый год непосредственно знакомятся с окружающим их миром – своей семьей, своим классом, своей школой, своим микрорайоном, ближайшей зеленой зоной (парком, лесом, рекой); у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.

Основной формой занятий первого года является беседа, художественное чтение, игра, рисунок, экскурсия, простейшие формы тестирования с обязательным анализом результатов.


На втором году обучения больше времени и внимания уделяется изучению родного поселка. Привлекаются знания, полученные на уроках, в семье, в результате общения с одноклассниками. Знания и умения совершенствуются с учетом повышения уровня подготовленности учащихся (умение читать, писать). Чаще используется такая форма работы как экскурсия.


Объектом изучения третьего и четвёртого годов становится родной край. Но начинается курс, как и прежде, с изучения семьи и родного города. Ребята повторяют уже известный материал и поднимаются на новый уровень знаний.

В начале каждой темы уделяется время на повторение учебного материала прошлого года занятий. Это позволяет проверить глубину знаний, систематизировать их и в какой-то степени углубить.
Каждая тема включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть часто дается в игровой форме. Занятие – игра – методический прием, который дисциплинирует детей, развивает их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память.
Образовательный процесс строится таким образом, чтобы от занятия к занятию интерес к курсу усиливался, так как на многие привычные вещи ребята учатся смотреть другими глазами. Объекты изучения близки (семья, улица, город и т.д.), что способствует укреплению мотивации на дальнейшую работу.
Активно применяются групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, коллективизм, дружба.

Обязательным требованием достижения поставленных задач является завершение каждой темы итоговым, обобщающим занятием, призванным закрепить полученные знания и навыки, подготовить учащихся к восприятию материала следующей темы. Эти занятия могут проводиться в форме игры, экскурсии, беседы.


Каждый год обучения может быть использован как самостоятельная одногодичная программа.
“Родная земля и в горсти мила”– гласит народная пословица. Данный курс даёт возможность полнее использовать социально – культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей, не ограничиваясь учебным заведением.
Характеристика возраста.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.


Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.


Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того, чтобы этого не происходило, учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом школьного обучения, мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие — думающим».

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. В. Д. Шадриков и Л.В. Черемошкина выделили 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установление аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала, серийная организация ассоциации, повторение.

В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.


С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.


В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.


Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.

Ожидаемые результаты реализации программы:
Выпускник начальной школы, знающий и принимающий культуру, историю, природу родного края, владеющий навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы).
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик, наблюдений за воспитанниками (дневник наблюдений)
Критерии результативности:
· Участие в общешкольных и городских мероприятиях (тематические конкурсы);
· Участие в социально-значимых проектах;
· Участие в программе «Шаг в будущее»;
· Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалях ученических проектов.

Тематическое планирование.

Название блоков
Количество часов
Всего
Теория
Практика


Введение
1
1
_
1.
Я и моя семья


5
14
2.
Природа родного края
40
12
36
3.
Мой поселок
4
2
2
4.
Край, в котором я живу
4
2
4


Предполагаемые результаты обучения.
Требования к уровню подготовки выпускников направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение уч-ся способами интеллектуальной, в том числе учебной, и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и её социокультурной позиции.
Это предполагает:
· освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края, об окружающей среде, путях её сохранения или улучшения и рационального использования;
· стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации.
Эффективность обучения по данной программе будет зависеть от организации занятий, которые будут проводиться в форме уроков, сочетающихся с другими формами: викторины, игры, конкурсы, соревнования, выставки.
Основное содержание программы
Для достижения поставленных целей и задач предполагается работа по следующим направлениям:
· представления:Родина как место, где человек родился, природа родины; родной язык; традиции, нравы, обычаи Малой Родины; история; понятие соотечественника; национальные особенности жизни людей; особенности жизни многонационального общества; интернационализм как нравственное качество человека; патриотизм как отношение к Отечеству; патриотические чувства; деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека;
· знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы обучающему необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необходимо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родного края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отношения к Родине, труду, окружающим людям;
· умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее.
Введение

Знакомство с детьми. Введение в образовательную программу. Что значит «край», «родина». Польза и значение краеведения (изучение и познание окружающего мира).

1. Я и моя семья
Цель блока: изучить историю своей семьи, показать историю происхож­дения имён и фамилий, воспитывать интерес и уважение к своей семье, её ис­тории, предкам, воспитывать толерантность, содействовать ребёнку в понима­нии особенности общественных отношений в семье.
Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника.
2. Природа родного края
Цель блока:прививать любовь к природе родного края, научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа.
«Природа родного края». Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города.Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийкого края.
3.Мой поселок
Цель блока: прививать любовь к родному поселку, воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего поселка, познакомить.
История школы. Традиции школы. Название поселка. Возникновение поселка, время образования, геральдика. Улицы поселка. Памятники и исторические здания.
4.
Край, в котором я живу.
Цель блока: изучить основные понятия о ХМАО, воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, познакомить с традициями и бытом коренных народов.
Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия
Тематическое планирование для 1 класса
№ п/п
Тема
Часы
Содержание теоретической части
Практическая часть
Примечание
1
Введение.
Край, где я живу
1 ч.
Цели и задачи курса.




2
Что такое семья?
1 ч.
Понятие «семья».
Викторина


3
Дружная югорская семья
1 ч.
Народы, населяющие территорию ХМАО
Кроссворд


4
«Дорожите именем своим». Тайны наших имён.
Проект.
1 ч.
Что такое имя?
Разнообразие и значение наших имен.
Сообщение «Происхождение моего имени»


5
Моя фамилия.
1 ч.
Корни фамилии.
Конкурс рисунков «Моя семья»


6
Заключительное занятие по теме «Я и моя семья».
1 ч.


Составление генеалогического древа семьи


7
Многообразие растительного мира Югры.
1 ч.


Животный и растительный мир Югры.




8
Многообразие растительного мира Югры
1 ч.
Создание газеты «Животный мир Югры


9
Сезонные изменения в природе
1 ч.
Путешествие в Югорский зимний лес
Игровая программа «В гостях у зимушки — зимы»


10
Животный и растительный мир Югры
1 ч.
Игровая программа




11
Красная книга Югры
Проект.
1 ч.
Животные, под охраной закона.
Создание газеты «Красная книга Югры»


12
Травы Югры
1 ч.
Разнообразие трав.
Создание альбома лекарственных трав
Подготовка к участию в фестивале ученических проектов «Грани познания»
13
Зеленая аптека Югры
1 ч.
Лекарственные травы.
Проект «Зеленая аптека Югры»


14
Посещение городского краеведческого музея
1 ч.


Сочинение — отчет


15
Начало пути…
1 ч.
История школы
Конкурс рисунков «Мой дом – моя школа»


16
Поселок Белый Яр
1 ч.
Основные вехи развития поселка Белый Яр. История появления
Творческий отчет «Что мы знаем о поселке?»


17
Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны
1 ч.


Создание «Аллеи славы»
Проект «Ими гордится Югра»
18
Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане, Чечне
1 ч.


Сочинение – отчет «Герои живут рядом»


19
Край, в котором я живу.
Проект
1 ч.
Нефть – черное золото Югры.
Составление викторины, выставка рисунков «Край, мой любимый»


20
Герб, флаг ХМАО
1 ч.
Знакомство с символами ХМАО- Югры
кроссворд


21
«Здравствуй, край мансийский милый…» Литературный вечер
1 ч.


Литературный вечер


22
Сказки народов Севера – кладец мудрости.
2 ч.
Особенности северной сказки. Чему учат сказки Югры.
Чтение и обсуждение сказок.


23
Загадки народов Севера
1 ч.
Особенности загадок
Конкурс знатоков


24
Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта
Проект.
2 ч.
Особенности пословиц и поговорок народов севера, непосредственная связь с природой, нравственное начало.
Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета «Устное народное творчество народов Югры»


25
Фольклорные праздник (Медвежий праздник)
1 ч.


Медвежий праздник. Вороний праздник

Сюжетно-ролевая игра


26
Фольклорные праздник (Вороний праздник)
1 ч.


27
Быт ханты и манси.
1 ч.
Основные занятия ханты. Игры.
Кроссворд, ребусы


28
Одежда народов Севера
Проект.
2 ч.
Как одеваются коренные народы.
Конкурс рисунков


29
Югорский лес весной
1 ч.
Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.
Создание газеты


30
Что дает нам лес
1 ч.


Игровая программа


31
Обобщающий урок.
1 ч.


Игровая программа «Знаток Югры»


Итого: 33 часа

К концу первого года обучения учащиеся должны:
а) знать:замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места поселка;
героев хантыйских сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов;
3-5 лекарственных растений;
ядовитые растения;
основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.

б) уметь:вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.

Тематическое планирование для 2 класса
№ п/п
Тема
Часы
Содержание теоретической части
Практическая часть
Примечание
1
Мой дом – Белый Яр
1 ч.
Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, поселок – её часть.
Конкурс рисунков к Дню нефтяника «Мой папа нефтяник»


2
«Край, в котором мы живем»
1 ч.
Географическое расположение, климатические особенности
викторина


3
Мир природы «хвойные и лиственные деревья»
1 ч.
деревья
Кроссворд


4
«Хозяева тайги»
Проект.
1 ч.
Символы, образы края
Сообщение «о символике края»


5
Растительный мир округа, поселка Белый Яр
1 ч.
Особенности растительного мира поселка
Экскурсия по экологической тропе


6
Экскурсия в зал этнографии в краеведческом музее
1 ч.
Рассказ сотрудников музея о жизни и быте народа ханты
Составление генеалогического древа семьи


7
Место на карте
1 ч.
Расположение и значение поселка
Работа с картой России, ХМАО-Югра (местоположение округа, поселка)


8
Дата поселка.
проект
1 ч.
Важные даты в истории развития поселка
Составление календаря знаменательных событий


9
Иллюстрация гербов городов округа
1 ч.
Гербы и символы
Изготовление с детьми и родителями гербов городов ХМАО


10
«Символика поселка»
1 ч.
Символы поселка
Выставка рисунков «Каким может быть герб нашего поселка»


11
Социальный мир поселка
1 ч.
Жители поселка
Игра «Поиграем в экономику»


12
Люди различных национальностей нашего поселка
1 ч.
Жители поселка
Выставка «национальный костюм»


13
Лица поселка
1 ч.
Люди, оказавшие большое значение для поселка
Встреча людьми – первооткрывателями п. Белый Яр


14
«Все профессии важны, все профессии нужны».
Проект.
1 ч.
Профессии поселка
Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны»


15
Природный мир «Нефть – богатство края»
1 ч.
Значение открытия нефти для жизни поселка
викторина


16
Искусство в поселке
1 ч.
Развитие традиций искусства
Встреча с людьми искусства


17
Что читают белоярцы?!
1 ч.
Белоярская библиотека
Экскурсия в библиотек
Начало проекта «Я и мой поселок»
18
«Конкурс знатоков родного края»
1 ч.
История, важные даты и вехи поселка
Игра


19


Имя в истории.
Проект
1 ч.


История появления названий улиц
кроссворд


20
1 ч.
Составление альманаха «Где моя улица, где мой дом»


21


«Я и мой поселок»
1ч.


Защита ученических проектов


Проект «Каким я вижу поселок»


22
1 ч.


23
Как это было…
1 ч.
Белый Яр в годы войны
Сочинение «Мой прадедушка герой»


24
Мы – помним!
1 ч.
История появления памятника погибшим
Экскурсия к мемориал «Павшим в годы ВОВ»


25
Начало пути…
1 ч.
История образования на Белом Яру
Создание газеты о школе


26
Школьная жизнь
1ч .
Традиции нашей школы
экскурсия


27
Я – ученик моей школы.
Проект
1 ч.
Достижения школы, значение её в жизни учащихся
Личное портфолио


28
Природа Белого Яра весной
1 ч.
Погодные условия
Календарь погоды поселка


29
«Лекарственные растения нашего поселка»


2ч.
Лекарственные растения, прорастающие на территории нашего поселка
Оформление пособия «Лекарственные растения нашего поселка»


30


31
Поселок в любое время года
1 ч.
Природа поселка во все времена года
Создание буклета


32
Мой поселок
1 ч.


Конкурс рисунков «Мой поселок родной»


33
«Знай и люби вою малую Родину»
1 ч.
Итоговое занятие по всем разделам
Конкурс знатоков


+ 1 ч. Резервного времени
Итого: 34ч.
По окончанию второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории поселка, округа;
· Основные традиции школы;
· Различать символик Белого Яра;
· Название близлежащих улиц;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.
Уметь:
· Оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»;
· Правила безопасности в природе и на улицах поселка;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Тематическое планирование для 3 класса
№ п/п
Тема
Часы
Содержание теоретической части
Практическая часть
Примечание
1
Сургутский район
1 ч.
История создания района




2
Точка на карте
1 ч.
Месторасположение на карте ХМАО Сургутского района
Работа с картой


3
Вехи истории.
проект
1 ч.
Основные даты развития Сургутского района
Газета «Дата – событие»


4
Символика Сургутского района
1 ч.
Основные символы и гербы поселений Сургутского района
Создание герба района


5
Климат
1 ч.
Климатические условия Сургутского района
Создание календаря наблюдений за погодой


6


Экскурсия в природу


2 ч.
Растительный мир Сургутского района
Составление альманаха «Знаменитые растения Сургутского района»


7


8
Звери, обитающие на территории нашего района


2 ч.
Животный мир района
кроссворд


9
викторина


10
Рыбное богатство


2 ч.
Охрана рыбных богатств
Создание газеты «Рыбное разнообразие Сургутского района»


11


12
Охраняемые виды живого
1 ч.
Растения, животные Сургутского района, занесенные в Красную книгу
Составление отчета


13
Заповедные места
1 ч.
Малая Сосьва и Юганский заповедник
кроссворд


14
Национальное разнообразие
1 ч.
Многообразие национальностей, проживающих на территории Сургутского района
викторина


15
Коренные народы Сургутского района.
проект
1 ч.
Быт коренных народов на территории Сургутского района
Сообщения учащихся


16
Нефть – наше богатство
1 ч.
Значение открытия нефти для развития района
викторина


17
Все профессии района
1 ч.
Профессии работников Сургутского района
Сочинение «Кем работают мои родители?»


18


Предприятия района


2 ч.
Основные предприятия Сургутского района


Конкурс рисунков


19


20
Что дает наш район округу?
1 ч.
Значение Сургутского района
Сочинение «Чем я помогу, когда вырасту району»


21
Богатство талантов
1ч.
Писатели, художники родного района
Конкурс


22


Они создали историю…


2 ч.
Вклад различных людей в историю района
Встреча со знаменитыми людьми района


23


24
«Эхо войны»
1 ч.
Сургутский район в годы войны
Создание газеты «Аллея славы»


25
Памятники Сургутского района
1 ч.
Основные памятники Сургутского района, павшим воинам
Посещение мемориала


26
Начало пути…
1 .
История появления образования на территории Сургутского района
Буклет школы «Школы Сургутского района»


27


Святые места…
Проект


2 ч.
История появления святых мест на территории района
Создание макета.


28


29
Сургутский район весной


1 ч.


Экскурсия по тропе природы


30
Памятные места Сургутского района
1 ч.
Памятники, административные места, хранящие историю Сургутского района
Календарь памятных мест


31
Мой дом в Сургутском районе
1 ч.


Составление карты поселок на территории Сургутского района


32
Обобщение
1 ч.


Конкурс знатоков Сургутского района


33
+ 2 ч. Резерв.
Итого: 34 часа










По окончанию третьего года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории района;
· Различать символику Сургутского района;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

Тематическое планирование для 4 класса
№ п/п
Тема
Часы
Содержание теоретической части
Практическая часть
Примечание
1
Мой дом — Югра
1 ч.
Расположение Югры, описание
Нахождение на карте России округа


2
Мой адрес -Сибирь
1 ч.
Значение округа для страны
Сочинение « Каким я вижу наш округ в будущем»


3
Облик родной земли


2 ч.
Описание родного края в различных произведениях
Собрание самых красочных произведений о крае.


4
Творческий отчет


5
Река Обь – многогранная и незабываемая
1 ч.
Река Обь. Протяженность основные притоки.
Конкурс рисунков


6
Река кормилица.
Проект


2 ч.
Основное «население» Оби
Составление буклеты


7


8
Приглашаем в путешествие по реке
1 ч.
Стихи и проза о Оби. Мифы и легенды
Сочинение «Матушка – Обе»


9
Мой дом на карте России
1 ч.
История заселения Югры
Сообщения о первооткрывателях


10
Приключение двуглавого орла
1 ч.
История появления государственного герба
Конкурс рисунков


11
Символ родной земли
1 ч.
Гимн и флаг




12
Геральдика Югры
1 ч.
Наука геральдика. Гербы городов Югры. История их появления
Сочинение «Какие события в судьбе города, служат поводом для гордости?»


13
« В некотором царстве в некотором государстве…».
Проект

3 ч.


Странные герои веселых хантыйских сказок. Умные сказки. Небылицы
Конкурс иллюстраций к хантыйским сказкам.
Составление книжки собственных сказок.


14


15


16
Народная мудрость Югорого края


2 ч.
Быт и традиции. Основные занятия.
Творческая работа по созданию орудия быта


17


18
Пословицы и поговорки народов ханты
1 ч.
Пословицы народов Севера. Синонимичные с другими народами
Конкурс сочинений сказок или историй с использованием пословиц или поговорок.


19
Загадки народов Югры
1 ч.
Загадки коренных народов
Конкурс на самую лучшую загадку.


20
Фольклорные праздник (Медвежий праздник)

2 ч.
Медвежий праздник

Сюжетно – ролевые игры.


21
Фольклорные праздник (Вороний праздник)
Вороний праздник


22
Игры народов ханты и манси.
Проект


2 ч.


Разнообразие хантыйских игр
Составление игр для других классов


23
Конкурс на считалку для проведения игры


24
Югорский лес весной
1 ч.
Сезонные изменения в природе. Виртуальная экскурсия в лес.
Создание газеты


25
Многообразие растительного мира Югры.
1 ч.


Животный и растительный мир Югры.




26
Многообразие животного мира Югры
1 ч.
Создание газеты «Живой мир Югры


27
Животный и растительный мир Югры
1 ч.


Игровая программа


28
Красная книга Югры
Проект.
1 ч.
Животные, под охраной закона.
Создание газеты «Красная книга Югры»


29
Мой дом.
1 ч.
История малой Родины
сочинение


30
Моя Семья
1 ч.


Генеалогическое древо семьи


31
Обобщение
1 ч.


Конкурс знатоков родного края. Вручение дипломов.


32
+ 2 ч. Резерв
Итого: 33 ч.









По окончанию четвертого года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Общие сведения об истории поселка, района, округа;
· Различать символику Сургутского района, ХМАО — Югра;
· Основные социальные объекты и достопримечательности;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
Уметь:
· Выказывать точку зрения, умение слушать других;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
Этапы педагогического контроля
Целью педагогического контроля является оценка знаний и умений обучающихся на различных ступенях освоения программы, коррекция программы в соответствии с изменением условий и характера обучения.

Вид
Какие знания, умения, навыки контролируются
Форма подведения итогов
1.
Входящий
Проверка начальных знаний о родном крае, городе.
Беседа
2.
Текущий
Усвоение темы «Я и моя семья»
Устный рассказ, рисунок
3.
Текущий
Усвоение темы «Природа родного края»
Иллюстрированный тест
«Природа родного края»
4.
текущий
Усвоение тем: «Мой поселок», «Край, в котором я живу»
Проект
5.
Итоговый
Усвоение программы за год
Итоговый тест
Все обучающиеся, успешно закончившие курс обучения, получают звание «Юный знаток края». ( выдача дипломов, грамот).
Список литературы для учителя:
1. Сейненский. Е. Краеведение в школьном историческом образовании М: Книголюб, 2006г
2. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению. М, 2006г
3. Краеведение в школе. В помощь учителю, работающему по региональному плану. Под редакцией Т.Б. Табардановой, Ульяновск: ИКП ПРО, 2005г
4. Древний город на Оби: История Сургута / [под ред. В. И. Бугрова]. – Екатеринбург: Тезис, 1994.
5. Очерки истории Югры / Правительство Ханты-Манс. авт. окр., Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького, Угор. науч.-исслед. Центр; [отв. ред.: Д. А. Редин, Н. Б. Патрикеев]. – Екатеринбург: Волот, 2000.
6. Окружной ежегодный литературный альманах «Эринтур» (Поющее озеро), Ханты-Мансийск, 2008г.
7. Югра: 75 ступеней вверх / [ред.-сост. Ю. А. Дорохов; ред. Ю. В. Шинкаренко]. – Екатеринбург: Пакрус, 2005.
8. Югория: энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа: в 3-х т. / [гл. ред. Г. Ф. Шафранов-Куцев]. – Екатеринбург: Сократ, 2000.
Список литературы для детей:
1.
История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: учебник для старших классов
2.Мы — дети природы. Рабочая тетрадь, Ханты-Мансийск:, 2006г.
3. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа: животные, растения, грибы / ред.-сост. А. М. Васин. – Екатеринбург: Пакрус, 2003.
4. Здравствуй, Югра!: [фотоальбом] / [авт.-сост. А. Щукин; фот.: А. Щукин [и др.]; авт. текста: Л. И. Попкова, Н. М. Попкова]. – Москва: MV, 2000.
Пожаловаться 05 мая 2012
Файлы