В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок литературного чтения "Согласные звуки[ф], [ф']. Буквы Ф ф" (1 класс)

Алена Морева Алена Морева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 8320
Краткое описание
Цель методическая: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации, применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации через общеклассную и индивидуальную формы организации познавательной деятельности.

Описание
УМК: «Начальная школа XXIвека» под редакцией Н.Ф. Виноградовой Тип урока:урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный (смешанный)

Продолжительность занятия: 1 урок (35 минут).
Цели образования:
обучения:формирование знаний о согласных звуках [ф], [ф'] и буквах, которыми они обозначаются на письме; формирование умений звуко-буквенного анализа слов, формирование навыков осознанного чтения;
воспитания:формирование коммуникативных навыков: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы, формирование познавательного интереса к самостоятельному чтению книг, формирование потребности к здоровому образу жизни, к занятиям физкультурой и спортом;
развития:развитие фонематического слуха, познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, внимания, творческого воображения, обогащение словарного запаса учащихся.
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация
Power
Point, учебник «Журова Л.Е., Евдокимова А.О. Букварь: 1 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1. — М.: Вентана-Граф, 2008. – 160 с.», раздаточный материал, фишки у обучающихся для проведения звукового анализа; раздаточный материал: билет на футбольный мяч, круглые сигнальные карточки «Да-Нет» зеленого и красного цвета у каждого ученика.

Межпредметные и внутрипредметные связи.
На уроке осуществляются связи литературного чтения с русским языком (разделы «Фонетика», «Лексика», «Морфология»), математикой, физкультурой.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологическая установка на работу(Слайд 2).
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Ждет урок ребят сейчас!

— У меня хорошее настроение, потому что мы вместе. Я рада видеть вас. Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
-Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
II. Актуализация опорных знаний.
— Давайте вспомним, чему мы учились на прошлых уроках. Поиграем в игру«Доскажи словечко».
— Наша речь состоит ….(из предложений).
— Звуки бывают … (гласные и согласные).
— При произнесении согласного звука … (воздух во рту встречает преграду).
— Согласные звуки бывают …(глухие и звонкие, твердые и мягкие).
— Гласные звуки бывают ….(ударные и безударные).
— После твердых согласных пишутся гласные буквы… (а, о, у, ы, э).
— После мягких согласных пишутся гласные буквы… (е, ё, и, я, ю).
— Буквы е, ё, ю, я в начале слова …(обозначают 2 звука).
III. Целеполагание. Мотивация к учебной деятельности.
— А теперь обратимся к теме нашего сегодняшнего урока. (Слайд 3).
— Посмотрите на слайд. Перечислите, что изображено?
Телефон, жираф, шкаф, фея, флажок.
— Определите, какие одинаковые звуки есть в этих словах.
— Кто догадался, о каких звуках пойдет речь на уроке? (О звуках [ф], [ф’])
— Правильно, тема нашего урока «Звуки [ф], [ф']. Буква «Ф, ф».
— Опираясь на тему урока и опорные слова, сформулируйте задачи нашего урока.(Слайд 4).
Познакомимся с …..
Научимся ….
(Мы познакомимся со звуками [ф], [ф’] и буквой, которая их обозначает. Будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой. )
IV.
Формирование новых понятий, способов действий.
1. Звуковой анализ слов «фонарь», «филин». Моделирование звукового состава слов.
— Отгадайте загадки:
Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (фонарь)

Когда светло, прячусь в дупло,
Ночью летаю, мышей пугаю. (филин)
(Слайд 5).
— Рассмотрите схемы слов. Сколько звуков в каждом слове? (В слове «фонарь» — 5 звуков, в слове «филин» — 5 звуков.)
Откройте учебники на с.118.
Проведем звуковой анализ этих слов по вариантам. Первый вариант выкладывает схему слова «фонарь» на модели под картинкой в учебнике, второй вариант выкладывает схему слова «филин» на модели в учебнике.
Самопроверка.(Слайд 5).
— Разделите слова на слоги. Определите ударный слог.(В слове «фонарь» 2 слога: фо-нарь, ударение падает на 2 слог, на гласную «а». В слове «филин» 2 слога: фи-лин, ударение падает на первый слог на гласную «и»).
— Дайте характеристику первым звукам в словах. (Звук [ф] – согласный, твердый парный, его мягкая пара [ф'], глухой, парный [в], звук [ф'] – согласный, мягкий парный, его твердая пара [ф], глухой, парный [в’]).
— Сравните первые звуки. Что вы можете о них сказать? (Это парные по твердости-мягкости звуки.)
2. Знакомство с буквой.
— Звуки [ф], [ф’] обозначаются на письме буквами «Ф ф».(Слайд 6).
— На что похожа буква?
Выслушиваются ответы детей.

— Послушайте стихотворения про букву Ф.
Одновременно на слайде появляются иллюстрации. (Слайд 7).
1. Филин – два огромных глаза –
Букву Ф напомнит сразу,
Лупоглазый целит взгляд,
Словно фотоаппарат.
В. Степанов.
2. Федя ходит руки в боки,
Значит выучил уроки. Г. Виеру
3. Если б Фёдор иль Федул
Сразу две щеки надул,
Буквы Ф, сомнений нет,
Получился бы портрет.
4. Всем известно без подсказки
Буква Ф как ключ из сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас. В.Степанов
5. Ножницы я в руки взял –
Букву Ф я в них узнал.

-Для записи каких слов потребуется заглавная буква Ф? Приведите примеры. (Для записи имен собственных: имен, отчеств. фамилий людей: географических названий: городов, рек, озер, стран).
V.Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять, шесть — за парту тихо сесть.
VI. Применение понятий, способов действий.
1. Упражнение на концентрацию внимания.
— Ребята, кто-то спешит к нам на урок.
(Слайд 8).
Звучит «Футбольный марш» М. Блантера.
Соберу команду в школе
И найду большое поле.
Пробиваю угловой -
Забиваю головой.
И в воротах пятый гол!
Очень я люблю… (футбол)

— Кто же пришел к нам в гости?
— А почему?
— Какое имя может быть у нашего футболиста? (Федя, Фома, Филипп, Филька).
— А что «вкусненькое» любит наш футболист? Как вы думаете?(Финики, вафли, фисташки, кефир, конфеты, зефир, фрукты.)
— Футболист приготовил для вас сюрприз. Он дарит вам билет на футбольный матч. Достаньте билет из конверта, который лежит на вашей парте. Так как наш гость очень любит тренировки, он решил потренировать и вас в распознавании новой буквы. На билете написаны буквы. Наш гость спрятал новую букву среди других букв. Ваша задача – найти её, зачеркнуть и посчитать, сколько раз она встретилась, укажите на обратной стороне эту цифру. Итак, наша тренировка начинается.
УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ
Взаимопроверка.
— Поменяйтесь билетами с соседями по парте и проверьте их работу.
— Сколько раз вам встретилась буква «ф»? (5)
— Поднимите руку, кто не допустил ошибок.
— Молодцы, вы были очень внимательными.
2. Чтение слогов, слов на с.119.
– Давайте порадуем футболиста своим чтением. Откройте «Букварь» на с. 119.
— Прочитайте слоги по строчкам.
– Прочитайте слоги, в которых Ф обозначает мягкий согласный звук.
– Прочитайте слоги, в которых Ф обозначает твёрдый согласный звук.
– Прочитайте слова первых двух столбиков парами.
– Объясните, по какому принципу образованы пары. (Один – много.)
– Прочитайте третий столбик слов.
– Прочитайте слова, в которых один слог.
— Каким правилом вы пользовались, чтобы это определить? (Сколько гласных в слове, столько и слогов)
– Прочитайте слова, в которых два слога.
– Прочитайте слово, в котором три слога.
– Посчитайте, сколько слогов в слове «фамилия».
– Как пишутся фамилии?
– Прочитайте пары слов.
– Назовите буквы, которыми отличаются слова в парах.
– Прочитайте те слова, в которых буква Ф обозначает твёрдый согласный звук.
– Прочитайте те слова, в которых буква Ф обозначает мягкий согласный звук.
— Назовите слова, которые обозначают одушевленные предметы.
— А какие называют неодушевленные?
3. Лексическая работа.
— Какие слова вам показались непонятными, трудными?
Фабрика, ферма, фрак, фазан, флот.
— Разберем, как вы понимаете значения этих слов.
(Слайд 9).

Дети объясняют, учитель дополняет.
Фабрика — промышленное предприятие с машинным способом производства, выпускающее товары преимущественно лёгкой и пищевой промышленности.(Слайд 10).
Ферма — отдельное специализированное, обычно животноводческое хозяйство.(Слайд 11).
Фрак — верхняя часть мужского парадного костюма с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади. (Слайд 12).
Фазан — крупная птица отряда куриных, с ярким оперением, мясо которой употребляется в пищу.(Слайд 13).
Флот – это крупное соединение судов. Каким бывает флот? (морской, воздушный, парусный, речной).
VII.Физкультминутка с элементами звуковой зарядки
— А сейчас наш гость хочет проверить ваше внимание. Очень часто дети путают звуки [в] и [ф], так как они парные по звонкости и глухости. Поиграем с футболистом в игру «Звонкий – глухой».
— Если в слове есть звуки [ф], [ф’], то хлопаем, если нет – приседаем.
Ветка, свет, Федя, свитер, филин, хвастун, фуфайка, фабрика, верба, светофор, фирма, вагон.
VIII. Применение знаний.
Дифференцированное чтение.
– Ну а сейчас наш гость предлагает вам подготовиться к выразительному чтению произведений учебника. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения Г.Сапгира «Футбол» с.120 (слабые учащиеся). Ребята, получившие дополнительные карточки с заданиями (сильные учащиеся), подготовятся к выразительному чтению рассказа Я.Тайца «Волк» с.121по ролям и выполните задания на карточках.
Карточка № 1
Прочитай рассказ Я. Тайца «Волк» на с.121 «Букваря».
Подготовься к чтению по ролям.
Ответь на вопросы:
– Почему волку стало стыдно?
– А с вами случалось такое, за что вам потом было стыдно?
Самостоятельное жужжащее чтение.
— А теперь постарайтесь выразительно прочитать стихотворение «Футбол» Г.Сапгира, передавая голосом характер текста.
— Помогает ли игра в футбол укрепить здоровье? (Да. Она укрепляет наши мышцы, развивает выносливость, ловкость)
— А знаете ли вы, ребята, какое важное спортивное событие мирового масштаба произойдет в России в 2018 году? (Чемпионат мира по футболу)
— Этот чемпионат пройдет в 13 российских городах, где будут построены новые спортивные комплексы, стадионы, между этими городами будут проведены новые линии скоростных железных дорог. Это будет не просто большой мировой футбольный праздник, не просто спорт, это и признание достижений нашей страны, это выгодное и важное мероприятие. Вообще в России уже несколько лет существует президентская программа «Здоровье нации», основной идеей которой является развитие физической культуры и спорта в стране. В рамках этой программы открываются новые секции по интересам, создаются футбольные и хоккейные клубы, развиваются новые виды спорта. В нашей школе тоже работает футбольная секция, и многие мальчики нашего класса посещают ее. А когда вы подрастете, вы сможете посещать много других спортивных секций, где вы можете не только провести своё свободное время, но и укрепить здоровье.
– Какие ещё виды спорта начинаются на Ф?
Если хочешь видеть гол,
Отправляйся на футбол.
Интересно фехтование
И фигурное катание.
— А для чего нужно заниматься спортом? (Занятия спортом помогают сохранить здоровье и продлить жизнь).
Чтение рассказа Я. Тайца по ролям сильными учениками.
IX. Итог урока.
-Папа сына похвалил,
Он про букву Ф спросил.
– Как вы думаете, что рассказал про букву Ф сын?
— Футболист хочет проверить ваши знания, полученные на этом уроке. Поиграем в игру «Верю — не верю». (Если вы согласны с утверждением, покажите фишку зеленого цвета, если не согласны — красного).
1. Буква «Ф» обозначает гласный звук. — А какой? Почему?
2. Звук [ф] – глухой.
3. Буква «Ф» может обозначать как твёрдый, так и мягкий звук.
4. В слове финики буква «ф» обозначает твёрдый звук.
— Наш гость убедился, что вы усвоили тему урока, можете дружно работать и приобретать новые знания. Я рада, что вы сегодня старались особенно внимательно выслушивать ответы друг друга, не повторять ответы товарищей, хорошо размышляли и анализировали. А вам понравилось, как мы сегодня работали? Что особенно понравилось? Что было трудно?
X. Рефлексия.
— В конце урока нашему гостю хотелось бы узнать, какое у вас сейчас настроение. Достаньте из конверта изображения мячей. Раскрасьте картинку с изображением такого настроения, которое у вас сейчас.
— Кто заканчивает урок с хорошим настроением, поднимите вверх свой мяч.(Слайд 13).
Закончен урок, и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
— А за хорошую работу наш гость дарит вам свои любимые сладкие конфеты в форме мяча. Кто догадался, какие это конфеты? (Чупа — чупс)
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 30 апреля 2012
Файлы
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе. Морева А.В.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Приложение к уроку. Раздаточный материал.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

















































Ряд __________ Место __________


УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ




Ряд __________ Место __________


УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ




Ряд __________ Место __________


УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ




Ряд __________ Место __________


УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ




Ряд __________ Место __________


УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ




Ряд __________ Место __________


УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ




Ряд __________ Место __________


УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ




Ряд __________ Место __________


УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ




Ряд __________ Место __________


УЮМЗРФСЕЗОАФОБЬФКФПРЫВФЯ







Карточка № 1

  • Прочитай рассказ Я. Тайца «Волк» на с.121 «Букваря».

  • Подготовься к чтению по ролям.

Ответь на вопросы:

Почему волку стало стыдно?

А с вами случалось такое, за что вам потом было стыдно?



Карточка № 1

  • Прочитай рассказ Я. Тайца «Волк» на с.121 «Букваря».

  • Подготовься к чтению по ролям.

Ответь на вопросы:

Почему волку стало стыдно?

А с вами случалось такое, за что вам потом было стыдно?


Карточка № 1

  • Прочитай рассказ Я. Тайца «Волк» на с.121 «Букваря».

  • Подготовься к чтению по ролям.

Ответь на вопросы:

Почему волку стало стыдно?

А с вами случалось такое, за что вам потом было стыдно?



Карточка № 1

  • Прочитай рассказ Я. Тайца «Волк» на с.121 «Букваря».

  • Подготовься к чтению по ролям.

Ответь на вопросы:

Почему волку стало стыдно?

А с вами случалось такое, за что вам потом было стыдно?


Карточка № 1

  • Прочитай рассказ Я. Тайца «Волк» на с.121 «Букваря».

  • Подготовься к чтению по ролям.

Ответь на вопросы:

Почему волку стало стыдно?

А с вами случалось такое, за что вам потом было стыдно?



Карточка № 1

  • Прочитай рассказ Я. Тайца «Волк» на с.121 «Букваря».

  • Подготовься к чтению по ролям.

Ответь на вопросы:

Почему волку стало стыдно?

А с вами случалось такое, за что вам потом было стыдно?



Литературное чтение. 1 класс. Согласные звуки [ф], [ф]. Буквы Фф.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru