В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Русские поэты ХIХ века о природе" (5 класс)

Светлана Бумарскова Светлана Бумарскова
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 5195
Краткое описание
Урок обучения интерпретации поэтического произведения на примере стихотворений Ф. Тютчева.
Цели и задачи урока: развивать умение исследования текста; закрепить знания учащихся о художественных средствах выразительности (теория литературы), их роли в речи; способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления; помочь ученикам увидеть и почувствовать красоту слова.

Описание
Тема:Русские поэты ХIХ века о природе.(слайд №1)

Урок обучения интерпретации поэтического произведения на примере стихотворений Ф. Тютчева.

Предмет:литература

Класс:5.

Цели и задачи урока:развивать умение исследования текста; закрепить знания учащихся о художественных средствах выразительности (теория литературы), их роли в речи; способствовать развитию ассоциативного и творческого мышления; помочь ученикам увидеть и почувствовать красоту слова.

Круг понятий:лирика, лирический герой, тема, идея произведения, эпитет, метафора, сравнение, рифма, ритм, фоника.

Ход урока.

Слово учителя.

Приветствие. Озвучивание темы. Далее учитель обращается к опыту учащихся в целеполагании на уроках. Для этого необходимо задать следующие вопросы: что мы (все вместе) сегодня узнаем, чему мы (все вместе) сегодня научимся, что каждый из нас сегодня сумеет сделать?(сл.№2)

Задания для определения сущности и признаков стихотворной речи.
Учитель читает фетовские строчки. О чем написал поэт? (О снеге). Далее педагог открывает скрытую за шторкой энциклопедическую информацию. Обсуждают, сопоставляют.

<shapetype id="_x0000_t202" path=«m,l,21600r21600,l21600,xe» o:spt=«202» coordsize=«21600,21600»>

Слайд №4

Использование «шторки», картинки.


Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Гроза — атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между т.н. кучево-дождевыми (грозовыми) облаками. Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей.
(Энциклопедический словарь)

Слайд №3
Использование «шторки», картинки.
Бриллианты в лунном свете,

Бриллианты в небесах,

Бриллианты на деревьях,

Бриллианты на снегах…

(А.Фет)

СНЕГ – твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шестилучовых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0оС.

(Энциклопедический словарь)

СНЕГ – твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шестилучовых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже 0оС.

(Энциклопедический словарь)

Учитель.
Чем отличается стихотворная речь от прозаической?

Учитель.
Ведь все понятно: снег блестит, ручей течет, вулкан готовится к извержению, гроза начинается… Зачем поэт понятную мысль усложняет, делает абсурдной?


После обсуждения – экскурс в теорию литературы.


Слайд №5
Использование «указки».
Лирика

Цель
Изображение человеческой личности в переживаниях и раздумьях
Предмет
Внутренний мир человека, его мысли и чувства
Содержание
Субъективный внутренний мир поэта
Субъект – лирический герой
Функции языка
Переносное или иносказательное значение слова выдвигается на первый план. В основе образные средства языка. Особая организация языка – стихотворная (рифма, ритм, размер)


Информация для учителя: можно распечатать в качестве раздаточного материала.

Учитель.Чтобы в словах стихотворного текста открылись несловарные значения и новые оттенки смысла, поэт, по известным ему одному законам, выбирает, «просеивает» нужные слова из общеупотребительного языка и создает поэтический образ. Попробуем и мы с вами разобраться в законах стихосложения (версификации). Но войдем в этот мир неторопливо, вслед за поэтами прошлых веков по горным дорогам, постоим у кипящего водопада, поклонимся одуванчику, услышим звуки природы и ощутим, как огромна и прекрасна жизнь и как чудесен наш русский язык.


Презентация.

<shapetype id="_x0000_t75" path=«m@4@5l@4@11@9@11@9@5xe» o:spt=«75» coordsize=«21600,21600» stroked=«f» filled=«f» o:preferrelative=«t»>
<shape id="_x0000_s1029" st yle=«LEFT: 4540px; WIDTH: 2541px; POSITION: absolute; TOP: 3853px; HEIGHT: 976px» type="#_x0000_t75" o:preferrelative=«f»>


Слайд-шоу № 3

Слайд-шоу № 3

Рефлексия.Какое у вас сейчас настроение. Понравилась ли вам музыка (Вивальди «Весна»), сопровождавшая слайд-шоу? А репродукции картин были не только на весеннюю тему.

Чем удивили вас художники? Да, у художника в арсенале кисть, краски и его воображение. А у поэта? СЛОВО. Это его главный инструмент. А как научиться разбираться в поэтическом мире и каковы законы его существования? Обратимся к науке.

Работа с интерактивной доской.

Информация для учителя.
На доске появляется схема без надписей. Учитель читает определения, ученики узнают термин и вписывают его в схему.
Внимание!
Подразумеваются гиперссылки к каждому термину (функция «нажатие»).

<imagedata o:title="" src=«file:///C:%5CDOCUME~1%5C%D0%9C%D0%90%D0%9C%D0%90%5CLOCALS~1%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_image004.emz»>

Слайд №6
«умное перо», «ластик» в случае ошибки.

Работа с учебником (смена деятельности).

Учитель выразительно читает стихотворение Ф. Тютчева«Есть в осени первоначальной…»

— Каким настроением проникнуто стихотворение (настроением грусти)?

— Почему. Как на Руси назывался этот переходный период от лета к осени ( Бабье лето)?

— Какими средствами выразительности поэт передал свое отношение к ним?



Анализ стихотворения «Люблю грозу в начале мая…»

— О чем это стихотворение? ( О дожде и грозе или о чувствах человека, пробужденных этим природным явлением).

Проследим, какими средствами создается поэтический образ.

Информация для учителя. Ученик, приглашенный к доске, подчеркивает (выделяет маркером) эпитет, например, зеленым цветом, метафору – синим, олицетворение – красным. ( Выбор цвета определяет сам ученик)

Работа с интерактивной доской


Слайд № 7
Работа с цветным маркером, «ластиком» в случае ошибки, «указкой» учитель комментирует ответы.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первыйгром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочетв небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

Исолнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной, и шум нагорный

Все вторитвесело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящийкубок с неба,

Смеясь, на землю пролил

Так должен выглядеть результат работы с тропами.

Учитель обращает внимание пятиклассников на инструментовку стиха, потому что не только слово раскрывает идею произведения, но и звук. Попробуем разобраться в этом.

Работа с интерактивной доской.

Информация для учителя.
Ученики по цепочке выделяют сначала аллитерацию, затем ассонанс. Выбор цвета произволен.


Слайд № 7
Работа с цветным маркером, «ластиком» в случае ошибки, «указкой» учитель комментирует ответы, текстовые редакторы, информация за «шторкой».



[ГРОМ]

[ДЖД]

[ГРМ]

[Л]

[О]

[А]




Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый
гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

 

Гремят раскаты молодые,

Вот
дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

 

С горы бежит поток проворный,

В лесу не
молкнет птичий гам,

И гам
лесной, и шумнагорный

Все вторит весело громам.

 

Ты скажешь: ветреная
Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.


<shape id="_x0000_s1027" st yle=«LEFT: 2281px; WIDTH: 7200px; POSITION: absolute; TOP: 7716px; HEIGHT: 5295px» type="#_x0000_t75" o:preferrelative=«f»>



Беседа учителя с классом.

Какие звуки повторяются? Что они напоминают? Приходим к выводу, что в тексте повторяются звуковые комплексы [ГРОМ], [ДЖД], [ГРМ] (Подсказка за «шторкой»). Так же находим прием ассонанса.

Что отражает звукопись? (Тему стихотворения. [л] напоминает звук льющейся воды.)

О чем это стихотворение? (И о грозе, и о чувстве радости. О полном согласии человека и природы).

Другое лирическое произведение Ф. Тютчева тоже о природе. Анализ стихотворения «Чародейкою зимою…».

Обратимся к интерактивной доске.


Слайд № 8
Работа с цветным маркером, «ластиком» в случае ошибки, «указкой» учитель комментирует ответы.

Слайд-шоу № 5
Работа с цветным маркером, «ластиком» в случае ошибки, «указкой» учитель комментирует ответы.

Чародейкою Зимою

И под снежной бахромою,

Околдован, лес стоит –

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.


И стоит он, околдован, —

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Учитель читает медленно и выразительно текст.

Что изображено? (Зима)

Какое художественное средство выразительности лежит в основе? (Олицетворение)

Что необычного в пейзаже? (лес живой, но заколдованный, как в сказке).

Учитель объясняет, что поэтический текст – это микросистема, в которой значима любая составляющая.

Итак, РИФМА. С нее-то и начнем. Музыка слов имитирует магические действия чародейки. Но вы, ребята, должны мне помочь. Кто идет к доске?

Работа с интерактивной доской.

Информация для учителя. К доске выходят учащиеся и разными цветами выделяют все рифмующиеся (на их взгляд) слова. Если что-то не увидели дети, учитель дополнит попутным комментарием, так как существует стереотип о рифме, что она только конечная. Задача учителя – показать разнообразие и красоту рифмы.

Чародейкою Зимою

И под снежной бахромою,

Околдован, лес стоит –

Неподвижною,немою,

Чудной жизнью он блестит.


И стоитон, околдован,

Не мертвец и не живой –

Сном волшебнымочарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Так должен выглядеть результат работы детей и учителя.

Слово учителя.Да, ритмический рисунок рифмы необычайно причудлив. Проследим, как совершается «зимнее чудо». Чародейка Зима чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон. Кажется, что колдовство волшебницы воспроизводят парные, кольцевые, перекрестные, тавтологические и внутренние рифмы. (Учитель использует «указку»).

Информация-инструкция для учителя. Внимательно рассмотрите рисунки. В такой последовательности учитель, используя средства «палитры» (тюбик/цвет), наглядно показывает ученикам ворожбу рифмы. На глазах пятиклассников рождается «картина»: учитель чертит круги, комментируя свои действия.

<shape id="_x0000_i1032" st yle=«WIDTH: 5in; HEIGHT: 270pt» type="#_x0000_t75" o:borderrightcolor=«this» o:borderbottomcolor=«this» o:borderleftcolor=«this» o:bordertopcolor=«this»><imagedata o:title="" src=«file:///C:%5CDOCUME~1%5C%D0%9C%D0%90%D0%9C%D0%90%5CLOCALS~1%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_image007.emz»>
Комментарий к рисунку №1.
Рифма «Чародейкою Зимою» обвела всю строфу, миновав лишь второй стих.

<shape id="_x0000_i1031" st yle=«WIDTH: 5in; HEIGHT: 270pt» type="#_x0000_t75" o:borderrightcolor=«this» o:borderbottomcolor=«this» o:borderleftcolor=«this» o:bordertopcolor=«this»><imagedata o:title="" src=«file:///C:%5CDOCUME~1%5C%D0%9C%D0%90%D0%9C%D0%90%5CLOCALS~1%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_image009.emz»>
Комментарий к рисунку №2.
Но первое слово второй строки («околдован») положило начало звучанию, которое перебрасывается во вторую строфу, обвивая концы стихов и проникая внутрь. «Околдован» звучит не только в словах, но и в звуках слов: «он», «сном», «волшебным». Стихи завораживают своей музыкой, «колдуют».

<shape id="_x0000_i1030" st yle=«WIDTH: 5in; HEIGHT: 270pt» type="#_x0000_t75" o:borderrightcolor=«this» o:borderbottomcolor=«this» o:borderleftcolor=«this» o:bordertopcolor=«this»><imagedata o:title="" src=«file:///C:%5CDOCUME~1%5C%D0%9C%D0%90%D0%9C%D0%90%5CLOCALS~1%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_image011.emz»>
Комментарий к рисунку №3.
Третья рифма, начавшая свой путь в середине третьего стиха первой строфы ( «снежной»), пробежала к началу пятого («чудной»), окольцевала вторую строфу ( «живой — пуховой»), а за ней и третью («косой – красой»).

<shape id="_x0000_i1029" st yle=«WIDTH: 5in; HEIGHT: 270pt» type="#_x0000_t75" o:borderrightcolor=«this» o:borderbottomcolor=«this» o:borderleftcolor=«this» o:bordertopcolor=«this»><imagedata o:title="" src=«file:///C:%5CDOCUME~1%5C%D0%9C%D0%90%D0%9C%D0%90%5CLOCALS~1%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_image013.emz»>
Комментарий к рисунку №4.
А последняя строчка стихотворения звучаниями повторила первую: «Чародейкою Зимою» — «Ослепительной красой.

<shape id="_x0000_i1028" st yle=«WIDTH: 5in; HEIGHT: 270pt» type="#_x0000_t75" o:borderrightcolor=«this» o:borderbottomcolor=«this» o:borderleftcolor=«this» o:bordertopcolor=«this»><imagedata o:title="" src=«file:///C:%5CDOCUME~1%5C%D0%9C%D0%90%D0%9C%D0%90%5CLOCALS~1%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_image015.emz»>
Комментарий к рисунку №5.
Так должен выглядеть результат «волшебства» учителя.

Продолжение беседы.

Каким настроением проникнуто стихотворение? Что же сильнее оказалось: чары Зимы или стрелы-лучи Солнца?

Учитель может продолжить работу с текстом, вернув слайд № 7.

Разобрав художественные средства выразительности лексики, пятиклассники сформулируют основную мысль стихотворения.



В финале урока
учитель и ученики приходят к выводу, что поэтический текст – это не статичные слова, а движущиеся, живые, и потому связанные между собой глубокой связью.

Поэт имеет особый дар видеть, чувствовать, слышать СЛОВО и приводить в движение нашу мысль и нашу фантазию.

А помогла нам в этом нелегком деле
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.

Домашнее задание.

· Написать сочинение-этюд с использованием средств выразительности. Тему выбирает ученик.

Задание повышенной трудности.

· Сочинить стихотворение.

Список использованной литературы:

· Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 кл. Методическое пособие. — М., 2004.

· Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся. – М., 2004

· Гаспаров М.Л. Русский стих начала 20 века в комментариях.-

М., 2004

· Дрыжакова Е.Н. В волшебном мире поэзии. Книга для учащихся старших классов. – М., 1978

· Маймин Е. Искусство мыслит образами. Для учащихся ст. классов. — М., 1977

· Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н. А., Рябинова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя/Под общей редакцией Г.С. Меркина, Т.М. Зыбиной. – М. 2002

· Москвин В.П. Стилистика русского языка: Приемы и средства выразительной и образной речи (общая классификация). В двух частях. – Волгоград, 2004.

<imagedata o:title=«0» src=«file:///C:%5CDOCUME~1%5C%D0%9C%D0%90%D0%9C%D0%90%5CLOCALS~1%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_image017.jpg»>
Русские поэты XIXвека о природе.

Урок обучения интерпретации поэтического произведения на примере стихотворений

Ф. Тютчева.

(Урок с использованием интерактивной доски)




Выполнили:

Громова Ирина Владиславовна,


учитель русского языка и литературы


Бумарскова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Пожаловаться 27 апреля 2012
Файлы
икт1.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru