В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Классный час "Дорого яичко ко Христову дню"

Классный час "Дорого яичко ко Христову дню"

Ирина Чакмина
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 1234 голосов:3просмотров: 1896 комментариев: 1
Краткое описание
Цели:углубить, расширить и закрепить знания о традициях нашего народа; учить детей работать в группах; воспитывать бережное отношение к прошлому.
Описание

МБОУ «Западнодвинская СОШ №2»
Классный час «Дорого яичко ко Христову Дню».


Разработала учитель начальных классов Чакмина Ирина Николаевна.
 Классный час  является итогом проекта классного коллектива.
Проект долгосрочный (2 месяца). Участвовал в этом проекте весь 4 класс.

 Ребята были разделены не группы. Каждая группа получила несколько творческих заданий: изготовить пасхальные яйца, используя разные техники и материалы, найти и выучить стихотворения на эту тему, выучить русские народные песенки и инсценировать их, разыграть сценку, найти материалы об обрядах и обычаях, связанных с праздником Пасхи, подготовить игру, чтобы провести её с другими группами). 
 Самыми активными участниками была подготовлена презентация под руководством классного руководителя..

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Дорого яичко ко Христову дню.doc Скачать








Классный час на тему: «Дорого яичко ко Христову дню».


















Чакмина Ирина Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Западнодвинская СОШ №2»

города Западная Двина

Тверской области

Классный руководитель 4 «а» класса






Тема классного часа: «Дорого яичко ко Христову дню»


Цели: углубить, расширить и закрепить знания о традициях нашего народа; учить детей работать в группах; воспитывать бережное отношение к прошлому.


Задачи: познакомить детей с пасхальными традициями, обычаями и играми; создать условия для проявления познавательной активности учеников.


Форма проведения: праздник.


Оборудование для учителя: интерактивная доска, компьютер, презентация.


Материалы для учеников: пасхальные яйца, корзинки, шапочки для инсценировки, изображение «кадило», изготовленные своими руками пасхальные яйца из разных материалов, зелёные ростки пшена, игрушка-лошадка, домик, ведро с водой, икона Божьей Матери, свечи, шапки.


Структура классного часа:


  1. Вступительное слово учителя о празднике Пасха.

  2. Инсценировка.

  3. Рассказ о пасхальных яйцах, о ритуале приготовления яиц.

  4. Работа творческих групп.

  5. Подведение итогов.


Предварительная подготовка: дети разбиваются на группы, получают задания от учителя.


Задания:


  1. Сделать пасхальные яйца, используя разные техники и материалы.

  2. Выучить стихотворения.

  3. Выучить русские народные песенки и инсценировать их.

  4. Разыграть сценку.

  5. Найти материалы об обрядах и обычаях, связанных с этим праздником.

  6. Подготовить игру, чтобы провести её с другими группами.









Ход мероприятия.


Учитель. Слайд 1.


Ой вы, гости-господа,

Сколько вас пришло сюда?

Вроде б, мимо направлялись!

И чего-то задержались?

Видно сказ дошёл до вас

Про житьё-бытьё у нас.

На Руси обрядов много.

А сегодня праздник Бога.

Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Будьте здоровы и счастливы, а наша встреча пусть будет весёлой и радостной! Потому что она посвящена православному празднику – Пасхе.

Скоморохи.

Сюда пропусков специальных не надо!

Спешите! Зовите друзей и родных!

На празднике нашем мы рады

Встречать вас как самых желанных гостей,

Как издавна в русском народе ведётся –

Обычаям русским не будет конца.

Пускай от души вам сегодня поётся,

И радостью полнятся ваши сердца.

Знакомьтесь! Играйте! Шутите! Пляшите!

В народе и отдых куда веселей.

Спешите на праздник, спешите,

Зовите знакомых, родных и друзей!

Учитель.

Апрель – светлый месяц, месяц Пасхи. В этом году Праздник праздников и Торжество торжеств – Пасха – приходится на 4 апреля.

Светлое Христово Воскресение или Пасха – самый главный праздник православного церковного года. В этот день отмечается воскрешение из мёртвых Сына Божьего Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой, жизни над смертью символизирует этот православный праздник.

И вся природа в этот день радуется приходу весны, пробуждается от долгого зимнего сна.

Яйцо – символ Пасхи, символ возрождения. Символ новой жизни. Раньше в народе так и говаривали: «Дорого яичко ко Христову дню». И сегодня мы с вами поделимся своими знаниями о том, как праздновали этот праздник, какие обряды и традиции связаны с этим днём.


Инсценировка. С разных сторон выходят дети (Красное, Синее и Белое яйца. На головах у детей - шапочки).


Белое.

- А меня только что курочка Ряба снесла. Правда, я простое, а не золотое, но зато какое полезное.

Красное, Синее.

- А нас только что к Пасхе приготовили. Видишь, какие мы красивые?!

Белое.

- К чему вас приготовили?

Красное.

- К Пасхе. Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мёртвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых.

Синее.

- Мы тоже были белые, как и ты, но в Великий четверг, нас сварили и покрасили. Мы теперь – «крашенки».

Белое.

- А зачем вас покрасили?

Синее.

- Потому что есть такой обычай – обмениваться крашеными яйцами на Пасху. Чаще всего яйца окрашивают в красный цвет – цвет крови Христа.

Красное.

- Иногда яйца на пасху не просто красят, а расписывают, разрисовывают. Такие яйца называются «писанками».


Учитель.

Пасхальные яйца традиционно окрашивались не только в красный и золотистый цвета, что по своему ритуальному значению одно и то же, но и расписывались всеми цветами радуги растительным или геометрическим орнаментами. Слайд 2.

Обереги эти везде на Руси называли по-разному:

«крашенками» – окрашенные в один цвет, например, красный, синий, зелёный; Слайд 3.

«крапанками» - исполненные в «крапинку», пятнами; Слайд 4.

«писанками» - расписанные узорами. Слайды 5,6,7.

Яйца же, изготовленные из дерева, глины, мрамора, иных материалов, повсюду называли «яйчатами» (Демонстрация деревянного яйца).


Итак, какие яйца называют крашенками, крапанками, писанками, яйчатами? Ответы детей)



Учитель.

Существовал целый ритуал приготовления пасхальных яиц для праздника. Готовили их в особый день. Считалось, что лучше красить яйца в четверг. Воду было принято брать снеговую или чисто родниковую, и вставать надо было утром рано, идти за водой, степенно сосредоточившись, не поворачиваясь ни назад, ни в сторону и ни с кем не вступая в разговор. Прежде чем приступить к раскраске яиц, надевали праздничный костюм.


А какие яйца изготовили вы? Слово творческим группам.

(Представление пасхальных яиц, изготовленных творческими группами.)


Учитель.

Раскрашивали яйца растительными красками. Жёлтую краску добывали из дикорастущих яблонь, отвара купавок, шелухи лука; Слайд 8,9.

синюю – из сушёных цветов мальвы; Слайд 10.

зелёную – из серёжек осины, из ягод черники. Слайды 11,12.

А для обесцвечивания краски применяли свекольный квас. Слайд 13.


Праздник Пасхи богат обрядами и обычаями. Многие традиции и обряды, связанные с яйцом, дошли и до наших дней.

Слово творческим группам.

1. Совсем ещё недавно существовал на Урале обычай приготавливать на тарелке земляную горку, густо усыпанную проросшими семенами пшеницы. Когда «горка» прорастала, её обкладывали крашеными яйцами и ставили на стол (ученик показывает заранее подготовленную горку, на которой зелёные ростки пшеницы).


2. По сложившемуся обычаю крестьяне в этот день ставили на стол кадку с готовящимися для посева зёрнами пшеницы и зарывали в неё ритуальное яйцо (ученик демонстрирует самодельную бумажную кадку, в ней – зерно, достаёт из кадки пасхальное яйцо).


3. Прежде чем выгнать скот в поле, гладили каждую лошадь по хребту от головы до хвоста крашеным яйцом, приговаривая при этом: «Как яичко гладко и кругло, так, моя лошадушка, будь гладка и сыта» (показ игрушки-лошадки).


4. При постройке дома яйцо замуровывали в фундамент, чтобы оно оберегало дом и хозяев от всех бед.


5. Есть поверье в России, что ворон на заре Чистого четверга носит из гнезда своих детей купать в реке. Кто окунётся прежде птенцов, тот в продолжение всего года будет здоров. Проспавших заутреню обливали холодной водой (ученица обливает всех водой).


6. Страстные свечи во всей России хранят для предохранения дома от непредвиденного бедствия. Когда в доме есть безнадёжный больной, ставят перед иконой эти же свечи (в руках у ученицы – икона со свечой).


7. На Святой неделе берут огонь и кадильницы и кладут его в печь, думая, что он непременно выгонит всю нечистую силу из комнат. Слайд 14.


8. В Орловской губернии на Святой неделе ставят образ Божьей Матери в маленькую кадку, наполненную рожью, овсом или гречихой, и кладут сверх зерна три сырых яйца. Дав им полежать некоторое время, рассыпают часть зёрен по двору, а другую высыпают в жито (демонстрация кадки и образа Божьей Матери).


Учитель.

Как и всякий большой праздник – Пасха заполнена различными забавами, играми. Непременной принадлежностью праздника были игры с пасхальными яйцами. Слово творческим группам. Слайд 15.


Пасхальные игры.


Первая группа - «Катание яиц».

Вторая группа - «Чоканье».

Третья группа - «Чьё яйцо прокрутится дольше?»

Четвёртая группа - «Игра с шапками».

(Играют все дети).


Учитель.

На Пасху существовал обычай обмениваться пасхальными яйцами и при этом произносить слова: «Христос воскрес!», в ответ нужно было сказать: «Воистину воскрес!»

На старинных открытках, посвящённых празднику Пасхе, мы видим, что обязательным атрибутом являлись пасхальные яйца. Слайды 16,17,18,19.

Учитель.

Как и на любом большом празднике звучали русские песни.

Слово творческим группам.


Кадрильная пляска «Ах вы, сени»

Ах вы, сени, мои сени,

Сени новые мои,

Сени новые, кленовые,

Решётчатые.


Выходила молода

За новые ворота,

За новые, кленовые,

Решётчатые.


Выпускала сокола

Со правого рукава,

На полете-то соколику

Наказывала.


Ты лети, лети, соколик,

Высоко и далеко.

И высоко, и далеко,

На родиму сторону.


И высоко, и далеко

На родиму сторону.

На родимой на сторонке

Родный батюшка живет.


Песня «А я по лугу»

А я по лугу, а я по лугу,

А я по лугу гуляла, а я по лугу гуляла.


Я с комариком, я с комариком.

С комариком плясала.


Мне комар ножку, мне комар ножку.

Комар ножку отдавил.

И на травушку, и на травушку.

На травушку усадил.


Песня «Как у наших у ворот»


Как у наших у ворот, как у наших у ворот.

Ай, люли, у ворот, ай, люли, у ворот.

Как у наших у ворот

Муха песенки поет.

Ай, люли, вот поет.

Комар музыку ведет,

Стрекоза плясать идет.

Ай, люли, вот идет.

Стрекоза плясать пошла,

Муравья с собой взяла.

Муравейка милый мой,

Попляши-ка ты со мной.

Ай, люли, ты со мной.

Уж я рад бы поплясать,

Да устал я, мне не встать.

Ай, люли, мне не встать.



Песня «Во поле берёзонька стояла»


Во поле берёзонька стояла

Во поле кудрявая стояла

Люли, люли стояла.


Некому березы заломати,

Некому березы заломати,

Люли, люли заломати.


Я пойду березу заломаю,

Я пойду березу заломаю,

Люли, люли заломаю.


Вырежу я три пруточка,

Вырежу я три пруточка,

Люли, люли три пруточка.


Сделаю я три гудочка,

Сделаю я три гудочка,

Люли, люли три гудочка.

Четвертую – балалайку,

Четвертую – балалайку,

Люли, люли – балалайку.

Слайд 20.


Учитель.

Вот и подходит к концу наш праздник, посвящённый Пасхе. Много интересного и полезного вы узнали, готовясь к нему. Творческие группы порадовали своей работой. На уроках православия мы ещё вернёмся к этому православному празднику, мы расширим наши представления о религиозной культуре через ознакомление с библейским повествованием о ветхозаветной Пасхе.

Красное.

Молодёжь теперь не знает,

Как же Пасху отмечать:

Яйца красить, кулич стряпать

И гостей к столу встречать.

Белое.

Заглянули в старину мы –

Будто дождь омыл сердца.

И вам немножко рассказали

О Воскресении Христа.

Синее.

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

Христос воскрес! Христос воскрес!




Литература:


1.История культуры русского народа / А.В.Терещенко. – М.: Эксмо, 2007.

2.Светлое Воскресение: Произведения русских писателей /Сост., примеч. С.Ф. Дмитриченко. – М.: Русская книга, 1994.




10


пасха.zip Скачать
Обсуждение материала
Наталья Дулатова
3.05.2012 09:16
Классный час-праздник с целью приобщения школьников к русской православной культуре. Автором используются различные формы: инсценировка, рассказ, пасхальные игры, работа творческих групп. Действие подкреплено яркой презентацией.
Просьба к автору откорректировать аннотацию.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос