В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа России".

Татьяна Гордиенко Татьяна Гордиенко
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 3569
Краткое описание
-помочь открыть и присвоить детям ключевые этические понятия «дом», «добро», «дети»,   «долг», «доверие», «клад»  через графический образ буквы и имя буквы, а также через звуковой образ слова.
    

Описание
МОУ «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №2»
УРОК обучения грамоте в 1 классе
Адресована: учителям начальных классов

Автор-разработчик:
Гордиенко Татьяна Ивановна, учитель начальных классов 
МОУ «Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №2»

г. Белокуриха
2011г.

    МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБОСНОВАНИЕ ДАННОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА.
Несколько лет я работаю над темой по самообразованию «Этимологический подход в образовательном процессе как средство развития образного мышления и речи и формирования  мотивации к здоровому образу жизни». Здоровый образ жизни – это не только занятия спортом и физкультурой и непринятие пагубных привычек. Здоровый образ жизни – целостное понятие, включающее в себя укрепление тела, духа и разума. Хорошо выразил это понятие словами ослика А. Дорофеев, который пересказал  для детей философскую сказку доктора М.Норбекова «Рыжий ослик или Превращения»:
«Может быть, счастье – это когда все хорошие части вместе – душа, разум, тело? Ты цельный, но ощущаешь себя маленькой частью громадного мира – ни ты без него, ни он без тебя»,«Каждый человек способен стать оазисом для других».
Целостное понимание мира и эффективное действие в нём – вот что способствует здоровью человека и экологии планеты. Через что идёт такое понимание и действие? Через речь. Во все времена люди старались донести потомкам самое важное в жизни — это целостное её понимание. Археологи ищут в земле  останки людей, предметы быта, по которым узнают о жизни в старину.  Но всем известна поговорка о том, что самое ценное находится перед носом.  Главный клад, который лежит на поверхности и доступен каждому из нас – это речь, национальный язык.
«Способность чувствовать  планетарный ритм и соответственно резонировать заложена в сфере народных традиций, обычаев и религиозной философии каждого народа. Фольклор и народные традиции,  будучи тщательно изучены, могут привести к открытию давно утраченных тайн Земли. Хранителем единого целого знания может быть только сам народ с его культурой и традициями». Это отрывок из  Билика, где описано видение алтайского народа по устройству Вселенной, роли человека в ней и духовных законов его развития.
Все привыкли, что  древние знаки  на скалах свитках, пергаментах, имеют большую ценность. Но попробуем осознать ценность древних знаков, обратив внимание на знаки настоящего, которыми мы пользуемся как наследством  с древних времён. Это  буквы, строго стоящие каждая на своём месте и имевшие с древности каждая своё имя. Вспомним, кому же  во все времена давались Имена? Людям, личностям.
Попробуем посмотреть на знаки настоящего, то есть буквы, под таким же углом, как на древние рукописи, которые только что откопали из древнего кургана. Мы имеем для их расшифровки имена этих букв, их графическое начертание. А также мы имеем веру древних людей в могущество речи и букв, эту речь выражающих. Самым простым подтверждением такой веры в могущество речи можно считать тот факт, что у некоторых народов было необходимым давать ребёнку при рождении несколько имён, чтобы посторонние люди не знали настоящее имя младенца и не могли ему навредить.
 В наше время значение произнесённого слова или написанного признаётся учёными всего мира.  Всем знакомы опыты с водой японского учёного Масару Эмото (документальный  фильм «Вода», книга «Энергия воды для самопознания и исцеления», издательство «София», 2007год). Существует труд российского учёного-физика  А. Плешанова «Русский алфавит – единый закон Вселенной», где он рассматривает с точки зрения физики волновых процессов, как происходит влияние слова на окружающую действительность. Этот труд посвящён  учёному-физику с мировым именем  М. Планка, основателю квантовой теории, которая получила своё развитие во многих областях науки, в том числе в области волновой генетики. В учебнике « Волновая генетика» П. П. Гаряева есть ссылка на работу известного русского лингвиста М. Маковского «Лингвистическая генетика», где  говорится о том, что  «развитие языков и человеческой речи подчиняется законам формальной генетики. По сути, «тексты»  ДНК  и письменность людей, их разговоры (истинная речь), выполняют одни  и те же управленческие функции, но в разных фрактально разнесённых масштабах. Выяснилось, что ДНК и человеческая речь обладают идентичной стратегической фрактальной структурой. То, что ребёнок овладевает любым языком, объясняется тем, что основы грамматики всех языков совпадают. Суть человеческого языка инвариантна для всех людей». Познакомившись с  некоторыми  видами записи речи на Руси, с книгами вышеперечисленных авторов, я убедилась, что русский алфавит может раскрывать тайны слов  и понятий, воспитывать детей, помогает им  легче воспринимать знания. В сочетании с изучением с детьми народных традиций и фольклора, такая работа будет способствовать развитию познавательной активности детей, осознанного, творческого отношения к жизни, возвращению к истокам, корням и сути своего народа, которое так необходимо сейчас, в наш век скоростей, информационных технологий и форсированного развития ума.
Для более удобной работы я составила русский образный букварь и словарь. Словарь  мне помог составить  М. Внук, автор книги  «Азы», Новосибирск, Славянский мир, 2007г.
Работу  с детьми я начала с первого класса при знакомстве с буквами. Продолжила во  втором и третьем классах, исследуя  с ребятами слова на различных уроках, во внеурочной деятельности. Представленный урок обучения грамоте в первом классе  помогает увидеть, как происходит процесс развития образного мышления и речи.
Для работы со слабоуспевающими детьми я включила разработанные мной карточки с цветными пометками. Иногда я пишу слова и тексты с цветными пометками на доске.  Подобные карточки для облегчения начинающим читать детям использовал ещё Л. Н. Толстой, только при этом он разбивал слово по складам, используя разновысотные буквы. В современных букварях тоже есть пометки для облегчения чтения в виде дефиса между слогами,  в виде вертикальных пунктирных и сплошных линий, а также надстрочных линий в виде дуги и точки. В своей практике я убедилась, что все пометки современных букварей не дают эффекта, а только путают детей. Дети с нарушениями речи, с задержкой психического развития принимают такие пометки за элементы букв и затрудняются в чтении. Использование разновысотных складов по Л.Н. Толстому затрудняет детей в понятии границ предложения и использовании заглавной буквы в именах собственных. Склады в слове, выделяемые только разным цветом, задерживают внимание детей на единицах чтения, не путают графику букв, позволяя детям читать правильно и запоминать буквы. Кроме того, двухцветный шрифт создаёт радостное настроение, так как воспринимается малышами как игра.
Шероховатые буквы используются многими педагогами также для слабоуспевающих детей, так как через тактильные ощущения ребёнок лучше запоминает образ буквы.
  Урок обучения грамоте (Школа России)
ТЕМА: Звуки [ д ], [д]. Буквы Д, д.

ЗАДАЧИ  УРОКА:
— продолжать формирование  понятий о звуке и букве, о многозначности слов, учить читать и писать слова с буквой «д», работать над качествами чтения: правильностью, выразительностью, осознанностью.
-помочь открыть детям ключевые этические понятия «дом», «добро», «дети»,   «долг», «доверие», «клад»  через графический образ буквы и имя буквы, а также через звуковой образ слова.
— создать условия для:
. воспитания интереса к богатству и красоте русского языка, его истории;
.воспитания доброты, душевной щедрости, любви и уважения к родному дому, к близким людям, ответственности в деле;
. развития познавательного интереса,  восприятия образов, внимания, памяти.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Лента букв, слоговая таблица, картинка дома, буквы Д, д из альбома букв,   алгоритм-схема характеристики звука, карточки-опоры с шероховатой буквой «д», записи на доске с цветными пометками для поддержки  слабых учащихся, су-джоки для массажа ладоней и пальцев.

1.ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
Динь – динь – дон
Звенит звонок,
Начинается урок.
Мы сидим за партой стройно
И  ведём себя спокойно.
2.ДЫХАТЕЛЬНАЯ И АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.
Упражнения:
А). «Цветок-свеча» — дышим так, как будто нюхаем цветок и задуваем свечу.  (3 раза)
«Трубочка — улыбка» — складываем губы в трубочку, затем растягиваем в улыбку.
«Рулетик» — складываем язычок в «рулетик», расправляем язычок.
«Лошадка» — цокаем язычком, изображая топот копыт лошадки.
Б).Разучивание пословицы-скороговорки (с доски)
ДЕНЬ ДАН В ДАР  ДЛЯ ДОБРЫХ ДЕЛ.
Беседа:
-Прочитайте, кто может, пословицу.
-Как вы её понимаете?
-Что значит «дан в дар»?
-Кто подарил вам ваши дни? (т.е. жизнь)?
-Хороший ли это подарок для вас?
-Какой может быть ваша благодарность за такой подарок?
     (ответы детей)
Разучивание пословицы-скороговорки хором, в парах, по одному.
-Заметьте, как уточняется смысл пословицы, если мы делаем логическое ударение на разных словах. Попробуем это сделать хором, не спеша.
3.ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКА, ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА.
-Какой звук чаще всего слышим и произносим в пословице? Сколько раз?
-Встаньте те дети, в имени которых слышится звук [д] или [д’].
-Произнесём ещё раз отдельные слова: «дар», «день». Произведём характеристику звуков в этих словах по схеме-алгоритму.
4.ФИЗМИНУТКА.
Солнышко, вёдрышко,
Загляни в окошечко!
Пойдём прыгать и скакать,
Будем плавать и нырять,
И грибочки собирать! (выполняются упражнения соответственно словам).
5.ЗНАКОМСТВО С БУКВАМИ «Д», «д».
-Какой буквой обозначаются в книгах и на письме звуки [д ], [д’]?
Рассмотрим её место соответственно ленте букв. Найдите её место в алфавите.
-На что похожа буква «д»? (На дом)
-А на какую букву похожа?  (На «Л», только на подставке).
-Кто помнит имя буквы «Л»?  (Люди).
-Подставка снизу в букве «Д» — это щит, защита  людям от всего плохого, низкого, злого. И если есть эта защита от зла, то это для людей… (Добро).  Догадались, какое имя у буквы? (Добро).
-А что такое «добро»  для людей? Смотрите на букву, она вам подскажет.  (Это дом).  (Показываю слайды дома и семьи).
-А в доме кто?  (Мама, папа, дети, бабушка, дедушка).
-Давайте произнесём слово «дети» врастяжку.  (Д’ эти). Догадались, что обозначает  это слово с древности?  (Добрые  эти)
-Почему в слове «дети» запрятано слово «добро»?  (Дети — опора, надежда  родителям, стране,  планете.  Дети родились для добра.)
-Чтобы быть хорошей опорой, надеждой для семьи, страны, ваша задача сейчас? (Хорошо учиться. Запомнить  всё про букву «д»).

-Обводим  пальчиками печатную букву «д» в учебниках.  Те дети, у кого шероховатые карточки, обводят букву на карточке.
-Читаем  слоги  и слова хором нараспев  по слоговой таблице. Я их вам показываю. ДА  ДУ ДО ДЭ ДЫ      ДОМ   ДОМИК
ДЯ ДЮ ДЁ ДЕ ДИ    ДУБ     ДУБОК
     ДЕД     ДЕТИ
     ДЕРЕВО   ДЯТЕЛ
6.ФИЗМИНУТКА. Подготовка руки к письму. Массаж ладоней  и пальцев су-джоками.
7. РАБОТА В ПРОПИСИ.
Письмо за учителем в воздухе. Письмо в прописи элементов буквы «д», буквы, слогов.
8.ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ РАССКАЗА «Водолазы»
 Беседа по картинке учебника:
-Кто эти люди?
-Почему их двое, а не один?
-Чем интересна профессия водолаза?
-Чем  трудна и даже опасна?
-Какими должны быть люди, работающие водолазами?
-Назовите слова с буквой «д», которые соединяют этих людей под водой. (Долг, дружба, люди, доверие).
-Долг -  это когда заставляют что-то сделать?  (Нет, это когда человек сам знает, что это надо сделать. Это ответственность).
-Что такое, по-вашему, доверие? (Это когда люди верят друг другу, знают, что  их не обманут)
9.ЧТЕНИЕ РАССКАЗА, РАБОТА НАД ТЕКСТОМ.
-Чтение рассказа детьми самостоятельно. В это время работаю с группой слабых детей, для которых текст учебника напечатан крупно на карточках с цветными пометками. Чтение рассказа вслух по предложениям.
Выяснение понимания смысла рассказа способом вычитывания.

-Что делают водолазы?  (Ищут клад на дне моря).
-Что такое «клад»? Замените другим словом. ( Деньги, золото, добро)
-Можно ли сказать «У него в душе целый клад»? Если можно, то что это за клад? (Это  тоже добро, только доброта).
-Какое слово прячется в слове «клад»?  (Лад)
-В народе говорят  о каком-нибудь деле: «Как хорошо получилось, ладно да складно». А ещё говорят: «Не нужен и клад (в смысле «деньги»), коли в семье лад». А когда нам что-то нравится, мы хлопаем в ладоши. Вам нравится наш урок? Похлопаем в ладоши!

10.ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.
«Написание» глазами геометрических фигур, буквы «д» письменной.

10.РАБОТА В ПРОПИСИ.
Письмо слов, дописывание предложений, работа со схемами.
11.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЧТЕНИЯ СЛОВ С БУКВОЙ «Д».
-Отгадайте загадку:
«С неба пришёл, в землю ушёл».  (Дождь)
-В старину дети просили дождь прийти, если его долго не было, и перестать, если он шёл слишком долго, закличками. Такую  закличку для вас  написала Елена  Благинина.  Давайте её прочитаем с доски и разучим.
ДОЖДИК, ДОЖДИК, НЕ ДОЖДИ,
ДОЖДИК, ДОЖДИК, ПОДОЖДИ.
ДАЙ  ДОЙТИ ДО ДОМУ
ДЕДУШКЕ  СЕДОМУ.
12. ИТОГ УРОКА, РЕФЛЕКСИЯ.
-Что интересного вы узнали?
-Как зовут букву «д»?
-Вы хотите делать добро?
-Подумайте, что доброго вы сегодня сделаете?
-Как можно озаглавить наш урок?
ДЕНЬ  ДАН В ДАР ДЛЯ ДОБРЫХ ДЕЛ.
Теги: оу, учитель
Пожаловаться 26 апреля 2012
Файлы
Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru