В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Авторская программа по социально-бытовой ориентировке "Будущее в моих руках"

Авторская программа по социально-бытовой ориентировке "Будущее в моих руках"

Татьяна Кушнарева
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345 голосов:2просмотров: 50449
Краткое описание
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграция их в общество
Описание
Пояснительная записка
 В настоящее время интерес к проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома – интерната  значительно возрос.
 Главной задачей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других значительных навыков и умений.
  Каждому ребенку  - инвалиду необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя и выполнять. Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также  большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.
 Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, что бы обеспечить его социальную адаптацию в общество.
 Социальная адаптация представляет  собой механизм социализации, позволяющий  детям с интеллектуальной недостаточностью принимать активное участие  в посильном труде в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе.
Задачей социального педагога состоит в выявлении альтернативных путей развития деятельности детей-инвалидов.
Таким образом, формирование социально – бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально бытовой ориентировке, в процессе которых воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде.  Данный процесс осуществляется на протяжении длительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих детей с ограниченными возможностями здоровья, так и педагогов, оказывающих им помощь и поддержку.
Цель программы: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграция их в общество.
Задачи программы:
·
Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.

·
Формирование знаний, умений и навыков бытового труда.

·
Формировать представления о чистоте и порядке в помещении, на территории дома-интерната.

·
Формирование представлений и знаний о нормах культуры поведения, накопление соответствующего опыта.

·
Формирование социального поведения, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия.

·
Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости.
·
Развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально – волевой сферы.
·
Воспитание позитивных качеств личности.
·
Воспитание уважительного отношения к труду людей.
Принципы программы:
·
Дидактический принцип возможности и особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей.

·
Воспитывающая и развивающая направленность обучения.

·
Научность и доступность обучения.

·
Систематичность и последовательность обучения.

·
Связь обучения с жизнью.

·
Принцип коррекции в обучении.

·
Принцип наглядности.

·
Сознательность и активность воспитанников.
·
Индивидуальный и дифференцированный подход.
·
Прочность знаний, умений и навыков.
·
Принцип практической направленности обучения.
Формы  работы:
· Коррекционно – развивающие занятия (индивидуальные, коллективные, групповые).
· Экскурсии.
· Практические работы.
· Моделирование реальной ситуации.
· Совместная деятельность (праздники, конкурсы и развлечения).
· Трудовая деятельность.
Методы работы:
· Практические  методы (дидактические игры, упражнения, задания, самостоятельная работа).
· Наглядные методы (натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные объекты: помещение, учреждение;  муляжи, игрушки, изображения: предметные, сюжетные).
· Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа).
    Программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний, умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации.
     Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы («Типовые образовательные программы» под редакцией  В.В. Воронковой, так как программа допущена Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIIIвида, Сб.1 гуманитарный изд.Центр «ВЛАДОС». В.В.Воронкова, С.А.Казакова №Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов», М.»ВЛАДОС» 2006г… Т.А.Девяткова,  Л.Л.Кочеткова, А.Г.Петрикова, и др. «Социально-бытовая ориентировка»
ООО «Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС» 2003г.).
Количество часов в неделю -2 часа
Общее количество часов в год – 62 часа
По календарно — тематическому планированию –62 часа.
Содержание программы
Программа состоит из 9 разделов:
· «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»
· «КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»
· «ОДЕЖДА, ОБУВЬ»
· «ЖИЛИЩЕ»
·  «ТРАНСПОРТ»
· «ТОРГОВЛЯ»
·  «СРЕДСТВА СВЯЗИ»
· «МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ»
· «ПИТАНИЕ»
 Все разделы программы изучаются с 14 до 18 лет. В каждом разделе дана тема занятий по социально – бытовой ориентировке, определено содержание практических работ и упражнений.
Практические работы
   Выполнение утреннего и вечернего  туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос, заполнение почтового адреса на конверте, сервировка стола к чаю, изготовление знаков дорожного движения, мелкий ремонт,  чистка и сушка повседневной одежды, обуви.

Основные требования к знаниям и умениям
 Учащиеся должны знать:
1.
Свое  имя и фамилию, имена окружающих, название города, адрес проживания, последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены девушки, правила ухода за предметами личной гигиены, виды косметических средств,  название вещей личного пользования и их назначение, правила ухода за кожей лица и волосами. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя.
2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью.
3. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.
4. Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях.
5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома — интерната.
6. Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний),порядок приобретения билетов, правила передвижения на велосипеде, правила поведения в транспорте.
Элементарные правила уличного движения.
7. Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них.
8.    Основные средства связи, виды почтовых отправлений.
9.    Виды медицинской помощи,  медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов, способы вызова врача на дом, основной состав домашней аптечки,  виды доврачебной помощи.
    Учащиеся должны уметь:
1. Совершать утренний и вечерний туалет в  определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за собой.
2. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
3. Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам, составлять меню.
4. Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
5. Убирать жилые помещения, проводить сухую и влажную уборку, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями.
6. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного движения.
7. Выбирать продукты, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.
8. Писать адреса на конверте
9. Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке, пользоваться термометром, обрабатывать раны и накладывать повязки.
Календарно  – тематическое планирование
Раздел 1 «Личная гигиена» (10 часов)
Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1
Правила личной гигиены в течение дня
Предметы и  средства личной гигиены
Беседа, игровые задания, упражнения, практические  работы самостоятельная работа.
1
2-3
«Уход за волосами»
(мытье, прическа)
Беседа, игровые задания на заданную тему, упражнения, практическая деятельность, самостоятельная работа,
сюжетно – ролевая игра.
2
4
 «Уход за полостью рта»
Беседа, упражнения, практическая деятельность, чтение художественных произведений, экскурсия.

1
5
«Уход за кожей рук и лица с помощью косметических средств»
Познавательно – развлекательные игры, чтение художественных произведений, практическая деятельность.

1
6
«Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора, гимнастика для глаз)»
Беседа, упражнения, практическая деятельность, дидактическая игра, сюжетно – ролевая игра.

1
7-8
«Личная гигиена подростка (мальчики и девочки)»
Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.

2
Раздел  2. «Культура поведения» (9 часов)
Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1-2
Поведение в музее, кино, театре
Беседа, игровые задания, упражнения, экскурсия.
2
3
Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании
Беседа, игровые задания на заданную тему, упражнения, сюжетно-ролевая игра.

1
4
Формы обращения с просьбой к сверстникам и старшим
Беседа, упражнения, моделирование жизненной ситуации, экскурсия.

1
5-6
Правила поведения в гостях
«Вы пришли в гости»
Беседа, чтение художественных произведений, просмотр иллюстраций, сюжетно-ролевая игра.

2
7
Поведение за столом
при приеме пищи
Беседа, практическая работа, упражнения, сюжетно – ролевая игра.
1
8
«Подарок на день рождения»
Беседа, упражнения, практическая работа (выбор подарка и его изготовление).

2
Раздел  3. «Одежда, обувь» (8 часов)
Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1
Виды одежды и головных уборов, их назначение
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.
1
2-3
Повседневный уход за одеждой
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.
2
4
Виды обуви, их назначение
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

1
5
Повседневный уход за обувью
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.
1
6
«Выбери одежду по сезону»
Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.
2
7
«Выбери одежду, соответствующую ситуации»
Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.
1
Раздел  4. «Жилище» (4 часа)
Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1-2
Виды жилых помещений в городе и деревне
Беседа, рисование, аппликация, просмотр фильмов, экскурсия, дидактические игры.
2
3
«Мой город»
Экскурсия
Беседа.
1
4
Почтовый адрес дома-интерната
Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.
1
Раздел  5. «Транспорт» (6 часов)
Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1-2
Виды транспорта
Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность, экскурсия, просмотр фильмов.
2
3
Оплата проезда в автобусе
Беседа, упражнения, моделирование ситуаций.

1
4
Правила поведения в транспорте, на улице
Познавательно – развлекательные игры, загадки, кроссворды, моделирование реальной ситуации, экскурсия.

1
5
Правила дорожного движения
Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность, экскурсия, просмотр фильмов.
2
Раздел  6. «Торговля»  (6 часов)
Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1-2
Основные виды магазинов, их назначение
Беседа, упражнения, сюжетно – ролевые игры, экскурсии, просмотр фильмов, иллюстраций.
2
3-4
Правила поведения в магазине
Беседа, упражнения, сюжетно – ролевые игры.
2
5-6
Порядок покупки товаров в продовольственном магазине
Беседа, упражнения, практическая работа, сюжетно – ролевая игра. Экскурсия, просмотр фильмов, иллюстраций.
2
Раздел  7. «Средства связи»  (4 часа)

Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1
Основные средства связи
(почта, телефон)
Беседа, практическая работа, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, тренировочные упражнения по написанию адреса на конверте, составлению текста открытки, чтение произведения С.Я. Маршака «Почта», просмотр фильмов.
1
2
Виды почтовых отправлений
Беседа, практическая работа, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, просмотр фильмов, моделирование жизненной ситуации.
1
3
Виды писем. Назначение адреса на конверте
Беседа, практическая работа.
1
4
Экскурсия на почту
Беседа
1
Раздел  8. «Медицинская помощь»  (4 часа)

Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1
«Медицинские учреждения»
Беседа, сюжетно-ролевая игра, просмотр фильмов, практическая работа.
1
2
«Виды медицинской помощи»
Беседа, сюжетно-ролевая игра, просмотр фильмов, практическая работа, моделирование ситуации.
1
3
Экскурсия в медицинский кабинет
Беседа. Просмотр фильма
1
4
«Вредные привычки»
Беседа, просмотр фильмов, практическая работа, показ картинок.
1
Раздел  9. «Питание» (11 часов)
Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1-2
Значение продуктов питания для здоровья человека
Беседа,  чтение произведения, просмотр картинок, показ натуральных продуктов, просмотр видеофильма.
2
3-4
Кухонная посуда, приборы, назначение
Беседа, практическая работа, сюжетно – ролевая игра, показ иллюстраций.
2
5-6
Столовая посуда, приборы, назначение
Беседа, практическая работа, сюжетно – ролевая игра, показ иллюстраций.
2
7
«Кто готовит пищу»
Беседа, практическая работа, экскурсия, сюжетно-ролевая игра.
1
8
Экскурсия на кухню
Беседа
1
9-10
Чайная посуда
Беседа, практическая работа, сюжетно-ролевая игра, моделирование жизненной ситуации.
2
11
Санитарно – гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи
Беседа, практическая работа, упражнения, игровые задания.

1


Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
программа по СБО Золотухина.doc Скачать



Министерство труда и социального развития

Государственное бюджетное учреждение Республики Хакасия

«Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок»

655009, г. Абакан, ул. Белоярская, 110 тел:27-81-03Mail: internat_rh@mail.ru





Авторская программа социального педагога по профилактике социальной дезадаптации воспитанников учреждений интернатного типа».





Программа

по

социально-бытовой ориентировке детей с ограниченными возможностями здоровья «Будущее в моих руках»





Автор – составитель: Золотухина Татьяна Сергеевна,

социальный педагог, 10 разряда



Абакан 2011год

Пояснительная записка

В настоящее время интерес к проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома – интерната значительно возрос.

Главной задачей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других значительных навыков и умений.

Каждому ребенку - инвалиду необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя и выполнять. Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.

Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, что бы обеспечить его социальную адаптацию в общество.

Социальная адаптация представляет собой механизм социализации, позволяющий детям с интеллектуальной недостаточностью принимать активное участие в посильном труде в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе.

Задачей социального педагога состоит в выявлении альтернативных путей развития деятельности детей-инвалидов.

Таким образом, формирование социально – бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально бытовой ориентировке, в процессе которых воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде. Данный процесс осуществляется на протяжении длительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих детей с ограниченными возможностями здоровья, так и педагогов, оказывающих им помощь и поддержку.

Цель программы: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграция их в общество.

Задачи программы:

  • Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.

  • Формирование знаний, умений и навыков бытового труда.

  • Формировать представления о чистоте и порядке в помещении, на территории дома-интерната.

  • Формирование представлений и знаний о нормах культуры поведения, накопление соответствующего опыта.

  • Формирование социального поведения, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия.

  • Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости.

  • Развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально – волевой сферы.

  • Воспитание позитивных качеств личности.

  • Воспитание уважительного отношения к труду людей.

Принципы программы:

  • Дидактический принцип возможности и особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей.

  • Воспитывающая и развивающая направленность обучения.

  • Научность и доступность обучения.

  • Систематичность и последовательность обучения.

  • Связь обучения с жизнью.

  • Принцип коррекции в обучении.

  • Принцип наглядности.

  • Сознательность и активность воспитанников.

  • Индивидуальный и дифференцированный подход.

  • Прочность знаний, умений и навыков.

  • Принцип практической направленности обучения.

Формы работы:

  • Коррекционно – развивающие занятия (индивидуальные, коллективные, групповые).

  • Экскурсии.

  • Практические работы.

  • Моделирование реальной ситуации.

  • Совместная деятельность (праздники, конкурсы и развлечения).

  • Трудовая деятельность.

Методы работы:

  • Практические методы (дидактические игры, упражнения, задания, самостоятельная работа).

  • Наглядные методы (натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные объекты: помещение, учреждение; муляжи, игрушки, изображения: предметные, сюжетные).

  • Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа).

Программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний, умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации.

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы («Типовые образовательные программы» под редакцией В.В. Воронковой, так как программа допущена Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIII вида, Сб.1 гуманитарный изд.Центр «ВЛАДОС». В.В.Воронкова, С.А.Казакова №Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов»,М.»ВЛАДОС» 2006г.. Т.А.Девяткова, Л.Л.Кочеткова, А.Г.Петрикова, и др. «Социально-бытовая ориентировка»

ООО «Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС» 2003г.).

Количество часов в неделю -2 часа

Общее количество часов в год – 62 часа

По календарно - тематическому планированию –62 часа

















Содержание программы

Программа состоит из 9 разделов:

  • «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

  • «КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»

  • «ОДЕЖДА, ОБУВЬ»

  • «ЖИЛИЩЕ»

  • «ТРАНСПОРТ»

  • «ТОРГОВЛЯ»

  • «СРЕДСТВА СВЯЗИ»

  • «МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ»

  • «ПИТАНИЕ»

Все разделы программы изучаются с 14 до 18 лет. В каждом разделе дана тема занятий по социально – бытовой ориентировке, определено содержание практических работ и упражнений.

Практические работы

Выполнение утреннего и вечернего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос, заполнение почтового адреса на конверте, сервировка стола к чаю, изготовление знаков дорожного движения, мелкий ремонт, чистка и сушка повседневной одежды, обуви.

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

1. Свое имя и фамилию, имена окружающих, название города, адрес проживания, последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены девушки, правила ухода за предметами личной гигиены, виды косметических средств, название вещей личного пользования и их назначение, правила ухода за кожей лица и волосами. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя.

2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью.

3. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.

4. Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях.

5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома - интерната.

6. Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний), порядок приобретения билетов, правила передвижения на велосипеде, правила поведения в транспорте. Элементарные правила уличного движения.

7. Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них.

8. Основные средства связи, виды почтовых отправлений.

9. Виды медицинской помощи, медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов, способы вызова врача на дом, основной состав домашней аптечки, виды доврачебной помощи.

Учащиеся должны уметь:

1. Совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за собой.

2. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.

3. Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам, составлять меню.

4. Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).

5. Убирать жилые помещения, проводить сухую и влажную уборку, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями.

6. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного движения.

7. Выбирать продукты, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.

8. Писать адреса на конверте

9. Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке, пользоваться термометром, обрабатывать раны и накладывать повязки.

Календарно – тематическое планирование

Раздел 1 «Личная гигиена» (10 часов)

Номер

занятия

Тема занятий

Практическая деятельность

Количество часов

1

Правила личной гигиены в течение дня

Предметы и средства личной гигиены

Беседа, игровые задания, упражнения, практические работы самостоятельная работа.

1

2-3

«Уход за волосами»

(мытье, прическа)




Беседа, игровые задания на заданную тему, упражнения, практическая деятельность, самостоятельная работа,

сюжетно – ролевая игра.

2

4

«Уход за полостью рта»

Беседа, упражнения, практическая деятельность, чтение художественных произведений, экскурсия.

1

5

«Уход за кожей рук и лица с помощью косметических средств»

Познавательно – развлекательные игры, чтение художественных произведений, практическая деятельность.

1

6

«Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора, гимнастика для глаз)»

Беседа, упражнения, практическая деятельность, дидактическая игра, сюжетно – ролевая игра.

1

7-8

«Личная гигиена подростка (мальчики и девочки)»

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.

2

Раздел 2. «Культура поведения» (9 часов)

Номер

занятия

Тема занятий

Практическая деятельность

Количество часов

1-2

Поведение в музее, кино, театре

Беседа, игровые задания, упражнения, экскурсия.

2

3

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании

Беседа, игровые задания на заданную тему, упражнения, сюжетно-ролевая игра.

1

4

Формы обращения с просьбой к сверстникам и старшим

Беседа, упражнения, моделирование жизненной ситуации, экскурсия.

1

5-6

Правила поведения в гостях

«Вы пришли в гости»

Беседа, чтение художественных произведений, просмотр иллюстраций, сюжетно-ролевая игра.

2

7

Поведение за столом

при приеме пищи

Беседа, практическая работа, упражнения, сюжетно – ролевая игра.

1

8

«Подарок на день рождения»

Беседа, упражнения, практическая работа (выбор подарка и его изготовление).

2

Раздел 3. «Одежда, обувь» (8 часов)

Номер

занятия

Тема занятий

Практическая деятельность

Количество часов

1

Виды одежды и головных уборов, их назначение

Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

1

2-3

Повседневный уход за одеждой

Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

2

4

Виды обуви, их назначение


Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

1

5

Повседневный уход за обувью

Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

1

6

«Выбери одежду по сезону»

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.

2

7

«Выбери одежду, соответствующую ситуации»

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.

1

Раздел 4. «Жилище» (4 часа)

Номер

занятия

Тема занятий

Практическая деятельность

Количество часов

1-2

Виды жилых помещений в городе и деревне

Беседа, рисование, аппликация, просмотр фильмов, экскурсия, дидактические игры.

2

3

«Мой город»

Экскурсия

Беседа.

1

4

Почтовый адрес дома-интерната

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.

1

Раздел 5. «Транспорт» (6 часов)

Номер

занятия

Тема занятий

Практическая деятельность

Количество часов

1-2

Виды транспорта

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность, экскурсия, просмотр фильмов.

2

3

Оплата проезда в автобусе

Беседа, упражнения, моделирование ситуаций.

1

4

Правила поведения в транспорте, на улице

Познавательно – развлекательные игры, загадки, кроссворды, моделирование реальной ситуации, экскурсия.

1

5

Правила дорожного движения

Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность, экскурсия, просмотр фильмов.

2

Раздел 6. «Торговля» (6 часов)

Номер

занятия

Тема занятий

Практическая деятельность

Количество часов

1-2

Основные виды магазинов, их назначение

Беседа, упражнения, сюжетно – ролевые игры, экскурсии, просмотр фильмов, иллюстраций.

2

3-4

Правила поведения в магазине

Беседа, упражнения, сюжетно – ролевые игры.

2

5-6

Порядок покупки товаров в продовольственном магазине


Беседа, упражнения, практическая работа, сюжетно – ролевая игра. Экскурсия, просмотр фильмов, иллюстраций.

2

Раздел 7. «Средства связи» (4 часа)

Номер

занятия

Тема занятий

Практическая деятельность

Количество часов

1

Основные средства связи

(почта, телефон)

Беседа, практическая работа, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, тренировочные упражнения по написанию адреса на конверте, составлению текста открытки, чтение произведения С.Я. Маршака «Почта», просмотр фильмов.

1

2

Виды почтовых отправлений

Беседа, практическая работа, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, просмотр фильмов, моделирование жизненной ситуации.

1

3

Виды писем. Назначение адреса на конверте

Беседа, практическая работа.

1

4

Экскурсия на почту

Беседа

1

Раздел 8. «Медицинская помощь» (4 часа)

Номер

занятия

Тема занятий

Практическая деятельность

Количество часов

1

«Медицинские учреждения»

Беседа, сюжетно-ролевая игра, просмотр фильмов, практическая работа.

1

2

«Виды медицинской помощи»

Беседа, сюжетно-ролевая игра, просмотр фильмов, практическая работа, моделирование ситуации.

1

3

Экскурсия в медицинский кабинет

Беседа. Просмотр фильма

1

4

«Вредные привычки»

Беседа, просмотр фильмов, практическая работа, показ картинок.

1

Раздел 9. «Питание» (11 часов)

Номер

занятия

Тема занятий

Практическая деятельность

Количество часов

1-2

Значение продуктов питания для здоровья человека

Беседа, чтение произведения, просмотр картинок, показ натуральных продуктов, просмотр видеофильма.

2

3-4

Кухонная посуда, приборы, назначение

Беседа, практическая работа, сюжетно – ролевая игра, показ иллюстраций.

2

5-6

Столовая посуда, приборы, назначение

Беседа, практическая работа, сюжетно – ролевая игра, показ иллюстраций.

2

7

«Кто готовит пищу»

Беседа, практическая работа, экскурсия, сюжетно-ролевая игра.

1

8

Экскурсия на кухню

Беседа

1

9-10

Чайная посуда


Беседа, практическая работа, сюжетно-ролевая игра, моделирование жизненной ситуации.

2

11

Санитарно – гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи

Беседа, практическая работа, упражнения, игровые задания.

1





































Участники программы

Воспитанники в возрасте от 14 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья

Реализация программы

Этапы реализации:

1 этап: ориентировочный

Цель: определение целей и задач работы индивидуально и в группе, стимулирование заинтересованности воспитанников.

Средства достижения: индивидуальные и групповые беседы, коррекционно-развивающие занятия, сюжетно – ролевые игры, упражнения, моделирование реальной ситуации.

2 этап: формирующий

Цель: формирование социально – бытовых знаний, умений и навыков.

Средства достижения: тренировочные упражнения, игры, экскурсии, коррекционно-развивающие занятия, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, моделирование жизненной ситуации.

3 этап: закрепляющий

Цель: закрепление приобретенных знаний, навыков.

Средства достижения: коррекционно-развивающие занятия, практическая работа, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, упражнения, самостоятельная работа, моделирование реальной ситуации.

































Результативность программы

Для определения результативности проводится диагностика уровня знаний и умений по всем разделам программы.

  1. Диагностическая карта (Вариант №1)

Сформированности социально – бытовых навыков


Группа № ____________________________________________________________

Ф.И. ребенка __________________________________________________________

Возраст_______________________________________________________________





Знания и умения

Сентябрь

Декабрь

Май

Дата:________

Дата:________

Дата:_______

владеет

частично

не владеет

владеет

частично

не владеет

владеет

частично

не владеет

  1. Личная гигиена (уход за собой)

1

Мытье рук, ног, лица










2

Мытье волос с использованием мыла и шампуня










3

Мытье в душе










4

Использование мочалки при мытье










5

Вытирание полотенцем










6

Чистка зубов










7

Гигиена интимных частей тела










8

Расчесывание (причесывание) волос










9

Стрижка ногтей










10

Части тела и органы человека










11

Пользование туалетом










12

Правила ухода за предметами личной гигиены (расческой, зубной щеткой, мочалкой)










13

Пользование косметическими средствами










  1. Культура поведения

1

Формы обращения к старшим и сверстникам










2

Правила поведения в общественных местах (в театре, музеи, в парке)










3

Правила поведения в гостях, на день рождении










4

Правила поведения за столом










  1. Транспорт, улица

1

Виды транспортных средств










2

Правила безопасности на дороге










3

Правила поведения в транспорте










4

Правила поведения на улице










5

Значение светофора, пешеходного перехода










  1. Торговля. Магазины

1

Виды магазинов










2

Порядок приобретения товаров










3

Правила поведения в магазине










  1. Средства связи

1

Основные средства связи










2

Пользовать телефоном










3

Заполнять адрес на конверте










4

Отправлять письмо, телеграмму, посылку










  1. Медицинская помощь, больницы

1

Медицинские учреждения










2

Виды медицинской помощи










  1. Одежда и обувь

1

Надевать, снимать одежду и обувь










2

Расстегивать, застегивать пуговицы и молнию










3

Правила и приемы ручной стирки










4

Складывать и размещать одежду в шкафу










  1. Питание

1

Питье из чашки, кружки, стакана










2

Использование при приеме пищи столовых приборов










3

Использование салфетки










4

Уборка стола (уборка посуды, сметание крошек, протирание влажной тряпочкой)










5

Сервировка стола










  1. Жилище

1

Инвентарь для уборки помещения










2

Вытирать пыль, мыть и подметать пол










3

Ориентироваться в помещении











Заключение:

Сентябрь ___________________________________________________________________

Декабрь _____________________________________________________________________

Май ________________________________________________________________________

Исследование провел социальный педагог __________________ Т.С. Золотухина













Мониторинг ЗУН

по социально – бытовой ориентировке (Вариант 2)

Фамилия и имя ребенка____________________________________________________

Дата рожде Дата рождения «___» ________ _______ год.

Дата проведения «____» ________20____год.







Достижения ребенка



Месяц

Диагностическая карта № 1

Знание своих имени и фамилии, имен окружающих,

названия города, адреса проживания

балла

Знание названий транспортных средств

балла

Знание видов транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний)

балла

Знание правил поведения в транспорте

балла

Знание порядка приобретения билетов

балла

Знание видов справочных служб

балла

Знание правила передвижения на велосипеде

балла

Знание составных частей предмета

балла


Умение классифицировать предметы

балла

Знание элементарных правил уличного движения

балла

Знание профессий

балла

Знание правил личной гигиены девушки

балла

Знание правил ухода за предметами личной гигиены

балла

Знание правил последовательности выполнения утреннего и вечернего туалета

балла

Знание видов косметических средств

балла

Знание названий вещей личного пользования и их назначение

балла

Знание правил ухода за кожей лица и волосами

балла

Знание частей тела и органов человека

балла

Знание правил охраны зрения при чтении, просмотре телепередач

балла

Знание правил освещенности рабочего места

балла

Знание периодичности и правил ухода за ушами

балла

Знание правил ухода за кожей рук, ног и ногтей

балла

Знание о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о соблюдении правил здорового образа жизни

балла

Знание требований к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя

балла

Знание правил поведения при встрече и расставании с друзьями

балла

Знание способов ведения разговора со старшими и сверстниками при встрече и расставании

балла

Знание форм обращения с просьбой и вопросом

балла

Знание правил поведения за столом и правила этикета

балла

Знание правил поведения в гостях

балла

Знание правил поведения в зрелищных и культурно просветительских учреждениях

балла

Знание видов одежды, обуви и их назначение

балла

Знание правил ухода за одеждой и обувью из различных мероприятий

балла

Знание видов головных уборов и их назначение по временам года

балла

Знание санитарно-гигиенических требований

балла

Знание видов жилых помещений в городе и селе

балла

Знание правил уборки помещений, чистки мягкой мебели, мытья зеркал, утепление окон

балла

Знание гигиенических требований к жилому помещению

балла

Знание санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами

балла

Знание видов моющих средств моющих средств, используемых при уборке дома

балла

Знание инвентаря по уходу за помещением

балла

Знание видов медицинских учреждений

балла

Знание функций основных врачей-специалистов

балла

Знание способов вызова врача на дом

балла

Знание основного состава домашней аптечки

балла

Знание видов доврачебной помощи

балла

Знание видов магазинов

балла

Знание правил поведения в магазине

балла

Знание правил покупки товаров

балла

Знание основных видов средств связи

балла

Знание видов почтовых отправлений

балла

Знание видов телефонной связи

балла

Знание основных видов семейных отношений

балла

Знание условий создания семьи

балла


Условные обозначения:

3 балла – высокий уровень (ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы)

2 балла – средний уровень (ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки)

1 балл – низкий уровень (ребенок не справляется с заданием)


Диагностическая карта № 2.

Ест ложкой

балла

Моет и вытирает руки

балла

Чистит зубы

балла

Умывает и вытирает лицо

балла

Моет голову шампунем

балла

Расчесывает волосы

балла

Укладывает волосы в прическу

балла

Пользуется дезодорантом

балла

Подстригает ногти на руках и ногах

балла

Пользуется носовым платком

балла

Самостоятельно одеваться и раздеваться

балла

Расстегивать и застегивать пуговицы

балла

Складывать и вешать одежду на место

балла

Подбирать одежду, обувь, соответствующую ситуации

балла

Подбирать одежду, обувь и головные уборы по сезону

балла

Следит за аккуратностью в одежде

балла

Сушить и чистить одежду, обувь

балла

Выполнять мелкий ремонт одежды

балла

Стирает мелкие вещи

балла

Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться

печатными инструкциями к бытовым химическим средствам, составлять

меню.


балла

Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками

(мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма

пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).


балла

Убирает вещи на место

балла

Дежурить в столовой

балла

Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать

правила дорожного движения.


балла

Подметает пол

балла

Выбирать продукты, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.


балла

Писать адреса на конверте


балла

Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке, пользоваться термометром, обрабатывать раны и накладывать повязки.

балла

Собирает мусор

балла

Вытирает пыль

балла

Моет пол

балла

Приводит в порядок рабочий инвентарь после работы

балла

Убирает на место рабочий инвентарь

балла

Помогает расчищать участок от снега, сухих листьев

балла

Средний бал



Условные обозначения:

3 – делает самостоятельно и хорошо

2 – делает с помощь взрослого

1 – не умеет делать


Заключение: По результатам диагностики __________________________________

Диагностику провел социальный педагог ___________ Т.С. Золотухина







Прогнозирование результатов

  1. Охватить коррекционо-развивающими занятиями, экскурсиями воспитанников дома – интерната от 14 – 18 лет.

  2. Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне, обслуживать себя с минимальной посторонней помощью.

  3. Формирование знаний, умений и навыков бытового труда.

  4. Формирование представлений и знаний о нормах культуры, накопление соответствующего опыта.

  5. Формирование социального поведения, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия.

  6. Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости.

  7. Развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально – волевой сферы.

  8. Развитие умения участвовать в совместной игровой и досуговой деятельности.

  9. Воспитание позитивных качеств личности.

  10. Повышения уровня культуры общения между юношей и девушкой.

  11. Приобретение воспитанниками знаний и представлений о содержании социальной роли мужчины и женщины.

12. Получение навыков устанавливать искренние, уважительные партнерские отношения со взрослыми, сверстниками и сверстницами.

  1. Приобретение коммуникативных умений, навыков в реализации разнообразного полоролевого репертуара в условиях реальной жизнедеятельности дома – интерната.





























Список литературы

  1. Воронкова В.В. Социально – бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 247 с.

  2. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы), под редакцией И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.

  3. Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умственной отсталостью. 6-9 классы. – М.: АРКТИ, 2009. – 72с.

  4. Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: пособие для учителя / под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 302 с.

  5. Денисов А.А. Психология воздействия знаковых систем на половую идентификацию подростков. Дис… канд. Психол. Наук. – М., 2001.

  6. Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева и другие – Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005 – 312 с.

  7. Зыкова Т.С. Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида: пособия для учителя. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 199 с.

  8. Малер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000.

  9. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей. – М., 2002 г.

  10. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. – М., 2003 г.

  11. Учебно – методический комплект программы повышения квалификации «Современные подходы к организации и планированию воспитательной, реабилитационной работы в условиях ДДИ, РЦ» - АНМЦ «Развитие и коррекция» г. Москва

  12. Хилько А.А. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) обр. учреж. VIII вида: пособие для учителя. – СПб.: филиал издательства «Просвящение», 2006. – 223 с.

  13. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. СПб., 2001.







Приложение 1



Тема:  «Продуктовые магазины»


Цель: формирование умения пользоваться услугами учреждений торговли.
Задачи: - уточнять и расширять знания детей – инвалидов о видах магазинов (продовольственных и промтоварных, специализированных и универсальных);

- знакомить с атрибутами магазина: вывеской-названием, витриной, условными обозначениями и режимом работы магазина;

- знакомить с профессиями людей, работающих в магазине, оборудованием магазина, действиями покупателя;

- расширять словарный запас по данной теме, развивать коммуникативные способности;

- воспитывать самостоятельность, учить соблюдать правила поведения в магазине.


Оборудование: муляжи продуктов; таблички-названия отделов магазина; предметные и сюжетные изображения; кассовый аппарат (игрушка); материал для игр; иллюстрация к задаче.

Ход   урока

I.Организационный момент.
II. Разминка, подготовка к работе (кинезиологические упражнения). Комплекс: «Колечко», «Кулак—ребро—ладонь», «Лезгинка», «Ухо—нос», массаж ушных раковин, гимнастика для глаз.
III. Сообщение темы.
Разгадывается  кроссворд   «Продукты».

                  
1.Красная девица,
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
2.Круглый, оранжевый, сладкий. (Апельсин)
3.На жарком солнышке подсох и рвется из стручков... (горох).
4.Сам алый,  сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз)
5. Из меня получают муку (любят птицы). (Зерно)
В итоге из начальных букв ответов получается слово  «магазин».
IV. Изучение нового материала.
— Какие бывают магазины? (Продовольственные и промтоварные.) Чем они отличаются?
Дидактическая игра «Не ошибись!». Учитель говорит детям, что необходимо хлопнуть в ладони, если они услышат название или увидят предмет, который продается в продовольственном магазине.
На слух: конфеты, сыр, зубная паста, молоко, сапоги, хлеб, макароны, мука,   мяч,   тетрадь,   печенье,   ведро, телевизор, майонез.   
Картинки: апельсин, диван, шуба, клубника, стул, арбуз, капуста.
 — О специализированных магазинах мы с вами говорили в прошлом году, а теперь будем вести речь об универсамах (на табличке) — так сокращенно называются магазины данного   вида.   В   таких   магазинах,   как правило, много отделов, названия которых говорят, какие продукты в них продаются.
V. Первичное закрепление.   

  • Дидактическая игра «Наведи порядок».

Сейчас   мы   попробуем   определить, какие продукты должны продаваться в том или ином отделе.
Отделы: «Хлеб», «Кондитерские изделия», «Молочные продукты», «Овощи—фрукты», «Напитки», «Мясо», «Рыба»,   «Яйца».
— Что тут должно продаваться?
(Уточняется относительно каждого отдела.)
Игровая ситуация: невнимательные продавцы неправильно разложили товар. Нужно навести порядок.
Педагог предлагает выбрать ответственных за отделы. Ответственные проверяют отделы: молочных продуктов, хлебных,  кондитерских изделий.
— Какие продукты оказались лишними? Куда мы их определим? (В отдел «Овощи—фрукты».)
— Назовите только фрукты; только овощи.
— Что еще может продаваться в данных отделах?

  • Дидактическая игра «Четвертый лишний» (работа в парах сменного состава: ученики сами составляют задания друг для друга).

VI. Формирование умений и навыков.

  • Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин».

  1. Профессии людей, работающих в магазине: продавец, кассир, уборщица, грузчик (картинки).
    — Какую работу они выполняют?
    — Распределяются роли между детьми.
    — Покупатели просят продавца подать им необходимые продукты, соблюдая правила этикета. Причем продукты они выбирают, исходя из имеющейся у них суммы денег (на всех продуктах ценники — круглые двузначные числа в пределах 100), т. е. дети должны устно посчитать, сколько будет стоить покупка. Кассир проверяет правильность их подсчетов и при необходимости дает сдачу.

  • Повторение правил поведения в магазине:

  1. соблюдать очередность (вне очереди — покупатели-инвалиды, пожилые, больные, с маленькими детьми);

  2. не толкаться;

  3. быть вежливыми, терпеливыми и др.

VII. Закрепление.
Дидактическая игра «Продолжи предложение». Каждому ребенку дается карточка с одним вопросом, затем проводится работа в парах сменного состава.
Карточки:
Мама купила в хлебном магазине ...
Женя купил в мясном магазине ...
Бабушка купила в овощном магазине ...
VIII. Подведение итогов.
- Какая тема урока была сегодня?
- Что больше всего понравилось?



Тема занятия «Транспорт»

Цель: Познакомить воспитанников с различными видами транспорта, профессией людей, работающих в сфере транспорта.

Задачи:

  1. Формировать умение различать и называть виды транспорта.

  2. Закрепить знания о профессии водителя, о необходимости соблюдения правил дорожного движения.

  3. Развивать у детей логическое мышление, память, внимание, любознательность, мелкую моторику.

  4. Воспитывать уважение к профессии водителя.

Оборудование:

- демонстративный материал: картинки с изображением разнообразных транспортных средств (грузовой, пассажирский, специальный, воздушный, наземный, водный транспорт).

- раздаточный материал: иллюстрации, картинки, клей ПВА, кисточки, накидки с изображением транспорта, рулевые колёса, макет светофора.

Ход занятия.

Всё занятие проходит в кабинете социально-бытовой ориентировки, в котором имеется модульное оборудование по правилам дорожного движения, игровая и учебная зоны.

  1. Организационный момент.

Приветствие. (Проводится в игровой зоне)

Встали прямо, подтянулись

И друг другу улыбнулись.


Далее дети по очереди подходят к доске, переворачивают карточки, на которых изображены машины различных видов транспорта. Называют их. Дети, правильно назвавшие вид транспорта, проходят в учебную зону, садятся за парты.

Игра «Кто самый внимательный».

Педагог предлагает детям показать правую, левую руку, повернуть голову налево, направо.


  1. Основная часть.

Сообщение темы занятия.

Педагог.

-Сегодня мы с вами поговорим о людях, которые помогают нам добраться из одного места в другое, чья задача перевозить людей и грузы на разные расстояния. Послушайте загадку.

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине, словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - …(шофёр).

-Да, это шофёр. Ещё его называют водитель.

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать хороший водитель? (ответы детей)

(Педагог поправляет детей и делает акцент на такие качества, как ответственность, внимательность, добросовестность, трудолюбие, вежливость.)

- И самое главное – водитель должен очень хорошо знать правила дорожного движения, ведь от этого зависит безопасность и пассажиров и пешеходов на дорогах. Знать правила дорожного движения должны знать не только водители, но и пешеходы. Это очень важно.

Постановка проблемной ситуации.

На доске демонстрируются картинки с разными видами транспорта.

- Посмотрите на картинку и назовите, что вы видите?

- Как можно назвать одним словом всё, что вы перечислили? (транспорт)

-Есть разные виды транспорта – одни летают в небе, другие ездят по дорогам, третьи – плавают по морям и океанам, а какие вы знаете виды транспорта?

(Педагог перечисляет виды транспорта: наземный, воздушный, водный.)

- Хорошо подумайте и ответьте, зачем транспорт нужен людям? (ответы детей)

Дидактическая игра «Едет, плывёт, летит».

Дети выбирают себе картинку с изображением какого-то вида транспорта и должны отнести его туда, где изображено место, соответствующее именно этому виду транспорта. (Дорога, море, небо)

Физкультминутка «Светофор».

Дети становятся цепочкой друг за другом, надевают накидки с изображением машин, берут в руки макеты рулевые колёса. По сигналу педагога («Заводим моторы! Р-р-р-р.») дети начинают двигаться, а педагог управляет движением, показывая красный свет светофора, жёлтый или зелёный.

  1. Новая тема.

-Для чего служит транспорт? (ответы детей)

-Кроме того, что весь транспорт подразделяется на наземный, воздушный и водный, его ещё разделяют на грузовой, пассажирский и специальный транспорт. Пассажирский нужен для перевозки людей, грузовой – для перемещения груза, специальный транспорт нужен для очень ответственной работы. Их вызывают по телефону, если нужна срочная помощь: пожарная машина, скорая медицинская помощь, полицейская машина.

- При пожаре набирают номер 01, к больному – 03, если что-то случилось – 02.

-Каждая машина имеет определённый цвет и оснащена специальным оборудованием. Пожарная машина – красный цвет, чтобы видно было издалека, имеет сигнальную лампу и сирену. Машина скорой помощи – белого цвета с красным крестом, так же имеет сирену и сигнальную лампу. Полицейская машина имеет свой цвет, звуковой сигнал и проблесковый маячок.

Практическая деятельность.

-Сейчас мы с вами превратимся в конструкторов, соберём машину.

(Каждому ребёнку выдаётся макет машины и предлагается его собрать при помощи клея и кисти)

Закрепление. (Беседа по вопросам)

- О чём мы сегодня говорили?

-Какие виды транспорта вы узнали?

-Что нужно сделать, если вы увидели пожар?

-Когда вызывают полицию, когда скорую помощь?

  1. Подведение итогов.

- Сегодня все замечательно поработали! Молодцы! Я вами очень довольна!

- Посмотрите, какие красивые и аккуратные работы у нас получились! (организуется в кабинете выставка детских работ – макеты машин)

- Занятие закончено. Большое спасибо!



Тема занятия «Фрукты»


Цель: Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах, месте их выращивания сад.
Задачи:

- Учить детей с ограниченными возможностями узнавать овощи на ощупь, по описанию.
- Учить детей с ограниченными возможностями использовать обобщающее понятие «Фрукты».
- Воспитывать уважительное отношение к природе.

Материалы: карточки с изображением игрушек и овощей, Чудо-дерево с фруктами-картинками, корзинка плоскостная на доску, плоскостные кастрюля и банка на доску, настольный театр по сказке "Яблоко", для игр "Четвертый лишний" и "Что изменилось" - картинки или натуральные овощи и фрукты.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

Всё занятие проходит в кабинете социально-бытовой ориентировки, в котором имеются все необходимые дидактические и наглядные материалы.

  1. Организационный момент.

Приветствие. (Проводится в игровой зоне)

     Будем мы варить компот.
     Фруктов нужно много, вот.
    ("Варят" - мешают пальчиком на ладошке)
     Будем яблоки крошить,
     грушу будем мы рубить,
    (ребром ладони стучат по ладошке другой руки)
     Отожмем лимонный сок,
     Слив положим и песок.
    (сжимают кулачки)
     Варим, варим мы компот,
     угостим честной народ!
    (снова "варят" компот)

Далее дети проходят в учебную зону, садятся за парты.


  1. Повторение изученного материала.

Педагог показывает детям 2 карточки. На одной карточке изображены игрушки, на другой – овощи.
Педагог задает детям вопрос.

- Как назвать предметы, одним словом?

Дети: (игрушки и фрукты). Если дети не могут назвать и подобрать правильные слова. Педагог несколько раз произносит вместе с детьми эти слова хором.

  1. Изучение нового материал


Игра в мяч «Назови овощ».

- Где растут овощи? Чем они полезны?


Узнай фрукт по описанию».

- Витамины есть не только в овощах, но и во фруктах. Какие фрукты вы знаете? Посмотрите на мое чудо дерево. Что на нем растет? Бывает ли такое дерево? Узнай фрукт, подойди к дереву, сорви фрукт и положи его в корзинку.


– Круглое, румяное, сладкое, гладкое.
- Длинный, желтый, мягкий, сладкий, надо его чистить.
- Круглый, оранжевый, кисло-сладкий, надо чистить и делить на дольки.
- Желтый, овальный, кислый, добавляют в чай.


«Что изменилось?»

На доске оставить корзинку с фруктами. Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет 1 картинку (меняет большую грушу на маленькую, желтое яблоко на красное, или яблоко было с листиком, стало без листика и т.д.)

Игра «Покажи»


- Покажите, как вы едите банан (сначала очистить, потом откусить), яблоко, лимон, поделитесь с другом долькой апельсина.


4.Физминутка.    "Вот мы деревце сажали".

Вот мы деревце сажали,
Семя в землю зарывали.
(Выпрямиться, потопать ногами и присесть.)
Вырос тоненький росток,
(Встать, потянуться (проверить осанку).)
Он и строен, и высок,
(Руки в стороны.)
И другие распустились,
Дружно так зашевелились.
(Пальцы в стороны и пошевелить ими.)
Налетел веселый ветер
И раскачивает ветки.
(Поочередные взмахи руками вверх-вниз.)


  1. Практическое задание. Осенние заготовки.

Педагог: Осенью делают заготовки фруктов и овощей на зиму. Как можно сохранить фрукты на всю зиму?

Дети: Их сушат, варят варенье, компоты.

Педагог: Овощи мы законсервируем, засолим, а из фруктов приготовим компот. Овощи разложим в банки, а фрукты – в кастрюлю.

Рассказывание сказки Сутеева «Яблоко».


  1. Итог урока. Игра «Четвертый лишний»

по теме «Овощи и фрукты».

- Что лишнее? Почему? Где растут овощи? Фрукты?

Тема занятия "Мы такие разные"

Цель: 1.Формировать умение различать других детей по особенностям их внешнего вида, поведения, привычек.

2. Формировать умение соотносить предметы деятельности с возрастом ребёнка.

3. Закрепить в речи слова: младенец, ребёнок дошкольник, школьник.

4. Воспитывать умение быть внимательными по отношению друг к другу.

Материал: мяч, радио, игрушка обезьянка; карточки с изображением младенца, ребёнка дошкольника, школьника; карточки поменьше с изображением бутылки с соской, ползунков, погремушки, мяча, машинки, кубиков, линейки, портфеля, пенала.

Ход занятия

Педагог: Ой, кто-то к нам пришёл. (Появляется обезьянка).

Обезьянка (педагог обыгрывает её, держа в руках игрушку): Здравствуйте, ребята! (дети здороваются). Как вас здесь много! У вас, наверно в доме-интернате очень весело и интересно! Я тоже хочу жить в вашем доме-интернате и играть вместе с вами! Возьмёте меня к себе? (Да). А теперь давайте познакомимся. Меня зовут Гриша. А вас?

Педагог: Ребята, становитесь быстро в круг. Передавайте друг другу мяч и называйте своё имя.

Гриша после знакомства: Ой, сколько разных имён, разных лиц! Нет, ребята, я вас всех не запомню! Вот хорошо было бы, если бы вы все были одинаковые: с одинаковыми именами, голосами, лицами: Тогда бы мне легче было вас запомнить!

Педагог: Но у нас в доме-интернате все дети разные и мы не хотим, чтобы все были похожи друг на друга, как две капли воды! А почему, ребята? Расскажите Грише, что было бы, если все дети были одинаковыми? (Педагоги и воспитатели не различали бы нас, и Татьяна Сергеевна позвала бы одного ребёнка, а подошли бы все; было бы не интересно играть друг с другом).

Гриша: Ну, хорошо, вы меня убедили. Тогда я постараюсь вас запомнить, а вы мне в этом помогите и заодно себя проверьте, как хорошо вы знаете друг друга.

Педагог: Ребята, становитесь так, чтобы мне было вас хорошо видно, и ты, Гриша, становись рядом со мной. Поиграем в игру "Радио". Например, Внимание! Внимание! Потерялась девочка! Она одета в голубое платье, белые носки, на ногах - спортивные тапочки; любит манную кашу, всегда быстро её съедает; любит игру "Мозаика".

(Дети называют имя девочки. Игра продолжается до тех пор, пока не "найдётся" последний ребёнок).

Гриша: Какие вы молодцы! Ни разу не ошиблись!

Педагог: Теперь ты понял, Гриша, как хорошо, когда у всех всё разное: и имена, и привычки, и причёски? Жизнь вокруг становится намного интересней! Гриша, а ты знаешь, что дети бывают большие и маленькие и им нужны разные предметы и игрушки. Пойдём, посмотрим!

(Дети подходят к корзинке с карточками, рассаживаются на стульчики).


Педагог: У нас в корзинке много разных картинок, посмотрите. На этой карточке изображён младенец, ребёнок, который родился совсем недавно. А это ребёнок постарше младенца. А это школьник. А вот карточки поменьше, на них изображены разные предметы и игрушки.

Игра "Кому что нужно". Вы свою карточку должны положить к нужной картинке (дети подкладывают и аргументируют).

Педагог: Видишь, Гриша, как дети справились с игрой! Молодцы!

Гриша: Хорошо, а можете ли вы различать друг друга по голосу? Ведь вы все разные и голоса у вас разные.

Педагог: Сейчас увидим!

Итог занятия:

Игра "Угадай, кто позвал". Встаньте в круг.

(Со словами "Водим, водим хоровод! Угадай-ка, кто зовёт!" дети играют).

Педагог: Видишь, Гриша, нам интересно играть и заниматься вместе. Потому что мы такие разные. Вот какие!

Гриша: Спасибо вам большое, вы мне доставили удовольствие.





































программа по СБО Золотухина.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос