В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Авторская программа по социально-бытовой ориентировке "Будущее в моих руках"

Татьяна Кушнарева Татьяна Кушнарева
Тип материала: Программа
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 12379
Краткое описание
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграция их в общество

Описание
Пояснительная записка
 В настоящее время интерес к проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дома – интерната  значительно возрос.
 Главной задачей является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других значительных навыков и умений.
  Каждому ребенку  - инвалиду необходимо помочь обрести максимально возможную независимость в рамках удовлетворения основных жизненных потребностей, овладеть необходимыми умениями, позволяющими обслуживать себя и выполнять. Дети с множественными нарушениями психофизического развития наделены особыми способностями, имеют свой собственный темп и ритм развития, а также  большое количество ограничений. Многие из них затрудняются свободно передвигаться, самостоятельно удовлетворять личные потребности, приобретать опыт деятельности, подражать социальному поведению, инициировать и поддерживать социальное взаимодействие.
 Весь процесс обучения и воспитания направлен на то, что бы обеспечить его социальную адаптацию в общество.
 Социальная адаптация представляет  собой механизм социализации, позволяющий  детям с интеллектуальной недостаточностью принимать активное участие  в посильном труде в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе.
Задачей социального педагога состоит в выявлении альтернативных путей развития деятельности детей-инвалидов.
Таким образом, формирование социально – бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально бытовой ориентировке, в процессе которых воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде.  Данный процесс осуществляется на протяжении длительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих детей с ограниченными возможностями здоровья, так и педагогов, оказывающих им помощь и поддержку.
Цель программы: Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья и интеграция их в общество.
Задачи программы:
·
Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.

·
Формирование знаний, умений и навыков бытового труда.

·
Формировать представления о чистоте и порядке в помещении, на территории дома-интерната.

·
Формирование представлений и знаний о нормах культуры поведения, накопление соответствующего опыта.

·
Формирование социального поведения, умение адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдая принятые правила приличия.

·
Отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости.
·
Развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально – волевой сферы.
·
Воспитание позитивных качеств личности.
·
Воспитание уважительного отношения к труду людей.
Принципы программы:
·
Дидактический принцип возможности и особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей.

·
Воспитывающая и развивающая направленность обучения.

·
Научность и доступность обучения.

·
Систематичность и последовательность обучения.

·
Связь обучения с жизнью.

·
Принцип коррекции в обучении.

·
Принцип наглядности.

·
Сознательность и активность воспитанников.
·
Индивидуальный и дифференцированный подход.
·
Прочность знаний, умений и навыков.
·
Принцип практической направленности обучения.
Формы  работы:
· Коррекционно – развивающие занятия (индивидуальные, коллективные, групповые).
· Экскурсии.
· Практические работы.
· Моделирование реальной ситуации.
· Совместная деятельность (праздники, конкурсы и развлечения).
· Трудовая деятельность.
Методы работы:
· Практические  методы (дидактические игры, упражнения, задания, самостоятельная работа).
· Наглядные методы (натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные объекты: помещение, учреждение;  муляжи, игрушки, изображения: предметные, сюжетные).
· Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа).
    Программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития воспитанников, уровня их знаний, умений. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации.
     Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы («Типовые образовательные программы» под редакцией  В.В. Воронковой, так как программа допущена Министерством образования Российской Федерации для данного типа школы VIIIвида, Сб.1 гуманитарный изд.Центр «ВЛАДОС». В.В.Воронкова, С.А.Казакова №Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов», М.»ВЛАДОС» 2006г… Т.А.Девяткова,  Л.Л.Кочеткова, А.Г.Петрикова, и др. «Социально-бытовая ориентировка»
ООО «Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС» 2003г.).
Количество часов в неделю -2 часа
Общее количество часов в год – 62 часа
По календарно — тематическому планированию –62 часа.
Содержание программы
Программа состоит из 9 разделов:
· «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»
· «КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»
· «ОДЕЖДА, ОБУВЬ»
· «ЖИЛИЩЕ»
·  «ТРАНСПОРТ»
· «ТОРГОВЛЯ»
·  «СРЕДСТВА СВЯЗИ»
· «МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ»
· «ПИТАНИЕ»
 Все разделы программы изучаются с 14 до 18 лет. В каждом разделе дана тема занятий по социально – бытовой ориентировке, определено содержание практических работ и упражнений.
Практические работы
   Выполнение утреннего и вечернего  туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов, причесывание волос, заполнение почтового адреса на конверте, сервировка стола к чаю, изготовление знаков дорожного движения, мелкий ремонт,  чистка и сушка повседневной одежды, обуви.

Основные требования к знаниям и умениям
 Учащиеся должны знать:
1.
Свое  имя и фамилию, имена окружающих, название города, адрес проживания, последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены девушки, правила ухода за предметами личной гигиены, виды косметических средств,  название вещей личного пользования и их назначение, правила ухода за кожей лица и волосами. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя.
2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью.
3. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.
4. Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях.
5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома — интерната.
6. Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний),порядок приобретения билетов, правила передвижения на велосипеде, правила поведения в транспорте.
Элементарные правила уличного движения.
7. Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них.
8.    Основные средства связи, виды почтовых отправлений.
9.    Виды медицинской помощи,  медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов, способы вызова врача на дом, основной состав домашней аптечки,  виды доврачебной помощи.
    Учащиеся должны уметь:
1. Совершать утренний и вечерний туалет в  определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за собой.
2. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
3. Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам, составлять меню.
4. Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
5. Убирать жилые помещения, проводить сухую и влажную уборку, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями.
6. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного движения.
7. Выбирать продукты, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.
8. Писать адреса на конверте
9. Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке, пользоваться термометром, обрабатывать раны и накладывать повязки.
Календарно  – тематическое планирование
Раздел 1 «Личная гигиена» (10 часов)
Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1
Правила личной гигиены в течение дня
Предметы и  средства личной гигиены
Беседа, игровые задания, упражнения, практические  работы самостоятельная работа.
1
2-3
«Уход за волосами»
(мытье, прическа)
Беседа, игровые задания на заданную тему, упражнения, практическая деятельность, самостоятельная работа,
сюжетно – ролевая игра.
2
4
 «Уход за полостью рта»
Беседа, упражнения, практическая деятельность, чтение художественных произведений, экскурсия.

1
5
«Уход за кожей рук и лица с помощью косметических средств»
Познавательно – развлекательные игры, чтение художественных произведений, практическая деятельность.

1
6
«Правила охраны зрения (чтение, просмотр телевизора, гимнастика для глаз)»
Беседа, упражнения, практическая деятельность, дидактическая игра, сюжетно – ролевая игра.

1
7-8
«Личная гигиена подростка (мальчики и девочки)»
Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.

2
Раздел  2. «Культура поведения» (9 часов)
Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1-2
Поведение в музее, кино, театре
Беседа, игровые задания, упражнения, экскурсия.
2
3
Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании
Беседа, игровые задания на заданную тему, упражнения, сюжетно-ролевая игра.

1
4
Формы обращения с просьбой к сверстникам и старшим
Беседа, упражнения, моделирование жизненной ситуации, экскурсия.

1
5-6
Правила поведения в гостях
«Вы пришли в гости»
Беседа, чтение художественных произведений, просмотр иллюстраций, сюжетно-ролевая игра.

2
7
Поведение за столом
при приеме пищи
Беседа, практическая работа, упражнения, сюжетно – ролевая игра.
1
8
«Подарок на день рождения»
Беседа, упражнения, практическая работа (выбор подарка и его изготовление).

2
Раздел  3. «Одежда, обувь» (8 часов)
Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1
Виды одежды и головных уборов, их назначение
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.
1
2-3
Повседневный уход за одеждой
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.
2
4
Виды обуви, их назначение
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.

1
5
Повседневный уход за обувью
Беседа, дидактическая игра, составление кроссвордов по теме, упражнения, практическая деятельность.
1
6
«Выбери одежду по сезону»
Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.
2
7
«Выбери одежду, соответствующую ситуации»
Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.
1
Раздел  4. «Жилище» (4 часа)
Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1-2
Виды жилых помещений в городе и деревне
Беседа, рисование, аппликация, просмотр фильмов, экскурсия, дидактические игры.
2
3
«Мой город»
Экскурсия
Беседа.
1
4
Почтовый адрес дома-интерната
Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность.
1
Раздел  5. «Транспорт» (6 часов)
Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1-2
Виды транспорта
Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность, экскурсия, просмотр фильмов.
2
3
Оплата проезда в автобусе
Беседа, упражнения, моделирование ситуаций.

1
4
Правила поведения в транспорте, на улице
Познавательно – развлекательные игры, загадки, кроссворды, моделирование реальной ситуации, экскурсия.

1
5
Правила дорожного движения
Беседа, игровые задания, упражнения, практическая деятельность, экскурсия, просмотр фильмов.
2
Раздел  6. «Торговля»  (6 часов)
Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1-2
Основные виды магазинов, их назначение
Беседа, упражнения, сюжетно – ролевые игры, экскурсии, просмотр фильмов, иллюстраций.
2
3-4
Правила поведения в магазине
Беседа, упражнения, сюжетно – ролевые игры.
2
5-6
Порядок покупки товаров в продовольственном магазине
Беседа, упражнения, практическая работа, сюжетно – ролевая игра. Экскурсия, просмотр фильмов, иллюстраций.
2
Раздел  7. «Средства связи»  (4 часа)

Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1
Основные средства связи
(почта, телефон)
Беседа, практическая работа, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, тренировочные упражнения по написанию адреса на конверте, составлению текста открытки, чтение произведения С.Я. Маршака «Почта», просмотр фильмов.
1
2
Виды почтовых отправлений
Беседа, практическая работа, экскурсия, сюжетно-ролевая игра, просмотр фильмов, моделирование жизненной ситуации.
1
3
Виды писем. Назначение адреса на конверте
Беседа, практическая работа.
1
4
Экскурсия на почту
Беседа
1
Раздел  8. «Медицинская помощь»  (4 часа)

Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1
«Медицинские учреждения»
Беседа, сюжетно-ролевая игра, просмотр фильмов, практическая работа.
1
2
«Виды медицинской помощи»
Беседа, сюжетно-ролевая игра, просмотр фильмов, практическая работа, моделирование ситуации.
1
3
Экскурсия в медицинский кабинет
Беседа. Просмотр фильма
1
4
«Вредные привычки»
Беседа, просмотр фильмов, практическая работа, показ картинок.
1
Раздел  9. «Питание» (11 часов)
Номер
занятия
Тема занятий
Практическая деятельность
Количество часов
1-2
Значение продуктов питания для здоровья человека
Беседа,  чтение произведения, просмотр картинок, показ натуральных продуктов, просмотр видеофильма.
2
3-4
Кухонная посуда, приборы, назначение
Беседа, практическая работа, сюжетно – ролевая игра, показ иллюстраций.
2
5-6
Столовая посуда, приборы, назначение
Беседа, практическая работа, сюжетно – ролевая игра, показ иллюстраций.
2
7
«Кто готовит пищу»
Беседа, практическая работа, экскурсия, сюжетно-ролевая игра.
1
8
Экскурсия на кухню
Беседа
1
9-10
Чайная посуда
Беседа, практическая работа, сюжетно-ролевая игра, моделирование жизненной ситуации.
2
11
Санитарно – гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи
Беседа, практическая работа, упражнения, игровые задания.

1


Пожаловаться 22 апреля 2012
Файлы
программа по СБО Золотухина.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
программа по СБО Золотухина.zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru