В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал
Уважаемые слушатели и пользователи портала УчМет!
«Издательство «Учитель» и «Международный центр образования и социально-гуманитарных исследований» внесены в перечень
образовательных организаций на Едином федеральном портале дополнительного профессионального образования. Подробнее

Занятие "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Занятие "Психологическая подготовка к ЕГЭ"

Тамара Горбатенко
Тип материала: Мероприятие
Рейтинг: 12345 голосов:1просмотров: 5173
Краткое описание
Обучение школьников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения в период подготовки к ЕГЭ. Повышение сопротивляемости стрессу. Обучение учащихся способам волевой мобилизации и способам поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам.
Описание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одним из основных направлений деятельности социального педагога Центра диагностики и консультирования является предупреждение и преодоление социально-эмоциональных проблем. В Бокситогорском районе в течение последних лет проводится работа с учащимися 11 классов по вопросам эмоциональной устойчивости в период подготовки к сдаче ЕГЭ. Сдача экзаменов всегда сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Экзамены в форме ЕГЭ заставляют ученика находиться в напряжении в течение всего учебного года. Экзамен — это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Эволюционное значение стресса заключается в том, чтобы физиологически подготовить человека к самозащите. Человеческий организм рефлекторно реагирует на стресс. Происходит выброс адреналина в кровь, повышается мышечный тонус, взгляд становится периферическим, поле зрительного восприятия увеличивается для максимального контроля над пространством вокруг. Следовательно, необходимо учитывать: в стрессовой ситуации становится невозможным просмотр глазами страницы сверху вниз и слева направо, и в момент волнения у ребенка на экзамене возникают проблемы с концентрацией взгляда на листе и быстрым считыванием информации, что, безусловно, мешает успешному выполнению заданий. В теле возникает чувство скованности, зажатости, напряжения, поскольку повышается мышечный тонус, к тому же учащается пульс, руки-ноги дрожат, мысли путаются, становится трудно сконцентрировать внимание на чем-то конкретном. В связи с этим очевидна необходимость поиска способов снятия у старшеклассников нервно-психического напряжения, которое неизбежно сопутствует экзаменационным испытаниям.

Существуют различные техники, помогающие бороться со страхом, с сильным волнением. Большая их часть направлена на приобретение навыков релаксации – мышечного расслабления, поскольку, проведенные учеными многочисленные исследования позволяют утверждать: существует прямая взаимосвязь между состоянием стресса и мышечным тонусом и, научившись избавляться от избыточного мышечного напряжения, можно уменьшить интенсивность негативных стрессовых эмоций. Когда человек испуган, его мышцы напряжены. Снятие же мышечного напряжения приводит к снижению уровня тревожности — страх отступает.
Система мероприятий по повышению качества подготовки школьников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, несомненно, должна включать в себя психологическую подготовку учащихся, а также их родителей и учителей, готовящих выпускников к ЕГЭ. Старшеклассникам можно помочь в приобретении ими навыков саморегуляции и самоконтроля, чувства уверенности в себе и в своих силах.
Работа по психологической подготовке учащихся к ЕГЭ начинается в начале учебного года. На первом этапе с учащимися проводится диагностическое исследование уровня эмоционального напряжения в период подготовки к ЕГЭ. Используется диагностика «Методика оценки эмоциональной напряженности» (Методика разработана Г.Ш.Габреевой и нацелена на выявление зависимости успешной учебной деятельности подростка от такого свойства личности, как тревожность.) Выявляются подростки с высоким уровнем экзаменационной тревожности. Психологическая подготовка учащихся осуществляться в форме индивидуальных консультаций и отдельных групповых занятий (прилагается презентация одного из занятий).
Кроме того ведется просветительская работа с родителями, классными руководителями, учителями-предметниками на родительских собраниях и в форме индивидуального консультирования. Родителям оказывается психологическая поддержка и помощь в выборе ими верной стратегии поведения
в процессе подготовки ребенка к экзаменам, исходя из его индивидуальных и возрастных особенностей. Соответственно, необходимо, чтобы и учителя-предметники, и классные руководители обладали определенными психологическими знаниями в данной области. Таким образом, ведётся психологическая подготовка всех участников образовательного процесса, связанных со сдачей ЕГЭ.
 

  Методические рекомендации

по использованию презентации

Тема занятия:Психологическая подготовка к ЕГЭ
Задачи:

1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Развитие уверенности в себе.


Цели:
1.выявление уровня экзаменационной тревожности у учащихся; 2.обучение школьников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу;

Методы и техники, используемые в занятии:

  • Метафорические притчи и истории.
  • Диагностическая методика: Мини тест «Экзаменационный стресс.»
  • Дискуссия.
  • Релаксационные методы.
Количество слайдов -33
Продолжительность занятия — 45-60 мин


Пояснения к слайдам
№ слайда
Пояснения
слайд №1
Титульный лист
слайд №2
Организационный момент. Знакомство. Знакомство участников с темой и целями занятия.
слайд №3
Эпиграф занятия. Краткое пояснение смысла.
слайд №4
Притча. Краткая дискуссия.
слайд
№5-17
Учащимся предлагается экспресс- диагностика. Мини-тест «Экзаменационный стресс». Задача: определить уровень тревожности у выпускников.
Инструкция: Вам предлагается тест, который позволит получить оценку уровня Вашей тревожности. Постарайтесь отвечать на вопросы как можно более искренне и откровенно. Если утверждение соответствует Вашему состоянию, отметьте номер этого вопроса (в начале занятия учащимся были розданы бланки ответов).
слайд №18
Подсчет баллов. Учащиеся получают авторезультат. Краткая дискуссия по результатам теста
слайд №19-20
Беседа о том, что происходит в организме человека во время стресса на физиологическом уровне и как это ощущается на психологическом уровне. Краткая беседа о том, что стрессовая ситуация оказывает отрицательное воздействие на психику и на здоровье человека.
Существуют различные техники, помогающие бороться со страхом, с сильным волнением. Большая их часть направлена на приобретение навыков релаксации – мышечного расслабления. Сейчас мы с Вами выполним несколько упражнений, направленных снятие психоэмоционального напряжения.
слайд №21
Выполняется упражнение «Мышечная энергия» Цель: выработка навыков мышечного контроля. Упражнение проводится под музыку Corcioli«Звуки леса» (см. приложение)
слайд №22
Выполняется упражнение «Лимон» Цель: управление состоянием мышечного контроля. Упражнение проводится под музыку Corcioli«Звуки леса» (см. приложение)
слайд №23
Выполняется упражнение «Мороженое» Цель: управление состоянием мышечного контроля. Упражнение проводится под музыку Corcioli«Звуки леса» (см. приложение)
слайд №24
Выполняется упражнение «Муха» Цель: управление состоянием мышечного контроля. Упражнение проводится под музыку Corcioli«Звуки леса» (см. приложение)
слайд №25
Еще рекомендации по снятию психоэмоционального напряжения
слайд №26
Упражнение «Дыхательная релаксация»
слайд №27
Упражнение «Мои ресурсы». Очень важно в жизни быть уверенным в себе, в своих силах. В этом может Вам помочь упражнение «Мои ресурсы». Разделите лист бумаги на 2 части. В одной части написать«Чем я могу похвастаться»(те свои качества, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами). Когда первая часть упражнения выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене» Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена.
слайд №28-31
Полезные советы, к которым можно прислушаться.
слайд №32
Заключительная часть занятия. Подведение итогов. Пожелание успехов .
слайд №33
Успехов в учебе!

Список источников:
В.И. Екимова, А.Г.Демидова. Подростковый возраст- все ли в норме?.. Комплект диагностических методик. Москва. 2008г.
Т.А.Фалькович, Н.В.Высоцкая, Н.С.Толстоухова Подростки XXIвека. Москва. «ВАКО» 2006г.
http://school190.ru/

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Мемодические рекомендации по использованию слайдов.docx Скачать







Методические рекомендации

по использованию презентации



Тема занятия: Психологическая подготовка к ЕГЭ

Задачи:

1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Развитие уверенности в себе.

Цели:

1.выявление уровня экзаменационной тревожности у учащихся; 2.обучение школьников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу;

Методы и техники, используемые в занятии:

  • Метафорические притчи и истории.

  • Диагностическая методика: Мини тест «Экзаменационный стресс.»

  • Дискуссия.

  • Релаксационные методы.

Количество слайдов -33

Продолжительность занятия - 45-60 мин

Пояснения к слайдам

слайда

Пояснения

слайд №1

Титульный лист

слайд №2

Организационный момент. Знакомство. Знакомство участников с темой и целями занятия.

слайд №3

Эпиграф занятия. Краткое пояснение смысла.

слайд №4

Притча. Краткая дискуссия.

слайд

5-17

Учащимся предлагается экспресс- диагностика . Мини-тест «Экзаменационный стресс». Задача: определить уровень тревожности у выпускников.

Инструкция: Вам предлагается тест, который позволит получить оценку уровня Вашей тревожности. Постарайтесь отвечать на вопросы как можно более искренне и откровенно. Если утверждение соответствует Вашему состоянию, отметьте номер этого вопроса (в начале занятия учащимся были розданы бланки ответов).

слайд №18

Подсчет баллов. Учащиеся получают авторезультат. Краткая дискуссия по результатам теста

слайд №19-20

Беседа о том, что происходит в организме человека во время стресса на физиологическом уровне и как это ощущается на психологическом уровне. Краткая беседа о том, что стрессовая ситуация оказывает отрицательное воздействие на психику и на здоровье человека. Существуют различные техники, помогающие бороться со страхом, с сильным волнением. Большая их часть направлена на приобретение навыков релаксации – мышечного расслабления. Сейчас мы с Вами выполним несколько упражнений, направленных снятие психоэмоционального напряжения.

слайд №21

Выполняется упражнение «Мышечная энергия» Цель: выработка навыков мышечного контроля. Упражнение проводится под музыку Corcioli «Звуки леса» (см. приложение)

слайд №22

Выполняется упражнение «Лимон» Цель: управление состоянием мышечного контроля. Упражнение проводится под музыку Corcioli «Звуки леса» (см. приложение)

слайд №23

Выполняется упражнение «Мороженое» Цель: управление состоянием мышечного контроля. Упражнение проводится под музыку Corcioli «Звуки леса» (см. приложение)

слайд №24

Выполняется упражнение «Муха» Цель: управление состоянием мышечного контроля. Упражнение проводится под музыку Corcioli «Звуки леса» (см. приложение)

слайд №25

Еще рекомендации по снятию психоэмоционального напряжения

слайд №26

Упражнение «Дыхательная релаксация»

слайд №27

Упражнение «Мои ресурсы». Очень важно в жизни быть уверенным в себе, в своих силах. В этом может Вам помочь упражнение «Мои ресурсы». Разделите лист бумаги на 2 части. В одной части написать «Чем я могу похвастаться»(те свои качества, которыми можете гордиться, которые считаете своими сильными сторонами). Когда первая часть упражнения выполнена, озаглавьте вторую часть листа «Чем это может мне помочь на экзамене» Напротив каждой своей сильной стороны вы должны написать, каким образом она сможет помочь вам во время экзамена.

слайд №28-31

Полезные советы, к которым можно прислушаться.

слайд №32

Заключительная часть занятия. Подведение итогов. Пожелание успехов .

слайд №33

Успехов в учебе!







Список источников:

В.И. Екимова,А.Г.Демидова. Подростковый возраст- все ли в норме?. Комплект диагностических методик. Москва. 2008г.

Т.А.Фалькович, Н.В.Высоцкая, Н.С.Толстоухова Подростки XXI века. Москва. «ВАКО» 2006г.

http://school190.ru/




Мемодические рекомендации по использованию слайдов.zip Скачать
Психологическая подготовка к ЕГЭ.zip Скачать
Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров