В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Статья «Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»

Надежда Трифонова Надежда Трифонова
Тип материала: другое
Рейтинг: 12345  голосов:63    просмотров: 2110
Краткое описание
Обеспечение психологического здоровья в дошкольном возрасте   посредством реализации психологической поддержки детей, создания системы психологического сопровождения ребенка в детском саду.
Пожаловаться 12 апреля 2012
Файлы
Трифонова Н.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

6




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИСТЕМЕ «РЕБЕНОК – РОДИТЕЛЬ – ПЕДАГОГ» КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ




Трифонова Надежда Ивановна, старший воспитатель

Галай Ирина Александровна, педагог - психолог



МБДОУ № 4

г. Заполярный, Мурманской области


























2012г

Проблема психологического  здоровья детей дошкольного возраста является центральной в разработке научных основ детской практической психологии. Безусловно, такая реальность, как психологическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической  психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.

В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследо­ваниям Л.А. Абрамян, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувст­вие ребенка, основой которого является удовлетворе­ние основных возрастных потребностей: биологиче­ских и социальных.

Обеспечение психологического здоровья в дошко­льном возрасте возможно с помощью реализации пси­хологической поддержки детей, создания системы психологического сопровождения ребенка в детском саду. Система работы по сохранению психологического здоровья воспитанников должна быть комплексной. Так, необходима работа как с самими воспитанниками, их родителями и значимыми близкими, так и с педагогическим коллективом ДОУ.

На современном этапе методологическими основами системы поддержки психологического  здоровья детей могут стать:

•  Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход (К.Роджерс, И.С.Якиманская, Н.Ю.Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей развития личности ребенка,   максимальный учет индивидуальных, субъектных и личностных особенностей детей. 

•  Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С.Братусь), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими.

•  Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья; отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.

•  Парадигма развивающего образования (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит детей знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики.

•  Теория педагогической поддержки (О.С.Газман, Н.Н.Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом;

•  Проектный подход в организации психолого-медико-социального сопровождения (Е.В.Бурмистрова, М.Р.Битянова, А.И.Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.

Основными педагогическими формами и метода­ми формирования и сохранения психологического здоровья детей являются:

    1. проведение специально разработанных психоло­гических занятий с детьми;

    2. упражнения;

    3. психологические игры;

    4. этюды;

    5. решение проблемно-практических ситуаций;

    6. элементы арттерапии;

    7. игры-драматизации;

    8. подвижные игры;

    9. чтение и анализ сказок;

    10. беседы и др.

В своей практической работе мы выделили следующие направления работы по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников:

  1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка поло­жительными эмоциями.

  2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.

  3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая само­оценка).

  4. Обучение детей способам выражения эмоций, выра­зительным движениям.

  5. Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возмож­ностях преодоления эмоциональных трудностей до­школьников.

  6. Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

В своей практической работе мы выделили следующие направления работы по психолого-педагогическому сопровождению дошкольников:

1. Обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями.

2. Развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни.

3. Коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая само¬оценка).

4. Обучение детей способам выражения эмоций, выра¬зительным движениям.

5. Расширение знаний педагогов ДОУ о различных вариантах эмоционального развития детей, о возмож¬ностях преодоления эмоциональных трудностей до¬школьников.

6. Формирование навыков правильного реагирования родителей на различные эмоциональные проявления детей в практическом игровом тренинге.

Для комплексной работы с родителями воспитанников в нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог–психолог, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Мы использовали активные формы и методы работы с родителями:

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации;

- занятия с участием родителей;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- беседы с детьми и родителями;

- семинар – практикум;

- проведение детско-родительских групп.

Работа в детско-родительской группе - мощное средство психологического воздействия на участников, систему их отношений. При работе в детско-родительской группе специалистами МДОУ активно использовались принципы и методы формирования и сохранения психологического здоровья семьи и ребенка, в рамках встреч проводились также консультации и вечера для родителей, беседы, упражнения на совместное творчество детей и родителей, были проведены информационно-аналитические срезы, которые позволили нам говорить об эффективности проведенных мероприятий.

Одной из эффективных форм работы с родителями стало проведение акции «Цветик-семицветик». В рамках акции родители учились эмоционально чувствовать своего ребенка, выражать свои эмоции, развивали коммуникативные навыки и совместно с детьми участвовали в творческих проектах. Данная форма работы также подтвердила свою эффективность в практической деятельности.

Работа с педагогическим коллективом – одно из необходимых условий целенаправленной работы по сохранению психологического здоровья воспитанников. Мы выделили следующие направления в работе с воспитателями:

1. Диагностика личностных качеств и эмоциональной сферы педагогов.

2. Снятие психоэмоционального напряжения и улучшение личного самочувствия воспитателей:

- снижение негативных переживаний, их трансформация в положительные;

- ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний;

- формирование потребности в самоуправлении и саморегуляции.

Мы считаем, что при организации работы с педагогами также следует учитывать влияние педагогического стажа.

Позитивные изменения – это результаты деятельности всего педагогического коллектива, эффективного управления, полученные во взаимодействии с родителями воспитанников и другими социальными партнерами.

Мы считаем, что забота о психологическом здоровье ребенка, а значит, забота о психологическом здоровье родителей и педагогов – не просто модная тенденция сегодня или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра.







Библиографический список


1. Михайлина, М.Ю. Психическое здоровье как основа модернизации системы образования / М. Ю. Михайлина. / Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. - СПб., 2003, 79 с.

2. Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков. / И.В. Дубровина. – М.: Академия, 2003. – 256 с.

3. Пахальян, В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей. / В.Э. Пахальян // Прикладная психология. - 2002. - №5 – 6. – С. 23 – 29

4. Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина. — М.: Генезис, 2004. —175 с.


Трифонова Н.И. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru