В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Мониторинг связной речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Мониторинг связной речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Лариса Грицай
Тип материала: Обобщение опыта
Рейтинг: 12345 голосов:3просмотров: 15730 комментариев: 3
Краткое описание
Мониторинг связной речи у детей c задержкой психического развития старшего дошкольного возраста разработан с целью изучения наиболее характерных особенностей речевых нарушений для дальнейшего построения  программы их коррекционной поддержки.
Описание
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей)
«Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»
(МКОУ «Детский дом № 6»)
Мониторинг связной речи
у детей с задержкой психического развития
старшего дошкольного возраста
учитель-дефектолог: Грицай Лариса Сергеевна,

высшая квалификационная категория

город Прокопьевск
Мониторинг связной речи
у детей с задержкой психического развития
старшего дошкольного возраста
Одной из актуальных проблем дефектологической работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, является формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.


Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития, обусловленные своеобразием их познавательной деятельности, изучались в психолого-педагогическом аспекте многими исследователями. Известны работы, раскрывающие такие особенности речевого развития детей данной категории, как отставание в овладении речью: позднее возникновение периода словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов (Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Тригер), слабая речевая активность, бедность, недифференцированность словаря (Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко и др.); недостаточная сформированность грамматического строя (Г.Н. Рахмакова, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Тригер, Л.Ф. Яссман); низкий уровень ориентировки в звуковой действительности, слабое осознание звукового строения слова (Е.В. Мальцева, Р.Д. Тригер). Отмечаются недостаточная развернутость речевого высказывания (Н.Ю. Борякова), затруднения в построении предложений (Г.Н. Рахмакова). Эти работы не позволяют получить полную оценку речевых способностей детей в разных формах речевых высказываний, что позволяет выдвинуть в качестве актуальной, проблему поиска и научного обоснования методического содержания работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.

Цельюразработанного мониторинга явилось изучение распространенности и наиболее характерных особенностей нарушений связной речи у дошкольников с задержкой психического развития для разработки в дальнейшем программы их коррекционной поддержки.
Организация и методика исследования
Мониторинг включает выполнение испытуемыми целого ряда заданий, которые предназначались для определения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи в разных формах речевых высказываний.
В данном исследовании были использованы, переработаны и адаптированы методики, описанные в работах В.П. Глухова [6], Т.А. Фотековой [22], В.И. Лубовского [12], Е.И. Слепович [18] и др.
В целях комплексного исследования связной речи детей использовались следующие задания:
§ пересказ короткого рассказа;
§ составление рассказа по серии сюжетных картинок;
§ составление рассказа на основе личного опыта;
§ составление рассказа-описания

Полученный материал был подвергнут количественному и качественному анализу. Количественный анализ позволил установить, какие виды заданий вызывали наибольшие трудности при их выполнении. Оценивая качественные показатели, основное внимание мы уделяли анализу характера допускаемых ошибок, причин их появления; учитывались также степень самостоятельности при выполнении заданий, объём рассказа, связность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывалась помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.

Таблица 1

Показатели оценки детских высказываний


1
Полнота
Воспроизведение всех основных смысловых звеньев рассказа
2
Структурирование
Соблюдение связности и последовательности в передаче информации
3
Лексика
Полнота использования разнообразных языковых средств
4
Грамматика
Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.
5
Плавность речи
Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу рассказа

Задание 1

Цельданного задания – выявление возможностей детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.
Процедура
первого задания заключалась в следующем: детям предлагалось прослушать небольшое литературное произведение (рассказ Л.Н. Толстого “Лев и мышь” (см. Приложение). Текст произведения прочитывался дважды; перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа.
Таблица 2
Оценка результатов
Каждый показатель оценивается отдельно по 4-бальной системе.

1

Полнота
4 балла
полностью передается содержание текста
3 балла
смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями
2 балла
отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента
1 балл
отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки или включение посторонней информации

2

Структурирование
4 балла
соблюдается связность и последовательность воспроизведения текста
3 балла
отмечаются отдельные нарушения связного текста
2 балла
неоднократные нарушения связности изложения
1 балл
связность изложения значительно нарушена

3

Лексика
4 балла
употребление разнообразных языковых средств в соответствии с текстом произведения
3 балла
отдельные нарушения художественно-стилистических элементов
2 балла
неоднократные нарушения языковых средств
1 балл
бедность и однообразие языковых средств

4

Грамматика
4 балла
соблюдаются грамматические нормы родного языка
3 балла
единичные нарушения структуры предложений
2 балла
неоднократные нарушения структуры предложений
1 балл
отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов

5

Плавность речи
4 балла
пересказ составлен самостоятельно
3 балла
пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы)
2 балла
используются повторные наводящие вопросы
1 балл
пересказ составлен по наводящим вопросам

Уровень успешности выполнения задания
уровень
кол-во баллов
высокий
17 -20
средний
13 — 16
ниже среднего
8 — 12
низкий
4 — 7
очень низкий
1 – 3 или невыполнение


Задание 2
Цельданного задания – выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Процедура. Картинки (из пособия Г.А. Каше «Доигрались!») в нужной последовательности раскладывались перед ребенком, предлагалось внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествовал разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях, помимо наводящих вариантов, применялось жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.
Таблица 3
Оценка результатов
Каждый показатель оценивается отдельно по 4-бальной системе.

1

Полнота
4 балла
изображенный сюжет достаточно полно и адекватно отображен
3 балла
достаточно полно отображено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету)
2 балла
отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия
1 балл
отмечается пропуск нескольких моментов действия, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету

2

Структурирование
4 балла
соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами
3 балла
отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования
2 балла
нарушена связность повествования
1 балл
связность повествования резко нарушена

3

Лексика
4 балла
употребление разнообразных языковых средств в соответствии с картинным планом
3 балла
некоторые языковые трудности в реализации высказываний
2 балла
неоднократные нарушения языковых средств
1 балл
бедность и однообразие употребляемых языковых средств

4

Грамматика
4 балла
рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка
3 балла
единичные нарушения построения фраз
2 балла
неоднократные нарушения в построении фраз
1 балл
отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов

5

Плавность речи
4 балла
самостоятельно составлен связный рассказ
3 балла
рассказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы, указания на картинку)
2 балла
используются повторные наводящие вопросы и указания на соответствующую картинку или конкретную ее деталь
1 балл
рассказ составлен по наводящим вопросам


Уровень успешности выполнения задания тот же (см. задание № 1)
Задание 3
Цельданного задания – выявление возможностей детей составлять связный описательный рассказ на основе модели предмета (игрушки), на которой полно и точно представлены основные свойства и детали.
Процедура. Ребенку в течение нескольких минут предлагается внимательно рассмотреть игрушку (куклу или машину), а затем составить о ней рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе- описании.

Таблица 4
Оценка результатов

1

Полнота
4 балла
в рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение
3 балла
рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью
2 балла
рассказ недостаточно информативен в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета
1 балл
простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер

2

Структурирование


4 балла
соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предметов (от основных свойств к второстепенным)
3 балла
отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности
2 балла
отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; выявляются заметные логические затруднения
1 балл
описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков

3

Лексика
4 балла
используются различные характеристики предмета (определения, сравнения и др.)
3 балла
отдельные недостатки в лексическом оформлении высказываний
2 балла
выявляются заметные лексические затруднения
1 балл
отмечаются выраженные лексические нарушения

4

Грамматика
4 балла
соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами)
3 балла
отдельные недостатки в грамматическом оформлении высказывания
2 балла
неоднократные нарушения структуры предложений
1 балл
отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов

5

Плавность речи
4 балла
самостоятельно составлен описательный рассказ
3 балла
рассказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы, указания на деталь предмета)
2 балла
используются повторные наводящие вопросы и указания на конкретную деталь предмета
1 балл
ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно


Уровень успешности выполнения задания тот же (см. задание № 1)

Задание 4
Цель данного задания – выявление индивидуального уровня и особенностей владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Процедура. Ребенку предлагалось составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневным пребыванием в детском доме (“На нашем участке”) и давался план из нескольких вопросов – заданий: что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любые игры и развлечения. После этого дети составляют рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых вопрос – задание повторялось.
Таблица 5
Оценка результатов
Каждый показатель оценивается отдельно по 4-бальной системе.

1

Полнота
4 балла
рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания
3 балла
рассказ составлен с вопросным планом задания
2 балла
в рассказе отражены не все вопросы задания
1 балл
отсутствуют несколько фрагментов рассказа

2

Структурирование


4 балла
все фрагменты рассказа представляют связные развернутые высказывания
3 балла
большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания
2 балла
отдельные фрагменты рассказа представляют собой простое перечисление (называние предметов и действий)
1 балл
нарушение связности речи

3

Лексика
4 балла
используются разнообразные языковые средства
3 балла
отдельные недостатки в лексическом оформлении высказываний
2 балла
выявляются заметные лексические затруднения; стереотипность оформления
1 балл
неадекватное использование лексических средств

4

Грамматика
4 балла
рассказ оформлен грамматически правильно
3 балла
отмечаются отдельные морфологосинтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.)
2 балла
отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы
1 балл
грубые лексикограмматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа

5

Плавность речи
4 балла
самостоятельно составлен описательный рассказ
3 балла
рассказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы, указания на деталь предмета)
2 балла
используются повторные наводящие вопросы и указания на конкретную деталь предмета
1 балл
ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно


Уровень успешности выполнения задания тот же (см. задание № 1)
Список литературы
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. Под редакцией К.С. Лебединской. - М.1982.
2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика задержки психического развития у детей. – М.: «Гном-Пресс», 2000.
3. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗПР: Канд. дис. М., 1983.
4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
5. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей. — Дефектология. 1975. № 6.
6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002.
7. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста. Сб. научных трудов. М., 1989.
8. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. М.: Педагогика, 1984.
9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М.: «Просвещение», 1973.
10.
Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.: «Просвещение», 1971.
11.
Лалаева Р.И. Нарушение речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе: Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук. – Л., 1988.
12.
Лубовский В. И., Яссман Л.В. Применение сюжетных картинок в диагностике психического развития. – В сб.: Проблемы психологической диагностики. Таллин, 1977.
13.
Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития. — Дефектология. 1990. № 6.
14.
Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М. 1993.
15.
Поваляева М.А. Ранняя и дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей. Педагогика. Изд – во РГПУ, 1997.
16.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
17.
Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с ЗПР. — Дефектология. 1987. № 6.
18.
Слепович Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. Дефектология. 1981. № 1.
19.
Соботович Е.С. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей. Докт. дис. М., 1984.
20.
Триггер Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с ЗПР в овладении грамматическим строем речи. - Дефектология. 1987. № 5.
21.
Уленкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.М.: Педагогика, 1990.
22.
Фотекова Т.А. Тестовая диагностика устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000.
23.
Шевченко С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с задержкой психического развития. – Дефектология. 1994. № 1.
24.
Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с ЗПР. – Дефектология. 1976. № 3.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
monitoring.docx Скачать

C:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-78D13F\Рабочий стол\Баннер УчМед.gif


Управление образования администрации города Прокопьевска

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей (законных представителей)

«Специальный (коррекционный) детский дом № 6 для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей (законных представителей), с ограниченными возможностями здоровья»

(МКОУ «Детский дом № 6»)












Мониторинг связной речи

у детей с задержкой психического развития

старшего дошкольного возраста




учитель-дефектолог: Грицай Лариса Сергеевна,

высшая квалификационная категория



















город Прокопьевск

Мониторинг связной речи

у детей с задержкой психического развития

старшего дошкольного возраста

Одной из актуальных проблем дефектологической работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития, является формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития, обусловленные своеобразием их познавательной деятельности, изучались в психолого-педагогическом аспекте многими исследователями. Известны работы, раскрывающие такие особенности речевого развития детей данной категории, как отставание в овладении речью: позднее возникновение периода словотворчества, затягивание периода функционирования неологизмов (Н.Ю. Борякова, Е.С. Слепович, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Тригер), слабая речевая активность, бедность, недифференцированность словаря (Е.С. Слепович, С.Г. Шевченко и др.); недостаточная сформированность грамматического строя (Г.Н. Рахмакова, Е.Ф. Соботович, Р.Д. Тригер, Л.Ф. Яссман); низкий уровень ориентировки в звуковой действительности, слабое осознание звукового строения слова (Е.В. Мальцева, Р.Д. Тригер). Отмечаются недостаточная развернутость речевого высказывания (Н.Ю. Борякова), затруднения в построении предложений (Г.Н. Рахмакова). Эти работы не позволяют получить полную оценку речевых способностей детей в разных формах речевых высказываний, что позволяет выдвинуть в качестве актуальной, проблему поиска и научного обоснования методического содержания работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.


Целью разработанного мониторинга явилось изучение распространенности и наиболее характерных особенностей нарушений связной речи у дошкольников с задержкой психического развития для разработки в дальнейшем программы их коррекционной поддержки.


Организация и методика исследования


Мониторинг включает выполнение испытуемыми целого ряда заданий, которые предназначались для определения уровня сформированности и особенностей связной монологической речи в разных формах речевых высказываний.

В данном исследовании были использованы, переработаны и адаптированы методики, описанные в работах В.П. Глухова [6], Т.А. Фотековой [22], В.И. Лубовского [12], Е.И. Слепович [18] и др.


В целях комплексного исследования связной речи детей использовались следующие задания:



  • пересказ короткого рассказа;

  • составление рассказа по серии сюжетных картинок;

  • составление рассказа на основе личного опыта;

  • составление рассказа-описания

Полученный материал был подвергнут количественному и качественному анализу. Количественный анализ позволил установить, какие виды заданий вызывали наибольшие трудности при их выполнении. Оценивая качественные показатели, основное внимание мы уделяли анализу характера допускаемых ошибок, причин их появления; учитывались также степень самостоятельности при выполнении заданий, объём рассказа, связность, последовательность и полнота изложения; смысловое соответствие исходному материалу (тексту, наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности фразовой речи и характер грамматических ошибок. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывалась помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.



Таблица 1

Показатели оценки детских высказываний


1

Полнота

Воспроизведение всех основных смысловых звеньев рассказа

2

Структурирование

Соблюдение связности и последовательности в передаче информации

3

Лексика

Полнота использования разнообразных языковых средств

4

Грамматика

Правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения.

5

Плавность речи

Наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу рассказа


Задание 1

Цель данного задания – выявление возможностей детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст.

Процедура первого задания заключалась в следующем: детям предлагалось прослушать небольшое литературное произведение (рассказ Л.Н. Толстого “Лев и мышь” (см. Приложение). Текст произведения прочитывался дважды; перед повторным чтением давалась установка на составление пересказа.


Таблица 2

Оценка результатов

Каждый показатель оценивается отдельно по 4-бальной системе.





1




Полнота

4 балла


полностью передается содержание текста

3 балла

смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями

2 балла

отмечаются пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента

1 балл

отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки или включение посторонней информации




2




Структурирование

4 балла


соблюдается связность и последовательность воспроизведения текста

3 балла

отмечаются отдельные нарушения связного текста

2 балла

неоднократные нарушения связности изложения

1 балл

связность изложения значительно нарушена





3




Лексика

4 балла


употребление разнообразных языковых средств в соответствии с текстом произведения

3 балла

отдельные нарушения художественно-стилистических элементов

2 балла

неоднократные нарушения языковых средств

1 балл

бедность и однообразие языковых средств





4




Грамматика

4 балла


соблюдаются грамматические нормы родного языка

3 балла

единичные нарушения структуры предложений

2 балла

неоднократные нарушения структуры предложений

1 балл

отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов



5



Плавность речи

4 балла


пересказ составлен самостоятельно

3 балла

пересказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы)

2 балла

используются повторные наводящие вопросы

1 балл

пересказ составлен по наводящим вопросам






Уровень успешности выполнения задания


уровень

кол-во баллов

высокий

17 -20

средний

13 - 16

ниже среднего

8 - 12

низкий

4 - 7

очень низкий

1 – 3 или невыполнение

Задание 2

Цель данного задания – выявление возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.

Процедура. Картинки (из пособия Г.А. Каше «Доигрались!») в нужной последовательности раскладывались перед ребенком, предлагалось внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествовал разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением отдельных деталей изображенной обстановки. При затруднениях, помимо наводящих вариантов, применялось жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.

Таблица 3

Оценка результатов

Каждый показатель оценивается отдельно по 4-бальной системе.





1





Полнота

4 балла


изображенный сюжет достаточно полно и адекватно отображен

3 балла

достаточно полно отображено содержание картинок (возможны пропуски отдельных моментов действия, в целом не нарушающие смыслового соответствия рассказа изображенному сюжету)

2 балла

отмечаются пропуски нескольких моментов действия, отдельные смысловые несоответствия

1 балл

отмечается пропуск нескольких моментов действия, что нарушает смысловое соответствие рассказа изображенному сюжету




2




Структурирование

4 балла


соблюдается последовательность в передаче событий и связь между фрагментами-эпизодами

3 балла

отмечаются нерезко выраженные нарушения связности повествования

2 балла

нарушена связность повествования

1 балл

связность повествования резко нарушена





3




Лексика

4 балла


употребление разнообразных языковых средств в соответствии с картинным планом

3 балла

некоторые языковые трудности в реализации высказываний

2 балла

неоднократные нарушения языковых средств

1 балл

бедность и однообразие употребляемых языковых средств





4




Грамматика

4 балла


рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка

3 балла

единичные нарушения построения фраз

2 балла

неоднократные нарушения в построении фраз

1 балл

отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов




5




Плавность речи

4 балла


самостоятельно составлен связный рассказ

3 балла

рассказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы, указания на картинку)

2 балла

используются повторные наводящие вопросы и указания на соответствующую картинку или конкретную ее деталь

1 балл

рассказ составлен по наводящим вопросам



Уровень успешности выполнения задания тот же (см. задание № 1)

Задание 3

Цель данного задания – выявление возможностей детей составлять связный описательный рассказ на основе модели предмета (игрушки), на которой полно и точно представлены основные свойства и детали.

Процедура. Ребенку в течение нескольких минут предлагается внимательно рассмотреть игрушку (куклу или машину), а затем составить о ней рассказ по данному вопросному плану. Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Может быть указана и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе- описании.

Таблица 4

Оценка результатов





1





Полнота

4 балла


в рассказе отображены все основные признаки предмета, дано указание на его функции или назначение

3 балла

рассказ-описание достаточно информативен, отличается логической завершенностью

2 балла

рассказ недостаточно информативен в нем не отражены некоторые (2-3) существенные признаки предмета

1 балл

простое перечисление отдельных признаков и деталей предмета имеет хаотичный характер





2





Структурирование


4 балла


соблюдается определенная логическая последовательность в описании признаков предметов (от основных свойств к второстепенным)

3 балла

отмечаются единичные случаи нарушения логической последовательности в описании признаков (перестановка или смешение рядов последовательности

2 балла

отмечаются: незавершенность ряда микротем, возвращение к ранее сказанному; выявляются заметные логические затруднения

1 балл

описание предмета не отображает многих его существенных свойств и признаков




3




Лексика

4 балла


используются различные характеристики предмета (определения, сравнения и др.)

3 балла

отдельные недостатки в лексическом оформлении высказываний

2 балла

выявляются заметные лексические затруднения

1 балл

отмечаются выраженные лексические нарушения




4




Грамматика

4 балла


соблюдаются смысловые и синтаксические связи между фрагментами рассказа (микротемами)

3 балла

отдельные недостатки в грамматическом оформлении высказывания

2 балла

неоднократные нарушения структуры предложений

1 балл

отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов




5




Плавность речи

4 балла


самостоятельно составлен описательный рассказ

3 балла

рассказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы, указания на деталь предмета)

2 балла

используются повторные наводящие вопросы и указания на конкретную деталь предмета

1 балл

ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно


Уровень успешности выполнения задания тот же (см. задание № 1)

Задание 4

Цель данного задания – выявление индивидуального уровня и особенностей владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.

Процедура. Ребенку предлагалось составить рассказ на близкую ему тему, связанную с повседневным пребыванием в детском доме (“На нашем участке”) и давался план из нескольких вопросов – заданий: что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любые игры и развлечения. После этого дети составляют рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых вопрос – задание повторялось.


Таблица 5

Оценка результатов

Каждый показатель оценивается отдельно по 4-бальной системе.





1





Полнота

4 балла


рассказ содержит достаточно информативные ответы на все вопросы задания

3 балла

рассказ составлен с вопросным планом задания

2 балла

в рассказе отражены не все вопросы задания

1 балл

отсутствуют несколько фрагментов рассказа





2





Структурирование


4 балла


все фрагменты рассказа представляют связные развернутые высказывания

3 балла

большая часть фрагментов представляет связные, достаточно информативные высказывания

2 балла

отдельные фрагменты рассказа представляют собой простое перечисление (называние предметов и действий)

1 балл

нарушение связности речи




3




Лексика

4 балла


используются разнообразные языковые средства

3 балла

отдельные недостатки в лексическом оформлении высказываний

2 балла

выявляются заметные лексические затруднения; стереотипность оформления

1 балл

неадекватное использование лексических средств




4




Грамматика

4 балла


рассказ оформлен грамматически правильно

3 балла

отмечаются отдельные морфологосинтаксические нарушения (ошибки в построении фраз, в употреблении глагольных форм и т.д.)

2 балла

отмечаются нарушения структуры фраз и другие аграмматизмы

1 балл

грубые лексикограмматические недостатки, затрудняющие восприятие рассказа




5




Плавность речи

4 балла


самостоятельно составлен описательный рассказ

3 балла

рассказ составлен с некоторой помощью (побуждение, стимулирующие вопросы, указания на деталь предмета)

2 балла

используются повторные наводящие вопросы и указания на конкретную деталь предмета

1 балл

ребенок не в состоянии составить рассказ-описание самостоятельно


Уровень успешности выполнения задания тот же (см. задание № 1)





Список литературы

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития. Под редакцией К.С. Лебединской. - М.1982.

  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика задержки психического развития у детей. – М.: «Гном-Пресс», 2000.

  3. Борякова Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников с ЗПР: Канд. дис. М., 1983.

  4. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.

  5. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей. - Дефектология. 1975. № 6.

  6. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.: АРКТИ, 2002.

  7. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста. Сб. научных трудов. М., 1989.

  8. Дети с задержкой психического развития. Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. М.: Педагогика, 1984.

  9. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. – М.: «Просвещение», 1973.

  10. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. – М.: «Просвещение», 1971.

  11. Лалаева Р.И. Нарушение речи и система их коррекции в процессе логопедической работы во вспомогательной школе: Диссертация на соискание ученой степени доктора пед. наук. – Л., 1988.

  12. Лубовский В. И., Яссман Л.В. Применение сюжетных картинок в диагностике психического развития. – В сб.: Проблемы психологической диагностики. Таллин, 1977.

  13. Мальцева Е.В. Особенности нарушения речи у детей с задержкой психического развития. - Дефектология. 1990. № 6.

  14. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. – М. 1993.

  15. Поваляева М.А. Ранняя и дифференциальная диагностика речевых нарушений у детей. Педагогика. Изд – во РГПУ, 1997.

  16. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

  17. Рахмакова Г.Н. Особенности построения предложений в речи младших школьников с ЗПР. - Дефектология. 1987. № 6.

  18. Слепович Е.С. Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития. Дефектология. 1981. № 1.

  19. Соботович Е.С. Психолого-педагогические основы коррекции нарушений формирования грамматического строя речи у детей. Докт. дис. М., 1984.

  20. Триггер Р.Д. Некоторые особенности младших школьников с ЗПР в овладении грамматическим строем речи. - Дефектология. 1987. № 5.

  21. Уленкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.М.: Педагогика, 1990.

  22. Фотекова Т.А. Тестовая диагностика устной речи младших школьников. – М.: АРКТИ, 2000.

  23. Шевченко С.Г. К вопросу о коррекции умственного и речевого развития детей с задержкой психического развития. – Дефектология. 1994. № 1.

  24. Яссман Л.В. Особенности употребления грамматических категорий детьми с ЗПР. – Дефектология. 1976. № 3.


























Приложение к мониторингу.docx Скачать

C:\Documents and Settings\Admin.MICROSOF-78D13F\Рабочий стол\Баннер УчМед.gif



Приложение.


Лев и мышь


Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её и пообещала ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил мышку.

Потом охотники поймали льва и привязали веревкой к дереву.

Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла веревку и спасла льва.


(Л.Н. Толстой)




Рассказ по серии сюжетных картинок: «Доигрались!»


Изображение 101Изображение 100Изображение 099

Обсуждение материала
Светлана Львова
12.04.2012 23:00
Отличная разработка из опыта. Правильное оформление. Даны задания, критерии и показатели оценки. Приложение с текстами. Список литературы.
Оксана Маркова
10.05.2012 15:08
Хорошее и грамотное коррекционное занятие!  :D
Елена Коноплёва
14.05.2012 19:28
Лариса Сергеевна, очень хороший материал!.:D
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос