В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок по литературному чтению

Г.М. Гаршина Г.М. Гаршина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Летописцы истории: русские историки и их труды)
просмотров: 7650    комментариев: 1
Краткое описание
Материал подготовлен специально для Всероссийского конкурса "Виват, Россия!".

Описание
Учитель начальных классов Гаршина Галина Михайловна, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское
Тема урока
Книги Древней Руси. «Поучение детям »Владимира Мономаха

Цель урока: воспитание уважения к культуре русского народа, приобщение к его обычаям и традициям, формирование желания их сохранять и приумножать.

Задачи урока:

— продолжить знакомство с литературными произведениями Древней Руси;
— формировать мировоззрение о жизни русского народа и великих людей в период становления русского государства;
— повторить понятия «летопись, «летописец»;
— расширение словарного запаса учащихся;
— способствовать развитию познавательного интереса к литературе и истории изучаемого периода;
— формировать навыки учебной поисковой деятельности;
— способствовать нравственному развитию личности посредством изучения и смысления «поучения» великого князя киевского Владимира Мономаха;

Форма урока:интегрированный (с элементами истории, окружающего мира), беседа учителя и сообщения учащихся, мультимедийная презентация.

Учебные пособия и наглядный материал:

1) Н.Ф.Виноградова «Литературное чтение» учебник для 4 класса;
2) Тетрадь «Литературное чтение» для 4 класса;
3) Выставка книг для детей о Древней Руси (список прилагается);
4) Отрывок из летописи «Поучение детям» (текст прилагается);
5) Мультимедийная презентация с фототипическими воспроизведениями древнерус-ских князей, картин художников.

Ход урока:
I.Организационный момент.
Сообщение детям темы и задач урока.
— Продолжаем разговор о книгах Древней Руси.
— Скажите, что это за период – Древняя Русь?
(русское государство с IXпо XIIIвек)

II.Ответьте на вопросы викторины: 1 слай.д

1) Какими были книги в Древней Руси? (рукописными, т.е писались от руки искусными переписчиками – каллиграфами )
2) Кто писал книги? (монахи, черноризцы)
3) Как назавались в то время буквы? (глаголица, кириллица, буквица)
4) Самая известная книга Древней Руси? («Повесть временных лет»)
5) Чем первая буква отличалась от остальных? (была особенно красивой, называ-лась красная, т.е «красивая»)

Учитель:Сейчас мне хочется прочитать отрывок из «Повести временных лет», датируемых 1037годом такую цитату. А вы, подумав, скажите:

— Кто написал эти слова?
«Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания»

Подсказка: Это человек, который очень любил книги, часто их читал днём и ночью, переводил на другие языки, сам создавал книги и положил их в церковь, которую заложи л и построил.
(Ответ Ярослав Мудрый)

Учитель:Что вы знаете о Ярославе Мудром? (Ответы детей)

Кого Вы видите на следующем слайде? 2 слайд.

III. Сообщение темы урока:

Сегодня вы узнаете о другом древнерусском князе — Владимире Мономахе, позна-комитесь с его «поучением детям»

Рассказ о Владимире Мономахе
3 слайд:Владимир Мономах (1113 – 1125 великий князь киевский)
«Слава о его доблести сияла как солнце и прошла по всем странам».

4 слайд:Это был 18- й Киевский князь

Его предшественник
Святополк II
Преемник
Мстислав I Великий
Рождение
26 мая 1053года
Смерть
19 мая 1125 года
Похоронен
Софийский собор в Киеве
Династия
Рюриковичи
Отец
Всеволод Ярославич

5 слайд:В 1113г. в Киеве умер князь Святополк Изяславич и в Киеве вспыхнуло
восстание горожан. Погромы продолжались несколько дней и никому не удалось оста-новить их.

6 слайд:В этой ситуации киевские бояре решили пригласить на престол самого
авторитетного на Руси князя – Владимира Мономаха.

7 слайд:В то время Владимир Мономах правил в Переяславле и ему уже было 60
лет. Он успел проявить себя и как талантливый полководец, и как государственный деятель, и как человек высокой культуры. Его уже давно знала Русская земля.

8 слайд:Ребята, может вы знаете почему Владимира IIпрозвали Мономахом?
— Прозван по имени матери – дочери византийского императора Константина IXМономаха. Он княжил:
1066 – 1073 — князь Ростовский
1073 — 1078 — князь Смоленский
1078 – 1093 — князь Черниговский
1094 – 1113 — князь Переяславский
1113 – 1125 — Великий князь Киевский

9 слайд:Владимир Мономах больше всех был заинтересован в прекращении княжес-
ких междоусобиц и способствовал сплочению сил Руси для отпора половцам.Эту мысль он высказывал на княжеских съездах.

10 слайд :После одного из таких съездов Владимир Мономах стал руководить военны-ми походами. Половцы потерпели поражение. Они надолго оставили русские земли.

11 слайд:Таковы были итоги военных походов.

12 слайд:Политика Владимира Мономаха была напрвлена на:
— сохранение едоной власти в государстве;
— борьбу против разделения Руси;
— защиту от половцев;
— реформирование внутри жизни государства.

13 слайд:Он издал добавления к «Русской Правде», которые получили название «Устав Владимира Мономаха».

14 слайд:Таким образом, «Устав Владимира Мономаха»определял разные отношения: политические, социальные, денежные.
В конце своей жизни Владимир Мономах написал «Поучение», в котором не
только рассказал о своей трудной жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми.

15 слайд:По поручению Владимира Мономаха в 1116 – 1117г. была создана 2 редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом Киевского Выдубицкого монастыря. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней.

16 слайд:Вы видите изображение символов древнего русского государства: скипетр, корона, держава.

17 слайд:С именем Владимира Мономаха связан символ русского государства – шапка Мономаха.

18 слайд:К XIвеку за государством восточных славян окончательно закрепилось назва-ние «Русь», «Русская земля». А восточных славян стали звать «русичами», «русинами», «русскими». Владимир Мономах смог объединить под своей властью ¾ территории древнерусского государства. Но единство Руси Владимир Мономах удерживал только силой своего авторитета.

19 слайд:Владимир Мономах умер 19 мая 1125 года на 73 году жизни.
Представление книг о Владимире Мономахе.(Выставка книг: авторы, названия).

20 слайд:Генеалогическое дерево Рюриковичей.

Учитель: Владимир Василий Всеволодович IIпрозванный Мономахом, сын Всеволодо-вича Ярославича – самый замечательный из усских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую память.

АВТОР «ПОУЧЕНИЯ»

Это – одно из выдающихся произведений древнерусской литературы.
По поводу того, когда оно было написано, существует большая литература и большие расхождения во взглядах. Вероятнее всего оно было написано в 1117 году. Печатается в Лаврентьевской летописи (есть ещё Радзилловская и Ипатьевская).

Владимир Мономах предназначал своё «Поучение» не только для своих детей. Он при-давал ему более широкое общественное значение.

IV. Подготовительный этап чтения.
Учитель: А какой же был Мономах в детстве?
Летописец пишет: «Он рано привык выполнять сложные, недетские поручения. С дет-ства Владимир отличался отчаянной храбростью».

ЧИТАЕТ УЧЕНИК:

«… Любя охоту, часто ловил зверей с отцом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней сразу по несколько. Два раза буйный вол метал меня на рогах, олень бодал, топтал ногами, вепрь сорвал меч с бедра моего. Медведь пронзил седло. Лютый зверь однажды бросился и повалил коня вместе со мной. Сколько раз я падал с лошади!
Дважды я разбивал себе голову, повреждал руки и ноги, не дорожа жизнью в юности и не щадя головы своей…»

V. Откройте учебникс.154 – 155 Найдите текст «Поучения» с 155. Читает ученик.

— Эти отрывки из летописей «Повести временых лет»пересказаны для детей русским историком XIXвека Сергеем Михайловичем Соловьёвым.

Словарная работа:
1) тиун – управляющий
2) отрок – слуга
3) простолюдин – простой люд: крестьянин, рабочий

Выразительное чтение учащимися по цепочке

VI. Проверка первичного восприятия
— Какое поучение своим детям оставил князь Владимир?
— Что он завещал? ПРОЧИТАЙТЕ
— Какое наставление вы бы взяли для себя? Для своих друзей?

(КАКОЕ ИЗ ЗАВЕЩАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ГЛАВНЫМ?)

— Нарисуйте словесный портрет князя

21 слайд:какое из этих высказываний понравилось? Запомните его!
VII. Работа в тетради по «Литературному чтению»
VIII. Выводы по уроку:
— Чем мы занимались сегодня на уроке?
— Как мы это делали?
Пожаловаться 09 апреля 2012
Файлы
+Открытый урок по литературному чтению.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Учитель начальных классов Гаршина Галина Михайловна, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское


Тема урока

Книги Древней Руси. «Поучение детям »Владимира Мономаха


Цель урока: воспитание уважения к культуре русского народа, приобщение к его обычаям и традициям, формирование желания их сохранять и приумножать.


Задачи урока:


- продолжить знакомство с литературными произведениями Древней Руси;

- формировать мировоззрение о жизни русского народа и великих людей в период становления русского государства;

- повторить понятия «летопись, «летописец»;

- расширение словарного запаса учащихся;

- способствовать развитию познавательного интереса к литературе и истории изучаемого периода;

- формировать навыки учебной поисковой деятельности;

- способствовать нравственному развитию личности посредством изучения и смысления «поучения» великого князя киевского Владимира Мономаха;


Форма урока: интегрированный (с элементами истории, окружающего мира), беседа учителя и сообщения учащихся, мультимедийная презентация.


Учебные пособия и наглядный материал:


  1. Н.Ф.Виноградова «Литературное чтение» учебник для 4 класса;

  2. Тетрадь «Литературное чтение» для 4 класса;

  3. Выставка книг для детей о Древней Руси (список прилагается);

  4. Отрывок из летописи «Поучение детям» (текст прилагается);

  5. Мультимедийная презентация с фототипическими воспроизведениями древнерус-ских князей, картин художников.


Ход урока:


I. Организационный момент.

Сообщение детям темы и задач урока.

- Продолжаем разговор о книгах Древней Руси.

- Скажите, что это за период – Древняя Русь?

(русское государство с IX по XIII век)


II. Ответьте на вопросы викторины: 1 слай.д


  1. Какими были книги в Древней Руси? (рукописными, т.е писались от руки искусными переписчиками – каллиграфами )

  2. Кто писал книги? (монахи, черноризцы)

  3. Как назавались в то время буквы? (глаголица, кириллица, буквица)

  4. Самая известная книга Древней Руси? («Повесть временных лет»)

  5. Чем первая буква отличалась от остальных? (была особенно красивой, называ-лась красная, т.е «красивая»)


Учитель: Сейчас мне хочется прочитать отрывок из «Повести временных лет», датируемых 1037годом такую цитату. А вы, подумав, скажите:


- Кто написал эти слова?

«Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания»


Подсказка: Это человек, который очень любил книги, часто их читал днём и ночью, переводил на другие языки, сам создавал книги и положил их в церковь, которую заложи л и построил.

(Ответ Ярослав Мудрый)


Учитель: Что вы знаете о Ярославе Мудром? (Ответы детей)


Кого Вы видите на следующем слайде? 2 слайд.


III. Сообщение темы урока:


Сегодня вы узнаете о другом древнерусском князе - Владимире Мономахе, позна-комитесь с его «поучением детям»


Рассказ о Владимире Мономахе


3 слайд: Владимир Мономах (1113 – 1125 великий князь киевский)

«Слава о его доблести сияла как солнце и прошла по всем странам».


4 слайд: Это был 18- й Киевский князь


Его предшественник

Святополк II

Преемник

Мстислав I Великий

Рождение

26 мая 1053года

Смерть

19 мая 1125 года

Похоронен

Софийский собор в Киеве

Династия

Рюриковичи

Отец

Всеволод Ярославич


5 слайд: В 1113г. в Киеве умер князь Святополк Изяславич и в Киеве вспыхнуло

восстание горожан. Погромы продолжались несколько дней и никому не удалось оста-новить их.


6 слайд: В этой ситуации киевские бояре решили пригласить на престол самого

авторитетного на Руси князя – Владимира Мономаха.


7 слайд: В то время Владимир Мономах правил в Переяславле и ему уже было 60

лет. Он успел проявить себя и как талантливый полководец, и как государственный деятель, и как человек высокой культуры. Его уже давно знала Русская земля.


8 слайд: Ребята, может вы знаете почему Владимира II прозвали Мономахом?

- Прозван по имени матери – дочери византийского императора Константина IX Мономаха. Он княжил:

1066 – 1073 - князь Ростовский

1073 - 1078 - князь Смоленский

1078 – 1093 - князь Черниговский

1094 – 1113 - князь Переяславский

1113 – 1125 - Великий князь Киевский


9 слайд: Владимир Мономах больше всех был заинтересован в прекращении княжес-

ких междоусобиц и способствовал сплочению сил Руси для отпора половцам.Эту мысль он высказывал на княжеских съездах.


10 слайд : После одного из таких съездов Владимир Мономах стал руководить военны-ми походами. Половцы потерпели поражение. Они надолго оставили русские земли.


11 слайд: Таковы были итоги военных походов.


12 слайд: Политика Владимира Мономаха была напрвлена на:

- сохранение едоной власти в государстве;

- борьбу против разделения Руси;

- защиту от половцев;

- реформирование внутри жизни государства.


13 слайд: Он издал добавления к «Русской Правде», которые получили название «Устав Владимира Мономаха».


14 слайд: Таким образом, «Устав Владимира Мономаха»определял разные отношения: политические, социальные, денежные.

В конце своей жизни Владимир Мономах написал «Поучение», в котором не

только рассказал о своей трудной жизни, но и поделился размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми.


15 слайд: По поручению Владимира Мономаха в 1116 – 1117г. была создана 2 редакция «Повести временных лет» Сильвестром, монахом Киевского Выдубицкого монастыря. Именно эта редакция летописи дошла до наших дней.


16 слайд: Вы видите изображение символов древнего русского государства: скипетр, корона, держава.


17 слайд: С именем Владимира Мономаха связан символ русского государства – шапка Мономаха.


18 слайд: К XI веку за государством восточных славян окончательно закрепилось назва-ние «Русь», «Русская земля». А восточных славян стали звать «русичами», «русинами», «русскими». Владимир Мономах смог объединить под своей властью ¾ территории древнерусского государства. Но единство Руси Владимир Мономах удерживал только силой своего авторитета.


19 слайд: Владимир Мономах умер 19 мая 1125 года на 73 году жизни.

Представление книг о Владимире Мономахе. (Выставка книг: авторы, названия).


20 слайд:Генеалогическое дерево Рюриковичей.


Учитель : Владимир Василий Всеволодович II прозванный Мономахом, сын Всеволодо-вича Ярославича – самый замечательный из усских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую память.


АВТОР «ПОУЧЕНИЯ»


Это – одно из выдающихся произведений древнерусской литературы.

По поводу того, когда оно было написано, существует большая литература и большие расхождения во взглядах. Вероятнее всего оно было написано в 1117 году. Печатается в Лаврентьевской летописи (есть ещё Радзилловская и Ипатьевская).


Владимир Мономах предназначал своё «Поучение» не только для своих детей. Он при-давал ему более широкое общественное значение.


IV. Подготовительный этап чтения.


Учитель: А какой же был Мономах в детстве?

Летописец пишет: «Он рано привык выполнять сложные, недетские поручения. С дет-ства Владимир отличался отчаянной храбростью».


ЧИТАЕТ УЧЕНИК:


«… Любя охоту, часто ловил зверей с отцом. Своими руками в густых лесах вязал я диких коней сразу по несколько. Два раза буйный вол метал меня на рогах, олень бодал, топтал ногами , вепрь сорвал меч с бедра моего. Медведь пронзил седло. Лютый зверь однажды бросился и повалил коня вместе со мной. Сколько раз я падал с лошади!

Дважды я разбивал себе голову, повреждал руки и ноги, не дорожа жизнью в юности и не щадя головы своей…»


V. Откройте учебник с.154 – 155 Найдите текст «Поучения» с 155. Читает ученик.


- Эти отрывки из летописей «Повести временых лет»пересказаны для детей русским историком XIX века Сергеем Михайловичем Соловьёвым.


Словарная работа:

  1. тиун – управляющий

  2. отрок – слуга

  3. простолюдин – простой люд: крестьянин, рабочий


Выразительное чтение учащимися по цепочке


VI. Проверка первичного восприятия


- Какое поучение своим детям оставил князь Владимир?

- Что он завещал? ПРОЧИТАЙТЕ

- Какое наставление вы бы взяли для себя? Для своих друзей?


(КАКОЕ ИЗ ЗАВЕЩАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ГЛАВНЫМ?)


- Нарисуйте словесный портрет князя


21 слайд: какое из этих высказываний понравилось? Запомните его!


VII. Работа в тетради по «Литературному чтению»

VIII. Выводы по уроку:

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- Как мы это делали?

- Чему научились?

- Что понравилось или не понравилось на уроке?


IX. Дома: прочитать «Поучение», запомнить его

Дополнительно:


1) Когда было написано поучение? (В конце жизни, в 1117 году).


2) О чём Мономах в нём рассказал? (О своей трудной жизни).


3) Чем поделился? (размышлениями о смысле жизни, об отношениях между людьми).


4) Какая редакция и какой летописи дошла до наших дней? (2 –я, Лаврентьевская).

5


Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    11 апреля 201221:17
    Сергей Колодин

    В разработке отсутствуют заявленная презентация и список использованной литературы.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru