В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Урок «Дебаты»

Урок «Дебаты»

Т. Н. Зайцева
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
просмотров: 5361 комментариев: 2
Краткое описание
Материал подготовлен специально для Всероссийского конкурса "Виват, Россия!".
Описание
УРОК-ДЕБАТЫ
Автор урока: Зайцева Татьяна Николаевна
Должность: учитель истории и обществознания
Место работы: ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Борское

Урок истории с использованием технологии «Дебаты».11 класс
Тема:
«От октября 1917 года… Развитие Борского района в 50 – 80-е гг.»

Цели урока:

1. Систематизация знаний по теме «От октября 1917 года… Развитие Борского района в
50 – 80-е гг.».
2. Создание условий для интеллектуальной исследовательской деятельности учащихся.

3. Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому страны.

Задачи:
1. Развивать умения работать с историческими источниками, дополнительной литературой в поисках аргументов для обоснованного суждения, формулирования позиций.
2. Подвести учащихся к пониманию сложности изучения исторических событий в советский период в силу неоднозначности точек зрения.
3. Формировать навыки самостоятельного мышления, критического восприятия основных
событий данного периода.
4. Развивать сотрудничество и партнерство в процессе целенаправленной деятельности.
План урока:
I. Раунд.
1. У1 формулирует тему, актуальность, представляет аргументы и доказательства.
2. О1 формулирует тезисы отрицания.

II. Раунд
У2, О2 — опровержение аргументов оппонентов, восстановление и развитие собственной линии, приведение новых доказательств.

III. Раунд.
У3-О3- сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые командой аргументы более убедительны.
Между выступлениями — раунды вопросов в следующем порядке:
О3 У1
У3 О1
О1 У2
У1 О2

IV. Подведение итогов.

Оборудование: компьютерная презентация «Развитие Борского района в 50 – 80-е годы».
Предварительная подготовка: исследование архивных материалов Борского районного музея, материалы СМИ и районного отдела статистики, выявление мнения специалистов в области сельского хозяйства о проблемах в аграрной сфере и перспективах развития района.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя.

— Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о развитии Борского района в 50 – 80-е годы. Историки, политики, экономисты неоднозначно комментируют советский период в истории нашей страны.
Цель урока – на примере нашего края дать оценку событиям, происходившим в 50 -80-е годы. Я предлагаю вам в процессе дебатов защитить или опровергнуть следующий тезис: «Советский период в истории Борского района – время стабильности и роста». В дебатах участвуют две команды: команда утверждения (У) и команда отрицания (О). Роль ведущего беру на себя я, следит за соблюдением регламента (Ф.И. ученика). В роли экспертов у нас гости, которые заполняют лист оценки участника дебатов. В конце дебатов ребята могут задать вопросы и высказать свою точку зрения по проблеме.
II. Представление команды утверждения (У)

У1: Мы утверждаем, что «Советский период в истории Борского района – время стабильности и роста».

Мы рассмотрим три аспекта:

а) Первый аспект — экономический.
Аргумент. Реформы 50-х начала 60-х годов в стране были направлены на постепенный выход колхозов из-под государственного диктата и создания условий для их развития как самостоятельных хозяйств.
Доказательство: Значительно повысились государственные закупочные цены на мясо, молоко, масло, зерно. Увеличены посевные площади. У нас в районе колхозники стали получать не менее <metricconverter productid=«3 кг» w:st=«on»>3 кг. зерна на трудодень. Расширялись приусадебные участки. Снизили сельхозналог, списали недоимки с колхозов, увеличились капиталовложения в деревню. Выросла средняя урожайность зерновых с гектара.
За достигнутые успехи в <metricconverter productid=«1958 г» w:st=«on»>1958 г. Борский район был утвержден участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Его наградили Дипломом II степени.

б) Второй аспект — социальный.
Аргумент. Повысился жизненный уровень населения.
Доказательство: Колхозники приобретали промышленные товары, одежду, велосипеды, мотоциклы, с 1958 года – телевизоры. У сельчан появилась возможность заняться жилищным строительством.
В 1966 году произошел переход на денежную оплату труда. Труд многих работников был отмечен правительственными наградами.
Развивалось бесплатное медицинское обслуживание населения. В 1970 году построена новая поликлиника.

в) Третий аспект — культурный.
Аргумент. Большое внимание уделялось культурному развитию жителей района.
Доказательство: Сложились три единых типа общеобразовательной школы: начальная, неполная средняя, средняя. К 1967 году в районе функционировали 3 средние школы, 21 восьмилетняя, 29 начальных и одна вечерняя для работающей молодежи.

В <metricconverter productid=«1977 г» w:st=«on»>1977 г. была создана единая библиотечная система, которая объединяла районную библиотеку, центральную детскую и 30 филиалов, расположенных в селах.

В <metricconverter productid=«1960 г» w:st=«on»>1960 г. создан районный музей краеведения. В <metricconverter productid=«1980 г» w:st=«on»>1980 г. музей стал республиканского значения.

Из всего сказанного следует, что советский период в истории Борского района – время стабильности и роста.
III. Раунд вопросов.
(О3 задает У1)
О3: Считаете ли вы, что расширение посевных площадей и списание долгов с колхозов – это эффективные меры, которые приведут к устойчивому положительному результату в сельском хозяйстве?
IV. Представление команды отрицания (О).

О1: Мы утверждаем, что советский период в истории Борского района – время нестабильности.
1. Опровержение аргументов оппонентов.
Мы считаем, что, несмотря на увеличение посевных площадей, внесение на поля удобрений, урожайность оставалась низкой. Также, несмотря на достижение высоких показателей отдельными людьми, основная масса колхозников не стремилась перевыполнять дневную норму.
Мы готовы подтвердить свою точку зрения.
2. Представление собственных доказательств.

а) Первый аспект — экономический.
Аргумент. Реформы 50 – 60-х годов носили кратковременный эффект.
Доказательство: Планы хлебопоставок и социалистические обязательства по увеличению урожайности зерновых и овощей не выполнялись. Увеличилась задолженность колхозов государству. Началось укрупнение колхозов. При объединении, считавшихся якобы нерентабельными мелких хозяйств в крупные, районное руководство не учитывало мнение колхозников. Объединение в таких случаях положительных экономических результатов не приносило.

б) Второй аспект: социальный.
Аргумент: Материальная заинтересованность в результате конечного труда была нарушена.
Доказательство: Среди колхозников процветала «растащиловка» колхозного достояния. Не способствовала укреплению трудовой дисциплины частая смена колхозного руководства.
Стало сокращаться личное надворное хозяйство.

в) Третий аспект – культурный.
Аргумент. В культурной сфере наблюдались явные противоречия.
Доказательство: Несмотря на эффективные меры, о которых было сказано, продолжалось насаждение антирелигиозной пропаганды. В 50 – 60-е годы продолжали разрушать церкви. Так в с.Заплавное была разрушена церковь, построенная в 1909 году. Осуществлялся постоянный контроль со стороны руководства за населением: составлялись списки людей, которые совершали обряды крещения, венчания, погребения. Были случаи увольнения с работы.
В сфере образования Райисполком и РОНО требовали от учителей 100% успеваемости для сохранения контингента. Действовал принцип: «нет плохих учеников, есть плохие учителя».
Все эти факты говорят о нестабильности в нашем районе.
V. Раунд вопросов.
(У3 задает О1)
У3: Можно ли добиться высоких результатов (II место на Всесоюзной выставке) с низкой дисциплиной труда колхозников?
VI. Опровержение аргументов оппонентов и восстановление собственных доказательств.
1. Опровержение аргументов (У2)

У2: Да, наблюдалось падение урожайности, но наш район находится в зоне рискованного земледелия, поэтому засушливые 1971, 1972, 1977, 1981 годы не позволили запасти достаточного количества кормов, что сказалось на производстве мяса, молока.
Несмотря на имеющиеся трудности, район добивался хороших результатов. Пример этому колхоз-миллионер им. Калинина. Его доход составлял 1 млн.758 тыс. рублей в год. Здесь имелось большое количество сельскохозяйственной техники: 42 трактора разных марок, 16 грузовых автомобилей, 2 автобуса, 2 легковых автомобиля, 5 спец. машин, 26 зерноуборочных комбайнов. Колхоз имел свою маслобойку, свою пасеку, колхозный сад и огород. Все это давало большую прибыль. Был построен животноводческий комплекс для разведения крупного рогатого скота на 4000 голов. А самое главное, начали строить жилье для молодежи. Культурная жизнь села переживала подъем.
Во второй половине 80-х гг. происходит разукрупнение колхозов.
2. Восстановление собственных доказательств. Новые аргументы.

У2: С 1983 года началось повышение закупочных цен на все виды сельскохозяйственной продукции. Повысилась рентабельность колхозов.
Для повышения заинтересованности в работе в начале 80-х гг. стала развиваться новая форма организации труда – коллективный подряд. Повышается заинтересованность колхозников в своем труде. Оплата производилась с учетом, так называемого коэффициента трудового участия. Развивается местная промышленность (хлебозавод, пищекомбинат, молочный завод), которая осуществляет переработку продукции сельского хозяйства.
Мебельная фабрика выпускала столы, диваны, мягкую мебель. В <metricconverter productid=«1976 г» w:st=«on»>1976 г. получила знак качества.
Развивалось автобусное обслуживание. В 70-е годы сетью пассажирских маршрутов были охвачены почти все села.

Все это говорит о росте и стабильности нашего района.
VI. Раунд вопросов.
(О1 задает У2)
Чем вы можете объяснить одновременное существование колхоза-миллионера и ряда колхозов, которые приходилось объединять в целях повышения рентабельности? Почему такая «пропасть» между ними?
VII. Опровержение аргументов оппонентов и восстановление собственных доказательств.
1.
Опровержение аргументов (О2)
О2: Политика
правительства в 50 – 90-е гг. в аграрной сфере принесла значительное облегчение колхозникам, однако меры, проводимые государством, с одной стороны, стимулировали материальную заинтересованность колхозников в расширении производства, а с другой стороны, проводились мероприятия, которые давали противоположный эффект.
2. Восстановление собственных доказательств. Новые аргументы.

Происходит отрицание травопольной системы земледелия, отказ от подъема паров. Минеральные удобрения, химические средства защиты растений не давали должной отдачи. Объемы заготовок пшеницы не обеспечивали потребности мукомольной и хлебопекарной промышленности.
Обязательные поставки по заниженным ценам сохранялись. Цены на продукцию предприятий с/х машиностроения росли гораздо быстрее, чем на продукцию сельского хозяйства и это разоряло колхозы.
Противоречивая ситуация складывалась и с применением прогрессивных форм организации труда. С одной стороны назрела проблема по внедрению новых форм, а с другой все эти инициативы наталкивались на жесткое административное руководство «сверху». Во многих хозяйствах в образованных подрядных коллективах продолжала существовать оплата труда за фактическое выполнение объема работы без учета конечного результата.
К <metricconverter productid=«1990 г» w:st=«on»>1990 г. создается дефицит потребительских товаров. Существенно сократился ввод в эксплуатацию жилья. Не на должном уровне была трудовая дисциплина. Люди уходили в город.
Все эти факты указывают на нестабильную ситуацию в районе.
VIII.
Раунд вопросов.

(У1 задает О2)
По данным исследования естественного движения населения до 1990 года наблюдается естественный прирост, а начиная с 1990 года, смертность превышает рождаемость. Могут ли эти показатели говорить о стабильности развития района до начала 90-х?
IX. Сравнительный анализ позиций сторон.
1. Заключительное слово утверждающей стороны (У3)
2. Заключительное слово отрицающей стороны (О3)
X. Подведение итогов.
1. Слово третьей (независимой) стороне

-Мы закончили дебаты. Какая сторона, по вашему мнению, была более убедительна.
2. Рефлексия.
— Чью позицию заняли бы вы, живущие в XXI веке? Почему?
XI. Заключительное слово учителя.

— Завершая урок, не хотелось бы делать однозначные выводы, тем более проводить дальнейшее сравнение развития аграрной сферы в советский и постсоветский периоды.
Конечно, суть колхозной системы понять сложно. С одной стороны, ясно, что эта система подневольная, нацелена не на производство, а прежде всего на выжимание продукта крестьянского труда. Но с другой стороны, были в колхозной системе явления, которые заставляют воздержаться от полного и безоговорочного осуждения. Несмотря ни на что было много сделано и все это богатство создавали люди, влюбленные в свою землю, делая жизнь лучше. А сегодня надо сделать так, чтобы жизнь на селе стала комфортной и привлекательной, и чтобы государство не смотрело на сельское хозяйство как на «черную дыру».
Неважно, какая форма ведения хозяйства приживется, важно чтобы люди видели результаты своей деятельности и пользовались ими, а не чувствовали себя батраками, работая в фермерских хозяйствах или в колхозах.
XII. Задание на дом

Написать сочинение-эссе на тему: «Реформы в 60-70-е гг.: попытка перехода к новой модели хозяйственного развития».
Список литературы:
1.
Абалкин Л. И. Аграрная трагедия России // Вопросы экономики. – 2009. — №9. – с. 10-14
2.
Алексеев В.К истории земли Борской: краеведческие материалы.–Самара: Кредо, 2002.
3.
Данилов В.П. Судьбы сельского хозяйства в России//Новый мир истории России.–М., 2001.–с.115-120
4.
Цицорин В. Алексеевская драма. // Борские известия. – 2002. 25 мая
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ СИСТЕМНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
«В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ РОССИИ»

«Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков»

А. С. Пушкин

«История – не политика, опрокинутая в прошлое; а прошлое, погруженное в кон
текст современности. Родная старина. Современникам никак не помешает знать, сколько было смут, реформ и контрреформ в истории страны, как и в результате каких усилий она выбиралась из кризисов, чтобы свободно вздохнуть и продолжить свой многовековой путь.
История подобна помутневшему зеркалу, которое всегда сначала отражает того,
кто в него смотрится, и только затем – прошлое. Банальные размышления о бесполезности этого созерцания нынче вдруг сменились особым интересом всего общества к родной старине. У нынешнего молодого поколения россиян вполне устойчивый интерес к истории, связанный с явным стремлением посмотреть в историческое зеркало, увидеть себя, разглядеть черты предков и предшественников, обнаружить сходство и различия прошлого и настоящего» (Е. А. Князев)
Согласимся с Е. А. Князевым. Согласимся и тоже попытаемся заглянуть в «Истори-
ческое зеркало», чтобы лучше узнать и понять себя и своих предков. При этом будем объективны и правдивы по отношению к историческому прошлому своей страны. Посмотрим на это прошлое с помощью разных концепций его толкования. Посмотрим с уважением. Да, как сказал поэт, «Было две страны у нас»: одна, которой надобно гордиться, другая, за деяния некоторых власть придержащих и устыдиться. Но не для того, чтобы возненавидеть ее, а для того, чтобы никогда не повторять ошибок прошлого. Повторим вслед за писателем В. Личутиным: «Я не пытаюсь навести сусальной позолоты на все минувшее, да и далек от мысли видеть в пережитом одну лишь прелесть, но верно, что утрата исторической объективности и уважения, взгляд на прошлое лишь через нынешнее субъективное чувство, неминуемо влекут за собою нигилизм, скепсис, пошлость и неуважение к отечеству».
Великий русский поэт А.С. Пушкин говорил: «Клянусь честью, ни за что на
свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А еще поэт говорил: «Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости».
Не уподобимся же дикарям! Поднимем свой уровень знаний об истории Роди-
ны своей по имени Россия до высокого!
Будем помнить: «Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить
по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее. Историческая память – великая сила, нравственная, культурная. Нынешнее поколение россиян должно воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками» (В. Личутин). И пусть нам в деле овладения исторической памятью поможет целевая системная историческая игра «В Зеркале истории России». Особенность игры заключается в том, что она обращена к каждому из нас, а значит, и готовиться к ней мы будем сообща: каждый по желанию запишется в ту или иную подготовительную творческую группу и будет выполнять то задания, которое выбрал сам.
Содержание игры можно построить
по следующим направлениям:
1. «Исторический календарь» (капитаны команд берут со стола «экзаменационные» билеты в виде календарных листочков, на которых напечатаны даты того исторического периода, который изучали дети по программе курса истории, или за рамки которого они выходят. Должны сказать, какое историческое событие произошло в том или ином году).

2. «Найдите правильный ответ»
(конверты с вопроса ми по истории и готовыми ответами правильными и неправильными изготавливаются на количество команд, участвующих в игре).
3. Конкурс «Что? Где? Когда?».

Задание командам: по описанным историческим событиям и картинам, которые про-
ектируются на экран, угадать, что это за события и коротко рассказать о них.
4. «Этот день в истории России».
Необходимо уметь рассказать о том или ином памятном дне в историческом прошлом России.

5. Открываем галерею исторических портретов «Отечества достойные сыны и дочери», или «История в лицах».

Команды заранее выбирают ту или иную историческую личность, изучают ее жизнь и
деяния. А на игре доказывают, почему портрет именно этого человека они предлагают поместить в галерее.
6. Исторические баталии.

Задание командам: подготовить для команды соперников вопросы по тому или иному
историческому периоду, рассматриваемому на исторической игре.

7. Исторический кроссворд.

Каждая команда для команды соперников составляет свой кроссворд.
Организаторы игры могут составить свой и дать командам одинаковый кроссворд.
Учитывается скорость и правильность ответов.
Добавьте свои идеи.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ ЮНЫХ ЗНАТОКОВ ИСТОРИИ РОССИИ.
Подготовила Ерицева Любовь Ивановна – учитель нач. кл. ГБОУ ООШ с. Заплавного Борского района Самарской области.

Цель игры: проверить знания учащихся начальной школы по истории России.
Сценарий исторической игры:
1 ведущий: Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на сегодняшней большой игре юных знатоков истории нашей Родины России. В игре принимают участие две команды: _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _______
Оценивать успехи команд будет наше уважаемое жюри в составе: _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _______
Итак, мы начинаем состязания юных знатоков истории России!
2 ведущий:
История не терпит суесловья,
В ней только факты, даты, имена.
За ними чья-то непростая доля,
Великие свершенья и дела.
1 ведущий:
В потоке времени, в сплетении дорог
Бывало всё: и взлёты и паденья,
И слава подвига, и тяжкий плен тревог,
Война и мир, победы, пораженья
2 ведущий:
И вот миновали те годы,
Столетия вслед протекли.
Народы сменили народы,
Лицо изменилось Земли.
1 ведущий:
Но нити времён не порвались,
Мы дети всё той же Земли.
Нам предки страну завещали
Беречь, защищать и любить.
1 ведущий:
Поля, равнины, города, селенья
Поведают историю кипевших здесь страстей…
2 ведущий: Первый тур нашей игры предлагает вам совершить путешествие по историческим местам нашей Родины.
1 тур — “По историческим местам”
  1. Какой древнерусский город называли “матерью городов русских”(Киев)
  2. Какой древнерусский город называли “Господином Великим..” (Новгород)
  3. Почему селение, на месте которого появилась Москва, называли Кучково? (оно принадлежало боярину Степану Кучке)
  4. Монахом какого монастыря был древний летописец Нестор? (Киево-Печерского)
  5. Именно этот город на берегу Белого моря стал первым морским портом России (Архангельск)
(Жюри подводит итоги первого тура)
1 ведущий: Итак, дорогие участники, боевое крещение вы прошли, но вся борьба еще впереди. Состязание продолжается.
2 ведущий: Вам предстоит по стихотворному отрывку узнать событие или историческую личность.
2
тур — “История в стихотворных строчках”

1. О каком неудачном для русских сражении говорится в этом поэтическом отрывке:

О, кто в то мгновение ведал –
Жгла очи метельная мгла,
Что дальней предтечей победы
Контузия эта была. (Сражение под Нарвой в Северной войне).
  1. Где происходило сражение, о котором говорит поэт:
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь. (Ледовое побоище).
  1. О ком говорится в этих строчках:
Куда ты ведешь нас?.. Не видно ни зги! –
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, видно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти! (Иван Сусанин)
  1. О каком событии говорится:
Черной тучей конница Мамая
Затянула весь простор степной,
Но её удары принимая,
Выстроились русичи стеной. (Битва на Куликовом поле)
  1. О каком событии говорится:
С вождём покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала.
Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный
Прокрался тайною тропой,
Татар толпою окруженный. (Смерть Ермака)
  1. О каком событии говорится:
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу. (Строительство Петербурга)
  1. О ком эта эпиграмма А. С. Пушкина:
Он мало царствовал, но много начудесил:
Сто двадцать пять в Сибирь сослал
И пятерых – повесил! (Николай Первый)
(Жюри подводит итоги второго тура)
1 ведущий:
Судьба России, боль её и слава
В сердцах великих отклик свой нашли.
Они поведали потомкам правду
О временах, что в прошлое ушли!
3 тур — “Голоса из прошлого”

2 ведущий: Девиз нашего третьего конкурса “Имеющий уши да услышит, имеющий разум да поймет!”. Вы должны определить, кому принадлежат слова:
  1. “Дотоле моей ноги в Москве не будет, покуда бояре там всем заправляют. А что до народа московского, то зла на него моего царского нету”. (Ивану Грозному).
  2. “Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская Земля!” (Александру Невскому).
  3. “Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”. (Наполеону).
  4. “Вселенная не имеет края, но безмерна и бесконечна”. (Джордано Бруно).
  5. “Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением”. (Александру Суворову).
  6. “Государство – это я!” (Людовику XIV)
  7. “Весело слушать, когда подданные открыто говорят государю правду. Вот чему надо учиться у господ англичан”. (Петру Первому).
  8. “Врагов тьма тьмущая, многая множество бесчисленно, воскликнул князь, — но лучше честная смерть, чем позорная жизнь!” (Дмитрию Донскому).
(Жюри подводит итоги третьего тура)
1 ведущий: А теперь мы предлагаем вам немного отдохнуть от трудов умственных. Пусть сейчас поработают ваши руки.
2 ведущий: “Что нам стоит дом построить! Нарисуем – будем жить” — таков девиз нашего следующего “строительного конкурса”.
1 ведущий: Последуем обычаям наших предков, которые строили свои жилища сообща.
4 тур — “Под крышей дома наших предков…”

Каждый игрок команды с завязанными глазами должен нарисовать определенную часть дома (ведущий показывает изображение в готовом виде отдельные части, которые должен отобразить каждый из игроков)
(Жюри подводит итоги четвертого тура)
5 тур — “Русская кухня 13-го века”

1 ведущий: Мы переходим к следующему игровому туру — “Русская кухня 13-го века”. Ваша задача исключить из предложенных продуктов те, которых не могло быть в рационе жителей России того времени.
2 ведущий раздает разносы с продуктами.
5 тур — “Русская кухня 13-го века”
Предлагается следующий набор продуктов:
  • напитки: чай, квас, кофе;
  • крупа: гречневая, пшенная, рисовая;
  • овощи: помидоры, огурцы, картофель, лук, редька, свекла;
  • фрукты: апельсин, яблоко, киви, банан, виноград.
(Жюри подводит итог пятого тура)
6 тур — “Живописная мозаика”

1 ведущий: Наш следующий конкурс называется “Живописная мозаика”.
2 ведущий: Вам предлагается репродукция известной картины, но в разрезанном виде. Вы должны её сложить, определить её название и автора. Дополнительный балл получит команда, сложившая картинку раньше… Значит, максимальный балл в этом конкурсе — 3 балла.
Предлагаются пакеты с разрезанными репродукциями картин, изучаемыми в курсе истории России (“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Тройка”, “Девочка с персиками”, “Иван Грозный и сын его Иван”)
( Жюри подводит итоги шестого тура)
1 ведущий:
Театр уж полон, ложи блещут.
Партер и кресла – всё кипит.
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
2 ведущий: Вы уже поняли, что наш следующий конкурс будет связан с театром. Но театр наш необычный. Это – театр одного актера, да к тому же ещё немого. Игрок – актер должен без слов, только мимикой и жестами раскрыть смысл известной пословицы или поговорки. А команда должна угадать.
7 тур – “История в бронзе и камне”

1 ведущий: А сейчас вам предстоит проверить свои знания в области изобразительного искусства.
2 ведущий: Это заключительный тур нашей большой игры. Он называется “История в бронзе и камне”
Игрокам предлагаются изображения различных памятников. Общий балл за информацию о памятнике 6 баллов: 1балл – за ответ, кому или какому событию посвящен; 3 балла – если указан автор; 2 балла – если указано местонахождение памятника.
(Жюри подводит итоги 8 тура)
Подведение итогов викторины и награждение победителей.
Литература
  1. Трофимов А.Я. Новости из прошлого. Сборник очерков. Смядынь, 2002 г.
  2. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М.: Современник, 1995 г.
  3. История России в лицах: Биографический словарь / под.ред.проф.В.В. Каргалова.- М.: Русское слово, 1997 г.
  4. Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников.- Тула, 1995 г.
  5. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVIIIвв. М., 1995 г.
  6. Российская школьная хрестоматия: в трех сериях. Интербук, 1995 г.
  7. Роберт Рождественский. Семь поэм.М.: Молодая гвардия,1982 г.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ИГРА «В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ РОССИИ»

Тема: «Древняя Русь»
для учащихся 3-4 классов

Составила Д. Н. Долгих — учитель истории ГБОУ ООШ
с. Заплавное Борского района Самарской области.
«Два чувства близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».
(А.С.Пушкин)

Цель: обобщить и закрепить в игровой форме знаний учащихся по разделу «Древняя Русь».
Задачи:
  • Образовательная:
    • создание условий для углубления и систематизации знаний учащихся по истории древней Руси, расширение кругозора.
  • Воспитательная:
    • способствовать развитию интереса к истории своих предков;
    • продолжить формирование чувства коллективизма и сотрудничества при работе в группах.
  • Развивающая:
    • создание условий для развития интеллектуальных умений и навыков;
    • формирование у детей умения осмысливать исторические факты, грамотно и логически их излагать;
    • развитие творческого мышления.
Оборудование: мультимедиа установка, раздаточный материал, экран.
Ход игры:

(Звучит музыка из оперы М. Глинки “Иван Сусанин”)
Ведущий: Каждый человек, любящий Родину, должен знать её историю. Сегодня на игре мы откроем книгу Истории государства Российского на страничке «Древняя Русь ». На сцену приглашаются 2 команды.
Напоминаем правила нашей игры:
Правила игры: за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Если команда не может ответить на вопрос, ответить может команда соперников. Оценивать игру будет жюри (представление жюри).
Определяем лидеров команд: _________________________________________________ _
Разминка:
Вопросы первой команде:
  1. Бог грома и молнии у древних славян. (Перун)
  2. Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий)
  3. Год принятия христианства на Руси. (988 год)
  4. Имя первого князя на Руси. (Рюрик)
  5. Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины)
Вопросы второй команде:
  1. Имена первых святых на Руси. (Борис и Глеб)
  2. Бог солнца в древней Руси. (Ярило)
  3. Основатель Киева. (Кий)
  4. Назовите дату образования Древнерусского государства. (882 год)
  5. Торжественное обещание, обязательство в древней Руси. (Обет)


I. Конкурс «Вопрос-ответ»
(ведущий поочерёдно каждой команде задаёт вопрос участники отвечают. В случае если команда не знает ответ, сопернику можно заработать лишний балл)
1. Вопрос: Потомкивосточных славян — русские, укра­инцы и белорусы. Где расселялись восточно-славянские племена?
Предполагаемый ответ:
по берегам реки Днепр, но постепенно расселялись, занимая всё новые и новые земли. Начиная с VI (6) века восточные славяне осваивали огромную террито­рию между тремя морями — Чёрным, Белым и Балтийским и селились по берегам рек — Волги, Оки, Западной Двины, Десны и др.

2.Вопрос:В то далёкое время наши предки жили большими племенами, которые могли объединять до ста мелких племён. Почему славяне стали объединяться?
Предполагаемый ответ:
Большим племенем легче было жить и трудиться, защи­щать свои земли от врагов. Но племена не могли жить в мире между собой. В летописи об этом говорится так: «И воевати почаша сами на ся».

3. Вопрос:Постепенно возникали небольшие независи­мые, самостоятельныекняжества (союзыплемён).Образование княжеств историки относят к VIII-IXвекам. Как называлось общее название всех кня­жеств?
Предполагаемый ответ:
Древняя Русь

4. Вопрос:Откуда пошло название «Русь»?
Предполагаемый ответ:
Многие считают, что название «Русь» связано с внешним видом сла­вян — большинство из них были светловоло­сые и светлоглазые. Их называли «русы» или «русины». Есть и другое мнение учёных: будто название «Русь» произошло от названия реки Рось, притока Днепра, где жили древние славя­не — земледельцы. науке точно не известно
5. Вопрос: Как выглядело жильё древних славян?
Предполагаемый ответ:
Жильем служили землянки, выкопанные в земле.
В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.
Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой — ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь — она обогревала дом, на ней же готовили еду.
Печь топилась по-черному это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помеще-нии, но от этого все стены были в копоти и саже.
В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами — это постели.
Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совме-стное хозяйство. Жилище древних славян. (слайд № )
6. Вопрос: Расскажите об особенность одежды славян.
Предполагаемый ответ:
Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшен-ной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вро-де сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украше-ния из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на по-койника во время похорон.
7.Вопрос: Почему именно Киев в те далёкие времена стал центром Руси?
Предполагаемый ответ:
Киев — богатый город, в котором было более четырёхсот церквей исоборов, восьми рынков, большое количество улиц, а въезд в город украшали прекрасные Золотые ворота. Всё это было возможно потому, что воины киевского князя собирали с завоёванных земель дань: серебро, золото, мёд, мех,пенькуи др. Кроме этого Киев был центром большой торгов­ли, он торговал с разными странами. На рын­ках Киева можно было купить даже восточные сладости и фрукты, перец и орехи.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Историческая игра - приложение.doc Скачать
урок дебаты.doc Скачать

УРОК-ДЕБАТЫ


Автор урока: Зайцева Татьяна Николаевна

Должность: учитель истории и обществознания

Место работы: ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с.Борское


Урок истории с использованием технологии «Дебаты».11 класс


Тема:

«От октября 1917 года… Развитие Борского района в 50 – 80-е гг.»


Цели урока:

1. Систематизация знаний по теме «От октября 1917 года… Развитие Борского района в 50 – 80-е гг.».

2. Создание условий для интеллектуальной исследовательской деятельности учащихся.


3. Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому страны.


Задачи:

1. Развивать умения работать с историческими источниками, дополнительной литературой в поисках аргументов для обоснованного суждения, формулирования позиций.

2. Подвести учащихся к пониманию сложности изучения исторических событий в советский период в силу неоднозначности точек зрения.

3. Формировать навыки самостоятельного мышления, критического восприятия основных

событий данного периода.

4. Развивать сотрудничество и партнерство в процессе целенаправленной деятельности.



План урока:


I. Раунд.

1. У1 формулирует тему, актуальность, представляет аргументы и доказательства.

2. О1 формулирует тезисы отрицания.


II. Раунд

У2, О2 - опровержение аргументов оппонентов, восстановление и развитие собственной линии, приведение новых доказательств.


III. Раунд.

У3-О3- сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам и объяснение того, почему приводимые командой аргументы более убедительны.

Между выступлениями - раунды вопросов в следующем порядке:

О3 У1

У3 О1

О1 У2

У1 О2


IV. Подведение итогов.


Оборудование: компьютерная презентация «Развитие Борского района в 50 – 80-е годы».


Предварительная подготовка: исследование архивных материалов Борского районного музея, материалы СМИ и районного отдела статистики, выявление мнения специалистов в области сельского хозяйства о проблемах в аграрной сфере и перспективах развития района.


Ход урока:


  1. Вступительное слово учителя.


- Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о развитии Борского района в 50 – 80-е годы. Историки, политики, экономисты неоднозначно комментируют советский период в истории нашей страны.

Цель урока – на примере нашего края дать оценку событиям, происходившим в 50 -80-е годы. Я предлагаю вам в процессе дебатов защитить или опровергнуть следующий тезис: «Советский период в истории Борского района – время стабильности и роста». В дебатах участвуют две команды: команда утверждения (У) и команда отрицания (О). Роль ведущего беру на себя я, следит за соблюдением регламента (Ф.И. ученика). В роли экспертов у нас гости, которые заполняют лист оценки участника дебатов. В конце дебатов ребята могут задать вопросы и высказать свою точку зрения по проблеме.



  1. Представление команды утверждения (У)


У1: Мы утверждаем, что «Советский период в истории Борского района – время стабильности и роста».


Мы рассмотрим три аспекта:


а) Первый аспект - экономический.


Аргумент. Реформы 50-х начала 60-х годов в стране были направлены на постепенный выход колхозов из-под государственного диктата и создания условий для их развития как самостоятельных хозяйств.


Доказательство: Значительно повысились государственные закупочные цены на мясо, молоко, масло, зерно. Увеличены посевные площади. У нас в районе колхозники стали получать не менее 3 кг. зерна на трудодень. Расширялись приусадебные участки. Снизили сельхозналог, списали недоимки с колхозов, увеличились капиталовложения в деревню. Выросла средняя урожайность зерновых с гектара.

За достигнутые успехи в 1958 г. Борский район был утвержден участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Его наградили Дипломом II степени.


б) Второй аспект - социальный.


Аргумент. Повысился жизненный уровень населения.


Доказательство: Колхозники приобретали промышленные товары, одежду, велосипеды, мотоциклы, с 1958 года – телевизоры. У сельчан появилась возможность заняться жилищным строительством.

В 1966 году произошел переход на денежную оплату труда. Труд многих работников был отмечен правительственными наградами.

Развивалось бесплатное медицинское обслуживание населения. В 1970 году построена новая поликлиника.


в) Третий аспект - культурный.


Аргумент. Большое внимание уделялось культурному развитию жителей района.


Доказательство: Сложились три единых типа общеобразовательной школы: начальная, неполная средняя, средняя. К 1967 году в районе функционировали 3 средние школы, 21 восьмилетняя, 29 начальных и одна вечерняя для работающей молодежи.


В 1977 г. была создана единая библиотечная система, которая объединяла районную библиотеку, центральную детскую и 30 филиалов, расположенных в селах.


В 1960 г. создан районный музей краеведения. В 1980 г. музей стал республиканского значения.


Из всего сказанного следует, что советский период в истории Борского района – время стабильности и роста.



  1. Раунд вопросов.


(О3 задает У1)

О3: Считаете ли вы, что расширение посевных площадей и списание долгов с колхозов – это эффективные меры, которые приведут к устойчивому положительному результату в сельском хозяйстве?



IV. Представление команды отрицания (О).


О1: Мы утверждаем, что советский период в истории Борского района – время нестабильности.


1. Опровержение аргументов оппонентов.

Мы считаем, что, несмотря на увеличение посевных площадей, внесение на поля удобрений, урожайность оставалась низкой. Также, несмотря на достижение высоких показателей отдельными людьми, основная масса колхозников не стремилась перевыполнять дневную норму.

Мы готовы подтвердить свою точку зрения.


2. Представление собственных доказательств.


а) Первый аспект - экономический.


Аргумент. Реформы 50 – 60-х годов носили кратковременный эффект.


Доказательство: Планы хлебопоставок и социалистические обязательства по увеличению урожайности зерновых и овощей не выполнялись. Увеличилась задолженность колхозов государству. Началось укрупнение колхозов. При объединении, считавшихся якобы нерентабельными мелких хозяйств в крупные, районное руководство не учитывало мнение колхозников. Объединение в таких случаях положительных экономических результатов не приносило.


б) Второй аспект: социальный.


Аргумент: Материальная заинтересованность в результате конечного труда была нарушена.


Доказательство: Среди колхозников процветала «растащиловка» колхозного достояния. Не способствовала укреплению трудовой дисциплины частая смена колхозного руководства.

Стало сокращаться личное надворное хозяйство.


в) Третий аспект – культурный.


Аргумент. В культурной сфере наблюдались явные противоречия.


Доказательство: Несмотря на эффективные меры, о которых было сказано, продолжалось насаждение антирелигиозной пропаганды. В 50 – 60-е годы продолжали разрушать церкви. Так в с.Заплавное была разрушена церковь, построенная в 1909 году. Осуществлялся постоянный контроль со стороны руководства за населением: составлялись списки людей, которые совершали обряды крещения, венчания, погребения. Были случаи увольнения с работы.

В сфере образования Райисполком и РОНО требовали от учителей 100% успеваемости для сохранения контингента. Действовал принцип: «нет плохих учеников, есть плохие учителя».

Все эти факты говорят о нестабильности в нашем районе.



  1. Раунд вопросов.


(У3 задает О1)

У3: Можно ли добиться высоких результатов (II место на Всесоюзной выставке) с низкой дисциплиной труда колхозников?


VI. Опровержение аргументов оппонентов и восстановление собственных доказательств.


1. Опровержение аргументов (У2)


У2: Да, наблюдалось падение урожайности, но наш район находится в зоне рискованного земледелия, поэтому засушливые 1971, 1972, 1977, 1981 годы не позволили запасти достаточного количества кормов, что сказалось на производстве мяса, молока.

Несмотря на имеющиеся трудности, район добивался хороших результатов. Пример этому колхоз-миллионер им. Калинина. Его доход составлял 1 млн.758 тыс. рублей в год. Здесь имелось большое количество сельскохозяйственной техники: 42 трактора разных марок, 16 грузовых автомобилей, 2 автобуса, 2 легковых автомобиля, 5 спец. машин, 26 зерноуборочных комбайнов. Колхоз имел свою маслобойку, свою пасеку, колхозный сад и огород. Все это давало большую прибыль. Был построен животноводческий комплекс для разведения крупного рогатого скота на 4000 голов. А самое главное, начали строить жилье для молодежи. Культурная жизнь села переживала подъем.

Во второй половине 80-х гг. происходит разукрупнение колхозов.


2. Восстановление собственных доказательств. Новые аргументы.


У2: С 1983 года началось повышение закупочных цен на все виды сельскохозяйственной продукции. Повысилась рентабельность колхозов.

Для повышения заинтересованности в работе в начале 80-х гг. стала развиваться новая форма организации труда – коллективный подряд. Повышается заинтересованность колхозников в своем труде. Оплата производилась с учетом, так называемого коэффициента трудового участия. Развивается местная промышленность (хлебозавод, пищекомбинат, молочный завод), которая осуществляет переработку продукции сельского хозяйства.

Мебельная фабрика выпускала столы, диваны, мягкую мебель. В 1976 г. получила знак качества.

Развивалось автобусное обслуживание. В 70-е годы сетью пассажирских маршрутов были охвачены почти все села.


Все это говорит о росте и стабильности нашего района.



  1. Раунд вопросов.


(О1 задает У2)

Чем вы можете объяснить одновременное существование колхоза-миллионера и ряда колхозов, которые приходилось объединять в целях повышения рентабельности? Почему такая «пропасть» между ними?



  1. Опровержение аргументов оппонентов и восстановление собственных доказательств.


  1. Опровержение аргументов (О2)

О2: Политика правительства в 50 – 90-е гг. в аграрной сфере принесла значительное облегчение колхозникам, однако меры, проводимые государством, с одной стороны, стимулировали материальную заинтересованность колхозников в расширении производства, а с другой стороны, проводились мероприятия, которые давали противоположный эффект.


2. Восстановление собственных доказательств. Новые аргументы.


Происходит отрицание травопольной системы земледелия, отказ от подъема паров. Минеральные удобрения, химические средства защиты растений не давали должной отдачи. Объемы заготовок пшеницы не обеспечивали потребности мукомольной и хлебопекарной промышленности.

Обязательные поставки по заниженным ценам сохранялись. Цены на продукцию предприятий с/х машиностроения росли гораздо быстрее, чем на продукцию сельского хозяйства и это разоряло колхозы.

Противоречивая ситуация складывалась и с применением прогрессивных форм организации труда. С одной стороны назрела проблема по внедрению новых форм, а с другой все эти инициативы наталкивались на жесткое административное руководство «сверху». Во многих хозяйствах в образованных подрядных коллективах продолжала существовать оплата труда за фактическое выполнение объема работы без учета конечного результата.

К 1990 г. создается дефицит потребительских товаров. Существенно сократился ввод в эксплуатацию жилья. Не на должном уровне была трудовая дисциплина. Люди уходили в город.

Все эти факты указывают на нестабильную ситуацию в районе.



VIII. Раунд вопросов.


(У1 задает О2)

По данным исследования естественного движения населения до 1990 года наблюдается естественный прирост, а начиная с 1990 года, смертность превышает рождаемость. Могут ли эти показатели говорить о стабильности развития района до начала 90-х?


IX. Сравнительный анализ позиций сторон.


1. Заключительное слово утверждающей стороны (У3)


2. Заключительное слово отрицающей стороны (О3)


X. Подведение итогов.


1. Слово третьей (независимой) стороне


-Мы закончили дебаты. Какая сторона, по вашему мнению, была более убедительна.


2. Рефлексия.


- Чью позицию заняли бы вы, живущие в XXI веке? Почему?


XI. Заключительное слово учителя.


- Завершая урок, не хотелось бы делать однозначные выводы, тем более проводить дальнейшее сравнение развития аграрной сферы в советский и постсоветский периоды.

Конечно, суть колхозной системы понять сложно. С одной стороны, ясно, что эта система подневольная, нацелена не на производство, а прежде всего на выжимание продукта крестьянского труда. Но с другой стороны, были в колхозной системе явления, которые заставляют воздержаться от полного и безоговорочного осуждения. Несмотря ни на что было много сделано и все это богатство создавали люди, влюбленные в свою землю, делая жизнь лучше. А сегодня надо сделать так, чтобы жизнь на селе стала комфортной и привлекательной, и чтобы государство не смотрело на сельское хозяйство как на «черную дыру».

Неважно, какая форма ведения хозяйства приживется, важно чтобы люди видели результаты своей деятельности и пользовались ими, а не чувствовали себя батраками, работая в фермерских хозяйствах или в колхозах.



XII. Задание на дом

Написать сочинение-эссе на тему: «Реформы в 60-70-е гг.: попытка перехода к новой модели хозяйственного развития».




Список литературы:


  1. Абалкин Л. И. Аграрная трагедия России // Вопросы экономики. – 2009. - №9. – с. 10-14

  2. Алексеев В.К истории земли Борской: краеведческие материалы.–Самара: Кредо, 2002.

  3. Данилов В.П. Судьбы сельского хозяйства в России//Новый мир истории России.–М., 2001.–с.115-120

  4. Цицорин В. Алексеевская драма. // Борские известия. – 2002. 25 мая



Приложение к уроку

Приложение №1.

Лист оценки участника дебатов


Ф. И.

спикера

Оценка аргументации

Оценка перекрестных вопросов

Оценка логичности и связности речи

команды

































7


+Уроки.rar Скачать
Обсуждение материала
Марина Токарева
10.04.2012 11:25
Урок-дебаты: очень грамотно с методической точки зрения. Понравилось. Спасибо.
Сергей Колодин
13.04.2012 20:47
Достоинство разработки снижает несоответствие оформления критериям Положения Конкурса. Отсутствует пояснительная записка.

Было бы более уместно загрузить работу в библиотеку Портала и обсудить в секции учителей общественных дисциплин.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос