В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Историческая игра

Л. И. Ерицева Л. И. Ерицева
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
Рейтинг: 12  голосов:2    просмотров: 3620    комментариев: 1
Краткое описание
Материал подготовлен специально для Всероссийского конкурса "Виват, Россия!".

Описание

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ СИСТЕМНАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА
«В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ РОССИИ»

«Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков»

А. С. Пушкин

«История – не политика, опрокинутая в прошлое; а прошлое, погруженное в кон
текст современности. Родная старина. Современникам никак не помешает знать, сколько было смут, реформ и контрреформ в истории страны, как и в результате каких усилий она выбиралась из кризисов, чтобы свободно вздохнуть и продолжить свой многовековой путь.
История подобна помутневшему зеркалу, которое всегда сначала отражает того,
кто в него смотрится, и только затем – прошлое. Банальные размышления о бесполезности этого созерцания нынче вдруг сменились особым интересом всего общества к родной старине. У нынешнего молодого поколения россиян вполне устойчивый интерес к истории, связанный с явным стремлением посмотреть в историческое зеркало, увидеть себя, разглядеть черты предков и предшественников, обнаружить сходство и различия прошлого и настоящего» (Е. А. Князев)
Согласимся с Е. А. Князевым. Согласимся и тоже попытаемся заглянуть в «Истори-
ческое зеркало», чтобы лучше узнать и понять себя и своих предков. При этом будем объективны и правдивы по отношению к историческому прошлому своей страны. Посмотрим на это прошлое с помощью разных концепций его толкования. Посмотрим с уважением. Да, как сказал поэт, «Было две страны у нас»: одна, которой надобно гордиться, другая, за деяния некоторых власть придержащих и устыдиться. Но не для того, чтобы возненавидеть ее, а для того, чтобы никогда не повторять ошибок прошлого. Повторим вслед за писателем В. Личутиным: «Я не пытаюсь навести сусальной позолоты на все минувшее, да и далек от мысли видеть в пережитом одну лишь прелесть, но верно, что утрата исторической объективности и уважения, взгляд на прошлое лишь через нынешнее субъективное чувство, неминуемо влекут за собою нигилизм, скепсис, пошлость и неуважение к отечеству».
Великий русский поэт А.С. Пушкин говорил: «Клянусь честью, ни за что на
свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков». А еще поэт говорил: «Уважение к минувшему – вот черта отличающая образованность от дикости».
Не уподобимся же дикарям! Поднимем свой уровень знаний об истории Роди-
ны своей по имени Россия до высокого!
Будем помнить: «Без знания прошлого своей страны нельзя ни понять, ни оценить
по достоинству наш сегодняшний день, представить себе будущее. Историческая память – великая сила, нравственная, культурная. Нынешнее поколение россиян должно воспринять и продолжить замечательную традицию уважения к нашей истории, к нашему прошлому, хранить благодарную память о тех, кто доблестно защищал и спасал нашу Родину от порабощения иноземными захватчиками» (В. Личутин). И пусть нам в деле овладения исторической памятью поможет целевая системная историческая игра «В Зеркале истории России». Особенность игры заключается в том, что она обращена к каждому из нас, а значит, и готовиться к ней мы будем сообща: каждый по желанию запишется в ту или иную подготовительную творческую группу и будет выполнять то задания, которое выбрал сам.
Содержание игры можно построить
по следующим направлениям:
1. «Исторический календарь» (капитаны команд берут со стола «экзаменационные» билеты в виде календарных листочков, на которых напечатаны даты того исторического периода, который изучали дети по программе курса истории, или за рамки которого они выходят. Должны сказать, какое историческое событие произошло в том или ином году).

2. «Найдите правильный ответ»
(конверты с вопроса ми по истории и готовыми ответами правильными и неправильными изготавливаются на количество команд, участвующих в игре).
3. Конкурс «Что? Где? Когда?».

Задание командам: по описанным историческим событиям и картинам, которые про-
ектируются на экран, угадать, что это за события и коротко рассказать о них.
4. «Этот день в истории России».
Необходимо уметь рассказать о том или ином памятном дне в историческом прошлом России.

5. Открываем галерею исторических портретов «Отечества достойные сыны и дочери», или «История в лицах».

Команды заранее выбирают ту или иную историческую личность, изучают ее жизнь и
деяния. А на игре доказывают, почему портрет именно этого человека они предлагают поместить в галерее.
6. Исторические баталии.

Задание командам: подготовить для команды соперников вопросы по тому или иному
историческому периоду, рассматриваемому на исторической игре.

7. Исторический кроссворд.

Каждая команда для команды соперников составляет свой кроссворд.
Организаторы игры могут составить свой и дать командам одинаковый кроссворд.
Учитывается скорость и правильность ответов.
Добавьте свои идеи.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИГРА ДЛЯ ЮНЫХ ЗНАТОКОВ ИСТОРИИ РОССИИ.
Подготовила Ерицева Любовь Ивановна – учитель нач. кл. ГБОУ ООШ с. Заплавного Борского района Самарской области.

Цель игры: проверить знания учащихся начальной школы по истории России.
Сценарий исторической игры:
1 ведущий: Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на сегодняшней большой игре юных знатоков истории нашей Родины России. В игре принимают участие две команды: _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _______
Оценивать успехи команд будет наше уважаемое жюри в составе: _________________________________________________ _________________________________________________ _________________________________________________ _______
Итак, мы начинаем состязания юных знатоков истории России!
2 ведущий:
История не терпит суесловья,
В ней только факты, даты, имена.
За ними чья-то непростая доля,
Великие свершенья и дела.
1 ведущий:
В потоке времени, в сплетении дорог
Бывало всё: и взлёты и паденья,
И слава подвига, и тяжкий плен тревог,
Война и мир, победы, пораженья
2 ведущий:
И вот миновали те годы,
Столетия вслед протекли.
Народы сменили народы,
Лицо изменилось Земли.
1 ведущий:
Но нити времён не порвались,
Мы дети всё той же Земли.
Нам предки страну завещали
Беречь, защищать и любить.
1 ведущий:
Поля, равнины, города, селенья
Поведают историю кипевших здесь страстей…
2 ведущий: Первый тур нашей игры предлагает вам совершить путешествие по историческим местам нашей Родины.
1 тур — “По историческим местам”
  1. Какой древнерусский город называли “матерью городов русских”(Киев)
  2. Какой древнерусский город называли “Господином Великим..” (Новгород)
  3. Почему селение, на месте которого появилась Москва, называли Кучково? (оно принадлежало боярину Степану Кучке)
  4. Монахом какого монастыря был древний летописец Нестор? (Киево-Печерского)
  5. Именно этот город на берегу Белого моря стал первым морским портом России (Архангельск)
(Жюри подводит итоги первого тура)
1 ведущий: Итак, дорогие участники, боевое крещение вы прошли, но вся борьба еще впереди. Состязание продолжается.
2 ведущий: Вам предстоит по стихотворному отрывку узнать событие или историческую личность.
2
тур — “История в стихотворных строчках”

1. О каком неудачном для русских сражении говорится в этом поэтическом отрывке:

О, кто в то мгновение ведал –
Жгла очи метельная мгла,
Что дальней предтечей победы
Контузия эта была. (Сражение под Нарвой в Северной войне).
  1. Где происходило сражение, о котором говорит поэт:
По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь. (Ледовое побоище).
  1. О ком говорится в этих строчках:
Куда ты ведешь нас?.. Не видно ни зги! –
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, видно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти! (Иван Сусанин)
  1. О каком событии говорится:
Черной тучей конница Мамая
Затянула весь простор степной,
Но её удары принимая,
Выстроились русичи стеной. (Битва на Куликовом поле)
  1. О каком событии говорится:
С вождём покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала.
Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный
Прокрался тайною тропой,
Татар толпою окруженный. (Смерть Ермака)
  1. О каком событии говорится:
И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу. (Строительство Петербурга)
  1. О ком эта эпиграмма А. С. Пушкина:
Он мало царствовал, но много начудесил:
Сто двадцать пять в Сибирь сослал
И пятерых – повесил! (Николай Первый)
(Жюри подводит итоги второго тура)
1 ведущий:
Судьба России, боль её и слава
В сердцах великих отклик свой нашли.
Они поведали потомкам правду
О временах, что в прошлое ушли!
3 тур — “Голоса из прошлого”

2 ведущий: Девиз нашего третьего конкурса “Имеющий уши да услышит, имеющий разум да поймет!”. Вы должны определить, кому принадлежат слова:
  1. “Дотоле моей ноги в Москве не будет, покуда бояре там всем заправляют. А что до народа московского, то зла на него моего царского нету”. (Ивану Грозному).
  2. “Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская Земля!” (Александру Невскому).
  3. “Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”. (Наполеону).
  4. “Вселенная не имеет края, но безмерна и бесконечна”. (Джордано Бруно).
  5. “Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением”. (Александру Суворову).
  6. “Государство – это я!” (Людовику XIV)
  7. “Весело слушать, когда подданные открыто говорят государю правду. Вот чему надо учиться у господ англичан”. (Петру Первому).
  8. “Врагов тьма тьмущая, многая множество бесчисленно, воскликнул князь, — но лучше честная смерть, чем позорная жизнь!” (Дмитрию Донскому).
(Жюри подводит итоги третьего тура)
1 ведущий: А теперь мы предлагаем вам немного отдохнуть от трудов умственных. Пусть сейчас поработают ваши руки.
2 ведущий: “Что нам стоит дом построить! Нарисуем – будем жить” — таков девиз нашего следующего “строительного конкурса” .
1 ведущий: Последуем обычаям наших предков, которые строили свои жилища сообща.
4 тур — “Под крышей дома наших предков…”

Каждый игрок команды с завязанными глазами должен нарисовать определенную часть дома (ведущий показывает изображение в готовом виде отдельные части, которые должен отобразить каждый из игроков)
(Жюри подводит итоги четвертого тура)
5 тур — “Русская кухня 13-го века”

1 ведущий: Мы переходим к следующему игровому туру — “Русская кухня 13-го века”. Ваша задача исключить из предложенных продуктов те, которых не могло быть в рационе жителей России того времени.
2 ведущий раздает разносы с продуктами.
5 тур — “Русская кухня 13-го века”
Предлагается следующий набор продуктов:
  • напитки: чай, квас, кофе;
  • крупа: гречневая, пшенная, рисовая;
  • овощи: помидоры, огурцы, картофель, лук, редька, свекла;
  • фрукты: апельсин, яблоко, киви, банан, виноград.
(Жюри подводит итог пятого тура)
6 тур — “Живописная мозаика”

1 ведущий: Наш следующий конкурс называется “Живописная мозаика”.
2 ведущий: Вам предлагается репродукция известной картины, но в разрезанном виде. Вы должны её сложить, определить её название и автора. Дополнительный балл получит команда, сложившая картинку раньше… Значит, максимальный балл в этом конкурсе — 3 балла.
Предлагаются пакеты с разрезанными репродукциями картин, изучаемыми в курсе истории России (“Запорожцы пишут письмо турецкому султану”, “Тройка”, “Девочка с персиками”, “Иван Грозный и сын его Иван”)
( Жюри подводит итоги шестого тура)
1 ведущий:
Театр уж полон, ложи блещут.
Партер и кресла – всё кипит.
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
2 ведущий: Вы уже поняли, что наш следующий конкурс будет связан с театром. Но театр наш необычный. Это – театр одного актера, да к тому же ещё немого. Игрок – актер должен без слов, только мимикой и жестами раскрыть смысл известной пословицы или поговорки. А команда должна угадать.
7 тур – “История в бронзе и камне”

1 ведущий: А сейчас вам предстоит проверить свои знания в области изобразительного искусства.
2 ведущий: Это заключительный тур нашей большой игры. Он называется “История в бронзе и камне”
Игрокам предлагаются изображения различных памятников. Общий балл за информацию о памятнике 6 баллов: 1балл – за ответ, кому или какому событию посвящен; 3 балла – если указан автор; 2 балла – если указано местонахождение памятника.
(Жюри подводит итоги 8 тура)
Подведение итогов викторины и награждение победителей.
Литература
  1. Трофимов А.Я. Новости из прошлого. Сборник очерков. Смядынь, 2002 г.
  2. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. М.: Современник, 1995 г.
  3. История России в лицах: Биографический словарь / под.ред.проф.В.В. Каргалова.- М.: Русское слово, 1997 г.
  4. Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников.- Тула, 1995 г.
  5. Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI-XVIIIвв. М., 1995 г.
  6. Российская школьная хрестоматия: в трех сериях. Интербук, 1995 г.
  7. Роберт Рождественский. Семь поэм.М.: Молодая гвардия,1982 г.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ИГРА «В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ РОССИИ»

Тема: «Древняя Русь»
для учащихся 3-4 классов

Составила Д. Н. Долгих — учитель истории ГБОУ ООШ
с. Заплавное Борского района Самарской области.
«Два чувства близки нам –
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам».
(А.С.Пушкин)

Цель: обобщить и закрепить в игровой форме знаний учащихся по разделу «Древняя Русь».
Задачи:
  • Образовательная:
    • создание условий для углубления и систематизации знаний учащихся по истории древней Руси, расширение кругозора.
  • Воспитательная:
    • способствовать развитию интереса к истории своих предков;
    • продолжить формирование чувства коллективизма и сотрудничества при работе в группах.
  • Развивающая:
    • создание условий для развития интеллектуальных умений и навыков;
    • формирование у детей умения осмысливать исторические факты, грамотно и логически их излагать;
    • развитие творческого мышления.
Оборудование: мультимедиа установка, раздаточный материал, экран.
Ход игры:

(Звучит музыка из оперы М. Глинки “Иван Сусанин”)
Ведущий: Каждый человек, любящий Родину, должен знать её историю. Сегодня на игре мы откроем книгу Истории государства Российского на страничке «Древняя Русь ». На сцену приглашаются 2 команды.
Напоминаем правила нашей игры:
Правила игры: за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Если команда не может ответить на вопрос, ответить может команда соперников. Оценивать игру будет жюри (представление жюри).
Определяем лидеров команд: _________________________________________________ _
Разминка:
Вопросы первой команде:
  1. Бог грома и молнии у древних славян. (Перун)
  2. Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий)
  3. Год принятия христианства на Руси. (988 год)
  4. Имя первого князя на Руси. (Рюрик)
  5. Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины)
Вопросы второй команде:
  1. Имена первых святых на Руси. (Борис и Глеб)
  2. Бог солнца в древней Руси. (Ярило)
  3. Основатель Киева. (Кий)
  4. Назовите дату образования Древнерусского государства. (882 год)
  5. Торжественное обещание, обязательство в древней Руси. (Обет)


I. Конкурс «Вопрос-ответ»
(ведущий поочерёдно каждой команде задаёт вопрос участники отвечают. В случае если команда не знает ответ, сопернику можно заработать лишний балл)
1. Вопрос: Потомкивосточных славян — русские, укра­инцы и белорусы. Где расселялись восточно-славянские племена?
Предполагаемый ответ:
по берегам реки Днепр, но постепенно расселялись, занимая всё новые и новые земли. Начиная с VI (6) века восточные славяне осваивали огромную террито­рию между тремя морями — Чёрным, Белым и Балтийским и селились по берегам рек — Волги, Оки, Западной Двины, Десны и др.

2.Вопрос:В то далёкое время наши предки жили большими племенами, которые могли объединять до ста мелких племён. Почему славяне стали объединяться?
Предполагаемый ответ:
Большим племенем легче было жить и трудиться, защи­щать свои земли от врагов. Но племена не могли жить в мире между собой. В летописи об этом говорится так: «И воевати почаша сами на ся».

3. Вопрос:Постепенно возникали небольшие независи­мые, самостоятельныекняжества (союзыплемён).Образование княжеств историки относят к VIII-IXвекам. Как называлось общее название всех кня­жеств?
Предполагаемый ответ:
Древняя Русь

4. Вопрос:Откуда пошло название «Русь»?
Предполагаемый ответ:
Многие считают, что название «Русь» связано с внешним видом сла­вян — большинство из них были светловоло­сые и светлоглазые. Их называли «русы» или «русины». Есть и другое мнение учёных: будто название «Русь» произошло от названия реки Рось, притока Днепра, где жили древние славя­не — земледельцы. науке точно не известно
5. Вопрос: Как выглядело жильё древних славян?
Предполагаемый ответ:
Жильем служили землянки, выкопанные в земле.
В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.
Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой — ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь — она обогревала дом, на ней же готовили еду.
Печь топилась по-черному это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помеще-нии, но от этого все стены были в копоти и саже.
В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами — это постели.
Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совме-стное хозяйство. Жилище древних славян. (слайд № )
6. Вопрос: Расскажите об особенность одежды славян.
Предполагаемый ответ:
Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшен-ной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вро-де сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украше-ния из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на по-койника во время похорон.
7.Вопрос: Почему именно Киев в те далёкие времена стал центром Руси?
Предполагаемый ответ:
Киев — богатый город, в котором было более четырёхсот церквей исоборов, восьми рынков, большое количество улиц, а въезд в город украшали прекрасные Золотые ворота. Всё это было возможно потому, что воины киевского князя собирали с завоёванных земель дань: серебро, золото, мёд, мех,пенькуи др. Кроме этого Киев был центром большой торгов­ли, он торговал с разными странами. На рын­ках Киева можно было купить даже восточные сладости и фрукты, перец и орехи.
Пожаловаться 09 апреля 2012
Файлы
Истор игра - 1 прил к реком.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
+Истор игра 1.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    13 апреля 201220:35
    Сергей Колодин

    Оформление разработки не соответствует Положению Конкурса. В папке с презентацией находится работа другого автора, что противоречит условиям Конкурса.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru