В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

У древа национального самосознания

Файл прикреплен к материалу: У древа национального самосознания
Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Презентация проекта

«У Древа национального самосознания русского народа»



Ученица: Здравствуйте, гости дорогие!

Ученик: Здравствуйте, маленькие и большие!

Голос за сценой: “О светло светлая и прекрасно изукрашенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками несточимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, диковинными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными большими городами, славными селянами, монастырскими садами, храмами Божьими и грозными князьями, честными боярами и многими вельможами. Всем ты преисполнена земля Русская, о, правоверная вера христианская…”

Учитель: Так поэтично говорит о Руси автор “Слова о погибели Русской земли”, живший в далеком XIII веке. Много грозных событий произошло в последующие века; много и славных страниц в истории нашей Родины.

Ученица: Где славная история, полная скорби и страданий, радости побед и величия?

Ученик: Где её люди, простые и бесхитростные, добрые и мудрые, храбрые и честные?

Ученица: Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Сергей Радонежский и Иоанн Кронштадтский, Суворов и Кутузов, Георгий Жуков? Где вы, русские богатыри?

Учитель: Вот и выросло наше дерево, которое поможет нам ответить на многие вопросы пытливых сердец: откуда пошло наше государство, чем сильна русская нация, как входило православие на Русь, велико ли наше культурное наследие, чем притягивает нас малая родина. Почему дерево? С древних времён дерево символизирует жизнь. А самым сильным деревом на Руси считается дуб. Это не случайно. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие события. Приглашаем всех к нашему необыкновенному дереву – древу национального самосознания.

Направление «Становление государственности»

Учитель: Расскажу вам одну интересную и поучительную историю. Её я услышала, когда заинтересовалась значением слова «Русь». На севере, за лесами, за болотами, встречаются деревни, где старые люди говорят по-старинному. Почти так же, как тысячу лет назад.

Одна жительница деревни как-то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:

- Цветок-то погибал. Я его вынесла на русь, - он и зацвёл!

- На русь? – ахнула я.

- На русь, на русь. На самую что ни наесть русь.

Осторожно спрашиваю:

- А что такое – русь?

- Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай, так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая.

Каково было моё удивление! Русь – светлое место! Русь - страна света. Светоносная Русь.

Откуда есть и пошла Светоносная Русь? С чего всё начиналось? Много славных имён, много славных дел было, которые и позволили земли восточные Русью называть. Но об одном событии поговорим подробнее.

Ученица: Оглянись на предков наших,

на героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Что бы люди знать могли…


Ученик: В монастырской келье узкой,

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озарённый тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.



Учитель: Это произошло в далёкие – далёкие времена, когда на Руси жили добрые молодцы, красные девушки, добрые их матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели холсты ткать, узорами вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книг читать и письма писать. И явились на Руси два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они в городе Солуни. Дома братья говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом языке. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы. И вот азбука была готова. Затем братья Кирилл и Мефодий перевели с греческого языка важные книги. Первыми словами, переведёнными на язык славян, были: « В начале было Слово».

Ученица: Совсем недавно в нашей стране стали отмечать праздник славянской письменности. В мае 1991 года праздник был объявлен государственным, всероссийским.


Ученик: По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.


Ученица: Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Учитель: Поэтому имена эти великих людей должны занять достойное место на Древе национального самосознания. (прикрепляется значок на ствол)

Направление «Нравственные ценности»

Голос за сценой: Тысячелетиями творился соразмерный порядок, старый лад традиционной жизни. Традиционные устои, быт, будни, праздники, отношение к труду, земле, семье делают нас и наш дом живым. Распахнём ворота народной памяти, русской старины и войдём…


Ученица: Что Родина моя?
– Народ России,
Сумевший милосердье сохранить,
Душевность, доброту, в лишеньях силу,
И это всё во внуках воплотить.

Учитель: Мы русские – хранители драгоценного сосуда русской цивилизации. Он наполнен такими понятиями как давайте сохраним его, не дадим ему разбиться.

Доброта, Трудолюбие, Честность, Смирение, Светлая вера, Оптимизм, Свободолюбие, Терпение, Стойкость, Отзывчивость, Гостеприимство, Самопожертвование, Патриотизм

Одно из главных достояний русского человека – Любовь. Любовь сильнее всего, святее всего, несказаннее всего.

Ученик: Любовь к матери, любовь к детям, Родине…Ради любви русский человек преодолевает испытания, готов отдать свою жизнь.

Ученица: В Великой России есть праздник красивый,
Название дали ему «День влюбленных»:
8 июля по новому стилю -
Любви настоящей сей день посвященный!


Ученик: Прекрасную повесть Петра и Февроньи
Хотим рассказать вам, послушайте люди!!!
Есть в вечной любви - бесконечная сила!
Пусть в ваших сердцах ей всегда место будет!

Ученица: Легенды древние дошли

   до нас, как звёзд угасших свет;

   они не сгинули вдали

   под многослойной толщей лет.

    Они сияют нам во мгле,

   и нам слышны их голоса...

   Когда-то в Муромской земле

    шумели гиблые леса.

 

Учитель: Перенесемся в далекий ХIII век. Есть в Русской земле город, называемый Муром. Жил в городе князь Пётр. Приключилась с ним беда


Ученица: Здоровое тело покрылось коростой,

   и князю Петру стало трудно ходить.

  Начали поиски, только непросто

   Найти - кто б князя помог исцелить.



  Учитель: На теле Петра были многочисленные язвочки, которые кровоточили. Никто не мог помочь Петру . И знаете такая девушка нашлась.

Ученик: Лекарем и знахаркою по травам

   Дочь простого бортника была.

   Славилась она чудесным нравом

   И жила на краешке села.

Февронья исцелила Петра, а князь предложил ей стать его женой.

Учитель: Жили они долго и счастливо, в любви и согласии, и умерли в один день и час.    

С тех пор преподобные Пётр и Феврония стали символом верной любви.

   

 Ученика: Всю жизнь земную праведники жили,

   Храня своей любви бесценный клад.

    Они следят, чтоб и у нас царили

    В семье любовь, согласие и лад.

  

  Ученик: Они - семейных ценностей хранители;

   и когда в семье царит гармония,

   Радуйтесь, Святые Покровители,

   Честный Пётр и мудрая Феврония!


Учитель: Издавна на Руси символом дня любви и верности стала ромашка –

Как вы думаете – почему?


Ученик: Ромашка – цветок Руси. Цветок русских полей и лугов.   В народе она считалась одним из священных растений

Ученица: А кроме этого, ромашка самым прямым образом относится к любви: на ромашке гадали – «любит - не любит»

Учитель: Ромашка — простой, но в то же время удивительно красивый цветок символ тепла, уюта, чистоты и невинности. Давайте, у подножья нашего дерева, посадим это удивительное растение Пусть любовь согревает сердца каждого человека Любите. Воспитывайте любовь в детях! Дорожите любовью! Берегите любовь! И тогда Россия, мир станет светлее, добрее, надёжнее

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть любви сильнее
На этой сказочной земле!


Направление «Основы православия»

Голос за сценой:

Поселенья и курганы

Оставляя в стороне,

Чуть качались истуканы,

По речной катясь волне.

А в столице первой русской,

Рано-рано поутру

Шел народ широким спуском

На крещение к Днепру.

Шел народ к мосткам дощатым,

Забывая страх и грусть,

И пролег тогда Крещатик

Через всю Святую Русь.


Учитель: Духовное пробуждение Руси началось в 8 веке. Некий варяг Бравлин первым принял крещение.В 862 году Аскольд и Дир – варяги-язычники приняли христианство. Это была первая попытка крещения Руси.

В 945 году правит Русью княгиня Ольга. Вторая попытка сделать Русь христианской. В 974 году на престоле - князь Владимир. 988 г. – год всеобщего крещения Руси.

Первым к лику святых причислены князья Борис и Глеб. Первыми просветителями славян – братья Кирилл и Мефодий.

Вера распространялась и утверждалась по Руси. По велению Божьему были избраны священные лица, установлены праздники: Троица, Рождество, Пасха. Самым важным, светлым в христианстве является праздник Пасхи.

Ученица: И светит солнышко с небес

Лучом весеннего привета.

Шумит вдали зеленый лес,

И гимн звучит: «Христос воскрес!»

Пасхальная игра.



Направление «Культура»

Голос за сценой: Достаточно ли жить в своей стране, чтобы считать себя ее частью? Что делает нас гражданами своей страны?

Давайте обратимся за ответом к нашему мудрому дереву. Любовь к языку, память о прошлом, русский дух и, конечно же, знание традиций, обрядов, фольклора – всё это вмещает дерево национального самосознания.


Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть, да в окна глядеть! Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться!


Хозяйка: Рады видеть вас у себя в гостях, в нашей горнице. Здесь для вас, для гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю по- старинному посиделками называется.

Стук в дверь


Хозяин: Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам да радости!

(Заходит первая семья.)


Хозяйка: Здравствуйте, проходите, будьте как дома!


Гость: Не беспокойся, хозяюшка, мы дома не лежим и в гостях не стоим.

(Хозяйка усаживает гостей на лавку, входит вторая семья.)


Хозяин: У нас для каждого найдется и местечко, и словечко.


Гость: Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

(Хозяин усаживает вторую семью, входит третья семья.)


Хозяйка: Редкий гость никогда не в тягость.


Гость: Дома сидеть, ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.


Хозяин: Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела.


Хозяйка: Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус. Кому - сказку, кому - правду, кому - песенку.


Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?


Гость: Гостям-то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?


Хозяйка: В тесноте, да не в обиде! Сядем рядком, да поговорим ладком о жизни семейной.


Хозяин:

Мужики здесь - мастера,
Ловко правят все дела.
Да и женщины под стать,
Им не станут уступать.


Хозяйка: Давайте познакомимся, пусть каждая семья представится.


Хозяйка:

Небылицы в лицах
Сидят в теремах - в светлицах,
Щелкают орешки
Да творят насмешки,
Ни короткие, ни длинные,
А такие, что в самый раз,
Как от меня до вас.


(Дети исполняют небылицы)


Небылицы.
Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха, -
Говорят собаки.
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Сидит ежик на березе -
Новая рубашечка,
На головке сапожок,
На ноге фуражечка.
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.

(Из-за печи выходит Домовой.)


Домовой:

Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.

А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.


(Дети отгадывают загадки)


(Загадки


Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).

Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).

Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка).


Хозяин: А вы, ребятушки, что ж призадумались? Призадумались, закручинились. Вижу, вижу, что вам поиграть захотелось. Для вас у меня есть игра-забава. Эх, лапти, да лапти, да лапти мои. И удобны, и красивы, и на пляску быстры. А сумеете ли вы, ребятушки, в лапти быстро обуться, да поплясать со мной?


(Игра- забава “Обуй лапти”.)


Хозяйка: Дальше бой скороговорок разрешите нам начать

Кто-то пусть скороговорит,

остальных прошу молчать.


Гость: Ну что ж, говори свою скороговорку. Нам ее повторить, что комара словить.


Хозяйка: Слушайте, запоминайте, да складно быстро повторяйте.

( Дети по очереди говорят скороговорки)


(Скороговорки.


У осы не усы, не усищи, а усики.

Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.

Щетина у чушки, чешуя у щучки. )


Хозяин:

И для этих гостей (показывает в зал), званых да почетных, я приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд? Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.


(Зрители участвуют в конкурсе скороговорок)


Хозяин: Ай да молодцы! Славно, славно у вас получается!


Хозяин: Играми да плясками сыт не будешь. Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.


Гость: Посидели, повеселились, пора и честь знать.


Гость: Спасибо, хозяин с хозяюшкой.


Хозяин: И вам спасибо, гости дорогие! Скатертью дорожка!



Направление « Памятные места Борского края»

Голос за сценой:

Разложена физическая карта,

Как много обольстительных имён:

Аддис - Абеба, Генуя, Джакарта,

Коломбо, Ла – Карунья, Лиссабон.

Манили нас изысканные дали:

Оттава, Сан – Антонио, Далянь…

А рядом с нами жили и звучали

Заплавное, Гвардейцы, Мойка, Колтубань…


Бузулукский бор

Бузулукский бор – уникальный лесной массив, расположенный среди заволжский и оренбургских степей. Это смешанный лес, возникший по мнению учёных в 4 тысячелетии до н.э. Волк, рысь, лисица, барсук, лоси, цапли, орлан-белохвост и это далеко неполный список животных и птиц, которые нашли пристанище на территории национального парка. 55 видов млекопитающихся, около 180 видов птиц, 24 вида рыб. Бузулукский бор обогащает кислородом воздух, закрепляет пески, защищает от приходящих с Казахстана бурь и суховеев


Храм Казанской иконы Божьей Матери в с. Заплавное

Это храм, поражающий своим великолепием как внешним, так и внутренним. Восстановлена в 1910 году. Чудесные иконостасы, великолепные Царские врата, обилие икон. Из всех священников, когда-либо служивших в Заплавнинском храме, Самой яркой личностью был проториерей Стефан Акашев.


Источник в с. Клара Цеткин

В нашей области несколько десятков благодатных источников и родников, почитаемых в народе. Большинство освещены, но есть и безымянные. К таким относится Мойский источник. Он находится в бывшем монастырском саду Мойского святотроицкого мужского монастыря. К этому роднику приходят за укреплением душевных сил и исцелением от болезней. Учащиеся Заплавнинской школы шефствуют над источником: чистят родник, обустраивают.


Мемориальная доска на здании БСШ № 1

Мало мест в России могу похвастаться тем, что на их землю ступала нога великого сына России – А.С. Пушкина. Борчанам повезло. В далёком 1833 году проездом А.С. Пушкин побывал в Борской крепости, беседовал с её жителями, о чём ещё живы легенды, которые хранит борская земля. В память о том факте на территории бывшей Борской крепости, а ныне Борская средняя школа №1 помещена памятная доска.


Мемориальная доска на доме Героя России Павла Немцова

Она была открыта в десятилетнюю годовщину трагической гибели Героя России Павла Немцова, с честью выполнившего свой гражданский и воинский долг в Чечне.


С Гвардейцы- родина лётчика-космонавта Н.А. Губарева В Борском районе есть своё звёздное место – это село Гвардейцы, где провёл своё детство лётчик-космонавт Герой Советского Союза Н. А. Губарев.


С. Языково «На земле Аленького цветочка»

В 2011 году литературная общественность будет отмечать 220 лет со дня рождения Сергея Тимофеевича Аксакова, покорившего читателей всего мира популярной сказкой «Аленький цветочек». С.Т. Аксаков бывал в с. Языково, где его внучка Ольга Аксакова прожила всю жизнь, и именно ей знаменитый дедушка посвятил удивительной красоты сказку, которая в первоначальном варианте называлась «Оленькин цветочек». Внучка С.Т. Аксакова похоронена в с. Языково.



Голос за сценой: Дерево национального самосознания - начало начал, ствол его символизирует дорогу, ветви – тропинки. Куда они ведут? У каждого - своя тропинка. И как бы не был долог путь, вы всегда будете помнить о том, что в самом начале этой дороги стоит родное село, родная страна. И какая бы дорога вас не увела, пусть это будет дорога добра.



9



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос