В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Календарь жизни замечательных людей. Иоасаф Белгородский

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №3 имени Н.Н. Федутенко»







Календарь жизни замечательных людей.

Иоасаф Белгородский.

Внеклассное мероприятие.














Бялыницкая Светлана Сергеевна

МОУ «Ракитянская средняя

общеобразовательная школа №3

им. Н.Н. Федутенко»

учитель начальных классов

Федутенко Наталья Анатольевна

МОУ «Ракитянская средняя

общеобразовательная школа №3

им. Н.Н. Федутенко»

учитель начальных классов





Поселок Ракитное, 2012 г.

Задачи:

  • познакомить учащихся с личностью святого Иоасафа Белгородского;

  • показать значение деятельности Иоасафа Белгородского в истории России;

  • вызвать интерес учащихся к знакомству с литературой, рассказывающей о деятельности русских подвижников;

  • способствовать стремлению и потребности совершать добрые поступки и дела.

Оборудование: образ святого, презентация, фотографии.

Ход мероприятия.

I. Вступительное слово учителя.

« Однажды заспорили между собой три человека, сидя на завалинке. А разговор у них был о том, какое наследство нужно оставлять своим детям.

Один говорит: «Я своим детям оставлю много денег. Имея столько денег, они смогут хорошо жить, покупать все, что им нужно для жизни, по миру ездить, хорошо одеваться».

Другой говорит: « Эка невидаль, что такое деньги? Они сегодня есть, а завтра закончатся, и что твои дети будут делать? Сидеть, сложа руки и ждать, когда вновь появятся деньги?

Нет, я своим детям в наследство дам хорошие профессии, они сами смогут заработать себе денег, столько, сколько захотят».

А третий ответил: «А я хочу своим детям дать в наследство один только наказ, который они никогда забыть не смогут и будут следовать ему всю свою жизнь. « Живите так, чтобы память о вас передавалась от отца к сыну, от матери к дочери. Пусть ваши дети и внуки живут так, чтобы последующие потомки вспоминали о вас с любовью и уважением».

- Чей родительский наказ самый важный и весомый? Почему?

(ответы детей)

- Вы часто слышите слова: «О человеке судят по его делам». Каким должен быть хороший человек, чтобы о его делах судили хорошо, с почтением?

(ответы детей)

- Назовите людей, известных вам и миру, чьи дела и поступки можно назвать святыми делами?

- Среди них был человек, живший среди простых людей, который впоследствии был причислен к лику святых русской православной церкви. Это Иоасаф Белгородский, о котором и пойдет сегодня речь.

Слайд 1

Кто он, почему причислен к лику святых?

Слайд 2

Давайте пролистаем календарь памятных дат Иоасафа Белгородского.


II. Основная часть

Страница 1 «Детство и юность».(Слайд 3)



Ученик:

Погожим днем начинающейся осени 1705года в благочестивом дворянском семействе Горленко появился на свет первенец. Радостно пели колокола всех церквей города Прилуки, сливались их голоса с отдаленным зво­ном Свято-Троицкого Густынского монастыря, - был вели­кий праздник Рождества Богородицы.

По древнему обычаю давать новорожденному имя свя­того, память которого празднуется вскоре за днем его ро­ждения, - младенца назвали Иоакимом, в честь отца Пресвятой Девы.

Учитель:

Издавна род Горленко известен был в Малороссии (так называлась тогда Украина) и славен был преданной службой отечеству. С малых лет Иоаким готовился стать служителем церкви: ста­рался не доедать за обедом, чтобы привыкало тело к постни­честву, бежал от детских забав и шума и подолгу молился.

Ученик:

Родители надеялись, что их первенец станет наследником их состояния, будет, как его дед и отец, полковником Прилукского казачьего полка.

На восьмом году жизни Иоаким был отправлен учиться в Киев в академию. Здесь в свое время получили образование отец и дядя Иоакима.

В академии царили монастырские порядки, воспитанники носили подрясники, все преподаватели были образованными людьми, известными богословами. Недалеко от академии - Киево-Печерский монастырь. Каждый свободный час устремлялся туда Иоаким.

Все чаще и чаще начал Иоаким задумываться о монастыре, одиннадцатилетним отроком он уже «возлюбил монашество». Но пока это была его тайна.

Ученик: Однажды отец Иоакима, сидя на крыльце своего дома, размышлял, как устроить своему сыну будущее, обеспечить ему должность прилуцкого полковника. Вечерело. Вдруг Андрей Дмитриевич увидел на краю неба Божию Матерь, а перед Нею своего сына, молящегося на коленях. Божия Матерь, глядя на отрока, сказала: «Довлеет Мне молитва твоя». В эту минуту с неба спустился ангел и покрыл Иоакима архиерейской мантией.

Андрей Дмитриевич, мечтавший видеть своего сына офицером, с тревогой воскликнул: «А нам, родителям, что оставляешь?». Но светозарное видение погасло. Небо закрылось над этим проблеском судьбы Иоакима.

Слайд 4

Ученик: На 11 году жизни Иоаким возлюбил монашество и, ко времени окончания академии, в нем утвердилось намерение стать монахом.


Страница 2 «Ученый монах»(Слайд 5)

Учитель:

Когда Иоакиму исполнилось шестнадцать лет, в нем окончательно укрепилось решение стать монахом. Два года носил он в своем сердце эту мысль. Однажды, приехав из Киева на побывку домой, он попросил благословения у родителей на принятие монашества. Тяжек был этот разговор. Отец не желал и слышать о намерениях сына. Иоаким не стал спорить, но мысль свою не оставил.

Вернувшись в Киев, он вскоре удалился в Межигорский монастырь. Чтобы не тревожить родителей, скрыл от них, что живет в Межигорье, а в Киеве оставил преданного слугу, который пересылал ему письма родителей и отправлял им письма молодого «панича».

Ученик:

В Межигорском монастыре Иоаким провел испытательный год, полагающийся перед пострижением. Вел он строгую монашескую жизнь, ел только сырые овощи. В девятнадцать лет в пещерном храме Межигорского монастыря Иоаким был пострижен в рясофор с именем Иллариона.

Слайд 6

Доверенный слуга отправился в Прилуки и объявил родителям, что сын их, инок Илларион, просит их благословения и прощения за ослушание.

Это известие родители приняли как волю Божию, простили сына и благословили на новую жизнь.

Ученик:

Инок Илларион снова поступил в академию, где продолжил изучение богословских наук. В 1727 году, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, будущий Святитель был пострижен в мантию и назван Иоасафом.

Он стал преподавателем в Киевской Духовной академии. К Пасхе, 9 апреля 1737 года, иеромонах Иоасаф написал поэму


«Брань семи добродетелей с семью грехами смертными».


Человек – пришелец в мир временный и странный,

Проходил и вдаль и вширь все земные страны.

И на жизненных путях лютых и суровых

Вдруг напал отряд врагов, вмиг убить готовых…


Что ж, - решил спокойно, - добродетели возьму в помощь

И достойно под защитой крепкой их мужественно встану…

Против смертных семь грехов начал он сражаться.

С ними бой тот был суров и пришлось им сдаться.


Стих сей о борьбе страстей создан не напрасно:

Происходит и в тебе этот бой всечасно.

Добродетелей к себе в помощь призывая,

Бейся в яростной борьбе, стой, не унывая!


Если Гордость нападёт, погаси горенье,

Знай, тебя победа ждёт, лишь призви Смиренье.


Если Зависть, вдруг напав, помыслы смущает,

Милостыня – добрый нрав, бурю укрощает.


Лишь в одежде Чистоты будет путь удобным.

С нею – ангелам святым станешь ты подобным.


Если Ненависть разит к ближнему и к Богу

Ей оружьем пригрози, взяв Любовь в подмогу.

Всем сильна, всегда права, тьму преград стирает.

Злость пред нею, как трава, в пламени сгорает.


Коль Обжорство вдруг тебя сильно одолело –

Пост спасительный любя, бейся с плотью смело.


Если Гнев огонь в крови люто разжигает,

Сразу Кротость призови: все превозмогает.

Знай всегда, что мерзкий грех душу загрязняет,

Добродетель моет всех, ярко убеляет.


Поученье завершив, радостью пылаю

И тебе от всей души вечных благ желаю!


-Ребята, обратите внимание на изображения голубя и ворона (Приложения 1,2). Какая птица, по вашему мнению, может представить добродетели, а какая – грехи? ( Голубь – добродетели, ворон - грехи)

- Обсудите это в своих группах и распределить карточки (Приложение 3) с добродетелями и грехами возле каждой птицы.

Учитель: Около двух лет странствовал Иоасаф по просторам Украины, собирая пожертвования на академию. Жизнь простого люда, нужда и заботы его открывались молодому иноку. Он не только познавал быт, он старался проникнуть в глубины народной души.

Ученик:

Императрица Елизавета Петровна, отличавшаяся глубокой набожностью и истинно русским сердцем, всегда благоволила Святителю.

С неутомимой энергией принялся игумен Иоасаф восстанавливать монастырь, куда его назначили настоятелем.

Слайд 7

Братия монастыря полюбили своего игумена, пастыря доброго и справедливого.

Ученик:

Где же находил силы для такого самоотверженного слу­жения этот человек, страдающий многими болезнями? Ко­нечно, в молитвах ко Господу и его Пречистой Матери, в помощи тех святых угодников, в обителях которых он слу­жил.

Слайд 8


Страница 3 «Епископ Белгородский» (Слайд 9)

Учитель:

Будущий Святитель простился с полюбившейся ему братией Лавры и вскоре уже отслужил в соборе Белгоро­да свою первую литургию как архиерей.

Новая его епархия была очень большая. Это была окраина, здесь заканчи­валась Великая и начиналась Малая Русь. Сюда, на окраи­ну России, в XVII веке устремлялись недовольные и обез­доленные, от польского гнета находили себе убежище и малороссы. В этом краю мирно жили русские и украинцы - единый великий народ.

Ученик: Еще далеко не старый, но уже изнуренный многими болезнями, архипастырь ежегодно объезжал обширную свою епархию. Ничто - и хорошее, и плохое, - не ускользало от его глаз. Видел он, как малочисленно в епархии ду­ховенство, как невежественен и суеверен народ, в какой нужде и тяготах живут люди...

Много храмов высилось на вверенной ему земле, но как бедны, неустроенны были они!

Ученик:

Увидев безотрадную картину, епископ сразу же присту­пил к действию. Его указы и распоряжения звучали четко и требовательно. Он распорядился, чтобы во всех храмах, вместо деревянных, приобрели серебряные или оловян­ные сосуды, дарохранительницы и дароносицы. Нередко бывало, что епископ сам заказывал их в большом количе­стве и рассылал по приходам.

Учитель:

Строгий к самому себе, владыка строго наказывал не­радивых пастырей. Однако Белгородский епископ был справедлив. Он всегда требовал, чтобы каждое дело вни­мательно рассматривалось; кого можно было научить, ис­править, он наставлял, вызывал к себе на учебу.

Святитель отличался строгостью не только ко всем, но прежде всего к себе. Он часто помогал бедным людям продуктами, одеждой, дровами, а накануне праздников в простой одежде послушника делал это сам.

Слайд 10

Ученик:

Перед строгостью Святителя трепетала вся епархия. А он имел нежное сердце, которое раскрывал в письмах к матери. Душа его устремлялась навстречу чу­жому страданию, горю, нужде.


Страница 4 «Болезнь и смерть» (Слайд 11)

Учитель:

Самоотверженный, непрерывный труд святителя Иоасафа на Белгородской кафедре не могли не надломить здоровье пастыря.

Несмотря на слабое здоровье, святитель часто объезжал епархию, служил, основывал и освящал новые храмы, строго следил за порядком и благоговейным отношениям к святыням.

Ученик:

Однажды он во сне увидел икону Пресвятой Богородицы, от которой исходил неземной свет. И во время одного из объездов епархии, в городе Изюм, в притворе храма увидел стоящую на полу среди угля и пыли икону. Иоасаф почувствовал исходящую от нее благодать и понял, что это – та самая икона, которую он видел во сне. Так была обретена чудотворная Песчанская икона Пресвятой Богородицы.

Слайд 12

Учитель:

Предвидя близкую кончину, святитель посетил родные места, повидался со своими престарелыми родителями в Прилуках. Прихожане провожали его до подножия горы, под ко­торой раскинулся город. Владыка остановил карету за ре­кой, на круче. Отсюда хорошо был виден Белгород, опу­шенный свежей зеленью, приветно блиставший крестами церквей. В последний раз владыка осенил прощальным благословением город, ставший ему родным.

И вот он в Прилуках, вот и река Удай, вот и сад, сбега­ющий на пологий берег...

Все семейство ожидало его на крыльце. Показался эки­паж Святителя. Андрей Дмитриевич был смущен при мысли, что он должен преклониться перед сыном. Когда епископ вышел из экипажа, отец нарочно выронил трость, кинулся поднимать ее и волей-неволей поклонился в ноги сыну. Но Святитель понял, в чем дело, и в то же мгновение был у ног отца.

Слайд 13

Пробыв достаточное время в гостях у родителей, святитель отправился в Белгород. Однако в Грайвороне владыка сильно заболел и уже не мог продолжать свой путь. 10 (23) декабря 1754 года, прожив 49 лет, скончался святитель Иоасаф.

Ученик:

Святитель, отправляясь из Белгорода в свое последнее путешествие и зная, что живым не вернется, завещал похоронить себя в Белгороде. Он указал точное место своего вечного успокоения, приказав сделать в Троицком соборе склеп. В час его смерти игумен Хотмыжского монастыря Иса­йя видел во сне, что Святитель, указывая ему в окно на яр­кое восходящее солнце, сказал: «Как солнце сие ясно, так и светло предстал я в час сей Престолу Божию».

Родные боялись, что страшная весть убьет отца. Но Андрей Дмитриевич встретил их словами: «Знаю, что вы пришли с известием о смерти сына моего Иоасафа. Но это я узнал прежде вас. 10 декабря вечером был мне голос: «Сын твой Святитель скончался». Старик залился слеза­ми и произнес: «Умер Иоасаф, умерла и моя молитва!»

Тело почившего епископа привезли в Белгород. На том месте, откуда перед своим отъездом он благословил город, народ встречал своего доброго пастыря. Плач заглушал церковное пение...


Страница 5 «Чудотворения Иоасафа Белгородского» (Слайд 14)

Учитель:

Горько оплакивали белгородцы столь раннюю кончину любимого архипастыря, но и тогда уже было дано знамение пастве о милости Божией к почившему.

Ученик:

Проходили месяцы, годы, десятилетия – и тело Иоасафа, и одежды оставались нетленными. Слух об этом распространялся повсюду, ко гробу еще не прославленного Церковью святого стали стекаться недужные. Склеп был открыт для посещения, и множество людей после молитв перед гробницей святителя получало исцеления от болезней.



Ученик:

С годами все более и более крепла народная вера в свя­тость Божиего Угодника. По преданию, император Алек­сандр I посетил гробницу Святителя и долго молился пе­ред ней. Были изданы портреты Белгородского епископа, краткое его житие, среди народа распространялись списки молитв Святителя и Святителю.

Учитель:

Святитель Иоасаф в своих явлениях, чудесах проявляет заботу о нашем благополучии здесь и помогает нам в достижении вечного спасения. Нередко Святитель является людям и наставляет их, напоминает о забытых грехах, предупреждает об опасностях, предостерегает от ошибок.

Ученик : Император Николай II сам дважды при своих посещениях Белгорода поклонялся мощам святителя.

Слайд 15

2 ученика читают стихотворение.

У гробницы святителя Иоасафа

Пещера… Полумрак… Священная Гробница…

Потоки жгучих слез… Слова молитв…

Но верою в него сияющие лица,

Что привлекла к нему деревня и столица,

Из сонма страждущих в чаду житейских битв.

Во всех очах горит одна святая вера,

И вере той нам не найти границ:

Наполнена той верой атмосфера,

И меж молящихся не встретим лицемера,

Пессимистически окаменелых лиц.

Здесь чувствуешь одно дыхание святыни,

И мысль греховная от сердца далеко:

Здесь места нет нам свойственной гордыне,

Мы – словно здесь в раю, мы – праведники ныне,

И так иной душе измученной легко!..

Пусть говорят иные «слуги скверны»,

Что вера на Руси слабеет с каждым днем,

Так говорящие все лицемеры

Иль их суждения о нас обманчивы, неверны:

Святая Русь горит Божественным огнем.

Порукой в том – священная пещера,

Где от тоски страдания устав,

Склоняется толпа… Ее всесильна вера!

И в том порукою небес далеких сфера,

Где молится за Русь святитель Иоасаф!..

А. Геллиссем

Учитель: 17 сентября 1911 года епископ Белгородский Иоасаф (Горленко) был торжественно прославлен в лике святых.



Страница 6 «Обретение мощей Святителя Иоасафа» (Слайд 16)

Учитель:

В 1920 году гробница с мощами святителя была вскрыта безбожниками. Мощи были увезены в Москву, а затем в Санкт-Петербург, где находились в музее. Сотрудники спасли мощи от сожжения, тайно спрятав их под крышей Казанского собора.

Ученик:

В 1991 году мощи были обретены и торжественно доставлены в Белгород. 16 сентября в Преображенский собор при участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, были торжественно перенесены нетленные мощи Святителя. Так святитель Иоасаф, как бы снова освятил своим присутствием Белгород – место его последних подвигов. Десятки тысяч горожан встречали мощи на улицах. Автомобильная процессия остановилась в центре города, и крестный ход уже пешком направился в Преображенский собор

Слайд 17

Учитель:

По молитвам перед мощами святителя Иоасафа многие верующие получают благодатную помощь и исцеление от болезней. Чтимые иконы святителя можно видеть в храмах, монастырях, часовнях и домах по всему миру.

Слайд 18


Страница 7 «Памятник Святителю Иоасафу» (Слайд 19)

Ученик:

Недалеко от несохранившихся Троицкого кафедрального собора и архиерейского дома, где жил и совершал свое пастырское служение святитель Иоасаф, навсегда прославивший землю Белгородскую, перед воссозданной в конце прошлого столетия Марфо-Мариинской женской обителью, 2 июня 2004 года установлен памятник святителю Иоасафу известного белгородского скульптора А.А. Шишкова. Первоначально памятник находился на улице Литвинова перед зданием Белгородской духовной семинарии, а когда перед Покровским храмом был благоустроен сквер, его перенесли ближе к месту, которое исторически связано с именем Святителя.

У подножия памятника круглый год лежат живые цветы.

Слайд 20

Ученик:

Но и в наше время чтут Иоасафа Белгородского. 17 сентября 2011 года в Белгороде прошли торжества в связи со 100-летием церковного прославления святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, молитвенника пред престолом Божиим за землю Русскую. Во время торжеств в Белгороде была освящена храм-часовня, возведенная на месте пещерки святителя Иоасафа.

Слайд 21

19 августа 2011 года, в день престольного праздника Преображения Господня, сотни верующих приняли участие в традиционном крестном ходе с мощами святителя Иоасафа, которые из Преображенского кафедрального собора были перенесены в Николо-Иоасафовский собор, где святыня пребывала до 16 сентября. Отсюда святые мощи были перенесены в восстановленную пещерку.

Слайд 22-24

Ученик читает стихотворение А. Платоновой

Пойте хвалу Иоасафу Спасителю!

Слава заветов Христовых носителю!

Слава учителю мира, любви!

Светом божественным Русь просвещающий,

Силой молитвы своей охраняющий

Душу родимой земли

От искушения, зол и падения,

Он теперь ризой одетый нетления,

Богом венчанный святой,

Шлет нам забвенье земного страдания,

Вводит в нас славы небес созерцание.

Полный любви к нам живой.


IV. Обсуждение.

- Как вы думаете, почему Иоаким с детства стремился к духовной жизни?

- Как Иоасаф стал преподавателем Киевской духовной академией?

- Почему Иоасаф не хотел, чтобы знали о его делах милосердия?

- Как вы думаете, почему Святитель заслужил уважение и почитание всех людей?

- Какими качествами характера был наделен Иоасаф?

- Можем ли мы гордиться тем, что именно на российской земле жил такой человек, святость которого, чистая душа и сердце и поныне освещают нам жизнь?

- Хотелось бы вам рассказать вашим родителям об этом человеке, жизнь которого мы называем святой?


V. Подведение итогов.

Учитель:

Вот и пролистали мы с вами жизненный календарь Иоасафа Белгородского – человека-легенды, святого русской земли, сердце и душа которого были посвящены родной земле и ее людям. Его нет, а дела его живут. Память о них не умирает, а множится. Тысячи людей приходят к месту его захоронения, чтобы сказать о том, что его дела живут и помогают множиться добрым делам тех, кто принял эстафету после него.

Мне, взрослому человеку, узнав о его добрых делах, хочется сделать тоже что-то доброе и хорошее. А вам, ребята?


VI Заключение

Учитель: Пока есть в России такие люди, как святитель Иоасаф, пока помнят люди об их смиренной жизни, пока верят в Бога и спасение свое, нельзя говорить об отмирании веры, о безнадобности религии. Люди всегда верили, что где-то рядом, над ними, есть Всевышний, который наказывает и благословляет, забирает и дарует жизнь, помогает им в трудную минуту пережить, казалось бы, непереносимое горе и радуется с ними их благополучию.

Пока разливается, как музыка, звон колокольный над землей, не умрет Россия, хранимая Богом! Не взять ее никакой силой!

Ученик читает стихотворение

Святителю отче, мы очень гордимся,

Что эта земля нас с тобою сроднила.

Мы строим, мечтаем и к свету стремимся,

И в вере незыблемой черпаем силы.

Святителю отче, храни Белогорье –

Свой край хлебородный, навек православный

От зла и унынья, страданий и горя –

Пусть будет судьба его доброй и славной!

Ж. Бондаренко.



































Литература:

  1. Дереклеева Н.И.. Классные часы по теме «Нравственность». Москва 2007

  2. Святитель Белгородский. История жизни Святителя Иоасафа, пересказанная для детей. Белгород. 2005

  3. Шевченко Л.Л. Православная культура. Учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев. Гимназий. 3(4) год обучения. Книга первая.3-е издание , -М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

  4. http://svyato.info/2009/10/07/zhitie-svjatitelja-ioasafa-episkopa-belgorodskogo.html - Житие Иоасафа

  5. http://kharkov.vbelous.net/history/khorosh/iioasaf.htm

  6. http://www.belkult.ru/info/st_6_2 - Икона Иоасафа Белгородского









Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос