В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла

Савченко Ирина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
просмотров: 12039 комментариев: 1
Краткое описание
Данная разработка урока направлена на:
•    систематизацию и обобщение знаний учащихся о народных художественных промыслах,
•    развитие умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народной росписи Гжельских мастеров, создавая их с учётом и назначением предметов народного быта,
•    закрепление навыков кистевой росписи,
•    воспитания уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России.
Описание
Пояснительная записка
1. Автор: Савченко Ирина Юрьевна.
2. Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шошинская средняя общеобразовательная школа №13, учитель изобразительного искусства и технологии (девочки).
3. «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».
4. Данная разработка урока направлена на:
· систематизацию и обобщение знаний учащихся о народных художественных промыслах,
· развитие умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народной росписи Гжельских мастеров, создавая их с учётом и назначением предметов народного быта,
· закрепление навыков кистевой росписи,
· воспитания уважения к творчеству народных мастеров и интереса к народным художественным промыслам России.
На данном уроке используется видеоряд или презентация с целью наиболее наглядного знакомства учащихся с изделиями Гжельских мастеров. Так же используются материалы об истории возникновения и развития Гжельского промысла, подготовленные самими учащимися, которые они готовили в течение предыдущей недели. Самостоятельный поиск материала по заданной теме способствует расширению кругозора учащихся, формирует у учащихся умение работать с различными источниками информации и отбирать нужное.
5. Перечень материалов:
·
Гжель, таблицы с элементами Гжельской росписи;
·
Презентация «Искусство Гжели»;
·
Презентация «Особенности Гжельской росписи.
(К сожалению отказаться от отправки презентации и видеофайла, в связи с ограниченным размером принимаемых материалов).
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Шошинская средняя общеобразовательная школа №13
«Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла»
Урок изобразительного искусства
Автор:
Савченко Ирина Юрьевна
Место работы:
МКОУ Шошинская СОШ №13,
учитель изобразительного искусства
и технологии (девочки)
5 класс, 2 четверть. Тема четверти «Связь времён в народном искусстве».
Тема урока «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».
Цели:
1. Познакомить учащихся с Гжельской керамикой, разнообразием её посудных форм, особенностью росписи.
2. Развивать навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель), навыки работы кистью, творческую фантазию детей.
3. Обогащать словарный запас детей.
4. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к истории и культуре своей родины.
Оборудование и материалы:
1. Иллюстрации с изображением Гжельской керамики (можно использовать презентацию или видеоклип).
2. Схемы-таблицы с изображением приёмов Гжельской росписи.
3. Толковый словарь русского языка.
4. Гуашь художественная белого и голубого (или акварель) цвета.
5. Кисти круглые: большая (№10-№12), средняя (№6-№8) и маленькая (№2-№4).
6. Баночка с водой, мягкая тряпочка для снятия лишней краски с кисти.
7. Лист белой плотной бумаги, ножницы, клей.
План урока
1. Беседа об истории развития Гжельской керамики, о слиянии промысла с художественной промышленностью (сообщения подготовленные учениками дома).
2. Знакомство с особенностью Гжельской росписи (с использованием иллюстраций и схем- таблиц).
3. Постановка художественной задачи.
4. Практическое выполнение задания.
5. Выставка детских работ.
6. Подведение итогов.
Ход урока
БЕСЕДА
Учитель:
Сегодня мы начинаем разговор о русских промыслах. О том, что создавали народные мастера. Чьи традиции мы бережно храним.
— Как вы думаете, а кого можно называть «мастером»?
— Что такое «промысел»?
— Что такое «традиции»?
Давайте посмотрим, как дано определение этих слов в «Толковом словаре русского языка»:
Мастер – квалифицированный работник, занимающийся каким-либо ремеслом; человек, достигший большого умения, мастерства в своём деле.
Промысел –ремесло или какое – либо другое занятие как источник средств к существованию.

Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т. п.
С древних времён в разных городах и сёлах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколения. Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми богат был край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, источники натуральных природных красителей – часто определяли вид ремесла и колорит декора изделия.
Сейчас мы совершим с вами воображаемое путешествие в Подмосковье, в село Гжель, где познакомимся с известным на всю Россию промыслом – Гжельским фарфором, о котором ещё М. В. Ломоносов сказал: «Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее».
(Рассказ учащихся сопровождается видеорядом или презентацией демонстрирующей изделия Гжельских масетров).
ГЖЕЛЬ
«НАПЕЙСЯ — НЕ ОБЛЕЙСЯ»
У ч е н и к 1. К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместилось бок о бок около трех десятков сел и деревень. Одно из них, бывший волостной центр, и есть Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом «жечь», которое имеет прямое отношение к местному промыслу. Изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Постепенно название этого села распро­странилось на всю округу, где развился самый известный крупный народ­ный керамический промысел.
Впервые Гжель упоминается в письменных источниках в 1339 году в Духовной Грамоте русского князя Ивана Калиты. С тех пор это — одна из прибыльных волостей. На протяжении столетия в роду великих московских князей и царей Гжель переходит по наследству. Именно отсюда распро­странился керамический промысел в Серпуховский, Коломенский и другие уезды Московской губернии.
В XIV-XV вв. возили гжельцы в Москву излишки бытовой, так на­зываемой черной посуды. Это были горшки, кувшины, крынки и другая утварь из серой глины. На московских ярмарках и торгах знакомились гжельские ремесленники с изделиями гончаров из других мест России, а также с заморским товаром.
Дела у них шли хорошо, и вдруг им еще больше повезло. В середине XVIIвека в тех местах обнаружились беложгущиеся глины, превосходив­шие своим качеством глины Западной Европы.
Известны слова М. В. Ломоносова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешания, где на свете… разве между глинами, для фарфора упот­ребляемыми, какова у нас гжельская или еще жесткая, которой нигде не ведал я белизною превосходнее». Оказалось, эти глины как нельзя лучше, подходят для аптекарской и «алхимической» посуды, и в 1770 году всю Гжельскую волость приписывают к Аптекарскому приказу, и мастера на­чинают производить реторты, колбы, ступки, в том числе и для царской аптеки.
У ч е н и к 2.Во второй половине XVIII века здесь наладилось производство Гжельской майолики — покрытых глазурью изделий из красной глины с росписью белой, желтой, синей, зеленой и коричневой краской. Например, нарядную посуду: кувшины, рукомои, кружки «напейся — не облейся», блюда, тарелки — украшали орнаментальной и сюжетной росписью. Кроме посуды, из этой глины получались прекрасные игрушки в виде птиц и зве­рей, фигурки крестьянок, модниц, франтов, а также часы (настенные), шка­тулочки и даже помадные банки. Работа требовала большого терпения и искусства: одно неверное движение кисти — и все насмарку. Роспись велась по мягкому, необожженному черепку — так называется сформированное глиняное изделие, покрытое белой эмалью.
Плоскую форму гжельские сосуды для напитков переняли у старин­ныx походных фляг. Отверстие в центре круглого тулова такого сосуда предназначено для мешочка со льдом, чтобы напиток оставался прохлад­ным. Цвета для росписи всех этих нарядных изделий в основном желтые, зеленые, коричневые и синие.
Отвлекаясь от создания художественных работ, гжельцы не чурались изготовления и насущно необходимых хозяйственных изделий, например канализационных труб для московских улиц, или выполняли заказы на производство изразцов для печей и каминов.
КОЛДОВСКИЕ СИНИЕ ЦВЕТЫ.
У ч е н и к 3. В начале XIX века гжельцы решили добавить в свои глины известь. Опыт удался и позволил получить из нового состава «белую глину» наподобие фаянса. Этот полуфаянс — такое же замечательное ху­дожественное открытие в истории керамики, как и майолика. С этого мо­мента и начинают расти знаменитые синие цветы, листья и бутоны на бе­лом фоне — исключительно гжельская традиция, какой не сыщешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом — синей краской ­становится классическим. Казалось бы, всего одна краска, но она дает до тридцати различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Мелькают кисти в руках мастера, быстро и точно ложатся мазки на предмет. Только что было белое пустое про­странство, и вдруг лепесток, второй, третий… Такое виртуозное исполне­ние цветка простой комбинацией широких мазков с набором краски на од­ну сторону называли агашкой. Но оттенки цвета появлялись лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным. Кроме того, синяя краска лучше всего соединяется с глазурью, а печной жар при­дает ей особое сияние, не подвластное времени.
По сравнению с майоликой производство полуфаянса было огром­ным шагом вперед. Но все же черепок его был довольно толстым. Посте­пенно начинается разработка технологии производства тонкого фаянса. Нашелся человек, потративший на это десять лет своей жизни. Это крестья­нин Афанасий Киселев. Он же вместе со своими подручными освоил все основные виды художественной росписи: кистевую живопись, технику переводной печати, цветные поливы, рельеф, люстр-покрытие солями ме­таллов, придающее изделиям металлический блеск под «золото», «медь», «серебро», «перламутр».
У ч е н и к 4. Научившись в 1820 году делать тонкий фаянс, гжельские мастера стали постигать тайны фарфора. Они подбирались к секретам его изготов­ления издавна, первые попытки были сделаны еще в ХVIII веке. Тем более, что в России к тому времени фарфор уже выпускался на Императорском заводе в Петербурге и на некоторых других. Однако эти изделия имели баснословную цену и являлись предметами особой роскоши.
Первым из гжельских мастеров раскрыл секрет фарфора Павел Ку­личков. В 1802 году обозы с его фарфоровым товаром уже шли в Москву. А через восемь лет, в 1810 году, невероятно удивил своих соседей сельский кузнец и лесопромышленник Яков Васильевич, позже принявший фамилию Кузнецов. На берегу речки Дорки возникла его первая мастерская по вы­пуску фарфора.
Сначала она была деревянной, но вскоре ее стены заменили на ка­менные — производство расширялось. Фарфоровое дело стало для Кузнецо­вых семейным. По стопам отца скоро пошел и сын Терентий, обосновав­шийся недалеко от Гжели, в местечке Дулево. В 1887 году создается знаменитая фирма «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», ставшая основным поставщиком этого товара на российский рынок. Эта крупнейшая мануфактура превзошла не только мелких и средних кустарей, но разорила и более крупных предприни­мателей.
Однако традиции ремесла сохранились. Фарфор Гжели из-за массо­вости производства стал доступен многим. Наступило время, когда не только в господских гостиных, но даже в скромных семьях чиновников подавали еду на гжельском фарфоре. В середине XIX века распространен­ным был тип тарелок с рельефом «бус» по краю, с цветной росписью и зо­лотым орнаментом по центру тарелки.
У ч е н и к 5.Гжельская керамика, в основе которой лежат традиции народного промысла, не могла оставаться в стороне от влияния мировой культуры. Она перенимала и западные стили — барокко, классицизм, ампир, и восточ­ные — из Средней Азии и стран Ближнего Востока. Выпускался так назы­ваемый «азиатский фарфор» — чайники, пиалы разной формы, украшенные цветочной росписью в медальонах. Эту посуду облюбовали для себя рус­ские трактирщики.
Было время, когда гжельский промысел пришел в упадок, сократи­лось и заводское производство. Виной этому — войны начала ХХ века, раз­руха после революции, отсутствие сырья и топлива. Но уже в 30-е годы стали появляться кустарные мастерские, в которых гончарных дел мастера в примитивных условиях делали посуду, чернильницы, игрушки, чтобы обменять их на хлеб.
В 1925 году в деревне Турыгино возникает крупная артель «Художе­ственная керамика». Во время Великой Отечественной войны она закрыва­ется. И вновь начинает работать в 1945 году благодаря огромным усилиям двух подвижников — А. Б. Салтыкова, обобщившего весь огромный опыт гжельскоro керамического искусства, и художницы Н. И. Бессарабовой. Они воспитали плеяду талантливых мастеров, таких как Т. С. Дунашова, Л. П. Азарова, З. В. Окулова.
В 1972 году из шести мелких цехов возникло товарищество «Гжель». Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами».
И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти теплым.
Знакомство с особенностью Гжельской росписи. (Презентация).
Учитель:Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Декоративно оформляются все части предмета. Мастера Гжели применяют для росписи необычный мазок. Он называется «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».
Мазки кладутся широким круговым движением. В них виден постепенный переход от светлого к тёмному. «Мазок-пятно» дополняет тонкая линия: прямая, волнистая, спиральная, круглая. Она подчёркивает форму цвета и создаёт самостоятельный узор.
За что же Гжель нравится всем и чем она отличается? Да прежде всего своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Самый излюбленный узор «гжельская роза». А ещё украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
Расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск.
Постановка художественной задачи.
Учитель:Сейчас вам предстоит перевоплотиться в мастеров гжельской росписи и выполнить роспись посуды в технике гжели.
Для начала вам нужно вырезать из листа плотной белой бумаги выразительную форму посуды. Ручки и носик можно выполнить отдельно, а потом приклеить.
Лучше всего в самом начале покрыть синей краской носик, ручки, подчеркнуть горлышко или основание сосуда и приступить к основной росписи на тулове сосуда. Вам понадобятся мягкие круглые кисти.
Начинайте писать цветок с середины. Набрав только раз краску на одну сторону кисти, пропишите ею весь цветок, накладывая мазок за мазком. Чтобы получился круглый мазок, заготовку-форму можно вращать. Первый лепесток у вас будет тёмным: ведь краски на кисти много. Затем цвет будет ослабевать, становясь едва заметным. В этом «угасании» краски и есть особая выразительность росписи – появляется игра тональных переходов от тёмного к светлому. Цветок постарайтесь сделать такой величины, чтобы ему легко «дышалось» на белой поверхности формы; можно дополнить его листьями, завитками, точечками.
При работе можете пользоваться схемами-таблицами с изображением гжельской росписи.
Выставка детских работ. Оценивание.
Подведение итогов.
— С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?
— С каким словом связывают происхождение слова «Гжель»?
— Из какого материала делают гжельскую посуду?
— Что такое «гжельская майолика»?
— Какой приём росписи используют гжельские мастера?
— Чем Гжель отличается от других изделий?
Список литературы
1. Гжель. Наглядно дидактическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез.
2. Горяева Н. А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебн. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева. О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 176 с.: ил. – ISBN978-5-09-017886-0.
3. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского / авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 170с. ISBN5-7057-0786-Х
4. Народные художественные промыслы РСФСР. Учебн. пособие для худож. уч-щ/В. Г. Смолицкий, Д. А. Чирков, Ю. В. Максимов и др.; Под ред. В. Г. Смоляницкого. – М.: Высш. Школа, 1982.-216 с., ил.
5. Романова А. Ф. Нестандартные уроки. География. 8-9 классы. Народные промыслы России. – Волгоград: Учитель, 2003. – 105 с.: ил. ISBN5-7057-0248-5
6. Ю. Г. Дорожин. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: Сказочная Гжель: рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Файлы
Савченко ИЗО (1).7z Скачать
Савченко ИЗО.7z Скачать
Обсуждение материала
Сергей Колодин
12.04.2012 19:47
Красивая работа. Презентация "Особенности гжельской росписи" перегружена анимацией и звуковыми эффектами.
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Подписаться на новые Расписание вебинаров