В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

История государства Российского

нина горбовская нина горбовская
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История государства Российского)
Рейтинг: 1  голосов:1    просмотров: 6261
Краткое описание
Разработка  классного часа   поможет учащимся расширить исторические знания и представления  о возникновении  государственности в России, воспитать гражданские  и патриотические  чувства.

Описание
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа 10 х. Октябрь»
Грачёвского района Ставропольского края
«История государства Российского»
классный час, посвящённый 1150 – летию образования российской государственности
Автор: Горбовская
Нина Владимировна
МКОУ СОШ 10
учитель истории и

обществознания

х. Октябрь, 2012
Пояснительная записка
Горбовская Нина Владимировна
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа 10 х. Октябрь» Грачёвского района Ставропольского края, учитель истории и обществознания
Классный час «История государства Российского»
В последнее время активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию школьников. Это направление деятельности педагога всегда было актуальным и важным. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Высокие чувства любви к Родине не возникают сами по себе в сердцах наших детей, их надо пробуждать. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об истории страны.
Разработка классного часа поможет учащимся расширить исторические знания и представления о возникновении государственности в России, воспитать гражданские и патриотические чувства. Данный классный час имеет определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Классный час рассчитан на учащихся 6 – 8 классов. В своей практике методическую разработку могут использовать классные руководители и учителя истории. Использование такого материала поможет учителю сделать свою работу более содержательной и интересной.
Методика: конспект занятия
Ресурсы: презентация, PDF(медали, 1 хрон).
Интернет – ресурсы:
federal.polit.ru

bibliopskov.ru
Классный час «История государства Российского»
Цель: Сформировать представление о возникновении государственности в России.
Задачи:
образовательная:расширить исторические знания и представления обучающихся;
развивающая: продолжать развивать умение аргументировать ответ, анализировать историческую информацию, выступать перед аудиторией, оценивать себя;
воспитательная: воспитание гражданских и патриотических чувств у подрастающего поколения.
КМО:
мультимедийный проектор, ноутбук, магнитно – маркерная доска, презентация, смайлики трёх цветов по количеству учащихся, 2 медали: «Самый умный», «Самая умная», «историческая валюта» — хрон (15 штук).
Участники: учащиеся 7 класса, классный руководитель.
Предварительная подготовка: учащиеся готовят свои выступления за неделю до классного часа.
Ход урока:
Учитель объявляет цель и задачи классного часа.
1. Вступительное слово.
( Слайд 1). Президент РФ Д. Медведев подписал 3 марта 2011 года указ № 267 « О праздновании 1150 – летия зарождения Российской государственности». (Слайд 2). В 2012 году Россия отмечает эту знаменательную дату. По всей стране проходят мероприятия, посвященные этой знаменательной дате. Наша школа не осталась в стороне и сегодня мы с вами совершим краткий экскурс в историю России с древнейших времен до сегодняшних дней. (Слайд 3). 1150 лет со времени события, которое получило название «призвание варягов», «рождение российской государственности».
2. Историческая справка о возникновении государственности в России (выступление учителя и учащихся).
Учитель.
(Слайд 4). В 862 году князь Рюрик, положил начало первой русской династии, правившей страной более семи веков. Российская государственность изначально утвердилась не «мечом сильных», а с «общего согласия граждан».
(Слайд 5). Вторым князем Руси после смерти Рюрика стал воевода Олег. Он расширил и укрепил новое государство – Русь. В 882 году сделал Киев столицей государства.
Слайд 6). Княгиня Ольга — первая женщина – правительница, первая принявшая официальную религию – христианство.
(Слайд 7). Внук Ольги, князь Владимир крестил страну. В 988 году христианство становится официальной религией Руси.
Время шло, государство Русь переживало войны, расцвет, раздробленность и 240 – летнее монгольское иго. (Слайд 8). Русь всегда славилась своими замечательными воинами. Князь Новгорода Александр отстоял независимость Северной Руси, дважды разгромил крестоносцев и получил прозвище «Невский» и было ему 18 лет. За его подвиги потомками установлен памятник в городе Новгороде. (Слайд 9). 1380 год – Русь попыталась освободиться от монгольского владычества на поле Куликовом. Вел русское войско московский князь Дмитрий, получивший прозвище «Донской». За свои ратные подвиги Александр Невский и Дмитрий Донской были причислены церковью к лику святых.
(Слайд 10). При Иване IIIРоссия была освобождена от монгольского ига и восстановила свой суверенитет в 1480 году. Вскоре Иван женился на последней византийской принцессе – Софье Палеолог и вместе с ней из Византии пришел герб – двуглавый орел. Одна голова герба смотрит на Запад, другая – на Восток, что символизирует могущество России.
(Слайд 11). В 1597 году прекратилась династия Рюриковичей и началась великая Смута. (Слайд 12). Продолжалась Смута до тех пор, пока в 1613 году был избран новый царь, основатель второй династии в истории российского государства – Михаил Романов (1613-1645 гг.).
Большинство отечественных историков восемнадцатого и девятнадцатого веков считали «призвание варягов» начальным событием российской государственности. Но некоторые ученые опровергали норманнское происхождение Рюрика, ставя под сомнение участие скандинавов в становлении российской государственности. Завязалась полемика так называемых «норманистов» и «антинорманистов». Особенно острый характер научные дискуссии приобрели в связи с приближением тысячелетнего юбилея России, который намечалось праздновать в 1862 году.
(Слайд 13). 21 августа 1852 года последовал Высочайший Указ императора Николая I, согласно которому 862-й год получил официальный статус «начального события российской государственности».  (Слайд 14). Сменивший на престоле своего отца император Александр II постарался использовать тысячелетний юбилей Российского государства для того, чтобы заявить программу нового царствования. Подготовка к юбилею совпала с периодом радикальных реформ.
Был объявлен национальный конкурс, в котором приняли участие самые известные скульпторы и архитекторы России. (Слайд 15). Сенсационную победу одержал 23-летний выпускник живописного отделения Академии художеств Михаил Микешин. В то время как маститые конкуренты мыслили привычными формами, молодой художник придумал новый образ, соединивший символы монархии и народоправства – шапку Мономаха и вечевой колокол.
На установку у себя памятника «Тысячелетию России» претендовали сразу несколько городов: Санкт-Петербург, Москва, Киев и Новгород. (Слайд 16). В конечном счете, выбор пал на Новгород – «колыбель государства Российского». Высота монумента составляла 15, 7метра, вес 96 тонн, общее количество фигур – 128. На горельефе памятника было решено поместить изображения самых выдающихся деятелей русской истории. В отборе кандидатур приняли участие известные ученые и деятели искусства. Тем самым памятник становился летописью в лицах, Пантеоном Русской славы.   Вокруг шара-державы размещены семнадцать трехметровых фигур, объединенных в шесть скульптурных групп, отображающих «Шесть эпох государства Российского». В каждой группе главенствуют государи, олицетворяющие каждый свою эпоху. Рюрик представляет основание государства Российского, Владимир – крещение Руси, Дмитрий Донской – освобождение от татарского ига, Иоанн III – начало единодержавия, Михаил Романов – восстановление царства после Смуты. Замыкает круг Петр Великий, основатель Российской Империи.
Выступления учащихся:
Ученик 1. (Слайд 17).
1 эпоха «Основание государства Российского – 862 г».Группа состоит из двух фигур – Рюрика и языческого идола. Первый русский государь изображен в полном воинском облачении, со звериной шкурой на плечах. Лепивший скульптуру академик П. С. Михайлов изобразил основателя русской династии суровым воином, привыкшим доказывать свою правоту мечом, рукоять которого он сжимает  левой рукой. Правая рука Рюрика опирается на остроугольный щит, на котором выбита надпись «ЛЪТА STO». Это выполненная кириллицей летописная дата призвания варягов: S – «зело» со значком слева внизу обозначает шесть тысяч, Т – «твердо» – обозначает цифру триста. О – «он» –  цифру семьдесят. Получается 6370 год от сотворения мира или 862 год от Рождества Христова.
Слева от Рюрика, в углублении под шаром, виден языческий идол.
Ученик 2. (Слайд 18).2 эпоха « Введение христианства – 988 г.»
Выполненная скульптором Р. К. Залеманом трехфигурная композиция повествует о принятии христианства на Руси. В центре композиции – святой князь Владимир в княжеском одеянии. В его высоко поднятой правой руке византийский восьмиконечный крест – символ спасения. Движением левой руки князь повелевает старику-славянину разбить языческого идола, которому он сам еще недавно поклонялся и приносил жертвы. Справа от князя молодая мать, несущая для крещения своего младенца.
Ученик 3. (Слайд 19). 3 эпоха «Начало освобождения от татарского ига – 1380 г.»
Двухфигурная группа, выполненная также Залеманом, изображает князя Дмитрия Ивановича Донского, попирающего ногой поверженного ордынца. Герой Куликовской битвы изображен в полном боевом облачении. На нем кольчуга и шлем, в правой руке – шестопер, в левой – татарский бунчук с полумесяцем. Поза князя дышит уверенностью и отвагой.
Ученик 4. (Слайд 20). 4 эпоха «Основание самодержавного царства Русского – 1491 г.»
Самая многочисленная группа второго яруса, состоящая из пяти фигур, выполнена И. Н. Шредером. В центре ее – великий князь Иван III, изображенный в полный рост. На нем царское одеяние и шапка Мономаха, в правой руке князь держит скипетр, в левой – державу. Справа – поверженный литовец со щитом и коленопреклоненный воин Золотой Орды, подносящий князю в знак покорности бунчук, что означало окончательную победу над татаро-монголами в 1480 году. Слева от великого князя полулежит, опираясь на локоть, сбитый с ног ливонский рыцарь, пытающийся защититься сломанным мечом. За ним, спиной к зрителю, стоящий на коленях простолюдин, поддерживающий державу. Этой фигуре, названной авторами «сибиряком», вероятно, отводилась двойная символика. «Сибиряк» одновременно олицетворял собой и начало присоединения Сибири к Русскому царству, и народную опору державы.
Ученик 5. (Слайд 21). 5 эпоха «Восстановление самодержавия – 1613 г.»
Трехфигурная группа, выполненная академиком Р. К. Залеманом, изображает избрание на царство Михаила Романова и основание новой династии. Юный Михаил Романов стоит в позе молящегося, с непокрытой головой, взор его обращен к небу. Он уже принял державу, но прежде чем взять корону, просит Бога даровать ему мудрость и силу. По левую сторону стоит коленопреклоненный нижегородский гражданин Кузьма Минин, подносящий избраннику шапку Мономаха и скипетр. Справа в сильном, решительном движении запечатлен князь Дмитрий Пожарский, защищающий мечом юного государя от охотившихся за ним польских интервентов.
Ученик 6. (Слайд 22).
6 эпоха « Основание Российской империи – 1721 г.»
Трехфигурная группа выполнена И. Н. Шредером. В центре ее мощная фигура Петра I. В правой руке первый император Всероссийский держит скипетр, левая рука прижата к груди. Петр изображен с непокрытой головой, на нем мундир офицера Преображенского полка, поверх которого наброшена императорская порфира. Над плечом императора парит гений, осеняя его своим крылом и указывая предначертанный свыше путь. У ног Петра побежденный под Полтавой швед.
(Слайд 23). Открытие памятника «Тысячелетию России» было назначено на 8 сентября (по старому стилю) 1862 года. В этот день сошлись три знаменательные даты: праздник Рождества Богородицы, годовщина Куликовской битвы и день рождения наследника престола. Праздничные мероприятия прошли также в Санкт-Петербурге, Москве и других городах.
Учитель.
(Слайд 24). 300 лет правила 2 династия Романовых. Последний император был свергнут в <metricconverter productid=«1917 г» w:st=«on»>1917 г. Россия перестала быть монархией.
(Слайд 25). 1941-1945 гг. – трагическая страница истории СССР. Великая Отечественная война. Вся страна поднялась на борьбу с фашизмом. 1418 дней и ночей. 27 миллионов жизней унесла война. Нет семьи, которую бы не затронула война. Но народ и страна сумели отстоять свою независимость и доказать, что мы непобедимы!
(Слайд 26). С 1924 по 1991 год существовало государство – Союз Советских Социалистических Республик. Сокращенно – СССР. В него входили 15 республик. Такими были символы ушедшей эпохи – герб и красный флаг.
(Слайд 27). Время доказало несостоятельность СССР – государство распалось. С 1991 года начинается новейшая история России. Первым Президентом России становится Борис Ельцин (1991-1999 гг.). Россия становится демократическим государством. В стране впервые проходят выборы в парламент. 1993 год – возрождение российского парламентаризма. Возобновляется деятельность законодательного собрания страны – Государственной Думы. За места ведут борьбу множество партий. (Слайд 28). В 1993 году была принята ныне действующая Конституция.
(Слайд 29). Второй Президент РФ В. В. Путин (2000-2008 гг.). Россия укрепляет свой авторитет на международной арене, ищет новых союзников в странах АТР. Президент берет курс на консолидацию общества, сохранение единства России. Ведется систематическая борьба с терроризмом и экстремизмом.
(Слайд 30). Президент РФ Д.А. Медведев продолжает курс, начатый В.В. Путиным. Возрождается патриотизм, чувство причастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа, бережное отношение к истории своей страны и своей малой родины, личная ответственность за становление гражданского сознания, за судьбу страны.
4 декабря 2011 года прошли Выборы в Государственную Думу России.
4 марта 2012 года состоялись выборы Президента Российской Федерации. Каждый гражданин сделал свой выбор, выбор в пользу будущего себя, своей семьи и страны. Мы живём в России. Наша страна имеет богатую историю. Проверить свои знания по истории России вы сможете в ходе проведения викторины «Моя Родина – Россия».
3. Викторина «Моя Родина – Россия» (Слайд 31 — 34).
Вам нужно отвечать на вопросы и получать за каждый правильный ответ «историческую валюту – хрон». По итогам викторины будут определены победители в номинациях: «Самый умный» и «Самая умная».
Вопросы:
1. Назовите имя первого князя Руси? (Рюрик).
2. В каком году было принято христианство на Руси? (988 ).
3. Сколько правящих династий было в России? (2).
4. Назовите имена князей, причисленных к лику святых? (А. Невский, Д. Донской).
5. Назовите символы России? ( герб, флаг и гимн).
6. Что изображено на гербе нашей страны? (Золотой двуглавый орел. Две головы орла напоминают об исторической судьбе России, соединяющей Восток и Запад. Грудь орла защищена щитом с изображением святого Георгия Победоносца).
7. О каких символах России говорится в стихотворении?
Пусть крепнет от моря до моря
Двуглавого сила орла!
Пусть вечно на вольном просторе
Россия стоит, как скала!
Пусть высится гордо и смело…
Над нею трёхцветный наш флаг
Во благо славянского дела,
Врагам всем на зависть и страх! (о гербе, флаге).

8. В каком году был принят Закон о Государственном флаге? ( в декабре 2000 года).
9. Что представляет собой Государственный флаг Российской Федерации? ( прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя — белого, средняя — синего, нижняя — красного цвета.
10. Что означают цвета российского флага? (белый цвет — мир, чистоту, правду; синий — небо, верность, веру; красный — смелость, доброту, честность, огонь и кровь).
11. Послушайте фонограмму и скажите, как называется это музыкальное произведение? ( гимн).
12. Кто написал текст и музыку гимна России? (Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову, а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову).
13. В каком году была принята Конституция России? (1993).
14. Назовите первого президента России? ( Б. Н. Ельцин).
15. Кто избран президентом России 4 марта 2012 года? ( В. В. Путин).

4. Подведение итогов викторины. Награждение победителей.
5. (Слайд 35). Составление коллективной спайдограммы ( более усложнённый вариант кластераспайдограмма (от англ.spaider–паук, и др.-греч. грамма-надпись — графическое изображение в виде паутины)
на тему «Россия».
6.Рефлексия (слайд 36): Ребята, у вас на столах лежат смайлики. Возьмите один из них и прикрепите на карту России.
Вы хорошо себя чувствовали, открыли для себя много интересного, у вас все получилось, то прикрепите красный смайлик.
Вы испытывали затруднения, волнение, то выберите синий.
Вам было неуютно, не интересно, то прикрепите зелёный.
6.Заключение.
Мы с вами совершили небольшой экскурс в историю образования российской государственности. Я надеюсь, что сегодня вы открыли для себя много интересных фактов, посвященных истории государства Российского, показали свои знания. История досталась нам в наследство от предков. Какой станет Россия в будущем – зависит только от нас. Любите свою Родину и помните, что каждый из нас – её частичка!




Пожаловаться 02 апреля 2012
Файлы
Методическая разработка.docx
HTML Войдите для скачивания файлов
кл. час история гос. рос..pptx
Войдите для скачивания файлов
медаль, 1 хрон.pdf
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru