В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Занятия горожан в старину

Кохан Марина Кохан Марина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! Как бывало в старину)
Рейтинг: 1234  голосов:1    просмотров: 6034    комментариев: 2
Краткое описание
Данная разработка может быть использована на уроках окружающего мира с целью   приобщения детей к ценностям русской культуры, ознакомления с народными промыслами. Воспитания уважения к мастерам своего дела, к людям труда, гордости за свой талантливый народ, желания приобщиться к старинному мастерству.

Описание
МКОУ Карповская СОШ
Занятия горожан в старину
конспект урока окружающего мира
Кохан Марина Петровна,
МКОУ Карповская СОШ,
учитель начальных классов
п. Карповский
2012 год
Пояснительная записка:
a) Кохан Марина Петровна;
b) МКОУ Карповская СОШ, учитель начальных классов;
c) Занятия горожан в старину;
d) Данная разработка может быть использована на уроках окружающего мира с целью приобщения детей к ценностям русской культуры, ознакомления с народными промыслами. Воспитания уважения к мастерам своего дела, к людям труда, гордости за свой талантливый народ, желания приобщиться к старинному мастерству.
e) перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.
Методика: конспект занятия.
Ресурсы: презентации.
Список используемых информационных ресурсов:
1. Попова О.С., Каплан Н.И. -Русские художественные промыслы.-М..1984.
2. Жеглова С.Русская народная живопись-М., Мельникова В. Ленинград. Мосты и набережные. «Планета», 1989.
3. Русская народная игрушка. Издательство «Аврора», Ленинград, 1984.
4. «Художественное стекло. Дятьково». Издательство «Планета», М., 1986.
5. Греков А.У. Керамика и стекло.Изд. «Изобразительное искусство». М.,1985
6. В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина Изобразительное искусство в начальной школе.Издательство Москва Издательский дом «Дрофа» 1996
7. Комплект учебник и тетрадь 3 класс (2 часть)(О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин)
Тема:Занятия горожан в старину
Цели урока:
Сформировать у детей понятия «ремесло», «ремесленник». Познакомить со старинными профессиями: кузнец, плотник, стеклодув, различными видами художественной росписи. Приобщать детей к ценностям русской культуры, ознакомить с народными промыслами. Развивать психические процессы и речь учащихся, умение самостоятельного поиска и обработки информации, развивать познавательный интерес и творческие способности. Воспитывать уважение к мастерам своего дела, к людям труда, гордость за свой талантливый народ, желание приобщиться к старинному мастерству.
Оборудование: презентация, толковые словари Ожегова, изделия кузнечного, гончарного, стеклодувного, плотницкого ремесла.
Подготовка к уроку:заранее распределяются роли: гончара, плотника, кузнеца, стеклодува из учащихся класса. Ребята готовят небольшие сообщения в защиту своих ремесел, находят в интернете рисунки к выступлению, участвуют в создании презентации к уроку.
Ход урока
I Организационный момент.
II Постановка темы и целей урока
У: Ребята, давайте прочитаем пословицы.
(Слайд 2)

Всякому молодцу ремесло к лицу.
Ремесло не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает.
У:Все ли слова понятны, объясните значение слова ремесло.
У: Молодцы ребята, но давайте найдем и зачитаем значение этого слова из толкового словаря Ожегова
Учен.:ремесло-1.Пофессиональное занятие-изготовление изделий ручным, кустарным способом.2.Профессия, занятие.
У:Поясните пословицы.
Свободные высказывания детей
У:Как выдумаете о чем или о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? Чтобы сформулировать тему более точно, давайте откроем учебник на стр.135(слайд 3)

Учен.: Тема урока: Занятия горожан в старину.
У: Какие задачи поставим перед собой, что вы хотите узнать?
Учен.: уточнить понятия «ремесло», «ремесленники»;
-выяснить какими ремеслами занимались люди в старину;
-познакомиться со старинными профессиями;
III Изучение нового материала
У:Итак сегодня на урок к нам пришли народные умельцы, каждый из которых расскажет нам о своем ремесле. Угадайте, кто у нас первый гость? (слайд 4)
Пламя пышет жаром,
Льётся пот с лица,
Звонко бьёт по стали
Молот ...(Кузнеца.)
Учен.: Я — кузнец, всем ремеслам отец. Умею делать топоры, ножи, косы, лопаты для земледельцев. Для дружинников — мечи, наконечники стрел, шлемы и кольчуги. Могу и коня подковать и тонкое колечко или браслет выковать! В кузнице у меня стоит каменная печь-горн, в которой я размягчаю железо. Угли в горне раздуваю большим мехом. Железо вынимаю из горна длинными щипцами и придаю нужную форму молотом на наковальне. (Слайд 5,6)
У: Он «тесто» в кадке замесил.
Но цель его – не калачи.
Горшок цветочный смастерил,
Потом обжёг его в печи.
(Гончар.) (Слайд 7)
Учен.: Я — гончар. Могу изготовить глиняную посуду. Для этого мне нужен гончарный круг, в центр которого кладу кусок размягченной вязкой глины, вращаю его ногами. Мокрыми пальцами надавливаю на глину, придаю форму тарелки или миски, горшка, кувшина. Затем изделия нужно обжечь в печи. И детей могу порадовать глиняными игрушками, свистульками. (Слайд 8)
У:Летят опилки белые
Летят из-под пилы
Он умеет делать
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругает планки
Сделет подоконники
Без сучка задоринки (Плотник) (Слайд 9)

Учен.: Я — плотник. Мои основные инструменты — хороший топор и острый нож. За что ни возьмусь, любая работа в моих руках спорится. Построю избу, возведу мост через реку, изготовлю сани, телегу, весельные и парусные суда. Не заменимо дерево и в быту. Из мягкой древесины можно не только ложки, чашки, ковши, но и музыкальные инструменты изготовить: гусли, свирели, рожки. Из лыковой коры сплету легкие и удобные лапти. (Слайд 10)
Работа по учебнику, в рабочей тетради. Самостоятельное чтение.(Слайд 11)
У: Ребята, давайте прочитаем текст на странице138-139. И ответим на вопрос, — какие деревья почитали наши предки?
(свободные высказывания учеников)
Откройте тетрадь на странице 46, выполните задание 23.Какие деревья являются священными у разных народов. Какие деревья особо почитаемы в нашем родном крае?

Комментированное чтение

У: Прочитаем первый абзац на странице 138.Отметьте, какие свойства древесины ценили наши предки при изготовлении различных видов изделий.
У:Как вы думаете, когда дерево нужнее человеку: когда оно растет или когда его спилят?
( свободные высказывания учеников)
У:Сильно щеки надув,

дует в трубку….(стеклодув) (Слайд 12)

Учен.: Я — стеклодув, делаю стеклянную посуду. Сначала стекло выплавляю на огне из белого кварцевого песка. Затем вставляю в расплав длинную узкую трубку и выдуваю стеклянный пузырь, вращая и покачивая, придаю ему нужную форму. На остывшее изделие наношу надписи и рисунок. (Слайд 13)
У: Старинные ремесла художественной росписи сохранились и до нашего времени. С некоторыми из росписей мы уже знакомились на уроках изобразительного искусства. (Демонстрация слайдов) Назовите известные вам росписи. (Слайд 14)
Учен.:
Это — гжельская, хохломская, городецкая, жостовская, палехская.

У: Кто может объяснить, почему росписи так называются?
Учен.:
Названия художественные росписи получили по месту, где они зародились. Гжель и Жостово — это деревни под Москвой. Хохлома-деревня под Нижним Новгородом. Городец находится в Нижегородской области. Палех-это небольшое село, распложенное в Ивановской области.

У: Чем они отличаются друг от друга?
Учен.: Отличаются друг от друга узорами, цветом, композицией рисунков.
У: Есть ли в твоем доме предметы, с такими художественными росписями?
I V Закрепление изученного материала.(Слайд 15)
У: Давайте выясним, кто на уроке был самым внимательным:
1.Повторим, какими инструментами пользуются разные ремесленники для изготовления своих изделий. (Выполнение задания в тетради №22 с .45) Соедини линиями названия профессий с их орудиями труда.
2.А сейчас я предлагаю вам распределить предметы (изделия разных ремесленников) по группам. (Серп, подкова, кочерга; глиняный кувшин, свистулька; деревянная ложка, ковш, корзина; стеклянная колба, стеклярус — бусы). Назовем профессии ремесленников, изготовившую каждую группу предметов. (Для выполнения работы выходят 4 учащихся)
3.Пригласим наших народных умельцев, чтобы они проверили, правильно ли вы выполнили задание.
4. блиц-опрос
Какую посуду называют “бело-синее чудо”? (посуду из Гжели)
Где делают самые красивые подносы? (в Жостово)
Сундучки и прялки, досточки, посуда – где делают такое чудо? (в Городце)
Где родилась русская лаковая миниатюра? (в Палехе)
На какой росписи не встретишь синего цвета? (на хохломской)
Где лепят изделия из папье-маше? (в Палехе). Из чего сделаны палехские шкатулки: из дерева, глины или из металла? (Палехские изделия лепят из папье-маше – это такая кашица из бумаги.)
Рефлексия
У: Ребята, захотелось вам освоить какое-нибудь старинное ремесло?
Ребята, кто желает поделиться своими открытиями?
(Свободные высказывания детей)
V Итог урока
Оценивание ответов учащихся
VI Домашнее задание. Учебник с.133 работа с иллюстрацией, определить, какие изделия какими ремесленниками сделаны; стр.172 прочитать стихотворение В. Солонухина «Деревья», выполнить задание в рабочей тетради стр. 46 №24.Выяснить у старших, какие старинные ремесла охранились у нас на селе? Творческое задание по желанию: составить кроссворд по изученной теме

Пожаловаться 02 апреля 2012
Файлы
Урок по окружающему миру.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

МКОУ Карповская СОШ









Занятия горожан в старину

конспект урока окружающего мира































Кохан Марина Петровна,

МКОУ Карповская СОШ,

учитель начальных классов























п. Карповский

2012 год

Пояснительная записка:



a) Кохан Марина Петровна;



b) МКОУ Карповская СОШ, учитель начальных классов;



c) Занятия горожан в старину;



d) Данная разработка может быть использована на уроках окружающего мира с целью приобщения детей к ценностям русской культуры, ознакомления с народными промыслами. Воспитания уважения к мастерам своего дела, к людям труда, гордости за свой талантливый народ, желания приобщиться к старинному мастерству.



e) перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.

Методика: конспект занятия.

Ресурсы: презентации.

Список используемых информационных ресурсов:

  1. Попова О.С.,Каплан Н.И. -Русские художественные промыслы.-М..1984.

  2. Жеглова С.Русская народная живопись-М., Мельникова В. Ленинград. Мосты и набережные. «Планета», 1989.

  3. Русская народная игрушка. Издательство «Аврора», Ленинград, 1984.

  4. «Художественное стекло. Дятьково». Издательство «Планета», М., 1986.

  5. Греков А.У. Керамика и стекло.Изд. «Изобразительное искусство». М.,1985

  6. В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина Изобразительное искусство в начальной школе.Издательство Москва Издательский дом «Дрофа» 1996

  7. Комплект учебник и тетрадь 3 класс (2 часть)(О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин)





























Тема: Занятия горожан в старину

Цели урока:

Сформировать у детей понятия «ремесло», «ремесленник». Познакомить со старинными профессиями: кузнец, плотник, стеклодув, различными видами художественной росписи. Приобщать детей к ценностям русской культуры, ознакомить с народными промыслами. Развивать психические процессы и речь учащихся, умение самостоятельного поиска и обработки информации, развивать познавательный интерес и творческие способности. Воспитывать уважение к мастерам своего дела, к людям труда, гордость за свой талантливый народ, желание приобщиться к старинному мастерству.

Оборудование: презентация, толковые словари Ожегова, изделия кузнечного, гончарного, стеклодувного, плотницкого ремесла.

Подготовка к уроку: заранее распределяются роли: гончара, плотника, кузнеца, стеклодува из учащихся класса. Ребята готовят небольшие сообщения в защиту своих ремесел, находят в интернете рисунки к выступлению, участвуют в создании презентации к уроку.

Ход урока

I Организационный момент.

II Постановка темы и целей урока

У: Ребята, давайте прочитаем пословицы. (Слайд 2)

Всякому молодцу ремесло к лицу.

Ремесло не коромысло: плеч не отдавит, а век пропитает.

У: Все ли слова понятны, объясните значение слова ремесло.

У: Молодцы ребята, но давайте найдем и зачитаем значение этого слова из толкового словаря Ожегова

Учен.: ремесло-1.Пофессиональное занятие-изготовление изделий ручным, кустарным способом.2.Профессия, занятие.

У: Поясните пословицы.

Свободные высказывания детей

У: Как выдумаете о чем или о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? Чтобы сформулировать тему более точно, давайте откроем учебник на стр.135(слайд 3)

Учен.: Тема урока: Занятия горожан в старину.

У: Какие задачи поставим перед собой, что вы хотите узнать?

Учен.: уточнить понятия «ремесло», «ремесленники»;

-выяснить какими ремеслами занимались люди в старину;

-познакомиться со старинными профессиями;

III Изучение нового материала

У: Итак сегодня на урок к нам пришли народные умельцы, каждый из которых расскажет нам о своем ремесле. Угадайте, кто у нас первый гость? (слайд 4)



Пламя пышет жаром,

Льётся пот с лица,

Звонко бьёт по стали

Молот ...(Кузнеца.)



Учен.: Я - кузнец, всем ремеслам отец. Умею делать топоры, ножи, косы, лопаты для земледельцев. Для дружинников - мечи, наконечники стрел, шлемы и кольчуги. Могу и коня подковать и тонкое колечко или браслет выковать! В кузнице у меня стоит каменная печь-горн, в которой я размягчаю железо. Угли в горне раздуваю большим мехом. Железо вынимаю из горна длинными щипцами и придаю нужную форму молотом на наковальне. (Слайд 5,6)

У: Он «тесто» в кадке замесил.

Но цель его – не калачи.

Горшок цветочный смастерил,

Потом обжёг его в печи.

(Гончар.) (Слайд 7)


Учен.: Я - гончар. Могу изготовить глиняную посуду. Для этого мне нужен гончарный круг, в центр которого кладу кусок размягченной вязкой глины, вращаю его ногами. Мокрыми пальцами надавливаю на глину, придаю форму тарелки или миски, горшка, кувшина. Затем изделия нужно обжечь в печи. И детей могу порадовать глиняными игрушками, свистульками. (Слайд 8)

У: Летят опилки белые
Летят из-под пилы
Он умеет делать Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругает планки
Сделет подоконники
Без сучка задоринки (Плотник) (Слайд 9)

Учен.: Я - плотник. Мои основные инструменты - хороший топор и острый нож. За что ни возьмусь, любая работа в моих руках спорится. Построю избу, возведу мост через реку, изготовлю сани, телегу, весельные и парусные суда. Не заменимо дерево и в быту. Из мягкой древесины можно не только ложки, чашки, ковши, но и музыкальные инструменты изготовить: гусли, свирели, рожки. Из лыковой коры сплету легкие и удобные лапти. (Слайд 10)

Работа по учебнику, в рабочей тетради. Самостоятельное чтение. (Слайд 11)

У: Ребята, давайте прочитаем текст на странице138-139. И ответим на вопрос, - какие деревья почитали наши предки?

(свободные высказывания учеников)

Откройте тетрадь на странице 46 ,выполните задание 23.Какие деревья являются священными у разных народов. Какие деревья особо почитаемы в нашем родном крае?

Комментированное чтение

У: Прочитаем первый абзац на странице 138.Отметьте, какие свойства древесины ценили наши предки при изготовлении различных видов изделий.

У: Как вы думаете, когда дерево нужнее человеку: когда оно растет или когда его спилят?

( свободные высказывания учеников)

У: Сильно щеки надув, дует в трубку….(стеклодув) (Слайд 12)



Учен.: Я - стеклодув, делаю стеклянную посуду. Сначала стекло выплавляю на огне из белого кварцевого песка. Затем вставляю в расплав длинную узкую трубку и выдуваю стеклянный пузырь, вращая и покачивая, придаю ему нужную форму. На остывшее изделие наношу надписи и рисунок. (Слайд 13)

У: Старинные ремесла художественной росписи сохранились и до нашего времени. С некоторыми из росписей мы уже знакомились на уроках изобразительного искусства. (Демонстрация слайдов) Назовите известные вам росписи. (Слайд 14)

Учен.: Это - гжельская, хохломская, городецкая, жостовская, палехская.

У: Кто может объяснить, почему росписи так называются?

Учен.: Названия художественные росписи получили по месту, где они зародились. Гжель и Жостово - это деревни под Москвой. Хохлома-деревня под Нижним Новгородом. Городец находится в Нижегородской области. Палех-это небольшое село, распложенное в Ивановской области.

У: Чем они отличаются друг от друга?

Учен.: Отличаются друг от друга узорами, цветом, композицией рисунков.

У: Есть ли в твоем доме предметы, с такими художественными росписями?

I V Закрепление изученного материала. (Слайд 15)

У: Давайте выясним, кто на уроке был самым внимательным:

1.Повторим, какими инструментами пользуются разные ремесленники для изготовления своих изделий. (Выполнение задания в тетради №22 с .45) Соедини линиями названия профессий с их орудиями труда.

2.А сейчас я предлагаю вам распределить предметы (изделия разных ремесленников) по группам. (Серп, подкова, кочерга; глиняный кувшин, свистулька; деревянная ложка, ковш, корзина; стеклянная колба, стеклярус - бусы). Назовем профессии ремесленников, изготовившую каждую группу предметов. (Для выполнения работы выходят 4 учащихся)

3.Пригласим наших народных умельцев, чтобы они проверили, правильно ли вы выполнили задание.


4. блиц-опрос

Какую посуду называют “бело-синее чудо”? (посуду из Гжели)

Где делают самые красивые подносы? (в Жостово)

Сундучки и прялки, досточки, посуда – где делают такое чудо? (в Городце)

Где родилась русская лаковая миниатюра? (в Палехе)

На какой росписи не встретишь синего цвета? (на хохломской)

Где лепят изделия из папье-маше? (в Палехе). Из чего сделаны палехские шкатулки: из дерева, глины или из металла? (Палехские изделия лепят из папье-маше – это такая кашица из бумаги.)


Рефлексия

У: Ребята, захотелось вам освоить какое-нибудь старинное ремесло?

Ребята, кто желает поделиться своими открытиями?

(Свободные высказывания детей)

V Итог урока

Оценивание ответов учащихся

VI Домашнее задание. Учебник с.133 работа с иллюстрацией, определить, какие изделия какими ремесленниками сделаны; стр.172 прочитать стихотворение В. Солонухина «Деревья», выполнить задание в рабочей тетради стр. 46 №24.Выяснить у старших, какие старинные ремесла охранились у нас на селе? Творческое задание по желанию: составить кроссворд по изученной теме







Занятия горожан в старину.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Марина Токарева
    10 апреля 201209:44
    Марина Токарева

    Очень интересный материал. Не увидела применяется ли наглядность?

  • Сергей Колодин
    12 апреля 201219:16
    Сергей Колодин

    Достоинства разработки снижают эффекты анимации и размытая графика в презентации.

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru