В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Информационный проект "Недаром помнит вся Россия..."

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад общеразвивающего вида № 50 "Росточек"

города Рубцовска Алтайского края

658201, улица Мира, 4

тел.: 8(38557) 2 22 01, email: rostochek1981@mail.ru














КОНСПЕКТ

реализации образовательной области «Познание»

через непосредственно-образовательную деятельность

по познавательному развитию

для детей подготовительной к школе группы




















г. Рубцовск, Алтайский край, 2012 год


Схема конспекта

Образовательная область: Познание


Интеграция образовательных областей

Здоровье

Закрепить представление о необходимости заботиться, о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим защитникам своей Родины. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Физическая культура

Развитие мелкой моторики, всесторонне-гармоничное личностное развитие.

Коммуникация

Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни в играх. Осуществлять словарную работу. Активизировать речь детей словами: «Отечественная война», «Бородинская битва», полководцы; расширяя и уточняя знания детей об истории страны в которой живут; о героях своей страны. Развивать умение связно, последовательно пересказывать рассказы. Развивать память, мышление, воображение.

Социализация

Реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок», приобщение к общепринятыми нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Чтение художественной литературы

Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений, развитие речи.

Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

Развивать познавательно-исторический интерес к судьбе своей страны.

Прививать интерес к познавательной литературе.

Безопасность

Формировать основ безопасности собственной жизнедеятельности в ходе познавательной деятельности.


Концептуальные основы занятия

Тема: «Бородинское сражение».

Возраст детей: подготовительная к школе группа (6 – 7 лет).

Цель: создание единого образовательного пространства «детский сад – семья», направленного на формирование у детей представлений о Великой Отечественной войне 1812 года, придерживаясь принципа научности, достоверности, последовательности, принципа от простого к сложному; формировать основу творческой личности.

Задачи:

  • образовательная: формировать у детей интереса к истории Отчизны на примере истории Отечественной войны 1812 года; продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний; познакомить с Днем воинской славы России - 8 сентября 1812 года - Бородинское сражение.

  • развивающая: развивать речь; развивать мышление, внимание, память логику; развивать умение «слушать» и «слышать»; развивать умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом.

  • воспитательная: умение слушать воспитателя и товарищей; создать хорошее настроение; воспитывать доброту, аккуратность; воспитывать отзывчивость чувство гордости за подвиги русского народа, его героизм и смелость.


Индивидуальная работа: упражнять Алину, Олю в составлении короткого описательного рассказа о французских солдатах.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций на тему: «Бородинское сражение»;

  • рассматривание иллюстраций с обмундированием и вооружением разных родов войск;

  • комплексное занятие по изобразительной деятельности (включает  обведение трафаретов, раскрашивание фигурок, лепку пушек и т.д.);

  • режиссерская игра «Бородинское сражение»;

  • чтение художественной литературы о «Бородинском сражении».

Словарь: активный – «отечественна», «Бородинское сражение», «Отечество».

пассивный – редут, картечь, кивер, уланы, драгуны.

Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, вопросы (разного содержания), ответы, поощрение, художественное слово (стихотворения, поговорки), беседа, практические, описание, объяснение.

Оборудование:

  • календарь “Дни воинской славы России”;

  • карта “Бородинского сражения”;

  • портреты М.И. Кутузова, Наполеона;

  • иллюстрации из книги «Бородино».

  • ТСО.


Домашнее задание: нарисовать стенгазету с родителями на тему «Бородинское сражение».

Описание непосредственно образовательной деятельности:

(Дети по марш заходят в зал и садятся на стульчики полукругом.).

Воспитатель: - Ребята, я послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество». (Воспитатель читает рассказ).

Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия.

Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили отцы и деды.

Родиной мы зовем ее, потому что в ней родились, а матерью - потому что она вскормила нас хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него Родина.

Воспитатель: - О чем этот рассказ?

Дети: - Рассказ о России.

Воспитатель: - Как еще мы можем назвать Россию?

Дети: - Отчизна. Родина матушка.

Воспитатель: - Почему мы называем Россию Отечеством? Родиной- матушкой?

Дети: - Потому что Россия – это место, где мы родились и выросли. Где жили и живут наши родственники. (Другие варианты ответа).

Воспитатель: - Молодцы! Дети, сегодня мы продолжаем знакомиться со страницами истории нашей страны, а в этом нам поможет как всегда календарь «Дни воинской славы России». Давайте перелистаем календарь. О каких событиях мы с вами узнали?

Дети. - Как защищали Родину богатыри. Про Ледовое побоище – князя Александра Невского, Про Куликовскую битву – князя Дмитрия Донского.  

Воспитатель: - Великий русский народ имеет многовековую историю. Много раз ему при­ходилось героически отражать нападения иноземных завоевателей, отстаивать свою независимость. Пережив потери и разрушения. Российское государство поднималось из «руин» и снова возрождалось.

Воспитатель: - Сегодня мы откроем календарь на странице, где стоит дата 7 сентября 1812 год. К началу XIX века Россия стала одним из самых могущественных государств в Европе. Она имела сильную армию и флот. Сокрушить могущество России, за­хватить её богатства, покорить русский народ по-прежнему мечтали чужеземцы. Что же произошло в этот день? Хотите узнать?

Дети. - Да.

(Воспитатель выставляет картину, где изображено «Бородинское сражение», задает детям вопросы, сопровождает их комментариями).

Воспитатель: - Что изображено на этой картине?

Дети: - Бой, сражение.

Воспитатель: - Почему вы так думаете?

Дети: - Сражаются две армии.

Воспитатель: - Да, воины одной армии одеты в зеленые мундиры, а воины другой – в синие. Как вы думаете, когда происходило это сражение?

Дети: - Давно, так как нет современной боевой техники – танков, самолетов и т.д., а есть конница.

Воспитатель: - Как вооружены солдаты? Есть ли луки, копья, мечи?

Дети: - Нет. Есть ружья, пушки.

Воспитатель: - Да, солдаты, вооруженные ружьями – пехотинцы; солдаты, стреляющие из пушек – артиллеристы. Внимательно посмотрите, подумайте, какая армия располагается в более защищенном месте?

Дети: - Справа река, слева земляные укрепления – редуты и флеши.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Вы очень внимательны! Вы заметили очень важные детали: вооружение, одежда, укрепления! Вы, верно, определили, что сражение это происходило очень, очень давно! И сегодня мы с вами познакомимся с этой славной страницей русской истории – с Отечественной войной 1812 г., войной русских людей с французскими захватчиками, и главной битвой – Бородинским сражением.

(Ребенок читает отрывок стихотворения М. Лермонтова «Бородино»).

Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

Воспитатель: В далекой стране Франции появился новый император. Звали его Наполеон. Это был человек маленького роста, все его генералы были выше его на целую голову.

(демонстрация портрета Наполеона)

- Но его иначе как «великий император», «великий полководец» не называли. Захотелось ему стать властелином всей Земли. И начал он воевать. Много государств покорилось ему – он завоевал почти все страны Европы. Но ему этого было мало. Огромные просторы России манили его. Подчинить себе Россию, а там уже и Индия, и Китай будут его. И вот напал он на Россию.

- Но не покорилась ему земля русская, не покорился ему народ смелый. Стеной встал он на защиту Родины и дал отпор врагу. Война с Наполеоном, с французской армией получила название Отечественной, так как все русские люди: и бедные, и богатые, и горожане, и крестьяне – поднялись на защиту своего Отечества.

(Ребенок читает отрывок из стихотворения М. Лермонтова «Бородино»).

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

Воспитатель: Возглавил русскую армию полководец Михаил Илларионович Кутузов. М.И. Кутузов участвовал в военных походах. В июле  1774 при штурме он получил ранение в голову, и его правый глаз перестал видеть. Он носил черную повязку. К началу Отечественной войны Кутузову исполнилось 67 лет. Именно ему было суждено привести русскую армию к победе над Наполеоном.

(демонстрация портрета Кутузова)

Воспитатель: Кутузова любили и уважали солдаты. «Пришел Кутузов бить французов». Так гордо говорили солдаты российской армии, когда он стал главнокомандующим.

Наполеон решил победить Россию, а для этого надо было очень быстро занять Москву. Он говорил, что если он займет Москву, то поразит Россию в самое сердце. Кутузов умело вел бои, старался, чтобы как можно меньше погибло солдат. В боях русская армия проявляла величайшую стойкость, решительность, но Наполеон все, же продвигался к Москве.

8 сентября 1812 года М.И. Кутузов решил дать бой армии Наполеона у деревни Бородино.

(Ребенок читает отрывок из стихотворения М. Лермонтова «Бородино»).

И вот нашел большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.


Воспитатель:   Кутузов выбрал удачное место для сражения. Посмотрите на карте. (Работа по карте). Справа русские войска были защищены рекой, а слева – за короткое время солдаты соорудили земляные укрепления – редуты и флеши. Посмотрите, как располагались русские войска: где артиллерия, где пехота, где конница. Где располагались французы, как вы их узнали?

Дети: У них мундиры другого цвета.

Воспитатель: Молодцы! Какими должны быть воины, чтобы выдержать тяготы войны? (Ответы детей). А теперь вспомним нашу разминку, что быть сильными и смелыми, как солдаты.

Физкультминутка.

Ать, два, ать, два,

Вдоль по дороге столбовой

Куда иду - не знаю я.

Дорога сама меня приведет куда-нибудь,

Ать, два.

(Движение выполняются по тексту).

Воспитатель: И вот битва началась!

(Ребенок читает отрывок из стихотворения М. Лермонтова «Бородино»).

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом…

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Воспитатель: Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Русские сражались не на жизнь, а насмерть. Это было страшное сражение.

(Показывает иллюстрации «Бой при Бородино»).

Воспитатель: Только темная ночь остановила бой! Потери русских солдат в Бородинской Битве были огромны. Кутузов приказал отступить, чтобы сохранить войска, а потом вновь ударить по врагу. Слова Кутузова вошли в историю:  «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, а с потерей армии Россия потеряна».

Ребята, известно по старинному обычаю, жители побежденного города выносили победителю ключи от города. Однако напрасно Наполеон простоял несколько часов на Поклонной горе, рассчитывая получить ключи от Кремля. Москвичи предпочли уйти из города, бросив свои дома и имущество, но не подчиниться Наполеону.

Воспитатель: Французская армия, однако, не могла долго находиться в Москве. Так как она была измучена постоянными ударами партизан, голодом и наступившими холодами. И тогда Наполеон решил уйти из Москвы, он бросил свое войско и бежал во Францию. Так и не удалось ему покорить Россию. Лишь жалкие остатки французской армии добрались до реки Немана и покинули территорию России. Благодаря мужеству и героизму русских людей, отваге и выносливости солдат и офицеров, военному таланту полководца М.И. Кутузова над армией Наполеона была одержана великая победа.

Подвиги и беспримерное мужество защитников Отечества в дни войны 1812 года никогда не будут забыты потомками. В тех местах, где проходили сражения русской армии, поставлены памятники погибшим. На Бородинском поле поставлены несколько десятков памятников погибшим воинам. В Москве это храм Христа Спасителя, Триумфальная арка, памятник М.И. Кутузову.

(Показывает иллюстрацию памятников).

В небольшом доме рядом с Бородинским полем расположился музей. Здесь хранятся орудия поля боя, ружья, сабли, полковые знамена. Под этими знаменам русские полки шли в атаку на неприятеля. С ними в руках русские солдаты истекали кровью и умирали, но врагу не сдавались. Хранятся в музее и некоторые личные вещи защитников Отечества: мундиры, письма, табакерки, курительные трубки. Тысячи россиян приезжают сюда каждый год, чтобы почтить память своих соотечественников, отдавших жизнь за Родину. В память о мужественных защитниках города, ополченцах и русских солдатах поставлены сегодня на Поклонной горе памятники и храм.

Итог занятия:

Воспитатель: Что же обозначает дата 8 сентября 1812 года? Что произошло в этот памятный день?

(Обращает внимание детей на календарь «Дни воинской славы России»).

Дети: В этот день произошло Бородинское сражение.

Воспитатель: А теперь давайте попробуем решить ребус.

В «КУЗОВ» машины слог «ТУ» погрузили...
И в полководца его превратили.
Наш полководец, с раненым глазом.
Кто назовёт нам фамилию сразу?

КУЗОВ – КУ-ТУ-ЗОВ = ?

(сопровождается наглядностью)

Дети: Кутузов

Воспитатель: Кто такой Кутузов?

Дети: Кутузов - это русский полководец, который командовал русской армией во время Бородинского сражения.

Воспитатель:

Возьмём предлог, местоименье,
Меж ними – место для сраженья.
Всё вместе – имя полководца,
Которым торт сейчас зовётся.
(И каждый раз пирог съедая,
Мы тем француза побеждаем.)
НА + ПОЛЕ + ОН = ?

Дети: Наполеон.

Воспитатель: Как вы поняли, кто такой Наполеон?

Дети: Наполеон - это французский император, который хотел захватить весь мир и Россию в том числе.

Воспитатель: Бородинское сражение положило начало разгрома армии Наполеона. Именно поэтому, 8 сентября 1812 года стало Днем воинской славы России. Ребята, я предлагаю вам дома вместе с родителями изготовить стенгазету на тему: «Бородинское сражение».

И завершить наше путешествие в прошлое хотелось бы демонстрацией сцены сражений из кинофильма С. Бондарчука «Война и мир». (Пожар в Москве) (1967 г.).

(Дети смотрят сцену сражений).























Список использованных источников:


  1. «Дошкольникам о защитниках Отечества». Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ «Сфера», 2005г.

  2. http://pedsovet.ru

  3. voina1812.narod.ru/2.html.

  4. Безлепкин Б. Г., Шишов А. В., «Гордиться славою предков». - Дошкольное воспитание. – 2002 г. -№ 2, 3.

  5. Лермонтов М. Ю.  «Бородино». – М.: Детская литература, 1989 г.

  6. Отечественная война 1812 года. - История. – 2012 г. - № 1.

  7. https://my.1september.ru/magazine/preview/full/his/2012/his-2012-01-f/index.html









Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18400 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос