В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

ЛЕТОПИСЦЫ ИСТОРИИ: РУССКИЕ ИСТОРИКИ И ИХ ТРУДЫ

Сообщить о нарушении     Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное учреждение

Машуковская средняя общеобразовательная школа

Мотыгинского района

Красноярского края









ЛЕТОПИСЦЫ ИСТОРИИ:
РУССКИЕ ИСТОРИКИ
И ИХ ТРУДЫ










Тип материала: внеклассное мероприятие

ФИО автора: Захарцов Михаил Георгиевич

МБОУ Машуковская СОШ учитель истории















п. Машуковка, 2012

Пояснительная записка



  1. Фамилия, имя, отчество автора: Захарцов Михаил Георгиевич

  2. Полное название образовательного учреждения: Муниципальное бюджетное учреждение Машуковская средняя общеобразовательная школа Мотыгинского района Красноярского края

  3. Название Конкурсной разработки: «Летописцы истории:
    русские историки и их труды»

  4. Краткое описание цели создания разработки и способов ее применения в учебно-воспитательном процессе: Цель: познакомить учащихся с биографиями и работами известных российских историков, их вкладом в историю как научную дисциплину. Мероприятие целесообразно проводить во время предметной недели истории в школе, в качестве внеклассного мероприятия для учащихся 6-9 классов.

  5. Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой:

Методика: конспект занятия.

Ресурсы: презентации «Летописцы истории:
русские историки и их труды» и «Летописцы истории:
русские историки и их труды. Вопрос - ответ»

Список используемых информационных ресурсов:























В течение мероприятия демонстрируется презентация «Летописцы истории:
русские историки и их труды»


Сегодня мы поговорим с вами об известных русских историках. Заслуга этих людей в том, что они сумели сохранить и дополнить, систематизировать те знания о прошлом нашей страны которые дошли до них.

Имена каких историков вы знаете?

Какой вклад они внесли? Чем они известны?

А теперь давайте вспомним наиболее известных из них.

Замечательный русский историк Василий Никитич Татищев вошёл в историю как один из соратников Петра I, которых Александр Сергеевич Пушкин образно назвал «птенцами гнезда Петрова». Это были талантливые, выдающиеся личности, достойные своего великого учителя, активные участники его преобразований, искренно стремившиеся к благу отечества. Таким человеком был и автор первого научного труда по истории России — Василий Никитич Татищев.

Василий Никитич Татищев родился 19 (29) апреля 1686 года в поместье своего отца, Никиты Алексеевича Татищева, в Псковском уезде. Татищевы происходили от Рюриковичей, точнее — от младшей ветви князей смоленских; род был захудалым, утратившим княжеский титул.

В. Н. Татищев сражался и в битве под Полтавой, где был ранен, по его собственным словам, «подле государя». В 1711 году Татищев участвовал в Прутском походе.

В 17121716 годах, подобно многим молодым дворянам, Татищев совершенствовал своё образование за границей, но не во Франции и Голландии, как большинство, а в Германии.

В 1719 году Брюс обратился к Петру I, обосновывая необходимость «землемерия» всего государства и составления подробной географии России. Татищев должен был стать исполнителем этой работы. Однако в начале 1720 года Татищев получил назначение на Урал и с этого времени практически не имел возможности заниматься географией. Кроме того, уже на подготовительном этапе к составлению географии Татищев увидел необходимость в исторических сведениях, быстро увлёкся новой темой и в дальнейшем собирал материалы уже не для географии, а для истории.

В 1720 году новое поручение оторвало Татищева от его историко-географических работ. Он был послан «в Сибирской губернии на Кунгуре и в прочих местах, где обыщутся удобные места, построить заводы и из руд серебро и медь плавить».

Во время первого пребывания Татищева на уральских заводах он успел сделать весьма многое: перенёс Уктусский завод на реку Исеть и там положил начало нынешнего Екатеринбурга, выбрал место для строительства медеплавильного завода около деревни Егошиха, тем самым положив начало городу Перми, добился дозволения пропускать купцов на Ирбитскую ярмарку и через Верхотурье, а также заведения почты между Вяткой и Кунгуром. При заводах открыл две начальные школы, две — для обучения горному делу, выхлопотал учреждение особого судьи для заводов, составил инструкцию для оберегания лесов, проторил новую, более короткую дорогу от Уктусского завода к Уткинской пристани на Чусовой и т. д.

Пока Татищев оставался при заводах, он своей деятельностью приносил много пользы и заводам, и краю: при нём число заводов возросло до 40; постоянно открывались новые рудники, и Татищев считал возможным устроить ещё 36 заводов, которые открылись лишь через несколько десятилетий.

Административная деятельность и постоянные разъезды требовали много сил и времени, поэтому на протяжении двадцати лет он занимался изучением истории по ночам. И только последние пять лет жизни уже тяжелобольной Татищев смог посвятить труду над историей отечества.
В этом нелёгком деле он был первопроходцем, ему приходилось овладевать необходимыми знаниями и навыками в процессе самой работы, собирать и изучать обширные исторические материалы, создавать методику их обработки. Татищев попытался критически взглянуть на летописные источники, сравнивая их и отбирая наиболее достоверные.
«История Российская» Татищева — это первый в России научный обобщающий труд по отечественной истории. По манере расположения материала она напоминает древнерусские летописи — события изложены в строгой хронологической последовательности. Вот почему это произведение историка иногда называют «последним летописным сводом». Но учёный не просто переписал летописи: он передал их содержание языком более доступным современникам, дополнил летописные известия другими материалами, а кроме того, в специальных комментариях дал собственную оценку событий. В этом была новизна и научная ценность его труда.
Татищев считал, что история — это воспоминания о «бывших деяниях и приключениях, добрых и злых». Знание истории помогает человеку не повторять ошибок своих предков и совершенствоваться нравственно.
Историческая наука, по мнению учёного, должна основываться на фактах, извлекаемых из источников. Работу историка он сравнивал с трудом архитектора, который должен из груды материалов отобрать всё годное для строительства здания. Так и историк должен уметь отличать надёжные и достоверные документы от тех, которые не заслуживают доверия.
Сам Татищев собрал и использовал огромное количество источников. Многие документы, ценные для изучения древней истории России, нашёл и опубликовал именно он (например, свод законов Киевской Руси «Русская правда» и Судебник времён Ивана IV). Да и сам его труд в значительной мере стал единственным источником, из которого можно узнать содержание многих исторических памятников, впоследствии уничтоженных или утерянных.
Большое внимание Татищев уделял происхождению, взаимной связи и географическому размещению народов, населявших нашу страну. Этим он положил начало развитию в России этнографии и исторической географии.
Татищев впервые в отечественной историографии разделил историю России на несколько основных периодов.
Кроме «Истории Российской» Татищев оставил много других работ, касающихся различных вопросов, но преследующих одну цель, которая была целью жизни историка, — достижение общественного и государственного блага

В 1998 году в Екатеринбурге установлен памятник основателям Екатеринбурга «Славным сынам России В. Н. Татищеву и В. И. де Геннину Екатеринбург благодарный 1998 год».

«История Российская» была выдающимся явлением зарождавшейся в России исторической науки. Это произведение — результат многолетнего трудолюбия, упорства и энтузиазма Василия Никитича Татищева. Высокую оценку его вклада в развитие отечественной историографии дал известный русский историк Сергей Михайлович Соловьёв: «...Важное значение его состоит именно в том, что он первый начал обрабатывание русской истории, как следовало начать; первый дал понятие о том, как приняться за дело; первый показал, что такое русская история, какие существуют средства для её изучения».

Другой известный историк Николай Михайлович Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года около Симбирска.

Получил домашнее образование. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена.

В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума».

В 17891790 предпринял поездку в Европу, в ходе которой посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, был в Париже во время великой французской революции. В результате этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторыми филологами считается, что именно с этой книги ведёт свой отсчёт современная русская литература. С тех пор его считают одним из её главных деятелей.

По возвращении из поездки в Европу, Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста.

Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 даровал звание историографа Николаю Михайловичу Карамзину; к званию тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

С начала XIX века Карамзин постепенно отошёл от художественной литературы «постригаясь в историки».

«Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях» сыграла также роль набросков к последующему огромному труду Николая Михайловича по русской истории. В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца. В последующие годы вышли ещё три тома «Истории», появился ряд переводов её на главнейшие европейские языки. Освещение русского исторического процесса сблизило Карамзина с двором и царём, поселившим его подле себя в Царском селе.

Незаконченный XII том был издан после его смерти.

По словам А. С. Пушкина «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом».

В своём труде Карамзин выступал больше как писатель, чем историк — описывая исторические факты, он заботился о красоте языка, менее всего стараясь делать какие-либо выводы из описываемых им событий. Тем не менее высокую научную ценность представляют его комментарии, которые содержат множество выписок из рукописей, большей частью впервые опубликованных Карамзиным. Некоторые из этих рукописей теперь уже не существуют.

Карамзин выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади в 1818.

Н. М. Карамзин открыл «Хождение за три моря» Афанасия Никитина в рукописи XVI века и опубликовал его в 1821 году. Последнее, что успел сделать, — вместе с Жуковским уговорил царя вернуть из ссылки Пушкина.

Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 г. в Санкт-Петербурге. Смерть его явилась результатом простуды, полученной 14 декабря 1825 года. В этот день Карамзин был на Сенатской площади

В Великом Новгороде на памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Н. М. Карамзина

Историк Николай Иванович Костомаров родился 4 (16) мая 1817 года в слободе Юрасовке Острогожского уезда Воронежской губернии

По позднейшим словам самого Костомарова, он «читал много всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришёл к такому вопросу: отчего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью народной массы? Бедный мужик-земледелец-труженик как будто не существует для истории; отчего история не говорит нам ничего о его быте, о его духовной жизни, о его чувствованиях, способе его радостей и печалей»? Мысль об истории народа и его духовной жизни, в противоположность истории государства, стала с этой поры основной идеей в кругу исторических воззрений Костомарова. Видоизменяя понятие о содержании истории, он раздвигал и круг её источников. «Скоро, говорит он, я пришёл к убеждению, что историю нужно изучать не только по мертвым летописям и запискам, а и в живом народе».

В историю Николай Иванович Костомаров вошел как общественный деятель, историк, публицист и поэт, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук, современник, друг и соратник Тараса Шевченко. Он был автором многотомного издания «Русская история в жизнеописаниях её деятелей», исследователем социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины, называемой Костомаровым южною Русью и южным краем.

Василий Осипович Ключевский в 1865 году окончил историко-филологический факультет Московского университета. В 1867 году начал преподавательскую деятельность (Александровское военное училище, Московская духовная академия, Высшие женские курсы и др.) В 1872 году защитил магистерскую диссертацию "Древнерусские жития святых как исторический источник", в 1882 году - докторскую диссертацию "Боярская дума Древней Руси". С 1879 года доцент, с 1882 года профессор русской истории Московского университета, с 1889 года - член корреспондент Петербургской Академии наук, с 1900 - академик, а с 1908 года - почетный академик по разряду изящной словесности.

В Московском университете Ключевский читал с начала 80-х годов общий курс истории России с древнейших времен до XIX века. "Курс русской истории"  Ключевского - единственная в русской историографии попытка путем постановки основных (по мнению историка) теоретических проблем экономической, общественной и культурной жизни проследить процесс исторического развития России и обосновать общие закономерности развития народа и общества. "Курс русской истории" неоднократно переиздавался в нашей стране.

Имя Ключевского пользовалось широкой популярностью среди интеллигенции и студенчества. Он был блестящим и остроумным лектором, великолепным стилистом.

Историк Сергей Михайлович Соловьев родился в Москве 5 мая 1820 г., умер 4 октября 1879 г. тоже в Москве, где протекала вся его жизнь, где он учился (в коммерческом училище, 1-й гимназии и университете), служил и работал. Семья (отец его был священником) воспитала в Сергее Соловьёве глубокое религиозное чувство, сказавшееся позже в том значении, какое он придавал в исторической жизни народов религии вообще и в применении к России, православию в частности.

В 1845 г. Соловьев блестяще защитил магистерскую диссертацию "Об отношениях Новгорода к великим князьям" и занял в Московском университете кафедру русской истории.

Работа о Новгороде сразу выдвинула С. как крупную научную силу с оригинальным умом и самостоятельными воззрениями на ход русской исторической жизни. Вторая работа Соловьева - "История отношений между русскими князьями Рюрикова дома" (Москва, 1847) - доставила ему степень доктора русской истории, окончательно установив за ним репутацию первоклассного ученого. Кафедру русской истории в Московском университете он занимал (за исключением небольшого перерыва) в течение более 30 лет; был избираем в деканы и ректоры.

Огромная начитанность, глубина и разносторонность знания, широта мысли, спокойный ум и цельность миросозерцания составляли отличительные черты Соловьева как ученого; они же обусловливали и характер его университетского преподавания. Лекции Сергея Михайловича не поражали красноречием, но в них чувствовалась необыкновенная сила; они брали не блеском изложения, а сжатостью, твердостью убеждения, последовательностью и ясностью мысли. Тщательно продуманные, они всегда вызывали на размышление.

30 лет неустанно работал Соловьёв над "Историей России", славой его жизни и гордостью русской исторической науки. Первый том ее появился в 1851 г., и с тех пор аккуратно из года в год выходило по тому. Последний, 29-й, вышел в 1879 г., уже по смерти автора.

Сергей Фёдорович Платонов. Одной из первых книг, прочитанных Платоновым, была подаренная ему отцом «История государства Российского» Н. М. Карамзина.

О занятиях историей вначале не помышлял, писал стихи и мечтал о карьере профессионального литератора, что и привело 18-летнего юношу в 1878 году на историко-филологический факультет Петербургского университета. Однако невысокий уровень преподавания литературоведческих дисциплин в университете и блестящие лекции профессора К. Н. Бестужева-Рюмина по русской истории определили его выбор в пользу последней.

Исходя из высказанной С. М. Соловьёвым «широкой исторической идеи», согласно которой начало новой России следует искать не в реформах Петра I, а в событиях Смутного времени, определил тему своей докторской диссертации: «Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв. (опыт изучения общественного строя и сословных отношений в Смутное время)». Первые строки диссертации написал в начале 1896 года, а в 1899 году «Очерки…» вышли отдельным изданием.

В первые послереволюционные годы вновь взвалил на себя нелёгкий груз административных и общественных должностей

3 апреля 1920 года Общим собранием Российской Академии наук был избран (за большой вклад в развитие русской исторической науки) её действительным членом.

В ночь на 12 января 1930 года был арестован вместе со своей младшей дочерью по подозрению «в активной антисоветской деятельности и участии в контрреволюционной организации».

После 19-месячного пребывания в Доме предварительного заключения и печально знаменитых ленинградских «Крестах» был выслан 8 августа 1931 года в сопровождении двух своих дочерей, Марии и Нины, в Самару, где 10 января 1933 года скончался в больнице от острой сердечной недостаточности.

По Платонову, отправной точкой, определившей особенности русской истории на много веков вперёд, является «военный характер» Московского государства, возникшего в конце XV века. Окружённое почти одновременно с трёх сторон врагами, действовавшими наступательно, великорусское племя вынуждено было принять чисто военную организацию и постоянно воевать на три фронта.

Историк Борис Александрович Рыбаков родился 21 мая (3 июня) 1908 года в Москве в русской старообрядческой семье. Отец учёного окончил историко-филологический факультет Московского государственного университета, был автором трудов по истории раскола, а также основателем и директором Старообрядческого Учительского института, созданного в 1911 году

Получил хорошее домашнее образование, в 1917 году в возрасте 9 лет был отдан в частную гимназию. В 1926 году поступил на историко-этнологический факультет МГУ, который окончил в 1930 году. В течение 6 месяцев служил курсантом в Красной Армии, в артиллерийском полку 1 дивизии в Москве, в 1931 году поступил на службу в Отдел раннего феодализма Исторического музея.

В ходе многолетней работы подготовил фундаментальный труд «Ремесло Древней Руси».

Б. А. Рыбаков был крупным археологом. Его научная деятельность началась с раскопок вятических курганов в Подмосковье. Он проводил масштабные раскопки в Москве, Великом Новгороде, Звенигороде, Чернигове, Переяславле Русском, Белгороде Киевском, Тмутаракани, Путивле, Александрове и мн. др. Им были целиком раскопаны древнерусские замки Любеч и Витичев, что дало возможность реконструировать облик небольшого древнерусского города. На этих раскопках учились «раскопочному ремеслу» сотни будущих историков и археологов. Многие ученики Б. А. Рыбакова стали известными учеными.

В своих трудах, таких как «Язычество древних славян» (1981), «Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв.» (1982), «Язычество древней Руси» (1987), Б. А. Рыбаков фактически воссоздал целый пласт дохристианских верований восточных славян, вызвав в свой адрес обвинения в фантастических спекуляциях и отсутствии единой методологии. К примеру, в образе Змея Горыныча академик видел смутное воспоминание славян о каком-то доисторическом животном, например, о мамонте.

А сейчас давайте посмотрим, как вы запомнили то, что сегодня услышали.


Презентация «Летописцы истории:
русские историки
и их труды. Вопрос – ответ»



Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Подписаться на новые Расписание вебинаров