В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Места проживания наших предков. Строительство дома.

Анжелика Сухина Анжелика Сухина
Тип материала: Урок
Рейтинг: 1234  голосов:4    просмотров: 3567    комментариев: 3
Краткое описание
Цель: познакомить учащихся со строительством древнерусского дома.
Задачи:
•    Изучить характерные детали и фрагменты построек деревянного дома;
•    Учить выполнять зарисовки архитектурных сооружений дама;
•    Воспитывать любовь к родине, к её традициям и народной культуре;
•    Воспитывать бережное отношение, уважение к сохранению и восстановлению народных промыслов в Пермском крае.

Описание
Во время урока дети узнают о местах проживания наших предков. Почему крестьяне селились в лесистых местах и на берегах рек и озер. Как и из какого материала строилась изба. Познакомились со старинными инструментами плотника. Изучили магические символы, которые охраняли жилище от злых духов и их значением. Изучили подробную конструкцию русской избы. Узнали, что означали для крестьян фасад здания, крыльцо и окна дома. Рассмотрели резные наличники и накладные наличники со ставнями. Вспомнили русские народные сказки, в которых художники изображали русскую избу. И узнали, что в Пермском крае сохранилось много старинных русских изб. В конце урока выполнили практическую работу в парах.
Места проживания наших предков. Строительство дома.
Сухина Анжелика Анатольевна
IIквалификационная категория
по должности «учительизобразительного
искусства»
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Тюлькинская основная
общеобразовательная школа»

Соликамского района

Урок для 6 класса
Продолжительность урока – 45 минут
Тюлькино, 2012
Пояснительная записка.
Актуальность.На современном этапе развития общества образование все чаще обращается к народным традициям образования и воспитания подрастающего поколения. Через традиции и обычаи передается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждой национальности.Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа.
Мной разработан урок для учащихся 6 классас мультимедийной презентацией. Информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и психического развития учащихся. Компьютер позволяет ученикам получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.
Содержание данного урока направлено на воспитание художественной культуры школьников, на развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Но как приобщить детей к истокам русской народной культуры? Как разбудить в них интерес к самим себе, к родному краю, к своему народу? Как воспитать в детях патриотизм, нравственность, духовность? В этом поможет всестороннее знакомство школьников с народным творчеством русского народа на уроках, с помощью которогоу них пробудится интерес и любовь к наследию народного искусства, вызовет желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества.
Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. В ходе занятия мы с детьми выясняем, что главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить и понимать культурное наследие русского народа.Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Ребенок должен получать наслаждение от общения с народным творчеством, тогда оно станет частью его внутреннего мира, основой формирования личности.
Вот поэтому реализацию цели моей педагогической деятельности на уроках искусства: приобщение детей к русскому народному наследию, я спланировала через решение следующих задач:
·
Воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость и интерес к наследию русского народа;
·
Оптимизировать познавательную деятельность учащихся через формирование учебно-познавательного интереса;
·
Постигать народную мудрость, красоту через творческую деятельность на уроке;
·
Развивать воображение учащихся во время творческого процесса;
·
Повышать интерес к изучению предмета посредством использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.
·
Формировать у подрастающего поколения чувства гордости за созданное искусство своего народа за прожитые века;
·
Воспитывать и формировать эстетические вкусы, трудолюбие, заботливое и бережное отношение к народным достояниям на основе традиционной народной культуры.
·
Приобретение новых знаний, умений и навыков в разных сферах декоративно-прикладного творчества;
Предполагаемые результаты
1. Учащиеся получают общие представления о народной художественной культуре русского народа;
2. У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;
3. Развивается художественный вкус, видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;
4. Получают необходимую информацию, используя книги, интернет;
5. Научиться анализировать и определять эстетическую значимость своей работы, развивать навыки контроля и самоконтроля, уважать себя и окружающих.
Тема урока: «Места проживания наших предков. Строительство дома».
Цель: познакомить учащихся со строительством древнерусского дома.
Задачи:
·
Изучить характерные детали и фрагменты построек деревянного дома;
·
Учить выполнять зарисовки архитектурных сооружений дама;
·
Воспитывать любовь к родине, к её традициям и народной культуре;
·
Воспитывать бережное отношение, уважение к сохранению и восстановлению народных промыслов в Пермском крае;
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Содержание урока.
Беседа.
У: Ребята, что вы знаете о местах проживания ваших предков? А как на Руси происходило строительство жилища?
Д: Ответы детей.
У: Сегодня на уроке вы узнаете и как выбирали места для проживания наши предки, и как они строили свои дома, и многое другое.

Изучение нового материала.
Слайд 2. У: В лесистых местах, по берегам рек и озер селились, оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. «Возле леса жить – голодному не быть». В лесу зверь и птица, смола и дикий мед, ягоды и грибы. Перед строительством надо было освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Так возникала заимка (занимать), а первые постройки назывались починками (т.е. начало).
… Я любил этот дом деревянный,
В бревнах теплилась грозная мощь,
Наша печь как-то дико и странно
Завывала в дождливую ночь. С.Есенин.
Изба – традиционное русское жилище из дерева, отапливаемое зимой.
 Слайд 3. Для строительства дома больше всего годились сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надежная.
Русским народом придумано огромное количество пословиц, связанных с деревьями:
Ø Старое дерево скрипит, да не ломается.
Ø Старый дуб не скоро сломится.
Ø Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Ø Дерево не поранишь, соку не достанешь.
Ø Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Ø Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят.
Ø Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.
 Слайд 4. Строить избу выходило до двадцати человек, но хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант. Так организовались плотницкие артели.
 Слайд 5. Топор за поясом, скобель, долото – вот весь инструмент. Пилы тоже были, но пользовались ими редко. Топором и лес рубили и ложку могли выстругать.
 Слайд 6.Наиболее распространенным типом жилища Древней Руси XVIXVIIв.в. являлась односрубная четырёхстенная изба с сенями, иногда добавлялась холодная клетьдля хранения имущества или жилья в летнее время.
Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинутся.
Крестьянский дом весь был пронизан магическими символами, с помощью которых его обитатели защищались от окружающего их зла и стремились обеспечить себе безопасную жизнь. Защитные символы помещали в самых уязвимых местах двора и избы, ими украшали все проемы и отверстия, через которые могли проникнуть злые духи.
 Слайд 7. Самую высокую точку крыши -охлупень украшало изображение коня, символизирующего солнце в зените. На кромке кровли красовались причелины (от слова «чело» — лоб) с волнистым узором, символизирующим небесную воду, то есть «хляби небесные».Волнистые линии, расположенные в два или три ряда, подчеркивали глубину хлябей. Иногда линии дополнялись точками, символизирующими дождевые капли.
 Слайд 8. На месте стыка причелин располагалось дощатое «полотенце», с солярным знаком. Причелины, спускавшиеся по кромке кровли, завершаются внизу тоже знаком солнца, а концами жердей с крюком на конце «куриц», державших желоб для слива дождевой воды придана форма птиц или головы коня.
Слайд 9. Давайте посмотрим внешний вид дома.
 Слайд 10. Связь между солнцем и изображением колеса известна с древности. Система расположения солярных знаков связана с движением солнца вокруг земли и также пришла из глубокой древности: слева на лице избы располагалось восходящее солнце, конек символизировал полуденное солнце, справа изображали солнце заходящее.
 Слайд 11. Фигура коня подчеркивала движение, так как люди верили в то, что солнце совершает свой дневной путь по небу на конях, а ночью движется по подземному океану на водоплавающих птицах. Образ птицы был связан с небом, поэтому тонкие жерди с крюком на конце, поддерживающие водотечный поток, заканчивались изображением птиц-куриц. Эти конструктивные детали, расположенные над дверью, так и назывались «курицы».
 Слайд 12. Крест, изображенный в круге, и колесо с шестью спицами обозначали не только солнце, но и огонь. Такое изображение называли громовым знаком, его частовырезали на причелинах и на матице (опорная балка, проходящая посередине потолка избы), чтобы молния не ударила в дом и чтобы уберечь дом от пожара. В северорусской резьбе громовой знак вырезали в форме круга с шестью изогнутыми языками пламени, изображающими вращение огненного шара.
Ромбо-точечный знак, часто встречающийся в узорах, символизирует землю и пашню. Для древнего земледельца линии, пересекавшие прямоугольник, обозначали полдень, полночь, восход и закат, а также четыре стороны прямоугольного поля, которое вспахивалось плугом в двух направлениях, а потом боронилось в двух направлениях, перпендикулярных бороздам.Солярный знак с крестом мог означать и четыре стороны света: север, юг, восток и запад, так как земные координаты определялись по солнцу.
Физминутка.Слайд 13.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились,
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
 Слайд 14. Фасад для крестьян означал – «лицо» избы. На боковом южном фасаде дома ставили крыльцо. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Окна – «глаза» дома.
 Слайд 15 — 16. Над окнами крепились резные наличники, позже появились накладные наличники со ставнями. Если ставни открыты – значит, хозяева дома, а закрыты – значит, еще спят или куда-то ушли.
И теперь, когда вот новым светом Все равно остался я поэтом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Золотой бревенчатой избы С. Есенин… У: Ребята, а где вы могли встречать изображение русской избы?

Д: В сказках.
 

«Крошечка – Хаврошечка»

Слайд 17. У: Да. Во многих русских народных сказках художники по-своему изображают избу. Давайте посмотрим. У: Знаете ли вы, ребята, что в нашем Пермском крае сохранилось много старинных русских изб. Вот некоторые из них:
 Слайд 18. Изба с. ГоворливоеКрасновишерского района. На дому висят две надписи. Давайте попробуем их прочитать.
 Слайд 19. Дома в Г. Чердынь. Слайд 20. Покча. Ворота купеческой усадьбы.
  
Слайд 21. Дом на р. Чусовая. Слайд 22. Село Касиб. Висячее крыльцо жилого дома.
 Слайд 23. Усть-БоровскаяСоликаского района Пермского края. Солеваренный завод XIX века.
III. Практическая работа.
Работа в парах. С помощью солярных знаков, лежащих у вас на столах, разработать узор причелин с «полотенцем» на крыше дома. Распределить поровну обязанности в паре.
IV. Итог урока.
Анализ выполненных работ. Ответить на вопросы:
1. По каким приметам выбирали место для постройки избы?
2. Что изображали на причелинах?
3. Что означали крыльцо и окна?
Литература:
1. Поурочные планы по изобразительному искусству 5 – 8 классы по учебнику В.С. Кузина. Составители: Дроздова, О.В.Павлова, Т.В.Андриенко, 2005, 2006, 2008г.г.
2. ИЗО 5 – 7 кл. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / авт.сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009
3. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О.В.Свиридова – Волгоград: Учитель, 2007
4. Сайты интернета:
·
happynouruz.narod.ru
·
www.srub.info
·
yomen.livejournal.com
·
sites.google.com
·
www.newsprom.ru
·
www.prosv.ru
·
www.webois.com.ua
·
forum-slovo.ru
·
www.fotooko.ru
·
www.fotosoyuz.ru
·
lorinda.ru
·
http://www.nashural.ru/Goroda_i_sela/ust-borovskoi.htm
Пожаловаться 31 марта 2012
Файлы
Места проживания наших предков.docx
HTML Войдите для скачивания файлов










Места проживания наших предков. Строительство дома.




Сухина Анжелика Анатольевна

II квалификационная категория

по должности «учитель изобразительного

искусства»

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Тюлькинская основная

общеобразовательная школа»

Соликамского района

Урок для 6 класса

Продолжительность урока – 45 минут















Тюлькино, 2012

Пояснительная записка.

Актуальность. На современном этапе развития общества образование все чаще обращается к народным традициям образования и воспитания подрастающего поколения. Через традиции и обычаи передается историческое наследие народа, понимание самобытности культуры каждой национальности. Традиционная народная культура является важной составной частью национальной культуры каждого народа.

Мной разработан урок для учащихся 6 класса с мультимедийной презентацией. Информационные технологии необходимо рассматривать как мощное средство повышения эффективности обучения и психического развития учащихся. Компьютер позволяет ученикам получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир.

Содержание данного урока направлено на воспитание художественной культуры школьников, на развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Но как приобщить детей к истокам русской народной культуры? Как разбудить в них интерес к самим себе, к родному краю, к своему народу? Как воспитать в детях патриотизм, нравственность, духовность? В этом поможет всестороннее знакомство школьников с народным творчеством русского народа на уроках, с помощью которого у них пробудится интерес и любовь к наследию народного искусства, вызовет желание участвовать в сохранении традиционных видов народного творчества.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития нравственности и духовности. В ходе занятия мы с детьми выясняем, что главное сокровище человека – познание самого себя, знание своего народа и умение ценить и понимать культурное наследие русского народа. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Ребенок должен получать наслаждение от общения с народным творчеством, тогда оно станет частью его внутреннего мира, основой формирования личности.

Вот поэтому реализацию цели моей педагогической деятельности на уроках искусства: приобщение детей к русскому народному наследию, я спланировала через решение следующих задач:

  • Воспитывать у учащихся эмоциональную отзывчивость и интерес к наследию русского народа;

  • Оптимизировать познавательную деятельность учащихся через формирование учебно-познавательного интереса;

  • Постигать народную мудрость, красоту через творческую деятельность на уроке;

  • Развивать воображение учащихся во время творческого процесса;

  • Повышать интерес к изучению предмета посредством использования на уроке информационно-коммуникационных технологий.

  • Формировать у подрастающего поколения чувства гордости за созданное искусство своего народа за прожитые века;

  • Воспитывать и формировать эстетические вкусы, трудолюбие, заботливое и бережное отношение к народным достояниям на основе традиционной народной культуры.

  • Приобретение новых знаний, умений и навыков в разных сферах декоративно-прикладного творчества;

Предполагаемые результаты

  1. Учащиеся получают общие представления о народной художественной культуре русского народа;

  2. У детей появится интерес к истории и культуре нашего народа;

  3. Развивается художественный вкус, видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления. Эмоциональное отношение через свое творчество;

  4. Получают необходимую информацию, используя книги, интернет;

  5. Научиться анализировать и определять эстетическую значимость своей работы, развивать навыки контроля и самоконтроля, уважать себя и окружающих.

























Тема урока: «Места проживания наших предков. Строительство дома».

Цель: познакомить учащихся со строительством древнерусского дома.

Задачи:

  • Изучить характерные детали и фрагменты построек деревянного дома;

  • Учить выполнять зарисовки архитектурных сооружений дама;

  • Воспитывать любовь к родине, к её традициям и народной культуре;

  • Воспитывать бережное отношение, уважение к сохранению и восстановлению народных промыслов в Пермском крае;

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Содержание урока.

Беседа.

У: Ребята, что вы знаете о местах проживания ваших предков? А как на Руси происходило строительство жилища?

Д: Ответы детей.

У: Сегодня на уроке вы узнаете и как выбирали места для проживания наши предки, и как они строили свои дома, и многое другое.

Изучение нового материала.C:\Users\User\Desktop\быт первых русских поселденцев на р. Чусовая.jpg

Слайд 2. У: В лесистых местах, по берегам рек и озер селились, оседали, ставили свои дома и хозяйственные постройки наши предки. «Возле леса жить – голодному не быть». В лесу зверь и птица, смола и дикий мед, ягоды и грибы. Перед строительством надо было освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Так возникала заимка (занимать), а первые постройки назывались починками (т.е. начало).

Я любил этот дом деревянный,

В бревнах теплилась грозная мощь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь. С.Есенин.

Изба – традиционное русское жилище из дерева, отапливаемое зимой.

Слайд 3. Для строительства дома больше всего годились сосна и ель: стволы прямые, древесина крепкая и надежная.

Русским народом придумано огромное количество пословиц, связанных с деревьями:

  • Старое дерево скрипит, да не ломается.

  • Старый дуб не скоро сломится.

  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.

  • Дерево не поранишь, соку не достанешь.

  • Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

  • Деревья скоро садят, да не скоро с них плоды едят.

  • Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.

Слайд 4. Строить избу выходило до двадцати человек, но хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант. Так организовались плотницкие артели.

Слайд 5. Топор за поясом, скобель, долото – вот весь инструмент. Пилы тоже были, но пользовались ими редко. Топором и лес рубили и ложку могли выстругать.

Слайд 6.Наиболее распространенным типом жилища Древней Руси XVIXVII в.в. являлась односрубная четырёхстенная изба с сенями, иногда добавлялась холодная клеть для хранения имущества или жилья в летнее время.C:\Users\User\Desktop\3790287_large.jpg

Русские избы изумляют плотницким искусством: ни одного гвоздя, а стоят – не сдвинутся.

Крестьянский дом весь был пронизан магическими символами, с помощью которых его обитатели защищались от окружающего их зла и стремились обеспечить себе безопасную жизнь. Защитные символы помещали в самых уязвимых местах двора и избы, ими украшали все проемы и отверстия, через которые могли проникнуть злые духи.

Слайд 7. Самую высокую точку крыши - охлупень украшало изображение коня, символизирующего солнце в зените. На кромке кровли красовались причелины (от слова «чело» — лоб) с волнистым узором, символизирующим небесную воду, то есть «хляби небесные». Волнистые линии, расположенные в два или три ряда, подчеркивали глубину хлябей. Иногда линии дополнялись точками, символизирующими дождевые капли.

Слайд 8. На месте стыка причелин располагалось дощатое «полотенце», с солярным знаком. Причелины, спускавшиеся по кромке кровли, завершаются внизу тоже знаком солнца, а концами жердей с крюком на конце «куриц», державших желоб для слива дождевой воды придана форма птиц или головы коня.Слайд3б

Слайд 9. Давайте посмотрим внешний вид дома.

Слайд 10. Связь между солнцем и изображением колеса известна с древности. Система расположения солярных знаков связана с движением солнца вокруг земли и также пришла из глубокой древности: слева на лице избы располагалось восходящее солнце, конек символизировал полуденное солнце, справа изображали солнце заходящее.

Слайд 11. Фигура коня подчеркивала движение, так как люди верили в то, что солнце совершает свой дневной путь по небу на конях, а ночью движется по подземному океану на водоплавающих птицах. Образ птицы был связан с небом, поэтому тонкие жерди с крюком на конце, поддерживающие водотечный поток, заканчивались изображением птиц-куриц. Эти конструктивные детали, расположенные над дверью, так и назывались «курицы».

Слайд 12. Крест, изображенный в круге, и колесо с шестью спицами обозначали не только солнце, но и огонь. Такое изображение называли громовым знаком, его часто вырезали на причелинах и на матице (опорная балка, проходящая посередине потолка избы), чтобы молния не ударила в дом и чтобы уберечь дом от пожара. В северорусской резьбе громовой знак вырезали в форме круга с шестью изогнутыми языками пламени, изображающими вращение огненного шара.Русская вышивка

Ромбо-точечный знак, часто встречающийся в узорах, символизирует землю и пашню. Для древнего земледельца линии, пересекавшие прямоугольник, обозначали полдень, полночь, восход и закат, а также четыре стороны прямоугольного поля, которое вспахивалось плугом в двух направлениях, а потом боронилось в двух направлениях, перпендикулярных бороздам. Солярный знак с крестом мог означать и четыре стороны света: север, юг, восток и запад, так как земные координаты определялись по солнцу.

Физминутка. Слайд 13.

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Слайд 14. Фасад для крестьян означал – «лицо» избы. На боковом южном фасаде дома ставили крыльцо. Его поддерживали резные столбы, на которых крепилась кровля. Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Окна – «глаза» дома.

Слайд 15 - 16. Над окнами крепились резные наличники, позже появились накладные наличники со ставнями. Если ставни открыты – значит, хозяева дома, а закрыты – значит, еще спят или куда-то ушли.

И теперь, когда вот новым светом Все равно остался я поэтом

И моей коснулась жизнь судьбы, Золотой бревенчатой избы С. Есенин.. У: Ребята, а где вы могли встречать изображение русской избы?

Д: В сказках.

«Крошечка – Хаврошечка»

Слайд 17. У: Да. Во многих русских народных сказках художники по-своему изображают избу. Давайте посмотрим.

У: Знаете ли вы, ребята, что в нашем Пермском крае сохранилось много старинных русских изб. Вот некоторые из них:

Слайд 18. Изба с. Говорливое Красновишерского района. На дому висят две надписи. Давайте попробуем их прочитать.

Слайд 19. Дома в Г. Чердынь. Слайд 20. Покча. Ворота купеческой усадьбы.C:\Users\User\Desktop\г. Чусовой Пермского края.jpg

Слайд 21. Дом на р. Чусовая. Слайд 22. Село Касиб. Висячее крыльцо жилого дома.C:\Users\User\Desktop\fr1-18.jpgC:\Users\User\Desktop\покча ворота купеческой усадьбы.jpg

Слайд 23. Усть-Боровская Соликаского района Пермского края. Солеваренный завод XIX века.

  1. Практическая работа.

Работа в парах. С помощью солярных знаков, лежащих у вас на столах, разработать узор причелин с «полотенцем» на крыше дома. Распределить поровну обязанности в паре.

  1. Итог урока.

Анализ выполненных работ. Ответить на вопросы:

  1. По каким приметам выбирали место для постройки избы?

  2. Что изображали на причелинах?

3. Что означали крыльцо и окна?




























Литература:


  1. Поурочные планы по изобразительному искусству 5 – 8 классы по учебнику В.С. Кузина. Составители: Дроздова, О.В.Павлова, Т.В.Андриенко, 2005, 2006, 2008г.г.

  2. ИЗО 5 – 7 кл. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / авт.сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009

  3. Изобразительное искусство: предметная неделя в школе/ сост. О.В.Свиридова – Волгоград: Учитель, 2007

  4. Сайты интернета:



Места проживания наших предков.rar
Войдите для скачивания файлов
Места проживания наших предков. Строительство дома.rar
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Марина Гилярова
    7 апреля 201220:47
    Марина Гилярова

    Уважаемая Анжелика Анатольевна!
    Ваш конспект без презентации потерял свою оригинальность и значимость. Назначение портала Учмет не только в том, чтобы оценить вашу работу, а, главным образом, создать информационное пространство для преподавателей по обмену опытом, использовать информационные ресурсы других преподавателей в своей практике, накапливать материал по нужным темам, заниматься самообразованием. То, что описываете вы в своей работе, без презентации, давно известно учителям вашей дисциплины, а если бы была презентация, каждый смог бы использовать ее как готовый информационный продукт.
    Кроме этого, вы не учли требования портала к размещению материала на его страницах, не поместили логотип портала на первой странице.

  • Татьяна Остапцова
    11 апреля 201214:11
    Татьяна Остапцова

    Уважаемая Анжелика Анатольевна! Очень интересная разработка урока! Спасибо!!! Не могли бы Вы к ней добавить Вашу презентацию? С уважением, Татьяна Николаевна.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru