В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

Интерактивная игра - викторина по роману Л.Н.Толстого "Война и мир".

G:\я модератор\logo.png МБОУ СОШ № 28 ст. Тамань, Саглай Ирина Владимировна

Урок – игра.

Викторина по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» (т.2) (в стиле телевизионного шоу «Своя игра».

Цели и задачи:

  1. Проконтролировать знание сюжета произведения.

  2. Воспитывать умение работать в коллективе.

  3. Развивать умение лаконично отвечать на поставленный вопрос.

  4. Развивать навыки сжатого аргументированного пересказа.

  5. Развивать речь учащихся.

  6. Развивать навыки анализа отдельных эпизодов произведения.

Ход игры:

Правила.

Класс делится на три команды (по рядам).

Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков. Игра состоит из трех туров.

Игрокам предлагается 5 тем, включающих в себя по 4 вопроса. Вопросы оценены баллами от 5 до 20, в зависимости от сложности. Игроки выбирают тему, затем цену вопроса.

Ведущий задает вопрос, отвечает на него тот, кто первым поднимет руку. Если ответ правильный, то команда получает очки соответственно номиналу вопроса. Если ответ неправильный, то очки не начисляются. Команда выбирает вопросы до первого неправильного ответа. Если команда ответила неправильно, право ответа переходит тому, игроку, который раньше поднял руку. Эта команда теперь будет продолжать выбирать категории.

1 тур. Вопросы.

Портрет 5 . Кто это? Он на этом бале в первый раз почувствовал себя оскорблённым тем положением, которое занимала его жена в высших сферах. Он был угрюм и рассеян. Поперёк лба его была глубокая складка, и он, стоя у окна, смотрел через очки, никого не видя.

Ответ: Пьер Безухов.

Портрет 10. «Лазарев мрачно взглянул на маленького человека с белыми руками, который что-то сделал над ним… все ли стоять ему, или не прикажут ли ему пройтись теперь, или, может быть, еще что-нибудь сделать?» Кто этот маленький человек, описанный Толстым как «комедиант», о котором Николай Ростов думал, что тот «дурно и нетвердо сидел на лошади»?

Ответ: Наполеон Бонапарт

Портрет 15. О ком в романе Наполеон говорит: «Это прекрасное животное»?

Ответ: Елена Васильевна Курагина - Элен

Комментарии учителя: Автор показывает, что Элен Курагина никого никогда не любила, сердце у неё мертво. Она не просто увлекается и ошибается, переходя от поклонника к поклоннику, а это у неё сознательная линия поведения. Именно потому и появляются разврат и зло, что у неё нет сердца, а есть только низменные инстинкты. В романе Наполеон говорит о ней: «Это прекрасное животное».

Портрет 20. Кто это? «Лично князь Андрей не знал его и никогда не видал , но всё, что он знал о нём, мало внушало ему уважения к этому человеку.»

«Он – военный министр, доверенное лицо государя императора; никому не должно быть дела до его личных свойств; ему поручено рассмотреть мою записку, - следовательно, он один и может дать ход ей», - думал князь Андрей…»

Портрет: сорокалетний человек с длинной талией, с длинной, коротко обстриженной головой и толстыми морщинами, с нахмуренными бровями и каре-зелёными тупыми глазами и висячим красным носом.

Ответ: Алексей Андреевич Аракчеев

Комментарии учителя: Т.2, ч.3, гл.4.

1. Август 1809 г. Петербург. Время Сперанского – время воплощения либеральных мечтаний Александра I.

2. Князь Андрей в Петербурге и как камергер при дворе. Сухость Государя к князю Андрею. Записка о военном уставе.

3. Князь Андрей по поводу записки о военном уставе в приемной графа Аракчеева, военного министра, и у него на приеме. Резолюция Аракчеева


Дом 5. Чьи это имения? Одно именье его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком. В Богучарово была выписана на его счет ученая бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте.

Ответ: Князя Андрея Болконского

Комментарии учителя: Все, о чем мечтал Пьер, но не смог реализовать князь Андрей, много не разговаривая, сделал.

Дом 10. О чьем доме идет речь?

« - Вот он уголперекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!

– К какому домуто? – спросил ямщик.

 

– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом!»

Ответ: Дом Ростовых

Дом 15 . Чей кабинет описан? В большом кабинете , убранном от стен до потолка персидскими коврами, медвежьими шкурами и оружием, сидел (…) в дорожном бешмете и сапогах перед раскрытым бюро, на котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль в расстегнутом мундире ходил из той комнаты, где сидели свидетели, через кабинет в заднюю комнату, где его лакейфранцуз с другими укладывал последние вещи. (Обратите внимание, что в квартире в переднем углу образ (икона).)

Ответ: Федор Долохов

Дом 20 . Узнав от Марьи Дмитриевны Ахросимовой об истории Наташи с Анатолем, Пьер вначале искренно пожалел князя Андрея и осудил Наташу, сопоставив её со своей женой. Чуть позже он сообщил Наташе, что Анатоль обманул её, скрыв свою женитьбу. Далее Пьер встретился с Анатолем, высказал ему всё, что думал, назвав негодяем и мерзавцем. Безухов забрал у Курагина письмо, компрометирующее Наташу, взял с него слово о молчании по поводу его отношений с Ростовой и заставил Анатоля поскорее уехать в Петербург, чтобы тот не встретился с князем Андреем. Таким образом граф Безухов уберёг своего друга от дуэли. Где произошел разговор Пьера с Анатолем?

Ответ: В Москве в доме Пьера, в гостиной.

Мысли 5. Кто из героев решает хозяйственные дела подобным образом? «Чёрт с ними, с этими мужиками, и деньгами, и транспортами по странице, - думал он. – Ещё от угла на шесть кушей я понимал когда-то, но по странице транспорт – ничего не понимаю», - сказал он сам себе и с тех пор более не вступался в дела.» Только разорвал вексель на имя Друбецких, потому что они раньше дружили с их семьёй и были бедны.

Ответ: Николай Ильич Ростов

Мысли 10. Кто из героев так перерождается? Опыт жизни, простая вера княжны Марьи оказывают на него благотворное влияние: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй меня!»

Ответ: Болконский Андрей

Мысли15. Вопросы, мучающие Пьера после дуэли с Долоховым?

Ответ: В размышлениях Пьера соединяются разнородные события, которые исключают возможность думать о целесообразном устройстве мира, оценивать и судить его: «Дурно ли это было или хорошо? Для меня хорошо, для другого проезжающего дурно, а для него самого неизбежно. Потому что ему есть нечего. Он говорил, что его прибил за это офицер. А офицер прибил за то, что ему надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счёл себя оскорблённым. А Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником. А через год убили тех, кто его казнил, тоже за что-то».

Противительным союзом «а» Толстой подчёркивает во внутренней речи героя его ощущение абсурдности жизни, где всё случайно и относительно, не связано воедино. Правды нет ни в частной жизни, ни в истории. Пьеру кажется, что «свернулся» тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь.

Мысли 20. Чей образ мышления перед Вами? «(…) никогда не думала об этом гордом слове: справедливость. Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе – в законе любви и самоотвержения, преподанном нам тем, который с любовью страдал за человечество, когда сам он – Бог».

Ответ: Княжна Марья Болконская

Комментарии учителя: Т.2, ч.3, гл.25.

Взаимоотношения старого князя Николая Андреевича и княжны Марьи: несправедливость отца и «простой и ясный закон» дочери.

История 5 . О ком и о чем идет речь? Он привлек Пьера своей твёрдой верой, прежде всего в необходимость нравственного «очищения» мира и человека, в потребность человека в личном совершенствовании. И он проникается желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства», что значит – жить не для себя, а для других.

Ответ: Масон Осип Алексеевич Баздеев. Масонство.

Историческая справка : Масо́нство (франкмасо́нство, фр. Franc-maçonnerie, англ. Freemasonry) — это братство, которое берёт свое начало из малоизвестных истоков в конце XVI — начала XVII века, предположительно — оперативных Цехов каменщиков. Масонское братство — это этическое движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации. Этика и философия масонства опираются на монотеистические религии. Название масон или франкмасон происходит от фр. franc-maçon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия — вольный каменщик.

Масонство позиционируется как нравственно-этическая система, выраженная в аллегориях и иллюстрируемая символами. Большинство символики заимствовано из иудаизма и христианства, в ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами. Внимание масонов обращается на необходимость нравственного самосовершенствования, а также духовного роста в рамках той религии, которую каждый из них исповедует. Философия масонства включает в себя внешние элементы как христианства, так и других религий.

Комментарии учителя: Судьба сводит Пьера с масоном Баздеевым, и на время он обретает согласие с миром и собой, а навсегда – знание важности вечных вопросов бытия. Масоны привлекли Пьера своей твёрдой верой, прежде всего в необходимость нравственного «очищения» мира и человека, в потребность человека в личном совершенствовании. Он проникается желанием «переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства», что значит – жить не для себя, а для других. «Я жил для себя и погубил свою жизнь», - с такими мыслями Пьер едет в свои киевские имения, чтобы облегчить участь крестьян.

Пьер уверовал в Бога как существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое». Пьер открыл для себя по сути не масонскую, а глубоко истинную религию, как её понимал автор романа.

«В чаду своих занятий и увлечений Пьер, однако, по прошествии года начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из-под его ног, чем твёрже он старался стать на ней. Вместе с тем он чувствовал, что чем глубже уходила под его ногами почва, на которой он стоял, тем невольнее он был связан с ней. Когда он приступил к масонству, он испытывал чувство человека, доверчиво становящего ногу на ровную поверхность болота. Поставив ногу, он провалился. Чтобы вполне увериться в твёрдости почвы, на которой он стоял, он поставил другую ногу и провалился ещё больше, завяз и уже невольно ходил по колено в болоте.»

История 10 . Какой временной промежуток описан во втором томе романа?

Ответ: Изображение России за шестилетие (1806 – 1812) было у Толстого изображением определённой исторической эпохи, подводящей к Отечественной войне. Без II тома нам был бы непонятен характер участия в войне главных героев и их судьба в эпилоге.

Почему рушится мир к концу повествования II тома?

Во-первых, мир разрушает война, она не даёт возможности спокойно и светло жить. Во-вторых, автор приводит героев к внутреннему кризису, потому что ни у одного из них пока ещё нет единства с народом, у каждого свои и для себя цели. Никто из них пока ещё не нашёл сопряжённости с общей жизнью народа. В поисках своего подлинного места в жизни и подлинного счастья герои пройдут Отечественную войну, многое переживут, поймут.

История15. Историческое лицо, прославившееся Шенграбенским и Аустерлицким сражениями , еще более прославившееся в светской Москве тем, что при восхвалении его, показывалось неодобрение и нерасположение Кутузову?

Ответ: Багратион. Но героем из героев был князь Багратион, прославившийся своим Шенграбенским делом и отступлением от Аустерлица, где он один провел свою колонну нерасстроенною и целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля. Тому, что Багратион выбран был героем в Москве, содействовало и то, что он не имел связей в Москве, и был чужой. В лице его отдавалась должная честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату, еще связанному воспоминаниями Итальянского похода с именем Суворова. Кроме того в воздаянии ему таких почестей лучше всего показывалось нерасположение и неодобрение Кутузову.

Историческая справка: Активный участник войны против Наполеона в 1805—1807 годах. В кампании 1805 года, когда армия Кутузова совершала стратегический марш-манёвр от Браунау к Ольмюцу, Багратион возглавлял её арьергард. Его войска провели ряд успешных боёв, обеспечивая планомерное отступление главных сил. Особенно прославились они в сражении при Шёнграбене.

В Аустерлицком сражении Багратион командовал войсками правого крыла союзной армии, которые стойко отражали натиск французов, а затем составили арьергард и прикрывали отход главных сил.

В ноябре 1805 год получил чин генерал-лейтенанта.

История 20. О каком знаменитом государственном деятеле - реформаторе идет речь? Высокий, лысый, белокурый человек лет сорока с большим открытым лбом и необычайной, странной белизной продолговатого лица. Вся фигура его имела особенный тип, по которому сейчас можно было узнать его. Ни у кого из общества, в котором жил князь Андрей, он не видал этого спокойствия и самоуверенности неловких и тупых движений, ни у кого он не видал такого твёрдого и вместе мягкого взгляда полузакрытых и несколько влажных глаз, не видал такой твёрдости ничего не значащей улыбки, такого тонкого, ровного, тихого голоса и, главное, такой нежной белизны лица и особенно рук, несколько широких, но необыкновенно пухлых, нежных и белых.

Он не перебегал глазами с одного лица на другое, как это невольно делается при входе в большое общество, и не торопился говорить. Он говорил тихо, с уверенностью, что будут слушать его, и смотрел только на то лицо, с которым говорил.

Ответ: Михаил Михайлович Сперанский

Историческая справка: Граф Михаил Михайлович Сперанский (1 (12) января 1772 — 11 (23) февраля 1839) — русский общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения. Действительный член Императорской Российской академии (1831), почётный член Императорской Российской академии (1821—1831) и Императорской Академии наук (1819). Воспитатель наследника-цесаревича Александра Николаевича. Начинаются звездные годы Сперанского, эпоха славы и могущества, когда он был вторым лицом в могущественнейшей империи. На политическом небосклоне всходили новые звезды: Сперанский (гражданские реформы) и Аракчеев (военные реформы). Александр I оценил выдающиеся способности Сперанского. Императора привлекало то, что он не был похож как на екатерининских вельмож, так и на молодых друзей из «Негласного комитета». Александр стал приближать его к себе, поручая ему «частные дела». Сперанский был введен в «Комитет для изыскания способов усовершенствования духовных училищ и к улучшению содержания духовенства»

Комментарии учителя: «…первый длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он первый раз увидал Сперанского. Он видел в нём разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего её только для блага России. Сперанский, в глазах князя Андрея, был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему-то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея ещё слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приёмов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своего мнения.»

«Главная черта ума Сперанского, поразившая князя Андрея, была несомненная, непоколебимая вера в силу и законность ума. И этот-то особенный склад ума Сперанского более всего привлекал к себе князя Андрея.» Т.2, ч.3, гл.6. Сперанский и его «несомненная, непоколебимая вера в силу и законность ума». Сперанский как новый кумир князя Андрея. «Страстное чувство восхищения» Сперанским и раздражение князя Андрея.

Детали 5. Какая художественная деталь объединяет два эпизода? Долохов серьезно стал метать. О, как ненавидел Ростов в эту минуту эти руки, красноватые с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из под рубашки, имевшие его в своей власти… Десятка была дана.

– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.

– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал.

Ответ: руки.

Комментарии учителя: Обратите внимание, как в этой сцене находит свое своеобразное воплощение мотив возвращения блудного сына, один из вариантов блуждания человеческого духа. Николай Ростов отпадает от дома как-то незаметно, словно не покидая его: он кутит с Денисовым, совершает вылазки в свет/в «полусвет»/в «темноту» – «поездки туда» (Т.2, ч.1, гл.2) – и возвращается домой, в «любовную поэтическую атмосферу». Это даже не отпадение, а разлад души, разделение ее на две половинки: дом – одно, а «полутьма» – «это было другое дело» (Т.2, ч.1, гл.2).

Соотнесите спасительную руку отца, которую целует Николай Ростов (это просто «рука отца»), и руки Долохова, на которые несколько раз обращает внимание Николай и от которых уже зависит его судьба.

Обратите внимание, как искушается Николай Ростов, как он вспоминает слова Долохова о картах, как с ним «что-то случается» и он втягивается в игру, попадая в зависимость от Долохова, от его рук, «красноватых, с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из-под рубашки». Л.Толстой показывает, как Николай Ростов, как-то необъяснимо, почти теряя волю, психически – через слух-память и взгляд-зрение – попадает в руки Долохова, «имевшие его в своей власти».

Соотнесите смысл слов матери Долохова

Детали 10 . О каком предмете идет речь? Обратите внимание на такую деталь: Багратион в Английском клубе показался «без шляпы и …, которые он, по клубному обычаю, оставил у швейцара», а Денисов «отстегнул …» в зале перед самым танцем.

Ответ: шпага, сабля.

Детали 15 . Что объединяет все эти предметы? Евангелие, череп, гроб с костями, свечи, белый фартук, лопата, три пары перчаток.

Ответ: Ритуал посвящения в масоны.

Детали 20. Ямщик Балага в «Войне и мире», которого Анатоль Курагин нанял для того, чтобы увезти Наташу Ростову, «любил эту безумную езду, по восемнадцать верст в час». Переведите 18 верст в час в современные меры скорости.

Ответ: Верста – 1,06 км. 18 верст в час – 19,08 км/ч.

2 тур. Вопросы.

Флора и фауна 5. Какое слово скрыто на месте пропуска?

– Отчего же? – спросила старшая дочь Мелюковых.

– Да не пойдете, тут надо храбрость…

– Я пойду, – сказала Соня.

– Расскажите, как это было с барышней? – сказала вторая Мелюкова.

– Да вот такто, пошла одна барышня, – сказала старая девушка, – взяла петуха, два прибора – как следует, села. Посидела, только слышит, вдруг едет… с колокольцами, с бубенцами подъехали сани; слышит, идет. Входит совсем в образе человеческом, как есть офицер, пришел и сел с ней за прибор.

– А! А!… – закричала Наташа, с ужасом выкатывая глаза.

– Да как же, он так и говорит?

– Да, как человек, всё как должно быть, и стал, и стал уговаривать, а ей бы надо занять его разговором до петухов; а она заробела; – только заробела и закрылась руками. Он ее и подхватил. Хорошо, что тут девушки прибежали…

Ответ: петух

Комментарии учителя. Гадание у амбара. Соня и Николай.

Флора и фауна 10 . Преображение какого предмета приводит князя Андрея к подобным размышлениям? «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. – Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Ответ: дуб.

Флора и фауна 15 . «Всех гончих было выведено двадцать четыре собаки, под которыми доезжачими и выжлятниками выехало шесть человек. Борзятников, кроме господ, было восемь человек, за которыми рыскало более 40 борзых…» так описывает Толстой начало охоты. Кто такие доезжачие, выжлятники, борзятники?

Ответ: Доезжачий – старший псарь, ведавший обучением борзых собак и распоряжавшийся собаками во время охоты. (Псари ухаживали за охотничьими собаками). Выжлятник (от выжлец – гончий кобель) ведал гончими собаками, борзятник или борзовщик – борзыми.

Флора и фауна 20. Ерза, Милка, Ругай. Кто они такие? Каким семьям принадлежат?

Ответ: Охотничьи собаки. Ерза Илагина, Милка Николая Ростова и Ругай дядюшки Михаила Никанорыча .

Комментарии учителя: Обратите внимание на модель охоты: и в охоте на волка, где его берет Данило, и в охоте на зайца успех зависит не от «породы» человека или собаки, а от природной сноровки и скрытой страсти. За Ерзу Илагин отдал «три семьи дворовых», у дядюшки «горбатый кобель». Но именно он взял зайца. В романе охота является своеобразной моделью войны 1812 года.

Пары 5 . Кто он и кто она? «Он, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то, что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была она, с её удивлением, радостью, и робостью, и даже ошибками во французском языке. Он особенно нежно и бережно обращался и говорил с нею. Сидя подле неё, разговаривая с нею о самых простых и ничтожных предметах, он любовался на радостный блеск её глаз и улыбки, относившейся не к говорённым речам, а к её внутреннему счастию.»

Ответ: Наташа и Андрей.

Пары 10 . Кто он и кто она? Она увлеклась им по многим причинам. Первая и основная – это ясно показанное старым князем нежелание принять Её в свою семью в качестве жены сына. Неприятное впечатление на Нее произвела также сестра будущего мужа, не сумевшая скрыть своё настроение. Параллельно этому контрастом явилось для Нее отношение к ней светской красавицы, которая выполняла просьбу своего брата поспособствовать его сближению с понравившейся девушкой. Сам Он, имевший огромный опыт по обольщению женщин, приложил огромные усилия, чтобы добиться ответного чувства у Нее. Похищение же девушки от родных брался организовать дружок, любитель всяких рискованных предприятий.

Ответ: Наташа Ростова и Анатоль Курагин

Пары 15 . Кто он и кто она? Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо ее сияло торжеством и самодовольством; но она заставила его сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.

Ответ: Жюли Карагина и Борис Друбецкой

Пары 20. Кто он и кто она? Но Он , приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Ней, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться.

– Потому что рассудите, граф, ежели бы я теперь позволил себе жениться, не имея определенных средств для поддержания своей жены, я поступил бы подло…

Разговор кончился тем, что граф, желая быть великодушным и не подвергаться новым просьбам, сказал, что он выдает вексель в 80 тысяч. Тот кротко улыбнулся, поцеловал графа в плечо и сказал, что он очень благодарен, но никак не может теперь устроиться в новой жизни, не получив чистыми деньгами 30 тысяч. – Хотя бы 20 тысяч, граф, – прибавил он; – а вексель тогда только в 60 тысяч.

– Да, да, хорошо, – скороговоркой заговорил граф, – только уж извини, дружок, 20 тысяч я дам, а вексель кроме того на 80 тысяч дам. Такто, поцелуй меня.

Ответ: Берг и Вера Ростова


Письма 5. Кто автор этого письма, адресованного князю Андрею? «Это пултуская битва, которая считается великой победой, но которая совсем не такова, по моему мнению. Мы штатские имеем, как вы знаете, очень дурную привычку решать вопрос о выигрыше или проигрыше сражения. Тот, кто отступил после сражения, тот проиграл его, вот что мы говорим, и судя по этому мы проиграли пултуское сражение. Одним словом, мы отступаем после битвы, но посылаем курьера в Петербург с известием о победе, и генерал Бенигсен не уступает начальствования над армией генералу Буксгевдену, надеясь получить из Петербурга в благодарность за свою победу звание главнокомандующего».

Ответ: Билибин, находившийся теперь в качестве дипломатического чиновника при главной квартире армии

Письма 10. Кто автор письма и по какому поводу оно написано? «Женись, женись, голубчик… Родство хорошее!.. Умные люди, а? Богатые, а? Да. Хороша у Николушки мачеха будет. Напиши ему, что пускай женится хоть завтра. Только одно, в моём доме больше баб не нужно; пускай женится, сам по себе живёт.»

Ответ: Николай Андреевич Болконский, помолвка князя Андрея с Наташей

Комментарии учителя: «Здоровье и характер князя Николая Андреевича Болконского в этот последний год после отъезда сына очень ослабели. Он сделался ещё более раздражителен, чем прежде, и все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжну Марью.»

«В середине лета княжна Марья получила неожиданное письмо от князя Андрея из Швейцарии, в котором он сообщал ей странную и неожиданную новость. Князь Андрей объявлял о своей помолвке с Ростовой. Всё письмо его дышало любовной восторженностью к своей невесте и нежной дружбой и доверием к сестре.» Он писал, что никогда не любил так , как любит теперь, и просил сестру передать письмо отцу в добрую минуту и известить его о реакции Николая Андреевича. Прочитав письмо, старик впал в ярость.

Письма 15 . Что предпринял Николай Ростов после получения таких писем? «В 1810 году он получил письма родных, в которых извещали его о помолвке Наташи с Болконским и о том, что свадьба будет через год, потому что старый князь не согласен. Это письмо огорчило, оскорбило Николая.» Ему было жалко потерять из дома Наташу, которую он очень любил, и он не понял поведения Андрея Болконского, решившего отложить свадьбу.

«Но весной того же года он получил письмо матери, писавшей тайно от графа, и письмо это убедило его ехать. Она писала, что ежели Николай не приедет и не возьмётся за дело, то всё имение пойдёт с молотка и все пойдут по миру. Граф так слаб, так вверился Митеньке, так добр, и так все его обманывают, что всё идёт хуже и хуже.»

Ответ: Ушел из армии в длительный отпуск

Письма 20. Кто автор письма и кому оно предназначалось? «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку – приезжай в Английскую гостиницу».

Ответ: Николай Ростов получил такую записку от Долохова. Долохов не пожелал бывать в доме Ростовых после отказа Сони.

Дружба 5. Кто этот друг? Вскоре после отъезда князя Андрея, княжна Марья писала из Лысых Гор в Петербург своему другу Жюли Карагиной, которую княжна Марья мечтала, как мечтают всегда девушки, выдать за своего брата, и которая в это время была в трауре по случаю смерти своего брата, убитого в Турции.

«Горести, видно, общий удел наш, милый и нежный друг Julieie».

Ответ: Жюли Карагина

Дружба 10. О ком идет речь? Отношения этих людей нельзя считать настоящей дружбой. Для этих людей всё – игра. Даже разгул для них в значительной мере поза. «Беспокойный дурак», один из них так реализует свои представления о том, каким должен быть гвардейский офицер. Нежный сын и брат, бедный дворянин другой, чтобы лидировать среди богатых гвардейских офицеров, становится особенно лихим кутилой, картёжником и бретёром.

Ответ: Анатоль Курагин и Федор Долохов

Дружба 15. Кто эти друзья? – Ну я теперь скажу. Ты знаешь, что она мой друг, такой друг, что я руку сожгу для нее. Вот посмотри. – Она засучила свой кисейный рукав и показала на своей длинной, худой и нежной ручке под плечом, гораздо выше локтя (в том месте, которое закрыто бывает и бальными платьями) красную метину.

– Это я сожгла, чтобы доказать ей любовь. Просто линейку разожгла на огне, да и прижала.

Ответ: Наташа и Соня .

Комментарии учителя: Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой.

Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чегото и что она сделала какойто знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.

Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась).

После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какойнибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее.

Дружба 20 . Дружба этих разных людей началась с первых страниц романа, они могут называть друг друга на «Вы», но при этом очень близки друг другу. Один спас другого от дуэли. В их постоянных беседах каждый для себя познает жизнь. Назовите этих людей.

Ответ: Пьер и Андрей

Танец 5 . Где проходил этот бал? «Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо её сияло восторгом счастия. Князь Андрей любил танцевать. …едва он обнял этот тонкий, подвижный, трепещущий стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино её прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыханье и оставив её, остановился глядеть на танцующих.»

Ответ: 31 декабря 1809 г. Бал у Екатерининского

вельможи.

Комментарии учителя: «Давно я ждала тебя», - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слёз улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея.

Танец 10. Кто аккомпанировал Наташе и на чем? «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткойфранцуженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитровесело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею.»

Ответ: Дядюшка Михаил Никонорыч, на гитаре.

Комментарии учителя: В доме дядюшки. Атмосфера лада и праздника. Угощения Анисьи Федоровны, экономки дядюшки. Игра Митьки-кучера на балалайке. Игра дядюшки на гитаре и танец Наташи как выражение духа, «неподражаемого, неизучаемого, русского». Наташа – «детски восприимчивая душа».

Танец 15. Кто этот танцор? «Когда после холостого ужина он с доброй и сладкой улыбкой, сдаваясь на просьбы весёлой компании, поднимался, чтобы ехать с ними, между молодёжью раздавались радостные, торжественные крики. На балах он танцевал, если недоставало кавалера. Молодые дамы и барышни любили его за то, что он, не ухаживая ни за кем, был со всеми одинаково любезен, особенно после ужина.»

Ответ: Пьер Безухов.

Танец 20. Что и чьими глазами нам представлено? Поменялись ли ощущения героя к концу представления? «Одна, очень толстая, в шелковом белом платье, сидела особо на низкой скамеечке, к которой был приклеен сзади зеленый картон. Все они пели чтото. Когда они закончили свою песню, девица в белом подошла к будочке суфлера, и к ней подошел мужчина в шелковых, в обтяжку, панталонах на толстых ногах, с пером и кинжалом и стал петь и разводить руками.

Мужчина в обтянутых панталонах пропел один, потом пропела она. Потом оба замолкли, заиграла музыка, и мужчина стал перебирать пальцами руку девицы в белом платье, очевидно выжидая опять такта, чтобы начать свою партию вместе с нею. Они пропели вдвоем, и все стали хлопать и кричать, а мужчина и женщина на сцене, которые изображали влюбленных, стали, улыбаясь и разводя руками, кланяться.»

Ответ: Опера глазами Наташи, вернулась к отцу в ложу, совершенно уже подчиненная тому миру, в котором она находилась. Все, что происходило перед нею, уже казалось ей вполне естественным

Комментарии учителя: Обратите внимание, как, с одной стороны, все происходящее на сцене описывается с точки зрения безучастной Наташи и оценивается ею как «вычурно-фальшивое, ненатуральное» и как, с другой стороны, Наташа постепенно заражается атмосферой света, который живет по своим скрытым законам: вначале, как и одинаково всем улыбающаяся Элен, «точно так же улыбнулась Наташа Борису», потом, поддаваясь восхищению Элен, она одобрительным восклицанием оценивает танец Дюпора, который «с голыми ногами» высоко прыгал и семенил, а в конце она оказывается в сетях света.

3 тур. Правила.


Право выбора темы предоставляется согласно количеству набранных баллов в двух турах. Команда, набравшая наибольшее количество очков выбирает тему первой, наименьшее – последней.

Вопросы.

Герой 50. Отгадайте героя по описанию. «Он был убежден, что как утка сотворена так, что она всегда должна жить в воде, так и он сотворен Богом так, что должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе… в душе своей он считал себя безукоризненным человеком… У кутил, у этих мужских магдалин, есть тайное чувство сознания невинности…»

Ответ: Анатоль Курагин.

Деньги 50. Назовите сумму проигрыша Долохову. «Проигрыш Долохову ….. рублей ,« что составляло сумму сложенных его годов с годами Сони».

Ответ: 43 тысячи рублей.

Кот в мешке 50. Что увидел Пьер? «Было морозно и ясно. Над грязными, полутёмными улицами, над чёрными крышами стояло тёмное звёздное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа. При въезде на Арбатскую площадь огромное пространство звёздного неба открылось глазам Пьера.»

Ответ: «огромная яркая комета 1812 года… которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света».

Комментарии учителя: Но в Пьере светлая звезда эта с длинным лучистым хвостом не возбуждала никакого страшного чувства… Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе».

Подведение итогов.

Использованная литература и источники:

1. Л. Н. Толстой. Война и мир.т.2 Москва. 1986 г.

2. Ю.В. Лебедев, М.Б. Кузнецова. Литература. 10 класс. Пособие для учителя. Методические советы. Москва. «Просвещение». 2001г.

3. Я иду на урок литературы. 10 класс. Редакция Г.Г. Красухина. Москва. «Первое сентября». 200г.

4. И.М. Михайлова. Литература. Тесты. 9-1 кл. Москва. «Дрофа». 1998г.

5. Энциклопедия знаменитых россиян. До 1917 года. Москва. «Диадема – Пресс». 2001г.

6. Г.Ю. Карпенко. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»(т.2) Вопросы и аналитические указания. Самара. «Универс-групп» 2005 г.

7. Кадры из фильма С. Бондарчука «Война и мир». 1965г.

8. Кадры из фильма «Война и мир». реж. Роберт Дорнхельм. 2007г.

9 . ru.wikipedia.org

10. http://peressa2009.narod2.ru/Vneklassnie_meropriyatiya/viktorina_l_n_tolstoi_voina_i_mir/

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос