В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Урок "Комплексные соединения" (11 класс)

Алёна Прокофьева Алёна Прокофьева
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:2    просмотров: 5115    комментариев: 1
Краткое описание
    Формирование знаний о комплексных соединениях;
    Рассмотрение химических свойства комплексных соединений;
    Углубление знаний о номенклатуре и способах получения комплексных соединений;
    Проверить степень усвоения знаний учащихся о комплексных соединениях;
Ознакомить учащихся с применением комплексных соединений;

Описание
Краткая аннотация к уроку.
Урок составлен для учащихся 11 класса. Класс обучается по 2 часа в неделю по программе (автор Габриелян О.С.) Данная тема почти не изучается в школьном курсе химии. Однако учащиеся должны ее знать, чтобы успешно отвечать на вопросы ЕГЭ и успешно усвоить некоторые вопросы школьного курса. Этот урок с презентацией, что дает огромный плюс в усвоении материала, позволит в доступной форме познакомить учащихся с составом, строением и свойствами комплексных соединений, с их получением и свойствами и значением в различных областях науки и техники.
МОУ «Бишевская средняя общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района РТ
«Комплексные соединения»
11 класс
Подготовила: учитель химии
Прокофьева Алёна Дмитрьевна

Бишево, 2011

Тема урока «Комплексные соединения».

Тип урока: Урок усвоения нового материала.

Цели урока:
Ø Формирование знаний о комплексных соединениях;
Ø Рассмотрение химических свойства комплексных соединений;
Ø Углубление знаний о номенклатуре и способах получения комплексных соединений;
Ø Проверить степень усвоения знаний учащихся о комплексных соединениях;
Ø Ознакомить учащихся с применением комплексных соединений;
Ø Продолжить формирование мировоззренческих понятий: о познаваемости природы, причинно – следственной зависимости между составом и свойствами соединений.
Ø Развитие терминологического мышления; Умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Ø Воспитание чувства ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе.
Новые понятия: комплексные соединение, лиганд, комплексообразователь, координационное число, внешняя и внутренняя сферы комплекса.

Оборудование и реактивы: стеклянная посуда, штатив с пробирками, концентрированный раствор аммиака растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, хлорида бария, мультимедийный проектор, презентация «Комплексные соединения».
ХОД УРОКА
1.Организационный этап
а) приветствие.
б) организация внимания и готовности к уроку.
2. Подготовка учащихся к сознательному усвоению новых понятий.
Л/о. К раствору сульфата меди (II) прилить раствор аммиака (конц). Жидкость окрасится в синий цвет.

СuSO4+NH3= (запись на доске)

Какие же соединения называются комплексными? Каков их состав? Как их можно получить? Где они находят применение? Какими химическими свойствами они обладают? Какова номенклатура данных соединений?
— Сегодня на уроке мы должны ответить на все эти вопросы.

3. Изучение новой темы.
3.1 Строение комплексных соединений
Продолжим наш опыт.
Полученный раствор разделим на 2 части.
1) В одну пробирку прильем гидроксид натрия. Осадка никакого не наблюдается, следовательно, в растворе нет двухзарядных ионов или их мало слишком, чтобы выпасть в осадок. Отсюда можно сделать вывод, что ионы меди при взаимодействии с аммиаком образуют новые ионы, которые не дают нерастворимого соединения с ионами ОН – гидроксильной группы.
2) В другую пробирку прильем раствор хлорида бария и проверим наличие сульфат-ионов в растворе. Тотчас же выпадает белый осадок сульфата бария. Отсюда можно сделать вывод: сульфат-ион остается неизменным.
Записываем уравнение взаимодействие аммиака с сульфатом меди:
CuSO4 + 4NH3= [Cu(NH3)4]2+ SO4

Сульфат тетраамминмеди (II)
Полученная соль и есть комплексное соединение.
Темно-синяя окраска аммиачного раствора обусловлена присутствием в нем сложных ионов [Cu(NH3)4]2+


При испарении воды ионы [Cu(NH3)4]2+ связываются с ионами SO42+
, и из раствора выделяются темно-синие кристаллы, состав которых выражается формулой [Cu(NH3)4]SO4•H2O.
Слайд 4
Комплексными называют соединения, содержащие сложные ионы и молекулы, способные к существованию, как в кристаллическом виде, так и в растворах.
Где же встречаются комплексные соединения? Эти многие органические вещества, имеющие большое значение в жизнедеятельности организмов. К ним относятся гемоглобин, ферменты, хлорофилл и др.

Слайд 5


Строение комплексных соединений рассматривают на основе координационной теории, предложенной в <metricconverter productid=«1893 г» w:st=«on»>1893 г. швейцарским химиком Альфредом Вернером, лауреатом Нобелевской премии. Его научная деятельность проходила в Цюрихском университете. Ученый синтезировал много новых комплексных соединений, систематизировал ранее известные и вновь полученные комплексные соединения и разработал экспериментальные методы доказательства их строения.
Слайд 6,7
В соответствии с этой теорией в комплексных соединениях различают: комплексообразователь, внешнюю и внутреннюю сферы.
1. Комплексообразователем обычно является катион или нейтральный атом.
2. Вокруг центрального иона (атома)-комплексообразователя расположено определенное число ионов или полярных молекул, называемых лигандами. Число лигандов определяет координационное число комплексообразователя.
3. Центральный ион (атом) с лигандами образует внутреннюю координационную сферу соединения, которую заключают в квадратные скобки.
4. Ионы, которые располагаются на более далеком расстоянии от комплексообразователя, образуют внешнюю координационную сферу.
Анализируя координационные числа А.Вернер пришел к выводу, что заряд центрального иона (ст.ок) является основным фактором, влияющим на координационное число.
Kоординационное
число

Ионы
2
Cu+, Ag+, Au+
4
Cu2+, Hg2+, Sn2+, Pt2+, Pb2+, Ni2+, Co2+, Zn2+, Au3+, Al3+
6
Fe2+, Fe3+, Co2+, Co3+, Ni2+, Cr3+, Sn4+, Pt4+
Слайд 8
Лигандами могут быть:
а) полярные молекулы – NH3, Н2О, CO, NO;
б) простые ионы – F, Cl, Br, I, H, H+;
в) сложные ионы – CN, SCN, NO2, OH.
Природа связи между центральным ионом (атомом) и лигандами может быть двоякой. С одной стороны, связь обусловлена силами электростатического притяжения. С другой – между центральным атомом и лигандами может образоваться связь по донорно-акцепторному механизму по аналогии с ионом аммония. Во многих комплексных соединениях связь между центральным ионом (атомом) и лигандами обусловлена как силами электростатического притяжения, так и связью, образующейся за счет неподеленных электронных пар комплексообразователя и свободных орбиталей лигандов.
3.2. Номенклатура комплексных соединений Слайд 11,12,13

Название комплексного соединения начинают с указания состава внутренней сферы, потом называют центральный атом и приводят значение его степени окисления.
Во внутренней сфере прежде называют анион, прибавляя к их латинскому названию окончание «о». Например: CL- хлоро, CN циано, OH- гидрооксо и т.д. Далее называют нейтральные лиганды и, в первую очередь, аммиак и его производные. При этом пользуются терминами: для координированного аммиака – амин, для воды – аква. Число лиганд указывают греческими числительными: 1-моно (обычно не называется),2 – ди, 3 – три, 4 – тетра, 5 – пента, 6 – гекса. Затем переходят к названию центрального атома. Если центральный атом входит в состав катиона, то используют русское название элемента и в скобках указывают его степень окисления (римскими цифрами). Если центральный атом входит в состав аниона, то употребляют латинское название элемента, перед которым указывают его степень окисления, а в конце прибавляют окончание – ат.
3.3. Свойства комплексных соединений. Слайд 17-21
1. Комплексные соединения в водных растворах способны диссоциировать, как электролиты, на ионы внешней и внутренней сферы.
[Cu(NH3)4](OH)2. = [Cu(NH3)4]2++2ОН-
[Cu(NH3)4]2+ ↔ Cu2++ 4NH3

2. Комплексные соединения взаимодействуют с оксидом углерода (1V):
Na[AL(OH) 4] + CO2 = AL(OH) 3 + NaHCO3

3. Комплексные соединения взаимодействуют с кислотами:
Na[AL(OH) 4] + HCL = NaCL + AL(OH) 3 + H2O
Na[AL(OH) 4] + 4HCL = NaCL + 4H2O + ALCL3

4. Комплексные соединения взаимодействуют с солями – реакции обмена:
Na[AL(OH) 4] + ALCL3 = 4AL(OH) 3 + 3NaCL
[Ag(NH3)2]CL + KJ = AgJ↓+ NH3 + KCL
[Ag(NH3)2]CL + 2NaCN = Na[Ag(CN)2] + NaCL + 2NH3
K4[Fe2+(CN)6]4 + 2CuCL2 = Cu2[Fe2+(CN)6]↓ + 4KCL

5. Комплексные соединения вступают в окислительно-восстановительные реакции:
K3[Fe3+(CN)6]3 + H2O2 + 2KOH = 2 K4[Fe2+(CN)6]4 + O2 + 2H2O
3.4.Практическое применение комплексных соединений Слайд 22
1) в аналитической химии для определения многих ионов
2) для разделения некоторых металлов
3) для получения металлов высокой степени чистоты (золота, серебра, никеля и др.)
4) в качестве красителей
5) для устранения жесткости
4.Закрепление.
Слайд 23

Заполните пропуски в листе рассказа «Комплексные соединения».
Ø Строение комплексных соединений объясняется с позиций … теории швейцарского ученого Альфреда Вернера.
Ø Согласно названной теории в комплексном соединении различают две сферы – …
Ø В комплексных соединениях центральный ион или атом металла, называется …, он удерживает вокруг себя некоторое число ионов или молекул, называемых … (от лат. ligo – «связываю»).
Ø Совокупность … и … называется … сферой комплекса (комплексным ионом).
Ø Комплексообразователь связан с лигандами … связями, образованными по … механизму.
5. Домашняя работа Слайд 24
Напишите формулы следующих соединений:
1) сульфат гексаамминхрома (II);
2) нитрат гидроксодиамминакваплатины (II);
3) гексацианоферрат (II) калия;
4) тетрагидроксокупрат (II) натрия;
5) трихлоротриамминкобальт (III).
Определите: а) заряд внутренней сферы, б) степень окисления комплексообразователя; в) координационное число комплексообразователя;

Пожаловаться 30 марта 2012
Файлы
Тема урока.doc
HTML Войдите для скачивания файлов



МОУ «Бишевская средняя общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района РТ





















«Комплексные соединения»

11 класс






Подготовила: учитель химии

Прокофьева Алёна Дмитрьевна



Бишево, 2011



Тема урока «Комплексные соединения».


Тип урока: Урок усвоения нового материала.


Цели урока:

  • Формирование знаний о комплексных соединениях;

  • Рассмотрение химических свойства комплексных соединений;

  • Углубление знаний о номенклатуре и способах получения комплексных соединений;

  • Проверить степень усвоения знаний учащихся о комплексных соединениях;

  • Ознакомить учащихся с применением комплексных соединений;

  • Продолжить формирование мировоззренческих понятий: о познаваемости природы, причинно – следственной зависимости между составом и свойствами соединений.

  • Развитие терминологического мышления; Умения ставить и разрешать проблемы, анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

  • Воспитание чувства ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе.


Новые понятия: комплексные соединение, лиганд, комплексообразователь, координационное число, внешняя и внутренняя сферы комплекса.


Оборудование и реактивы: стеклянная посуда, штатив с пробирками, концентрированный раствор аммиака растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, хлорида бария, мультимедийный проектор, презентация «Комплексные соединения».




























ХОД УРОКА


1.Организационный этап

а) приветствие.

б) организация внимания и готовности к уроку.


2. Подготовка учащихся к сознательному усвоению новых понятий.


Л/о. К раствору сульфата меди (II) прилить раствор аммиака (конц). Жидкость окрасится в синий цвет.


СuSO4+NH3= (запись на доске)

Какие же соединения называются комплексными? Каков их состав? Как их можно получить? Где они находят применение? Какими химическими свойствами они обладают? Какова номенклатура данных соединений?

- Сегодня на уроке мы должны ответить на все эти вопросы.


3. Изучение новой темы.

3.1 Строение комплексных соединений


Продолжим наш опыт.

Полученный раствор разделим на 2 части.

1) В одну пробирку прильем гидроксид натрия. Осадка никакого не наблюдается, следовательно, в растворе нет двухзарядных ионов или их мало слишком, чтобы выпасть в осадок. Отсюда можно сделать вывод, что ионы меди при взаимодействии с аммиаком образуют новые ионы, которые не дают нерастворимого соединения с ионами ОН – гидроксильной группы.

2) В другую пробирку прильем раствор хлорида бария и проверим наличие сульфат-ионов в растворе. Тотчас же выпадает белый осадок сульфата бария. Отсюда можно сделать вывод: сульфат-ион остается неизменным.


Записываем уравнение взаимодействие аммиака с сульфатом меди:

CuSO4 + 4NH3= [Cu(NH3)4]2+ SO4

Сульфат тетраамминмеди (II)

Полученная соль и есть комплексное соединение.

Темно-синяя окраска аммиачного раствора обусловлена присутствием в нем сложных ионов [Cu(NH3)4]2+

При испарении воды ионы [Cu(NH3)4]2+ связываются с ионами SO42+ , и из раствора выделяются темно-синие кристаллы, состав которых выражается формулой [Cu(NH3)4]SO4•H2O.

Слайд 4

Комплексными называют соединения, содержащие сложные ионы и молекулы, способные к существованию, как в кристаллическом виде, так и в растворах.

Где же встречаются комплексные соединения? Эти многие органические вещества, имеющие большое значение в жизнедеятельности организмов. К ним относятся гемоглобин, ферменты, хлорофилл и др.

Слайд 5

Строение комплексных соединений рассматривают на основе координационной теории, предложенной в 1893 г. швейцарским химиком Альфредом Вернером, лауреатом Нобелевской премии. Его научная деятельность проходила в Цюрихском университете. Ученый синтезировал много новых комплексных соединений, систематизировал ранее известные и вновь полученные комплексные соединения и разработал экспериментальные методы доказательства их строения.

Слайд 6,7

В соответствии с этой теорией в комплексных соединениях различают: комплексообразователь, внешнюю и внутреннюю сферы.

1. Комплексообразователем обычно является катион или нейтральный атом.

2. Вокруг центрального иона (атома)-комплексообразователя расположено определенное число ионов или полярных молекул, называемых лигандами. Число лигандов определяет координационное число комплексообразователя.

3. Центральный ион (атом) с лигандами образует внутреннюю координационную сферу соединения, которую заключают в квадратные скобки.

4. Ионы, которые располагаются на более далеком расстоянии от комплексообразователя, образуют внешнюю координационную сферу.

Анализируя координационные числа А.Вернер пришел к выводу, что заряд центрального иона (ст.ок) является основным фактором, влияющим на координационное число.


Kоординационное
число

Ионы

2

Cu+, Ag+, Au+

4

Cu2+, Hg2+, Sn2+, Pt2+, Pb2+, Ni2+, Co2+, Zn2+, Au3+, Al3+

6

Fe2+, Fe3+, Co2+, Co3+, Ni2+, Cr3+, Sn4+, Pt4+

Слайд 8

Лигандами могут быть:

а) полярные молекулы – NH3, Н2О, CO, NO;
б) простые ионы – F, Cl, Br, I, H, H+;
в) сложные ионы – CN, SCN, NO2, OH.

Природа связи между центральным ионом (атомом) и лигандами может быть двоякой. С одной стороны, связь обусловлена силами электростатического притяжения. С другой – между центральным атомом и лигандами может образоваться связь по донорно-акцепторному механизму по аналогии с ионом аммония. Во многих комплексных соединениях связь между центральным ионом (атомом) и лигандами обусловлена как силами электростатического притяжения, так и связью, образующейся за счет неподеленных электронных пар комплексообразователя и свободных орбиталей лигандов.


3.2. Номенклатура комплексных соединений Слайд 11,12,13

Название комплексного соединения начинают с указания состава внутренней сферы , потом называют центральный атом и приводят значение его степени окисления.

Во внутренней сфере прежде называют анион, прибавляя к их латинскому названию окончание «о». Например: CL- хлоро, CN циано, OH- гидрооксо и т.д. Далее называют нейтральные лиганды и, в первую очередь, аммиак и его производные. При этом пользуются терминами: для координированного аммиака – амин, для воды – аква. Число лиганд указывают греческими числительными: 1-моно (обычно не называется),2 – ди, 3 – три, 4 – тетра, 5 – пента, 6 – гекса. Затем переходят к названию центрального атома. Если центральный атом входит в состав катиона, то используют русское название элемента и в скобках указывают его степень окисления (римскими цифрами). Если центральный атом входит в состав аниона , то употребляют латинское название элемента, перед которым указывают его степень окисления, а в конце прибавляют окончание – ат.


3.3. Свойства комплексных соединений. Слайд 17-21

1. Комплексные соединения в водных растворах способны диссоциировать, как электролиты, на ионы внешней и внутренней сферы.

[Cu(NH3)4](OH)2. = [Cu(NH3)4]2++2ОН-

[Cu(NH3)4]2+ ↔ Cu2++ 4NH3


2. Комплексные соединения взаимодействуют с оксидом углерода (1V):

Na[AL(OH) 4] + CO2 = AL(OH) 3 + NaHCO3


3. Комплексные соединения взаимодействуют с кислотами:

Na[AL(OH) 4] + HCL = NaCL + AL(OH) 3 + H2O

Na[AL(OH) 4] + 4HCL = NaCL + 4H2O + ALCL3


4. Комплексные соединения взаимодействуют с солями – реакции обмена:

Na[AL(OH) 4] + ALCL3 = 4AL(OH) 3 + 3NaCL

[Ag(NH3)2]CL + KJ = AgJ↓+ NH3 + KCL

[Ag(NH3)2]CL + 2NaCN = Na[Ag(CN)2] + NaCL + 2NH3

K4[Fe2+(CN)6]4 + 2CuCL2 = Cu2[Fe2+(CN)6]↓ + 4KCL


5. Комплексные соединения вступают в окислительно-восстановительные реакции:

K3[Fe3+(CN)6]3 + H2O2 + 2KOH = 2 K4[Fe2+(CN)6]4 + O2 + 2H2O

3.4.Практическое применение комплексных соединений Слайд 22

1) в аналитической химии для определения многих ионов

2) для разделения некоторых металлов

3) для получения металлов высокой степени чистоты (золота, серебра, никеля и др.)

4) в качестве красителей

5) для устранения жесткости

4.Закрепление. Слайд 23

Заполните пропуски в листе рассказа «Комплексные соединения».

  • Строение комплексных соединений объясняется с позиций … теории швейцарского ученого Альфреда Вернера.

  • Согласно названной теории в комплексном соединении различают две сферы – …

  • В комплексных соединениях центральный ион или атом металла, называется …, он удерживает вокруг себя некоторое число ионов или молекул, называемых … (от лат. ligo – «связываю»).

  • Совокупность … и … называется … сферой комплекса (комплексным ионом).

  • Комплексообразователь связан с лигандами … связями, образованными по … механизму.

5. Домашняя работа Слайд 24

Напишите формулы следующих соединений:

1) сульфат гексаамминхрома (II);

2) нитрат гидроксодиамминакваплатины (II);

3) гексацианоферрат (II) калия;

4) тетрагидроксокупрат (II) натрия;

5) трихлоротриамминкобальт (III).

Определите: а) заряд внутренней сферы, б) степень окисления комплексообразователя; в) координационное число комплексообразователя;


комплексные соединения.zip
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Наталья Ширшина
    8 апреля 201207:05
    Наталья Ширшина

    Подробная разработка содержит материал для классов профильного уровня обучения.

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru