В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Н.А. Некрасов. "Русские женщины". Подвиг во имя долга и любви

Елена Викулкина Елена Викулкина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
Рейтинг: 12345  голосов:63    просмотров: 21285    комментариев: 5
Краткое описание
Данный урок литературы позволяет познакомить обучающихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины», показать величие духа русской женщины при  анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска», увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов.

Описание
Это вторая папка. В ней — презентация к уоку и видеофрагмент. Тема одна, но это разные папки.
Викулкина Елена Сергеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «10 с углублённым изучением отдельных предметов, учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 7А классе. Н.А. Некрасов «Русские женщины». Подвиг во имя долга и любви
Цели:
Познакомить обучающихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».
Показать величие духа русской женщины при анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».
Увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов.
К конспекту прилагаются: презентация со ссылками, физкультминутка, аудио- и видеофрагменты, музыкальное сопровождение.
Конспект занятия прилагается отдельным файловым документом.
Ресурсы: презентации, видеофрагменты, главы аудиоспектакля, аудиозаписи песен и музыки.
Список используемых информационных ресурсов:
Литература: Учеб. для 7 класса в 3-х ч. (2 ч.) / Меркин Г.С.- М.: Просвещение, 2009.
Библиографический словарь. Русские писатели в 2-х ч. (2 ч.) / Николаева П.А. – М.: Просвещение, 1990. – 445 с.
Литература в школе. Журнал. – М.: Алмаз-пресс, 2001. – 48 с.
Литература в школе. Журнал. – М.: Алграфикс, 1997. – 160 с.
Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского: Литературно-критическое издание. / Пинаев Н.Т. – М.: Детская литература, 1988. – 46 с.
Электронные ресурсы:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. DVD-ROM. – М.: ООО Кирилл и Мефодий., 2007.
Мультимедийная энциклопедия. Николай Алексеевич Некрасов. CD-ROM.Ярославль: ЯРГУ, 2004.
http://www.nekrasov.ru
http://www.museum.ru
http://images.yandex.ru
Урок литературы в 7А классе
Н.А. Некрасов «Русские женщины».
Подвиг во имя долга и любви
Цели:
1. Познакомиться с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».
2. Показать величие духа русской женщины при анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».
3. Увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов.

ХОД УРОКА
I. Историческая основа поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».

Слово учителя.
Наступило пасмурное утро 14 декабря 1825 года. Солнце в этот короткий зимний день взошло поздно – в девять часов с минутами. Николай мрачно бродил по залам Зимнего дворца. Он знал, что дворец, эта вековая твердыня русского царизма, окружен кольцом серьезного, угрожающего восстания…
Руководители восстания поднялись в этот день рано. Рылеев и его друзья – члены тайного политического общества – вышли в этот день на Сенатскую площадь с оружием в руках. Это были лучшие люди русской земли, верные её сыны.
Но восстание было подавлено. Царь Николай I жестоко расправился с революционерами. Пятеро повешено, 12 сослано в Сибирь, а сколько ещё запорото до смерти и брошено под лед солдат, вышедших на Сенатскую площадь.
Это был подвиг, великий подвиг во имя Родины; бескорыстное стремление помочь русскому народу. В 1825 году декабристы проиграли свой бой, но они показали великий нравственный пример высоких стремлений и самоотвержения. Они не могли, не умели жить сытно и спокойно, пользуясь своими чинами и привилегиями.
14 декабря 1825 года, после подавления восстания, декабристы начали свой тяжкий тридцатилетний путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и ссылку, свое тридцатилетнее “гражданство всех возможных тюрем и изгнаний”.
Но сегодня мы с вами поведем разговор не о тех, кто вышел на Сенатскую площадь и кто по большой Владимирской дороге шел, закованный в цепи под конвоем солдат, а о тех прекрасных женщинах, которые бросили все: блеск столицы, роскошь, свои успехи в свете и полные самоотречения и огромной духовной силы последовали за мужьями на каторгу. Некрасов назвал их декабристками.
(Слайд 7) Их было одиннадцать этих героических женщин. Среди них были две юные француженки, которые поехали в Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого они любили. И там они на каторге поженились. Многие жены хотели разделить участь своих мужей, но Николай I никому больше не разрешил ехать. Жены декабристов совершили не только своей гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.
Почему же у нас “революцию сделала знать”? Человек, который дорожит своей честью и достоинством, не может попирать честь и достоинство другого человека.
Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Чувство справедливости? О многом можно только догадываться. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”
(Слайд 8)А ведь путь был очень нелёгок и далёк. Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями. Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они.
Свой путь начинают они от порога родного дома (Слайд 9)
“Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?
Увы! Надежды нет.
Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? Через что предстоит пройти? (Слайд 10) Постарайтесь найти ответы на эти вопросы. Читаем строфы I–III и найдём главные слова, которые нам это объяснят.
Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:
Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
   Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
   Гордись — я дочь твоя!..

На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:
Приняв обет в душе моей
  Исполнить до конца
Мой долг, — я слёз не принесу
  В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нём спасу,
  Я силы дам ему!

Гордость и долг — вот два ключевых понятия, на которых держится поэма.
Ответы 2 группы
  • Какие это картины? (Снежная пустыня -«забытая богом страна»), жандармы; жалкий; труженик-мужик (раб); кандальный звон; встреча с каторжанами. Происходит сближение с народом.)
  • Зачем следует отступление о завоевании Ермаком этих земель? (с тех самых пор люди здесь обречены на муку)
Слайд 11– гимнастика для глаз
(Слайды 12, 13, 14)Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает. А кто стремится им помешать? Царь и губернатор, выполняющий его волю.
Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена?
Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? (Читаем диалог.)
Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. Вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим. Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что — княгиня. (Слайд 15. Слушаем отрывок из поэмы)
Доводы губернатора
1. Отъезд убил отца.
2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.
3. Соблазны столичной жизни.
Здесь — там.Как называется этот художественный приём? (Антитеза, противопоставление.)
В ответе княгини тоже есть противопоставление, только смысл его другой. Если губернатор сравнивает жизнь там и здесь, то княгиня — людей.
4. Уязвлённая гордость.
5. Отречение от прав.
6. Дорога вместе с каторжниками.
Какие из этих доводов губернатор считает наиболее важными? Самое важное (козырная карта) приберегается на конец. Являются ли эти доводы важными для княгини? Именно они и не вызывают у неё колебаний. Её система ценностей совсем другая.
Да и женщины могли бы привести в свою пользу ещё один очень важный довод. Ведь не только гордость и долг заставили их бросить привычную жизнь и ехать неизвестно куда. Любовь — чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание.
Более того, величие подвига мужа возвышает любовь к нему.
Можно ли победить таких женщин?
(Слайд 16)Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабая женщина? Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос.
Я делал всё, что мог...
X
Не испугались вы!

Старый генерал прослезился, осознав величие этих женщин.
(Слайды 17, 18)при ответе на 2 и 3 вопросы. Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них — Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она похоронена там.
Они повенчались не с рабами, они шли под венец с офицерами, чья карьера казалась блестящей, перед которыми были раскрыты двери не только самых лучших домов Петербурга, но и дворца. И вдруг эти женщины оказались жёнами каторжников. Как они приняли свою тяжёлую долю? (С гордостью, с сознанием выполненного долга.)
Пускай горька моя судьба —
Я буду ей верна!

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?
Их подвиг и сейчас не оставляет равнодушными и привлекает внимание поэтов. (Звучит стихотворение Н.Коржавина «Зависть».)
Можем строчки нанизывать
Посложнее, попроще,
Но никто нас не вызовет
На Сенатскую площадь…

Мы не будем увенчаны.
И в кибитках, степями
Настоящие женщины
Не поедут за нами.

3.1. Стадия осмысления.
  • Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?
  • Так о чем эта поэма «Русские женщины»?
  • Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую?
  • Найдите самые сильные строки: («Я не жалкая раба я женщина, жена!»)
  • Какие черты характера выступают на первый план?
  • Как вы думаете, были ли счастливы эти женщины? (Они были счастливы. Ведь даже венчания состоялись там, рождались дети)
  • Как ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока?
3.2. Выводы: Итак, воистину высок и свят их подвиг незабвенный.
Все-таки, почему поэма называется «Русские женщины », а не «Декабристки» или «Русские княгини»?
3.2. Рефлексия: Слайд 19.
Ожидание любви и готовность за неё отдать всего себя – темы в литературе вечные. Именно поэтому приятно осознавать, что в наше время потребность так же самозабвенно и жертвенно любить сохранилась. Подтверждение тому – современная песня «Романс» группы «Сплин», которая сейчас прозвучит. Давайте ещё раз вглядимся в лица этих женщин. Вдруг вы заметите в них черты ваших бабушек, мам. А может, вы в ком-то узнаете себя, дорогие девушки? А на что готовы мы во имя любви?
Домашнее задание по выбору: Слайд 20.
Вопросы и задания по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины»
  • Какие ассоциации у вас возникают со словом «подвиг», «духовный подвиг»;
  • Дайте определение слову «подвиг»;
  • Какой, по-вашему, должен быть герой?
  • Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?
  • Так о чем эта поэма «Русские женщины»?
  • Какова композиция поэмы?
Остановимся подробно на содержании первой части
· С кем и чем прощается героиня?
· Сон, его значение, центральный образ?
· Почему в конце сна следует вывод «ты в царстве нищих и рабов»? Докажите текстом.
Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу в Италию. Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности.
  • Какие это картины?
  • Что занимает центральное место в первой части? Какая цель была у губернатора? Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую?
  • Найдите самые сильные строки этой части в беседе княгини и генерала.
  • Какие черты характера выступают на первый план?
Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. Закончив работу над поэмой «Княгиня Трубецкая », Некрасов вскоре начал новую поэму — «Княгиня Волконская...», которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.
  • Доказать, что судьба Волконской не менее героична, нежели судьба Трубецкой.
  • Самые трогательные строфы поэмы?
  • Что значат слова на свидании: «люблю тебя больше, чем прежде»?
  • В 3 части. У кого просит совета княгиня в ту ночь, когда отец дал последний срок на размышления?
  • О каком долге говорит княгиня?
  • О каких ипостасях любви к мужу говорит отцу княгиня? Что это значит?
  • Что придает силы княгине?
— эпизод в церкви
  • Какие слова находят друг для друга Трубецкая и Волконская?
  • Что она хотела сказать своим жестом?
  • С кем сравнивают каторжане появившуюся в штольне княгиню?
  • В чем сказалось мастерство Некрасова поэта?
  • Можно ли сказать, что жизнь этих женщин трагическая?
Все-таки, почему поэма называется «Русские женщины », а не «Декабристки» или «Русские княгини»?
Пожаловаться 29 марта 2012
Файлы
Вопросы и задания по поэме.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Вопросы и задания по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины»

  • Какие ассоциации у вас возникают со словом «подвиг», «духовный подвиг»;

  • Дайте определение слову «подвиг»;

  • Какой, по-вашему, должен быть герой?

  • Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?

  • Так о чем эта поэма "Русские женщины"?

  • Какова композиция поэмы?

Остановимся подробно на содержании первой части

  • С кем и чем прощается героиня?

  • Сон, его значение, центральный образ?

  • Почему в конце сна следует вывод «ты в царстве нищих и рабов»? Докажите текстом.

Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу в Италию. Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности.

  • Какие это картины?

  • Что занимает центральное место в первой части? Какая цель была у губернатора? Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую?

  • Найдите самые сильные строки этой части в беседе княгини и генерала.

  • Какие черты характера выступают на первый план?

Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. Закончив работу над поэмой "Княгиня Трубецкая ", Некрасов вскоре начал новую поэму - "Княгиня Волконская...", которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.

  • Доказать, что судьба Волконской не менее героична, нежели судьба Трубецкой.

  • Самые трогательные строфы поэмы?

  • Что значат слова на свидании: «люблю тебя больше, чем прежде»?

  • В 3 части. У кого просит совета княгиня в ту ночь, когда отец дал последний срок на размышления?

  • О каком долге говорит княгиня?

  • О каких ипостасях любви к мужу говорит отцу княгиня? Что это значит?

  • Что придает силы княгине?

- эпизод в церкви

  • Какие слова находят друг для друга Трубецкая и Волконская?

  • Что она хотела сказать своим жестом?

  • С кем сравнивают каторжане появившуюся в штольне княгиню?

  • В чем сказалось мастерство Некрасова поэта?

  • Можно ли сказать, что жизнь этих женщин трагическая?

Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?

Конспект урока.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Урок литературы в 7А классе

Н.А. Некрасов «Русские женщины».

Подвиг во имя долга и любви


Цели:

  1. Познакомиться с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».

  2. Показать величие духа русской женщины при анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

  3. Увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов.


ХОД УРОКА


  1. Историческая основа поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».


Слово учителя.

Наступило пасмурное утро 14 декабря 1825 года. Солнце в этот короткий зимний день взошло поздно – в девять часов с минутами. Николай мрачно бродил по залам Зимнего дворца. Он знал, что дворец, эта вековая твердыня русского царизма, окружен кольцом серьезного, угрожающего восстания…

Руководители восстания поднялись в этот день рано. Рылеев и его друзья – члены тайного политического общества – вышли в этот день на Сенатскую площадь с оружием в руках. Это были лучшие люди русской земли, верные её сыны.

Но восстание было подавлено. Царь Николай I жестоко расправился с революционерами. Пятеро повешено, 12 сослано в Сибирь, а сколько ещё запорото до смерти и брошено под лед солдат, вышедших на Сенатскую площадь.

Это был подвиг, великий подвиг во имя Родины; бескорыстное стремление помочь русскому народу. В 1825 году декабристы проиграли свой бой, но они показали великий нравственный пример высоких стремлений и самоотвержения. Они не могли, не умели жить сытно и спокойно, пользуясь своими чинами и привилегиями.

14 декабря 1825 года, после подавления восстания, декабристы начали свой тяжкий тридцатилетний путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и ссылку, свое тридцатилетнее “гражданство всех возможных тюрем и изгнаний”.

Но сегодня мы с вами поведем разговор не о тех, кто вышел на Сенатскую площадь и кто по большой Владимирской дороге шел, закованный в цепи под конвоем солдат, а о тех прекрасных женщинах, которые бросили все: блеск столицы, роскошь, свои успехи в свете и полные самоотречения и огромной духовной силы последовали за мужьями на каторгу. Некрасов назвал их декабристками.

(Слайд 7) Их было одиннадцать этих героических женщин. Среди них были две юные француженки, которые поехали в Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого они любили. И там они на каторге поженились. Многие жены хотели разделить участь своих мужей, но Николай I никому больше не разрешил ехать. Жены декабристов совершили не только своей гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.

Почему же у нас “революцию сделала знать”? Человек, который дорожит своей честью и достоинством, не может попирать честь и достоинство другого человека.

Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Чувство справедливости? О многом можно только догадываться. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”

(Слайд 8) А ведь путь был очень нелёгок и далёк. Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями. Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они.

Свой путь начинают они от порога родного дома (Слайд 9)

Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?

Увы! Надежды нет.

Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? Через что предстоит пройти? (Слайд 10) Постарайтесь найти ответы на эти вопросы. Читаем строфы I–III и найдём главные слова, которые нам это объяснят.

Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:

Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
         Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
         Гордись — я дочь твоя!..

На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:

Приняв обет в душе моей
        Исполнить до конца
Мой долг, — я слёз не принесу
        В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нём спасу,
        Я силы дам ему!

Гордость и долг — вот два ключевых понятия, на которых держится поэма.

Ответы 2 группы

  • Какие это картины? (Снежная пустыня -"забытая богом страна"), жандармы; жалкий; труженик-мужик (раб); кандальный звон; встреча с каторжанами. Происходит сближение с народом.)

  • Зачем следует отступление о завоевании Ермаком этих земель? (с тех самых пор люди здесь обречены на муку)

Слайд 11 – гимнастика для глаз

(Слайды 12, 13, 14) Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает. А кто стремится им помешать? Царь и губернатор, выполняющий его волю.

Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена?

Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? (Читаем диалог.)

Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. Вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим. Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что — княгиня. (Слайд 15. Слушаем отрывок из поэмы)

Доводы губернатора

1. Отъезд убил отца.

2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.

3. Соблазны столичной жизни.

Здесь — там. Как называется этот художественный приём? (Антитеза, противопоставление.)

В ответе княгини тоже есть противопоставление, только смысл его другой. Если губернатор сравнивает жизнь там и здесь, то княгиня — людей.

4. Уязвлённая гордость.

5. Отречение от прав.

6. Дорога вместе с каторжниками.

Какие из этих доводов губернатор считает наиболее важными? Самое важное (козырная карта) приберегается на конец. Являются ли эти доводы важными для княгини? Именно они и не вызывают у неё колебаний. Её система ценностей совсем другая.

Да и женщины могли бы привести в свою пользу ещё один очень важный довод. Ведь не только гордость и долг заставили их бросить привычную жизнь и ехать неизвестно куда. Любовь — чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание.

Более того, величие подвига мужа возвышает любовь к нему.

Можно ли победить таких женщин?

(Слайд 16) Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабая женщина? Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос.

Я делал всё, что мог...
...................................
Не испугались вы!

Старый генерал прослезился, осознав величие этих женщин.

(Слайды 17, 18) при ответе на 2 и 3 вопросы. Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них — Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она похоронена там.

Они повенчались не с рабами, они шли под венец с офицерами, чья карьера казалась блестящей, перед которыми были раскрыты двери не только самых лучших домов Петербурга, но и дворца. И вдруг эти женщины оказались жёнами каторжников. Как они приняли свою тяжёлую долю? (С гордостью, с сознанием выполненного долга.)

Пускай горька моя судьба —
       Я буду ей верна!

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?

Их подвиг и сейчас не оставляет равнодушными и привлекает внимание поэтов. (Звучит стихотворение Н.Коржавина «Зависть».)

Можем строчки нанизывать
Посложнее, попроще,
Но никто нас не вызовет
На Сенатскую площадь…

Мы не будем увенчаны.
И в кибитках, степями
Настоящие женщины
Не поедут за нами.


3.1. Стадия осмысления.

  • Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?

  • Так о чем эта поэма "Русские женщины"?

  • Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую?

  • Найдите самые сильные строки: («Я не жалкая раба я женщина, жена!»)

  • Какие черты характера выступают на первый план?

  • Как вы думаете, были ли счастливы эти женщины? (Они были счастливы. Ведь даже венчания состоялись там, рождались дети)

  • Как ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока?

3.2. Выводы: Итак, воистину высок и свят их подвиг незабвенный.

Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?

3.2. Рефлексия: Слайд 19.

Ожидание любви и готовность за неё отдать всего себя – темы в литературе вечные. Именно поэтому приятно осознавать, что в наше время потребность так же самозабвенно и жертвенно любить сохранилась. Подтверждение тому – современная песня «Романс» группы «Сплин», которая сейчас прозвучит. Давайте ещё раз вглядимся в лица этих женщин. Вдруг вы заметите в них черты ваших бабушек, мам. А может, вы в ком-то узнаете себя, дорогие девушки? А на что готовы мы во имя любви?

Домашнее задание по выбору: Слайд 20.



Пояснительная записка.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Пояснительная записка

Викулкина Елена Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «10 с углублённым изучением отдельных предметов, учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 7А классе. Н.А. Некрасов «Русские женщины». Подвиг во имя долга и любви


Цели:

Познакомить обучающихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».

Показать величие духа русской женщины при анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов.

К конспекту прилагаются: презентация со ссылками, физкультминутка, аудио- и видеофрагменты, музыкальное сопровождение.

Конспект занятия прилагается отдельным файловым документом.

Ресурсы: презентации, видеофрагменты, главы аудиоспектакля, аудиозаписи песен и музыки.

Список используемых информационных ресурсов:

  • Литература: Учеб. для 7 класса в 3-х ч. (2 ч.) / Меркин Г.С.- М.: Просвещение, 2009.

  • Библиографический словарь. Русские писатели в 2-х ч. (2 ч.) / Николаева П.А. – М.: Просвещение, 1990. – 445 с.

  • Литература в школе. Журнал. – М.: Алмаз-пресс, 2001. – 48 с.

  • Литература в школе. Журнал. – М.: Алграфикс, 1997. – 160 с.

  • Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского: Литературно-критическое издание. / Пинаев Н.Т. – М.: Детская литература, 1988. – 46 с.

Электронные ресурсы:

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. DVD-ROM. – М.: ООО Кирилл и Мефодий., 2007.

  • Мультимедийная энциклопедия. Николай Алексеевич Некрасов. CD-ROM. Ярославль: ЯРГУ, 2004.

  • http://www.nekrasov.ru

  • http://www.museum.ru

  • http://images.yandex.ru

титульный лист.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением отдельных предметов










Н.А. Некрасов «Русские женщины».

Подвиг во имя долга и любви

Урок литературы в 7 классе

Викулкина Елена Сергеевна, МБОУ СОШ №10 с УИОП, учитель русского языка и литературы






















город Сургут, 2012 год

Некрасов. Подвиг во имя долга и любви.rar
Войдите для скачивания файлов
poema_n.a.nekrasova_russkie_zhenschiny.ppt
Войдите для скачивания файлов
Звезда пленительного счастья.flv
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    10 апреля 201218:26
    Сергей Колодин

    Повторно загруженная разработка.

  • Елена Викулкина
    10 апреля 201218:56
    Елена Викулкина

    Это разные папки, а не одни и те же. Всё дело в том, что размер одной папки больше допустимого для загрузки, поэтому презентация есть, но во второй папке. Две папки - это и есть один урок. Мне пришлось их разбить так, чтобы можно было загрузить. Их надо разархивировать и содержимое обеих папок собрать в одну.
    Получилось загрузить отдельными файлами, чтобы было понятнее.

    • Артём Мокеев
      12 апреля 201210:32
      Артём Мокеев

      Здравствуйте, Елена Сергеевна.
      Что вам мешает указать все файлы в одном материале, без создания дубликата?
      Ограничение на размер в 20 Мб. действует для каждого файла в отдельности, а не на суммарный размер всех файлов.

  • Елена Викулкина
    13 апреля 201217:57
    Елена Викулкина

    Уважаемый Артём, просто когда я первоначально загружала файлы, у меня высвечивалось одно окно для загрузки, а уже при повторной загрузке стало высвечиваться несколько окон. Вот так и вышло. Не знаю, можно ли перезагрузить по новой?

  • Елена Викулкина
    13 апреля 201218:16
    Елена Викулкина

    Ура, удалось собрать всё воедино.

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
@mail.ru