В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Н.А. Некрасов. "Русские женщины". Подвиг во имя долга и любви

Елена Викулкина Елена Викулкина
Тип материала: другое, конкурсная работа (Виват, Россия! История в событиях и лицах)
Рейтинг: 12345  голосов:63    просмотров: 21699    комментариев: 5
Краткое описание
Данный урок литературы позволяет познакомить обучающихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины», показать величие духа русской женщины при  анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска», увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов.

Описание
Это вторая папка. В ней — презентация к уоку и видеофрагмент. Тема одна, но это разные папки.
Викулкина Елена Сергеевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «10 с углублённым изучением отдельных предметов, учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 7А классе. Н.А. Некрасов «Русские женщины». Подвиг во имя долга и любви
Цели:
Познакомить обучающихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».
Показать величие духа русской женщины при анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».
Увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов.
К конспекту прилагаются: презентация со ссылками, физкультминутка, аудио- и видеофрагменты, музыкальное сопровождение.
Конспект занятия прилагается отдельным файловым документом.
Ресурсы: презентации, видеофрагменты, главы аудиоспектакля, аудиозаписи песен и музыки.
Список используемых информационных ресурсов:
Литература: Учеб. для 7 класса в 3-х ч. (2 ч.) / Меркин Г.С.- М.: Просвещение, 2009.
Библиографический словарь. Русские писатели в 2-х ч. (2 ч.) / Николаева П.А. – М.: Просвещение, 1990. – 445 с.
Литература в школе. Журнал. – М.: Алмаз-пресс, 2001. – 48 с.
Литература в школе. Журнал. – М.: Алграфикс, 1997. – 160 с.
Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского: Литературно-критическое издание. / Пинаев Н.Т. – М.: Детская литература, 1988. – 46 с.
Электронные ресурсы:
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. DVD-ROM. – М.: ООО Кирилл и Мефодий., 2007.
Мультимедийная энциклопедия. Николай Алексеевич Некрасов. CD-ROM.Ярославль: ЯРГУ, 2004.
http://www.nekrasov.ru
http://www.museum.ru
http://images.yandex.ru
Урок литературы в 7А классе
Н.А. Некрасов «Русские женщины».
Подвиг во имя долга и любви
Цели:
1. Познакомиться с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».
2. Показать величие духа русской женщины при анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».
3. Увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов.

ХОД УРОКА
I. Историческая основа поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».

Слово учителя.
Наступило пасмурное утро 14 декабря 1825 года. Солнце в этот короткий зимний день взошло поздно – в девять часов с минутами. Николай мрачно бродил по залам Зимнего дворца. Он знал, что дворец, эта вековая твердыня русского царизма, окружен кольцом серьезного, угрожающего восстания…
Руководители восстания поднялись в этот день рано. Рылеев и его друзья – члены тайного политического общества – вышли в этот день на Сенатскую площадь с оружием в руках. Это были лучшие люди русской земли, верные её сыны.
Но восстание было подавлено. Царь Николай I жестоко расправился с революционерами. Пятеро повешено, 12 сослано в Сибирь, а сколько ещё запорото до смерти и брошено под лед солдат, вышедших на Сенатскую площадь.
Это был подвиг, великий подвиг во имя Родины; бескорыстное стремление помочь русскому народу. В 1825 году декабристы проиграли свой бой, но они показали великий нравственный пример высоких стремлений и самоотвержения. Они не могли, не умели жить сытно и спокойно, пользуясь своими чинами и привилегиями.
14 декабря 1825 года, после подавления восстания, декабристы начали свой тяжкий тридцатилетний путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и ссылку, свое тридцатилетнее “гражданство всех возможных тюрем и изгнаний”.
Но сегодня мы с вами поведем разговор не о тех, кто вышел на Сенатскую площадь и кто по большой Владимирской дороге шел, закованный в цепи под конвоем солдат, а о тех прекрасных женщинах, которые бросили все: блеск столицы, роскошь, свои успехи в свете и полные самоотречения и огромной духовной силы последовали за мужьями на каторгу. Некрасов назвал их декабристками.
(Слайд 7) Их было одиннадцать этих героических женщин. Среди них были две юные француженки, которые поехали в Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого они любили. И там они на каторге поженились. Многие жены хотели разделить участь своих мужей, но Николай I никому больше не разрешил ехать. Жены декабристов совершили не только своей гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.
Почему же у нас “революцию сделала знать”? Человек, который дорожит своей честью и достоинством, не может попирать честь и достоинство другого человека.
Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Чувство справедливости? О многом можно только догадываться. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”
(Слайд 8)А ведь путь был очень нелёгок и далёк. Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями. Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они.
Свой путь начинают они от порога родного дома (Слайд 9)
“Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?
Увы! Надежды нет.
Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? Через что предстоит пройти? (Слайд 10) Постарайтесь найти ответы на эти вопросы. Читаем строфы I–III и найдём главные слова, которые нам это объяснят.
Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:
Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
   Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
   Гордись — я дочь твоя!..

На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:
Приняв обет в душе моей
  Исполнить до конца
Мой долг, — я слёз не принесу
  В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нём спасу,
  Я силы дам ему!

Гордость и долг — вот два ключевых понятия, на которых держится поэма.
Ответы 2 группы
  • Какие это картины? (Снежная пустыня -«забытая богом страна»), жандармы; жалкий; труженик-мужик (раб); кандальный звон; встреча с каторжанами. Происходит сближение с народом.)
  • Зачем следует отступление о завоевании Ермаком этих земель? (с тех самых пор люди здесь обречены на муку)
Слайд 11– гимнастика для глаз
(Слайды 12, 13, 14)Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает. А кто стремится им помешать? Царь и губернатор, выполняющий его волю.
Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена?
Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? (Читаем диалог.)
Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. Вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим. Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что — княгиня. (Слайд 15. Слушаем отрывок из поэмы)
Доводы губернатора
1. Отъезд убил отца.
2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.
3. Соблазны столичной жизни.
Здесь — там.Как называется этот художественный приём? (Антитеза, противопоставление.)
В ответе княгини тоже есть противопоставление, только смысл его другой. Если губернатор сравнивает жизнь там и здесь, то княгиня — людей.
4. Уязвлённая гордость.
5. Отречение от прав.
6. Дорога вместе с каторжниками.
Какие из этих доводов губернатор считает наиболее важными? Самое важное (козырная карта) приберегается на конец. Являются ли эти доводы важными для княгини? Именно они и не вызывают у неё колебаний. Её система ценностей совсем другая.
Да и женщины могли бы привести в свою пользу ещё один очень важный довод. Ведь не только гордость и долг заставили их бросить привычную жизнь и ехать неизвестно куда. Любовь — чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание.
Более того, величие подвига мужа возвышает любовь к нему.
Можно ли победить таких женщин?
(Слайд 16)Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабая женщина? Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос.
Я делал всё, что мог...
X
Не испугались вы!

Старый генерал прослезился, осознав величие этих женщин.
(Слайды 17, 18)при ответе на 2 и 3 вопросы. Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них — Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она похоронена там.
Они повенчались не с рабами, они шли под венец с офицерами, чья карьера казалась блестящей, перед которыми были раскрыты двери не только самых лучших домов Петербурга, но и дворца. И вдруг эти женщины оказались жёнами каторжников. Как они приняли свою тяжёлую долю? (С гордостью, с сознанием выполненного долга.)
Пускай горька моя судьба —
Я буду ей верна!

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?
Их подвиг и сейчас не оставляет равнодушными и привлекает внимание поэтов. (Звучит стихотворение Н.Коржавина «Зависть».)
Можем строчки нанизывать
Посложнее, попроще,
Но никто нас не вызовет
На Сенатскую площадь…

Мы не будем увенчаны.
И в кибитках, степями
Настоящие женщины
Не поедут за нами.

3.1. Стадия осмысления.
  • Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?
  • Так о чем эта поэма «Русские женщины»?
  • Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую?
  • Найдите самые сильные строки: («Я не жалкая раба я женщина, жена!»)
  • Какие черты характера выступают на первый план?
  • Как вы думаете, были ли счастливы эти женщины? (Они были счастливы. Ведь даже венчания состоялись там, рождались дети)
  • Как ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока?
3.2. Выводы: Итак, воистину высок и свят их подвиг незабвенный.
Все-таки, почему поэма называется «Русские женщины », а не «Декабристки» или «Русские княгини»?
3.2. Рефлексия: Слайд 19.
Ожидание любви и готовность за неё отдать всего себя – темы в литературе вечные. Именно поэтому приятно осознавать, что в наше время потребность так же самозабвенно и жертвенно любить сохранилась. Подтверждение тому – современная песня «Романс» группы «Сплин», которая сейчас прозвучит. Давайте ещё раз вглядимся в лица этих женщин. Вдруг вы заметите в них черты ваших бабушек, мам. А может, вы в ком-то узнаете себя, дорогие девушки? А на что готовы мы во имя любви?
Домашнее задание по выбору: Слайд 20.
Вопросы и задания по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины»
  • Какие ассоциации у вас возникают со словом «подвиг», «духовный подвиг»;
  • Дайте определение слову «подвиг»;
  • Какой, по-вашему, должен быть герой?
  • Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?
  • Так о чем эта поэма «Русские женщины»?
  • Какова композиция поэмы?
Остановимся подробно на содержании первой части
· С кем и чем прощается героиня?
· Сон, его значение, центральный образ?
· Почему в конце сна следует вывод «ты в царстве нищих и рабов»? Докажите текстом.
Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу в Италию. Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности.
  • Какие это картины?
  • Что занимает центральное место в первой части? Какая цель была у губернатора? Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую?
  • Найдите самые сильные строки этой части в беседе княгини и генерала.
  • Какие черты характера выступают на первый план?
Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. Закончив работу над поэмой «Княгиня Трубецкая », Некрасов вскоре начал новую поэму — «Княгиня Волконская...», которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.
  • Доказать, что судьба Волконской не менее героична, нежели судьба Трубецкой.
  • Самые трогательные строфы поэмы?
  • Что значат слова на свидании: «люблю тебя больше, чем прежде»?
  • В 3 части. У кого просит совета княгиня в ту ночь, когда отец дал последний срок на размышления?
  • О каком долге говорит княгиня?
  • О каких ипостасях любви к мужу говорит отцу княгиня? Что это значит?
  • Что придает силы княгине?
— эпизод в церкви
  • Какие слова находят друг для друга Трубецкая и Волконская?
  • Что она хотела сказать своим жестом?
  • С кем сравнивают каторжане появившуюся в штольне княгиню?
  • В чем сказалось мастерство Некрасова поэта?
  • Можно ли сказать, что жизнь этих женщин трагическая?
Все-таки, почему поэма называется «Русские женщины », а не «Декабристки» или «Русские княгини»?
Пожаловаться 29 марта 2012
Файлы
Вопросы и задания по поэме.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Вопросы и задания по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины»

  • Какие ассоциации у вас возникают со словом «подвиг», «духовный подвиг»;

  • Дайте определение слову «подвиг»;

  • Какой, по-вашему, должен быть герой?

  • Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?

  • Так о чем эта поэма "Русские женщины"?

  • Какова композиция поэмы?

Остановимся подробно на содержании первой части

  • С кем и чем прощается героиня?

  • Сон, его значение, центральный образ?

  • Почему в конце сна следует вывод «ты в царстве нищих и рабов»? Докажите текстом.

Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу в Италию. Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности.

  • Какие это картины?

  • Что занимает центральное место в первой части? Какая цель была у губернатора? Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую?

  • Найдите самые сильные строки этой части в беседе княгини и генерала.

  • Какие черты характера выступают на первый план?

Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. Закончив работу над поэмой "Княгиня Трубецкая ", Некрасов вскоре начал новую поэму - "Княгиня Волконская...", которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.

  • Доказать, что судьба Волконской не менее героична, нежели судьба Трубецкой.

  • Самые трогательные строфы поэмы?

  • Что значат слова на свидании: «люблю тебя больше, чем прежде»?

  • В 3 части. У кого просит совета княгиня в ту ночь, когда отец дал последний срок на размышления?

  • О каком долге говорит княгиня?

  • О каких ипостасях любви к мужу говорит отцу княгиня? Что это значит?

  • Что придает силы княгине?

- эпизод в церкви

  • Какие слова находят друг для друга Трубецкая и Волконская?

  • Что она хотела сказать своим жестом?

  • С кем сравнивают каторжане появившуюся в штольне княгиню?

  • В чем сказалось мастерство Некрасова поэта?

  • Можно ли сказать, что жизнь этих женщин трагическая?

Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?

Конспект урока.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Урок литературы в 7А классе

Н.А. Некрасов «Русские женщины».

Подвиг во имя долга и любви


Цели:

  1. Познакомиться с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».

  2. Показать величие духа русской женщины при анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

  3. Увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов.


ХОД УРОКА


  1. Историческая основа поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».


Слово учителя.

Наступило пасмурное утро 14 декабря 1825 года. Солнце в этот короткий зимний день взошло поздно – в девять часов с минутами. Николай мрачно бродил по залам Зимнего дворца. Он знал, что дворец, эта вековая твердыня русского царизма, окружен кольцом серьезного, угрожающего восстания…

Руководители восстания поднялись в этот день рано. Рылеев и его друзья – члены тайного политического общества – вышли в этот день на Сенатскую площадь с оружием в руках. Это были лучшие люди русской земли, верные её сыны.

Но восстание было подавлено. Царь Николай I жестоко расправился с революционерами. Пятеро повешено, 12 сослано в Сибирь, а сколько ещё запорото до смерти и брошено под лед солдат, вышедших на Сенатскую площадь.

Это был подвиг, великий подвиг во имя Родины; бескорыстное стремление помочь русскому народу. В 1825 году декабристы проиграли свой бой, но они показали великий нравственный пример высоких стремлений и самоотвержения. Они не могли, не умели жить сытно и спокойно, пользуясь своими чинами и привилегиями.

14 декабря 1825 года, после подавления восстания, декабристы начали свой тяжкий тридцатилетний путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и ссылку, свое тридцатилетнее “гражданство всех возможных тюрем и изгнаний”.

Но сегодня мы с вами поведем разговор не о тех, кто вышел на Сенатскую площадь и кто по большой Владимирской дороге шел, закованный в цепи под конвоем солдат, а о тех прекрасных женщинах, которые бросили все: блеск столицы, роскошь, свои успехи в свете и полные самоотречения и огромной духовной силы последовали за мужьями на каторгу. Некрасов назвал их декабристками.

(Слайд 7) Их было одиннадцать этих героических женщин. Среди них были две юные француженки, которые поехали в Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого они любили. И там они на каторге поженились. Многие жены хотели разделить участь своих мужей, но Николай I никому больше не разрешил ехать. Жены декабристов совершили не только своей гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.

Почему же у нас “революцию сделала знать”? Человек, который дорожит своей честью и достоинством, не может попирать честь и достоинство другого человека.

Жёны декабристов оказались достойны своих мужей. Сейчас трудно сказать с уверенностью, что побудило каждую из них порвать с прошлым и обречь себя на добровольное изгнание, из которого не все они вернутся. Подвижничество во имя любви? Супружеский долг? Сострадание к ближнему? Чувство справедливости? О многом можно только догадываться. А.И. Давыдова, вернувшись из ссылки, говорила: “Какие героини? Это поэты из нас героинь сделали, а мы просто поехали за нашими мужьями...”

(Слайд 8) А ведь путь был очень нелёгок и далёк. Наверное, в этом и есть величие их подвига, что они просто поехали за мужьями. Последуем и мы за этими женщинами, пройдём через те преграды, которые преодолели они.

Свой путь начинают они от порога родного дома (Слайд 9)

Бог весть, увидимся ли вновь...” — размышляет княгиня, расставаясь с отцом. Оставляет ли Некрасов надежду на встречу?

Увы! Надежды нет.

Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных? Через что предстоит пройти? (Слайд 10) Постарайтесь найти ответы на эти вопросы. Читаем строфы I–III и найдём главные слова, которые нам это объяснят.

Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:

Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
         Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
         Гордись — я дочь твоя!..

На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. И, объясняя губернатору, зачем она следует за мужем, княгиня скажет:

Приняв обет в душе моей
        Исполнить до конца
Мой долг, — я слёз не принесу
        В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нём спасу,
        Я силы дам ему!

Гордость и долг — вот два ключевых понятия, на которых держится поэма.

Ответы 2 группы

  • Какие это картины? (Снежная пустыня -"забытая богом страна"), жандармы; жалкий; труженик-мужик (раб); кандальный звон; встреча с каторжанами. Происходит сближение с народом.)

  • Зачем следует отступление о завоевании Ермаком этих земель? (с тех самых пор люди здесь обречены на муку)

Слайд 11 – гимнастика для глаз

(Слайды 12, 13, 14) Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает. А кто стремится им помешать? Царь и губернатор, выполняющий его волю.

Что необычно в поэме? Чем она напоминает драматическое произведение? Как построена?

Это диалог, но не просто разговор двух действующих лиц. Это спор, это противостояние, это борьба. Какова цель губернатора, и какова цель княгини? (Читаем диалог.)

Губернатор хочет вернуть княгиню в Петербург, княгиня — как можно скорее отправиться дальше, к мужу. В любой борьбе побеждает сильнейший, в споре — тот, чьи доводы убедительнее. Вспомним, какие доводы приводит губернатор, чтобы заставить княгиню вернуться, и проследим, как она отвергает их один за другим. Обязательно обратим внимание на то, что считает важным губернатор, а что — княгиня. (Слайд 15. Слушаем отрывок из поэмы)

Доводы губернатора

1. Отъезд убил отца.

2. Тяжёлая, неустроенная жизнь на каторге.

3. Соблазны столичной жизни.

Здесь — там. Как называется этот художественный приём? (Антитеза, противопоставление.)

В ответе княгини тоже есть противопоставление, только смысл его другой. Если губернатор сравнивает жизнь там и здесь, то княгиня — людей.

4. Уязвлённая гордость.

5. Отречение от прав.

6. Дорога вместе с каторжниками.

Какие из этих доводов губернатор считает наиболее важными? Самое важное (козырная карта) приберегается на конец. Являются ли эти доводы важными для княгини? Именно они и не вызывают у неё колебаний. Её система ценностей совсем другая.

Да и женщины могли бы привести в свою пользу ещё один очень важный довод. Ведь не только гордость и долг заставили их бросить привычную жизнь и ехать неизвестно куда. Любовь — чувство, которое наверняка было очень важным для решения отправиться в добровольное изгнание.

Более того, величие подвига мужа возвышает любовь к нему.

Можно ли победить таких женщин?

(Слайд 16) Кто же оказался сильнее: губернатор, за которым стоит царь, или слабая женщина? Найдите слова, которые помогут нам ответить на этот вопрос.

Я делал всё, что мог...
...................................
Не испугались вы!

Старый генерал прослезился, осознав величие этих женщин.

(Слайды 17, 18) при ответе на 2 и 3 вопросы. Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся в Сибирь. Он написал только о двух из них — Е.И. Трубецкой и М.Н. Волконской. Трубецкой не довелось вернуться из Сибири и встретиться с родными. Она похоронена там.

Они повенчались не с рабами, они шли под венец с офицерами, чья карьера казалась блестящей, перед которыми были раскрыты двери не только самых лучших домов Петербурга, но и дворца. И вдруг эти женщины оказались жёнами каторжников. Как они приняли свою тяжёлую долю? (С гордостью, с сознанием выполненного долга.)

Пускай горька моя судьба —
       Я буду ей верна!

Н.А. Некрасов не закончил поэму о женщинах, отправившихся за своими мужьями. Но каждая из тех, кто разделил участь мужа, достойна того, чтобы о ней помнили. Согласны ли вы, что их можно назвать героинями?

Их подвиг и сейчас не оставляет равнодушными и привлекает внимание поэтов. (Звучит стихотворение Н.Коржавина «Зависть».)

Можем строчки нанизывать
Посложнее, попроще,
Но никто нас не вызовет
На Сенатскую площадь…

Мы не будем увенчаны.
И в кибитках, степями
Настоящие женщины
Не поедут за нами.


3.1. Стадия осмысления.

  • Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?

  • Так о чем эта поэма "Русские женщины"?

  • Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую?

  • Найдите самые сильные строки: («Я не жалкая раба я женщина, жена!»)

  • Какие черты характера выступают на первый план?

  • Как вы думаете, были ли счастливы эти женщины? (Они были счастливы. Ведь даже венчания состоялись там, рождались дети)

  • Как ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока?

3.2. Выводы: Итак, воистину высок и свят их подвиг незабвенный.

Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?

3.2. Рефлексия: Слайд 19.

Ожидание любви и готовность за неё отдать всего себя – темы в литературе вечные. Именно поэтому приятно осознавать, что в наше время потребность так же самозабвенно и жертвенно любить сохранилась. Подтверждение тому – современная песня «Романс» группы «Сплин», которая сейчас прозвучит. Давайте ещё раз вглядимся в лица этих женщин. Вдруг вы заметите в них черты ваших бабушек, мам. А может, вы в ком-то узнаете себя, дорогие девушки? А на что готовы мы во имя любви?

Домашнее задание по выбору: Слайд 20.



Пояснительная записка.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Пояснительная записка

Викулкина Елена Сергеевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «10 с углублённым изучением отдельных предметов, учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 7А классе. Н.А. Некрасов «Русские женщины». Подвиг во имя долга и любви


Цели:

Познакомить обучающихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины».

Показать величие духа русской женщины при анализе эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Увидеть мужественный и благородный подвиг во имя любви русских женщин, жен декабристов.

К конспекту прилагаются: презентация со ссылками, физкультминутка, аудио- и видеофрагменты, музыкальное сопровождение.

Конспект занятия прилагается отдельным файловым документом.

Ресурсы: презентации, видеофрагменты, главы аудиоспектакля, аудиозаписи песен и музыки.

Список используемых информационных ресурсов:

  • Литература: Учеб. для 7 класса в 3-х ч. (2 ч.) / Меркин Г.С.- М.: Просвещение, 2009.

  • Библиографический словарь. Русские писатели в 2-х ч. (2 ч.) / Николаева П.А. – М.: Просвещение, 1990. – 445 с.

  • Литература в школе. Журнал. – М.: Алмаз-пресс, 2001. – 48 с.

  • Литература в школе. Журнал. – М.: Алграфикс, 1997. – 160 с.

  • Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского: Литературно-критическое издание. / Пинаев Н.Т. – М.: Детская литература, 1988. – 46 с.

Электронные ресурсы:

  • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. DVD-ROM. – М.: ООО Кирилл и Мефодий., 2007.

  • Мультимедийная энциклопедия. Николай Алексеевич Некрасов. CD-ROM. Ярославль: ЯРГУ, 2004.

  • http://www.nekrasov.ru

  • http://www.museum.ru

  • http://images.yandex.ru

титульный лист.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением отдельных предметов










Н.А. Некрасов «Русские женщины».

Подвиг во имя долга и любви

Урок литературы в 7 классе

Викулкина Елена Сергеевна, МБОУ СОШ №10 с УИОП, учитель русского языка и литературы






















город Сургут, 2012 год

Некрасов. Подвиг во имя долга и любви.rar
Войдите для скачивания файлов
poema_n.a.nekrasova_russkie_zhenschiny.ppt
Войдите для скачивания файлов
Звезда пленительного счастья.flv
Войдите для скачивания файлов
Обсуждение материала
  • Сергей Колодин
    10 апреля 201218:26
    Сергей Колодин

    Повторно загруженная разработка.

  • Елена Викулкина
    10 апреля 201218:56
    Елена Викулкина

    Это разные папки, а не одни и те же. Всё дело в том, что размер одной папки больше допустимого для загрузки, поэтому презентация есть, но во второй папке. Две папки - это и есть один урок. Мне пришлось их разбить так, чтобы можно было загрузить. Их надо разархивировать и содержимое обеих папок собрать в одну.
    Получилось загрузить отдельными файлами, чтобы было понятнее.

    • Артём Мокеев
      12 апреля 201210:32
      Артём Мокеев

      Здравствуйте, Елена Сергеевна.
      Что вам мешает указать все файлы в одном материале, без создания дубликата?
      Ограничение на размер в 20 Мб. действует для каждого файла в отдельности, а не на суммарный размер всех файлов.

  • Елена Викулкина
    13 апреля 201217:57
    Елена Викулкина

    Уважаемый Артём, просто когда я первоначально загружала файлы, у меня высвечивалось одно окно для загрузки, а уже при повторной загрузке стало высвечиваться несколько окон. Вот так и вышло. Не знаю, можно ли перезагрузить по новой?

  • Елена Викулкина
    13 апреля 201218:16
    Елена Викулкина

    Ура, удалось собрать всё воедино.

Материалы по теме

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru