В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Берегите Землю! Физика и экология. Элективный курс для учащихся 9 класса.

Ольга Онькова Ольга Онькова
Тип материала: другое
просмотров: 2365
Краткое описание
Воспитание у обучающихся экологической грамотности является проявлением воспитания гражданственности, патриотизма и доброго отношения к окружающей среде.

Описание

Элективный курс для учащихся 9 классов
Ольга Владимировна Онькова
Учитель физики высшей квалификационной категории
МКОУ Сокурская СОШ
Пояснительная записка.
Человечество с давних времён волновали такие проблемы, как различного рода открытия, например, в науке, технике, медицине, как отношения с соседями, далёкими и близкими, и наконец, как мир и война. Было время, когда эти проблемы несколько отошли на последний план. Но в последние десятилетия экологические проблемы вновь обратили на себя внимание во всех странах мира. В настоящее время вопросы экологии вышли на первое место по своей общечеловеческой значимости, и уже с самых высоких международных трибун говорят о том, как же сохранить нашу ЗЕМЛЮ зелёной и голубой. И если раньше выживание ассоциировалось прежде всего с предотвращением ядерной войны, то в наше время выжить – это значит суметь не погубить себя своей же собственной деятельностью: не закоптить небо промышленными дымами, не отравить реки отходами, не закопать себя горами мусора.
Поэтому сейчас экологические проблемы требуют самого пристального, самого серьёзного рассмотрения и принятия срочных и радикальных решений. Помимо всего прочего, причинами этого являются также: во-первых, то обстоятельство, что научно-технический прогресс вступил в новую фазу своего развития и хозяйственная деятельность человека привела к нарушению равновесия в природе, к таким экологическим сдвигам, которые могут оказаться необратимыми; и во-вторых, затянувшееся потребительское отношение человека к природе, в результате чего произошло и продолжается истощение природных ресурсов. В связи с этим для решения экологических проблем требуется максимально организованная деятельность людей не только в пределах одной страны, но и всей планеты. Это означает, что экологические проблемы приобрели социально-политическое содержание.
Экологическое образование сможет помочь будущим гражданам и нашей страны, и всей Земли, моделируя, предвидеть последствия влияния человека на окружающую среду, не допустить её разрушения и загрязнения, а в конечном счёте будет формировать общественную активность и гуманистическое сознание нашего подрастающего поколения. Аналогично тому, как сейчас говорят о компьютерной грамотности, можно утверждать, что каждый человек должен быть грамотным и в экологических вопросах.
Школьный курс физики содержит много вопросов, имеющих экологическое содержание. Это и понятно, ведь физики – это наука об основных законах природы. Поэтому, рассмотрение экологических проблем должно проходить как на уроках физики, так и во внеурочное время, в частности – на элективных курсах. Воспитание у обучающихся экологической грамотности является проявлением воспитания гражданственности, патриотизма и доброго отношения к окружающей среде.
Предлагаемый элективный курс предназначен для обучающихся IXклассов, которые в старшей школе будут выбирать дальнейший профиль обучения. Данный элективный курс может быть использован как школьный компонент учебного плана.
Целью
предлагаемого элективного курса является создание мотивационной и ориентационной основы для осознанного выбора профиля обучения, вполне возможно – естественнонаучного.
Задачи,
решаемые данным курсом:
Ø Углубление знаний об окружающем материальном мире и методах научного познания природы;
Ø Развитие познавательных интересов обучающихся, их интеллектуальных и творческих способностей в процессе практического применения знаний по физике и экологии;
Ø Учиться ориентироваться в потоке многообразной информации и, как следствие, самостоятельно приобретать знания;
Ø Формирование физико-экологического мышления: умение выдвигать гипотезы, проводить моделирование ситуаций, строить умозаключения для их объяснения, проводить эксперименты;
Ø Осознание возможности сохранения устойчивости окружающей среды, обеспечивающей безопасное развитие жизни на планете Земля с использованием физических знаний;
Ø Воспитание убеждённости в необходимости познания законов природы, разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества;
Ø Формирование понимания того, что человек является частью природы, и изменяя её, человек меняется и сам;
Ø Подготовка учащихся к выбору профиля дальнейшего обучения, к выбору профессии.
Предполагаемые формы проведения занятий:
· Лекции,
· Практические работы,
· лабораторные работы,
· семинарские занятия,
· диспуты,
· экскурсии,
· проектная деятельность (газета, бюллетень, рефераты, и т.д.),
· групповая и индивидуальная формы занятий.
Виды деятельности учащихся:
§ наблюдения, опыты, лабораторные работы;
§ поисковая работа,
§ творческая деятельность и самостоятельная работа по обработке полученных результатов;
§ работа в группах и парах;
§ экскурсии.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны
ü научиться

формировать свою позицию относительно выбора профессии;

строить план проводимых исследований;

предлагать и проводить наблюдения и эксперименты;

совместному сотрудничеству;
ü понимать:
v как можно применять законы физики для объяснения разнообразных явлений, происходящих в окружающей живой природе;
v как можно использовать полученные знания для решения практических задач повседневной жизни;
v как можно осуществлять самостоятельный поиск информации и применять её для обоснования выводов;
v как можно ориентироваться в многообразии информационного пространства.
Критерии оценивания деятельности обучающихся:
Работа школьников оценивается в баллах за различные виды деятельности: за проведение лабораторных работ; за участие в семинарах, диспутах, проектах; за исследовательские работы по готовым данным; защита проектов; тестирование, выпуск бюллетеней и газет.
Берегите Землю!
(физика и экология)
I. Элементы механики и физические явления вокруг нас.
1. Пространство и время.
Измерение расстояний в природе и размеров малых тел с помощью метра. Эталон метра. Измерение времени: эталон времени, часы, маятник, метроном, стробоскоп, сутки. Временные масштабы явлений природы.
2. Движение и его характеристики.
Траектория движения стрекозы, самолёта, лифта, велосипеда. Движение космических тел и падение метеорита. Тунгусский метеорит. Движение воздушных и водных масс: торнадо, смерчей, цунами. Глобальные экологические катастрофы и человеческие жертвы. Перемещение саранчи и перелёты птиц. Движение по дорогам-серпантинам. Скорости в природе и технике. Перенос загрязнений воздушными и водными путями.
Демонстрации: метр, секундомер, песочные часы, метроном, маятник; траектория движения стрелки часов, лопасти вентилятора, колеса велосипеда; фотографии торнадо, цунами, смерчей, дороги-серпантина, самолёта.
Практические и лабораторные работы: «Измерение размеров малых тел», «Измерение расстояния до труднодоступного предмета», «Измерение скорости движения минутной стрелки часов».
II. Законы динамики в окружающей природе.
1. Законы Ньютона.
Устойчивость почвы на горном склоне. Экологические проблемы, связанные с использованием почвы. Мировой водный океан, мировой воздушный океан, их массы. Экологические проблемы, связанные с влиянием деятельности человека на состояние морских и воздушных масс. Землетрясения.
Инерция в окружающем мире. Силы трения и силы давления, их роль в жизни человека. Предупреждение бытового и производственного травматизма, вредного влияния техногенных и природных факторов окружающей среды, и как следствие – обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
2. Всемирное тяготение.
Движение небесных тел, водных и воздушных масс, полет птиц и самолетов, рост цветов и деревьев. Конструкции мостов, подводных лодок, летательных аппаратов (Икар). Масса атмосферы и масса водорода, уходящего в космос. Искусственные спутники Земли, их использование для глобального изучения влияния деятельности человека.
3. Закон сохранения импульса
Климат Земли, его устойчивость, система «ветер – морские течения». Строительство каналов и динамика природных явлений (дамба в Финском заливе возле Санкт-Петербурга). Морские приливы – как неиссякаемый источник экологически чистой энергии (приливные электростанции). Реактивное движение, реактивная авиация и наблюдение за загрязнением атмосферы, морей – океанов, лесов, полей и т.д. «Буран», «Шаттл», «Ил-62» и экологически чистое топливо.
4. Вращательное движение.
Движение планет, естественных и искусственных спутников. Воздушные и водные вихри. Сила Кориолиса. Ядерный реактор «Токамак» и движение заряженных частиц в магнитном поле. Андронный коллайдер,моделирование возможных последствий его применения. Экологические роторные двигатели Р. Ванкеля. Инерционные фильтры.
Демонстрации:тело на наклонной плоскости (оползни); реактивное движение; роль смазки в механизмах, фотографии: конструкций мостов, летательных аппаратов, космического пространства, дамбы в Финском заливе, «Бурана», «Шаттла», ядерных реакторов, инерционных фильтров.
Практические и лабораторные работы: «Исследование зависимости силы трения от веса тела и площадей соприкасающихся поверхностей», «Изучение способов изменения давления твёрдого тела на поверхность», «Изучение движения тела по наклонной плоскости».
III. Тепловые явления в окружающей среде.
Строение вещества, молекулы. Агрегатные состояния вещества. Единый мировой воздушный и водный океан. Ветры и течения. Перенос загрязнений воздушными и водными путями. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Проникновение загрязнителей в вещества, обеспечивающие жизнедеятельность растений, животных, человека.
Конвекция. Роль конвекции в процессах, происходящих в атмосфере и океане. Нарушение конвекции в случае ядерной войны. Влажность воздуха. Парниковый эффект. Самоочищение атмосферы. «Кислотные» дожди. Теплота сгорания топлива. Загрязнение атмосферы продуктами сгорания. Экологически чистое сгорание топлива. Тепловые двигатели и проблема охраны природы.
Демонстрации:три агрегатные состояния воды, диффузия в газах, жидкостях и твердых телах, конвекция в жидкостях и газах, двигатель внутреннего сгорания, конвекция естественная и вынужденная.
Практические и лабораторные работы: «Наблюдение зависимости скорости таяния льда от температуры», «Зависимость скорости протекания диффузии от температуры и от времени»,
IV. Механические колебания и волны в окружающем мире.
1. Механические колебания.
Колебательные процессы. Гусли, арфа, гитара – колебания струны. Вибрация труб, колебания нефте- и газопроводов. Колебания поездов, вагонов, автомобилей. Амортизация.
2. Механические волны.
Цунами. Береговой рельеф. Прибрежные сооружения. Изменение стока рек. Загрязнение водных поверхностей и картина волн.
Механические вибрации и их источники. Вибрации в твёрдом теле. Просадка грунта. Оползни.
Шумы, их источники. Звуковые явления. Порог слышимости, использование мощных источников звука в качестве пытки. Акустический фон. Акустические волны в промышленности, здравоохранении. Инфра- и ультразвук. Использование ультразвуковых волн… Задачи прикладной физики.
Демонстрации: движение математического маятника, движение пружинного маятника, механический резонанс, волны на поверхности, волны в стенах; наблюдение шума.
Практические и лабораторные работы:«Разрушение при сгибании алюминиевого стержня».
V. Электромагнетизм и новые технологии
1. Электростатика.
Электрические заряды. Электростатическое поле. Влияние электростатического поля на организм человека. Роль электростатического поля Земли в процессе самоочищения атмосферы.
2.
Электромагнетизм.
Автомобиль с индуктивным приводом. Поезда с линейными двигателями – бесшумный и энергетически эффективный вид транспорта. Успехи и перспективы электрификации и охрана природы. Влияние последствий работы электростанций. Тенденции развития «чистых» способов выработки электроэнергии. Космическая энергетика. Передача энергии и информации без проводов.
VI. Свет как электромагнитная волна в жизни человека.
Световые явления в околоземном пространстве: видимая, ультрафиолетовая и инфракрасная часть излучения. Озоновый слой, экологические проблемы его сохранения. Зависимость отражательной способности от вида объекта. Фотосинтез. Солнечное излучение и климат. Цвет неба и чистота воздуха. Объяснение процессов в биосфере на основе физических моделей. Видеоэкология.
Демонстрации: наблюдение рассеяния света; наблюдение зависимости яркости отражения от угла падения на поверхности воды.
VII. Ядерное излучение и жизнь на Земле.
Энергия Солнца, термоядерные реакции. Постоянство солнечной энергии – необходимое условие устойчивости жизни на планете Земля.
Действие ядерного излучения на вещество. Прямое и косвенное поражение. Активность. Доза.
Радиоактивный распад и земное тепло. Гипотеза о тепловом потоке земли. Вулканы.
Уран-235. Ядерное и термоядерное оружие. Последствия применения ядерного оружия. Хиросима и Нагасаки. Модели последствия ядерной зимы: «ядерная ночь», «ядерная зима». «Берегите Землю…» — необходимость предотвращения ядерной войны.
Атомные электростанции. Экологические проблемы ядерной энергетики — «Не навреди!». Тримайл-Айленд, Чернобыль – как это было. «Ядерные могильники», захоронение радиоактивных отходов.
Практические и лабораторные работы: определение радиуса кривизны траектории протона в начале и в конце пробега по фотографии»
Примерное тематическое планирование

п/п
Тема раздела
Кол-во
часов
Лекции
Практи-ка
Семина-ры
Экскурсии
1
Элементы механики и физические явления вокруг нас.
6
1
3
1
1
2
Законы динамики в окружающей природе.
4
1
3
-
1
3
Тепловые явления в окружающей среде.
5
1
2
1
1
4
Механические колебания и волны в окружающем мире.
6
2
1
2
1
5
Электромагнетизм и новые технологии
3
1
1
1
1
6
VIII. Свет Свет как электромагнитная волна в жизни человека.
3
1
-
1
1
7
Ядерное излучение и жизнь на Земле.
5
2
1
2
-
8
Итоговая конференция
«Берегите Землю, берегите!»
2
-
-
-
-
Итого
34
9
11
8
6

Литература:
1. Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. – Таллин, 1980.
2. Гнедина Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии. – М.: Просвещение,1988.
3. Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Здоровье человека и окружающая среда. – 1995.
4. Зверев Д.И. Экология в школьном обучении. – М.: Знание, 1980.
5. Голубов И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана. — М.: Просвещение,1985.
6. Алексеев В.В. Физика и экология. – М.: Знание, 1978.
7. Дежкин В. Беседы об экологии. - М.: Молодая гвардия, 1985.
8. Бугаев А. Экологическое воспитание при изучении звука // Физика в школе. -1987. — №3.
9. Розман Г.А. Беречь природу // Физика в школе. -1995. — №4.
10. Лубинская Т.Н. Физика и экология. // Физика в школе. -2008. — №3.
11. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся при обучении физике. — М.: Просвещение,1988.
Пожаловаться 27 марта 2012
Файлы
БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ-элективный курс.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru