В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Школьный факультативный курс по журналистике (профильный уровень)

Олеся Васильевна Олеся Васильевна
Тип материала: Программа
Рейтинг: 123  голосов:7    просмотров: 6155
Краткое описание
Изучение жанровой системы литературы в школьном курсе (5 – 11 кл.) по  программе В.Я. Коровиной.

Описание
Назаровский р-он, п. Преображенский
Пояснительная записка.
Глава I. Аспектный анализ программы по литературы В.Я. Коровиной (система жанров, развитие речи учащихся)
1. Изучение жанровой системы литературы в школьном курсе (5 – 11 кл.) по  программе В.Я. Коровиной.
2. Развитие речи на уроках литературы в 5 – 11 кл. по программе В.Я. Коровиной.
Глава II. Факультативный курс  «Изучение жанровой системы телевизионной журналистики на литературной основе».
1. Цели, задачи, ожидаемые результаты, тематический план разработанного факультативного курса.
2. Содержание факультатива «Изучение жанровой системы телевизионной журналистики на литературной основе»
Пояснительная записка.
С  каждым  годом  в  нашем   обществе   увеличивается   потребность   в специалистах высокообразованных, поэтому  и  растут  требования  к  качеству образования. Оно  постепенно  становится  более  узким,  специализированным, увеличиваются    объемы    изучаемого    материала. 
Все чаще в общеобразовательную программу  школ помимо основных предметов начинают входить различные спецкурсы, факультативы,  дающие  уже   в   процессе получения среднего образования учащимся  профессиональную,  техническую  или гуманитарную направленность.
К 15—16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным со­циологических опросов, проведенных в 2005 г. Центром социологических исследований Минобразования России, «профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться в ПТУ или техникуме (колледже), начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе». При этом примерно 70—75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной сферы профессиональной деятельности.
В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в вузах. Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и вузом, породила многочисленные подготовительные отделения вузов, репетиторство, платные курсы и др [41].

Ещё на рубеже XIX-XXвеков педагогическая общественность пришла к выводу, что преподавание в общеобразовательной школе какого-либо предмета по общегосударственной программе становится более успешным, если его дополнить групповыми занятиями, предназначенными только для желающих. При разработке групповых занятий должны были учитываться запросы и интересы учащихся, реальные возможности учителя, количественный и возрастной состав слушателей. Основной целью создания внепрограммных групповых занятий являлось развитие и поддержание интереса учащихся к конкретному предмету с помощью его углублённого изучения.
Методика проведения факультативных занятий по литературе была раскрыта в работах  Маранцмана В.Г., Богдановой О.Ю., Воловниковой Г. М., Качурина М. Г., Мотольской Д.К.  и других, а основы организации и проведения факультативных занятий были изложены в работах  Янко М. Д., Доманского В. А.

Факультативные курсы являются  неотъемлемой частью изучения литературы в школе, расширяя кругозор учащихся, дают основы научной работы,  помогают  определиться  в  дальнейшей деятельности.
Факультативные занятия по литературе в старших классах в значительной мере способны помочь расширению горизонта знаний в области искусства, а также углубить знания основных вопросов программы, наиболее подробно разобрать проблемные вопросы курса. Современная практика ведения литературных факультативов в старших классах обнаруживает тенденцию к превращению внеклассных школьных занятий в своего рода вузовский спецкурс или семинар по узкой научной проблеме.
Полноценно вышесказанное реализуется в предложенном нами факультативе «Изучение жанровой системы телевизионной журналистики на литературной основе».
В последнее время в контексте современной жизни интерес школьников к средствам массовой информации растет. Популярным становятся профессии подобного направления: журналист, репортер, телеведущий. Причем работа непосредственно связанная с деятельностью на телевидении у школьников пользуется большей популярностью, чем газетная журналистика. Что наглядно можно увидеть из результатов проведенного анкетирования среди учеников старших классов МКОУ «Преображенская средняя школа». (Приложение №1).
Такая тенденция не случайна, определяется мощным развитием, которое получило телевидение за последние годы. Это развитие выражается как в техническом, так и в тематическом и жанровом аспектах. Знание последнего в свою очередь является базовым в создании телевизионного текста, сюжета.
На сегодняшний день отдельного факультатива по изучению телевизионной журналистики нет, есть кружки, деятельность которых направлена в основном на создание школьной газеты, призваны решать такие задачи, как:
  • освоение лингвистических форм и структур, являющихся орудиями осознанного и произвольного словесно-логического мышления;
  • первичная выработка и тренировка произвольной устной монологической речи, ориентированной на коллективного слушателя[1].
В то время как профессия корреспондента требует владение такими компетенциями как: знание системы жанров тележурналистики, умение с ними работать, создавать текст в соответствие с классификацией, а также умения связной речи, причем в контексте телевидения текст должен быть устный, а не письменный.
Наиболее популярная школьная  программа по литературе, линейка учебников под ред. В.Я. Коровиной лишь выборочно раскрывает жанры, не дает четкой типологии жанровой системы литературы, без которой невозможна преемственность жанровой системы журналистики, схожесть жанров журналистики и литературы имеется, но без знания одного, второе взаимо исключается. Эта одна проблема, на решение которой направлен разработанный факультатив. Недостаточная развитость устной речи – вторая проблема, в контексте современного времени она приобрела социальный характер – большой процент выпускников школ страны на сегодняшний день не умеют выражать свои мысли, говорить красиво и убедительно, более подробно эти проблемы рассмотрены в следующих главах.
Интерес к телевизионной журналистике школьников, проблемы развития необходимых компетенций для работы на телевидении у школьников легли в основу создания факультативного курса «Изучение жанровой системы телевизионной журналистики на литературной основе», который и является решением выше обозначенных вопросов.
Также факультатив способствует усвоению основ типологии жанровой системы.  Разработанный факультатив направлен на развитие и воспитание личности социально-активной, творческой. Он позволит раскрыть ребятам себя.
Исходя из вышесказанного, актуальность данного факультатива определяется: интересом школьников к телевизионной журналистике – с одной стороны; литературным материалом, легшим в основу курса, анализ которого позволит решить цели литературного образования в старших классах, разобрать проблемные вопросы – с другой. А также воспитанием, развитием личности творческой, социально-активной, что значимо в современном обществе.
  Актуальность данного факультативного курса возрастает с решением таких задач как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей, мобильности, что прекрасно выполняет журналистика, в основе которой лежит гибкость, толерантность.
 Программа курса телевизионной журналистики направлена на выявление творческих качеств личности, пробуждение и закреп­ление интереса к профессии журналиста телевидения. В воспита­нии основное внимание уделяется самостоятельности, индивидуа­лизации и педагогической поддержке.
Теоретической основой данного исследования послужили работы Г.В Кузнецова, Г.В Лазутиной, Р.А Борецкого, А.Я Юровского, Е.П. Прохорова. В них рассматриваются основные тенденции развития телевидения, основы творческой деятельности журналиста, жанровая система журналистики. Однако стоит отметить, что отдельно вопросу творчества в формате телевещания посвящено не так много исследований.
Научная новизна и теоретическое значение исследованиязаключается в раскрытии особенностей жанровой специфики телевизионной журналистики; в разработке нового пограничного между литературой и журналистикой областями школьного факультатива учитывая, что эта область мало исследована.
Глава I. Аспектный анализ программы по литературы В.Я. Коровиной (система жанров, развитие речи учащихся)
1. Изучение жанровой системы литературы в школьном курсе  
(5 – 11 кл.) по  программе В.Я. Коровиной.
Программа под редакцией В.Я. Коровиной по литературе направленна на развитие личностных, метапредметных, предметных знаний, умений, навыков у школьников.  Последние, предметные знания, умения, навыки, включают в себя такое умение, как «анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формировать тему, идею, нравственный пафос произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений» [48]. Из вышесказанного следует, что знания определения жанра и жанровой системы литературы в целом, умения применять ее на практике – являются одним из результатов обучения курса литературы.
Сколько уделено времени для изучения данных вопросов, касательно жанровой системы литературы в школе в программе В.Я. Коровиной, а также как реализуется данная задача в школьном курсе в учебниках литературы В.Я. Коровиной – такие вопросы рассмотрены в этой главе.
Предметная линия учебников под редакцией В.Я. Коровиной представлена учебниками по литературе с 5 по 11 классы, по два учебника (часть №1, часть №2) в каждом классе.
В учебниках 5 класса жанрам устного народного творчества посвящена статья, составленная на основе выдержек  монографических статей В. Аникина, рассмотрены такие жанры фольклора как: колыбельная песня, пестушка, потешка, закличка, приговорка, считалка, скороговорка, загадка, сказка, подробно рассмотрены виды сказок. Для закрепления изученных жанров разработана система вопросов и заданий, например: дать определение жанра, или определить жанр по примеру. Дана система упражнений по определению видов сказки, материал в учебнике расположен исходя из принципа видового распределения сказок.
В учебнике 5 класса (часть №1) есть статья «Роды и жанры литературы», в статье дается подробное определение родов литературы. Нет четкого определения, что такое жанр вообще, жанр рассмотрен как объект конкретизации родов литературы. В учебнике дано определение басни, выделено в особую колонку, история жанра описана в статье. Понятие рассказ дано в узкой колонке. Системы заданий и упражнений по жанру рассказ нет.
В 6 классе: определения пословицы, поговорки, статья «Русская басня», определение жанра сказка-притча.
Учебник 7 класса. Краткие сведения о жанрах фольклора – определение былины, статья о былине. Статья о пословицах и поговорках. Также во второй части учебника: интервью с участником ВОВ Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии, выдержки из автобиографии Евгения Ивановича Носова – теоретически данные жанры не рассмотрены. Статья о жанре хокку.
В словаре литературных терминов дается краткое определение следующих жанров: роман, рассказ, повесть, комедия, трагедия, песни, романс, элегия, автобиография, баллада, басня, былина, драма, интервью, летопись, ода, повесть, поэма.
Учебник 8 класса (часть №1) наполнен информационным материалом о жанрах фольклора: статьи о частушках, приданиях. Дается определение воинской повести как особого жанра, житие как жанра древнерусской литературы. При изучении творчества У. Шекспира раскрывается определение сонета – литературного жанра.
В словаре литературных терминов дается краткое определение следующих жанров: роман, рассказ, повесть, комедия, трагедия, песни, романс, элегия, автобиография, баллада, басня, былина, драма, интервью, летопись, ода, повесть, поэма. Система заданий, связанных с жанровой системой литературы, представлена такими заданиями, как:  «когда впервые встретились с жанром романа?», «чем отличается повесть от романа и рассказа?», «какие рассказы прочитали за период учебы в 5-8 кл.», «что такое комедия?», «определить «Ревизор» — комедия положений или комедия характеров»  — вопросы направлены на знание жанровой системы литературы.
В учебниках 9 класса при изучении творчества В.А. Жуковского дана статья «Жанр баллады», при изучении произведения «Герой нашего времени» отдельно рассматривается «жанр романа и традиции романтической повести». Статья романс и тема к русским романсам. Немногочисленное количество заданий и вопросов на определение жанров.
В учебниках 10 класса материал о жанрах не представлен, вопросов, касающихся системы жанров, нет.
В учебниках 11 класса, отдельно в колонку «Круг понятий и проблем» вынесены жанры (например: жанры романов, лирики, малые эпические жанры, автобиографическое повествование, семейно-бытовая хроника), но стоит заметить, информационного материала (пояснения, объяснение, что это такое) нет. По сути, проблема жанровой классификации литературы определена, но никаким образом не решается в представленном материале учебника. Названы такие жанры, определения которых нет ни в предыдущих учебниках литературы, ни в этом.
Исследую вопрос  изучения жанровой системы литературы в школьном курсе  (5 – 11 кл.) по  программе В.Я. Коровиной, мы пришли к следующим выводам.
В 5, 6 классах преимущественно изучаются жанры фольклора, древнерусской литературы, темы уроков дублируются.
С 5 по 8 кл. особое место отведено жанру басня, понятие которого в программе выделено особой пометой – теория литературы.
В 7, 8 классах к изучению жанров УНТ, древнерусской литературы, прибавляются: ода, повесть, поэма, комедия, сонет.
Также стоит заметить, что в 7, 8 классах представлена самая разнообразная жанровая система, которую изучают школьники, в том числе и жанры публицистики, рассматриваемые на уроках внеклассного чтения.
Совсем иная ситуация складывается в старшей школе, где основное внимание сосредоточенно на проблемно – идейной стороне литературного произведения. Так в 10 классе мы не встретим автономное изучение какого-либо жанра. Так, к примеру, жанр романа рассмотрен в контексте изучения жанрово-композиционных особенностей романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что составленная программа лишь выборочно раскрывает жанры, не дает четкой типологии жанровой системы литературы, без которой невозможна преемственность жанровой системы журналистики, схожесть жанров журналистики и литературы имеется, но без знания одного, второе взаимо исключается.
Параллели жанров литературы и журналистики
Басня, комедия
Сатирические жанры
Рассказ, повесть
Репортаж
Автобиография
Интервью
Лирические жанры
зарисовка
Наиболее подробно изучение жанровой системы литературы в школьном курсе  (5 – 11 кл.) по  программе В.Я. Коровиной (в какой теме, какой жанр изучается, количество уроков отведенных для вопросов жанровой системы) представлено в сводной таблице (Приложение «№3).
2. Развитие речи на уроках литературы в 5 – 11 кл. по программе В.Я. Коровиной.
Одним из результатов изучения предмета литература, как в основной, так и в старшей школе должно стать сформированное умение «написания изложений и сочинений на темы связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы на литературные  и общекультурные темы» [48], то есть ученики должны научиться самостоятельно создавать собственный текст, как устный, так и письменный. На протяжении всего бучения учащихся в школе на уроках литературы обучаются искусству связной речи. Отдельных уроков работы над созданием устного текста в программах нет, предполагается, что учащиеся на уроках изучения произведений посредством ответов, выступлений и других форм работы научатся строить текст. В свою очередь уроки развития связной речи, где результатом должен стать текст письменный, в программе имеются. Так в 5 классе по программе В.Я. Коровиной – 15 из 105 уроков – это уроки развития речи, подготовка к написанию домашнего сообщения. В 7 классе – 12 уроков развития речи, в 8 классе -16 уроков развития речи, в 9 классе – 5 уроков, в 10 классе – 20, из них классные сочинения – 8, в 11 классе – 8.
Развитие устной и письменной речи школьников — одно из стержневых направлений в методике преподавания литературы. Обогащение словарного запаса учащихся на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности — таковы основные задачи, которые решаются в практической работе словесников и теоретических исканиях методистов. Большой вклад в разработку проблемы внесли Ф.И. Буслаев, В.Я. Стоюнин, В.П. Острогорский, Л.И. Поливанов, В.П. Шереметевский, В.В. Голубков, А.Д. Алферов, М.А. Рыбникова, К.Б. Бархин, Н.М. Соколов, Л.С. Троицкий, С.А. Смирнов, Н.В. Колокольцев, А.А. Липаев, современные ученые К.В. Мальцева, М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, В.Я. Коровина, О.Ю. Богданова, Н.А. Демидова, Л.М. Зельманова, Т.Ф. Курдюмова, Н.И. Кудряшев, М.В. Черкезова и др.

В работе по развитию речи учащихся в связи с изучением литературы необходимо сочетать три подхода:
1. Психолингвистический, базирующийся на теории речевой деятельности.
2. Лингводидактический, исследующий закономерности обучения родному и иностранным языкам.
3. Методико-литературный, учитывающий возможности художественной литературы, литературоведения, критики и теории ораторского искусства.
Осуществляя речевое развитие школьников на занятиях по литературе, учителю следует опираться на знание особенностей коммуникативной деятельности, так как усвоение языка и речи наиболее эффективно происходит в процессе общения. Деятельность общения требует такого контакта с другими людьми, при котором субъект видит в них себе равных и потом рассчитывает на обратную связь, на обмен информацией, а не на одностороннее ее осуществление. Общение рассматривается как деятельность практическая, будь то общение физического, психического, материального или духовного уровня. Речевое общение есть один из видов коммуникативной деятельности.
Лингводидактический подход ориентирует учителя и школьников на формирование умений целенаправленно строить речевые произведения, обладающие определенными стилистическими особенностями и значительной действенностью. Такие умения отечественные и зарубежные лингводидакты считают высшими и для их развития и совершенствования предлагают следующие группы упражнений, выполнение которых хорошо согласуется со спецификой литературы как учебного предмета и способствуют повышению уровня языковой и литературной креативности школьников. Это:
1. Упражнения по реализации ролевого принципа развития речи.
2. Упражнения с элементами развития продуктивного артистизма речи.
3. Развитие умений художественной критики.
4. Развитие умений эстетического анализа текста.
5. Упражнение на приобщение школьников к герменевтической исследовательской процедуре при работе с текстом, например, создание режиссерских ремарок, упражнения типа «найди отрезки текста, которые надо читать одинаковым голосом» и др.
Основные направления работы по развитию речи учащихся

Методика преподавания литературы выдвигает в качестве основных направлений работы по развитию речи школьников при условии реализации деятельности подхода следующие направления:
1. Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно-критических материалов.
2. Обучение школьников различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально-творческих высказываний.
3. Организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического общения.
4. Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи школьников на деятельностной основе.
5. Активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в аспекте речевой деятельности.
Развитие устной речи как социальная и методическая проблема

Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Становление в России гражданского общества, углубление процессов гуманизации культуры и образования, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращения к истокам и традициям отечественной культуры, освобождение от догматических и односторонних оценок явлений искусства меняют стиль общения между людьми, преобразуют его в сторону расширения тематики, более полного использования богатства устной речи, внимания к личности собеседника. В школе также усиливается внимание к личности ученика, его духовному развитию, культуре, стилю мышления и речи, способности к творчеству. Не случайно, что почти во всех общеобразовательных школах, не говоря уже о лицеях и гимназиях, в учебный план вводятся такие предметы, как ораторское искусство (или риторика), актерское мастерство, выразительное чтение, психология общения и т. д. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс межличностной коммуникации.
Вместе с тем в обществе и системе образования, зеркально отражающей состояние государства, заметно развитие и других тенденций — бездуховного развития значительной части молодежи, ее нравственно-эстетического оскудения, отстранения от культурных ценностей. Резко понизились требования к культуре устной и письменной речи. Крайней бедностью отличается язык ораторских выступлений на различного рода съездах, заседаниях, собраниях, в телевизионных передачах (однообразие лексического состава, отсутствие образности, обилие штампов, ненужных заимствований, введение диалектных слов, выражений откровенно грубых, неверная расстановка ударений). К сожалению, эти недостатки характеризуют подчас и выступления на литературно-художественные и педагогические темы. Иногда даже подобным образом страдает и речь учителей русского языка и литературы.
Формированию речевой культуры подрастающего поколения во многом препятствует пассивное познавание произведений через средства массовой информации, что заменяет и само чтение и речевое общение интеллектуально-эстетического характера. Вот почему особо важно проводить работу по развитию устной речи в контексте деятельности, создавая такие ситуации речевого общения школьников на уроках литературы, которые бы формировали умение владеть теми или иными жанрами устных высказываний.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что вопросы изучения жанровой системы литературы, развития связной речи у школьников являются одной из проблемных зон в программе В.Я. Коровиной: урочного времени на них выделено недостаточно, изучение идет синхронно с основным материалом, анализом произведений. 
Глава II. Факультативный курс  «Изучение жанровой системы телевизионной журналистики на литературной основе».
1) Цели и задачи, ожидаемые результаты факультативного курса
Нами разработан факультативный курс «Изучение жанровой системы телевизионной журналистики на литературной основе», включающий в себя сведения как из теории, так и из истории мирового искусства и, в частности, русской литературы, так как практически все семинарско — практические занятия построены на творческом анализе, интерпретации художественных произведений, что и является материалом для изучения жанров телевизионной журналистики.
К примеру, изучая один из информационных жанров – репортаж, ученики получают не только основные теоретические сведения, характеризующие его, но и на практическом занятие самостоятельно создают репортаж по заданной теме «Преступление в Петербурге»  по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Данный курс мы рекомендуем для профильных гуманитарных классов общеобразовательных школ г. Назарово и Назаровского района. Факультатив рассчитан на 35 часов в год (1 час в неделю или 2 часа в две недели).
Актуальным будет преподавание данного факультатива в 10 классах. Программа для IХ класса состоит из следующих разделов: «Поэма», «Лири­ка», «Драма», «Повести и романы». Программа для Xкласса строится аналогичным образом: «Русские поэты второй полови­ны XIXвека», «Проза», «Драматургия». Таким образом, угол зрения при рассмотрении литератур­ного материала существенно меняется. В центре нашего внима­ния — не этапы литературного процесса, не творческий путь пи­сателей, а специфика и развитие поэтических родов и жанров. Сохраняя исторический подход к изучению литературы, интерес к личности и творчеству отдельных писателей, к их неповтори­мо своеобразному художественному миру, мы с иных позиций анализируем историко-литературные явления. В частности, пути становления и развития реализма (в пределах, доступных уча­щимся) прослеживаются через динамику поэтических родов и видов. Жанровая специфика лежит в основе разработанного факультативного.
Общим для основного и факультативного курса являются цели изучения литературы в школе, главные задачи литературного образования, воспитания и развития.
Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне, согласно программе министерства образования РФ направленно на достижение следующих целей, которые гармонично сочетаются и реализуются в разработанном нами факультативе:
— воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
— развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
— освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;
— совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации;
— написание собственных текстов.
Специфику частных целей конкретного факультатива определяет его профориентационный характер – изучение телевизионной журналистики:
— научить создавать экранный текст с учетом его формы, жанровой специфики, функциональной направленности,
— создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования.
Данный факультатив решает следующие задачи:
1. Обучающие:
— знакомство с основными жанрами телевизионной журналистики,
— формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта,
— анализ отдельных сторон художественных произведений (тематика, проблематика, идейный мир, художественная речь, сюжет, композиция, образы)  М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Портрет», «Ревизор» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,  А.С. Пушкин «Медный всадник», Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»,
— анализ художественных произведений в аспекте рода и жанра: Э. Роттердамский «Похвала глупости», Салтыков-Щедрин «Письма о провинции»,
— изучение литературы на региональной, краеведческой основе: биография и творчество местных писателей (Назаровский район),
— анализ экранных сюжетов разных жанров,
— развитие навыков связного изложения, сочинения,
— создание журналистского текста,
— развитие редакторских умений,
2. Воспитывающие:
— формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения,
— привитие культуры общения с миром средств массовой информации,
— пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности,
— формирование потребности в постоянном повышении информированности,
3. Развивающая:
— развитие творческих способностей и уважения к школе.
Программа факультативного курса «Изучение жанровой системы телевизионной журналистики на литературной основе» составлена в практико-ориентированной форме подачи материала. В структуре курса выделяются четыре тематических раздела: «Понятие жанра телевизионной журналистики», «Информационные жанры телевизионной журналистики», «Аналитические жанры телевизионной журналистики», «Художественные жанры телевизионной журналистики». Каждый раздел делится на блоки – теоретический и практический — блок творческих заданий на литературном материале.
Основными формами занятий предполагаются беседа, лекция, практические занятия, семинар, доклады учащихся, «деловые игры».
Факультативный курс предполагает наличие хорошей видеотеки: сюжеты разных жанров телевизионной журналистики, фельетона НТВ «Куклы», памфлет на экране: В. Зорин «Лица и маски», В.Дунаев «Мисс Этикетка», В. Шендерович «ИтогО», очерки «По следам современников», «Жизнь назаровского писателя Виталия Царегородцева», шоу «МультЛичности» с 1 канала.
На заключительных практических занятиях, полученные теоретические сведения дети применяют на практике: создают фильм с использованием разных жанров о 9 мае.
Ожидаемые результаты:
Результатом обучения по программе будет являться наличие у обучающихся как теоретических, так и практических  знаний, умений,  и навыков в журналистской деятельности. Учащиеся должны знать:
1. Содержание современных концепций журналистики.
2. Определение основных жанров тележурналистики.
3. Последовательность подготовки телерепортажа и телеинтервью.
4. Принципы систематизации жанров журналистики.
 Они должны уметь:
1. Ориентироваться, выделять важное в потоке социальной информации.
2. Сравнивать, анализировать, обобщать факты действительности.
3. Грамотно вести диалоги, аргументировано спорить, задавать вопросы и фиксировать ответы.
4. Четко определять цель и добиваться результата.
5. Правильно и быстро осуществлять различные виды письменной журналистской работы.
Учащиеся должны иметь навыки:
1. Поиска, сбора и обработки социальной информации.
2. Выбора необходимого источника информации.
3. Отбора и логически связанного изложения материала.
4. Извлечения и распространения информации (воспроизведение текста, составление конспекта, сценария, монтажного плана).
5. Сотрудничества и достижения коллективной цели при работе в творческой группе.

Курс телевизионной журналистики имеет широкие познавательные и социальные цели:
1.    Формирование общего мировоззрения учащихся, активация интереса детей и подростков к общественно значимой деятель­ности.
2.    Профессиональная ориентация и профессиональная подготовка, усвоение знаний, выработка умений и навыков, получение опыта твор­ческой деятельности по избранной специальности.
3.    Развитие художественного вкуса и творческого воображения, фор­мирование устремлений к будущему, к свободной реализации своих творческих возможностей.
Методические принципы работы:
      Дополнительное образование осуществляется, как правило, в сфере свободного от уроков времени. В социально-философских работах выделяются четыре уровня использования свободного времени: досуг, пассивное потребление культурных ценностей, активное потребление культурных ценностей и собственно творчество.
Исходя из такого подхода к структуре свободного времени по содержанию, мы выделяем и соответствующие уровни дополнительного образования:
—     досуговый – время отдыха, развлечений;
—     репродуктивный — приобретение новых знаний, деятельность по образцам;
—     эвристический – самостоятельное приобретение знаний, исследовательская деятельность;
—     креативный – творческая деятельность.
 Определение уровней дополнительного образования имеет важное методологическое  значение, так как позволяет регулировать образовательный процесс, а также дает возможность видеть перспективу его развития, не останавливаясь на нижних ступенях.
При формировании образовательного процесса, в основе которого лежит его деление на уровни, используется модульный принцип, который выделяет следующие составляющие, условно называемые модулями:
·     обучающий – освоение знаний;
·     практический (центральный) – освоение предметного содержания, практическая деятельность учащихся;
·     общеразвивающий – всестороннее развитие способностей ребенка.
Учитывая вышесказанное, пограничное положение факультатива между кружком и уроком, в работе мы используем такие методические принципы:
— сотрудничество и ответственность;
— доброжелательность, милосердие и достоинство;
— индивидуализация, дифференциация и вариативность;
— постепенность, последовательность, системность;
— доступность материала возрастным особенностям детей и приемлемый темп;
— возвращение к пройденному и забегание вперед;
— смена форм деятельности в рамках занятия;
— Установка не на запоминание учебной информации, а на смысловую практическую значимость полученных знаний;
— преемственность.
Пожаловаться 24 марта 2012
Файлы
Школьный факультативный курс по журналистике .doc
HTML Войдите для скачивания файлов
приложение №3.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Приложение №3

Изучение жанровой системы литературы в школьном курсе (5 – 11 кл.) по программе В.Я. Коровиной.

5 кл

6 кл

7кл

8 кл

9 кл

10 кл

11 кл

Тема

Изучение жанра

Тема

Изучение жанра

Тема

Изучение жанра

Тема

Изучение жанра

Тема

Изучение жанра

Тема

Изучение жанра

Тема

Изучение жанра


УНТ



Русские народные сказки


Малые жанры фольклора


Сказка, виды сказок





УНТ






Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, загадки как малый жанр фольклора

УНТ, «Вольга и Микула»

«Калевала»

Пословицы и поговорки



Былина

Афористические жанры фольклора

УНТ

Исторические песни


Предания


Народная песня

Частушка

Предание


М.В. Ломоносов


В.А. Жуковский



«Евгений Онегин»



Ф.М. Достовский


А.П. Чехов


Романсы на стихи поэтов 19 – 20 века


«Гамлет»


«Фауст»

Ода




Баллада





Роман в стихах



Повесть




Рассказ



Романс





Трагедия


Драматическая поэма

«медный всадник» А.С. Пушкина




«Евгений Онегин» А.С. Пушкин



Н.В. Гоголь «Мертвые души»

Жанрово-композиционная основа повести



Жанрово-композиционная основа романа


Жанр поэмы

«Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».



М.Горький «На дне»








А.А. Блок











Писатели нового поколения





М.А. Шолохов «Тихий Дон»



И.А. Бродский


Б.Окутжава

Рассказ (углубление пред­ставлений).




Социально-философская дра­ма (начальные представления)


Лирический цикл (стихо­творений). Верлибр (свободный стих)


Орнаментальная проза




Роман-эпопея (закрепле­ние понятия).

Сонет



Ро­манс. Бардовская песня (развитие представлений)





Предание

Летопись



Поучение








Ода




Повесть






Стихотворение в прозе



Поэма








Автобиография

Интервью как жанр




Мемуары как публицистический жанр




Хокку


«житие Александра Невского


«Шемякин суд»








К.Ф.Рылеев


М.Ю. Лермонтов «Мцыри»




«Ревизор»





Н.С. Лесков



Урок развития речи




Сонеты У. Шекспира

Житие




Летопись









Басня



Жанр романтической поэмы


Социальная комедия



Рассказ




Драматическая поэма




Сонет

«Повесть временных лет»





Русские басни



В.А. Жуковский «Кубок»

Р. Стивинсон



Д.Дефо «Робинзон Крузо

Летопись









Басня





Баллада









Сказ







«Повесть временных лет»





Русские басни



«Маленький принц» Экзюпери

притча летопись











басня



Сказка-притча


«Повесть временных лет»


«Поучение Владимира Мономаха»





М.В. Ломоносов



«Станционный смотритель»



творчество И.С. Тургенева



Некрасов «Размышления у парадного подъезда»


урок внеклассного чтения, интервью с участником ВОВ



урок внеклассного чтения Д.С. Лихачев



японские хокку

6 уроков из 105

6 уроков из 105

12 уроков из 105,

2 урока из которых внеклассного чтения

12 уроков из 105

8 уроков из 105

3 урока из 105

7 уроков из 105



школьный факультативный курс по журналистике (профильный уровень).zip
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru