В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

Учебно-Методический портал

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО

Людмила Фоминых
Тип материала: другое
Рейтинг: 1234 голосов:4просмотров: 6598
Краткое описание
В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию учеников.
Описание
За 20 лет Независимости в Казахстане создана вся необходимая база для вложений в образование человека с самого его рождения и в течение всей жизни. Результаты говорят сами за себя. За последние 15 лет по Индексу человеческого развития ООН Казахстан продвинулся на 27 позиций вперед, входя последние два года в число стран с высоким потенциалом человеческого развития. 99,6% населения республики грамотное. По этому показателю мы занимаем 14-е место среди 177 стран мира и первое – в Азии.
Социально-экономические преобразования, характерные для Казахстана резко изменили экономические и ценностные ориентиры общества, что, естественно, повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием.
Модернизация общего образования требует перехода от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества. К их числу можно отнести: ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и др. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию учеников. Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Решение вопроса преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса: руководителей школ, учителей среднего и начального звена.
Четвертый год обучения в младших классах завершает первый этап школьной жизни ребенка. Четвероклассники – это выпускники начальной школы. Именно этот факт во многом определяет те акценты, которые расставляют взрослые во взаимодействии с детьми данного возраста. Перспектива перехода в среднюю школу заставляет взрослых обращать первостепенное внимание на сформированность у четвероклассников учебных умений и навыков.
Нередко случается так, что ученик, отлично (или хорошо) закончивший начальную школу, перейдя в пятый класс, теряет интерес к учебе, у него падает успеваемость. Вместо одного, привычного учителя, ребенку приходится взаимодействовать со многими учителями-предметниками. Появляются новые требования, возрастает ответственность и требования. Педагоги относятся к пятиклассникам не как к малышам, а как к самостоятельным, сформировавшимся ученикам, и проявляют к ним соответствующие требования. Ребенок попадает под влияние различных педагогических стилей и уровней. Большее количество учителей порождает вариативность поведения школьников. Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения.
Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку. А точнее, подводить школьников к пониманию несостоятельности их высказываний или в их правильности. Куда проще сказать: «Молодец! Пять» или «Неверно! Три». Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Слово «преемственность» часто звучит на наших педсоветах, различных совещаниях. Одни учителя, работающие в 5-11 классах, благодарят нас за хорошую подготовку детей к обучению в среднем и старшем звене, другие же, наоборот, ругают за плохую подготовку, третьи же, справедливо отличая трудности объективного и субъективного характера, с которыми сталкиваются и ученики, и учителя в 5-11 классах, советуются с педагогами начальных классов, подсказывают нам на какие разделы учебных программ начальных классов следует обратить особое внимание.
Успешное продолжение обучения в средней школе на базе подготовки в младших классах возможно лишь тогда, когда хорошо согласована вся учебно-воспитательная работа начальной и средней школы. В 5-том классе дети
начинают заниматься под руководством уже не одного, а нескольких педагогов; изменяются и организационные методы обучения. Более значительным становится объем самостоятельной работы в классе и дома. Понятно, что привыкнуть к новым учителям, их особенностям и требованиям для многих школьников довольно сложно, на это ребятам нужно время. Вспомните те далекие времена, когда вы из начальной школы перешли в среднее звено.
Что было сложней всего? Нахождение кабинетов, разные требования учителей, разница эмоционального восприятия учителей — строгая, добрая, злая.
В 5-м классе количество предметов увеличивается до 8-12, но самое главное – учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки будут вестись в разных кабинетах. Представьте, что у вас – 10 начальников, и каждый из них руководит по-своему, предъявляет свои требования к вам. Представили? Примерно те же чувства испытывают ваши ученики. Чтобы этого избежать, необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале учебного года единые требования к пятиклассникам. Особое внимание учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность ученику оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях. Мне хотелось бы напомнить

«Правила техники оценочной безопасности»
1. Двойка, а для кого-то и тройка — достаточное наказание, не стоит дважды наказывать ребенка за одни и те же ошибки. Не требуйте от родителей наказания, дома ребенок должен получать спокойную помощь.
2. Выберите из множества недостатков, недочетов, промахов только тот, который сейчас особенно непереносим, работайте сначала только над ним.
3. Например, если скорость чтения не укладывается в нормативы, не требуйте от ребенка одновременно и выразительности, и пересказа, и сочинения.
4. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать — безлично.
5. Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребенка с его вчерашними неуспехами.
6. Не скупитесь на похвалу! Нет такого «двоечника», которого не за что было бы похвалить.
7. Ставьте перед ребенком достижимые цели, и он их попытается достичь.

Основное и первостепенное условие обеспечения преемственности между начальными и пятыми классами — глубокое и прочное усвоение учениками учебного материала в начальной школе. Полученные в младших классах прочные и глубокие знания служат надежной опорой для изучения учебных предметов в старших классах. Если ребенок слабо успевает в период начального обучения, то он, как правило, встречается с большими трудностями и при последующем обучении. Годы учения в начальной школе благоприятное время, когда формируется отношение к учению и знаниям, навыки умственного труда, закладывается фундамент для дальнейшего учения. В соответствии с новыми учебными планами и программами в младших классах должны вырабатываться умения, без которых невозможна дальнейшая учебная деятельность. И вполне оправдано требование о том, чтобы предусмотренный в начальной школе объем знаний был усвоен полностью и основательно.
Известно, что наибольшие трудности в средней школе возникают при изучении русского языка и математики. Поэтому ежегодно в начале учебного года мы совместно с учителями русского языка и математики проводим анализ успеваемости пятиклассников, намечаем конкретные меры по совершенствованию преподавания русского языка и математики в младших классах. После обсуждения результатов анализа пятиклассников, например, по математике нам учителям начальных классов было предложено обратить серьезное внимание на выработку у учащихся вычислительных навыков, на развитие математического мышления, (чаще использовать сравнения, анализ, сопоставление аналогичных фактов, логические упражнения и т. д.).
По рекомендациям преподавателей русского языка мы более основательно занимаемся формированием орфографических навыков, строим обучение письму на основе правил, которые должны подкрепляться примерами, приведенными самими учениками. При подготовке к сочинениям и изложениям мы стали учить младших школьников более глубоко вдумываться в тему, содержание произведения, логику изложения, составлять план изложения.
Для обеспечения преемственности обучения между начальной и средней школой важное значение имеет согласованность при использование методов обучения на различных ступенях обучения. С одной стороны, методика обучения детей начальных классов должна обеспечить глубокое и прочное овладение элементарными знаниями, умениями, навыками чтения, письма и счета, с другой — подготовить младших школьников к дальнейшему обучению и овладению основными науками. В начальных классах мы широко применяем словесные, наглядные, практические методы, из словесных методов предпочтение отдаем беседе с ее помощью можно подготовить учеников к успешному восприятию изложения учителем нового учебного материала и к самостоятельной работе. При выборе методов обучения мы стремимся активизировать мыслительную деятельность школьников. Активный интерес к изучению нового материала, потребность в познании вызывают у детей вопросы, не просто воспроизведения знаний, а умение обобщать, выделять главное, рассуждать.
С другой стороны, при выборе методов обучения в 5-том классе учителям – предметникам нельзя забывать о том, что пятиклассники – это одиннадцатилетние дети и поэтому целесообразно, как это мы делаем в своей школе, использовать многие приемы и методы обучения, применяемые в начальных классах. Так, например, в содержание уроков в пятых классах, учителя включают игровые ситуации, используют дидактические игры – это делает учение более интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, помогает им преодолеть трудности.
Важную роль в подготовке учеников 1 – 4 классов к обучению в средних и старших классов играет выработка у них самостоятельной работы, без которых невозможен переход к предметной системе обучения. Самостоятельная работа помогает учителю начальных классов проверить, насколько прочны и глубоки знания по изучаемой теме, выявлять пробелы, недостатки отдельных учеников, контролировать работу всего класса. Самостоятельная работа, способствующая более прочному овладению ЗУН и подготавливающая школьников к изучению по предметной системе в 5-том и последующих классах, может проводиться учителями начальных классов практически на каждом уроке.
В течении 3-х лет я внимательно слежу за своими выпускниками, сейчас они в 7-ом классе. Трудный период адаптации прошёл, были и слёзы, было разочарование и в предметах и в учителях. В данный период времени хочу отметить, моим детям повезло, у них настоящий классный руководитель, который в трудную минуту готов откликнуться, помочь, посоветовать. Радуют меня и успехи – стабильно идут отличники и ударники. Качество знаний в классе 54%. Мои бывшие учащиеся принимают активное участие в жизни школы. Участвуют в олимпиадах, спортивных соревнованиях. Я думаю, что мы работали в одном направлении с предметниками и с классным руководителем, составив памятку для учителей 4- 5 классов.
1. Преподавателям постоянно анализировать свою деятельность, стремится обновлять методы и приемы обучения с целью осуществления личностно-ориентированного подхода к каждому школьнику.
2. Преподавателям-предметникам 5-х классов, будущим классным руководителям знакомиться с характеристиками учащихся 4-х классов, особенностями классных коллективов, их традициями, а также стилем общения педагога, который работал в начальной школе.
3. На первом этапе обучения в 5-м классе целесообразно оценочную деятельность строить в авансирующем ключе, подробно объяснять школьникам, за что они получили ту или иную оценку. Оценочная деятельность должна носить стимулирующий и поддерживающий характер.
4. Уделять больше внимания формированию учебных умений и навыков, способам самостоятельной, контрольно-оценочной деятельности, учить работать в умственном плане действий. Учить рациональному планированию деятельности, строить режим дня.
5. Преподавателям учитывать, что в средней школе падают познавательные мотивы учебной деятельности, на смену ведущей деятельности ребенка — учебе — приходит новая ведущая деятельность — общение. Для поддержания мотивации к учебе больше
использовать возможности сотрудничества школьников на уроке, поддерживать авторитет в классе, переходить с репродуктивного на продуктивный уровень обучения (развивать умения находить и сопоставлять несколько способов решения задачи, искать нестандартные способы решения).
6. При организации воспитательной работы использовать возможности включения 5-классников в подготовку и организацию совместных со старшеклассниками мероприятий, праздников, спортивных соревнований. Использовать компенсаторные возможности воспитательной работы; ученикам, имеющим низкую самооценку, проблемы в учебе давать поручения, в ходе выполнения которых они заведомо бы имели успех.
Формировать личность, способную ставить перед собой цели и принимать решения — наивысший и наисложнейший труд. Воспитывать человека на его силе, а не на слабости — в этом кредо педагогики.
Процесс воспитания сложен и многообразен, а каждая воспитательная ситуация в одном и том же варианте неповторима. Поэтому педагогу важно проявлять творчество, принимать нестандартные решения, импровизировать, быть гибким в конструировании педагогического процесса, учитывать личностное своеобразие и особенности воспитанников. Только целостный педагогический процесс обеспечит ребенку условия, при которых он в переходный период будет чувствовать себя комфортно, будет ощущать себя востребованной личностью.

Литература

1. Газета « Казахстанская правда»,№333 19.10.2010
2. Гафурова И. М.Педагогический совет. Проблема преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную. 48 стр. 2003.
3. Сыромятникова Л. М. Педагогические советы (разработки, подготовка и технологические схемы, традиционное и нетрадиционное. Формы проведения). Вып. 1. 157 стр. 2005.
4. Педсовет: идеи, методики, формы (Ерофеева и др.). 160 с.
5. Диск Издательства «Учитель» «Коммуникативная и педагогическая деятельность в школе»
6.Вальчук Е.В. « Преемственность начальной и средней школы», Саранск, 2006г.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка и профессиональное обучение. Низкие цены. Более 18300 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Обсуждение материала
Для добавления отзыва, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
Образовательные вебинары
Подписаться на новые Расписание вебинаров
Задать вопрос