В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Тема урока: «Орган зрения и зрительный анализатор».

Исаева Наталья Исаева Наталья
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12  голосов:2    просмотров: 11604

Описание
Цель: создать условия для осознания и осмысления знаний об
особенностях строе­ния зрительного анализатора: способствовать формированию представлений о строении и работе органа зрения, умений анализировать новую учебную информацию, находить необходимые сведения в тексте учебной статьи, делать выводы по результатам наблюдений. Продолжить воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.
Задачи урока:

-изучить строение и функции органа зрения по модели глаза, по видеофрагменту особенности восприятия глазами окружающего ми­ра;
-уметь самостоятельно работать с учебником, выделять главное, срав­нивать;
— при наблюдении за работой зрачка осознать важность сохранения здорового органа зрения.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового учебного материала

Методы обучения:объяснительно — иллюстративный, частично-поисковый.

Учебно-методическое обеспечение: таблица «Зрительный анализатор»; раз­борная модель глаза,мультимедийный проектор,
CD-диск «Биология. Человек. 8 класс», «Дрофа»-видеофрагмент «Работа зрительного анализатора»,
инструктивная карточка для выполнения лабораторной работы.

Ход урока
1.Организационный момент.
2.Целеполагание и мотивация
Ребята, я вас попрошу вас плотно сомкнуть веки и не открывать их до моей команды. Представьте себе на несколько секунд, что вы оказались в царстве вечной тьмы. Как жить, как выжить в этой черной бездне?
Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь,
С рожденья
Буйство весенних красот
Радуги наважденье
Ю. Друнина
Для чего нужно знать тему сегодняшнего урока?

Знания необходимы для сохранения здоровья.
9 класс — ГИА, схема строения глаза — назвать части.

3.Актуализация знаний по теме «Координация и регуляция», «Анализаторы».
-Какие системы регуляции есть в организме человека? (нервная и гуморальная)
-Что такое рефлекс?
-Какой отдел нервной системы играет главную роль в осуществлении рефлекса? (головной мозг – большие полушария)
-Назовите доли больших полушарий. Что такое зона коры больших полушарий?
-Дайте определение анализатора.
(Анализатор-это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений, то есть выделение, различение среди многих сигна­лов, поступающих из внешней среды.)
— Из каких частей состоит анализатор?
(Анализатор = рецептор + чувствительный нейрон + соот­ветствующая зона коры полушарий большого мозга.) – на доске собрать схему.
4.Первичное усвоение материала

Рассмотрим как пример зрительный анализатор:по таблице и рисунку в учебнике рассказать о его строении.
(Зрительный анализатор = рецепторы глаза + чувствитель­ный нейрон зрительного нерва + зрительная зона коры.)
Зрительный анализатор- главный, 90% всей информации люди получают посредством зрения. Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что «глаза — более точные свидетели чем уши.» Долгое время считали, что глаза испускают особые лучи, и таким образом человек видит. Развеял этот миф знаменитый Абу Али ибн Сина. Великий врач первым пришел к выводу, что человеческий глаз всего лишь улавливает отраженные предметами лучи солнца или осветительных приборов. А немецкий ученый Герман Гельмгольц установил, что глаз подобен фотоаппарату: изображение на сетчатке получается перевернутым и уменьшенным. – таблица- зрит. анализатор). Зрение представляет собой удивительную совместную работу глаза и мозга. Рецепторным органом является глаз. Чтобы понять, как он принимает участие в восприятии зрительных образов, нужно знать его строение.
Как устроен глаз и где в нем располагаются рецепторы?- рассказ учителя по модели глаза)
(Глаз = глазное яблоко + вспомогательный аппарат. Вспомо­гательный аппарат: брови, веки, ресницы(80-90 на каждом, живут 100 дней, за жизнь меняется до 90 тыс.), слезные железы, слез­ные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы, кровеносные со­суды. Обеспечивают защиту глаза, его питание, дыхание, освобо­ждение от продуктов распада, иннервацию).
— Как устроено глазное яблоко? Где оно располагается?- по учебнику проговорить строение и значение частей глаза, используя рис. учебника .
Глазное яблоко = внутреннее ядро + три оболочки.
Оболочки: наружная — фиброзная; средняя — сосудистая; внут­ренняя — сетчатка.
Фиброзная оболочка = белочная оболочка + роговица.
Сосудистая оболочка = большое количество сосудов + радужка с пигментом + зрачок (отверстие).
За зрачком располагается двояковыпуклая линза — хрусталик.
Сетчатка = палочки + колбочки.
Палочки и колбочки — рецепторы глаза. Палочки способны раз­личать предметы в сумерках; колбочки — реагировать на цвета.
Место в сетчатке, где располагается большинство колбочек, — желтое пятно (место наилучшего видения); место, из которого вы-
ходит зрительный нерв, — слепое пятно, так как этой частью сет­чатки не воспринимаются световые сигналы.
Внутри глаз заполнен прозрачным и бесцветным стекловидным телом.
5.Осознание и осмысление учебной информациии первичное закрепление учебного материала.
Заполнение таблицы «Строение глазного яблока» — выполнение задания 43 в рабочей тетради (ФУНКЦИИ-ДОМА).
№ п/п
Элементы органа зрения
Строение
Функции
1
Фиброзная оболочка
• белочная оболочка, или склера;
• роговица.
• защитная;
• через роговицу свет извне проникает внутрь глаза
2
Сосудистая оболочка
• ра­дужка
зрачок;
• сосудистая оболочка
• определяет цвет глаз;
• регулирует поступ­ление света в глаз
• обеспечивает глаз кислородом и пита­тельными вещества­ми, выносит продук­ты распада
3
Хрусталик
• двояковыпуклая линза
• рефлекторно меняя кривизну, обеспечи­вает четкое изобра­жение на сетчатке
4
Сетчатка
• палочки;
• колбочки
• рецепторы сумереч­ного света
•рецепторы, способ­ные реагировать на цвет
5
Стекловидное тело

заполняет внутрен­нюю часть глаза

Как же работает зрительный анализатор? Видеофрагмент «Работа глаза»
Вопросы: каковы части оптической системы глаза?
Оптическая система глаза — роговица, зрачок, хрусталик и стекловидное тело.
Что является основным элементом оптической системы глаза?
Основной элемент оптической системы — хрусталик эластичная двояковыпуклая линза.(показать ладонями)
Каков механизм работы зрительного анализатора?

Свет через роговицу, зрачок, хрусталик и стекловидное тело попадает на сетчатку глаза. В рецепторах сетчатки (колбочках и палочках) световые сигналы преобразуются в нервные импульсы, которые по зрительному нерву передаются в головной мозг — в зрительную зону коры. Здесь собирается вся информация, рас­шифровывается, обобщается и создается зрительный образ). Сетчатка выступает в роли экрана, где формируется зрительный образ. «Переворачивает» изображение на сетчатке мозг.
Лабораторная работа №4 «Изучение изменения размера зрачка»
Цель:наблюдать расширение и сужение зрачка, делать выводы.
Инструкция:испытуемый поворачивается к источнику света и смотрит на свет. Исследователь отмечает величину зрачков испытуемого. По сигналу испытуемый крепко закрывает глаза и сверху прикрывает их руками. Через 2 минуты испытуемый широко раскрывает глаза. Исследователь отмечает как изменилась величина зрачка сразу после открытия глаза.
Оформление работы: записать в тетрадь тему, цель работы, порядок проведения (кратко), сделать вывод- почему на свету наблюдается сужение, а в темноте расширение зрачка.

Выводы:
Глаза представляют собой самый ценный и удивительный дар природы. В них проявляются все чувства человека-радость, страдание, равнодушие, любовь и ненависть. Глаза – это не только зеркало души, но и зеркало общего состояния здоровья. Это один из важнейших и сложнейших органов чувств, поэтому они заслуживают необыкновенного внимания.
7.Д/з стр.73, 74, подготовить сообщения о глазных заболеваниях в школе, об академике В. Н. Филатове, о влиянии компьютера и телевизора на зрение.
8.Рефлексия
Наша работа подошла к завершению и я предлагаю ответить на некоторые вопросы:
· Достигли ли мы поставленных целей?
· Насколько для вас важна та информация, которую вы получили сегодня на уроке?
Пожаловаться 22 марта 2012
Файлы

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru