В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript?

8-800-1000-299

Обеспечение радиационной безопасности населения

Иван Бакунин Иван Бакунин
Тип материала: Урок
Рейтинг: 12345  голосов:1    просмотров: 9112

Описание
Тема урока: Обеспечение радиационной безопасности населения.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: Формирование теоретических знаний и способствование повышениюнавыков в принятии обоснованных решений.

Задачи:

1.Сформировать у обучающихся знаний о радиационно-опасных объектах, радиационной защите населения и правилах поведения в различных ситуациях.

2. Развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.

3. Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.

 

Место проведения: кабинет 1-11

Оборудование и инвентарь: компьютер, презентация (приложение№1), плакаты, тестовые задания, йод, стакан со 100гр воды.

 

 

Часть урока
Частные задачи

Содержание этапа
Время
Наглядность
Деятельность обучающихся
Организационно-методические указания
1. Подготовительная часть
Подготовка к работе на уроке учащихся

Приветствие учащихся.
 

 

 

Проговаривание плана урока для учащихся.
1,5 мин.
Обратить внимание учащихся на план урока.
Запись темы урока в тетрадь.
Цель: Создание установки на достижение конкретных результатов на уроке.
Записать отсутствующих, обратить внимание на внешний вид, и готовность к уроку.
На сегодняшний урок у нас с вами следующий план работы
1. Проведение тестирования по прошедшей темы « Аварии на гидротехнических сооружениях»
2. Использование ядерной энергии в мире
3. Крупнейшие катастрофы на РОО причины и последствия
4. Порядок действий при сигнале «Внимание всем!»
5. Практические задания по разработке рекомендаций населению.
 

2.Опрос учащихся по

заданному на дом материалу
Проверка усвоения пройденного материала

.Проведение тестирования учащихся по пройденной теме: «Аварии на гидротехнических сооружениях».
5 мин.
 

Выполнение тестового задания.
Цель:проверить уровень усвоения пройденного материала обучающимися по теме: «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия» (приложение№2)
Метод: тестирование.
 

Прошу вас взять тесты и заполнить. На заполнение у вас 3 мин._______________ собери пожалуйста.
Результаты тестирования по прошлой теме я вам сообщу на следующем уроке.
 

3.Изучение нового учебного

материала.
 

Сообщение цели урока и задач, которые ставятся на уроке.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование эмоционального настроя
 

 

 

 

Актуализация знаний:
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ крупнейших аварий на РОО
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование знаний учащихся об основных законах и положениях в области радиационной безопасности населения, основных понятий и норм радиационной безопасности.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение физкультминутки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение порядка действий при получение сигнала:

«Внимание всем!»

 

 

 

 

Цель: Сформировать знания о радиационной безопасности населения и правилах поведения при различных ситуациях, связанных с авариями на радиационно-опасных объектах.

Задачи:

Сформировать представление о положительных и отрицательных сторонах ядерной энергетики.
Изучить правовую базу в области радиационной безопасности населения.
Составить инструкции поведения при различных ситуациях связанных с авариями на радиационно-опасных объектах.
 

Зачитывание одним учащимся эпиграфа.
 

 

 

 

 

Значение ядерной энергетики в мире, её положительные и отрицательные стороны.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аварии на АЭС: причины и последствия.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое обеспечение вопросов радиационной безопасности.
 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрение основных понятий
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комплекс упражнений
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбор ситуации, при оповещение
 

 

 

 

 

 

 

 

Разбор ситуации, при получение сигнала на улице.
 

 

 

 

 

 

Разбор ситуации, при получение сигнала в помещение (дома).
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение йодной профилактики.
 

2 мин
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5 мин.
 

 

 

 

 

3 мин.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 мин.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.
 

 

 

 

 

 

 

4 мин.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5
мин.
 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.
 

 

 

 

 

 

2
мин.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.
 

Слайд №2
 

 

 

 

 

Слайд №3
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №4
 

 

 

 

 

 

Слайд №5
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 6-7
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 8
 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 9-11
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №13
 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №14
 

 

 

 

 

 

Слайд №15-16
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд № 17
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпиграф зачитывает ученик
 

 

 

 

Отвечают на вопросы
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с учебником и тетрадью
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют упражнения.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы, высказывание своего мнения.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое задание.
Цель: Разъяснение деятельности обучающихся по освоению темы занятия.
Метод: рассказ, демонстрация слайда презентации, беседа.
Цель нашего занятия Сформировать знания о радиационной безопасности населения и правилах поведения при различных ситуациях, связанных с авариями на радиационно-опасных объектах.

Задачи:

Сформировать представление о положительных и отрицательных сторонах ядерной энергетики.

Изучить правовую базу в области радиационной безопасности населения.

Составить инструкции поведения при различных ситуациях, связанных с авариями на радиационно-опасных объектах.

 

 

 

 

_________________ прочитай пожалуйста эпиграф.
 

 

 

 

 

 

Цель: Сформировать представление о положительных и отрицательных сторонах ядерной энергетики.
Методы: беседа, сообщение учителя, демонстрация слайда презентации, рассказ учителя.
Развитие ядерной энергетики в мире неизбежно. Использование АЭС намного превышают общие энергоресурсы, имеющиеся в распоряжение человечества. В настоящее время в мире работает более 450 ядерных реакторов. Атомная энергетика позволила существенно снизить “энергетический голод” и оздоровить экологию в ряде стран.
«Какие положительные стороны ядерной энергетики вы можете назвать?»
«Какие отрицательные стороны ядерной энергетики вы можете назвать?»
Ядерная энергетика. Россия — 12% электроэнергии, США – 20% электроэнергии, Германия – 30% электроэнергии, Франция – 65% электроэнергии.
АЭС в режиме нормально функционирования не представляют опасности ни для персонала, ни для населения, проживающего в 30 км зоне. Опасность при использование ядерной энергетики возникают при авариях на АЭС. Ядерная энергетика предъявляет повышенные пребывания к уровню квалификации персонала, надежности оборудования, и конструкции.
 

 

Но не зависимо от этого аварии на АЭС происходят. Назовите мне те которые вы знаете?
«Какие крупнейшие аварии на АЭС вы можете назвать?»
«К каким последствиям могут привести аварий на АЭС?»
Правильно Авария 1986г на ЧАЭС но кроме нее можно назвать
1957Англия Уиндскейл
1979, США Три-Майл-Айланд
Причины аварий могут быть разные: ошибка персонала, землетрясение, пожар, отказ оборудования.

Все эти причины могут привести к печальным последствиям:
Гибель людей. Генные мутации. Значительные дозы облучения. Эвакуация населения из мест постоянного проживания. Загрязнению и вывод из хозяйственной деятельности значительных территорий. Большие экономические затраты на ликвидацию последствий.
 

 

 

Цель: Изучить правовую базу в области радиационной безопасности населения.
Методы: демонстрация слайда презентации беседа, самостоятельная работа с учебником и тетрадью
Одновременно с повышенными требованиями к уровню общей культуры в области безопасности всего населения для защиты населения с юридической стороны в России сформирован ряд ФЗ и других нормативных актов:
ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 1996г
Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)
Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ 99/2010)
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
И ряд других законодательных актов.

Обучающимся дается под запись: ФЗ «О радиационной безопасности населения» от 1996г,
Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009),
Радиационная безопасность населения
Эффективная доза
Естественный радиационный фон
Техногенно-изменненый радиационный фон
Санитарно-защитная зона
Зона наблюдения
Радиационная авария
Законы, особенно первые два, я прошу записать.
Ответьте на вопрос: Как по вашему мнению что можно отнести к естественным источникам излучения?
Согласно Нормам радиационной безопасности (НРБ-99/2009) Естественная доза излучения составляет — 0.002 Зв/год или 0.2 бэр/год
А к искусственным?
Техногенно-измененная доза излучения составляет — 0.0025 Зв/год или 0.25 бэр/год
 

 

Цель: Профилактика утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса.
Прошу детей выйти из-за парт
1.И.П. руки на пояс, ноги вместе,
На 1-4 повороты головы влево,
На 1-4 повороты головы вправо.
2..И.П. руки вперед, ноги вместе,
На 1-4 круговые движения во внешнюю сторону,
На 1-4 – во внутреннюю.
3..И.П. руки перед грудью, ноги врозь, повороты туловищем влево на два счета и вправо на два счета. 4 раза.
Рекомендация: повороты совершать глубже.
А теперь давайте остановимся и проведем физкультминутку. Встали, вышли из-за парт. (вывести детей так что бы они не мешали друг другу)
 

Метод: рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов презентации с элементами практической работы.
При возникновение опасности для жизни мирного населения происходит включение сирен, издающих прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности “Внимание всем!” Если вас этот сигнал застал в школе то все вы распускаетесь по домам;

При получение сигнала оповещение о радиационной аварии на улице
Немедленно защитите органы дыхания платком, шарфом и немедленно укройтесь в ближайшем здании.
Войдя в помещение немедленно снимите верхнюю одежду и обувь и поместит их в пластиковый пакет.
При получение сигнала оповещение о радиационной аварии в помещение(дома)
Проведите герметизацию помещения.
Включите телевизор, для получения информации о дальнейших действиях.
Соблюдайте правила личной гигиены.
Помещение оставлять лишь при необходимости и на короткое время.
«Что нужно делать при получение сигнала на улице?»
При получение сигнала оповещение о радиационной аварии в помещение(дома)
Укройте продукты питания и воду.
Все продукты, выдерживающие воздействие воды, перед употреблением промывайте водой.
Проведите йодную профилактику.
«Так ли необходимо снимать верхнюю одежду?» «Для чего?»
«Как проводится герметизация помещения?»
 

 

«Как провести йодную профилактику?»
На первой парте положить пипетку (для дозировки йода), стакан с кипяченной водой.
К первой парте вызывается ученик и наводит йодный раствор.
4.Закрепление пройденного учебного материала.
Разбор практических ситуаций.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ и обсуждение результатов.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение результатов урока
1 группе задание на составление рекомендаций:«При проживание в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов.»

 

2 группе задание на составление рекомендаций: «При подготовке к возможной эвакуации».

 

3 группе задание на составление рекомендаций: «При проживании на радиационно-загрязненной местности.»

 

Сравнение списка рекомендаций детей со списком на доске.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ на вопрос: «Что нужно знать для обеспечения своей радиационной безопасности?»
4 мин.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №
19-21
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд №
22
 

 

Работа с раздаточным материалом.
Составляют список рекомендаций по каждой ситуации.
Комментируют свой выбор.
 

 

 

 

Сравнивают свои результаты с эталоном
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дают ответы на вопрос, либо задают вопросы по теме.
Цель: Составить инструкции поведения при различных ситуациях связанных с авариями на радиационно-опасных объектах. (приложение№4)
Метод: групповая практическая работа.
Дать задание, беседа по итогам практической работы, фронтальная беседа.
Теперь, прошу, рассядьтесь на три группы, каждая из групп получит задание.
Провести разделение класса на три группы. Раздать материал. Во всех трех конвертах одни и те же правила, ваша задача выбрать правильные конкретно для вашей ситуации на работу вам отводится 4 мин.
Закончили выполнение задания.
 

 

 

 

Предоставите ваши варианта, первая группа – у кого ситуация: «При проживание в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов»;

Следующая группа – «При подготовке к возможной эвакуации»;

Третья группа – «При проживании на радиационно-загрязненной местности».
Дополнительные вопросы:
«Какие правовые и нормативные акты регулируют вопросы в области радиационной безопасности населения?»
«Сколько составляет естественная доза?»
«Что вы должны сделать в первую очередь, услышав сигнал
«Внимание всем!»?»

«Как правильно вы должны провести йодную профилактику?»
«Что вы должны сделать при подготовке к эвакуации?»

«Ваши действия при проживании на радиационно-загрязненной местности?»
 

 

Давайте подведем итог урока и ответим на вопрос: Что нужно знать населению для обеспечения своей радиационной безопасности?»

 

5. Заключительная часть
Домашнее задание.
Прочитать параграф №5.3
Выполнить задание на ст.112
1 мин.
 

Записывают домашнее задание.
Цель: Содействие осмысления учащимися результатов своей деятельности на уроке.
Метод: сообщение учителя.
 

 

 

Резерв: приложение №3.
Пожаловаться 22 марта 2012
Файлы
ФЗ О радиационной безопасности населения.doc
HTML Войдите для скачивания файлов
приложение №2.docx
HTML Войдите для скачивания файлов

Приложение №2.

Тест: «Аварии на гидротехнических сооружениях» 8 класс

/_________________________________________/

  1. Гидродинамическая авария

  1. Авария на гидротехническом сооружении, связанная с распространением с большой скоростью воды и создающая угрозу возникновения техногенной чрезвычайной ситуации.

  2. Опасность возникновения затопления низинных районов.

  3. Авария на гидротехническом сооружении, связанная с фазой водного режима реки; сравнительно кратковременного и непериодического поднятия уровня воды в реке.

  1. Выберите аварии на гидротехнических сооружениях? (выберите правильные)

  1. прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.) с образованием волн прорыва, приводящие к катастрофическим затоплениям

  2. прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), приводящие к незначительному повышению уровня воды в реке.

  3. прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), приводящие к возникновению прорывного паводка;

  4. прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), приводящие к возникновению зажоров и заторов.

  5. прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и др.), приводящие к смыву плодородных почв или отложению наносов на больших территориях.

  1. Волна прорыва –

  1. Это покрытие территории водой.

  2. Волна перемещения, образующаяся в нижнем бьефе плотины в результате прорыва напорного фронта.

  3. Волна перемещения, образующаяся в верхнем бьефе плотины в результате прорыва напорного фронта.

  4. Волна перемещения, образующаяся в нижнем бьефе плотины в результате прорыва напорного фронта.

  1. Основные поражающие факторы гидродинамических аварий (выберите правильные)

  1. оползни и обвалы в результате размыва грунта.

  2. пожары из-за обрывов и короткого замыкания электрических кабелей и проводов.

  3. затопление местности.

  4. волна прорыва.

  1. Антропогенные причины гидродинамических аварий (выберите правильные) –

  1. землетрясения,

  2. ураганы,

  3. обвалы, оползни,

  4. паводки

  5. ошибки при проектировании;

  6. конструктивные дефекты гидросооружений;

  7. нарушение правил эксплуатации;

  8. недостаточный водосброс и перелив воды через плотину;

  9. диверсионные акты;

  10. нанесение ударов ядерным или обычным оружием по гидросооружениям.


приложение №3.doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Приложение №3.

Тест. «Радиационная безопасность населения»

___________________________________________________________________

1.Какие правовые и нормативные акты регулируют вопросы в области радиационной безопасности населения? (выберите правильные)

  1. ФЗ «О защите населения и территории от ЧСТиПХ»

  2. ФЗ «О радиационной безопасности населения»

  3. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

  4. ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

  5. Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)

2.Ответьте, сколько составляет естественная доза:

  1. 0.002 Зв/год (0.2 бэр/год)

  2. 0,02 Зв/ч (2бэр/год)

  3. 0,002 бэр/ч (0,2 Зв/год)

  4. 2 бэр/ч (0,2 Зв/год)

3. Что вы должны сделать в первую очередь, услышав сигнал
«Внимание всем!»

  1. Уточнить наличие в районе проживания радиационно-опасных объектов.

  2. Включить имеющиеся средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры.

  3. Как можно быстрее закупить продукты первой необходимости.

4.Как правильно вы должны провести йодную профилактику?

  1. Принимать в течение 7 дней йодистый калий по одной таблетке (0.125г), а для детей до 2 лет ¼ таблетки (0.04г) или нанести йод на тело в виде нескольких полосок различной ширины.

  2. Принимать в течение 7 дней йодистый калий по одной таблетке (0.125г), а для детей до 2 лет ¼ таблетки (0.04г) или йодистый раствор: 1-2 капель йода на стакан воды или молока 2-3 раза в день, детям 3 капли на 100г воды.

  3. Принимать в течение 7 дней йодистый калий по одной таблетке (0.125г), а для детей до 2 лет ¼ таблетки (0.04г) или йодистый раствор: 3-5 капель йода на стакан воды, детям 1-2 капли на 100г воды.

5. Что вы должны сделать при подготовке к эвакуации? (выберите правильные)

  1. Закупить на рынке свежих продуктов на дальнюю дорогу.

  2. Собрать необходимые вещи: документы, деньги, лекарства, личные вещи, продукты, СИЗ.

  3. Сложить в рюкзак (чемодан) одежду и обувь по сезону, запас продуктов на 1 день и другие необходимые вещи. Обернуть чемодан(рюкзак) полиэтиленовой пленкой.

  4. Собрать вещи и ждать когда вас эвакуируют.

  5. При эвакуации, на эвакопункте зарегистрироваться у председателя эвакокомиссии.

6.Ваши действия при проживании на радиационно-загрязненной местности? (выберите правильные)

  1. Проведение влажной уборки помещений с тщательным стиранием пыли.

  2. Проветрить помещение.

  3. Мусор из пылесоса и ветошь, используемая при уборке сбрасывать в емкость, врытую в землю.

  4. Собрать (при возможности) созревшие фрукты и овощи, или закупить на рынке.

  5. На открытой местности не курить, чаще отдыхать на свежем воздухе.

  6. Воду употреблять из проверенных источников, а продукты – приобретенные в магазине.


приложение №4..doc
HTML Войдите для скачивания файлов

Приложение №4.

При проживании на радиационно-загрязненной местности:






































Приложение №4.

При подготовке к возможной эвакуации необходимо:



































Приложение №4.

При проживание в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов необходимо:


































Приложение №4.


Мусор сбрасывать в емкость, врытую в землю.




Влажная уборки помещений.



Периодическое увлажнение территории двора.



Не употреблять в пищу рыбу и раков из местных водоемов.



Меньше находиться на открытой местности.


Воду употреблять из проверенных источников, а продукты – приобретенные в магазине.


Тщательно мыть руки и полоскать рот 0,5% раствором питьевой соды.


Полностью обесточить квартиру прикрепить объявление к двери – « В квартире № __ никого нет».


На эвакопункте зарегистрироваться у председателя эвакокомиссии.


Уточнить наличие радиационно-опасных объектов.


Выяснить способы и средства оповещения о аварии на радиационно-опасных объектах.



Изучить инструкцию о порядке действия населения при аварии на РОО.


Создать запасы герметизирующего материала, йодных препаратов, продовольствия и воды.



Собрать необходимые вещи в рюкзак (чемодан).



Обернуть рюкзак (чемодан) полиэтиленовой пленкой.








схема - конспект урока..doc
HTML Войдите для скачивания файлов
Обеспечениерадиационнойбезопасностинаселения.rar
Войдите для скачивания файлов

Отправка ошибки

Текст ошибки:
Комментарий:
Используйте вашу учетную запись Яндекса для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Odnoklassniki.ru для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись Google для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
@mail.ru