МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа им. М.Р. Абросимова»
«Согласовано » Руководитель МО _______ /Горьковец А.Г./ Протокол № 1 от «23» августа 2011 г. |
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ________ /Щетинина Л.А./ от «29» августа 2011г. |
«Утверждаю» Директор школы: ________ /Билецкая Т.Д./ Приказ № 281 от «31 » августа 2011г. |
Рабочая программа
по литературному чтению
2 класс
(базовый уровень)
Разработчик: учитель начальных классов
Горьковец А. Г.
2011г.
2. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета«Литературное чтение» составлена на основе авторской программы «Литературное чтение» / автор Л.А. Ефросинина. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под общ. ред. Н.Ф. Виноградовой, Москва.: Издательский центр «Вентана- Граф» 2009г – с.46)
Учебный предмет «Литературное чтение» реализует основную цель обучения:
-
сформировать основы читательских и речевых умений.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи:
-
отрабатывать навык правильного, осознанного, плавного чтения;
-
развивать интерес к чтению, развивать читательский кругозор;
-
воспитывать нравственно-эстетические представления о гражданственности и человечности
-
обеспечивать правильную организацию восприятия, понимания и воспроизведения текста (читаемого или прослушанного);
-
учить работать с текстом, учебной и детской литературой.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений
№ раздела |
Тема раздела |
Кол-во часов |
|
О нашей Родине |
5 |
|
Народная мудрость |
5 |
|
О детях и для детей |
20 |
|
Уж небо осенью дышало |
7 |
|
Снежок порхает, кружится |
16 |
|
Здравствуй, праздник новогодний! |
8 |
|
О братьях наших меньших |
13 |
|
Сказки зарубежных писателей |
11 |
|
Семья и я |
15 |
|
Весна, весна красная – |
22 |
|
Там чудеса |
14 |
|
Итого |
136 |
Для реализации программы используется учебно-методический комплект
-
Учебник: Литературное чтение. 2 класс: Учебник для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. – Москва. Вентана Граф, 2009г.
( Начальная школа 21 века)
-
Литературное чтение. Учебная хрестоматия.2 класс. Л.А. Ефросинина. Москва. Вентана Граф, 2006г.
( Начальная школа 21 века)
-
Л.А. Ефросинина. Литературное чтение (№1, №2) Рабочая тетрадь для учащихся 2 классов.- Москва. Вентана Граф, 2011г.
Программа рассчитана на 136 часов в год. (34 рабочих недели по 4 часа в неделю)
В том числе на проведение:
-
Итоговые проверочные работы 3
-
Тест- 1
3. Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны уметь:
* читать молча небольшие тексты;
* пересказывать прочитанный текст по готовому плану;
* высказывать свое отношение к поступку героев;
*определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения;
* читать наизусть 5-6 стихотворений и 1-2 отрывка из прозы;
* самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие);
* пользоваться словарями, книгами-справочниками;
* самостоятельно отбирать книги для чтения.
К концу обучения во 2 классе у обучающихся должны быть сформированы УУД:
-
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
-
готовность слушать собеседника и вести диалог;
-
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-
активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
-
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации
4. Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения
№ п/п |
Тема |
Колич. часов |
Дата |
Характеристика деятельности уч-ся |
|
план |
факт |
||||
О нашей Родине – 5 ч |
|
|
|
|
|
1 |
Ф.Савинов «Родина» |
1 |
|
|
|
2 |
И.Никитин «Русь» |
1 |
|
|
Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. |
3 |
С.Романовский «Русь» |
1 |
|
|
Сравнивать разные по жанрам произведения |
4 |
С.Романовский «Слово о Русской земле». Слушание. |
1 |
|
|
Воспринимать на слух произведение, характеризовать его особенности |
5 |
С. Прокофьев «Родина» |
1 |
|
|
Определять тон и темп чтения |
Народная мудрость - 5 ч |
|
|
|
|
|
6 |
Былинный сказ. «Как Илья из Мурома богатырем стал». Загадка. |
1 |
|
|
Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические художественные произведения (в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова); отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. |
7 |
Былинный сказ. «Как Илья из Мурома богатырем стал». Слушание. |
1 |
|
|
Уметь кратко пересказывать |
8 |
Былина. «Три поездки Ильи Муромца». |
1 |
|
|
Составлять план |
9 |
Фольклор. Шутка, считалка, потешка, пословицы |
1 |
|
|
Знать литературоведческие понятия |
10 |
Русская народная песня «Я с горы на гору шла». Проверь себя
|
1 |
|
|
Самостоятельно работать в тетради |
О детях и для детей – 20 ч |
|
|
|
|
|
11 |
А. Барто «Катя», С. Баруздин «Стихи о человеке и его словах». |
1 |
|
|
Умение выделять главную мысль, делать вывод |
12 |
С. Баруздин «Как Алешке учиться надоело» |
1 |
|
|
Понимать главную мысль, находить части |
13 |
Е. Пермяк «Смородинка» |
1 |
|
|
Составлять схематический план |
14 |
Слушание. Н.Носов «Заплатка» Г.Сапгир «Рабочие руки». Скороговорки. |
1 |
|
|
Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Подбирать пословицы |
15 |
И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»; Л.Толстой «Страшный зверь» |
1 |
|
|
Знать литературоведческие понятия, сравнивать басни |
16 |
М. Зощенко «Самое главное» |
1 |
|
|
Определять и обсуждать главную мысль произведе ния |
17 |
М. Зощенко «Самое главное» (продолжение) |
1 |
|
|
Уметь пересказывать текст по картинному плану |
18 |
В. Сутеев «Кто лучше?» |
1 |
|
|
Расставлять роли и читать по ролям |
19 |
А. Митта «Шар в окошке» |
1 |
|
|
Отвечать на вопросы, опираясь на текст |
20 |
Е. Пермяк «Две пословицы» |
1 |
|
|
Составлять план текста: делить текст на части, озаглавливать каждую часть, выделять опорные слова, определять главную мысль произведения (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Характеризовать и пересказывать текст |
21 |
Л. Пантелеев «Две лягушки» |
1 |
|
|
Выделять опорные слова для пересказа, сочинять свою сказку |
22 |
В. Беспальков «Совушка» |
1 |
|
|
Характеризовать героев и их поступки |
23 |
В. Сутеев «Снежный зайчик» |
1 |
|
|
Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения). |
24 |
Н. Носов «Затейники» |
1 |
|
|
Понимать вопросы собеседника и отвечать на них |
25 |
«У страха глаза велики». Русская сказка |
1 |
|
|
Отбирать выразительные средства |
26 |
Бр. Гримм «Маленькие человечки» |
1 |
|
|
Формулировать главную мысль, отбирать доказательства |
27,28 |
Х.К.Андерсен «Пятеро из одного стручка» |
2 |
|
|
Уметь сравнивать сказки |
29 |
«Братья Гримм «Семеро храбрецов» |
1 |
|
|
Расставлять роли и читать по ролям |
30 |
Проверь себя Текущая проверка уровня начитанности. Разноуровневая проверка. |
1 |
|
|
|
Уж небо осенью дышало – 7 ч |
|
|
|
|
|
31 |
А.Пушкин «Уж небо осень дышало», Г. Скребицкий «Осень» |
1 |
|
|
Выразительно читать, передавая свои чувства |
32 |
Э. Шим «Белка и Ворон»; «Осень» |
1 |
|
|
Отрабатывать правильность и беглость чтения, составлять загадки |
33 |
Н. Сладков «Эхо», Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки»; |
1 |
|
|
Декламировать стихотворение |
34 |
Загадки. М. Пришвин «Недосмотренные грибы» |
1 |
|
|
Осознавать прочитанный текст |
35 |
Э. Шим «Храбрый опенок», |
1 |
|
|
Сочинять рассказ по иллюстрации |
36 |
К. Бальмонт «Осень»
|
1 |
|
|
Декламировать стихотворение |
37 |
Проверь себя
|
1 |
|
|
Умение работать самостоятельно |
Снежок порхает, кружится…16 ч |
|
|
|
|
|
38 |
З. Александрова «Зима» |
1 |
|
|
Читать выразительно, используя интонацию, паузы, темп |
39 |
С. Иванов «Каким бывает снег» |
1 |
|
|
Передавать интонацией свое отношение к читаемому |
40 |
И. Соколов – Микитов «Зима в лесу» |
1 |
|
|
Озаглавливать части, выделять опорные слова |
41 42 |
Э.Шим «Всем вам крышка»; К. Ушинский «Мороз не страшен». Слушание |
1 1 |
|
|
Соотносить текст с готовым планом |
43 |
«Дети Деда Мороза» Народная сказка |
1 |
|
|
Развивать умения определять тему, жанр |
44 |
М. Пришвин «Деревья в лесу» |
1 |
|
|
Искать в тексте словосочетания для словесного рисования |
45 |
Урок коллективного творчества «Зима в лесу» |
1 |
|
|
Изготовление аппликаций, рисунков и подписывание их предложениями из произведений |
46 |
И.Суриков «Детство» |
1 |
|
|
Декламировать стихотворение |
47 |
В.Даль «Девочка Снегурочка» |
1 |
|
|
Инсценировать сказку |
48 |
«Снегурочка» Русская народная сказка |
1 |
|
|
Уметь читать по ролям |
49 |
Даль «Девочка Снегурочка», «Снегурочка» Русская народная сказка. |
1 |
|
|
Объяснять свою точку зрения и соотносить ее с авторской |
50 |
Н.Некрасов «Саша»
|
1 |
|
|
Декламировать стихотворение |
51 |
Г. Скребицкий В.Чаплина «Как белочка зимует» |
1 |
|
|
Изготовление аппликаций, рисунков и подписывание их предложениями из произведений |
52 |
Урок коллективного творчества. «Царство Мороза Ивановича» |
1 |
|
|
Характеризовать героя |
53, |
И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу». И. Беляев «О чем ты думаешь, снегирь?» |
|
|
|
Подтверждать свои ответы словами из текста |
Здравствуй, праздник новогодний! – 8 ч |
|
|
|
|
|
54 |
С.Михалков «В снегу стояла елочка» |
1 |
|
|
Читать выразительно |
55,56 |
А.Гайдар «Елка в тайге» |
2 |
|
|
Объяснять поступки героев, выражать свое отношение к ним |
57 |
С.Маршак «Декабрь» |
1 |
|
|
Словесное рисование картин природы |
58 |
Книжная полка. Книги Маршака |
1 |
|
|
Сравнивать произведения |
59 |
Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Итоговая проверка |
1 |
|
|
Умение работать самостоятельно с учебником |
60 |
Проверь себя. Знание произведений о зиме |
1 |
|
|
|
61 |
Урок-утренник «Идет волшебница зима» |
1 |
|
|
Участвовать в диалоге ,конструировать монологическое высказывание |
О братьях наших меньших – 13 ч |
|
|
|
|
|
62 |
«Буренушка» народная песня; В.Жуковский «Птичка» |
1 |
|
|
Сравнивать свои ответы с ответами товарищей и оценивать |
63 |
К. Ушинский «Кот Васька», произведения фольклора (считалки, загадки) |
1 |
|
|
Различать жанры произведений |
64 |
Е.Благинина «Голоса леса»; М.Пришвин «Старый гриб» |
1 |
|
|
Оценивать ход и результат выполнение заданий |
65 |
Загадки; П.Комаров «Олененок» |
1 |
|
|
Отличать реальные события от волшебных |
,66 |
К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»; В.Бианки «Еж-спаситель»; скороговорки |
1 |
|
|
Пересказывать близко к тексту |
67 |
М.Дудин «Тары-бары» «Заяц и лиса» Народная сказка |
1 |
|
|
Характеризовать героев, сравнивать их поведение |
68 |
К. Ушинский «Плутишка кот» |
1 |
|
|
Объяснять выбор автором заглавие |
69 |
«Журавль и цапля». Русская народная сказка |
1 |
|
|
Оценивать поступки героев |
70,71 |
«Зимовье зверей» Русская народная сказка |
2 |
|
|
Иллюстрировать понравившийся эпизод |
72 |
Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» |
1 |
|
|
Характеризовать героев, сравнивать их поведение |
73 |
«Белые пёрышки» Русская народная сказка
|
1 |
|
|
Находить ответы на вопросы, используя текст |
74 |
Чтение произведений о животных
|
1 |
|
|
Находить нужные книги в библиотеке
|
Сказки зарубежных писателей – 11 ч |
|
|
|
|
|
75 |
«Колосок» Украинская народная сказка |
1 |
|
|
Обсуждение главной мысли в группах |
76 |
«Как Джек ходил счастья искать» Английская сказка |
1 |
|
|
Уметь выделять признаки сказки |
77 |
«Лис Миккель и медведь Бамсе» Норвежская сказка, |
1 |
|
|
Пересказывать подробно и сжато
|
78 |
Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг» (хрестоматия) |
1 |
|
|
|
79 |
Гримм «Бременские музыканты» |
1 |
|
|
Распределять роли , читать по ролям |
80 |
Гримм «Бременские музыканты» |
1 |
|
|
Делить на части и озаглавливать |
81 |
Гримм «Бременские музыканты» |
1 |
|
|
Пересказывать по плану |
82 |
«Сказка про трех поросят» Английская сказка |
1 |
|
|
Пересказывать фрагменты текста |
83 |
«Сказка про трех поросят» Английская сказка |
1 |
|
|
Рисовать иллюстрации словами из текста |
84 |
Книжная полка Дж. Харрис |
1 |
|
|
Знакомить товарищей с произведением |
85 |
Проверь себя
|
1 |
|
|
Умение работать самостоятельно с учебником |
Семья и я – 15 ч |
|
|
|
|
|
86 |
Л.Толстой «Лучше всех» произведения фольклора: пословицы, колыбельная песенка (народная), М. Лермонтов «Спи, младенец мой прекрасный» |
1 |
|
|
Уметь выразительно читать колыбельные песни |
87 |
Е.Пермяк «Случай с кошельком»
|
1 |
|
|
Характеризовать героя |
88 |
С.Аксаков «Моя сестра» . |
1 |
|
|
Употреблять в устной речи слова из текста |
89 |
В.Осеева «Сыновья», пословица |
1 |
|
|
Разыгрывать сценки |
90 |
А.Майков «Колыбельная песня», |
1 |
|
|
Соотносить иллюстрации с текстом |
91 |
Л.Толстой «Отец и сыновья |
|
|
|
|
92 |
А.Плещеев «Дедушка» |
1 |
|
|
Декламировать стихотворение |
93 |
Ю. Коринец «Март»; Л.Воронкова «Катин подарок |
1 |
|
|
Обсуждать главную мысль текста |
94 |
Урок творчества. «Мой подарок маме» |
1 |
|
|
Выражать точно свои мысли |
95 |
«Три сестры» татарская сказка |
1 |
|
|
Работать самостоятельно с текстом по вопросам
|
96 |
А. Плещеев «Песня матери» А.Ахматова «Перед весной бывают дни такие…» |
1 |
|
|
Отличать реальные события от волшебных |
97 |
В. Солоухин «Деревья» |
1 |
|
|
Читать выразительно |
98 |
С.Михалков «Быль для детей |
1 |
|
|
Уточнять тему текста на основе содержания |
99 |
С.Баруздин «Салют» |
1 |
|
|
Рассказывать об участниках войны |
100 |
Библиотечный урок. «Сказки народов России» |
1 |
|
|
|
101 |
Итоговая проверка уровня начитанности. Тест. |
1 |
|
|
Подготовить сказку |
Весна, весна красная – 22 ч |
|
|
|
|
|
102 |
«Весна, весна красная!» Народная песня; А.Чехов «Весной» |
1 |
|
|
Уметь выражать свое отношение к природе при чтении
|
103 |
А.Пушкин «Гонимы вешними лучами»; Г. Скребицкий «Весна-художник» |
1 |
|
|
|
104 |
Н.Сладков «Снег и ветер» |
1 |
|
|
Подмечать приметы и краски весны |
105 |
С.Маршак «Весенняя песенка»; Э. Шим «Чем пахнет весна» |
1 |
|
|
Описывать словами героев |
106 |
Е.Баратынский «Весна, весна!» Как воздух чист!»; Ф.Тютчев «Зима недаром злится» |
1 |
|
|
Участвовать в конкурсе чтецов |
107 |
А. Куприн «Скворцы» Н.Сладков «Скворец-молодец» |
1 |
|
|
Читать по ролям |
108 |
Н.Сладков «Апрельские шутки» А.Барто «Апрель» |
1 |
|
|
Передавать голосом интонации |
109-110 |
Г.Скребицкий «Жаворонок»,Закличка,загадка |
2 |
|
|
Пересказывать понравившуюся часть |
111 |
В. Жуковский «Жаворонок» О.Высоцкая «Одуванчик» . |
1 |
|
|
Декламировать стихотворение |
112 |
М.Пришвин «Золотой луг» |
1 |
|
|
Сравнивать рассказ и стихотворение «Одуванчик» |
113 |
П. Дудочкин «Почему хорошо на свете |
1 |
|
|
Нарисовать иллюстрацию |
114 |
Н.Сладков Весенний гам» |
1 |
|
|
Уметь сочинить произведение о природе |
115 |
А. Барто «Воробей» |
1 |
|
|
Декламировать стихотворение |
116 |
М.Пришвин «Ребята и утята» |
1 |
|
|
Озаглавливать части |
117 |
Б.Заходер «Птичья школа» |
1 |
|
|
Читать выразительно |
118 |
К.Ушинский «Утренние лучи» |
1 |
|
|
Определять жанр произведения |
119 |
А.Барто «Весна, весна на улице» |
1 |
|
|
Уметь работать со схемой |
120 |
Произведения А.Барто . |
1 |
|
|
Находить в библиотеке |
121 |
Библиотечный урок. Книги о родной природе. |
1 |
|
|
Читать выразительно |
122 |
Проверь себя |
1 |
|
|
Повторить произведения |
123 |
Урок-отчет по теме |
1 |
|
|
Знать произведения о природе |
|
|
|
|
|
|
Там чудеса – 14 ч |
|
|
|
|
|
124, 125, |
«Хаврошечка» русская народная сказка |
2 |
|
|
Объяснять поведение героев и поступки |
126 |
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
1 |
|
|
Находить образные выражения |
127, 128, |
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
2 |
|
|
Описывать море, опираясь на поступки героев |
129- 132 |
Ш.Перро«Кот в сапогах»
|
4 |
|
|
Рассказывать сказку близко к тексту |
133, 134 |
Л. Керралл «Алиса в стране чудес» |
2 |
|
|
|
135 |
Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Итоговая проверка |
1 |
|
|
Составить рассказ о девочке; Придумать свою историю о приключениях в стране чудес |
136 |
Урок – викторина по сказкам |
1 |
|
|
Знать зарубежные сказки, различать их |
136 ч |
|
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Круг чтения. Произведения фольклора русского народа и других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов. Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения детских писателей, произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика. Произведения о Родине, родной природе, об отношении человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, правде и кривде.
О нашей Родине (5часов)
Знакомство с произведениями о Родине, родной природе, любви к русской земле, о ее прошлом и настоящем. Работа над рифмой, выделение диалога.
Народная мудрость (5 часов)
Работа над пословицами, загадками. Знакомство с былинами, выделение их особенностей.
О детях и для детей (20 часов)
Работа с произведениями: развитие умения озаглавливать части рассказов, читать по ролям, пересказывать. Знакомство с понятиями: персонаж, герой. Знакомство с баснями, развитие умения определять мораль басни. Выявление особенностей бытовой сказки.
Уж небо осенью дышало (7 часов)
Упражнения в выразительном чтении. Выделение логических ударений, соблюдение пауз. Определение темы произведений. Сравнение тем стихотворений и их интонационных рисунков.
Работа над содержанием произведений, сюжетом. Аналитическое чтение.. Выявление главной мысли, авторской позиции.
Снежок порхает, кружится…(16 часов)
Работа над содержанием произведений, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Обучение художественному пересказу по плану. Выявление главной мысли, авторской позиции. Развитие умения пересказывать по плану. Знакомство с понятием «авторская сказка» Упражнения в выразительном чтении. Выделение логических ударений, соблюдение пауз.
Здравствуй, праздник новогодний! (8 часов)
Работа с текстами стихотворений. Выделение сравнений. Определение тона и темпа чтения. Работа над содержанием произведений.
О братьях наших меньших (13 часов)
Работа над содержанием произведений, сюжетом. Аналитическое чтение, работа с планом. Обучение художественному пересказу по плану, по картинному плану. Выявление главной мысли, авторской позиции. Работа с текстами стихотворений: упражнения в выразительном чтении, выделение логических ударений, соблюдение пауз.
Зарубежные сказки (11 часов)
Работа с текстами сказок: разыгрывание сказок по ролям, развитие умения пересказывать сказки, описывать героев, сравнивать сказки, определять особенности народных и авторских сказок.
Семья и я (15 часов)
В этом разделе происходит знакомство со стихами, рассказами, сказками о семье, былью как жанром устного народного творчества. Работа над произведениями раздела предусматривает: заучивание стихов и песен наизусть, подробный пересказ текстов, выявление главной мысли, авторской и личной позиции.
Весна, весна красная…(22 часа)
Знакомство с песнями – закличками. Работа с текстами рассказов и стихов: развитие умения находить описание, читать выразительно, кратко пересказывать прочитанное, читать по ролям. Выявление главной мысли, авторской и личной позиции.
Там чудеса (14 часов)
Знакомство с волшебными сказками, определение их особенностей. Развитие умения составлять рассказ о герое произведения. Выразительное чтение сказок, пересказ.
Жанровое разнообразие. Сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие(заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, обращение, сравнение.
Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения.
Восприятие литературного произведения. Создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходства и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору. Героям и их поступкам.
Творческая деятельность. Появление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продлжение произведения, фольклора. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков-игр.
Навык чтения. (Осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему (200-250 слов) текстов. Обучение чтению молча на небольших текстах или отрывках. Формирование умения самоконтроля и самооценки навыка чтения.
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте. Различие простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя; определение основной мысли произведения с помощью учителя. Пересказ по готовому плану; самостоятельная работа по заданию и вопросам к тексту произведения
6. Формы и средства контроля
Основными формами и средствами входного, текущего, и итогового контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, самостоятельные работы, контрольные работы, тестовые задания ; устный опрос; проектные работы.
Средством проверки знаний учащихся является методическое пособие:
Л.А. Ефросинина «Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы , тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.1/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2007. – (Оценка знаний).
№ |
Компетенция. Вид проверки |
Время выполнения |
1 |
Текущая проверка уровня начитанности. Разноуровневая проверка. |
октябрь |
2 |
Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Итоговая проверка |
Декабрь |
3 |
Итоговая проверка уровня начитанности. Тест |
март |
4 |
Сформированность учебной и читательской деятельности – диагностические тесты и задания. Итоговая проверка |
май |
Критерии оценки
Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны, прежде всего, показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определённых обязательным минимум содержания в начальной школе. Показатели обученности по литературному чтению, которые соответствуя целям курса, подлежат проверке и оцениванию:
-
навык чтения (умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения - ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое);
-
начитанность (знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, знание книг и произведений из круга детского чтения);
-
умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам, знание элементов книги);
-
навыки и умения собственно читательской деятельности.
Виды проверочных и контрольных заданий: комплексные разноуровневые работы, литературные диктанты, тестовые задания, диагностические задания.
Инструментарий для оценивания результатов.
Тестовые задания - требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Объём заданий во 2 классе – 10. Выполненное задание оценивается в 1 балл. Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):
«5» - если ученик набрал 9 – 10 баллов.
«4» - если ученик набрал 7 - 8 баллов.
«3» - если ученик набрал 5 - 6 баллов.
«2» - если ученик набрал менее 5 (от 0 до 5 баллов).
Литературные диктанты – форма проверки литературной эрудиции. Условно можно разбить на 3 вида: лексические, информационные, литературоведческие. Количество слов во 2 классе – 5-10. Проверка проводится учащимися самостоятельно с использованием учебника и учебной хрестоматии. Учащиеся проверяют и оценивают свою работу, например, так: «У меня всё верно», «У меня одна ошибка, но я её нашёл» и т.д. Учитель может выборочно оценивать диктанты, выставляя отметки:
«5» - если в работе нет ошибок;
«4» - ели в работе одна ошибка;
«3» - если в работе две ошибки;
«2» - если в работе более двух ошибок.
Диагностические задания - динамичная форма проверки, направленная на выявление уровня усвоения учебного материала и сформированности учебной и читательской деятельности. Диагностические задания выполняются учеником на бланках-карточках и оцениваются в баллах. Для 2 класса составляется тест из 10 заданий. Отметки за выполнение диагностических заданий:
0 баллов – задание не выполнено;
1 балл – выполнена часть задания или допущены ошибки;
2 балла – задание выполнено верно.
Проверка навыков чтения и понимание прочитанного служит средством проверки овладения способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения не менее 50 слов в минуту).
«5» - ученик читает целыми словами, отчётливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 50 слов в минуту; соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания, даёт полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.
«4» - ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, верно передаёт содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок..
«3» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передаёт содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.
«2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
Проверка навыков выразительного чтения – контроль может быть текущим, периодическим, итоговым.
«5» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает своё отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствует содержанию произведения.
«4» - ученик читает чётко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает своё отношение к читаемому; интонационный рисунок нарушен.
«3» - ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но не темп и тон чтения не соответствует содержанию произведения.
«2» - ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «3».
7. Перечень учебно-методических средства обучения
Для обеспечения эффективности образовательного процесса по литературному чтению используются
-
технические средства обучения
1. Персональный компьютер,
2. Мультимедийный проектор,
3. Экран
4. МФУ.
-
учебно-методическая литература:
-
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.-176 с.
-
.Беседы с учителем: Методика обучения:2 класс/ Под редакцией Л.Е.Журовой.-Москва: Вентана-Граф, 2009. (Начальная школа 21 века)
-
. Литературное чтение. 2 класс. Л.А.Ефросинина. Методика для учителя/Москва: Вентана- Граф, 2010.(Начальная школа 21 века)
-
Л.А. Ефросинина «Литературное чтение в начальной школе: контрольные работы , тесты, литературные диктанты, тесты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. Ч.1/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2007. – (Оценка знаний)
-
Электронные образовательные ресурсы
Название сайта |
Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ |
http://mon.gov.ru/ |
Русский образовательный портал |
http://www.gov.ed.ru |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области |
|
Белгородский региональный институт ПКППС |
|
Федеральный российский общеобразовательный портал |
|
Федеральный портал «Российское образование» |
|
Портал компании «Кирилл и Мефодий» |
|
Образовательный портал «Учеба» |
|
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») |
http://festival.1september.ru |
-
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
-
Стол учительский
-
Стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Международный вебинар «Правила дорожного движения для старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»
- Вебинар «Вариативные формы организации музыкально-творческой деятельности детей раннего возраста на музыкальных занятиях в ДОО»
- Вебинар «Создание условий для формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников в образовательном пространстве ДОО»