МБОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа b им. М.Р. Абросимова»
«Согласовано» Руководитель МО _______ /Горьковец А.Г./ Протокол № 1 от «23» августа 2011 г. |
«Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ________/Щетинина Л.А./ от «30» августа 2011 г. |
«Утверждаю» Директор школы _______ / Билецкая Т.Д./ Приказ № 281 от «31» августа 2011г. |
Рабочая программа по
изобразительному искусству
2 класс
(базовый уровень)
Разработчик: учитель начальных классов
Горьковец А.Г
2011г.
2. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» 2 класс составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство», автор Т. Я. Шпикаловой. ( Рабочие программы. Предметная линия учебников. Т.Я. Шпикаловой М. Просвещение (2011г) . Программа разработана на основе примерной программы.
Отличительной особенностью программы является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство» в школе, суть которого заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный, нравственный опыт народа, как целостность, состоящая народного искусства и профессионально- художественного, проявляющихся в постоянном взаимодействии.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» реализует основную цель обучения:
-
воспитания эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
-
развитие воображения, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Для достижения поставленных целей необходимо решать следующие практические задачи
-
развитие способности к художественно- образному, эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-
совершенствование эмоционально- образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
-
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;
-
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно- прикладных, архитектуре и дизайне – их роль в жизни человека и общества;
-
овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Распределение времени по разделам и темам программы
№ раздела |
Тема раздела |
Количество часов |
1 |
В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная |
11 |
2 |
В гостях у чародейки зимы |
12 |
4 |
Весна красна, что ты нам принесла |
11 |
|
итого |
34 |
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
1. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В.,
Макарова Н. Р.
Изобразительное
искусство. Творческая тетрадь. 2 класс.
Пособие для учащихся общеобразовательных
учреждений. Издательство «Просвещение»,2011
г
2. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. Изобразительное искусство 2 класс. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009.
Программа рассчитана на 34 часа в год) (34 рабочих недели по 1 часу в неделю)
3.Требования к уровню подготовки оканчивающих
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
знать / понимать
• особенности
материалов, используемых в
художественно-трудовой деятельности
(краски и кисти, пастель, тушь, перо,
уголь, мел, бумага, текстильные, природные
материалы);
• цвета
солнечного спектра в пределах наборов
акварельных красок (красный, оранжевый,
желтый, зеленый, голубой, синий,
фиолетовый);
• особенности
работы акварельными и гуашевыми красками,
элементарные правила смешивания красок
для получения составных
цветов;
• особенности
орнаментальных мотивов древнегреческой,
балхарской, гжельской керамики,
филимоновской, полх-майданской
игрушки;
• способы
и приемы обработки различных материалов
(бумага, глина, пластилин, ткань, природные
растительные материалы);
•
отдельные произведения выдающихся
художников и народных мастеров;
•
разнообразные средства выразительности,
используемые в создании художественного
образа (формат, форма, цвет, линия, объем,
ритм, композиция);
•
о взаимосвязи красоты и пользы в
образе художественной вещи;
•
о народном мастере как хранителе и
носителе народных традиций;
уметь:
• организовывать
свое рабочее место; пользоваться кистью,
красками, палитрой, ножницами, линейкой,
шилом, кистью для клея, стекой,
иголкой;
• применять
способы смешивания акварельных, гуашевых
красок для получения разнообразных
оттенков в соответствии с передаваемым
в рисунке настроением;
• верно
передавать в рисунке симметричную
форму, основные пропорции, общее строение
и цвет предметов;
• правильно
выбирать величину и расположение
изображения в зависимости от формата
и размера листа бумаги; учитывать в
рисунке особенности изображения ближних
и дальних предметов (ближе — крупнее
и ниже, дальше — мельче и
выше);
• применять
основные средства художественной
выразительности в рисунке и живописи
(с натуры, по памяти и представлению), в
конструктивных работах, в сюжетно-тематических
и декоративных композициях с учетом
замысла;
• рисовать
кистью без предварительного рисунка
элементы народных орнаментов:
геометрические (точка, круг, прямые,
сеточки, ломаные, волнистые линии, усики)
и растительные (листок, усики, завиток);
выполнять наводку, мазок с растяжением
и мазок с тенями; пользоваться приемами
кистевого письма в росписи изделий;
в
процессе художественной деятельности
проявлять:
• эмоциональное
отношение к произведениям изобразительного
и народного декоративно-прикладного
искусства, к окружающему миру;
• собственную
оценку рассматриваемых произведений
искусства при посещении художественных
музеев, музеев народного декоративно-прикладного
искусства;
• нравственно-эстетическое
отношение к родной природе, к Родине, к
защитникам отечества, к национальным
обычаям и культурным традициям;
К концу 2 класса у обучающихся должны быть сформированы УУД:
-
принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
-
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
4.Календарно – тематическое планирование уроков
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Характеристика деятельности учащихся |
|
план |
факт |
|
|||
|
Лето в произведениях художников. Сюжетная композиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные |
1 |
|
|
Рассматривать произведения живописи, в которых художники отобразили жизнь природы и человека Композиции «Мой отдых летом» (акварель, гуашь) |
|
Осенние многоцветие земли в живописи. Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвета |
1 |
|
|
Изображать по памяти, по представлении, какой ты видишь землю своего города, села, поселка осенью.) |
|
. Самоцветы земли и мастерство ювелиров. декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы |
1 |
|
|
Выполнять эскиз декоративной композиции – девичьего головного убора. |
|
В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор |
1 |
|
|
Изображать силуэт симметричного предмета (сосуда )намечать основные его части. |
|
Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт; композиция, линия, пятно, штрих, светотень |
1 |
|
|
Рисовать с натуры натюрморт из 2—3 сосудов (художественные материалы по выбору). Применять выразительные графические средства в работе. |
|
Красота природных форм в искусстве, графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт.. |
1 |
|
|
Создавать по представлению или по памяти композицию осеннего праздника День урожая |
|
Сюжетные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг: основные и составные цвета, цветовой контраст. |
1 |
|
|
Исследовать возможности живописи, создавать цветовой контраст. Смешивая поочерёдно друг с другом основные и составные цвета |
|
В мастерской мастера – игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров. |
1 |
|
|
Создавать декоративную композицию. «Хозяйство деда Филимона» (акварель, гуашь) |
|
Красный цвет в природе и искусстве.Декоративная композиция с вариациями знаков – символов. |
1 |
|
|
Рисовать красную птицу – паву по мотивам народной вышивки. Выражать в творческой работе к создаваемому образу птицы – павы своё отношение |
|
Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет. |
1 |
|
|
Рисовать декоративный натюрморт с разными оттенками красного цвета (гуашь, пастель, тушь) |
|
Загадки белого и чёрного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия. |
1 |
|
|
Рисовать с натуры стеклянную или хрустальную вазу белой линией, штрихом, применять выразительные средства графики. |
|
В мастерской художников Гжели. Русская керамика: форма изделия и кистевой живописный мазок. |
1 |
|
|
Рассматривать произведения керамики из Гжели. Рисовать силуэт изделия, украшать его росписью по мотивам Гжели. |
|
Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет. |
1 |
|
|
Изображать приёмами гжельского живописного мазка деревья и кустарники.. |
|
Маска, кто ты? Учись видеть разные выражения лица декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски. |
1 |
|
|
Сочинять маску необычного фантастического персонажа для новогоднего карнавала, использовать свои наблюдения за выражениями лиц человека. |
|
Цвета радуги в новогодней ёлке. Сюжетная композиция.. |
1 |
|
|
Передача цветом радости зимнего праздника. Рисование с натуры новогодних цветных шаров (акварель, гуашь, пастель) |
|
Храмы древней Руси. Архитектура: объёмы, пропорция, симметрия, ритм. |
1 |
|
|
Чтение композиционных схем храмов на Руси. Изображать белокаменные храмы, передавать стройность и красоту его пропорций (гуашь, акварель, фломастеры) |
|
И змени яркий цвет белилами. Пейзаж: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет. |
1 |
|
|
Рассматривать произведения живописи, посвящённые красоте родной природы в зимнее время. изображать зимний пейзаж по памяти и представлению. |
|
Зимняя прогулка . Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении. |
1 |
|
|
Рисовать схематические фигурки человека в движении. |
|
Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца.. |
1 |
|
|
Создавать декоративную композицию «Муравленый изразец» |
|
Изразцовая русская печь. Сюжетная декоративная композиция по мотивам народных сказок |
1 |
|
|
Изображать сюжетно – декоративную композицию по мотивам народной сказки, в которой печь помогает героям |
|
Русское поле... Воины богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей – защитников земли Русской в искусстве. |
1 |
|
|
Изображать воинов, выступивших в поход на боевых конях; изображение воинских доспехов (материалы по выбору) |
|
Народный календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры – символы весеннего возрождения природы: импровизация. |
1 |
|
|
Изображать силуэт саночек для катания на Масленицу |
|
Натюрморты с предметами старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости.. |
1 |
|
|
Рисовать с натуры натюрморт с предметом старинного быта (гуашь, акварель) |
|
«А сама - то величава, выступает будто пава». Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация. |
1 |
|
|
Рисовать фигуру красной девицы в народной одежде |
|
Чудо палехской сказки Передача радости и веселья в произведениях искусства |
1 |
|
|
Рассматривать миниатюры палехских народных мастеров. Высказывать суждения о них. Называть сказку поэта. Нарисовать свою иллюстрацию к «Сказке о царе Салтане» |
|
Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа |
1 |
|
|
Рисовать яркую, по – весеннему звонкую композицию по памяти, по представлению. |
|
Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение. |
1 |
|
|
Нарисовать фантастический пейзаж «Космические дали» |
|
Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия |
1 |
|
|
Сделать пробный оттиск весенней картины-монотипии в любой нежной цветовой гамме с графической дорисовкой (гуашь, фломастер, перо и тушь) |
|
Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация |
1 |
|
|
Выполнять упражнения на повтор за народным мастером из Полхов-Майдана Импровизировать: роспись силуэта игрушки, поставка (акварель) |
|
Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок. |
1 |
|
|
Сочинять рисунок для своей пряничной доски. |
|
Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура |
1 |
|
|
Выполнять композицию для памятной доски в честь героев – защитников Отечества. |
|
Братья наши меньшие. Графика набросок, линии разные по виду и ритму |
1 |
|
|
Изображать с натуры, по представлению фигуры животных с передачей характерных особенностей шерсти, формы, движения |
|
Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор. |
1 |
|
|
Рисовать силуэт предмета, который можно расписать по мотивам орнамента Франции или Древнего Египта. Украшать его |
|
Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит. |
1 |
|
|
Коллективная форма работы с учётом разнообразия организационных форм, индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Обсуждать и оценивать коллективную работу. |
4.Содержание программы учебного курс
Содержание входящих в УМК учебника «Изобразительное искусство» для 2 класса и творческой тетради к нему в соответствии с утвержденной программой ориентировано на распределение часов по разделам и видам учебной деятельности на уроках изобразительного искусства с учетом трех разделов данного курса.
5. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Раздел . 1 В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная- 11 часов.
Основы
художественного изображения. Народный
орнамент России
Декоративная композиция
по мотивам узоров народных головных
уборов. Декоративная композиция
по мотивам росписи балхарской и
греческой керамики. Рисование с натуры
натюрморта. Повтор и импровизация
по мотивам филимоновской игрушки.
В мастерской мастера-гончара.
Орнамент в искусстве народов мира. Декоративная композиция. Повтор и вариации по мотивам гжельской росписи. Цвета радуги в новогоднем натюрморте. Знакомство с мастерством русских зодчих.
Раздел 2. В гостях у чародейки зимы - 12часов.
Зимние пейзажи в произведениях художников. Рисование схематических фигурок в движении. Декоративная композиция по мотивам русских изразцов. Русское поле… Доблестные воины в работах народных мастеров и художников. «А сама-то величава, выступает, будто пава…». Волшебный мир русского народного костюма. Сказки А. С. Пушкина в произведениях художников Палеха.
Раздел
3. Весна красна, что ты нам принесла
- 11 часов.
Рисование
элементов орнамента (Франция, Египет,
Россия) на полосе. Образы природы и
человека в живописи. Гостинец с весенней
ярмарки — печатный пряник. Русское
поле. Образ доблестного воина в скульптуре.
6.Формы и средства контроля
Основными формами и средствами входного, текущего, и итогового контроля являются: индивидуальная, групповая и фронтальная, самостоятельные работы, устный опрос.
Критерии оценивание работ:
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Оцениваются:
• качество выполнения изучаемых на уроке приёмов;
• степень самостоятельности,
• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. В ходе контроля проверяется степень и качество достигнутых учащимися знаний-умений-навыков, а оценка выражает реакцию на степень соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо)
7.Перечень учебно-методических средств обучения
Для обеспечения эффективности образовательного процесса по изобразительному искусству
-
экранно-звуковые пособия презентации
-
Архитектурная Русь
-
Изба как модель мироздания
-
Золотые россыпи Руси – русская изба
-
Виды и жанры изобразительного искусства
-
Виды изобразительного искусства
-
«Осень во дворе»
-
Путешествие в природу
-
Исаак Ильич Левитан
-
Иван Иванович Шишкин
-
технические средства обучения
1. Персональный компьютер,
2. Мультимедийный проектор,
3. Экран
4. МФУ.
-
учебно-методическая литература
-
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство 1 – 4 классы. Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009г
-
Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Поровская Г. А. Изобразительное искусство. 2класс. Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008..
-
Алленов М. и др. Мастера русской живописи. – М.: Белый город, 2009.
-
Коринфский А. Народная Русь. Сказания, поверья, обычаи и пословицы русского народа. – М.: Белый город, 2007.
-
Полное руководство по рисованию. – Харьков – Белгород: Книжный Клуб, 2008.
Электронные образовательные ресурсы
Название сайта |
Электронный адрес |
Министерство образования и науки РФ |
http://mon.gov.ru/ |
Русский образовательный портал |
http://www.gov.ed.ru |
Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области |
|
Белгородский региональный институт ПКППС |
|
Федеральный российский общеобразовательный портал |
|
Федеральный портал «Российское образование» |
|
Портал компании «Кирилл и Мефодий» |
|
Образовательный портал «Учеба» |
|
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») |
http://festival.1september.ru |
-
Учебно – практическое оборудование
-
Краски акварельные, гуашевые
-
Бумага формата А4
-
Ёмкость для воды.
-
Фломастеры
-
Кисти беличьи №5, 10
-
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
-
Стол учительский
-
Стенка для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
- Международный вебинар «Лицевая гимнастика: комплексы упражнений, подготовка и методика проведения»
- Вебинар «ТРИЗ-технология как средство развития творческого мышления и воображения дошкольников»
- Вебинар «Краеведческая работа библиотек как средство интеграции в социокультурное пространство региона: традиционные формы, новые технологии»
- Вебинар «Создание условий для формирования лексико-грамматического строя речи дошкольников в образовательном пространстве ДОО»
- Вебинар «Осваиваем обновленный ФГОС НОО. Формирование функциональной грамотности на уроках технологии в начальной школе»
- Вебинар «Рисование газетами как нетрадиционная техника изобразительной деятельности в работе с дошкольниками и младшими школьниками»